Защита населения при землетрясениях. Защита населения от последствий землетрясения. Ликвидация последствий землетрясения Защита населения во время землетрясения

Деревья 30.07.2021
Деревья

Защитные мероприятий отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Такие планы разрабатываются на территориальном уровне, т.е. в субъекте РФ, на местном уровне (в городах и районах) и в организациях.

Утверждаются планы руководителями администраций соответствующего уровня и после утверждения становятся документам, обязательными для исполнения.

Данные краткосрочного прогноза являются основой для принятия экстренных мер: оповещения и эвакуации населения, частичной или полной.

Оповещение в условиях землетрясения является важнейшим фактором снижения людских потерь.

Существующее законодательство в области защиты от ЧС (ФЗ №68) статьей №11 "О полномочиях органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ" возлагает на ОИВ и ОМСУ обеспечение своевременного оповещения и информирование населения об угрозе или о возникновении ЧС (в т.ч. и землетрясений).

Как известно такое оповещение населения нашей области осуществляется по системе централизованного оповещения П-160 расположенной на пункте управления ГУ ГОЧС области. В 2005- 2007 году планируется перевести систему оповещения на аппаратуру нового поколения П-166. (из служебной записки о ходе выполнения решений совместного с Министром МЧС совещания по вопросу "О мерах по обеспечению безопасности населения и территорий КО в условиях повышенной сейсмической активности").

В РФ принят единый порядок оповещения населения об опасностях, который предусматривает:

Передачу звукового сигнала "Внимание всем!" по радиотелевизионным каналам и последующую передачу речевой информации об угрозе землетрясения.

Речевая информация содержит сведения об опасности и рекомендации по действиям населения.

В условиях случившего землетрясения речевая информация может содержать сведения о силе, времени, эпицентре землетрясения и рекомендации по действиям населения.

В целях защиты населения ГОСТ Р22.3.03-94 предусматривает проведение ряда мероприятий как на стадии угрозы опасности так и в условиях непосредственной опасности. Наиболее эффективным способом, в случае землетрясения является эвакуация населения (если имеется достоверный прогноз).

В условиях же случившегося землетрясения эвакуация имеет ряд особенностей. (Руководство по эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера. ВНИИ ГОЧС Москва. 1996г.).

Из пострадавших, в результате землетрясения, районов в случае нарушения основных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения.

В этом случае эвакуация может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается главой администрации субъекта РФ или ОМСУ. Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприятий при выходе из строя стационарных элементов территориальных систем оповещения, технических средств осуществляется при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также изготовленных заранее указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

В случае землетрясения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием сборных эвакопунктов в пострадавших районах. В качестве СЭП и мест временного размещения населения используются городские площади, стадионы и другие безопасные места.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки. Потерявшее кров население может быть временно размещено в палатках, вагонах- домиках, сборных домиках, ж/д вагонах. Решение на реэвакуацию населения в места постоянного проживания принимают руководители ОИВ субъектов РФ и ОМСУ после того как минует угроза новых сильных толчков и тщательного анализа обстановки на ПОО и в системах жизнеобеспечения города.

Ликвидация последствий землетрясений - это, согласно Федеральному закону №68 "О защите населения…" аварийно- спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Поскольку характер событий при землетрясениях таков, что в условиях непосредственной угрозы для жизни и здоровья оказываются сразу значительные массы людей, проведение АСДНР имеет особое значение.

Решающим для успеха таких работ становится фактор времени. На примере Спитакского землетрясения (1988г.): из всех извлеченных в первые сутки живые составляли 31,5%, а во вторые- только 17,8%.

Для организации спасательных работ практический интерес представляет структура потерь. Процент пострадавших колеблется в широком диапазоне - от 2,5 до 63,4%, при этом санитарные потери больше безвозвратных (соотношение 3: 1).

При массовых санитарных потерях 20% пострадавших нуждается в I-й врачебной помощи, состояние 20% отмечается как крайне тяжелое, 20% нуждаются в противошоковой терапии, а 40% в амбулаторном лечении.

Характерной особенностью последствий землетрясений является образование завалов, т.е. хаотического нагромождения строительных материалов и конструкций, обломков технологического оборудования, санитарно- технических устройств, мебели, домашней утвари, камней, под которыми могут находиться пострадавшие, требующие немедленной помощи.

Статистика свидетельствует о том, что в течение 3-х часов после начала землетрясения удается спасти 90% пострадавших, через 6 часов это число сокращается до 50%, а по истечении нескольких дней оказывать помощь уже практически некому

Поэтому все силы, участвующие в ликвидации последствий землетрясений должны быть направлены на оперативное проведение поисково-спасательных работ и оказание I медицинской помощи пострадавшим. При неоказании такой помощи число погибших растет очень быстро.

Не менее важное, а порой решающее значение в условиях землетрясения имеют мероприятия медицинской защиты, которые проводятся на всех этапах АСДНР и включают в себя оказание первой медицинской, первой врачебной и специализированной помощи пострадавшим, а также противоэпидемические мероприятия.

Последние, в условиях разрушенных систем жизнеобеспечения населения, приобретают особое значение.

Финансирование мероприятий защиты населения от последствий землетрясений осуществляется в соответствии с Федеральным Законом №68

"О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Законом установлен порядок финансирования целевых программ. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС (в том числе и землетрясений) проводится в соответствии с законодательством за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности этих средств могут выделяться средства резервного фонда Правительства РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Обучение населения действиям при землетрясении организуется и проводится в соответствии с требованиями Федерального Закона "О защите населения и территорий от ЧС" №68-ФЗ и Постановления Правительства от 4.09.2003г. №547 "О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера". В полномочия ОИВ и ОМСУ входит подготовка населения в области защиты. Такая подготовка осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства в рамках существующих программ подготовки различных категорий населения, утвержденных министром МЧС.

Знание и умелое применение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ комплекса мероприятий по защите населения позволит снизить тяжесть последствий в условиях возможных на территории области землетрясений.

