В какой гусарский мундир был одет поручик ржевский. Гусарская накидка: особенности, история и интересные факты Что такое доломан у гусар

Многолетники 14.05.2022
Многолетники

Венгерка - короткая куртка, отделанная шнурами на груди . Этот предмет одежды постепенно проникал в Россию. И прежде чем русские гусары надели форму, в которой одержали победу в 1812 году над Наполеоном, венгерка прошла путь в Россию, начиная с XV- XVI вв.


Национальная венгерская одежда сформировалась на основе взаимодействия древневенгерского костюма с турецким. Несколько сот лет на территории Венгрии происходили непрерывные военные столкновения Запада и Востока. Турецкий гнёт, многочисленные войны опустошали и разоряли страну. Наряду со старинной венгерской одеждой существовали и другие варианты – средневековый европейский костюм и восточный. Именно восточные элементы в дальнейшем были использованы венграми и вошли в их национальные костюмы.


Элементы кроя, застёжки на груди в виде рядов декоративного шнура с воздушными петлями и кисточками, головные уборы с султанами, меховая отделка – все эти элементы стали обязательной частью национальной одежды венгров. Уже в XV веке эти элементы стали принадлежностью мундира офицера венгерской лёгкой кавалерии. Это и были гусары, которые отражали атаки турецкой конницы.


Затем отличительные особенности венгерского костюма стали распространяться и в Европе. Тем более что значительная часть венгерских воинов, как правило, молодых, искали лучшие средства существования в других странах. При приёме на военную службу принимались во внимание не только как воинов, но и их внешний вид, и красочный национальный костюм.



Венгры служили во многих странах. Попав в королевскую стражу Людовика XIV, венгры своим блестящим и живописным видом придавали особую торжественность выходу короля.



Гусарские полки в Русской Армии появились в середине XVIII века, примерно в 1751 – 1760 гг. Их униформа значительно отличалась от униформ других родов кавалерии. Это объясняется её происхождением. В то время многие, состоявшие в гусарских полках, были выходцами из Сербии, Венгрии и славян, выходцев из австрийских владений между Бугом и Днепром.


Именно они и принесли с собой такой вид одежды, близкий национальному венгерскому костюму. Он состоял из следующих основных предметов: доломан, ментик, чакчиры (рейтузы), ботики, кивер, кушак. Ментик был верхней курткой, обшитой мехом по воротнику и бортам, с горизонтальными рядами шнуров на груди.



Портрет сверху - Денис Давыдов
Портрет снизу - Лермонтов



Доломан – тоже куртка , украшенная рядами шнуров и спереди, и сзади, на неё надевался ментик. Ментики в летнее время носили наброшенными на левое плечо, а в зимнее – надетыми в рукава поверх доломанов. Чакчиры, или гусарские рейтузы, были с узором из шнура. Форма понравилась в России своей необычностью и нарядностью. В течение столетия она видоизменялась, но при этом основные черты её сохранялись.


Исходя из происхождения гусарской формы, становится понятно, почему куртки – доломаны и ментики стали называть венгерками. Но одновременно существовала и другая венгерка – штатская. Это был чаще всего синий кафтан, расшитый на груди шнурами. Эта одежда напоминала кафтан допетровских времён. Её любили носить русские помещики.



Популярность гусарской формы и одновременно штатской венгерки продолжалось почти до конца XIX века. Во второй половине XIX века в моду вошёл женский вариант гусарской куртки или венгерки – это был короткий шерстяной жакет с отделкой тесьмой или .


Сегодня же на подиумах часто появляются интересные модели женской одежды в стиле милитари, а потому можно увидеть элементы венгерки и русской военной формы. Современных дизайнеров вдохновляют национальные костюмы, ведь красота вечна.



Фото сверху - Balmain
Фото снизу - Alessandra Rich


В двух предыдущих статьях мы рассказали об униформе русских армейских гусарских полков 1741-1788 и 1796-1801 годов.
В этой статье мы расскажем о гусарской униформе времен царствования императора Александра I.
Итак, приступим…

31 марта 1801 года всем гусарским полкам армейской кавалерии были присвоены следующие названия:

гусарский полк новое название
Мелиссино Мариупольский
Боура Павлоградский
Кишинского Александрийский
графа Палена 2-го Изюмский
графа Палена 3-го Сумской
Борчугова Ахтырский
Сакена 3-го Елизаветградский
Чаплыгина Ольвилпольский

В 1802 году в гусарский обиход вошли серые шерстяные подшитые кожей кавалерийские комбинезоны (штаны, продолжающиеся ввeрх от пояса до подмышек и держащиеся на помочах).
Согласно нового табеля мундирным, амуничным и оружейным вещам, который был принят 30 апреля 1803 года, были назначены цвета и созданы правила, по которым рядовым гусарских полков полагались (по Висковатову, том XI ):
доломан — полкового цвета (см. ниже), с высоким воротником;
ментик — полкового цвета, обшитый смушкой белого цвета, прежнего покроя, но с высоким воротником;
чакчиры — белого цвета;
рейтузы — из сукна серого цвета, с обтяжными пуговицами, предназначались только для похода;
сапоги — с привинтными шпорами, при рейтузах были с короткими, мягкими голенищами, а при чакчирах — с твердыми голенищами, высотой в половину икры;
галстук ;
фуражная шапка — цвета ментика, с околышем цвета воротника, или без околыша, с гайкою и кистью;
китель — из сурового каламенка, с обтяжными пуговицами;
плащ — из сукна серого цвета, с серым стоячим воротником, с выпушкою по краям цвета воротника на доломане, и с плоской пуговицей для застегивания у шеи;

кивер — полупоярковый (см. на рисунке выше), черного цвета, высотой в 6 вершков (26,4 см).
Застегивался узким ремешком из кожи черного цвета.
Имел лопасть с черной шерстяной кистью на конце.
Обшивался по верхнему и нижнему краям тульи и по краям лопасти, черной шерстяной тесьмой, из которой на правой стороне пришивалась петлица, закрывавшая собою гнездо для султана и имевшая, на нижнем конце кокарду с плоской пуговицей.
На кивере были два гарусных шнура, с кистями белого (в 1-м батальоне) и красного цвета (во 2-м батальоне), а также султан из белых перьев. Кивер застегивался узким ремешком из черной кожи.

фуфайка — пошитая из овчины;
сабля с темляком ;
портупея — из красной юфти;
ташка — полкового цвета с вензелем императора Александра I;
карабин ; — с юфтяным чехлом красного цвета;
пояс — по цвету ментка, с перехватами, шнурком и кистями по цвету шнурков на ментике и доломане;
погонная перевязь — лосинная, выбеленная, с медными пряжкой, запряжником и наконечником и с крюком железным;
лядунка с ремнем — из красной юфти с железным прибойником.
Рукавицы, сшитые из старых мундиров, полагались рядовым гусарам только в зимнее время.
Полковые цвета гусарским полкам согласно табеля от 30 апреля 1803 года были определены следующие:

В униформе трубачей гусарских эскадронов были следующие особенности:
султан на кивере красного цвета;
нашивки на рукавах ментиков у плеч («раковины» или «птичьи гнезда») из шерстяной (по цвету шнурков) тесьмы;
отсутствие карабина, погонной перевязи и лядунки.

