Воздух - роль воздуха в жизни человека, растений и животных. Какое значение имеет воздух, кислород для жизни человека, растений и всех живых организмов? Сколько здоровый человек, мозг человека может прожить без воздуха, кислорода? Какой зафиксирован рекор

Зелень и травы 20.12.2021
Зелень и травы

Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать определённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Когда мы появляемся на свет, первое, что мы делаем, - это вдох. Жизнь человека полностью зависит от дыхания, от воздуха. Дыхание - такая же функция нашего организма, как кровообращение или пищеварение.

Человек может дышать и не очень чистым и свежим воздухом - такого воздуха достаточно, чтобы жить и не умереть. Но вот чтобы быть здоровым и прожить долгую жизнь, такого воздуха недостаточно. Для этого нужен воздух свежий, насыщенный кислородом.

Но человеку недостаточно кислорода, получаемого при дыхании. Природой же предусмотрено было, чтобы кожа наша была открыта, чтобы она дышала. И именно поэтому так важно детям и взрослым чаще бывать на воздухе. Особенно летом, когда можно наслаждаться теплым, свежим и чистым воздухом, находясь за городом. Человек должен дышать всем телом, всей кожей. Вместо этого современный человек работает в помещениях, где мало свежего воздуха. Человек ест искусственно приготовленную пищу, лишенную природного кислорода. Все это заставляет клетки человеческого организма испытывать кислородное голодание, им не хватает света, воздуха, кислорода.

Недостаток кислорода очень часто бывает вызван и плохой циркуляцией крови и организм начинает отравляться ядами и углекислотой. Это может стать причиной многих заболеваний.

Кислород играет важную роль в обмене веществ, улучшает кровообращение, помогает лучше усваиваться питательным веществам. Он помогает очищать кровь. Свыше 90% энергии организма вырабатывается благодаря поступлению в организм кислорода. Нехваткой кислорода в организме чаще всего объясняется наша усталость. Когда кислорода мало, организм принимает свои меры: сохраняет энергию, снижая ее использование. В результате организм просто не дает вам воспользоваться всеми своими энергетическими ресурсами, и вы не в состоянии дать себе ни физическую нагрузку, ни заняться в полную силу работой. При малейшем напряжении вы чувствуете утомление.

Кислород избавляет наше тело от ядов. Только глубокое дыхание насыщенным кислородом воздухом помогает усилить кровообращение, чтобы яды не оседали в организме, а выводились оттуда.

Чтобы организм получал достаточное количество кислорода необходимо соблюдать личную гигиену, носить одежду из натуральных тканей, проветривать помещения, делать зарядку, чаще бывать на свежем воздухе.

Хозяйственная деятельность человека оказывает большое влияние на окружающую среду, особенно на атмосферу. К основным средствам борьбы с загрязнением воздуха можно отнести:

более широкое применение экологически чистого топлива, например:

    замена угля и мазута для теплоэлектростанций газом;

    замена вредного этилового бензина, загрязняющего воздух свинцом, на экологически менее опасный;

    внедрение ветровых электростанций;

    установка очистных сооружений;

    озеленение городов и поселков, особенно промышленных зон.

Основные последствия загрязнения атмосферы это:

    Парниковый эффект

    Кислотные дожди

    Озоновая дыра в атмосфере

    Смог

Чистый воздух - это одно из богатств родного края, поскольку мы им дышим, и от того, что мы вдыхаем, зависит наше здоровье и здоровье окружающих.

«Сколько можно дома сидеть (читать, смотреть телевизор, сидеть в интернете)? Пошел бы лучше, погулял на свежем воздухе». Вероятно тех, кто не слышал от родителей эту фразу еще в детстве или не говорил эти слова своим детям, можно по пальцам пересчитать (речь, разумеется, идет о горожанах). Увы, тех, кто сумеет выполнить благое пожелание, примерно столько же. Ибо назвать свежим тот воздух, которым мы дышим, можно лишь с большой натяжкой.

Что же это такое – настоящий свежий воздух?

Условие первое и необходимое- чистота . В воздухе не должно быть пыли, копоти, бензиновой гари. Избытка оксидов серы, азота, углерода (SO 2 , NO 2 , NO , CO 2 , CO ….) Всякого рода промышленных загрязнений. Разумеется, свежего воздуха не найти под чадящей фабричной трубой, на поле с распыленными ядохимикатами, около угольной шахты или асбестоцементного завода.

