В каких науках применяется сенсуализм. Что такое Сенсуализм? Значение и толкование слова sensualizm, определение термина. Сенсуализм и другие направления

Плодово-ягодные 15.04.2022

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

сенсуализм

(сэ), сенсуализма, мн. нет, м. (от латин. sensualis - чувственный) (филос.). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

сенсуализм

А, м. Философское направление, признающее ощущения вос-приятия единственным источником познания.

прил. сенсуалистический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

сенсуализм

м. Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сенсуализм

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - восприятие, чувство) направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Сенсуализм

(франц. sensualisme, от лат. sensus ≈ восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.

В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления С. Материалистический С. усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств ≈ отражение этого мира. Идеалистический С. видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула С.: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.

Видными представителями материалистического С. в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Непоследовательность локковского С. была использована Дж. Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистический сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии 19≈20 вв., как позитивизм , эмпириокритицизм , неопозитивизм .

Виднейшими представителями материалистического С. были французские материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром как их источником. Материалистический сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 ≈ начала 19 вв., утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс которого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума. Однако С. французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.

Диалектический материализм, исходя из признания общественно-практической природы познания, связывает воедино чувственную и рациональную формы познания, раскрывает диалектику их взаимодействия.

Лит. см. при статьях Ощущение, Отражение, Теория познания.

В. В. Соколов.

Википедия

Сенсуализм

Сенсуализм (от, - восприятие , чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

Крупные философы-сенсуалисты:

  • Протагор - древнегреческий философ, один из старших софистов.
  • Эпикур
  • Джон Локк
  • Этьен Бонно де Кондильяк

Термин сенсуализм во всеобщее употребление ввёл Кузен, который в своей «Histoire générale de la philosophie» противополагает сенсуализм идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина сенсуализм не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения сенсуализма состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, «Essai sur l’origine des connaissance humaines», I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержание получает из ощущений («Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu»), a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие сенсуализма с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего сенсуализм не признает. Кондильяк в своём «Traité des sensations» (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы («les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d"être»). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным («Tr. d. S.», 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1). Таким образом, сенсуализм отнюдь не ведёт к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм. Это роднит сенсуализм с субъективным идеализмом (например, Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности; для сенсуализма, наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление («La sensation enveloppe toutes les facultés de l’ame» - «Traite des Sens.», I, гл. 7, § 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах: «juger, c’est sentir». Из такого отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своём «Traité des Sens.», рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создаётся иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывной. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, - положение, которое сенсуалистами принимается на веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, даёт следующее определение материи: материя или предмет есть не что иное, как постоянная возможность ощущений. Это определение вполне соответствует духу сенсуализма, и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твёрдости, то есть соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования представления о предмете вовсе не нужно мыслить носителя качеств или субстрата. Такова в общих чертах гносеология сенсуализма.

В заслугу сенсуализма можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ сенсуализма страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. Сенсуализм, подобно фокуснику, вкладывает в ощущение всё то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что сенсуализм с торжеством из него извлекает. Не ощущение создаёт сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. Сенсуализм механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному её обнаружению хочет судить обо всей деятельности.

Неправильному психологическому анализу соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное ограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его, неправильное указание критерия истины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различные времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно поэтому написать историю сенсуализма, не внеся в неё чуждых элементов. Соединение сенсуализма с материализмом есть contradictio in adjecto, ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк, исключает материализм , предполагая существование способности духа. Сам по себе сенсуализм есть известная форма субъективного идеализма, противоположная той, которая (например, Фихте старший) видит в деятельности разума сущность духа. С эмпиризмом сенсуализм имеет общую точку отправления в психологическом анализе и общий взгляд на значение опыта.

В древности сенсуализм можно отметить в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделяются образы, которые попадают в органы ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В ощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этим критерием, ложно.

Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на силе разумной деятельности как коренной черты человеческой души. Душа стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении об ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление: все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но в ощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души . В утверждении стоиков, что все представления возникают из ощущений, что все общее образуется из единичного, что критерий истины заключается в и в толковании, которое они дают этому критерию, ясны принципы сенсуализма, с которым учение о деятельности разума не вполне справилось.