Штаб-трубачи, кроме того, имели такие же отличия, как и унтер-офицеры.
Что касается униформы вахмистров и унтер-офицеров, то, за некоторыми исключениями, она соответствовала вышеописанной униформе рядовых:
опушка ментика была из черной смушки;
воротник и обшлага ментика и доломана имели золотой или серебряный, по цвету пуговиц, галун;
шнуры и кисти кивера были белые с примесью черного и оранжевого цветов;
султаны белые, с верхушкой из черных и оранжевых, между собой перемешанных, перьев;
замшевые перчатки без краг. 2

Гусарские унтер-офицеры не имели карабина и погонной перевязи, но имели трости.
Офицеры, при одинаковых с рядовыми покрое обмундирования и полковых цветах,
имели следующие отличия:
опушка ментий была из серых крымских мерлушек;
шнуры, галун и бахрома на ментике и доломане — золотые или серебряные;
кивер обшивался золотым или серебряным, как на ментике и доломане, галуном и узкой бахромой, и имел такого же цвета кисточку на лопасти.
Шнуры и кисти на кивере — серебряные с черным и оранжевым шелком.
Султан из белых, а к корню из черных и оранжевых перьев.;
в служебной обстановке через левое плечо носилась лядунка;
вне службы носился суконный виц-мундир темно-зеленого цвета, пехотного покроя, однако без поперечных карманных клапанов, с обыкновенными гусарскими обшлагами, с цифровкою на воротнике и обшлагах, по цвету пуговиц, с красною обкладкою пол и фалд.
При этом виц-мундире в качестве головного убора носили обыкновенную кавалерийскую шляпу и саблю, надевая портупею под мундир.

В 1803 году в русской армии были сформированы еще два гусарских полка — Белорусский и Одесский, которым определили следующие полковые цвета:

В 1803 году на гусарских офицерских ташках и вальтрапах орлы были заменениы на вензеля и короны, а также был веден кивер пехотного образца — высокий, почти цилиндрический, немного расширяющийся кверху и с пристегивающимся козырьком.

Новый кивер по конструкции был похож на пехотный.
Он изготавливался из черного фетра, немного расширялся кверху и имел кожаный лакированный козырек.
По верху кивер обшивался галуном.
По фронту располагалась черно-оранжевая кокарда; петлица пристегивала ее к красной кисти-репейку.
Верх кивера оборачивался несколькими (обычно тремя) рядами этишкетного шнура. С правой стороны шнур спускался вниз и заканчивался замысловатым
плоским узлом и кистью.
При полной форме над репейком кивера укрепляли высокий «ниспадающий» султан белого цвета. В первых батальонах полков репейки и этишкетные шнуры были белыми, а во вторых — красными.
Были, однако, и отступления от этого правила, особенно в начальный период. Так, в Изюмском полку этишкетные шнуры были из смеси белых и красных нитей.

Кутасы — толстые гарусные украшения, свисающие спереди и сзади кивера — на гусарских киверах отсутствовали.
У гвардейских гусар на киверах был герб в виде двуглавого орла.
В 1806 году был сформирован Гродненский гусарский полк, которому определили такие полковые цвета:

В этом же, 1806 году, для рядовых гусарских полков были отменены фуфайки, а также «отменены косы и локоны и повелено стричь волосы подъ гребенку, а генералитету и офицерамъ предоставлено въ семъ случае поступить по собственному произволу» 2 .
В 1807 году были отменены трости для гусарских офицеров и унтер-офицеров.
В марте 1807 года был создан Лубенский гусарский полк, который получил следующие полковые цвета:

Осенью 1807 года для всех гусарских полков русской армии были введены одноцветные шнуры на доломанах и ментиках.
В ноябре 1808 года гусарским офицерам при виц-мундире приказано носить чакчиры или панталоны темно-зеленого цвета.

Зимой 1809 года, чтобы облегчить гусарским офицерам финансовое состояние, мундиры с золотом и серебром приказано надевать только в праздничные дни и на смотры, а во всех остальных случаях носить мундиры с гарусным прибором.
Летом 1809 года был отменен плюмаж на генеральскихъ шляпах при виц-мундире, а прежней формы петлица заменена новой, которая состояла теперь из четырех толстых, канительных шнурков, два средние из которых перевлетены в виде жгута.
Осенью 1809 года генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков русской армии на виц-мундирах приказано иметь эполеты, по образцу эполет, присвоенных этим чинам в других кавалерийских частях.

Также генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков были определены для ношения сюртуки из сукна темно-зеленого цвета, с воротником и обшлагами того же цвета, что и на доломанах.

11 ноября 1809 года для всех строевых чинов гусарских полков введен кивер по образцу гренадерских полков, но с такими же, как и прежде султаном, петлицей, кокардой и пуговицей, и с этишкетами и репейком по цвету шнурков на доломанах:


Русский гусарский кивер образца 1809 года из экспозиции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.
Поярковый, обшит кожей. Утрачены репеек, подбородочные ремни с чешуей, пуговица и петлица.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В этот же день были введены новые полковые цвета:

В 1810 году были укорочены султаны у офицерских и генеральских шляп.
В сентябре 1811 года для нижних чинов гусарских полков были введены фуражные шапки по образцу пехотных, драгунских и кирасирских полков с тульей цвета доломана и околышем по цвету воротника и обшлагов.
В начале 1812 года гусарам были введены кивера нового образца с этишкетами и репейком по цвету шнурков на мундире и с петлицей и чешуей по цвету пуговиц:

Этим же распоряжением воротники ментиков, доломанов, плащей и офицерских вице-мундиров было предписано иметь ниже прежних, без скоса спереди и застегнутые на крючках (см. на рисунке выше).
В конце ноября 1812 года для облегчения финансовых расходов всем офицерам гусарских полков было разрешено вместо золотого или серебряного прибора на мундирах иметь белевый (из отбеленной пряжи) желтого или белого цвета, этишкеты, репейки, пояса и темляки, вместо серебряных, белые из бели, и белевые же галуны и шитье на валтрапах: вместо золотых — оранжевые, а вместо серебряных — белые.


