Типы христианских храмов. Раннехристианское искусство. Мозаики IV - VI вв Крестово-купольные храмы Древней Руси

Цветы 30.07.2021
Цветы

Начало строительства храмов После Миланского эдикта 313 года христианство было официально признано и вскоре стало государственной религией империи. Новый статус Церкви потребовал создания больших храмов, приспособленных для усложнившейся литургии и вмещающих много посетителей. Уже во времена императора Константина началось строительство церквей – Латеранской базилики Сан Джованни и церкви св.Петра в Риме, церкви Рождества в Вифлееме, церкви Гроба Господня в Иерусалиме, храмов св.Софии и св.Апостолов в Константинополе.




Базилика Форма античного храма не подходила для строительства христианской церкви, в силу глубоких религиозных противоречий. В отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь – молитвенный дом, где собирается много людей. Базилика – старинное название общественных зданий. В Древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие строения, где происходили общественные собрания, судебные разбирательства и совершались торговые сделки. Базилика оказалась удобной для христиан благодаря вместительности.






Структура христианской базилики Вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами или кораблями. Средний неф шире и выше боковых. Верхний его ярус прорезан окнами для освещения. Нефы разделялись не глухой стеной, а аркадой. Центральный неф заканчивается полукруглым выступом – апсидой, где размещается алтарь. Апсиду ориентировали на восток, на Гроб Господен.




В отличие от базилик на римских форумах, здесь не применяли сводчатых перекрытий. Они увенчаны двускатной кровлей, опиравшейся на деревянные балки и стропила. Сводом перекрывалась лишь апсида (ее свод назывался конхой). Апсида была невелика, поэтому между нею и продольными нефами возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Он придавал зданию символическую форму креста.


Перед входом в базилику находился двор, обнесенный стеной с открытой галереей (атриум).В центре находился водоем, дающим воду для святого очищения (омовения перед входом в храм). При отсутствии двора преддверием храма служило отгороженное от нефов с запада помещение (нартекс), предназначенное для кающихся или оглашенных. Наружный облик помещения нарочито скромен. Внутри – ослепительная роскошь.




Базилика св.Петра в Риме Согласно преданию, апостол Петр был казнен во времена императора Нерона между 64 и 67 годами. Его могила стала местом паломничества. Петр в глазах христиан был главой Католической церкви благодаря словам Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16,18) Петр считался первым римским епископом, основателем престола, который позднее стали называть папским.








Базилика св.Петра гг. Пятинефная базилика. Апсида была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ цирка Нерона у Ватиканского холма. Над алтарем была сень, опиравшаяся на 4 витые колонны, привезенные из Греции по приказу Константина. Длина храма с атриумом – 220 метров, высота центрального нефа – 25 метров. Стены были расписаны фресками, на триумфальной арке и конхе апсиды сверкали мозаики.








Центрические постройки этого периода представляют собой сооружения мемориального характера, или мартирии. Они возникают из распространенного в Древнем Риме типа мавзолея – усыпальницы. Кроме того за образец свода и замкнутого статичного пространство берется Пантеон. Разные плановые решения: круглые сооружения, восьмигранники или шестигранники, любые многогранники, вписанные в квадраты, равноконечный крест.
23