В новой философии распространению сенсуализма способствовал Локк; хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его «Опыт о человеческом разумении» способствовал сенсуализму. Из двух источников познания - ощущений и рефлексии - Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределённостью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. Во введении к своим «Новым опытам о человеческом разумении» Лейбниц сводит разногласие между сенсуализмом и рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и с оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa , что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истин математических, Последовательный сенсуализм мы находим в сочинениях Кондильяка, а именно в его «Essai sur l’origine des connaissances humaines», «Traité des sensations» и «Traité des systèmes». Несмотря на несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие экспериментального характера в его исследованиях, построенных на умозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняют значение в истории психологии. Книга Гельвеция «De l’esprit» не прибавляет ничего принципиально нового к «Трактату об ощущениях», хотя у Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написал дополнение к Кондильяку в книге «Traité des sensations et des passions en général». Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходной его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа так называемых французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости от Кондильяка, с которым некоторые из её представителей полемизируют, другие - соглашаются.

Защиту сенсуализма в новейшее время взял на себя Тольбе, в сочинениях «Neue Darstellung des Sensualismus» (1855), «Die Grenzen und der Ursprung der menschlichen Erkenntniss im Gegensatz zu Kant und Hegel» (1865) и «Grundzüge einer extensionalen Erkenntnisstheorie» (посмертное сочинение, 1875, не окончено). Сенсуализм новейшего времени представляет опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, например, сочинение A. Mayer’а «Die Lehre von d. Erkenntniss», Лпц., 1875), объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-х гг. См. Harms, «Die Philosophie in ihrer Geschichte» (I, «Psychologie», Б., 1878, II: «Logik», 1887); Picaret, «Les idéologues» (П., 1891), Cousin, «Histoire générale de la philosophie» (П., 1861).

Примеры употребления слова сенсуализм в литературе.

За нее стоят глаза и руки, очевидность и осязательность: на век, наделенный плебейскими вкусами, это действует чарующе, убеждающе, убедительно - ведь он инстинктивно следует канону истины извечно народного сенсуализма .

И хотя Гоббс во многом, в частности в области познания, близко подходит к сенсуализму Бэкона, в своих философских воззрениях он опирается и на европейскую континентальную мысль, прежде всего на рационализм Декарта.

В своих философских суждениях Коллинз, опираясь на сенсуализм Локка, выводит определенные материалистические заключения.

В ней он соединяет сенсуализм Локка с механи-стическо-материалистическим учением.

Признавая единственным источником наших знаний опыт, ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма , а через сенсуализм, при известных условиях, и материализма.

Итак, сенсуализм есть по крайней мере руководящая гипотеза, чтобы не сказать евристический принцип.

Из того, что было сказано, видно, что Локк - приверженец эмпиризма и сенсуализма , но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности нашего познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное знание.

Уже в этой работе заметны его попытки ре-интерпретации сенсуализма Локка в смысле усиления субъективно-идеалистических моментов.

Его философия является органическим продолжением линии, исходящей из сенсуализма Локка.

В сущности он продолжает принципы сенсуализма , но в ответе на вопрос о том, что является поводом или источником наших ощущений, отличается как от Локка, так и от Беркли.

Они во многом исходили из сенсуализма Локка, продолжая и развивая материалистические тенденции, содержащиеся в его взглядах.

В подходе к вопросам теории познания он испытал влияние сенсуализма Локка, во многом был близок к мыслям философствующего врача Д.

Таким образом, учение Рида не преодолевает слабостей сенсуализма Локка, тем более взглядов Беркли или Юма.

Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу наших ощущений - внешний мир.

В области теории познания он по сути принимает принципы сенсуализма Локка.

  • Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

    Крупные философы-сенсуалисты:

    Протагор - древнегреческий философ, один из старших софистов.

    Джон Локк

    Этьен Бонно де Кондильяк

    Термин сенсуализм во всеобщее употребление ввёл Кузен, который в своей «Histoire générale de la philosophie» противополагает сенсуализм идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина сенсуализм не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения сенсуализма состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, «Essai sur l’origine des connaissance humaines», I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержание получает из ощущений («Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu»), a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие сенсуализма с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего сенсуализм не признает. Кондильяк в своём «Traité des sensations» (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы («les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d"être»). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным («Tr. d. S.», 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1). Таким образом, сенсуализм отнюдь не ведёт к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (то есть отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из внутренних состояний сознания). Это роднит сенсуализм с субъективным идеализмом (например, Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности; для сенсуализма, наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление и т. д. («La sensation enveloppe toutes les facultés de l’ame» - «Traite des Sens.», I, гл. 7, § 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах: «juger, c’est sentir». Из такого отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своём «Traité des Sens.», рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создаётся иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывной. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, - положение, которое сенсуалистами принимается на веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Ми

