Воображение и творчество статьи. Общие представления и теории воображения. Основные этапы творческого воображения

Декоративные 19.08.2024

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,- такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Творческую деятельность Л.С. Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.

Воспроизводящая деятельность - это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.

Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт человека, но он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество. Поэтому не верно житейское определение воображения, как всего, что не соответствует действительности и не может иметь никакого серьезного практического значения.

Творчество - это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит объединению многих крупиц индивидуального творчества.

Безусловно, высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество - необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего выходящего за рамки рутины.

Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве - в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.

Корни творческого комбинирования можно найти и в играх животных, нередко представляющих собой продукт двигательного воображения, но это лишь только начатки творческого воображения, получившие свое высокое развитие только у человека.

Принципы для развития творческого воображения

  • 1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
  • 2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
  • 3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  • 4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
  • 5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
  • 6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых . Воображение представляет собой от­ражение реальной действительности в новых непривычных соче­таниях и связях. Воображение свойственно только человеку. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется, прежде всего, активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, пред­полагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъем­лемой стороной технического, художественного и иного творче­ства.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изу­чении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризует­ся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассив­ное воображение может быть преднамеренным и непреднамерен­ным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную воз­можность уйти от действительности.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в по­лудремотном состоянии, во сне. Воображение может проявляться в разных формах.

Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направ­ленных на преобразование действительности, являются мечты.



Мечты - отодвинутые во времени желания. От грез мечты отли­чаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы.

Однако воображение может выступать и как замена деятельно­сти, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в об­ласть фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимы­ми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами . Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют ком­пенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жиз­ни получает то, чего ему недостает в реальности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имею­щим почти никакой связи с действительностью. Если грезы мож­но считать вполне нормальным психическим состоянием, то гал­люцинации обычно являются результатом тех или иных наруше­ний психики или работы организма и сопровождают многие бо­лезненные состояния.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидени я

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве, так как всякое художественное произведение выражает свое содержание в конкретно-образной

форме. Так С. Л. Рубинштейн полагал, что «особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Однако художественное воображение имеет место и в абстрактной живописи, главным критерием которой является как раз нарушение реальности. Но такая живопись, по мнению С. Л. Рубинштейна, требует меньшей силы воображения. Он полагал, что чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение.

Но это не значит, пишет он, что соблюдение реальности связано с фотографическим ее копированием. Задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник (а видит он иначе, чем обычные люди). Даже в портрете художник не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое, в результате чего дается более верная, более глубинная характеристика человека.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения

Живописец Мартини всегда видел перед собой картины, которые писал, так что однажды, когда кто-то встал между ним и тем местом, где представлялось ему изображение, он попросил этого человека посторониться, потому что для него невозможно было продолжать копирование, пока существовавший лишь в его воображении оригинал был закрыт (Ломброзо Ч., 2006)

У людей творческих представляемые образы могут достигать небывалой яркости… Левитан большинство летних пейзажей писал зимой, воссоздавая их зрительно по отдельным наброскам.

Римский-Корсаков, сочиняя музыку, мысленно видел картины природы в полном богатстве красок и со всеми тончайшими оттенками цвета. Поэтому его музыка отличается такой живописностью. Возникавшие у него зрительные образы были столь же яркими, как и слуховые.

Ф. И. Шаляпин говорил, что певца, у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бессилия – ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура. Воображение дает роли самую жизнь и содержание. Воображение необходимо не только в художественном творчестве, но и в науке, например в такой, казалось бы, строго ограниченной правилами науке, как математика. Недаром немецкий математик Д. Гильберт сказал об одном незадачливом ученике: «Он стал

поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения». Т. Рибо (1901) утверждал даже, что если сравнить затраченное воображение в области художественного творчества и в технических и механических изобретениях, то во втором случае оно оказывается большим. Дж. Пристли (1733–1804), английский химик XVIII в., открывший кислород, утверждал, что великие открытия способны делать лишь ученые, которые дают полный простор своему воображению. Участвуя наряду с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет специфичную функцию: оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Человеческая мысль, писал К. Паустовский, без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действительности.

То есть воображение (фантазия) - естественная основа любой творческой деятельности, ее называют «королевской дорогой в подсознание», которое работает по тому же принципу. Но если воображение присуще каждому человеку, можно ли его рассматривать как способность, указывающую на различия людей в уровне проявления этой функции?