Раннехристианское искусство Эпиграф: Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное. Лукино Висконти Христианские храмы Музеи мира (1,2) И. В. Цветаев, 1903 год Это чудное здание и грядущее художественное учреждение способны овладеть всеми силами души, составляя для его творца и отраду, и гордость, и предмет самой чистой и сильной любви. Музеи мира (3,4) Париж. Нью – Йорк. Метрополитен-музей в Нью-Йорке, художественное собрание, крупнейшее в США и одно из крупнейших в мире. Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры Прадо в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Музеи мира (5) Музеи мира Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, второе по значению в России (после Эрмитажа в Санкт-Петербурге) собрание зарубежного изобразительного искусства. Музеи мира (6,7) Лондон, Мадрид Национальная галерея в Лондоне, одно из лучших в мире собраний западноевропейской живописи. Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Основан в 1819 на базе королевских коллекций. Музеи мира (8,9) Музеи мира Уффици во Флоренции, картинная галерея, одна из крупнейших в Италии. В Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке стоит здание, которое хорошо знают и москвичи, и гости столицы. Это Третьяковская галерея Повторим! Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Назови здание в Риме… Назови здание… Где находится ….. Узнай героя: Верны, задумчивы черты… Она - художника создание… Царица вечной красоты… А очи в нежном ожидании… Она прекрасна без прикрас… Она - цветок любви, желанья… Не надо сотен пышных фраз… А очи в нежном ожидании… Узнай героя Я вижу три тысячи дет, В поэмах, пьесах, кино. Придумал Эпос не он. Но лишь "Илиаду" чтут Идеалом хвалебных строк, Что Героев на битву зовут. Идеал женской красоты Художник – маринист… Художник – «картин – катастроф» 1001 чудо света Франция Остров … Роскошный…, окруженный прекрасным парком 1001 чудо света В 1889 году проходила всемирная выставка… Многоликий … Христианство одно из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа – Богочеловека, пришедшего в мир искупить смертью на кресте людские грехи. – Ротонда Купол виллы Ла-Ротонда. Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. Форму ротонды имеют древнегреческие толосы, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. - парковые павильоны и беседки. Храмовая архитектура ТипыКрестово-купольный храм Шатровые храмы Базилика Ротонда План и помещения Притвор Наос Неф Апсида Четверик Капелла Придел Крипта Подклет Хоры Галерея Несущие конструкцииСтолб Колонна Аркада, Своды и перекрытия Арка Свод Конха Парус Тромп Барабан Глава Купол Шатёр Дополнительные сооружения Звонница Колокольня Капелла Придел Баптистерий Крестово-купольный храм Шатровые храмы Базилика. Ротонда Базилика Схема храма Крестово – купольный храм Крестово-купольный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») - архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V- VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Базилика. Собор Святого Петра в Риме. Бази́ лика (базили́ ка) (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos - свод, арка), увенчанной полукуполом Входом в базилику является поперечный объём - нартекс - притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство Мавзолей Констанции - круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим в начале IV в. на восточной окраине Рима как место упокоения своих дочерей Елены и Константины. Последняя впоследствии была причислена к лику святых, а мавзолей в 1254 г. был обращён в церковь, посвящённую её имени (итал. Santa Costanza). Мавзолей Констанции При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей ПияКлимента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач. Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.[ Мавзолей долгое время служил ораторией при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. Вероятно, он был капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию, чьё изображение помещено на самом видном месте - в люнете напротив входа Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. Действие разворачивается в мавзолее Галлы Плацидии. Внутренний вид мавзолея Ветви «креста» (воспринимается внутри как равноконечный) перекрыты цилиндрическими сводами, а центральное пространство увенчано тяжёлым куполом на «парусах» без барабана. Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками. Крест и звездное небо «Райский сад» на куполе. «Апостолы» В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Так как в середине каждого из четырёх люнетов находится окно, мозаичист был поставлен перед выбором: изобразить всех 12 апостолов и нарушить симметрию Ученики Христа изображены в полный рост с руками, воздетыми к изображённому на потолке кресту, выражая евангельский призыв Иисуса: «возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия. Все апостолы наделены специфическим портретными чертами, хотя ввиду того, что иконографический канон в V веке ещё не сформировался, опознать изображённых персонажей невозможно. Исключениями являются апостолы Пётр (изображён с ключами) и Павел (высокий лоб, типичные еврейские черты). Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены мозаичные изображения чаш или фонтанов, из которых пьёт (или рядом с которыми сидит) пара голубей. Это - раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю. Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест, выступающий в роли императорского жезла. Академик В. Н. Лазарев отмечает величественную позу Христа: его ноги скрещены, правая рука касается головы овечки, но взгляд при этом обращён в другую сторону. Благодаря такой позе, Пастырь становится смысловым центром мозаики: он видит всех своих овец, и все овцы смотрят на него. « Христос – Добрый Пастырь» «Святой Лаврентий, идущий на костер» Поскольку главный герой мозаики не подписан, высказывается несколько версий, объясняющих значение мозаики. Человек в белых одеждах - Христос в Своём втором пришествии. В этом случае книга, которую Он держит в руках, истолковывается как одна из книг, сообразно с которыми будут судимы живые и мёртвые (Отк.20:12). Огонь в центре в этом случае становится знаком геенны огненной. В белых одеждах изображён Ангел с «книжкой раскрытой»(Отк.10:1), объявляющий день Страшного суда. Человек в белых одеждах - один из Отцов Церкви, готовый бросить в огонь еретические писания. Наиболее распространённая версия - на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре. Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни. Крест в руках мученика объясняется как процессионный крест, а книга - Псалтырь, оба предмета указывают на дьяконский сан Лаврентия. В комбинации с Евангелиями, лежащими в шкафу, крест и книга в руках Лаврентия символизируют, что он принял мученичество подражая Христу и усвоив Его учение. В западной и восточной «ветвях» В западной и восточной «ветвях» мавзолея, за саркофагами, можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара. Олени жадно пьют из источника. Сюжет мозаики навеяна стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2). Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии (например, в алтарной мозаике в римской базилике Сан-Клементе Саркофаг Галлы Плацидии - занимает центральное место, лишён какого-либо декора и вероятно является незаконченным. С учётом необычно больших размеров саркофага и отсутствия на нём какой-либо христианской символики, монумент приписывается богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается современными историками. Тем не менее, источники XIV-XVI веков (в том числе, архиепископ Равенны Ринальдо да Конкореджио) утверждают, что через большое окно в задней части саркофага (сейчас замуровано) можно было видеть погребённое там тело, усаженное на кипарисовый трон. Предположительно, речь идёт о теле, погребённом таким необычным образом не ранее XIII-XIV века с возможным намерением имитировать останки Августы. Саркофаг Констанции Саркофаг Констанции- создание датируется V веком, установлен в левой ветви «креста». На его передней стенке изображён Христос в образе агнца, голова его окружена нимбом, содержащим монограмму Христа - переплетённые греческие буквы Χ и Ρ. Агнец стоит на скале, из которой вытекают четыре потока, изображающие четыре реки Эдема. Справа и слева от скалы находятся два агнца уже без нимбов, символизирующие апостолов. Эти образы обрамлены двумя пальмами, символизирующими жизнь праведников. В 1738 году саркофаг был вскрыт, и исследователи обнаружили в нём два хорошо сохранившиеся черепа с зубами Саркофаг Валентиниана - датируется VI веком, установлен в правой ветви «креста». Имеет полуцилиндрическую крышку с чешуйчатым орнаментом. На передней стенке изображен агнец-Христос, стоящий у подножия холма, из которого вытекают четыре райские реки, холм увенчан крестом, на перекладине которого сидят два голубя. На обеих боковых стенках изображен крест с раковиной (часто использовавшийся в катакомбной живописи символ смерти, из которой возрождается жизнь). В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены костные останки мужчины и женщины Христианская базилика Санта – Мария Маджоре в Риме Неф, мозаика апсиды, потолок, балдахин неф Синквейн Христианство – одна из трех мировых религий. Красивая, воодушевляющая, осветленная. Воспитывает, смиряет, настораживает, успокаивает – Христианство – благодарение. Тест Улыбнись и работай. Желаем успехов. Музыка души