землетрясение магнитуда защита население

К защитным мероприятиям при землетрясении относятся постоянно проводимые мероприятия, основанные на сейсмическом районировании: ограничение землепользования (особенно при размещении новостроек); укрепление сооружений и сейсмостойкое строительство; демонтаж недостаточно сейсмостойких сооружений, укрепление которых экономически нецелесообразно; ограничения в размещении внутри зданий опасных или легкоповреждаемых объектов; подготовка мероприятий, основанных на прогнозе момента землетрясения; определение возможного ущерба для конкретных объектов, разработка сценариев необходимых действий, подготовка их финансирования, создание материальных резервов, тренировка населения и персонала спасательных служб, проведение учебных тренировок и т. д.

Многочисленные человеческие жертвы при землетрясении возникают при разрушении зданий, когда рушатся стены, перекрытия, падают кирпичи, дымовые трубы, лепные украшения, балконы, осветительные установки. Опасны летящие с верхних этажей стекла, порванные электропровода на проезжей части улиц и просто тяжелые предметы в помещениях. Как правило, землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа из поврежденных труб, замыканием электролиний. Все это усугубляется отсутствием воды, так как разрываются водопроводные линии. Опасны также неконтролируемые действия людей, охваченных паникой. Уменьшить количество травм и число погибших можно, если заранее продумать правила поведения в экстремальных ситуациях. Например, необходимо точно определить последовательность действий во время землетрясения в самых обычных условиях - дома, на работе, в общественных местах, на улице. Это поможет вам в дальнейшем действовать спокойно и рационально в чрезвычайных условиях. Для того чтобы уменьшить риск во время землетрясения, нужно соблюдать определенные правила поведения.

Дома следует: ?

не поддаваться панике и сохранять спокойствие, ободрить присутствующих; ?

укрыться иод крепкими столами, вблизи главных стен или колонн, потому что главная опасность может исходить от падения внутренних стен, потолков, люстр; ?

сразу же загасить любой источник пожара; ?

разбудить и одеть детей, помочь отвести в безопасное место их и пожилых люден; ?

использовать телефон только в исключительных случаях, чтобы позвать на помощь, передать сообщение органам правопорядка, пожарным, гражданской обороне, ?

постоянно слушать информацию по радио; ?

открыть двери для того, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости: ?

не выходить на балконы; ?

не пользоваться лифтом; ?

не пользоваться спичками, потому что может существовать опасность утечки газа; ?

едва закончится первая серия толчков, покинуть дом, но прежде чем оставить его (если он еще цел), закрыть водопроводные краны, отключить газ и электроэнергию; ?

вынести предметы первой необходимости и ценности, ?

выходить из жилища, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице; ?

закрыть дверь дома; ?

избегать узких и загроможденных чем-либо улиц.

На улице следует: ?

направляться к свободным пространствам, удаленным от зданий, электросетей и других объектов; ?

внимательно следить за карнизами или стенами, которые могут упасть, держаться подальше от башен, водохранилищ; ?

удалиться из зоны бедствия, если это невозможно - укрыться под портиком входа в подъезд; ?

следить за опасными предметами, которые могут оказаться на земле (провода под напряжением, стекла, сломанные доски и пр.); ?

не подходить близко к месту пожара; ?

не укрываться вблизи плотин, речных долин, на морских пляжах и берегах озер; вас может накрыть волна от подводных толчков; ?

обеспечить себя питьевой водой; ?

следовать инструкциям только местных властей; ?

участвовать в немедленной помощи другим.

Находясь в машине, следует: ?

не позволять пассажирам поддаваться панике; ?

не останавливаться под мостами, путепроводами, линиями электропередач; ?

при парковании машины не загораживать дорогу другим транспортным средствам; ?

если можно, лучше не пользоваться автомобилем, а передвигаться пешком; ?

лучшее решение, если его принять вовремя, - покинуть город.

В общественном месте главную опасность представляет толпа, которая, подавшись панике, бежит, не разбирая дороги. Оказавшись в толпе, следует:

О постараться выбрать безопасный выход, еще не замеченный толпой; ?

постараться не падать, иначе есть риск быть растоптанным, не имея ни малей- шеи возможности подняться; ?

скрестить руки на животе, чтобы не сломали грудную клетку; ?

постараться не оказаться между толпой и препятствием. В школе и других учебных заведениях: ?

нужно следовать плану, разработанному органами гражданской обороны: ?

следует держать ситуацию под контролем, чтобы быть в состоянии помочь другим и обезопасить детей.

Уверенность взрослого и владение им обстановкой помогает детям следовать его указаниям, не поддаваясь панике; ?

тренировки, проведенные с детьми заранее, позволяют им действовать более правильно и спокойно; ?

дети должны знать заранее, где найти убежище: если учительница прячется под рабочим столом, маленькие должны использовать для этих целей свои парты: каждый шаг взрослого должны повторять все дети; ?

каждого ученика необходимо учить быть ответственным за свои веши: таким образом, его внимание отвлекается от главной проблемы, и это позволяет легче подавить страх во время эвакуации; ?

у преподавателя должен быть полный список присутствующих учеников, и при выходе он должен проверить наличие детей; ?

нужно позаботиться о том, чтобы передать детей родителям или в специально предназначенные для их сбора центры.

В поезде или в метро: ?

будьте готовы к тому, что, как только произойдет толчок, возможно, будет отключена электроэнергия; вагон погрузится в темноту, но несмотря на это вы не должны поддаваться панике; ?

подземные станции в случае землетрясения являются безопасным местом: металлоконструкции позволяют им хорошо противостоять толчкам.

По возвращении домой необходимо: ?

посмотреть, не получило ли здание серьезных повреждений; ?

не пользоваться ни спичками, ни электровыключателем, так как существует опасность утечки газа; ?

не пользоваться телефоном, чтобы не перегружать линию.

Если вы погребены под обломками, нужно: ?

дышать глубоко, не позволять страху победить себя и не пасть духом, попытаться выжить любой ценой; ?

оценить ситуацию и определить, что в ней есть положительного; ?

помнить, что человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение довольно большого срока, если не будет бесполезно расходовать энергию; ?

верить, что помощь придет обязательно; ?

поискать в карманах или поблизости предметы, которые могли оы помочь подавать световые или звуковые сигналы (любой предмет, которым можно (печать по трубам или стенам, чтобы привлечь внимание); ?

приспособиться к обстановке, осмотреться и поискать выход:

О если не хватает воздуха, не зажигать свечей, которые потребляют кислород. ?