Очевидно, не только можно, но и необходимо. Так, одни люди обладают способностью представлять в своем воображении сложное целое, а другие – нет или делают это с большим трудом. У одних образы воображения очень яркие, детализированные, как будто человек видит реальный объект, у других возникающий образ весьма неотчетливый.

Связь воображения с мышлением.

Подобно мышлению позволяет предвидеть будущее;

Воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

Воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

В основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления – возможность новой комбинации понятий.

Воображение тесно связано с творчеством.

Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности.

Фантазия (греч. φαντασία - воображение) - разновидность творческого воображения, представляет собой нереальное сочетание реальных элементов, ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания.

2.7.7.1. Критерии творческой деятельности.

♦ творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

♦ поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

♦ результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

♦ творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

♦ для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

♦ творческая деятельность требует особой мотивации.

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон установили, что проявлению творчества мешает:

– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

– боязнь показаться глупым или смешным;

– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

2.7.7.2. Критерии креативности.

· Беглость - количество идей, возникающих в единицу времени.

· Оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых.

· Гибкость - во-первых, позволяет отличать индивидов, проявляющих гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.


· Восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

· Метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.

· Удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

2.7.7.3. Этапы творческого воображения по Г. Уоллесу .

Грэм Уоллес в 1926 году выделил следующие стадии.

1. Подготовка - ф ормулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Созревание - сбор сведений прямо или косвенно относящихся к решаемой проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение - интуитивное проникновение в суть задачи.

4.Проверка - испытание и/или реализация решения.

2.7.7.4. Стадии изобретательского процесса.

1. Желание и интуиция , происхождение замысла

2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана

3.

2. Усмотрение проблемы.

4. Поиск решения.

2.7.7.5. Факторы, мешающие творческому воображению

· некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

· внешняя и внутренняя цензура

· ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

· желание найти ответ немедленно.

2.7.7.6. Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

1. Желание и интуиция , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.

2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.

3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

1. Период интеллектуальной готовности.

2. Усмотрение проблемы.

3. Зарождение идеи - формулировка задачи.

4. Поиск решения.

5. Получение принципа изобретения.

6. Превращение принципа в схему.

7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

2.8.1. Общее понятие о речи и языке.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения.

2.8.2. Функции языка.

1. Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта . Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений, посредством языка, информация, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений

2. Средство общения (коммуникации) . Язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое(указание что надо сделать) или косвенное(сообщаем сведения важные для его деятельности).

3. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Человек, выполняя какую-либо деятельность, сознательно планирует свои действия, а основным орудием решения мыслительных задач является язык

2 .8.3. Функции речи.

1. Сигнификативная(обозначения) – реализуется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия.

2. Обобщения обозначает не только отдельный, предмет, а целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.

3. Коммуникации– передаче информации, т.е. передаче знаний, отношений, чувств.

3.1. Информационная сторона– проявляется в передаче знаний.

3.2. Выразительная сторона – передачачувств и отношений говорящего к предмету сообщения.

3.3. Волеизлиятельная сторона – подчинение слушателя замыслу говорящего.

4. Интеллектуальная – определяет способ формирования и формулирования мыслей.

5. Выражения – в возможности человека с помощью речи передавать переживания и отношение к информации и собеседнику.

6. Воздействия – в способности посредством речи побуждать людей к определенным действиям и поступкам.

Введение

1. Воображение: сущность и виды

2.Воображение и творчество

2.1 Роль воображения внаучно-техническом и художественном творчестве

2.2 Развитие воображенияу детей в процессе творческой деятельности

2.3 «Мозговой штурм» каквид творческого воображения

Заключение

Список использованнойлитературы


Введение

Воображениев своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишьу человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир,развивается подлинное воображение.

Обладаябогатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволитьникакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, абудущее представлено в мечтах и фантазиях.

Представьте,что было бы, если б человек не обладал фантазией. Мы лишились бы почти всехнаучных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшимиписателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смоглибы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу безвоображения?

Благодарявоображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктомвоображения и творчества людей.

Воображение выводитчеловека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открываетбудущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняетсяличность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес кискусству и науке.

Если лишитьчеловека фантазии - остановится прогресс, следовательно воображение являютсянеобходимейшей способностью человека.

Принимая вовнимание всю актуальность данной проблемы, какое значение воображение имеет вжизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния,определим цель данной работы, которая заключается в изучение воображения итворчества, а также вопроса их взаимоотношения.