Гусарская униформа 1812 года в рисунках Александра Осиповича Орловского (1777-1832 гг.):
1 — «Представляет унтер-офицера на лошади видом с правой стороны в полном походном убранстве с вьюком.
Оный изображен держащим в правой руке трость, в каковом виде должен являться на ординарцы, или ведя отделенную команду, когда сам командир и когда команда сия имеет сабли в ножнах.» 31
2 — «Показывает унтер-офицера на лошади видом с правой стороны в полном парадном убранстве с обнаженной саблей и с вьюком, как оной должен быть на всяких смотрах.» 31
3 — «Изображает гусара на лошади видом с левой стороны в полном парадном убранстве с вьюком, как оный должен быть при всяких смотрах.» 31
4 — «Представляет гусара на лошади видом с левой стороны в полном походном убранстве и с полным вьюком.» 31
5 — «Представляет гусара на лошади видом с правой стороны в полном походном убранстве и с полным вьюком.» 31
6 — «Изображает гусара в полном походном убранстве, стоящего подле своей лошади с левой стороны и держащего оную правою рукою за изголовье у переносья перед тем времянем, как надобно садиться на лошадь; на оной же означен весь полной вьюк походной.» 31

Информация: Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гксарские полки

17 декабря 1812 года Иркутский драгунский полк был переименован в Иркутский гусарский полк и ему были определены следующие цвета:

15 сентября 1813 года офицерам и нижним строевым чинам Ахтырского, Белорусского, Александрийского и Мариупольского гусарских полков пожалованы, на кивера, знаки отличия, по цвету пуговиц и в виде ленты, с надписью: «ЗА ОТЛИЧIЕ АВГУСТА 14 ДНЯ 1813 ГОДА»:

Такие же знаки на кивера получили 3 мая 1814 года офицеры и нижние строевые чины Гродненского, Лубенского и Сумского гусарских полков, а 19 ноября 1814 года — Елисаветградского, Изюмского и Павлоградского гусарских полков.

В апреле 1814 года вышло распоряжение, согласно которому гусарским офицерам предписывалось носить однобортные виц-мундиры с девятью плоскими пуговицами со стоячим воротником, застегивающимся на крючки и выпушкой по цвету воротника вдоль борта.
При этих виц-мундирах носили панталоны темно-зеленого цвета и черные сапоги с черными кисточками.

В мае 1814 года для офицеров гусарских полков были введены рейтузы нового образца, серого цвета, с лампасами и выпушкою по цвету воротника на доломане.
Такие же рейтузы, но с кожаными вставками в шагу, были введены в августе 1814 года для нижних чинов гусарских полков.
Чакчиры носились только на парадах.

В 1814 году к кокардам на офицерских шляпах была добавлена белая лента, которую позже заменили серебряной.
В апреле 1817 года всем гусарам предписано носить кивера с бляхами, по образцу гренадерских полков. Кроме того, в Ахтырском, Александрийском, Мариупольском и Белорусском полках оставлены прежние их знаки отличия в виде ленты (позиция 1 на рисунке ниже), а Сумскому, Лубенскому, Гродненскому, Елизаветградскому, Изюмскому и Павлоградскому даны новые (позиция 2 на рисунке ниже), в виде щита, как в полках армейской пехоты:

В мае 1817 года трубачам гусарских полков предписано носить на рукавах ментиков и доломанов крыльца по цвету воротника на доломане и нашивки по цвету шнурков.

В конце февраля 1819 года унтер-офицерам и рядовым гусарских полков были заменены лядунки и перевязи. Теперь лядунка из лакированной кожи черного цвета с круглой бляхой из желтой меди с пистолетным прибойником на белом лосинном ремне носилась на белой лосинной перевязи, которую рядовым было приказано носить не через правое (как до этого), а через левое плечо, под панталером.
В 1820 году для гусарских полков были определены следующие цвета:

У гусарских офицеров — шнурки, галуны, бахрама и вензеля на ташках и вальтрапах были по цвету пуговиц — золотые или серебряные, гомбы поясов серебряные, пояса и этишкеты серебряные, с черным и оранжевым шелком.
В феврале 1820 года на гусарских кивераъ, вместо султанов, приказано было иметь продолговатые султанчики или помпоны: у нижних чинов — из шерсти, по цвету этишкет, а у офицеров — золотые или серебряные, по цвету пуговиц. В апреле 1820 года эти помпоны были отменены.
В апреле 1821 года гусарским офицерам было приказано иметь ментики и доломаны без бахромы, с пятью рядами пуговиц.

За безпорочную службу в марте 1825 года для нижних строевых чинов гусарских полков были введены нашивки из желтой тесьмы на левый рукав:
одна — за 10 лет;
две — за 15 лет;
три — за 20 лет.

В последние годы царствования императора Александра I гусарским полкам были установлены следующие масти коней:

Униформа русской кавалерии 1812 года

Гусары

Гусарская униформа в 1812 году значительно отличалась от униформ других родов кавалерии свои видом. Ее столь значительное отличие объясняется происхождением этого рода легкой кавалерии. Гусары появились в Русской Армии в середине XVIII века. В то время гусарами были выходцы из Сербии, Венгрии. Они -то и принесли с собой присущий им вид военной одежды. Необычность и нарядность гусарской униформы понравилась и она прижилась в России. В течение века эта униформа несколько видоизменилась, сохранив однако свои характерные черты. Она состояла из следующих предметов: доломан, ментик, чакчиры, ботики, кивер, ташка, гусарский кушак. К ней же можно отнести один из элементов конского убора - вальтрап. Кажды полк имел свои расцветки гусарской униформы.

Доломан (дулам, долам, долман, дулман). Короткая до пояса однобортная куртка со стоячим невысоким воротником. Грудь расшита пятнадцатью рядами шнуровых петель у офицеров из золотистого или серебристого шнура (по присвоенному полку цвету приборного металла). У солдат шнуры были шелковые желтого или серовато-белого цвета. Концы рядов шнуров украшались у солдат медными, у офицеров золочеными пуговицами. Грудь офицерского доломана вокруг шнуров обшивалась узким золотым (серебряным) галуном. Генеральские доломаны точно так же обшивались бахромой. Кроме того, галуном различной ширины обшивались воротники унтер-офицерских, офицерских и генеральских доломанов. Спина доломана также расшивалась шнурами. Однако число рядов шнуров не всегда выдерживалось строго пятнадцать. В зависимости от размера доломана рядов могло быть от 11 до 18. Цвет доломана , обшлагов и воротников в каждом полку были различные. На снимке справа солдатский доломан Сумского гусарского полка (к началу 1812 года его цвет будет заменен на серый с красными обшлагами и воротником). На снимке слева генеральский доломан лейб-гвардии Гусарского полка (к началу 1812 года воротник и обшлага станут синими).

Примечание. Генеральскую гусарскую форму носил командир лейб-гвардии Гусарского полка и генералы, являвшиеся шефами гусарских армейских полков. Хотя в гвардии не было генеральских чинов, однако гвардейскими полками (и не только гусарским) командовали лица имевшие армейский чин генерал-майора. Что же касается должности "шеф полка", то такая должность имелась в штатном расписании каждого армейского полка. В чем состояли обязанности шефа полка автору неизвестно. Письменных документов на сей счет обнаружить не удалось.