отбросить грустные мысли, сосредоточившись на самом важном, ?

если единственным путем выхода является узкий лаз, попытаться протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперед, как черепаха.

Какой же вывод из всего сказанного? К землетрясениям надо готовиться, знать свои действия и оттачивать их выполнение на тренировках. 4.5.

Контрольная работа

Защита населения и территорий от землетрясений и наводнений

Введение

В последние годы уходящего столетия наблюдается устойчивая тенденция к неуклонному росту количества и разрушительной силы стихийных бедствий. Международный симпозиум по вопросам влияния и загрязнения природной среды на климат, проходившей в августе 2007 г., отметил, что только за последнее десятилетие количество природных катастроф возросло вдвое, причем особенно увеличивалась площадь затоплений. Все это связано с нарушением экологического равновесия в природе и, наряду с принятием природоохранных мер, требует усиления внимания к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий).

Территория России подвержена комплексному воздействию более 30 опасных природных явлений, развитие и проявление которых в виде катастроф и стихийных бедствий ежегодно наносит стране огромный материальный ущерб и приводит к большим человеческим жертвам.

Из всех стихийных бедствий по своему отрицательному воздействию на человека и территории на первом месте стоят землетрясения, наводнения и ураганы. При их возникновении проводятся наиболее объемные работы, требующие значительных организационных усилий и привлечения максимального количества сил и средств для ; ликвидации последствий случившегося. Поэтому основное внимание при изучении темы рекомендуется уделить вопросам ЗН и Т в условиях этих стихийных бедствий.

1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ

По причинам возникновения землетрясения бывают тектонические, вулканические, обычные, метеоритные и техногенные. Особое внимание можно уделить тектоническим землетрясениям и техногенным, возникающим в результате неконтролируемого воздействия человека на окружающую среду. Причинами техногенных землетрясений могут быть глубокое разведочное бурение, заполнение крупных водохранилищ и др. В качестве примера можно привести землетрясение интенсивностью 8 баллов, произошедшее в 1963 г. южнее Новосибирска при заполнении Обского моря (раньше там землетрясения не наблюдались).

Нужно обратить внимание на то, что в России сейсмоопасными зонами являются Камчатка, Сахалин, Северный Кавказ и Якутия.

1.1 Характеристика землетрясений

Основными критериями землетрясения являются глубина очага (гипоцентра) - до 30 км, в отдельных случаях - до 750 км; продолжительность колебаний грунта - 20-25 с (макс. - до 90 с); сейсмическая энергия и интенсивность землетрясения.

Под сейсмической энергией понимается энергия, излучаемая из гипоцентра землетрясения в форме сейсмических волн. Она измеряется с помощью шкалы Рихтера, в которой за единицу измерения принимается магнитуда - величина, соответствующая десятичному логарифму максимальной амплитуды колебаний маятника сейсмографа (в микронах) в 100 км от эпицентра землетрясения. Максимальная энергия землетрясений за все время наблюдений за ними составила 8,9 магнитуды, следовательно, данные измерений по шкале Рихтера могут находиться в пределах от 1 до 8,9 магнитуд.

Так как магнитуда характеризует выход сейсмической энергии только в эпицентре землетрясения, для оценки силы колебаний земной поверхности в точках, удаленных от эпицентра, используется понятие “интенсивность землетрясения”, определяющее степень ущерба, нанесенного подземной стихией в данном конкретном месте. Интенсивность зависит не только от сейсмической энергии, но и от расстояния до эпицентра, свойств грунта, качества строительства и других факторов. Поэтому для измерений интенсивности сложно использовать инструментальные методы, и они не отличаются такой же степенью точности, как измерение энергии.

Интенсивность землетрясения определяется с помощью 12-бальной шкалы Меркалли (табл. 1). В России и странах СНГ используется ее модификация - шкала М5К-64.

Таблица 1. – Краткая характеристика возможной интенсивности землетрясений по 12-балльной шкале Меркалли (MSK -64).

Балл

Краткая характеристика землетрясений

Отмечается только сейсмическими приборами

Ощущается отдельными людьми, находящимися в полном покое

Ощущается небольшой частью населения

Легкое дребезжание и колебания предметов, посуды и оконных стекол

Общее сотрясение зданий, колебание мебели, трещины в оконных стеклах и штукатурке

Пробуждение спящих, падение со стен картин, откалываются отдельные куски штукатурки

Трещины в стенах каменных домов, антисейсмические и деревянные постройки остаются невредимыми

VIII

Трещины на почве, сдвиг или опрокидывание памятников, сильное повреждение домов

Сильное разрушение каменных домов, перекосы деревянных домов

Трещины в почве, иногда до метра шириной, оползни, обвалы со склонов, разрушение каменных построек, искривление железнодорожных рельсов

Более широкие трещины в поверхностных слоях земли, многочисленные обвалы, каменные дома совершен разрушаются, выпячивание железнодорожных рельсов

Большие изменения ландшафта, многочисленные трещины, обвалы, оползни, возникновение водопадов, подпруд на озерах, изменение течения рек, ни одно сооружение не выдерживает

Соотношение между сейсмической энергией и интенсивностью землетрясения показано в таблице 2.

Таблица 2. – Соотношение между шкалой Рихтера и MSK -64.

Магнитуда по Рихтеру

4,0-4,9

5,0-5,9

6,0-6.9

7,0-7,9

8,0-8,9

Интенсивность по шкале МЗК-64

IV -V

VI - VII

VIII-IX

1Х-Х

XI-XII

Рассматривая поражающие факторы землетрясения, следует отметить, что основной ущерб наносится в результате воздействия не первичных факторов, порождаемых подземной стихией - колебаниями грунта и образующимися в нем трещинами - а вторичных, возникающих под действием первичных: разрушениями, пожарами, наводнениями и т.д.

В ряде случаев вторичные факторы, такие, как цунами, оползни, обвалы, сами являются источниками ЧС. В отличие от первичных факторов, возможность возникновения либо степень проявления вторичных факторов можно существенно уменьшить, а иногда и предотвратить путем заблаговременного проведения комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий.

При землетрясениях высокой балльности возможны массовые поражения населения, в том числе травмы различной степени, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей, разрушения отдельных объектов и систем инфраструктуры.

1.2 Мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений и ликвидации их последствий

Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

Правовые мероприятия.