(от лат. sensus - чувство, ощущение, восприятие, смысл) - филос. и психологическое направление, близкое к эмпиризму. В С. чувственность признается исходной и главной формой достоверного познания. Классическая формула С. - «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» - восходит к антич. философии. Уже досократики, обращаясь к чувственному восприятию, пытались с психологической и физической т.зр. описать наблюдаемые процессы как механическое взаимодействие органов чувств и внешних объектов, что особенно характерно для Эм-педокла и атомистов. Протагор, усвоив знаменитый тезис Гераклита о том, что все течет, повинуясь законам единого, провозгласил человека с его изменяющимся чувственным опытом мерой всех вещей. Он считал, что, поскольку восприятия др. людей недоступны, мы основываемся только на высказываниях о них. В попытке опровергнуть Протагора Аристотель помимо конкретных ощущений, связанных с органами восприятия, рассматривал «общие чувства», соответствующие таким первичным характеристикам объектов, как движение, размер, форма, и в активности чувственности видел потенциальный источник ошибок познания. Наиболее последовательными сенсуалистами были киренаики, полагавшие, что познание основывается на восприятиях, причины которых непознаваемы, а также стоики и эпикурейцы (см.: Стоицизм, Эпикуреизм). Отвергая внеопытное происхождение чувственности, стоики учили, что в процессе накопления жизненного опытасознание человека наполняется образами и понятиями. Не получив широкого распространения в средневековой традиции, С. вновь утверждается в философии Возрождения (в трудах Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона и др.). Видными представителями С. являлись такие англ. философы 17-18 вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. Гоббс под влиянием Г. Галилея, П. Гассендим др. рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом. Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии. В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности. Беркли считал, что для вещи «быть» всегда означает «быть воспринимаемой». Идеи (ощущения), т.е. субъективные качества, пассивны и непроизвольны, и содержание ощущений не зависит от нас. Вместе с тем, нарушая исходный принцип своей теории познания, Беркли ввел идею Бога, деятельностью которого определил возникновение всех идей человеческого духа. Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители С., «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными - чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей. С. Юма послужил фундаментом позитивизма и неопозитивизма 19-20 вв. Системное обоснование С. получил в работах фр. материалистов 18 в. (Ж.О. де Ламетри, П. Гельвеция, Д.Дидро, П. Гольбаха и др.), которые связывали ощущения с воздействием объективного мира и предполагали, что чувственное восприятие определяет все духовные творческие способности человека. Основательно разработана теория познания С. у Э.Б. де Кон-дильяка, ставшего основоположником ассоциативной психологии. В философии 19 в. непосредственную достоверность чувственности, составляющую исходный пункт познания, отстаивали Л. Фейербах, а также представители позитивизма. В 20 в. разновидностью С. явился эмпириокритицизм, разработанный Р. Авенариусом и Э. Махом, полагавшими, что ощущения, которые лежат в основе настроения, чувства и проявлений воли, есть форма приспособления живого организма к среде, результат эволюции. Мах настаивал, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений, элементов образуют тела. Считая элементы нейтральными, он не относил их ни к физической, ни к психической сфере. Его концепция подвергнута разносторонней критике, но в целом идеи М. оказали стимулирующее воздействие на развитие теории восприятия 20 в. Понятие, противоположное С., -рационализм. Л.С. Ершова

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Сенсуализм (в психологии) [лат. sensus - чувство, ощущение] - учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ (киренаики, эпикурейцы, в более умеренной форме - стоики)....

Философский словарь

(лат. sensus - чувство, ощущение) - философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта: 1) в классической философии - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных...

Новейший философский словарь

СЕНСУАЛИЗМ (лат sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур Объективно элементы С могут быть...

Психологический словарь

(от лат. sensus - ощущение, чувство) - методологическая позиция. Характеризуется допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в процессе жизнедеятельности субъекта познания. Это учение берет свое начало в философских...

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство, ощущение) - философское направление, согласно которому источником и основанием знания является чувственность, данные органов чувств, чувственный опыт. Понятие С. связано с более широким по объему понятием эмпиризм, указывающим на опытное происхождение знания, но без конкретизации характера опыта. С. по-иному, нежели рационализм, оценивает возможности и соотношение чувственного и разумно-дискурсивного познания. Еще в античности был выдвинут основополагающий принцип С.: «Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувстве», противопоставленный учению о врожденности или априорности знания. Тогда же появилось сравнение сознания («души») с «чистой доской», на которой внешний опыт пишет свои «письмена».