Архитектурные Типы христианских храмов Автор Солодкова Т.М. преподаватель Санкт-Петербургского музыкального колледжа. Цели работы

  • 1. Познакомить с историей становления архитектурных стилей христианского храма.
  • 2. Показать различные стили христианских храмов.
  • 3.Проследить логику развития архитектурной мысли.
  • 4. Понять единство многообразия христианских храмов, как зримое воплощение церковного символизма.
Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир

Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

История создания стилей

  • Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.
План и схема христианской базилики Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
  • Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. В Греции базиликальный тип применялся длительное время - в упрощенной, и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примеры: церковь св. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.

В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Крестово-купольный храм. Разрез

Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Интерьер храма Софии в Фессалониках. Начало VIII века. Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
  • Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
Церковь Катаполиани в Паросе. VI век. План храма Звартноц в Армении. 643-652 гг. Уникальный пример креста вписанного в ротонду. Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде хорошо видна выступающая между двух ниш апсида. Храм святой Гаянэ в Эчмиадзине. 630 год. Армения Грузия. Грузинский монастырь Джвари в Мцхете известен своим великолепным собором, возведенным в 590-604 годы. Джвари относится к типу тетраконха. В храмах данного типа для перехода к барабану купола использовались не паруса, а тромпы. Джвари. Грузия. 590-604 гг. Собор Светицховели. Чертеж. Поперечный разрез здания.

Главный собор Грузии - Светицховели - был построен в 1010-1029 гг. Он решен в виде трехнефного храма с рядами столбов в интерьере, но в отличие от собора Эчмиадзина имеет сильно вытянутые с запада на восток пропорции. В нём нет аллюзии на тетраконах. Здесь больше сходства с собором Ани, имеющим такой же вытянутый базиликальный план. Интересной особенностью обладают несущие купол столбы. С внутренней стороны они имеют большее число уступов, как бы обступая подкупольный квадрат.

Византийские крестовокупольные храмы

Мирелейон. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе. X век.

Церковь Богородицы Паммакаристы в Константинополе. 1292-1294 гг. Интерьер храма на четырёх колоннах. Вид на алтарную апсиду. Капитель колонны и боковые своды церкви. Монастырь Пантократора в Константинополе. XII век. Из истории архитектурной мысли

Номендантская дорога. Мавзолей Констанции

Композиция центрического здания у Леонардо да Винчи "Храм в городе" из трактата Аверлино

Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV.

Церковь Троицы Гринёво Центричность здесь поглощается базиликальными Проверь себя

  • 1. Какие архитектурные сооружения называются храмами?
  • 2.Назовите основные типы христианских храмов, дайте краткую характеристику.
  • 3.Приведите примеры центрических храмов.
  • 4. приведите примеры крестово-купольных храмов
ответы
  • 1. Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
  • 2. Базиликальный (Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.), центрический (Это центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии - постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий) , крестово-купольный типы (Квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.)
  • 3. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Церковь Сан-Витале в Равенне.
  • 4.Церковь св. Ирины в Константинополе. Храм Софии в Фессалониках. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе.
Литература
  • : «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) :
  • «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
  • Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,"АЗБУКА-КЛАССИКА", 2004.
  • А. И. Комеч ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА Х - НАЧАЛА XIIВ. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
  • История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007
  • А.Ю. Казарян. Реконструкция Эчмиадзинского собора 620 г.

Слайд 2

Храм Ирода в Иерусалиме (19 г. до н.э. – 70 г. н.э.) Многие события земной жизни Иисуса Христа связаны с Иерусалимским храмом

Слайд 3

В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм для посвящения Богу.Дева Мария и Иосиф были бедны, поэтому принесли в качестве полагающейся жертвы двух голубей. Старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя встретил в храме Деву Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира». В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.

«Сретение Господнее» (современная русская икона)

Слайд 4

Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса посещают Иерусалим для участия в храмовом богослужении. В одно из таких посещений двенадцатилетний отрок Иисус остается в храме, родители ищут Его и затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?«Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». (Евангелие от Луки, гл. 2)

«Двенадцатилетний отрок Иисус в храме» (Современная коптская икона) «Преполовение» (Современная греческая икона)

Слайд 5

Во время своей земной жизни Иисус Христос посещал Иерусалимский храм, заботился о порядке в нем и его благолепии. «Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». «И говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Своим примером Иисус Христос освятил обычай совершать богослужения в храме, освятив саму идею храма и необходимость в нем. «Изгнание торгующих из Храма» (Современная русская икона) «Изгнание торгующих из храма» (Мануил Панселин. XIII в. Фреска собора Протата в Карее, Афон)

Слайд 6

В беседе с самарянкой Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только Иерусалимском храме, но и в других местах.

«Христос и самарянка» Современная коптская икона

Слайд 7

Молился Иисус Христос не только в храме. Тайную вечерю со своими учениками Он совершил в частном доме –Сионской горнице. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница называется матерью всех христианских церквей.