Работасостоит из введения, двух частей, заключения и списка использованнойлитературы.


1. Воображение:сущность и виды

Воображение– форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранеесформированных представлений. Оно является отражением действительности и служитсредством ее познания.

Благодарявоображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктомвоображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы егосиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени: прошлоезафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущеепредставлено в мечтах и фантазиях.

Особенностьвоображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов,ранее не воспринимавшихся субъектом. Всякое воображение порождает что-то новое,изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразованиямогут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт,вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда самне видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображениерисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, вокружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения,выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызватьсвободную игру ассоциаций.

Отношениечеловека к процессу воображения непосредственно определяет существованиеразличных уровней воображения. Дадим классификацию некоторых форм воображения.

На низшихуровнях смена образов происходит непроизвольно , которая совершается подвоздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо откакого-то сознательного вмешательства субъекта. В высших формах воображения, втворчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии сцелями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает усебя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта формавоображения носит название активной.

Воображениетакже может быть: активное, пассивное, продуктивное (преобразующее) ирепродуктивное (воспроизводящее).

Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воливызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение - самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется впродуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличаетсятем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а непросто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все жетворчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задачавоспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь такжеприсутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятиеили память, чем творчество.

Различаюттакже воображение воссоздающее и творческое .

В первомслучае – это воссоздание заданных образов. Оно имеет место в тех случаях, когдачеловек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда имраньше не воспринимался. Базой для воссоздающего воображения являются знания. Например,человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себепредставить море в более или менее ярких и полных образах. Воссоздающеевоображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. Внем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить темцелям познания, которые перед ним стоят - расширять (на основе переводаописаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире. Благодарявоссоздающему воображению человек может только по одному описанию представитьсебе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшиеисторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случаясталкиваться в действительности.

Второе выражаетсяв самостоятельной разработке новейших образов. Творческое воображение - этосамостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, будьто искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы,стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческомувоображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создаютхудожественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболееярких чертах, в обобщенных образах действительности.

Открытия,изобретения, создание произведений искусства, литературы - все это творческаядеятельность, которая является общественной необходимостью. Творческоевоображение значительно сложнее, чем воссоздающее: одно дело представить себечертеж машины и совсем другое - сделать ее.

Выделяют итакие формы воображения, такие как грезы, дремотные состояния, сновидения,галлюцинации, мечты.

Сновиденияможно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Известно,что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненноважные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации вжизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие никакой связис окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иныхнарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненныесостояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это нормальное состояние психики,и представляет из себя фантазию, связанную с желанием.

Особоеместо в воображения занимает мечта, которая выступает как реальная илиабстрактная возможность желаемого будущего. Мечта от грезы отличается тем, чтоона более реалистична и в большей степени связана с действительностью.

Установлено,что люди так много мечтают потому, что их разум не может быть безработным, онпродолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает никакаяинформация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинаетработать воображение. Кроме того, выявлено, что по своему желанию человек не всостоянии остановить воображение или прекратить поток мыслей.


2. Воображениеи творчество

Воображениетесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именновоображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного насоздание новых образов, составляющего основу творчества.

Особенностьтворческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательнымв своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственныхдействий придают направленность творческому воображению.

Полетфантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляетсяспособностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональнымтоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, какон умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными,несущественными деталями.

2.1 Рольвоображения в научно-техническом и художественном творчестве

Специализацияразличных видов воображения является результатом развития различных видовтворческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видоввоображения, сколько имеется видов человеческой деятельности, особенно важнуюроль воображение играет в научном и художественном творчестве.

Научнуюдеятельность нельзя представить себе как механическое познание тех или другихявлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построениемгипотез, следовательно оно немыслимо без творческого воображения. Ученомувоображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрыватьнаучные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так,например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходитсявстречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: «допустим, что; представимсебе, что». Именно они указывают на то, что процесс математическогодоказательства начинается с творческого представления или воображения. Воображениеиграет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет кзамечательным догадкам.

Вотличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиямибезусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности илогичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, нидля ума.