Руководство положениями основных документов в области ЗН и Т, в части, касающейся данной ЧС, в том числе нормативными документами, регламентирующими строительство объектов в сейсмоопасных зонах (ГОСТ).

Сейсмостойкое строительство и ограничите строительства потенциально опасных объектов (ПОО) в сейсмоопасных районах с возможной интенсивностью землетрясений У11-1Х баллов. В зонах с интенсивностью землетрясения более IX баллов строительство вообще не рекомендуется. Обязательным условием сейсмостойкого строительства является тщательный контроль за соблюдением Строительных норм и правил.

Усиление сейсмостойкости ранее построенных зданий при их капитальном ремонте.

Рациональное размещение и рассредоточение объектов при строительстве городов и населенные пунктов.

Развитие инфраструктуры территории с учетом создания благоприятных условий для проведения аварийно-спасательных работ: строительство широких (незаваливаемых) магистралей и пожарных водоемов в населенных пунктах; мостов повышенной прочности и грузоподъемности и дорог с твердым покрытием в сельской местности и т.п.

Инженерная паспортизация отдельных объектов, населенных пунктов и городов в сейсмоопасных районах в целях заблаговременной подготовки банка данных для оценки последствий возникших землетрясений.

Организационные мероприятия.

Планирование ЗН и Т от землетрясений и ликвидации их последствий. Основой для планирования и проведения заблаговременных мероприятий является сейсмическое районирование, заключающееся в выделении областей и районов территорий по степени сейсмической опасности. Оно осуществляется на базе анализа сейсмических, геологических и геофизических данных и многолетних сейсмических наблюдений.

Целенаправленная подготовка формирований, предназначенных для аварийно-спасательных работ, оснащение их современной поисковой аппаратурой и средствами механизации работ. Примеры новой техники: акустическая аппаратура “Пеленг" и микроволновый детектор движения, позволяющие обнаружить живого человека под завалом на глубине, соответственно, 10 и 15 м; пневматические подушки, способные поднять на высоту 30-50 см груз в несколько десятков тонн; гидравлические резаки и ножницы и др.

Организация постоянного контроля за сейсмической обстановкой, включающего проведение сейсмического мониторинга, а также прогнозирование возможных землетрясений. Контроль осуществляется силами и средствами Единой системы сейсмических наблюдений. Прогнозирование землетрясений - одно из важнейших мероприятий в системе контроля сейсмической обстановки, позволяющее своевременно принять меры к ЗН и Т. Однако в настоящее время надежный краткосрочный (за несколько суток) и непосредственный (за несколько часов) прогноз представляет серьезную проблему из-за отсутствия надежных методик и средств. Эта проблема должна быть решена с созданием в России спутниковой системы предупреждения о землетрясениях с помощью томографического зондирования атмосферы. Она сможет дать поэтапный прогноз землетрясения с высокой степенью точности за двое суток и за 30 минут до его начала. Первые спутники этой системы уже выведены на орбиту.

При получении долгосрочного (на несколько лет вперед) или среднесрочного (на несколько месяцев) прогноза землетрясения проводятся работы по повышению устойчивости объектов инфраструктуры (укреплению домов и сооружений), тренировки и учения формирований и населения.

  • Поддержание готовности системы оповещения и информации об угрозе землетрясения и его возникновении, включая мобильные средства.
  • Подготовка населения к действиям в условиях землетрясения проводится на общих основаниях. Спецификой при этом является детализация обучения населения правилам поведения в различных условиях: подготовительные мероприятия при отсутствии землетрясения; действия при наличии прогноза и при внезапном возникновении землетрясения; действия после землетрясения.

♦ не паниковать, действовать спокойно;

♦ в случае если землетрясение началось серией небольших толчков, либо при нахождении в непосредственной близости от входа - немедленно покинуть здание, остерегаясь стекла, обломков облицовки и камней, падающих вдоль стен;

♦ при нахождении вдали от выхода или на верхних этажах искать спасения в том помещении, где застало землетрясение, заняв безопасное место (в проеме двери, углу, под столом);

♦ остерегаться близости окон, застекленных дверей и стен, угловых комнат;

♦ не пользоваться лестницами и лифтами;

♦ если землетрясение застало на улице, отойти подальше от стен, столбов и проводов линий электропередачи;

♦ по окончании толчков немедленно покинуть здание, выключив газ, свет и воду, и больше в него не входить, так как возможны повторные толчки - афтершоки, способные завершить разрушения, произведенные землетрясением.

Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности.

Режим повышенной готовности вводится с получением непосредственного прогноза. При этом председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), руководителями органов управления ГОЧС, как правило, принимается решение на ЗН и Т и, в первую очередь, на проведение упреждающей эвакуации, а также ставятся задачи исполнительным органам; приводятся в готовность спасательные формирования с выводом техники и людей на открытые площадки; переводятся на аварийные режимы или останавливаются опасные производства и принимаются другие необходимые меры.

Население оповещается через средства массовой информации о возможности землетрясения и порядке действий в данной ситуации.

При упреждающей эвакуации население выводится из домов на ближайшие открытые площадки, расположенные вне зон возможных завалов. При невозможности эвакуации население подготавливает свои жилые помещения к возможным толчкам, для чего снимаются на пол все тяжелые предметы с полок и шкафов, высокая мебель прикрепляется к стенам, кровати отодвигаются от окон, коридоры и лестничные переходы освобождаются от загромождающих их вещей, создаются запасы воды и продуктов питания.

С началом землетрясения КЧС вводит чрезвычайный режим. Сразу же после окончания сотрясения грунта собираются данные об обстановке в районе бедствия и краткие выводы из нее докладываются председателю КЧС, который принимает (уточняет ранее принятое) решение и определяет задачи исполнителям, а органы управления ГОЧС доводят их до привлекаемых сил.

Диспетчерской службой дается информация в вышестоящие органы управления РСЧС с конкретными данными по землетрясению для оперативного прогнозирования с помощью компьютерных программ возможных его последствий и определения необходимости оказания помощи силами и средствами.