Иерусалим

Слайд 8

Одно из помещений перистильного дома представляла собой продолговатую комнату, разделенную рядами колонн на три части и являлась главной в гостевой части дома - называвшуюся«икос» или «экус». «Сионская горница» относилась к этому типу комнат перистильного дома.

Иерусалим, «Сионская горница» Наиболее распространенным типом богатого жилого дома начала I в. н.э. был перистильный тип.

Слайд 9

Перистильный тип жилого домаПланировочная система перистильного дома включала в себя две части: жилую и гостевую. В гостевую (парадную) часть дома имелся изолированный вход со стороны улицы. Центром композиции гостевой (парадной) части являлся открытый внутренний двор – перистиль – окруженный по периметру колоннами. Все помещения, окружавшие двор, имели выход в него и через него же освещались. Экус являлась одной из комнат в гостевой части дома и его пространство разделялось колоннами на 3 части.Среднее пространство экуса иногда бывало выше и шире боковых.

1 – Атрий (внутренний двор жилой части дома); 2 – Таберна (торговая лавка или мастерская); 3 – Крылья атрия; 4 – Переход (отдельный вход в гостевую часть дома; 5 – Перистиль (двор гостевой части); 6 – Экседра (комната или столовая, служившая местом отдыха, собраний, бесед) 7 –Таблинум (Помещение главы семьи - предназначалось для деловых встреч и приема клиентов, а также для хранения документов (табличек с записями). 8 – Экус (икос). Иерусалим. «Сионская горница»

Слайд 10

Гонения на христиан со стороны иудеев и принятие в христианскую общину язычников (без обрезания) прервали связь апостолов и их учеников с Иерусалимским храмом.

Общинный христианский дом в Дура - Европос, Сирия. 231 г. В период гонений появляются первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений, но внешне не отличающиеся от жилых домов. А – Вход; В – Двор – атриум; С – Вход на уровень баптистерия; D – Баптистерий; Е – Купель; F – Помещение для оглашенных (притвор); G – «Церковь». Лишь войдя внутрь, можно было - благодаря настенным изображениям и предметам церковного обихода - понять, что человек оказался в храмовом помещении. G F B D А

Слайд 11

Гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

Ниши –локулы; Кубикулы; Крипта; Капелла. 3 1 2 4 2 Б В Г Д А А. Алтарь; Б. Амвон; В. Солея; Г. Апсида; Д. Престол; Е. Притвор Катакомбные церкви(II – нач. IV вв.) Е 1 1 1

Слайд 12

Римские катакомбы(II – нач. IV вв.)

Катакомбы Присциллы в Риме

Слайд 13

По своему устройству катакомбы представляют собой сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты: малые, средние и большие.

Ниши – локулы Кубикулы

Слайд 14

Согласно описанию крипт и капелл те и другие имели в плане форму четырехугольникас колоннами для поддержания потолка. Применительно к потребностям христианского богослужения передняя часть крипт и капелл предназначалась для духовенства, а остальная для мирян. В стенах крипт и капелл могли устраиваться специальные углубления для погребения усопших, а сами стены украшались священными изображениями. Для перекрытия крипт и капелл применялись как плоские, так и сводчатые, и арочные конструкции

Место для духовенства Место для верующих Крипта Схема принципиального решения Катакомбы св. Себастьяна в Риме Крипта

Слайд 15

РимКатакомбы св. Себастьяна Крипты(Реконструкция)

  • Слайд 16

    Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним решением.В глубине капеллы находилась полукруглая экседра (апсида). В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом для приготовления Таинства Евхаристии. По сторонам престола располагались места для священнослужителей. Аспидная часть крипт и капелл, как правило, приподнята над их средней частью. Если крипта или капелла строились близко к поверхности земли, то в средней части храма вырезался люминарий - колодец, выходящий на поверхность, откуда проникал дневной свет. Перед входом в капеллы устраивались небольшие тамбуры – притворы – для нахождения в них оглашенных (готовящихся принять крещение) и кающихся.