Ментик (ментия). Точно такая же куртка, как и доломан, но воротник, края бортов, низ куртки и низ рукавов обшиты мехом. Каждый полк имел ментик своего цвета, причем цвет ментика не всегда совпадал с цветом доломана. Цвет меха:
**Лейб-гвардии Гусарский полк: офицеры - черный бобровый мех, унтер-офицеры и солдаты черный мех.
**Армейские гусарские полки: офицеры серый мех, унтер-офицеры черный мех, солдаты белый мех.
Ментики в зимнее время носили надетыми в рукава поверх доломанов, а в летнее время ментики носили наброшенными на левое плечо. От сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки. Гусары, вооруженные пиками, в летнее время ментик не носили. В боевой обстановке перед атакой ментик или надевали в рукава, или снимали совсем.

Гусарские музыканты (трубачи, литаврщики) имели на доломанах и ментиках дополнительные украшения в виде белой и желтой тесьмы по рукавам, так называемых "крыльцев" на плечах. Впрочем, трубачей следовало бы скорее относить не к музыкантам, а к связистам, если можно так выразиться. Трубачи в бою находились рядом с командирами и сигналами своих труб передавали команды личному составу. Не случайно полковые и батальонные трубачи относились к унтер-офицерскому составу. Полковой штаб-трубач приравнивался к вахмистру, батальонный штаб-трубач к подпрапорщику. И только эскадронные трубачи приравнивались к рядовым гусарам. На рисунке штаб-трубач Мариупольского гусарского полка.

Примечание . Картины, в том числе и написанные в XIX веке, изображающие гусар, скачущих в атаку в развевающихся с плеча ментиками, не соответствуют действительности. Хотя внешне это выглядит красиво, однако развевающийся ментик может сыграть злую шутку с гусаром в бою. Он мешает действовать оружием, управлять конем, может нарушить равновесие бойца в седле и сбросить его на землю.

Чакчиры (чикчиры). Гусарские штаны прямого покроя со штрипками внизу. Заправляются в ботики. Цвет чакчир различный в каждом полку. По боковым швам узкие лампасы из золотого(серебряного) галуна у офицеров, и из желтой (белой) тесьмы у солдат и унтер-офицеров. Впереди на обеих штанинах украшение из шнура и галуна, так называемый "гусарский узел". У солдат и унтер-офицеров этот узел из тонкого шнура и прост по рисунку, у офицеров из золотого (серебряного) шнура и галуна сложного рисунка. У генералов это украшение еще сложнее. На рисунке слева офицерский "гусарский узел". На рисунке справа чакчиры и ботики.

Ботики Низкие (чуть выше середины икр) узкие сапоги. Верхняя часть голенища имеет фигурный вырез с кисточкой в нем. На ботики надеваются шпоры. У солдат шпоры луженые оловом, у офицеров серебреные (золоченые).

От автора. Любопытно, что в начале века обувь не различалась на левый и правый сапог. Оба ботика (впрочем, и другая обувь тоже) были совершенно одинаковы, и какой на какую ногу одевать было безразлично (ну как теперь валенки). Кто не верит, пусть побывает в музее вещевой службы МО РФ. Обувь стали различать на левую и правую ближе к середине XIX века.

В походе, в боевых условиях, на занятиях в холодную погоду поверх, а в теплую вместо чакчир гусары носили рейтузы серого цвета, подшитые кожей. Рейтузы надевались поверх ботиков. Гусарские чакчиры стоили дорого, от седла быстро вытирались и рвались, в ненастную погоду быстро намокали и грязнились от земли, летящей из под передних ног коня. Рейтузы спасали положение. Так что в действительности на войне гусары выглядели не столь нарядно, как мы видим в кинофильмах "Война и мир", "Гусарская баллада" и пр. На рисунке гусар 2-го гусарского полка Российско-германского легиона в рейтузах и справа конструкция рейтуз.

Литература

1. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Москва. Просвещение.1993г.
2. Л.В.Беловитский. С русским воином через века. Москва. Просвещение.1992г.
3. Военная одежда русской армии. Москва.Военное издательство. 1994г.
4. С. Охлябинин. Честь мундира. Чины Традиции Лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Москва. Издательство "Республика". 1994г.
5. В.Семенов. Русский военный мундир XIX века. Москва. Изобразительное искусство. 1986г.
6.О.Пархаев. Русская армия 1812 года. выпуск 2. Москва. Изобразительное искусство. 1988г.
7.О.Пархаев. Русская армия 1812 года. выпуск 3. Москва. Изобразительное искусство. 1988г.
8.В.М.Глинка.Русский военный костюм XVIII-начала XX века. Ленинград. Художник РСФСР.1988г.
9.О.Пархаев. Русская армия 1812 года. выпуск 4. Москва. Изобразительное искусство. 1988г.
10.В.Н.Земцов, В.А.Ляпин. Екатеринбург в мундире. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992г.

Хочешь быть красивым - поступай в гусары... Лекция о гусарском мундире.

«Хочешь быть красивым -
поступай в гусары».
Козьма Прутков.

Как сказал Козьма Прутков:

Поступай в гусары, милый,
Будешь ты тогда таков».
Как красив гусар мундир:
Доломан расшит шнурами,
Ментик с крылья-рукавами
И витой узор чакчир*.
Вот спасибо за науку:
Понял я совета толк,
Поступил в гусарский полк,
И совсем забыл про скуку.
Закрутил свой черный ус,
Саблю с ташкою** повесил,
И теперь хожу я весел:
Бравым молодцом держусь.
Когда полк гусар идет -
Сердца женщин так и тают,
И глаза их так сияют,
Что внутри душа поет.
Хорошо гусаром быть!
Для нас это - аксиома.
Дамы! Бросьте все дела вы дома:
Щи варить, посуду мыть.
Полюбуйтесь на орлов,
Что ни парень, то красавец.
И для каждой из красавиц
Подвиг совершить готов.
И не думайте, о боже!
Что мы ветрены всегда.
Это ж только иногда,
Честь для нас всего дороже.
Истину сказал Козьма:
«Если хочешь быть красивым -
Поступай в гусары, милый,
Будешь счастлив ты весьма».


Отношение современников к гусарской униформе выражено в коротком афоризме Козьмы Пруткова: "Если хочешь быть красивым, поступи в гусары". Ни кирасиры, ни уланы, ни драгуны, ни тем более пехотинцы и артиллеристы такого внимания общества не удостаивались. Их форменная одежда была слишком простой. Красоту же гусарского мундира, имеющего прямые аналогии с национальным венгерским костюмом, составляли декоративные детали: пуговицы, шнуры, галуны, меховая выпушка, кисти.