Для организации и проведения спасательных работ зона разрушений разделяется на районы (в рамках существующего административного деления), а районы - на участки работ. Назначаются руководители ликвидации чрезвычайной ситуации. В случае крайней необходимости они вправе самостоятельно принимать решения;

О проведении эвакуационных мероприятий;

Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

О проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

О разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно- спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формировании, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно- спасательных работ;

О привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

О принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Спасательные работы начинаются немедленно всеми сохранившимися силами. По мере прибытия формирований для ликвидации последствий ЧС их командиры объединяют все имеющиеся на участке силы и средства и организуют планомерное проведение работ. Для более надежного обнаружения людей, находящихся под завалами, через определенные промежутки времени устанавливается так называемый “час тишины”.

2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ НАВОДНЕНИЯХ

Угроза наводнения на территории России существует более, чем в 40 городах и нескольких тысячах других населенных пунктах. На примерах минувшего лета текущего года виден ущерб, наносимый наводнениями населению и экономике страны.

Проведение мероприятий по ЗН и Т от наводнений невозможно без знания причин их возникновения, которыми могут быть: расход воды, превышающий возможности русла реки (обильное снеготаяние, ливни); большое сопротивление потоку воды (заторы, завалы русла) и ветровые нагоны на морях и озерах.

Особую категорию составляют наводнения, возникающие при авариях на гидротехнических сооружениях, так как здесь действует фактор внезапности и огромной силы напор волны прорыва, которая может достигать 10-15 м и более в высоту и перемещаться со скоростью от нескольких до десятков метров в секунду. Так, например, в 1963 г. в Италии в водохранилище Вайонт обрушился горный массив, в результате 25 млн т воды перелились через плотину, создав в долине р. Пьяве волны высотой 70 м. Было уничтожено 4 поселка, погибло 4400 человек. В 1994 г. в Башкирии в результате прорыва плотины Тирлянского водохранилища было снесено несколько поселков (148 домов) и погибло около 90 человек.

Затопление местности при авариях па гидротехнических сооружениях происходит в результате прихода и распластывания по долине волны прорыва, которая может растекаться далеко за пределы поймы реки, создавая угрозу населению, проживающему на большом удалении от ее русла.

К поражающим факторам наводнения относят поток (течение) воды и загрязнение гидросферы и почвы. Критериями, характеризующими наводнение, являются скороподъемность, глубина, скорость движения и температура потока, площадь затопления и скоростной напор воды (динамическая нагрузка массы движущегося потока).

По видам наводнения классифицируются на низкие (малые), высокие (большие), выдающиеся и катастрофические.

Наводнения, как правило приводят к ухудшению условий жизнедеятельности населения, а также к нарушению инфраструктуры района затопления (разрушение объектов, дорог, линий электропередачи, затопление сельскохозяйственных угодий и т.д.).

2.1 Мероприятия по защите населения и территорий от наводнений и ликвидации их последствий

Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности

Правовые мероприятия.

Руководство положениями основных документов в области ЗН и Т применительно к данному природному явлению, а также рядом специальных документов таких как Федеральный закон “О безопасности гидротехнических сооружении” и др.

Инженерно-технические мероприятия.

Регулирование паводкового стока с помощью гидротехнических сооружений (плотин, дамб),

Проектирование и строительство жилых районов или промышленных объектов (в первую очередь, ПОО) вне мест, где прогнозируются уровни поводка, с учетом норм запаса их прочности для соответствующих условий.

Использование нижних этажей жилых зданий для административных целей.

Обеспечение необходимой устойчивости дорожных покрытий, линий связи и электропередачи в условиях затопления.

Накопление резервных запасов строительных материалов для укрепления гидротехнических сооружений, строительства дамб и т.п.

Организационные мероприятия.

Планирование ЗН и Т при наводнениях. При планировании особое внимание уделяется организации упреждающей и экстренной эвакуации из угрожаемых районов (определяются районы эвакуации и маршруты движения, порядок размещения в них эвакуируемых, определяется и постоянно уточняется транспортное обеспечение и другие данные).

Создание и поддержание в готовности сил и средств для проведения спасательных работ, особенностью которых является обязательное наличие в их составе формирований на плавсредствах, инженерных подразделений механизации работ по укреплению гидротехнических сооружений, мобильных разведывательных подразделений на быстроходных катерах.

Обеспечение населения простейшими спасательными средствами.

Организация контроля за состоянием рек и водоемов. Прогноз возможных наводнений и их последствий. Контроль за состоянием рек и водоемов осуществляется гидрометеорологическими службами, а органы управления ГОЧС должны проявлять заботу об оперативном получении от них прогнозов наводнений и другой информации.

Поддержание в постоянной готовности системы оповещения о наводнениях, в том числе с использованием плавсредств.

Подготовка населения к действиям в условиях наводнения. Подготовка осуществляется по общим правилам. При обучении особое внимание уделяется вопросам эвакуации населения различными спосо¬бами из районов возможного затопления.

  • При получении сигнала оповещения об эвакуации (начале наводнения) необходимо упаковать документы и ценные бумаги в непромокаемый пакет, забрать особой необходимые вещи и запас продуктов на 3 дня и, выключив газ, воду и электроэнергию и закрыв плотно окна и двери, следовать на сборный эвакуационный пункт.
  • При невозможности эвакуации подняться на верхний этаж здания, чердак или крышу либо на возвышенный участок местности, имея с собой предметы, пригодные для самоэвакуации (автомобильную камеру, пустые канистры, надувной матрас и т.п.), а также для обозначения местонахождения (яркий кусок ткани, фонарик).
  • Если вода продолжает прибывать, а скорость потока превышает 2 м/с - закрепиться за прочные предметы.
  • До прибытия помощи оставаться на месте, подавая сигналы о помощи.
  • Самоэвакуацию предпринимать только при угрозе жизни, при этом, прежде чем плыть, проследить направление течения и наметить направление движения.
  • Плыть только по течению под углом к его направлению, приближаясь к намеченному пункту.
  • Внезапно оказавшись в воде сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, и, используя любые плавающие предметы, экономить силы и ждать помощи.

Мероприятия, проводимые в режиме повышенной готовности

При непосредственной угрозе наводнения комиссия по ЧС может ввести режим повышенной готовности. При этом на базе оценки фактических данных и прогнозирования определяются меры по защите населения, принимается решение на проведение спасательных и других неотложных работ и проводится комплекс превентивных мероприятий, имеющих целью снижение ущерба от наводнения, облегчение организации спасательных работ и сокращение времени на их проведение. К важнейшим из них относятся:

Усиление контроля за подъемом воды и уточнение прогнозирования масштабов наводнения.