    Капелла Схема принципиального решения А Б В 1 2 3 4 5 А – Алтарь; Б – Церковь (место для молящихся); В – Притвор (место для оглашенных и кающихся); 1 – Апсида; 2 – Престол; 3 – Амвон; 4 – Солея; 5 – Люминарий; 6 – Алтарная преграда. 6 Рим, катакомбы Домитиллы

    Слайд 17

    Рим, катакомбы Домитиллы

  • Слайд 18

    Планировочное решение катакомбных церквей традиционно связано с планировкой «Сионской горницы»: их внутреннее пространство разделено рядами колонн на части – нефы.

    Перистильный дом («Сионская горница») Катакомбные церкви (крипты, капеллы) Крипта Капелла

    Слайд 19

    Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет законченный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Но при сформированности объемно – пространственного решения катакомбного храма не решен его внешний облик. Иерусалимский храм I II III I II III Деление на три части внутреннего пространства катакомбного храма аналогично делению Иерусалимского храма

    Слайд 20

    С момента принятия Римом христианства как государственной религии (391 г.), встал вопрос о создании христианского храма, олицетворяющего в своем образе идею христианства.При этом объемно – пространственное решение храма должно сохранять уже сформировавшиеся в катакомбных церквах традиции и вмещать большое количество молящихся.В III – IV веках в Римской империи самыми красивыми и вместительными зданиями были базилики.Слово «базилика» - происходит от «базилевс» - «Царь и судья». В античном Риме базилики не имели религиозной функции и выполняли судебно-административным учреждением. Здания базилик были построены по плану продолговатого четырехугольника, внутреннее пространство которого делилось рядами колонн на три части (нефы), имели экседры и портики.

    Базилика Максенция – Константина (308 – 312 гг.)

    Слайд 21

    После принятия Римом христианства здания базилик после определенных изменений были отданы под первые христианские храмы.

    1 2 1 2 Римская базилика – судебно – административное здание Римский христианский храм - базилика

    Слайд 22

    Раннехристианские храмы – базиликиАрхитектурная традиция сформировавшаяся в катакомбных храмах и Сионской Горнице (четырехугольная форма плана, деление пространства на части колоннами, наличие экседры – апсиды), была причиной того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить свои храмы по типу базилик.

    1 2 3 1 – базилика Сан-Джованни ин Латерно в Риме (~313 ~318 гг.); 2 – базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа (~333 г.); 3 – базилика монастыря Курси (Палестина). Кон. V в. С В

    Слайд 23

    Базилика Рождества Христовав Вифлееме (~ 333 г.)

  • Слайд 24

    Христианские храмы III – IV вв. имели определенные внешнюю и внутреннюю форму и вид, а именно: форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство этого четырехугольника разделяется рядами колонн на три, а иногда и пять частей, называемых «нефами» или «кораблями». Центральный неф, а иногда и боковые оканчивались полукруглым выступом (апсидой). Средний неф был больше и выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны выхода находилось преддверие, называемое «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо).

    В С Отличительными чертами планировочного решения и архитектуры такого христианского храма, начиная с IV века, являются: Ориентация алтаря на восток; Разделение внутреннего пространства на нефы рядами колонн; Обилие света, направленного сверху; Наличие открытого двора - атриума со стороны входа. Этот тип храма носит название церковной базилики или продольного храма. Атриум – двор перед христианской церковью – «райский сад» Римский христианский храм - базилика

    Слайд 25

    Базиликальный храм был единственной формой культового христианского здания вплоть до переноса столицы Римской империи в Византию (324 г.). Начиная с этого периода, и в особенности с момента официального разделения Империи на Западную и Восточную (395 г.), образуются новые типы храмов соответствующих различной стилистике и объемно – пространственным решениям.

    Римский христианский храм – базилика (продольный храм) Рим Базилика св. Петра 324 г. (Реконструкция)

    Слайд 26

    395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную Развитие формы Средневековой базилики 3 1 – Средокрестие; 2 - Апсида; 3 – Ориентализирующие капеллы; 4 – Лучевые капеллы; 5 - Нартекс Трансформация планировочного решения Римской христианской базилики Конец IV - X вв. Западная Римская империя Восточная Римская империя Византия Конец IV в. V в. VI в. VII в. Разрез А - А

    Слайд 27

    988 г.Крещение Руси Принятие христианства от Византии

    Приняв христианскую веру, священнослужителей и систему богослужения, Русь позаимствовала из Византии крестово-купольную систему решения каменных храмов. Крестово-купольная система на Руси была серьезно переработана, и таким образом, изначально приобрела существенные отличия в объемно – планировочном решении русских храмов от византийских. Церковная архитектура начинается на Руси с утверждением христианства. «Крещение Руси» Современная икона, Россия Киевская Русь (X – XI вв.)