Вековая традиция требовала, чтобы все гусарские полки по обмундированию отличались один от другого. Так как этих полков в России в 1812 году было 12, а к 1824-му - 14, то военной администрации приходилось решать довольно трудную задачу по созданию для каждой легко-кавалерийской части своего комплекта предметов униформы, имеющих одинаковый покрой, но разные цветовые сочетания. Варьировали обычно цвет ментика, доломана, чакчир, воротников и обшлагов на доломане, а также отделку мундира (шнуры, галуны, пуговицы).

Главным дизайнером выступал сам Александр I. Комиссариатский департамент представлял самодержцу на утверждение проект обмундирования, смету по нему и три готовых мундира: солдатский, унтер-офицерский и офицерский. Александр Павлович придавал большое значение форменной одежде своей армии. Он справедливо полагал, что по внешнему виду войск в первую очередь будут судить о силе и мощи государства Российского, и потому трудился неустанно.

"Его двор, - вспоминал в 1805 году генерал С. А. Тучков, - сделался почти совсем похож на солдатскую казарму. Ординарцы, посыльные, одетые для образца разных войск солдаты, с которыми он проводил по нескольку часов, делая заметки мелом собственною рукою на их мундирах и исподних платьях (панталонах, чакчирах, рейтузах. -А. Б.), наполняли его кабинет вместе с образцовыми щетками для усов и сапог, дощечками для чищения пуговиц и другими подобными мелочами..."1.

Таким образом комплекты предметов обмундирования всех гусарских полков можно считать плодом совместного творчества безвестных, к сожалению, художников и государя императора. Это он думал о том, насколько сочетаются между собой, скажем, голубой цвет на воротнике и темно-синий доломан, на котором этот воротник должен находиться. Он решал, какой должна быть длина рукава и ширина обшлага на нем. Он устанавливал количество завитков, выложенных шнуром около меховой опушки ментика, и определял число пуговиц, пришитых на груди обеих гусарских курток.

В это время Александр Павлович был еще очень молод. Он взошел на престол в возрасте 24 лет после дворцового переворота, когда группа офицеров расправилась с его отцом, сумевшим вызвать к себе ненависть почти всех слоев русского общества. Униформу, введенную Павлом I, в армии не любили так же, как и его самого. Чтобы доказать, что при нем все будет иначе, молодой император был вынужден сразу же вместе с реформами организационной структуры вооруженных сил империи взяться и за создание их нового облика, то есть за форменную одежду. Он приступил к этой работе с радостью и удовольствием. Еще в юные годы Александр удивлял своих друзей развитым эстетическим чувством. Адам Чарторыйский вспоминал: "...Великий Князь всегда восторгался красотами природы; нередко цветок, зелень растения, либо ландшафт какого-либо места глубоко восхищали его". Впоследствии, составляя портрет императора по огромной литературе, посвященной ему и его царствованию, психологи XX века (профессор Сикорский, книга "Вопросы нервно-психической медицины". СПб., 1909) пришли к выводу, что доминантой характера Александра I были слабая воля и средний ум при тонком художественном развитии ("слабость воли и преобладание чувства"). Возможно, эти оценки, данные не живому человеку, а только отражению его в воспоминаниях современников, весьма условны. Но кое-что подмечено верно: художественный вкус государя был безупречным.

К Отечественной войне 1812 года русские гусары подошли, имея униформу следующего вида:
короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником, происходящую из венгерской национальной одежды - доломан, поверх которого надевалась еще одна куртка - ментия или ментик, узкие рейтузы - чикчиры и короткие сапожки - ботики, украшенные черной шерстяной кисточкой. Вокруг пояса гусар носил кушак, представлявший собой сетку из шнуров с перехватами - гомбами. Черный, обшитый кожей кивер, такой же, как в пехоте, украшался белым султаном, шнурами (этишкетами) и репейком. Кокарда делалась в виде круглой розетки из черной ленты с оранжевыми каймами и с металлической петлицей по цвету пуговиц. В лейб-гусарском полку на кивере был герб в виде двуглавого орла из красной меди. Подбородный ремень кивера покрывался плоской металлической чешуей.
Доломан, ментик и чикчиры были расшиты шнурами и тесьмой. На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц, из которых центральный находился на правом борте, а два другие - при углах шнуров, уложенных завитками. Ментик обшивался белым (в гвардейском полку черным) бараньим мехом. Но это правило соблюдалось не всегда.
В походе гусары носили навыпуск серые суконные рейтузы, которые были с внутренней стороны обшиты черной кожей и по наружным швам имели по 18 пуговиц, обтянутых серым сукном. Для укрытия от непогоды гусары имели широкие серые плащи со стоячим воротником, застегивавшимся на одну пуговицу (у гвардейцев плащи имели воротники в виде шали) .

Историк лейб-гвардии гусарского полка Константин Манзей сообщает:

"Нельзя не упомянуть, что в конце 1814 года Государь Император Александр Павлович во время поездки своей с Императором Австрийским и Королем Прусским из Вены в Венгрию, принимал в Офене венгерское духовенство, военных, дворян, чиновников и дам, и явился тут в первый раз в парадном мундире лейб-гвардии Гусарского полка, что возбудило живейший восторг в присутствовавших при этом венгерцах..."10.

Александр I был рослым, стройным, красивым блондином с голубыми глазами, и его красоту больше подчеркивали не яркие костюмы вроде лейб-гусарского (красное с золотом), а темные. Он это знал и потому обычно носил темно-зеленый мундир либо лейб-гвардии Преображенского, либо лейб-гвардии Семеновского полка. При историческом вступлении союзных войск в Париж 19 марта 1814 года русский император ехал за лейб-гвардии Казачьим полком в виц-мундире Кавалергардского полка - темно-зеленом, с черным бархатным воротником, отделанным серебром (серебряные пуговицы, эполеты). Впоследствии, когда в 1818 году государь стал шефом лейб-гвардии Гусарского полка, полковой мундир ему приходилось надевать гораздо чаще, чем прежде.



Вековая традиция требовала, чтобы все гусарские полки по обмундированию отличались один от другого. Так как этих полков в России в 1812 году было 12, а к 1824-му - 14, то военной администрации приходилось решать довольно трудную задачу по созданию для каждой легко-кавалерийской части своего комплекта предметов униформы, имеющих одинаковый покрой, но разные цветовые сочетания. Варьировали обычно цвет ментика, доломана, чакчир, воротников и обшлагов на доломане, а также отделку мундира (шнуры, галуны, пуговицы). Цвета мундиров гусарский полков Отечественной войны 1812 года...

Фабрики выпускали сукно трех сортов: армейское, гвардейское, офицерское, а также каразею. Армейское сукно было толстым, рыхлым и ворсистым, его изготавливали из простой (российской) шерсти. (Оно было очень похоже на шинельное сукно для рядовых Советской Армии.) Цены на него в зависимости от качества обработки колебались от 65 до 84 копеек за аршин. Сукно по 65 копеек шло на шинели, плащи для гусар и походные рейтузы, сукно по 72 копейки - на чакчиры, сукно по 84 копейки - на ментики, доломаны для строевых чинов и на сюртуки для нестроевых14.