Принятие мер к укреплению гидротехнических сооружений, строительству дамб, водоотводных каналов и пр.

Приведшие в повышенную готовность к действиям спасательных формирований, оснащение их плавсредствами.

Оповещение населения об угрозе затопления.

Подготовка эвакуационных мероприятий, а с достижением уровнем воды опасных значений, упреждающая эвакуация населения.

Подготовка опасных производств к остановке процесса либо переход их на аварийные режимы работ.

Ряд специфических мероприятий проводится при угрозе прорыва плотин. Помимо вышеперечисленных мер, прогнозируются границы затопления глубиной 1,5 м и более и со скоростью потока более 2 м/с; принимаются меры к ограждению указателями об опасности участков дорог, по которым может пройти волна прорыва; определяются возвышенные участки в районах вероятного затопления, на которых может укрыться население при невозможности эвакуации (информа-ция о них доводится до населения при оповещении).

Мероприятия, проводимые в чрезвычайном режиме

С началом затопления уточняется оценка фактической обстановки и на основе выводов из нее принимается решение на проведение экстренной эвакуации населения, спасательных и других неотложных работ. Определяются задачи исполнителям и доводятся до них через работников органа управления ГОЧС. Население оповещается о начале подъема воды. При прорывах плотин оповещение осуществляется на расстояние добегания волны прорыва за 6 часов. Силы и средства ликвидации последствий наводнения приводятся в полную готовность и выдвигаются на участки работ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации при наводнениях включает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализацию зоны ЧС и меры по прекращению действия опасных факторов наводнения.

Спасательные работы при наводнении имеют целью поиск людей на затопленной территории, оказание им необходимой помощи и эвакуацию в безопасные места. Для проведения АС и ДНР привлекаются формирования, оснащенные плавсредствами, вертолетами (в т.ч. воинские), санитарные формирования, формирования механизации работ, охраны общественного порядка и другие.

Организованная упреждающая эвакуация населения из зон возможного затопления осуществляется на автотранспорте, который, учитывая небольшую протяженность маршрутов эвакуации, может делать по несколько рейсов. Экстренная эвакуация с началом затопления может завершаться по бродам, на плавсредствах и вертолетах. Вывод эвакуируемых по бродам осуществляется только летом при высоте воды не более 1 м и скорости течения не более 1,5 м/с. Группы спасаемых обязательно сопровождаются проводниками со средствами оказания помощи (веревками, пробковыми поясами и т.п.), один из которых следует в голове группы, другой - замыкающим.

В районах, откуда вывести людей посуху и по бродам не удалось (невозможно), разведгруппы, действующие на быстроходных катерах или вертолетах, отыскивают группы спасающихся людей и сообщают их местонахождение, количество и состояние в органы управления ГОЧС, которые высылают туда спасательные формирования на плавсредствах. При этом небольшие плавсредства (лодки) объединяются в группы по 5-6 единиц. Во главе каждой такой группы должен действовать моторный катер (автомашина-амфибия). В группе обязательно должны быть: медицинский работник с необходимым набором средств для оказания помощи пострадавшим на воде и 1-2 спасателя с аквалангами или изолирующими противогазами (для работы под водой).

Небольшим группам людей, находящимся на воде, выбрасываются, с учетом направления ветра, спасательные средства. Затем пострадавших поднимают на борт и доставляют в пункт сбора. При необходимости первая медицинская помощь оказывается на борту спасательного средства.

Локализация района наводнения и прекращение действия опасных факторов осуществляются путем проведения силами формирований механизации работ защиты важнейших элементов инфраструктуры дамбами, уменьшению интенсивности подъема воды и высоты уровня затопления за счет водоотводных каналов, перекрытия шлюзов водохранилища.

Заключение

Следует сказать, что на территории РФ могут возникнуть и другие ЧС природного характера: природные пожары, ураганы, смерчи, снежные бураны и др. Большинство из них возникает внезапно либо за очень короткий промежуток времени, поэтому ЗН и Т должна осуществляться очень оперативно, для чего могут быть проведены следующие мероприятия: наблюдение за перемещением урагана, смерча или бурана, прогнозирование времени их подхода и оповещение населения об их угрозе; приведение в готовность органов управления ГОЧС, сил и средств ликвидации ЧС: усиление надзора за соблюдением мер безопасности; укрытие населения в защитных сооружениях, подвалах или прочных зданиях; подготовка медицинских учреждений к приему пострадавших и оказанию им помощи.

Во всех случаях знание поражающих факторов, критериев и физической сущности природных ЧС, а также мероприятий по ЗН и Т в каждом конкретном случае позволяет избежать или существенно уменьшить потери и ущерб, который может быть нанесен.

Литература

  1. Дж. Гир, Х. Шах. Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему приготовиться. /Пер. с англ./М.; 2008.
  2. Тарасов В.В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. М., 20 1 3 г.
  3. Р. Нежиховский. Наводнения на реках и озерах. Гидрометеоиздат. 200 8 г.
  4. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., МГУ. 200 8 г.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Последствия землетрясений

СОШ № 2

г. Моздок


План урока

1. Введение

2. Землетрясения-общие сведения

3. Предвестники землетрясений

4. Параметры землетрясений

5. Сейсмические шкалы, сейсмограф

9. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев

Александр

Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Опасные геологические явления , вызываемые землетрясениями, - растяжение, течение и проседание грунта, обвалы, камнепады, широкие трещины и смещения в грунте, большие оползни, снежные лавины, грязевые потоки (сели).

Цунами, сейши, наводнения. В результате землетрясений, происходящих в морях и океанах или на побережье, могут образовываться большие морские волны – цунами, которые обрушиваясь на берег, производят опустошительные разрушения в прибрежной полосе

В замкнутых бухтах и озёрах может возникнуть сейша – сильное колебание воды, приводящее к затапливанию берега.

В результате разрушения и прорыва гидротехнических сооружений и водопроводных коммуникаций (плотин) возможны сильные наводнения.


Землетрясения

Паника, во время которой люди в страхе совершают нелепые и страшные для себя и окружающих поступки.

