Вода - это жизнь. Экологический урок. Открытое занятие по экологии "Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов"

Деревья 21.03.2022
Деревья

Тема урока: Вода. Экологические аспекты водопользования

Продолжительность урока – 2 часа.

Форма проведения урока – ролевая игра.

Цель урока: рассмотреть некоторые экологические аспекты водопользования.

Задачи урока : изучить понятие «экологическое природопользование воды», провести анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и по содержанию общего железа в водопроводной воде, рассмотреть основные источники загрязнения природной воды и обсудить пути решения проблемы охраны вод.

Проблемный вопрос : Какую воду мы пьем? Кто виноват? Что делать?

Тип урока: сообщение новых знаний.

Эпиграф:


Даже малую былиночку любя.

Е.Евтушенко

Подготовка к уроку. Класс делится на группы: лаборанты (лаборатория № 1, лаборатория № 2), представители комитета природных ресурсов, юные химики. Учащиеся предварительно готовятся к уроку, собирая информацию о воде, готовят презентации, лаборанты изучают методику оценки качества питьевой воды. Отделы продумывают названия группе, девиз, создают визитные карточки, эмблемы.
На доске – карта г. Ноябрьска, на которой отмечены флажками места взятия проб воды и записаны слова:

«Земли не вечна благодать,
Когда далекого потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать…»

В.Федоров.

Оборудование и реактивы:

  • для лаборантов лаборатории № 1: колбы на 250 мл, мерные цилиндры, листочки с текстом, стеклянные пластинки, водяная баня, инструкционные карты, пробы воды, маркеры;
  • для лаборантов лаборатории № 2: консервированные пробы воды, роданид калия, азотная кислота, пероксид водорода, пробирки, белый лист бумаги, стеклянные трубочки или пипетки для воды.
  • карта г.Ноябрьска, на которой отмечены районы, из которых взяты пробы воды для анализа на содержание общего железа, указка;
  • для комитета природных ресурсов: литература по теме, учебники;
  • для химиков: три пробирки под номерами: № 1 – хлорид натрия, № 2 – ортофосфат калия, № 3 – сульфат натрия; бутыльки с растворами: нитрата серебра, хлорида бария; планшетки;
  • кристаллы, видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора», информация для составления рубрики: «Знаете ли вы, что…»;
  • компьютеры, тест по теме: «Вода» и презентация (Power Point), анимационная модель «Круговорот воды в природе», проектор.
  • для всех групп: оценочные листы, лист с заданием;
  • листочки или таблички с названием отделов;
  • оборудование и реактивы для взрыва гремучего газа;
  • минеральная вода, разовые стаканы.

Структура урока:

I. Актуализация. Урок начинает учитель, используя презентацию в Power Point <Приложение 4 . Слайды 1-15>

Учитель: Здравствуйте! Я приветствую всех и поздравляю с наступающим праздником, ведь завтра, 22 марта – Всемирный день воды и наш урок посвящается самому удивительному из веществ – воде. Согласитесь, немногие из нас отказались бы: прогуляться по берегу моря, послушать шум водопада, прокатиться на катере или на яхте, искупаться в искристых брызгах фонтана, посидеть на берегу тихой речки, поиграть с морской волной или полежать на пляже... . Всё это будет летом, а пока мы можем любоваться снегами, умываться чистой водой, закаляться, пить воду и готовить пищу, есть… Можем сходить в бассейн … . Ведь это так прекрасно! <Приложение 4 . Слайд 16>

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.
Мы обычно не задумывается о воде, когда её достаточно, воспринимаем как должное. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник». Так давайте же говорить о воде, о её проблемах, пока источник не иссяк, ведь он уже много лет просит о помощи. <Приложение 4 . Слайд 17>
Тема урока: «Вода». При подготовке к уроку, я прочитала утверждение, которое меня очень удивило: «Если воспринимать информацию о воде, при помощи цифр, кодов, символов на самом современном компьютере, в круглосуточном режиме, то на это понадобится 100000 лет земного времени». У нас времени очень мало, поэтому мы всего лишь затронем одну струну этого уникального инструмента под названием «вода», и называется она «Экологические аспекты водопользования».

Цель урока: рассмотреть некоторые аспекты водопользования.