Гвардейское сукно изготавливали из шпанской и полушпанской шерсти. Оно было более тонким и не таким ворсистым. В соответствии с этим изменялись и цены: от 2 до 3 рублей за аршин. Из двухрублевого сукна в лейб-гвардии Гусарском полку шили ментики, из трехрублевого - доломаны и чакчиры15.

Офицерское сукно делали из привозной шленской (польской) шерсти. Оно было тонким, плотным и неворсистым, приближаясь по своим качествам к английскому сукну, но стоило дешевле: аршин английского сукна - 9-10 рублей, аршин офицерского сукна - 4-6 рублей.

На полковых швальнях (сейчас мы назвали бы их "ателье" или "мастерскими по пошиву одежды") работали не профессиональные закройщики и портные, а сами солдаты. Для лучшего вида военного строя униформу и амуницию иногда уравнивали по шнурку: "поставя эскадрон на ровном месте или на досках об одну шеренгу так, чтоб от головного до хвостового человека протянутым шнурком, натертым мелом или углем, отбить вышину лифа, потом длину фалд, высоту сапогов, расстояние пуговиц и вышину портупей..." Выкройки начала XIX века никаких вытачек или дополнительных швов на мундирах не предусматривали. Зато сукно, слегка увлажнив, можно было в "сажать" на солдата, скалывая детали булавками прямо по фигуре. Один из современников оставил интересное описание этой портновской работы: "Когда я вдел ноги в рейтузы, то портные, ставши по обеим сторонам меня, взялись за бока рейтуз и начали потряхивать меня вверх. Когда они натянули рейтузы, то на сукне не осталось ни малейшей морщинки. Закройщик стал затягивать ремень в кольцо на талии и тянул сколь было сил. Я до того был стянут, что едва мог дышать. Начали примерять мундир. Один портной стал спереди и начал оттягивать его вниз, а другой, став сзади, начал застегивать мне ворот на три крючка. Задний портной принялся обтягивать мундир и потом, что было сил, начал сдавливать его вперед, к пуговицам... Я чувствовал себя закупоренным в тиски, у меня не оставалось ни одного мускула, чтобы он был свободен. Я чувствовал онемение во всем теле..."

Конечно, к солдатскому мундиру из армейского сукна по 84 копейки за аршин было нелегко привыкнуть. Скроенный точно по фигуре, имевший подкладку из жесткого и плотного холста, он напоминал скафандр, сковывавший все тело. Образцы, сохранившиеся в музеях (Государственном историческом музее в Москве, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, музее А. В. Суворова в Санкт-Петербурге), позволяют раскрыть маленькие тайны военных портных и подробно описать изготовление гусарского обмундирования в царствование Александра I.

Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был "сидеть" на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной.
Крой доломана и ментика состоял из следующих частей (см. рис.):

А) две одинаковые детали "перёд-боковина";
б) спинка;
в) два рукава, каждый из двух равных по ширине деталей;
г) воротник;
д) два обшлага.

Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение.

Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около 12 см и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.

Воротники на мундирах c l802 по 1812 год делали очень высокими (сзади - до 11 см, спереди - до 9 см) и незастегивающимися. Такой воротник из сукна и холста, проклеенных рыбьим клеем, был негнущимся и жестким, держа голову гусара словно в ящике. В начале 1812 года в русской армии перешли на другие воротники: более низкие, застегивающиеся спереди на три крючка и плотно облегающие шею. Чтобы правильно вшить этот воротник, требовалось немалое портновское искусство. Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.

Гусарский шнур на музейных образцах этого времени имеется двух видов: плоский, сплетенный "косичкой" (доломан и ментик Павлоградского полка в Государственном историческом музее) и круглый, скрученный (доломан Сумского полка в Музее Суворова). Двумя рядами шнура с узорами ("гусарский узел" из трех колечек) у рядовых обшивали воротник, всю куртку по периметру, обшлага и края рукавов. Тремя рядами шнура с узорами обкладывали спинные швы и "крылышки". Расшивка на груди у армейских гусар состояла из 15 рядов двойного шнура (иногда рядов было и меньше; это зависело от роста человека). На полную расшивку доломана уходило 30 аршин шерстяного шнура по 1 копейке за аршин и 23 аршина гарусного шнура по той же цене для ментика.

Гусарские пуговицы являлись одним из главных украшений мундира и были весьма своеобразными. Сферические пустотелые пуговицы-шарики у армейских гусар "дутые", то есть спаянные из двух штампованных половинок (диаметр пуговицы около 20 мм), шли на центральный ряд и служили для застегивания ментика и доломана. Пуговицы полусферические (одна штампованная половина с припаянной "ножкой" - петелькой, диаметр около 15 мм18) шли на боковые ряды. Сферических пуговиц на один комплект "доломан-ментик" требовалось 30 штук, полусферических - 60 штук.

Изготовление пуговиц стоило дорого. Цена сферической пуговицы достигала 8 копеек, полусферической - 4 копеек. Гусарам надо было их беречь, так как один комплект пуговиц им выдавался на... 20 лет. Это означало, что, получая каждые два года доломан и ментик, нижние чины спарывали со старых мундиров пуговицы и переставляли их на новые вещи. В случае потери пуговиц гусары должны были покупать их на свои деньги, казна эти траты не компенсировала.

Настоящим произведением декоративного искусства был офицерский доломан. Для его отделки применяли разные декоративные материалы: шнур толщиной 4-5 мм крученый или плетеный (всего на мундир уходило до 20 аршин), галун шириной 22 мм (до 9 аршин), шейтаж (плоский тонкий шнур, сплетенный "елочкой", всего до 7 аршин), бахрому шириной в 22 мм (до полутора аршин). На мундиры офицеров вместо двух рядов шнура нашивали один ряд галуна и два ряда шнура. Шейтажом выкладывали узоры на поле воротника и обшлагов, возле пуговиц и шнуров на груди по бокам расшивки. Бахрома обрамляла эту шнуровую расшивку на груди. У обер-офицеров она была из скрученных нитей, у штаб-офицеров - нити с добавлением блесток. За исключением некоторых деталей эти же украшения имел и офицерский ментик.

И нижние чины, и офицеры должны были носить мундир с галстуком. Армейские галстуки начала XIX века совсем не похожи на одноименный предмет современной мужской одежды. Галстук тогда состоял из черной суконной ленты с подкладкой из холста и небольшой черной манишкой, пришитой к ленте спереди. Он плотно облегал шею и сзади завязывался на тесемочки. Офицеры могли вместо суконных галстуков использовать черные шелковые или атласные платки. Появляться на людях в мундире, но без галстука, с голой шеей, было так же неприлично, как без сапог.