Впрочем, не подумайте, что портят воздух лишь зловредные детища человеческих рук. Отнюдь! Многие неприятные запахи (навоза например) имеют вполне естественное происхождение. И – повышают кровяное давление, нарушают газообмен и терморегуляцию, влияют на работоспособность. Цветочная пыльца у некоторых людей вызывает аллергию.

Но удалить из воздуха все перечисленное – только полдела. Как сказал кто-то из великих - «красота – это не просто отсутствие безобразия». Поэтому - условие второе : насыщенность воздуха легкими отрицательными ионами, озоном и радионуклидами в надлежащих концентрациях.

Легкие (или молекулярные) отрицательные ионы образуются в атмосфере под воздействием естественной радиации. Часть их может затем оседать на микроскопических пылинках или капельках воды, плавающих в воздухе. Такие массивные заряженные частицы называют тяжелыми ионами. Обычно в одном кубическом сантиметре воздуха несколько сотен легких и несколько тысяч тяжелых ионов. Легкие, участвуя в химических реакциях, протекающих в человеческом организме, отдают партнерам по реакции дополнительную энергию. От этого усиливаются обменные процессы в организме, и к нам приходит ощущение бодрости, свежести.

Дополнительную энергию выделяют и радиоактивные частицы. Если количество их в пределах нормы, они действуют на организм благотворно. В рассказе И.А. Ефремова «Обсерватория Нур-и-Дешт» герой и героиня, работая в экспедиции, постоянно испытывали душевный подъем. Как потом выяснилось, происходило это не только из-за тех чувств, которые они друг к другу питали, но и от увеличенного радиоактивного фона. А врачи прописывают пациентам радоновые ванны и ингаляции.

И, наконец, мы ощущаем воздух, как свежий, если он усиливает окислительные процессы в организме. А это бывает, когда в воздухе повышено содержание озона (но тоже в пределах гигиенических норм; если озона слишком много, он становится вредным, особенно для людей с сердечно - сосудистыми заболеваниями).

Надо упомянуть и растения. Некоторые из них концентрируют вокруг себя тяжелые ионы. Вспомните сладкий, несколько приторный запах магнолии, табака, гвоздики, черемухи. К этой же группе относятся мимоза, азалия, багульник, эвкалипт. Вокруг других растений, наоборот, больше легких ионов. Астра, сирень, белая акация, ромашка, сосна… Запах их очень полезен для человека.

Где же и когда мы можем насладиться этим редким гостем – свежим воздухом? На природе, естественно. В лесу, на лугу, в горах. Но, прежде всего - у воды. Особенно у воды летящей, будь то дождь, водопад или брызги морского прибоя. Потому что капли, во-первых, собирают пыль, а во-вторых, разбиваясь, образуют легкие ионы. Особенно ионизирован (и озонирован) воздух после грозы. Вспомните, как легко и радостно дышится, когда отгремят последние раскаты грома! Так что при первой возможности выбирайтесь на природу. И цените те редкие, счастливые мгновения, о которых можно сказать словами Лермонтова:

«Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше?»

Мазурова В.И учитель биологии высшей категории ГБОУ школа 589

Разделы: Начальная школа

  • познакомить с богатствами природы – воздухом и водой; учить практическому исследованию природы;
  • выяснить источники загрязнения воды и воздуха в нашем крае; определить меры защиты воды и воздуха от загрязнения в нашем городе;
  • формировать приемы учебной деятельности, понятие экологической целостности природы;
  • прививать экологическую культуру младшим школьникам на основе использования краеведческого материала.

Оборудование: сигнальные карточки, предметные картинки, схемы, тесты, пробирка, стакан, блюдце, бумага, воздушный шарик, экологические знаки.

Ход урока

I. Организация класса.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Проверка домашнего задания.

1. Коллективная работа. Игра «Живая – неживая».

Сигнализируют:

зеленый – живая природа,
красный – неживая природа.

Ромашка, липа, облако, гриб, камень, пчела, ворона, солнце, ягода, петух, вода, собака, воздух, рыбка.

2. Индивидуальная работа у доски.

Расположите карточки с рисунками живой и неживой природы правильно.

1ученик 2ученик

живая природа неживая природа

3. Индивидуальная работа по тестам. Игра «Крестики - нолики».

1. К неживой природе относится:



2. К живой природе относится:

а). человек, животные, растения, грибы и микробы;
б). солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в). солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а). они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б). они разговаривают, бегают и прыгают, смеются, плачут, растут, умирают;
в). они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

4. Работа у доски.