Задачи:

  • провести анализ водопроводной воды;
  • выяснить основные источники загрязнения воды;
  • рассмотреть возможные пути охраны природных вод.

II. Постановка проблемы и задания группам

Прежде, чем приступить к работе, необходимо пройти тестирование, которое поможет определить уровень компетенции сотрудников.

IV. Изучение нового материала, решение проблемы

Учащиеся работают с информацией, выполняют задания (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ). Включаем музыку. 10-15 мин

IV. Выступления специалистов

а) Слово предоставляется лаборантам лаборатории № 1. Лаборатория проводила анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и установила следующее:
из трех проб воды, исследуемых нами, можно применять только образец № 1, проба взята из питьевого крана в начальной школе МОУ СОШ № 7.
Проба № 2 может применяться для культурно-бытовых целей, готовить пищу на этой воде и пить такую воду нежелательно, т.к. она не соответствует ГОСТу по мутности, прозрачность составляет 5 см. Пить такую воду можно только после дополнительной очистки. Мы рекомендуем жильцам дома № 6, ул. Советская, использовать дополнительные фильтры, а так же обратиться в ЖЭУ с заявлением о проведении экспертизы и решения вопроса о повышении качества питьевой воды.
Третий образец взят из крана в бытовой комнате ООО «Нордпласт» на промзоне, вода не соответствует ГОСТу по всем органолептическим показателям, это вода технического назначения, пить такую воду нельзя!

б) Слово предоставляется заведующей лаборатории станции обезжелезивания Бень Екатерине <Приложение 4 . Слайды 19-23> которая вместе с группой посетили станцию обезжелезивания, познакомились с её сотрудниками, узнали о работе станции и научились проводить качественный анализ на содержание общего железа в воде. (Учащиеся рассказывают о результатах своего исследования водопроводной воды в различных районах города и сообщают о результатах анализа питьевой воды на содержание общего железа).
Из трех проанализированных проб по этому показателю пригодна для питья только проба № 1 (питьевой кран МОУ СОШ № 7), в пробе № 2 повышено содержание общего железа, а пробу № 3 – употреблять категорически запрещается, т.к. налицо явное превышение ПДК (ПДК 0,3 мг/л).
Кроме того, сдав пробу данной воды на количественный анализ общего железа в лабораторию станции обезжелезивания, мы получили данные, что содержание общего железа в ней превышает ПДК в 20 раз!<Приложение 4 . Слайды 24-25 >
Учитель: поговорим об охране природных ресурсов.
Конституция РФ.
Ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии … .
Ст.58. Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. <Приложение 4 . Слайд 26 >
А вот наша любимая тундра, последствия аварии на нефтепроводе… <Приложение 4 . Слайд 27>
А это кит. Кит, выбросившийся на берег, - последствия загрязнения моря отходами химического производства. Северное море. Нидерланды.
Почему так происходит? Основные источники загрязнения воды, их причины выясняли представители комитета природных ресурсов, им слово.

в) Выступление сотрудников комитета природных ресурсов

Выступления учащихся сопровождается демонстрацией слайдов. <Приложение 4 . Слайд 27>

Основные источники загрязнения воды:

1. Загрязнение твёрдыми частицами.
2. Загрязнение минеральными веществами:

  • соединениями металлов;
  • минеральными удобрениями.

3. Загрязнение органическими веществами.
4. Загрязнение нефтью и её производными. <Приложение 4 . Слайд 28>

Пути решения проблемы загрязнения гидросферы:

  • Безотходные технологии – кардинальное решение проблемы.
  • Процесс очистки сточных вод:
  • очистка и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков;
  • очистка стоков предприятий транспорта;
  • очистка стоков, содержащих нефтепродукты. <Приложение 4 . Слайды 29-30>

V. Пресс-конференция

Возможные вопросы специалистам.

  1. Каковы основные источники загрязнения природных вод в нашем регионе?
  2. Кто осуществляет контроль над состоянием водных объектов?
  3. Как обычный житель может принять участие в охране воды?
  4. Как в домашних условиях оценить качество воды?
  5. Можно ли определить содержание железа в воде визуально?
  6. Какие заболевания возникают у людей, которые употребляют некачественную воду?
  7. Можно ли избавиться от лишнего железа кипячением?
  8. Куда обращаться, если из крана течет вода, непригодная к использованию?
  9. Какова экологическая ситуация в нашем городе?
  10. Каковы основные экологические проблемы в нашем регионе?
  11. Чистая ли вода в наших реках и озерах?