Гусарские сапоги для чакчир имели короткие голенища из твердой кожи, вырезанные спереди "сердечком" и украшенные черными шерстяными кисточками. Более подробно эти вещи описаны в штатном Положении для чинов лейб-гвардии Гусарского полка: "Сапогов парадных (лакированных. - А. Б.) строевым чинам... каждому по одной паре; на каждую пару сапожного товару на 1 руб. 50 коп.; тесьмы узкой гарусной 1 аршин 13 вершков, за аршин по 8 коп.; снурка гусарского 1 аршин 12 вершков за аршин по 1 коп.; да за работу на пару 20 коп.; итого за одну пару 1 руб. 86 и 1/4 коп... К ним шпор железных, которые должны быть прикреплены к каблукам, каждая пара по 25 коп..."23 Сапоги данного вида представлены в экспозиции Музея формы одежды русской, советской и иностранных армий, существующего при Опытно-конструкторской базе Центрального вещевого управления Вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации.

Кивер - головной убор для строя, пришедший в Россию из Франции делали из кожи. Образец данного вида имеется в фондах ГИМа. Его высота - 17,8 см. Он изготовлен из кожи толщиной до 3 мм, по коже оклеен холстом, а по холсту - черным сукном. Диаметр донышка - 25,5 см. Донышко имеет бортик высотой до 10 мм. Черная кожаная прошивка идет по всему нижнему краю и имеет ширину около 20 мм. На боках кивера также расположена черная кожаная прошивка в виде буквы "V". Спереди наверху расположен кожаный карман - для вставления репейка - овальной деревяшки, оклеенной сукном установленного цвета, с проволочными "усами" внизу. Но в начале царствования репейки имели вид кисти. Кивер украшает козырек из черной лакированной кожи с бортиком, выдавленным по краю. Его максимальная ширина - 54 мм, длина - около 260 мм.

Этишкет, одна из главных декоративных деталей, есть и на этом образце. Он изготовлен из белого хлопчатобумажного крученого шнура (две "косички", передняя и задняя) и нитей (четыре кисти и два плоских плетеных "кордончика" ромбовидной формы). Этишкеты у гусар, согласно установлению 1820 года, были трех цветов: красного (полки Павлоградский и Елисаветградский), желтого (полки Иркутский, Ахтырский и Мариупольский) и белого (полки Сумский, Ольвиопольский, Гродненский, Лубенский, Изюмский, Александрийский и принца Оранского, то есть бывший Белорусский).

Для различия чинов на киверах служили репейки и этишкеты. Репейки у рядовых полагались либо красные, либо желтые, либо белые, смотря по цвету этишкета. У унтер-офицеров они были другими: разделены на четыре сектора по диагонали, верхний и нижний - черно-оранжевые (позже - серые), боковые секторы - белые. Этишкеты унтер-офицеров плели с примесью черных и оранжевых нитей, сначала таковыми были и "косички", и кисти, и "кордончики". С 1811 года с черно-оранжевыми нитями делали только кисти и "кордончики". Этишкет для офицерских киверов изготовлялся из серебряных нитей с примесью черного и оранжевого шелка и стоил значительно дороже, чем сам головной убор. За кивер надо было заплатить 2 рубля 50 копеек, за офицерский этишкет - 13 рублей 50 копеек. Офицерские репейки отличались между собой: у штаб-офицеров они были обшиты серебряными блестками, у обер-офицеров - серебряным тонким шнуром. Поле репейков делали вышитым. На поле из черно-оранжевых зубчатых горизонтальных полос вышивали вензель Александра I (с короной или без нее). До 1812 года репейки были круглыми, после - овальными. На киверах они смотрелись внушительно из-за своих размеров: диаметр круга - до 60 мм, максимальная длина овала - до 75 мм.

Завершая этот краткий обзор основных предметов гусарского обмундирования в эпоху Александра I, необходимо отметить, что вещи, цены на них и сроки их службы имели большое значение для повседневной жизни рядового гусара. Дело в том, что за доломан и ментик, за плащ и чакчиры, за сапоги и галстуки солдаты должны были... платить из собственного кармана. Казна выдавала им предметы обмундирования как бы в кредит, а потом каждый год делала вычеты из жалованья. Правда, после означенного срока носки вещи становились собственностью гусара. Он мог их продать, поменять, перешить.


У хороших солдат, как правило, было два мундира. Один - "первого срока", то есть новый, полученный в этом году или в прошлом. Другой - "второго срока", то есть ношенный два предыдущих года. Из совсем уж старых вещей шили фуражные шапки, рукавицы, набрюшники.


Поступив на службу в гусарский полк, рекруты получали красивое строевое обмундирование далеко не сразу. Оно выдавалось им только тогда, когда командование воинской части признавало их начальную военную подготовку законченной. Одежда рекрутов в этот период была совершенно другой: сшитые из серого крестьянского сукна (то есть сермяги) кафтан с обтяжными пуговицами, панталоны и фуражная шапка, галстук.


Для солдат кавалерии, особенно для тех, кто был взят в армию из русской крепостной деревни, время пребывания в запасном эскадроне могло растянуться до двух лет из-за трудностей в обучении верховой езде. Солдатская наука была трудна для крестьянина. За довольно короткий срок рекрутства он должен был навсегда забыть прежнюю жизнь в деревне и стать новым человеком: "...чтобы крестьянская подлая привычка, уклонка, ужимка, чесание при разговоре совсем были у него истреблены" (Инструкция полковничья конного полку, СПб., 1766 год, переиздана в 1826 году); "...чтобы люди гнушались походить на мужиков, ...чтобы каждый человек умел говорить порядочно, толково и без крику, отвечал бы своему начальнику, не робея и не нахальничая перед ним, имел бы всегда вид солдата с достодолжною осанкою, ибо зная свое дело, не имеет он чего опасаться..." (приказ цесаревича Константина Павловича от 29 октября 1808 года).

Если рекрут делал успехи в обучении, то его поощряли разными способами, в том числе и приближением его серого сермяжного одеяния к строевому мундиру. Например, разрешали нашивать на кафтан суконный воротник полкового цвета, заменять деревянные обтяжные пуговицы металлическими.


Интересно, что в начале XIX века в числе солдатских наказаний было и лишение права носить мундир. Вместо суконной куртки с цветными полковыми отличиями провинившимся снова выдавали серый сермяжный кафтан, и это был весьма ощутимый удар по самолюбию нижних чинов, особенно - старослужащих, уже успевших позабыть о крестьянском житье-бытье и родной деревне.

Как появилась гусарская накидка? Что она собой представляет? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Известно, что гусарская форменная одежда в 1812 году отличалась своим видом от обмундирования иных родов кавалерии. Это несоответствие объясняется происхождением данного вида войска. В русской армии гусары появились в середине XVIII века. В то время в неё шли служить выходцы из Венгрии, Сербии. Именно они принесли принадлежащий им вид обмундирования. Нарядность и необычность гусарской униформы понравилась, поэтому она прижилась и в России.