Дорисовать до любого объекта живой природы вот такую линию:

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы поближе познакомимся с очень важными природными богатствами, которые дарит нам природа.

Отгадайте загадки:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)

Правильно, на уроке мы будем говорить о воздухе и воде, познакомимся с их значением для всего живого, с источниками загрязнения и мерами защиты воздуха и воды от загрязнения.

IV. Работа по теме.

1. Воздух и его значение для всего живого.

Опыт 1. -Что в этой пробирке?

Что ж, давайте проверим, что там действительно пусто. (Опускаем пробирку в сосуд с водой).

Видите, из горлышка побежали пузырьки, а вы говорите «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки?

Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на земле.

Воздушный океан называется атмосферой. Голубая «рубашка» спасает нашу планету от солнечного жара, от космического холода, защищает Землю от метеоритов, следит за климатом на нашей планете. Благодаря воздушной оболочке на Земле существует жизнь.

Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Чтобы вам лучше представить, каких газов в воздухе больше, а каких меньше, посмотрите на графический «воздушный шарик».

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нем становится больше углекислого газа, который для дыхания не пригоден.

Скажите, для чего мы проветриваем комнаты?

Какой вывод можно сделать?

Опыт2. Но кислород нужен не только для дыхания.

Смотрите, я зажигаю бумажку. Горит?

А теперь накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла. Почему?

Бумага еще не сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, животные, горит огонь – тоже забирает кислород и углекислого газа становится все больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы …. Чем больше растений, тем чище воздух.

Где человек может использовать это свойство? (При тушении пожара)

2. Источники загрязнения воздуха в нашем городе. Защита воздуха от загрязнения.

а). Проблемная ситуация.

К нам пришла телеграмма от жителей нашего города:

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Помогите!».

б). Причины загрязнения воздуха в нашем городе.

Нам нужно срочно провести Конференцию экологов, чтобы обсудить, от чего загрязняется атмосфера, что нужно делать для ее защиты от загрязнения. А помогут нам в решении этих вопросов корреспонденты.

1 корресп. Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов.

2 корресп. Автомобиль стал злейшим врагом природы. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает тонну выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг пыли. Растения вдоль дорог заражены тяжелыми металлами… Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

Учитель. Послушаем репортаж с асфальтного завода.

3 корресп. Мы находимся рядом с асфальтным заводом. Вокруг него почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки может выпадать одна тонна пыли.

Учитель. Какую мрачную картину представили нам корреспонденты. А какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных?

4 корресп. У меня такие данные для вас. 1/3 часть растительности поражена кислотными дождями. В разгар лета опадает листва, отмирают корни. Исчезает рыба. Животные покидают привычные места обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут. Страдает здоровье человека.

Учитель. Объясните, пожалуйста, как образуются кислотные дожди?

5 корресп. Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора сернистой кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так и выпадает кислотный дождь.

Какое решение приняла конференция, вы найдете в учебнике.

в). Работа с книгой. Чтение текста самостоятельно. Выборочное чтение ответа на вопрос.

Как вы можете помочь в защите воздуха от загрязнения?

г). Экологический проект «Строим завод».

(Поют дети).

Чунга-чанга, воздух весь в пыли!
Чунга-чанга, вот этим дышим мы!
Чунга-чанга, газы травят нас!
Чунга-чанга, зависит все от нас!

Как правильно построить завод, чтобы в атмосфере нашего города как можно меньше было загрязняющих веществ?

д). Песня.

Где это было? Когда это было?
В детстве, а может, во сне,
Воздух был чистым, не запыленным,
Как по весне.

Люди, прошу вас, потише, потише!
Опасность пусть сгинет во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода будь прозрачной!
А мы – на Земле!

Физкультминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

3. Вода и ее значение.

а). Беседа о воде.

Какого цвета больше на глобусе? Что это означает?

Голубым цветом изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты, реки и озера. Они занимают больше места, чем суша. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая часть ее пригодна для питья, т. к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, ее совсем немного на земле.

б). Работа с учебником с. 12.

Где мы используем воду?

4. Источники загрязнение воды.

Среди полей и лесов текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту речку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(Под журчание ручейка читались слова).

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка разноцветной,
Заболела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Сценка.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка . Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной.

(Составление схемы на магнитной доске.)

Назовите источники загрязнения рек, протекающих в нашем городе.

Запомни! 1литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

5. Меры по защите воды от загрязнения.