VI. Викторина

Юные химики подготовили для нас викторину.

  • Может ли вода гореть? <Приложение 4 . Слайды 31-33>

Видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора» (Приложение 6 ).

  • Как известно, вода – хороший растворитель, а возможен ли обратный процесс?
  • Можно ли из раствора вырастить кристалл? <Приложение 4 . Слайд 34>

Демонстрация кристаллов медного купороса и алюмокалиевых квасцов, выращенных учащимися.

  • Чем отличаются круговорот воды в естественных условиях от круговорота в условиях загрязнения окружающей среды?

Демонстрация анимационной модели«Круговорот воды в природе». Программы Физикона. Открытая химия 2,5.

V. Закрепление. Подведение итогов, выводы

– Итак, мы сегодня много говорили о воде, о проблемах, связанных с водопользованием.
– Что такое водопользование?
– Можно ли считать водопользование в нашей стране, городе рациональным? Почему?
– Мы искали ответы на вопросы:

  • Какую воду мы пьем?
  • Кто виноват в загрязнении воды?

– Мы выяснили, что пьем мы не всегда чистую воду, что виноват в загрязнении воды сам человек. Наше государство, власти принимают определенные меры по охране вод, но как показывает жизнь, этих мер недостаточно, но не только потому, что эти меры дорого стоят, а еще и потому, что экологическое сознание нашего общества сформировано недостаточно.
Экологическое водопользование каждый человек понимает по-разному. Обычный человек расскажет о том, как исчезла в реке рыба, а чистое озеро превратилось в болото и появились комары, которых никогда раньше не было; биолог, возможно, будет говорить о исчезновении видов, о мутациях; географ вспомнит мертвый Арал и высохшие реки; эколог обязательно скажет о нарушении связей в экологических сообществах; химик же будет искать причину в использовании веществ.

  • Как вы понимаете термин «экологическое водопользование»?

– Я хотела бы в заключении привести пример своей семьи. Я родилась на берегу маленькой горной речки у истоков Оби. Мой отец рассказывает, что раньше из реки пили воду и ловили ценную рыбу; я – рыбу уже не помню, но помню, что всё лето мы купались в реке, а моя дочь – видит планшет на берегу реки «Купаться запрещено!». Хочется спросить: «Что с нами происходит и что достанется нашим внукам?».

Вывод: экологическое водопользование означает бережное отношение к воде: рациональное использование, восстановление и охрану природных вод.

«Человекразумный» должен использовать водные источники так, чтобы всем было хорошо: и растениям и животным, главная задача – не нарушать веками устоявшееся равновесие в природе. С другой стороны – мы должны обеспечить источникам воды такие условия, чтобы они дарили нам здоровье и радость. Ведь человеку ничего не стоит из «живой» воды сделать «мёртвую», тому немало примеров.

  • Как мы должны относиться к воде?

– Очень жаль, что у нас мало времени, и мы не поговорили об уровне экологического сознания нашего общества, ведь от него зависит судьба воды и будущих поколений. <Приложение 4 . Слайды 35-41>

Учитель: Вода – наше богатство, она нужна всем: человеку, растениям, дельфинам, рыбкам и другим животным. Урок заканчиваю словами Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

VI. Демонстрация опыта «Взрыв гремучего газа»

– Приглашаю вас пройти в кабинет химии и завершить урок уникальным опытом. Мы станем свидетелями рождения воды!

– Сегодня мы много говорили о воде, о проблемах, связанных с водой, приглашаю вас испить чистой водички! Будьте здоровы! Благодарю всех за сотрудничество!

« Вода – это жизнь»

Экологический урок, посвящённый Всемирному дню воды (22 марта).

Цели:

Экологическое воспитание подрастающего поколения;

Расширение кругозора школьников.

Ход урока.

Сегодня у нас с вами очень необычный, но интересный урок. А чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, нам необходимо разгадать несколько загадок.