Различают крайний и умеренный С. Последний (характерный, например, для теории познания стоиков) признает систематизирующую роль разума, допускает, что не всякий чувственный опыт является достоверным. Первый (представленный, например, античным эпикуреизмом и учениями французских просветителей XVII в. Э. Кондильяка и К.-А. Гельвеция) подчеркивает чисто чувственный источник понятий и идей, трактует истины как согласие мнений с данными чувств, а причины заблуждений усматривает не в чувствах, но в наших суждениях. Одна из самых сложных для С. (и последовательного эмпиризма как такового) проблем - объяснение механизма возникновения понятий (например, абстрактных понятий математики), источник которых трудно обнаружить в чувственности. В сфере научного знания С., как правило, отдает предпочтение индуктивным процедурам над дедуктивными, описанию - над теоретическим объяснением.

В эмпиристской философии XVII- XVIII вв. в центре внимания оказывается вопрос о внешнем источнике наших ощущений и восприятий и их способности адекватно отражать действительность. Решение вопроса в духе философского реализма дал Д. Локк , рассматривавший механическое воздействие внешних предметов на органы чувств как источник «простых идей» и применивший свой гносеологический подход в педагогической теории, придававшей решающее значение в процессе воспитания внешнему окружению. Концепцию идеалистического С. разработал Д. Беркли, руководствовавшийся принципом «быть - значит быть воспринимаемым». В философии Д. Юма С. приобретает форму феноменализма, т.е. учения, согласно которому в познании даны лишь дискретные чувственные явления (перцепции), источник которых неизвестен и из комбинации (ассоциации) которых складывается наша картина мира. Аналогичная точка зрения была представлена в позитивистских, неопозитивистских и прагматистских учениях о «чистом опыте», распространенных в конце XIX - начале XX в. (махизм-эмпириокритицизм, логический позитивизм, «радикальный эмпиризм» У. Джеймса, теория «нейтрального монизма» Б. Рассела). Однако еще в XVIII в. критическая философия И. Канта поставила вопрос о концептуальной нагруженности опыта, а философия и методология науки XX в. подчеркнула факт теоретической нагруженности эмпирического базиса знания.

В сфере этики С. был, в частности, связан с такими направлениями, как гедонизм (стремление к чувственному наслаждению - главный мотив человеческого поведения), утилитаризм (польза как основа нравственности), школа «морального чувства» (XVIII в.), эмотивизм (представление о сугубо эмоциональном содержании этических понятий и суждений в аналитических теориях 30-50-х гг. XX в.).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 490.

Сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. В истории познания сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека исходную связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную сферу сознания и бытия. Идеализм наметился уже в сен- суализме Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся причинами этих состояний. Система последовательно материалистического сенсуализма была разработана Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоиками. К стоикам, а также к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Видными представителями английского материалистического сенсуализма в XVII в. были Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний исходя из основных положений сенсуализма, предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Д. Беркли интерпретировал сенсуализм идеалистически и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания. Сенсуализм Д. Юма был субъективно-идеа- листическим. Материалистический сенсуализм развивали французские материалисты XVIII в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. Материалистический сенсуализм немецкого мыслителя Л. Фейербаха утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Однако, сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания. Рационализм (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин рационализм используется для обозначения и характеристики, в основном, концепции познания Нового времени. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, еще Парменид, различавший знание по истине (полученное посредством разума) и знание по мнению (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал именно в разуме критерий истины.

Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной цепи причинно-следственных связей, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как часть материалистов (Б. Спиноза), так и многие идеалисты (Г. Лейбниц и др.): рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос об соотношении мышления и бытия. Рационализм XVII-XVIII вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, стал одним из признаков эпохи Просвещения. Культ разума характерен и для французских мыслителей XVIII в., стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма и теологии. Обращение к разуму как единственному источнику знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Г. Лейбниц). Принижение роли чувственного познания, через которые реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от реальных объектов познания. Сенсуализм всегда подчеркивает особую роль человеческих чувств в познании. Его исходный тезис звучит так: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Как правило, последовательный сенсуализм ориентируется на познание материальных объектов, на важность добывания первых, наиболее опытно достоверных и необходимых знаний. Направление сенсуализма, которое абсолютизирует роль чувственного познания, но выражает последовательно свою позицию, получило название солипсизм. Его сторонники главное внимание обращали не на собственно процесс чувственного познания, а на объяснение самой чувственности, ее приоритетности. Напротив, рационализм всегда настаивал на особой роли разума как якобы наиболее достоверного источника человеческих знаний. Его исходный тезис звучит так: «Все, что есть в знании, получено посредством разума». На практике рационализм выражает безграничную веру в человеческий разум, отстаивает его культ, дает высокую оценку теоретическому знанию как важнейшему источнику общественного прогресса. Сенсуализм и рационализм представляют собой два крайних подхода к пониманию источников и природы знания, внутренней логики познавательного процесса. Разрешение противоречия между рационализмом и эмпиризмом (сенсуализмом) стало возможным на основе развития научного познания, анализа процесса познания в органической связи с практической деятельностью человека по преобразованию действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Преодолеть противопоставление чувственного и рационального познания призывал немецкий философ И. Кант (1724-1804). Он разработал учение о трех ступенях (формах) познания: чувственном, рассудочном и разумном. И. Кант не противопоставлял между собой эти ступени, показывая необходимость и значение каждой из них в отдельности. Его учение явилось большим вкладом в исследование динамики познавательного процесса, форм его проявлений и границ. Ho и сегодня источники возникновения сенсуализма и рационализма существуют, так как имеют чувственное и рациональнотеоретическое познание, важно их различать, но не противопоставлять. Процессу познания всегда присущи определенные противоречия. Они символизируют трудность, проблемный и даже конфликтный характер познания. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих противоречий. 1. Противоречие между субъектом познания и объектом познания. Оно представляет собой несоответствие между потребностью человека в познании бытия и сложностью освоения как объекта познания. Собственно говоря, с этого несоответствия всегда и начинается процесс познания. Сущность данного противоречия удачно выражает следующее суждение: «мир не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его». Ho чтобы изменить мир, его надо познать, а мир для познания чрезвычайно сложен. По сути дела, это есть основное и постоянно существующее противоречие познавательного процесса. А. Эйнштейн писал, что все существенные идеи в науке родились из драматического конфликта между окружающим миром и нашими настойчивыми попытками понять и объяснить его. Разрешается же данное противоречие путем критического преодоления исчерпавших себя знаний (сохранении нужных знаний) о мире и настойчивого поиска новых знаний, совершенствования методов познания и развития практики. Противоречие разрешается постоянно между конкретным субъектом познания и объектом, но не полностью и окончательно. Co временем оно вновь углубляется и обособляется на последующих фазах познавательного поиска, чтобы затем в определенной мере получить разрешение. 2. Противоречие между данными органов чувств и мысленнопонятийным отражением окружающего мира. Известно ведь, что восход Солнца можно объяснить на основе чувственных знаний, наивно полагая, что Солнце совершает свой путь вокруг неподвижной Земли. Ho это явление можно объяснить и с помощью научных размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел на определенном соотношении Солнца как центра космической системы и Земли как одной из планет Солнечной системы. Это познавательное противоречие было разрешено путем экспериментальной проверки чувственных и теоретических знаний, а также с помощью системы логических рассуждений и математических доказательств. 3. Противоречие между сложившейся теорией и появляющимися новыми научными фактами и экспериментальными данными. Разрешение данного противоречия осуществляется через сравнение и проверку имеющихся знаний и новых экспериментальных знаний. Теория или уточняется, или продолжает существовать в прежнем виде. С возникновением новой теории старая отбрасывается. 4. Противоречия между течениями в науке, ее школами и отдельными теориями. Такие противоречия возникали, например, механикой и теорией относительности, между науками о природе и науками о человеке. Радикальным является несоответствие между стремлением человека познать окружающий мир полнее и точнее, и наличием субъективных и объективных пределов познания: уровень имеющихся знаний, способности человека, слабый научный и технический инструментарий и т.д. Противоречия естественны для человеческого познания как живого и вечно развивающегося процесса. Их общей основой является совокупная духовно-практическая деятельность человека, общественная жизнь. Сами противоречия означают источник всякого познания. Противоречия познания разрешаются в ходе активной деятельности путем поиска новых методов, фактов и знаний, совершенствования интеллектуальных способностей субъекта познания. Основные понятия Сенсуализм, рационализм, противоречия познания. 1.5.

Рекомендуем почитать

Наверх