    Слайд 28

    Отличия русских и византийских крестово-купольных храмов

    Монастырь Осиос Лукас в Фокиде (Конец X – 1-я пол. XI в.) Церковь Успения Богоматери (Десятинная церковь) в Киеве 989 – 996 гг. Первый каменный христианский храм Руси

    Слайд 29

    Церковь Панагии Горгоэпикоос в Афинах (X в.) Церковь Успения Богородицы в Дафни (пер. пол. XI в.) Византийские и русские крестово-купольные храмы X – перв. пол.XI вв. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (~1036 г.) Храм св. Софии в Киеве (1017 – 1034 гг.) Храм св. Софии в Новгороде (1045 г.) Храм св. Софии в Полоцке (~ 1050 г.) Византия Русь

    Слайд 30

    Византийские, русские и западно - европейские храмы XI – XIV вв. Западная (католическая) церковь Разделение христианской церкви на: Западную (католическую) – центр в Риме и Восточную (православную) – центр в Константинополе I II III Византия Планы романских соборов (XI - перв. пол XII вв..) План готического собора (Вт. пол XII- XIV вв.) 1054 г. Романский и готический стили Церковь Богородицы Паммакаристы (Радующейся) в Константинополе (вт. пол. XIII – нач. XIV вв.) Церковь Апостолов в Фессалониках1312-1315 гг. Русь 1 2 Собор Кирилловского монастыря. Киев, (1146 г.); Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском (1152 – 1157 гг.); Собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке (сер. XII в.); 4. Собор Федора Стратилата «на ручью» в Новгороде (1360 – 1361 гг.); 5. Храм Покрова на Нерли (1165 г.); 6. Собор Перынского скита в Новгороде (XIII в.); 7. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1347 г.) Восточная (православная) церковь) 5 1 2 3 4 6 7

    Слайд 31

    29 мая 1453 г.Взятие турками - османами Константинополя - столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению.

    Жан-Жозеф Бенжамен-Констант «Султан Мехмед II в покоренном Константинополе» Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи. Османская империя

    Слайд 32

    После гибели Византии новым оплотом Православия стала Русь.

    «Константинополь пал, потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, – Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь – Церковь Русская» Филипп I, митрополит Московский, 1458 г. 1 2 Церковь 3 4 5 Дьяконник (ризница) 6 Алтарь; Средняя часть храма (церковь); Красные врата; Притвор или трапезная; Колокольня, звонница; Паперть. в В Иконостас Притвор или трапезная