1. По морю шумно идет, к берегу подойдет – сразу пропадет. (Волна)

2. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)

И так, вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о воде. 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды.

Наша планета Земля – планета воды: более ¾ занимают воды океанов, морей, озёр, рек, льдов. Облака – тоже скопления воды. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим голубой шар, так как воды на планете очень много. Мы с вами не первый раз рассматривали глобус и видели, что больше всего на нем голубого цвета.

И действительно, если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Река или озеро, в котором мы купаемся, - это вода. Когда наступают морозы, на траве появляется иней, речка прячется под лед, а сверху ее укрывает пушистое одеяло – снег. Это тоже вода, только замерзшая, твердая. По небу плывут облака – это вода, превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из жидкости. Вся жизнь на земле когда-то, очень давно, зародилась в океане. Вода нужна растениям и животным.

Но чтобы урок у нас прошел интересно, мы его проведем в виде игры. И для этого давайте разделимся на две команды – «Капелька» и «Волна».

И так, начинаем нашу игру.

Сначала проверим домашнее задание. Вам нужно было найти пословицы и поговорки о воде. Все подготовили? Молодцы. Давайте послушаем. (Ученики читают по очереди пословицы)

Не зная броду, не суйся в воду.

От жара и вода кипит.

Под лежачий камень вода не течет.

Пролитую воду не соберешь.

Вода -то близко, да ходить склизко.

Воду в ступе толочь - вода и будет.

Это вилами на воде писано.

Вода сама не подойдет, подойдет жажда.

Где вода напрет, тут и ход найдет.

Что с гуся вода.

Заработала вода - загудели провода. (гидроэлектростанция)

Воду жалеть и каши не сварить.

Крещенская водица весь год пригодится.

Вода с водой - не гора с горой: сольется.

Вода и землю точит и камень долбит.

Вода не любит грязных людей.

И тихая вода плотины рвет.

Где одна вода лед положит, там другая снесет.

Вода может нести лодку, а может и перевернуть ее.

Вода студёна - тело ядрено.

Если вода не идет за тобой, ты иди за водой.

Покуда есть хлеб да вода - все не беда.

Задание 1. Конкурс загадок. (Команды отвечают по очереди)

1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

2. Падает горошком,

Скачет по дорожке. (Град)

3. С неба - звездой

В ладошку – водой. (Снежинка)

4. Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

5. Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь)

6. Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег)

7. Висит за окошком

Кулёк ледяной

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

8. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да перышки. (Туча)

9. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Снег)

10. Без крыльев летят, без ног бегут

Без паруса плывут. (Облака).

11. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде. (Волны)

12. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий - в море. (Река)

13. туча шла – прошла,

На асфальте – зеркала.

Солнце в них заглянет-

И зеркала не станет. (Лужи)

14. Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней)

Задание 2. «Подумай и ответь»

Вода бывает жидкой, твердой, в виде пара. Подумайте и ответьте на вопрос: «Когда вода бывает…»:

пушистой (снег, снежинки);

скользкой (лед, сосулька );

высокой ( сугроб, волна);

круглой ( озеро, болото );

смешной ( пар, облако, лужица)?

Задание 3. «Как бы вы поступили, если бы увидели…»

1. Что из неисправного крана течет вода?

2. Что на берегу реки валяется мусор?

Задание 4. «Волшебная палочка».

Ученики встают в круг. Волшебную палочку держит тот, кто в данный момент отвечает на вопросы ведущего:

1. «Какая бывает вода?» (Газированная, горячая, холодная в реке, озере, море, океане, роднике, кипящая, грязная, мутная, чистая, зеркальная и т.д.)

2. «Где можно найти воду в доме?» (В кране, в графине, в чайнике, в стакане, в чашке, в ведре, в ванной и т.д)

Задание 5. «Оживи облако».

На листе бумаги нарисован контур облака. Необходимо с закрытыми глазами дорисовать ему глаза, нос, рот, брови, ресницы (одна команда рисует грустное выражение лица, другая – веселое)

Задание 6. «Превращение слова»

Каждой команде выдается карточка с записанным словом. Нужно придумать как можно больше слов, заменив одну букву в заданном слове.