Писатели,живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства,прибегают к творческому воображению. Сущность художественного воображениязаключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способныебыть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображениязаключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а приусловии сохранения основных требований жизненности. Например, по картинам И.И. Шишкинаботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на егополотнах выписаны с «документальной» точностью. Но соблюдение жизненности иреальности не означает фотографически точного копирования воспринятого, ведь унастоящего художника особый взгляд на вещи, поэтому основная задачахудожественного произведения – показать другим то, что видит художник, так,чтобы это увидели и другие. Творческое воображение использует такого родафантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придатьобразность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Чащевсего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чемзапечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художниксоздает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачиваетсвязь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.

Некоторыепереживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазуобывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразуетее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этойдействительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть илучше понять – такова логика творческого воображения.

Особо следуетвыделить значение музыкального искусства в развитии творческоговоображения, т.к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков,характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мирчеловека. Можно даже утверждать, что жанры музыкального искусства выступалистимулом для развития творческих способностей, способом влияния на эмоциональнуюсферу, фактором воспитания человеческой индивидуальности.

Звук какоснова музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретностислова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи.Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационнуюприроду. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себяпри этом многовековый художественный опыт. Музыка обладает также ярковыраженными национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном,мелодическом, ритмическом строе. Особенно характерно это для народногомузыкального творчества. Поскольку ассоциативность является характернымсвойством творческого воображения, музыка способна вызвать у слушателяразнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательныеассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.


2.2 Развитиевоображения у детей в процессе творческой деятельности

Творчествуможно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьномвозрасте. Что же это за черты творческой деятельности?

1) творческийпроцесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

2) Видениеновой функции уже знакомого объекта.

3) Видениеновых проблем в знакомых ситуациях.

4) Видениеструктуры объекта, подлежащего изучению.

Все эти чертытворческой деятельности неразрывно связаны с воображение, т. к. творческаядеятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения,рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальныйнеобычный способ решения.

Естественно,что ребёнок создаёт субъективно-новое, т. е. новое для него самого, но этоимеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируютсяспособности личности.

В процессеобучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без негоневозможно воспринимать и понимать учебный материал.

Учениеспособствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьникавоображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остаетсябесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности.Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.

Неспособных ктворчеству нет! Есть люди, не стремящиеся к творчеству. Развить заложенную вкаждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимыедля того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и какисполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значитвоспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методовработы.

2.3«Мозговой штурм» как вид творческого воображения

Порождение ценных идей - процесс творческий и совершеннонепредсказуемый. Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности ипродуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсужденияи решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольныемеханизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных,стереотипных форм принятия решения. Т.е.это процедура группового креативного (творческого) мышления, средство полученияот группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Правильноорганизованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

1. Постановкапроблемы.Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четкосформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего ираспределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы ивыбранного способа проведения штурма.

2. Генерацияидей - основнойэтап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому оченьважно соблюдать правила для этого этапа: не делать никаких ограничений наколичество идей; полный запрет на критику и любую (в том числе положительную)оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи исбивает творческий настрой; необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно онпозволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результатмозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка неограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могутбыть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько«одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

В мозговомштурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самимсеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи.В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленнойзадачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессемозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокойоригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решенияисчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Затем, когдавсе идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор.

В итогенаходится максимально эффективное и часто нетривиальное, творческое решениепроблемы.


Заключение

Подводяитог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших сторон нашейжизни. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Безвоображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельностивоображения.

Всвязи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное ипроизвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемыхпредставлений, а также задач различают: воссоздающее, творческое воображение,мечты человека и т.д.

Воображение- основа творческого процесса. Творческие способности не сводятся к знаниям,умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Творческая способность- это качество личности, существующее только относительно определеннойдеятельности. Существует несколько форм связи воображения с действительностью:

1)Воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть изпрежнего опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит отпрежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.

2)Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которыепреследует деятельность воображения.

3)Воображение имеет эмоциональную связь.

Проследивсвязь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимыедля начала творческого процесса:

Наличиедостаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящейзадачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристикиинтересующего вас объекта или явления.

Наличиеэмоциональной заинтересованности в решении задачи.

Наличиесильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игревоображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новомусоединить приобретённые и известные ранее данные.


Списокиспользованной литературы

1. Интеллект и креативностьв ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин.- М.: РАН Ин-т психологии, 2001. - 275 с.

2. Койн,К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай //Harvard Business Review. - Россия. - 2008. - №4.