    Посмотреть все слайды

    Надземные христианские храмы получили распространение только начиная с 4 века, когда император Константин сделал христианство господствующей религией, но первые дошедшие до нас сооружения датируются 2 веком. Основным типом раннехристианского наземного храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных архитектурных форм поздней античности. Прототипом христианского храма в форме базилики послужили гражданские постройки античного Рима с протяженным планом и нишей для президиума в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний. Собственно, само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь и судья. Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток, в восточной стороне которого установлен алтарь. Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, получившей название апсиды, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых наиболее велик.Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части, имеющие как утилитарное значение для организации христианского культа, так и символические значение в религиозных представлениях о здании церкви. Эти части – пресвитерий, средняя часть храма и притвор или нартекс. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители; здесь расположен алтарь церкви (или главный алтарь, если их несколько). Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать. Вместе с тем апсида является местом осуществления основного христианского таинства евхаристии, которое напоминает о воплощении Христа, о человеческой его природе. Например, среди наиболее знаменитых церквей, построенных Константином – три знаменитых базиликальных храма: у Гроба Господня, на Масличной горе и в Иерусалиме. Все три постройки имеют одну общую особенность – они завершаются пещерой, в которой произошел какой-то эпизод из жизни Христа. Базилика в Вифлееме заканчивалась пещерой, где родился Спаситель; храм на Масличной горе – пещерой, где Христос беседовал с учениками. Иерусалимский комплекс состоял из базилики Константина на Востоке и ротонды Воскресения на западе, которая обрамляла пещеру Гроба Господня. Таким образом, апсида этих храмов совмещается с местами, символически связываемыми с евхаристией. Кроме того, апсида всегда обращена на восток, так как здесь восходит дающее жизнь солнце и с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Христиане считали, что рай находится на востоке, что восток – символ добра, а запад – символ зла и обитель дьявольских сил. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение.Апсида раннехристианской базилики, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод. Такая конструкция апсиды стала, пожалуй, самой распространенной и воспроизводилась во многих типах христианских храмах последующих эпох. В раннехристианских базиликах интерьер церкви делился на нефы. Их могло быть три или пять, центральный неф всегда был шире и выше. В верхней части стен базилики делались освещающие интерьер окна. Во времена Константина особое распространение получила пятинефная базилика. Колоссальные базилики константиновской эпохи с обилием мощных колонн, покрытые деревянными крышами и позолоченными изнутри, не дошли до нашего времени и об их внешнем виде можно судить лишь по описаниям. Хотя большие кафедральные храмы с пятью апсидами продолжали строиться в течение всей истории церковного искусства, постепенно пятинефную базиликальную церковь вытеснила трехнефная. Кроме продольных нефов, в раннехристианских базиликах встречались поперечные нефы, образующие трансепт. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста. Кроме нефа и трансепта в раннехристианских базиликах был еще один архитектурный элемент – деамбулаторий. Это крытый проход вокруг пресвитерия, который служил продолжением нефа и позволял верующим продвигаться вокруг алтаря, не нарушая ход богослужения. В раннехристианских базиликах деамбулаторий встречался редко, и получил распространение в романских и готических церквях, начиная с 11-13 века. В раннехристианских базиликах мужчины и женщины находились отдельно в специально отведенных для них местах. Разделение по половому признаку было перенято из иудейской традиции: в синагогах женщины помещались наверху на специальных хорах. Также и в базиликах в боковых нефах существовали специальные галереи-эмпоры или так называемые «матронеумы», предназначенные для женщин.Одним из самых знаменитых храмов-ротонд является церковь в Риме под названием Сан Стефано ротондо. Также центрической конструкцией пользовались для возведения баптистериев и мартириев, которые строили в память о мучениках. Классическим примером для первого типа здания является Латеранский баптистерий, который построил еще Константин Великий, придав ему форму октагона. Второй тип храма был очень похож на ротонду Гроба Господня, которая доныне расположена в Иерусалиме на месте предположительной гробницы Христа. В 8-9 веках европейцы начинают строить еще один тип ротондовых церквей - дорцовые, например, «Королевская капелла», возведенная в Аахене. А когда множество стран устраивают крестовые походы, их участники строят так называемые обетные церкви или рыцарские, которые выглядят как палатиум с ротондой.
    На местах, где крестоносцы останавливались, они возводили часовни, мавзолеи, капеллы, которым придавали форму ротонды. Согласно идеям писателей Средневековья, ротонда являлась сооружением, имеющим идеальную форму. Согласно легенде, поведанной Шарфенбергом в поэме «Титурель» одноименный король нашел на месте, на котором задумал строительство храма, подробный план, как он должен был выглядеть. Это была ротонда. Такие храмы строили в Польше, Чехии, Венгрии и других центральноевропейских странах. Это связывают с действиями Кирилла и Мефодия в этом регионе.
    На Руси ротонды не прижились, так как их ассоциировали с чуждой религией. Но все же можно встретить ротонды с апсидами и башнями, ротонды-квадрифолии, многогранные церкви. Во время Ренессанса архитектором Д. Браманте была построена античная ротонда в Темпьетто. Случилось это благодаря влиянию Леонардо да Винчи и прочих просветителей, воспевающего великое Солнце и желающего построить ему храм.

  • Рекомендуем почитать

    Наверх