«Речка» - ручка, печка, репка, рейка;

«Море» - горе, морс, морг;

Задание 7. «Расшифруй слово»

Командам выдаются листы с зашифрованными словами. Чтобы прочесть их, нужно решить примеры, возле каждого из которых указаны буквы. Решив примеры, игроки определяют, какие буквы каким цифрам соответствуют, и заменяют в шифровках цифры на буквы, получая слова.

РОДНИК

45-42=….Д 100-94=….К 95-90=….И

59-55=….Н 78-77=… Р 82-80=….О

ОЗЕРО

30-28=…..З 2+1=… Е 58-53=….О

44-40=…Р 60-59=….О

Задание 8. «Аттракцион»

1. Кто быстрее выпьет сок из стакана через соломинку?

2. Кто быстрее заполнит водой литровую бутылку, используя мерный стаканчик.

Заключение.

День воды – очень важный праздник. Нам кажется, что воды вокруг много, но ведь и используем мы ее постоянно, в больших количествах. Чистая вода необходима всем. А значит, нужно относиться к ней экономно и бережно. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь действительно, мы не слишком ценим воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран.

Бережливым будь с водой!

Хорошенько кран закрой!

С. Я. Маршак

У нас в школе проводился экологический урок. Буду рада, если кому-то пригодится моя разработка.

Цели урока:

Знакомство обучающихся с богатством природы России - водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;

Просмотр содержимого документа
«urok_2klas_okruzh_mir»

Экологический урок «Вода России»

Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

2 «Д» класс

Тема урока: Вода России

Цели урока:

Знакомство обучающихся с богатством природы России – водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;

Знакомство со значением воды в жизни человека;

Расширение знания o формах существования воды в природе.

Задачи урока.

знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;

формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

ХОД УРОКА

Орг. момент

– Здравствуйте, ребята. Доскажите словечко:

Вы пришли сюда …(учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)

Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

Постановка темы и цели урока .

О чем мы сегодня будем говорить на уроке вы, узнаете, послушав стихотворение:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!

-Предположите о чем сегодня будем говорить на уроке? Чему учиться?

Мотивация учебной деятельности

Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

На столе стоит глобус.

Это ребята наша испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательой площадке?

    Что такое глобус? – Д. это модель Земли

    Раскрути глобус.

    Какого цветом кажется глобус?

Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли. Какие водные запасы Земли вы знаете?

Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).

А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.

Аукцион загадок:

    Где я пройду – переполох. (Град.)
    И не снег, и не лед,

    Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

    Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

    Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

    Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

Работа по теме урока

А какое значение имеет вода?

С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым.

Значит вода – это здоровье.

По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.

Сделаем вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека

Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)

Физминутка (электронная «Злая тучка»)

Работа по теме урока

Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!(подготовленные дети разыгрывают сказку )

Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Салым я поспешил

Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Может, рыбку золотую?

Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Что же делать? Как нам быть?

Соберу-ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

Грустная сказка! Но и быль не радостней.

Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Объясните, отчего загрязняется вода?

Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

Как еще человек загрязняет воду?

Бросает мусор, моет машины.

Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашем городе Ивантеевка на реке Уча?

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах, затем отвечают)

    Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.

    По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.

    Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.

    Не уничтожать растения и обитателей водоемов.

    Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (ответы детей)

Надеюсь, вы так и будете поступать.

Практическая работа.

Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр. Вы будете исследователями.

Опыт №1

Вы, наверное, догадались, что у вас в колбе?

Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (Дети демонстрируют.)

Она текуча.

Какой сделаем вывод?

Вода-жидкость.

Опыт №2

Всегда ли она жидкая?

Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

Какой сделаем вывод?

Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

Опыт №3

Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?" Д. Она испарилась.

Мы говорим “испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. .. Вода – это газ, пар.

Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Минутка отдыха

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег,

Обтерлись полотенцем

Так, чтоб каждый был сухой

И отправились домой.

Работа в группах по карточкам

Сейчас вы посмотрите мультфильм «Капелька» и ответите на вопросы в карточках. Будьте внимательны.

1ряд.

    Что происходит с водой, когда она нагревается?

    Почему намокли бабушкины очки?

2 ряд.

    Почему по утрам трава мокрая?

    Что происходит с водой при сильном охлаждении?

3ряд.

    Из чего состоит туман?