Паника особенно опасна в местах скопления людей: на предприятиях, в лечебных, учебных и детских учреждениях, общежитиях, театрах, стадионах


Травмирование и гибель людей происходит в основном из – за поражения их обломками разрушенных зданий, сооружений, конструкций и падающими предметами, о также попадания в завалы и отсутствия своевременной медицинской помощи.


Повреждение и разрушение зданий , в которых мы живём и учимся.

Деревянные здания – лёгкие и обладающие достаточной жёсткостью постройки наиболее живучи при землетрясениях.

Наиболее уязвимы при землетрясении – печи и дымовые трубы из-за с возникновения пожаров. Поэтому их укрепляют полосами железа.

Шлакоблочные дома – наиболее уязвимы даже при землетрясении в VI баллов.

Наиболее опасные места в панельном доме – лестницы и лестничные площадки, шахты лифта, балконы и места, рядом с внутренними перегородками .

Наиболее безопасны в этих здания сантехнические узлы, санкабинеты, места в дверных проёмах.


Пожары возникают при землетрясении в населенных пунктах из-за обрыва электрических проводов, утечки природного газа, других горючих веществ, наличие открытого огня, повреждения технологического оборудования на производствах

Транспортные аварии и катастрофы происходят в результате непосредственного воздействия сейсмических волн на на транспортные средства и разрушения элементов транспортных коммуникаций


Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения. Разрушение или повреждение сетей и объектов канализации, тепло и водоснабжения, систем связи приводят не только к кризису в обеспечении населения всем минимально необходимым для жизни и деятельности, но иногда и к грабежам, мародерству.

Усложняет ситуацию и повреждение медицинских учреждений

Основные причины несчастных случаев при землетрясении – падение кирпичей, дымовых труб, карнизов, балконов, оконных рам и битых стёкол, других частей здания, пожары, вызванные утечкой газа из повреждённых труб и замыканий электролиний, неконтролируемое поведение людей во время паники.

ПОМНИТЕ! Землетрясение неожиданно и быстро.


Предвестники землетрясения :

Появление запаха газа в районах, где ранее этого не отмечалось;

Беспокойное поведение животных и птиц;

Вспышки в виде рассеянного света зарниц;

Искрения близко расположенных, но не касающихся друг друга электропроводов;

Голубоватое свечение внутренних поверхностей стен домов;

Самопроизвольное загорание люминесцентных ламп.

Все эти признаки могут являться основанием для оповещения населения о возможном землетрясении.


Наиболее безопасные места для укрытия в здании при землетрясении

  • дверной проём;
  • проёмы в капитальных внутренних стенах;
  • углы, образованные капитальными внутренними стенами;
  • места у колонн и балконами каркаса;
  • места под прочными столами и рядом с кроватями.

Прочность кирпичных домов зависит от качества кирпичной кладки. Лучшее укрытие в углах домов, дверные проёмы, места с хорошо закреплённой мебелью.

Прочность панельных домов зависит от времени их постройки, конструкционных особенностей дома, качества строительных материалов.


Основные действия населения при угрозе землетрясения:

Узнайте у местных органов государственной власти и местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации. Заранее решите, где будет место встречи вашей семьи в случае эвакуации;

Внимательно выслушайте информацию об обстановке и инструкции о порядке действий;

Отключите источники электро-, водо- и газоснабжения, погасите огонь в печи;

  • оденьтесь, возьмите документы, необходимые вещи, небольшой запас продуктов питания (на 3 дня), питьевую воду, медикаменты, средства личной гигиены, карманный фонарик;

Вы узнали, что:

  • землетрясения вызывают опасные геологические явления: цунами, сейш, наводнения;
  • землетрясения вызывают разрушение жилых и общественных зданий, нарушают работу объектов экономики;
  • землетрясению предшествуют разные явления, беспокойное поведение животных;
  • наиболее безопасные места для укрытия в здании при землетрясении;
  • основные правила поведения при землетрясении

Домашнее задание

I I По статистике в мире происходит в среднем в год: 1 землетрясение катастрофической степени (8); 18 землетрясений «очень сильные» (7-7,9); 120 «сильных» землетрясений (6-6,9); 800 «умеренных» колебаний почвы (5-5,9); легких землетрясений (4-4,9); 50 тысяч «слабых» (3-3,9). В 2011 году – 11 землетрясений. Землетрясения – это сильные подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов земной коры или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Причины возникновения Тектонические явления; Метеоритные, техногенные, обвальные, вулканические


Самые разрушительные землетрясения в истории Землетрясение в Китае 23 января 1556 года по данным китайских исторических источников погибло, свыше 830 тысяч человек. Землетрясение в Китае в 1976 году городе Тянь-Шань недалеко от Пекина. Магнитуда 7,8 по шкале Рихтера, погибшими считаются 242 тысячи человек. Подводное землетрясение в Индийском океане 26 декабря 2004 года. Магнитуда от 9,1 до 9,3. Это второе по силе землетрясение за всю историю наблюдения.




11 марта в м. в. в Японии произошла серия землетрясений. Магнитуда 9,1 по шкале Рихтера. Стихия спровоцировала глобальную катастрофу на японских островах - помимо собственно разрушений вследствие подземных толчков, землетрясение спровоцировало мощные волны цунами, которые обрушились на побережье. Число жертв – более 2,5 тыс. чел. Пострадавших боле 140 тыс. чел.


Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года Магнитуда 7 по шкале Рихтера. Полностью был стерт с лица земли город Спитак (население 16 тысяч человек), Более 80% жилого фонда было разрушено в Ленинакане - с населением около 250 тысяч жителей. Погибло 25 тысяч человек, раненых было более 17 тысяч, лишилось крова 514 (до 530 по другим оценкам) тысяч человек.


