Кот и лиса - русская народная сказка, которую любят слушать, читать и...
1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».
2. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» отно-сится к «темному царству»?
Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, кото-рые и принадлежат «темному царству».
3. Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь рас-шиблось»?
Не выдержав деспотизма Кабанихи, кончает жизнь самоубий-ством Катерина, уходит из дому Варвара, совершенно безглас-ным и безвольным становится Тихон.
4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?
Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.
5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием-лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще-ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи-ваться.
6. С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?
Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» на-циональный колорит, а их содержание повторяет мотив запрет-ной любви замужней женщины к другому.
7. Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон-трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.
8. В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островско-го «Гроза»?
Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабани-хи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.
9. Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв-ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер-кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре-красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.
10. Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Ост-ровского «Гроза»? Материал с сайта
Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с кар-тиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — проро-чат судьбу Катерины.
11. Опишите быт города Калинова.
Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно-душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон-ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле-пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо-де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.
20 вопросов, которые помогут проверить знание текста.
Просмотр содержимого документа
«Вопросы по драме Н.А.Островского "Гроза" (действия 1-3)»
Драма А.Н.Островского “Гроза”
Вопросы по 1 действию:
1) Кто такие Кулигин и Кудряш?
2) Почему по мнению Кудряша Кулигин “антик” (чудак) ?
3) Кто такие Дикой и Борис?
4) За что Дикое ругает Бориса?
5) Что говорит Кулигин о жестоких нравах города Калинова?
6) Расскажите о взаимоотношениях родственников в семье Кабоновых:
- Тихон
Кабанова - Катерина
- Варвара
7) Жизнь Катерины в доме матери и в доме свекрови – в чём разница?
8) Почему Катерину так испугало появление сумасшедшей барыни?
9) Как заканчивается 1 действие?
10) Почему Катерина так боится грозы?
Вопросы по 2 действию:
1) Как характеризуют Феклушу её разговор с Глашей?
2) Почему Феклушу так интересует, станет ли Катерина выть, расставаясь с мужем?
3) Что мы узнаём о характере Варвары и Катерины из их разговора? (Явление 2)
4) Изменилось ли отношение Катерины к мужу после прощания с ним?
5) В чём завершилась борьба Катерины в сцене с ключом? Почему она не выбросила ключи?
Вопросы по 3 действию:
1) Как монолог Феклуши о «последних временах» связан с развитием действия драмы?
2) Что нового мы узнаём о взаимоотношениях Дикого и Кабанихи?
3) Что расскажет Кулигин о семейной жизни города Калинова?
4) Отношение Кудряша к тому, что Борис любил замужнюю?
5) Отношение к своей любви Катерины и Бориса? В чём разница?
А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской 2. Купеческой 3. Аристократической 4. Народной
В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856) года сотрудничал А.Н.Островский:
1. «Москвитянин» 2. «Отечественные записки» 3. «Современник» 4. «Библиотека для чтения»
3.Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:
1.Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа
2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа
3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях
4.Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза»:
1.Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий
2.Пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям
3.Пейхаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города Калинова
5.К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):
1.Комедия 2.Драма 3.Трагедия 4.Лирическая комедия 5.Трагикомедия
6. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:
1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв
4.Это конфликт между Тихоном и Катериной
7. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:
1.Заинтриговать читателя 2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге
3.Создать образ мира, в котором живут герои 4.Замедлить сценическое время
8. Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:
1.Кулигин 2.Шапкин 3.Дикой 4.Борис 5.Варвара
9. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:
1.Борис и Катерина 2.Катерина и Тихон 3.Дикой и Кабаниха
4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерин 5.Борис и Тихон
10. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:
1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию
2.Борис лишь внешне отличается от Тихона
3.Борис очень резко отличается от Тихона
11. Островский использовал многие литературные приёмы, введённые в драму его предшественниками. Можно утверждать, что писатель объединил в пьесе «Гроза» реализм и:
12. В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин 2.Кудряш 3.Варвара 4.Борис 5.Катерина
1.Феклуша 2.Кулигин 3.Кудряш 4.Борис 5.Катерина
14. Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
15. Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?
1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой 2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»
3.Чтобы оживить пьесу 4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества
16. Какой литературный критик наиболее полно (статья «Тёмное царство») охарактеризовал «самодурство» как социальное явление?
1.Н.Г.Чернышевский 2.Д.И.Писарев 3.А.И.Герцен 4.А.И.Гончаров 5.Н.А.Добролюбов
17. С.П.Дикой однажды признался М.И.Кабановой, что «мужику в ноги кланялся… тут на дворе, в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся». Что же заставило Дикого просить у мужика прощения?
1.Дикой почувствовал себя неправым 2.Мужик разжалобил Дикого
3.Угрызения совести – зря человека обидел 4.Страх перед наказанием Божьим
18. Какая сцена в пьесе «Гроза» даёт ключ к пониманию всего произведения (по Добролюбову)?
1.Сцена свидания Катерины и Бориса в саду 2.Сцена с ключом (Катерина и Варвара)
3.Сцена, в которой Тихон оплакивает умершую Катерину 4.Сцена признания Катерины в совершённом грехе
5.Сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом
19. Каково значение образа Феклуши в пьесе «Гроза»?
1.Пародия на «странничество» 2.Углубление характеристики «тёмного царства»
3.Феклуша как антипод М.И.Кабановой 4.Феклуша – протестующая против самодурства личность
20. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» весьма противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано:
1.Различием во взглядах: Писарев был либералом, Добролюбов – демократ
2.Изменением обстановки в России: статья Писарева была написана в 1864 году, после спада революционной ситуации
3.Непониманием Писаревым идеи произведения
21. К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?
1.Дворяне 2.Мещане 3.Крестьяне 4.Купцы 5.Разночинцы
22. Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда 2.Страх перед свекровью
3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести 4.Желание уехать с Борисом
23. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:
1.Кулигин 2.Марфа Игнатьевна 3.Катерина 4.Тихон 5.Борис
24. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:
1.Расставание Катерины и Тихона
2.Признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу
3.Встреча с Борисом 4.Прощание с Борисом 5.Эпизод с ключом
Ответы
2. – 1 14. – 3
3. – 1 15. – 2
4. – 3 16. – 5
5. – 2 17. – 4
6. – 3 18. – 3
7. – 3 19. – 2
8. – 4 20. – 2
9. – 4 21. – 4
10. –2 22. – 3
11. –2 23. – 3
12. – 5 24. – 2
критерии оценивания:
за 23 – 24 правильных ответа – «5»
за 22 – 19 – «4»;
за 18 – 14 – «3»;