    Почему туман рассеивается?

Какой вывод мы можем сделать. Какая бывает вода?

Вывод: Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.

Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.

Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы.

Ребята! Вы – настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?

Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

И какие выводы сделали для себя?

Просмотр содержимого презентации
«2 класс»

Чтобы появилась буква, дождаться руки и нажать на прямоугольник.

Чтобы вернуться к следующему вопросу, нужно нажать ещё раз на букву.









Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?


Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?


Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,


Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …


3 / 4


Тело медузы

на 90 – 95% состоит из воды

Тело человека

состоит на 2 / 3 из воды





Физкультминутка

Физкультминутка

роса,

снег,

дождь,

иней,

туман,

град,

облака,

снежинка





5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.


Оборина Наталья Юрьевна,

Воспитатель ГПД

МАОУ «НОШ № 1» г. Губахи

Всероссийский экоурок «Вода России»

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных.
  2. Прививать основы экологических знаний.
  3. Познакомить с отрицательным влиянием человека на природу.
  4. Воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование : рисунки облака, капелек; глобус, фотографии рек, озёр, морей, океанов, рисунки учащихся на тему «Портреты воды», звуковой файл (журчание воды).

Ход экоурока.

I.Организация внимания учащихся. (1-ый слайд)

Ребята, сегодня у нас проходит Всероссийский экологический урок.

II.Основная часть.

2-ой слайд (звучит музыка – журчание ручья)

Учитель читает стих:

Я и тучка, и туман.

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть мог.

Ну что ребята, догадались, о чём мы будем говорить?

Да, сегодня мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот, она, какая разная! (выключаем музыку)

А кто поможет мне в сегодняшней беседе о воде? (3-ий слайд)

Капа расскажет вам о том, какую огромную ценность представляет пресная вода, какие опасности угрожают ей хх веке, кто и как защищает реки и озёра нашей страны.

Учитель показывает глобус. (Показываю глобус)

Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

4-ый слайд. Всех нас интересует один вопрос: Много ли воды на земле? И поможет нам в этом Капа. (смотрят на слайд-таблицу). Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.

Учитель. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Дети читают стихи о воде.

Ученик1: В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2 . На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Ученик 3. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без воды нам не прожить!

Ученик 4. В озере её найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Ребята, а вы можете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествует? В каких состояниях бывает вода?

Конечно, можете и знаете! На уроке рисования вам была предложена тема: «Портреты воды».

Вот какие рисунки к нашему классному часу вы нарисовали.

3. Выставка рисунков учащихся. (беседа по рисункам)

А что значит вода для всего живого, для вас?

Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. (слайд-5, 6)

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

(слайд-7) Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды. Но эти ресурсы распределяются неравномерно, там, где 80% населения сосредоточено лишь 8% пресной воды.(слайд-8), (слайд-9)

К тому же водные ресурсы используются не эффективно и не рационально. (слайд-10)

Огромный ущерб оказывают химические аварии, сточные воды от промышленного производства, вырубка лесов по берегам водоёмов, осушение болот. (слайд-11)

Теперь вы должны понять, насколько важно защищать и беречь водные ресурсы нашей страны. И каждый день вы должны совершать хоть маленькие, но главные шаги по сбережению воды у себя дома, в школе и на природе.

Ребята, а вы знаете, сколько стоит вода в нашей повседневной жизни?

Сейчас Капа наглядно вам покажет. (слайд-12).

Например: На производство 1 пары джинсов уходит – 10 тонн воды, на 1 кг.говядины-

15 тонн воды, на 1кг. бумаги-700 литров воды.

Как вы думаете, ребята, правильно ли мы используем, расходуем воду в быту, дома? Ответить на этот вопрос нам снова поможет Капа. (слайд-13)

Как мы теряем воду?

Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды.

Кто-то из вас подумает, но если беречь воду буду я один, то ничего не изменится. (слайд-14). Да мы можем это сделать все вместе. Ведь водные ресурсы нашей страны действительно нуждаются в защите и охране.

Поэтому, (слайд-15). Министерство природных ресурсов и экологии проводит масштабную федеральную целевую программу «Вода России». В её рамках проводятся: реабилитация водоёмов, строятся новые водохранилища, снижается сброс загрязнённых сточных вод.