а). Работа по учебнику с. 13. Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение ответа на вопрос.

Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы?

Какие экологические знаки можно установить на берегу реки Оскол? в классе?

(Стихотворение читают дети)

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

VI. Д. з. : чит с. 10-13, нарисовать экологические знаки по защите воздуха и воды от загрязнения.

V. Итог урока.

Что узнали на уроке?

Что вы можете делать, чтобы воздух и вода были чистыми?

Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?

Почему человеку, животным и растениям нужен чистый воздух и вода?

Мне хочется закончить наш урок словами из стихотворения И. Трофимовой:

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

VI. Рефлексия.

  • привлек меня тем…
  • показался интересным…
  • взволновал…
  • заставил задуматься…
  • навел меня на размышления…

Литература:

1. Брыкина Н. Т. , Жиренко О. Е. , Барылкина Л. П. . Мастерская учителя. -М: «Вако» 2004.
2. Казакова О. В. ,. Сбоева Н. А. . Воздух и вода. – М: «Вако»2003.
3. Николаева Е. И. Тесты по природоведению. -М: «Первое сентября» 2002.
4. Пеняева Е. Ю. В гостях у природы. // Начальная школа №6 -2004.

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»


Учитель: Подколзина С.Н.

Класс: 2




г. Сарань 2011-2012 уч. г.

Тема: Воздух. Значение воздуха.

Задачи : продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Методы обучения:

1. Частично-поисковый

2. Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности

1. Фронтальная

3. Групповая

4. Индивидуальная

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы начинаем урок познания мира.

А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что видим мы вокруг,

Все знаем мы от них.

Они по знаку нашему

Являются в нужде.

Зовут их: как и почему,

Кто, что, когда и где?

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке познания мира?

Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

Дети с помощью презентации вспоминают изученный материал.



Тест. Тема: Горизонт. Компас. План.

    Видимое вокруг тебя пространство – это…

а) горизонт

2. Граница видимого пространства, где кажется, что небо сходится с землей – это…

а) полоса горизонта

б) горизонт

в) линия горизонта

3. Основные стороны горизонта …

а) юг, север

б) юг, запад, север, восток

в) запад восток

4. Ветви у отдельно стоящего дерева длиннее и гуще …

а) с южной стороны

б) с северной стороны

в) с восточной стороны

5. Какую сторону покрывает мох у камня?

а) западную

в) северную

6. Компас – это прибор для определения …

а) сторон горизонта

б) времени

в) температуры

7. Людям, какой специальности не нужен компас?

в) лётчик

8. Вид предмета сверху – это…

а) чертёж

в) рисунок

9. Уменьшение или увеличение настоящих размеров на чертеже – это…

б) масштаб

10. Точный план местности нужен…

а) геологу

б) учителю

в) повару

11.* Какая сторона горизонта не является промежуточной?

а) северо-запад

б) юго-восток

в) северо-юг

12.* Если идти вперед, линия горизонта …

а) исчезнет

б) будет удаляться

в) останется на месте

13.* План какого предмета нарисуем без масштаба?

а) стакан

14.* Где на плане местности находится восток?

б) справа

в) вверху

15.* Отгадай загадку:

Если с ним пойдем в поход –

Никогда не подведет.

балл

ответ

компас

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем,

Ведь он нам необходим.

Что же это? (воздух)

Конечно, ребята, это воздух.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)

А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)

4. Изучение нового материала.

А теперь внимательно посмотрите на схему.

Схема:

Мы живем… на планете Земля

в квартире

в Казахстане

в городе Караганда

на дне океана

Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

Посмотрите на рисунок. (Земля в окружении воздушной оболочки)

Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане.

Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 34-35).

Статья в учебнике:

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

(ответы детей)

- Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Свойства воздуха.

*Невидимый

*Бесцветный

* Без запаха

*Без вкуса

- Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. (схема «Состав воздуха»)

Какого газа в воздухе больше всего? (азота)

Чуть меньше? (кислорода)

И совсем мало? (углекислого газа)

- А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)

Значение воздуха

А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.

(каждая группа получает конверт с рисунками):

    одуванчик и клен,

    парусный корабль,

    вертолет, самолет, воздушный шар,

    ветряная мельница.

- Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.

Посмотрите, как работает ветряная мельница.

А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали.

Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

Комментарий учителя:

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Схема:

Источники загрязнения воздуха: 1) машины,

2) заводы и фабрики,

Рекомендуем почитать

Наверх