3. Никифорова О.И.Исследование попсихологии художественного творчества. – М.: МГУ, 1999. – 142 с.

4. Петровский, А.В.Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2000. - 512 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб: Питер, 2000. – 720 с.

6. Холопова, В.Н. Музыка каквид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб: Лань, 2000. - С.150-154.

Международная конференция «Перспективные вопросы мировой науки»

Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов

Тихомирова Н.Ф.

Детская школа искусств при Луганском областном колледже культуры и искусств, Украина

Воображение и творчество.

Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта. Творческому акту предшествует длительный процесс накопления соответствующего опыта, знаний, умений и навыков. И характеризуется он переходом количества различных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество, которое и будет решением данной проблемы.

Воображение и творчество тесным образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно. .

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требования жизненной реальности .

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются вообще и не могут быть осуществлены .

В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является обязательным атрибутом учебной деятельности и проявляется при чтении литературы. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Объективно новые образы – это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое – это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Образы воображения создаются с помощью разных способов и приемов. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации. Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается. Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь двумя способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения – типизации, процессу разъединения и соединения, в результате чего возникает определенный образ.

Связь образов с действиями и операциями прослеживается по нескольким линиям. Во-первых, действия являются средством формирования образов. Образ всегда есть результат, продукт определенных действий: восприятие как чувственный образ – результат действия восприятия, понятие – продукт мыслительных действий и т.д. Во-вторых, операции составляют психологический механизм образов. Актуализация образа, восстановление его субъектом – это всегда выполнение им тех операций, которые лежат в основе образа. Использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то илииное действие.

Таким образом, хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию. Образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Следовательно, управлять формированием образов можно только через посредство действий .

Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого человека, но оно занимает больше места в его жизни. В школе детское воображение становится важной предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания. Ученик представляет себе ситуации, с которыми не сталкивался на собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, и это способствует усвоению знаний и развитию творческого мышления. Учителя часто опираются на возможности воображения школьников, когда необходимо построить чувственный или рациональный (понятийный) образ на основе изучаемого материала .

Музыка – это искусство слуховых впечатлений. На основе слуховых впечатлений и создается представление о различных музыкальных явлениях. Поэтому среди многих качеств, характеризующих творческое лицо музыканта-исполнителя, его слуховые способности занимают центральное место. Музыкальный слух четко расслаивается на две области проявлений, неразрывно связанных и взаимно обусловливающих функциональные возможности друг друга, -сферу музыкального восприятия и сферу музыкально-слуховых представлений.

Исполнительская концепция музыкального произведения возникает на основе внутреннеслуховых образов. Глубина и полноценность ее зависит от способности исполнителя к представлению «звуковой картины» во всех ее подробностях. Опираясь на запас представлений своей внутреннеслуховойсферы, исполнитель планирует и вынашивает звуковой образ музыкального произведения в своем воображении. Многообразие музыкально-слуховых представлений, накопленных памятью, является тем строительным материалом, из которого слуховое воображение музыканта создает свои яркие красочные обобщающие образы. .

Музыкальный образ, возникающий как результат функционирования музыкального воображения, динамичен. Подчиняясь общей психологического закономерности, музыкальный образ развивается от простого к сложному и постоянно совершенствуется. В процессе формирования исполнительской концепции музыкального произведения внутреннеслуховой образ всегда предвосхищает реальное звучание. Он как бы является тем внутреннеслуховым идеалом выразительности музыкального образа, который направляет творческий поиск музыканта-исполнителя. Именно поэтому полноценное воплощение художественного замысла музыкального произведения предполагает наличие большого арсенала музыкально-слуховых представлений. Подчеркивая невозможность созидательной человеческой деятельности без предваряющих возможностей воображения, следует отметить следующее: «Воображение всегда несколько упреждает, забегает вперед и тем самым направляет и совершенствует идеальный образ» .

Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направление личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему .

Литература.

1.Гржибовская Р.Н. Музыкальное воображение // Теория и методика обучения игре на фортепиано [под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И.Николаевой].- М.: Гуманист.изд.центр ВЛАДОС,2001.- 368с. С.172-188.

2.Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью //Вопросы психологии труда.- Ярославль, 1966.

3.Общая психология /Сост. Е.И.Рогов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 448с.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком,1999.-720с.

5.Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний.- М., 1975.

6.Фридман Л.М. Психология детей и подростков.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.- 480с.

Рекомендуем почитать

Наверх