(слайд-16) В 2014 году в рамках программы «Вода России» прошла масштабная экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!». 170 тысяч человек из 72 регионов России от Сахалина до Калининграда объединились и вышли на субботник, чтобы очистить более 1700 водных объектов. Акция проводится ежегодно . А знаете ли вы, что означает число 22 марта? 22 марта – Всемирный день воды. (слайд-17)

(слайд-18) Капа подвела итог.

(слайд-19) Капа предлагает поиграть.

Облака, облака, всё летят куда – то,

Облака, облака, белые, как вата,

Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

Из чего состоят облака?

Да, из капелек воды.

На капельках написаны задания по 5-ти категориям. Вы, ребята, выбираете капельку, а я читаю задание, а вы всей командой отгадываете. За правильный ответ – капелька.

5 команд – 5 названий: (5 листков, 5 ручек, капельки), грамоты – 3 гр. за 1 2, 3 места и 2 гр. за участие, 5 листков для творческой работы – нарисовать друга или подругу для Капы и дать имя.) 5 категорий заданий: 1 – творческое задание, 2 – загадки, 3 – интересные факты о воде, 4 – сказки, 5 – брейн-ринг. За правильный ответ – капелька.

Подведём итоги игры. Награждение.

III . Вывод. Подведение итогов.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

(слайд-20 оз. Байкал)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница, чудо – вода! (слайд-21)


Тема урока: «Вода в нашей жизни». (7 класс) Цели и задачи урока: ­ доказать обучающимся что вода – является основой жизни; ­ расширить знания обучающихся о распространении воды в природе, ее свойствах, значении и применении; ­ активизировать познавательную деятельность у обучающихся по теме данного урока; ­продолжить формирование убежденности о необходимости охраны воды; ­воспитывать бережное отношение к воде. Ход урока: Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. Вода ­ самое удивительное и полное тайн вещество. Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Мы даже представить не можем свою жизнь без воды. Ведь вода – нужна человеку ежедневно. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А, в сущности ­ только вода... Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это ­ только вода... В бирюзовой дали исчезая, Лебедями плывут облака, Вот туча идёт грозовая, А в сущности ­ только вода... Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда. Как пухом, зимой одевает Снег белый родные поля. Но время придёт ­ всё растает, И будет простая вода. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета это вода океаны, моря, озёра, реки. Около 97 % массы гидросферы составляют соленые океанические воды, 2,2 % воды ледников, остальная часть приходится на подземные, озерные и речные пресные воды.

Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде ­ это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека? Об этом нам расскажет Черемисина Кира. Сообщение на тему «Вода в жизни растений, животных и человека» Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем. В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 70% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг­81%.в крови и железах­73­80,% т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в костях от 22 до 34%. В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85­ 90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей. Учитель: Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это

микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы, из­за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде. Каково значение воды для человека? Сообщение на эту тему подготовила Пчелинцева Эльвира Сообщение на тему «Значение воды в жизни человека» Вода - удивительная жидкость. У неё нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Калорийность воды равна нулю. Некоторые люди называют её настоящей загадкой. В воде удивительным образом сочетается как простота, так и сложность. Казалось бы: в молекуле воды всего три атома - один кислорода, и два водорода. Тем не менее, учёным всё ещё не ясно до конца, как действуют эти молекулы. Но точно известно одно: не будет воды - не будет и жизни на Земле. Вода в жизни человека играет огромную роль. Без неё не проживут ни люди, ни растения, ни животные. Ни огромный слон, ни микроскопические бактерии не обойдутся без этой живительной жидкости. Без неё не вырастет урожай на полях, а соответственно - не будет продуктов питания. Итак, совершенно очевидно: без воды жизнь на планете быстро бы прекратилась, и заменить её нам было бы нечем. Вода важный помощник для человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь.

Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из­за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются. Загрязняя воду ­ мы убиваем себя! Учитель: А теперь немного цифр для тех, кто любит факты.  Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому ­ 3,7%.  Температура, при которой замерзает морская вода равна 1,91 градуса Цельсия.  В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!  На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.  За свою жизнь человек выпивает примерно тридцать пять тонн воды. А тридцать три литра воды можно вскипятить энергией человеческого тела, выделяемой за сутки. А какие интересные факты о воде узнали вы, готовясь к сегодняшнему уроку? (примерные ответы детей)  Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США.  Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года!  Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма! Упала она на Бангладеш.  Толщина тучи в небе может быть больше горы Эверест, ее толщина может достигать шестнадцать километров!  Айсберг может таять целых десять лет.  Холодная вода замерзает до льда медленнее горячей, это доказал школьник.  Лед плотнее, чем жидкая вода, поэтому держится на ее поверхности.  Самые большие запасы льда на Земле находятся на полярных "шапках".

 В морской воде содержится белок и много других питательных веществ.  Медуза состоит на 99% из воды, а арбуз ­ на 93%.  Средняя температура мирового океана на три градуса выше температуры ближайшего к нему слоя воздуха.  В Азербайджане есть вода, способная гореть из­за большого количества метана в составе.  В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки ­ третья в мире по чистоте, а первое место занимает вода Финляндии. Учитель: Возьмите колбу с водой. Добавьте ложку соли. Перемешайте. Что мы видим? (соль растворилась) Вода ­ универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные, жидкие и твердые вещества. Но не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому. Не меньший вред живым организмам приносит загрязнение воды. Это серьёзная экологическая проблема. Каковы основные причины загрязнения воды? Послушаем несколько коротких сообщений. Сточные воды. Проще говоря, это та вода, которая оказывается в канализации. Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. И основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества (из­за моющих средств). Именно они наносят основной урон по живым водным организмам. Промышленные отходы. Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно (это ведь самый

простой способ избавиться от них, и самый вредоносный). А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде. Фермерские хозяйства. Из­за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды). Но отказаться от ведения фермерских хозяйств было бы самоубийством, поскольку они являются поставщиками пищи. Поэтому с данной проблемой ничего не поделаешь. Утечки нефти. К сожалению, случаются они слишком часто. По некоторым данным, в одной лишь Америке происходит более 10 тысяч утечек нефти каждый год. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы. Твёрдые отходы. В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве каких­то помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Из­за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах. Тепловое загрязнение. Это слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. По своему составу вода не представляет никакой опасности, поскольку берётся из тех же водоёмов, но её повышенная температура оказывает неблагоприятное воздействие. Из­за увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное зарастание водорослями. Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из­за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, из­за чего образуются концентрированные кислоты.

Учитель: Загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения: научиться бережней относиться к природным ресурсам, создать более совершенные очищающие воду механизмы, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные воды. Чтобы сохранить наш прекрасный мир, необходимо беречь воду, охранять от загрязнения. Понятно, что я и вы не можем проконтролировать нефтяные скважины, но начинать нужно с себя. Какие предложения у вас будут для сохранения чистой воды в нашей местности. (примерные ответы детей) Убрать мусор и не мусорить, вести разъяснительную работу среди друзей и односельчан. Сажать деревья и кустарники они очищают воздух, а он не заражает дождевую воду. Меньше расходовать питьевой воды. Закрывать кран, собирать дождевую воду для полива. Учитель: У вас на столах лежат зеленые и красные карточки. Сейчас я буду называть различные действия человека. Если эти действия соответствуют рациональному использованию воды, или направлены на охрану поднимаем зеленую карточку. Если же это действия человека, приносящие вред воде – поднимаем красную карточку. Два человека будут выполнять же действия у доски. ­ мытье машин водой из открытых водоемов ­ строительство очистных сооружений ­ подтекающий кран ­ принятие душа, а не ванны ­ очистка родников ­ вырубка леса в бассейне реки Учитель: – те

Полезная, нежная, просто безбрежная, Жизнь нам дарящая, гордая, властная, Холодная, жгучая, в гневе могучая. В мир ты приходишь рекой, океанами, В доме встречаешь открытыми кранами, Каплей росы, что укрыла трава, Слезным дождем, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна, И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота – Незаменимая наша вода. Как замечательно говорили природе великие люди! Аксаков назвал ее красой природы. Менделеев ­ кровью природы. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И наша задача ­ беречь этот дар. Подошел к концу наш урок. Дома придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!» Урок окончен. Всем спасибо за работу!

Рекомендуем почитать

Наверх