Комплектация

Вы не знаете, что такое гусарская накидка? Обычно её называют ментиком. Униформа гусар в течение века немного видоизменилась, однако сохранила свои особенности. Она состояла из таких вещей: чакчиры, доломан, кивер, ментик, ботики, гусарский кушак, ташка. Сюда также относится вальтрап - один из компонентов конского убора. Кстати, у каждого полка имелись свои расцветки гусарского обмундирования.

Куртка

Что собой представляет гусарская накидка, мы выясним далее, а сейчас рассмотрим доломан. Это однобортная короткая (до пояса) куртка с невысоким стоячим воротником. На груди она расшивалась шнуровыми петлями в пятнадцать рядов, которые у офицеров имели золотистый или серебристый цвет (в соответствии с цветом приборного металла, приписанного полку).

Солдатам полагались шёлковые шнуры серовато-белого или жёлтого цвета. У офицеров концы верёвочных рядов украшались золочёными пуговицами, а у рядовых - медными. Вокруг жгутов грудь офицерского доломана оторочивалась узким серебряным (золотым) галуном. Генеральские куртки точно так же украшались бахромой. Кроме всего прочего, галуном разной ширины обшивались воротники генеральских, офицерских и унтер-офицерских доломанов. Спинка этого изделия также расшивалась шнурами. Однако не всегда на куртке присутствовало 15 рядов шнуров. В зависимости от размера на ней их могло присутствовать от 11 до 18.

Цвет доломана, воротников и обшлагов в каждом полку были разные.

Ментик

Итак, вы уже знаете, что гусарская накидка называется «ментик». идентичная доломану, но её воротник, низ рукавов и изделия, края бортов оторочены мехом. Военнослужащие каждого полка носили ментики своего цвета, причём он не всегда совпадал с окрасом доломана.

Так, офицеры лейб-гвардии носили бобровый мех чёрного цвета, а солдаты и унтер-офицеры - чёрный недорогой. В армейских гусарских полках офицеры носили серый мех, рядовые - белый, а унтер-офицеры - черный.

Летом ментики носили наброшенными на левое плечо, а зимой - поверх доломанов, надетыми в рукава. Чтобы это изделие не сваливалось, его подвязывали шнурком, который проходил под мышкой правой руки. Летом ментик не носили лишь гусары, вооружённые пиками. В военной обстановке перед атакой эта накидка снималась совсем или надевалась в рукава.

Гусарские музыканты (литаврщики, трубачи) имели на ментиках и доломанах добавочные украшения в виде так называемых «крыльцев» на плечах, жёлтой и белой тесьмы на рукавах.

Картины

Как накидка гусарская воспроизводилась на картинах? На многих полотнах, в том числе и написанных в XIX веке, изображены гусары, скачущие в атаку в ментиках, развевающихся с плеча. Эти сцены действительности не соответствуют. Внешне они выглядят красиво, однако колыхающийся на ветру ментик может с гусаром сыграть злую шутку в бою. Он мешает управлять конём, действовать оружием, может нарушить равновесие воина в седле и сбросить его на землю.

Хроника

Накидка гусарская имеет удивительную историю. Вообще короткая куртка, разукрашенная на груди шнурами, называется «венгерка». Эта вещь незаметно проникла в Россию. До того как русские гусары надели униформу, в которой победили Наполеона в 1812 году, её начали узнавать славяне, начиная с XV-XVI вв.

Народная одежда венгров сформировалась на базе кооперации турецкого костюма с древним венгерским. Пару веков на землях Венгрии происходили беспрестанные военные столкновения Востока и Запада. Османский гнёт, многочисленные войны разоряли и опустошали государство.

Одновременно с венгерской старинной одеждой существовали и иные варианты - восточный и средневековый европейский костюмы. В дальнейшем именно элементы Востока были применены венграми и вошли элементами в национальную одежду.

Гусарская накидка с меховой опушкой очень красива. Головные уборы с султанами, детали кроя, меховая отделка, застёжки на груди, выполненные в виде рядов живописного шнура с кисточками и воздушными петлями - все эти дополнения превратились в обязательную часть народных нарядов венгров. Уже в XV веке они стали атрибутом мундира офицера лёгкой венгерской кавалерии. Именно они были гусарами, отражавшими атаки османской конницы.

Далее характерные черты костюма венгров начали циркулировать в Европе. Большая часть молодых венгерских воинов искала средства к существованию в иных странах. Принимая их на военную службу, начальство обращало внимание не только на воинскую славу этого народа, но и красочное национальное одеяние.

Венгерки

Как ещё называлась короткая гусарская накидка? Если вы будете знать, как появилась гусарская форма, вы поймёте, почему куртки - ментики и доломаны - часто именуют "венгерками". Но в то же время существовала и другая венгерка - штатская. Очень часто она представляла собой кафтан синего цвета, расшитый шнурами на груди. Это одеяние напоминало одежду допетровского периода. Русские помещики очень любили ее носить.

Гусарская форма и одновременно штатская венгерка были популярны почти до конца XIX века. Когда завершался XIX век, в моду вошла женская модификация венгерки или гусарской куртки - шерстяной короткий жакет, отделанный шнуром или тесьмой.

На подиумах сегодня можно часто увидеть занятные модели женского облачения в стиле милитари. Именно поэтому можно полюбоваться элементами русской военной формы и венгерки. Нынешних дизайнеров окрыляют народные костюмы, ведь красота бессмертна.

Расцветки обмундирования по полкам

Многим нравится гусарская накидка. Название её теперь вы знаете. Приведём примеры расцветок обмундирования следующих полков:

  • Александрийский полк. Его бойцы носили ментик и доломан чёрного цвета, обшлага и воротник доломана были красными. У офицеров мех ментика был серый мерлушковый, у солдат - белый, а у унтер-офицеров - чёрный. Пояс-кушак и чакчиры чёрные. В комплект униформы входили: чёрная ташка с красной отделкой, чёрный вальтрап с красным украшением. Приборным металлом являлось серебро. Этих бойцов называли чёрными гусарами.
  • Ахтырский полк. Личный состав этого соединения носил коричневые доломаны и ментики, причём у доломана были жёлтыми обшлага и воротник. У офицеров мех был серый мерлушковый, у солдат - белый, у унтер-офицеров - чёрный. Эти военные также носили коричневые поясы-кушаки и синие чакчиры. Ташка у них была коричневая с жёлтой отделкой, а вальтрап - синий с жёлтым украшением. Приборным металлом являлось золото. В этом полку служил известный партизан войны 1812 года
  • Гусары Белорусского полка носили синий доломан, чёрный ментик, причём воротник и обшлага доломана были красными. Мех ментика у солдат был белый, у офицеров - серый мерлушковый, у унтер-офицеров - чёрный. Каждый военный имел красный пояс-кушак, синие чакчиры, красную ташку с белой отделкой и синий вальтрап с белой отделкой. Приборным металлом являлось серебро.

Рекомендуем почитать

Наверх