Первая группа 1. Механические воздействия колебаний земной поверхности. 2. Разрушения, затопления, осыпание битых стёкол, падение разорванных электропроводов, взрывы и пожары, связанные с утечкой газа, неконтролируемые действия людей, вызванные испугом и паникой. Вторичные факторы землетрясения: лавины, оползни, обвалы, разжижение грунта, цунами и др. (Сами по себе ЧС). Поражающие факторы землетрясений


Критерии, определяющие характер землетрясения 1. Глубина очага (гипоцентра) км; отдельные км. Участок земной поверхности, расположенный над гипоцентром, называется эпицентром


3. Сейсмическая энергия это энергия, излучаемая из гипоцентра землетрясения в форме сейсмических волн (V-8 км/сек). 2. Продолжительность сотрясения грунта секунд (1-1,5 минуты)


Сейсмическая энергия оценивается по шкале Рихтера, в качестве единицы измерения в которой используется особая величина – магнитуда, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн. Магнитуда - полученная из сейсмограммы мера смещения грунта. Рихтер определял ее как десятичный логарифм, выраженный в микронах, максимальной амплитуды записи толчка, сделанной стандартным крутильным сейсмографом на расстоянии 100 км от эпицентра. Виды сейсмических волн продольные и поперечные объёмные; поверхностные. V - для продольных волн 3-8 км / с V - поперечных волн км / с; V- поверхностных волн до 1,4 км /c.


Магнитуда безразмерная величина, она не измеряется в баллах. Правильное употребление: «землетрясение с магнитудой 6.0», «землетрясение силой в 6 магнитуд по шкале Рихтера» Неправильное употребление: «землетрясение с магнитудой 6 баллов», «землетрясение силой 6 баллов по шкале Рихтера». 4. Интенсивность сейсмических толчков - 12 бальная шкала Меркалли – основана на субъективных ощущениях и видимых физических эффектах(до 6 баллов слабые, 6-7 сильные. 8-9 разрушительные, катастрофическими); - 12-балльная шкала Медведева-Шпонхойера-Карника была разработана в 1964 году для Европы и СССР. С 1996 года в ЕС макросейсмическая шкала (EMS).


Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях землетрясения II Правовые мероприятия Руководство положениями основных документов в области защиты населения и территорий в части, касающейся землетрясений, в том числе нормативными документами, регламентирующими строительство объектов в сейсмологических зонах. 1. Планирование защиты населения и территорий от землетрясений и ликвидации. Районирование территорий. Определение границ зон возможных землетрясений с определённой интенсивностью, положение сейсмоактивных разломов, участки возможных оползней. Организационные мероприятия


2. Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации последствий землетрясения 3. Организация постоянного контроля сейсмической обстановки в регионе, в том числе прогнозирование землетрясений. Контроль осуществляется силами и средствами Единой системы сейсмических наблюдений (ЕССН). собаки Поисковая аппаратура




Инженерно-технические мероприятия Требования СН и П - в зонах возможных землетрясений силой до 7 баллов специальных мер по повышению сейсмостойкости зданий не требуется; - в зонах землетрясений 7-9 баллов – осуществляется сейсмостойкое строительство; - в зонах возможных землетрясений силой более 9 баллов строительство не рекомендуется. Исключено строительство потенциально опасных (ЯОО и ХОО) в зонах балльных землетрясений. В других сейсмоопасных зонах, их устойчивость должна рассчитываться на силу землетрясения, на 1-2 балла превышающего ожидаемое в данной зоне. 1.Сейсмостойкое строительство и ограничение строительства в сейсмоопасных районах.


2. Усиление сейсмостойкости ранее построенных зданий. 3. Рациональное размещение, рассредоточение и повышенная пожаростойкость зданий в городской застройке и на объектах экономики. 4.Развитие инфраструктуры территорий с учётом создания благоприятных условий для проведения аварийно-спасательных работ. 5. Инженерная паспортизация отдельных объектов, населённых пунктов и городов в сейсмоопасных районах в целях заблаговременной подготовки банка данных для оценки последствий землетрясения.


Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые в режиме повышенной готовности (при непосредственной угрозе землетрясения). 1.Уточнение органами управления ГОЧС прогноза ожидаемого землетрясения по данным сейсмических наблюдений. 2.Оповещение населения об угрозе землетрясения осуществляется через местные радиовещательные станции и телевидение. При необходимости отдаются указания о порядке эвакуации людей в безопасные места. 2


3. Приведение в повышенную готовность к проведению аварийно - спасательных работ сил и средств (особенно нештатных формирований). При этом личный состав формирований выводится в палаточные городки, а спасательная техника – на открытые площадки. 4. Перевод потенциально опасных производств на аварийные режимы работы или полная остановка производства.


1. ОУ ГО и ЧС проводится оценка фактической обстановки. 2. Председатель КЧС ПБ принимает (уточняет) решение по ликвидации последствий землетрясения. 3. Население информируется о характере разрушений и мерах по ликвидации последствий землетрясения. 4. Ликвидация последствий землетрясения начинается немедленно всеми наличными силами. Организуются аварийно - спасательные работы, а также работы по предупреждению, локализации и тушению пожаров, локализации аварий, связанных с выбросом и разливом аварийно химически опасных веществ, а также аварий на энергетических и коммунальных сетях. 3 В ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ РЕЖИМЕ


СИЛЫ И СРЕДСТВА аварийно-спасательных и других неотложных работ спасательные, сводные отряды (команды), отряды (команды) механизации работ, аварийно-технические команды и другие формирования, у которых имеются на оснащении бульдозеры, экскаваторы, краны и средства малой механизации: газорезки, домкраты, миниподъёмные подушки, пневмо- и гидродинамический инструмент и т.п.


Рекомендации населению при первых признаках землетрясения Взять необходимые вещи, небольшой запас продуктов, документы и медикаменты; покинуть квартиру, выключив нагревательные приборы и газ. На улице как можно быстрее отойти от зданий и сооружений в направлении скверов, широких улиц, спортплощадок, незастроенных участков.


В районах разрушения организуется охрана общественного порядка, борьба с мародерством, оцепление, регулирование въезда и выезда, а также регулирование движения внутри района. Устанавливается охрана банков, предприятий торговли и других объектов. Проводится постоянный санитарный контроль, организуется очистка дорог и территории, сбор, опознание и захоронение погибших, производится дезинфекция очагов поражения в целях предотвращения эпидемий.


Население, оставшееся без крова, размещается в уцелевших сооружениях, палатках, временных постройках или эвакуируется за пределы района землетрясения. В сельскохозяйственных районах, кроме того, принимаются меры по спасению животных. Их, по возможности, освобождают их разрушенных помещений и отгоняют в безопасные районы, организуется забой пострадавших животных.

Рекомендуем почитать

Наверх