Свободные экономические зоны. Особые экономические зоны: понятие, сущность

Комнатные растения 08.03.2024
Комнатные растения

Счетная Палата проанализировала деятельность особых экономических зон (ОЭЗ) за 2016 год и пришла к выводу, что реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут, и в целом за время своего существования они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики.

По данным Счетной палаты, проект проинвестирован со стороны резидентов только на треть от заявленного объема (суммарно их капвложения составили 217,7 млрд рублей), при этом неиспользованными остаются около 65% выделенных земельных участков.

Сейчас в России существуют 26 особых экономических зон, из них 10 промышленно-производственного типа, шесть технико-внедренческого типа, девять туристско-рекреационного типа и одна – портового типа. Относительно эффективными Счетной Палатой признаны ОЭЗ в Татарстане, Липецкой и Самарской областях и в Санкт-Петербурге, так как объем резидентских инвестиций превысил бюджетные вложения.

Минэкономразвития считает, что в целом проект ОЭЗ состоялся, хотя в нем есть «слабые места». На них обратили внимание эксперты, опрошенные «Инвест-Форсайтом»:

Светлана Деревянко, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления РЭА им. Г.В.Плеханова

– Как известно, в 2016 году Россия приостановила вложения в ОЭЗ по причине неэффективного использования бюджетных средств. Однако очевидно, что проблема не в самом инструменте, а в том, как он используется. Ведь цели, для которых создавались ОЭЗ, актуальны и сегодня – они должны были повысить инвестиционную привлекательность регионов, создать новые рабочие места.

К основным причинам, которые не позволили ОЭЗ стать эффективным экономическим инструментом, можно отнести недостаток контроля за расходованием средств и реализацией проектов, что привело к отсутствию инженерной инфраструктуры и оседанию выделенных средств на банковских счетах; конфликты нормативной базы; слабую активность региональных властей (региональные средства в проектах составляли порядка 30%).

Некоторые эксперты утверждают, что при передаче ОЭЗ на бюджеты регионов мы сталкиваемся с проблемой отсутствия денег на развитие инфраструктуры в этих зонах, поскольку бюджеты регионов испытывают тяжелейшие трудности. Однако это проблемы не финансирования, не ОЭЗ, а уровня ответственности, плохого инвестиционного и предпринимательского климата, который обеспечивают в том числе и региональные власти.

Предприниматели сами проявят желание инвестировать в инфраструктуру, если будут стабильная экономическая и политическая ситуация, благоприятная для ведения бизнеса среда, лояльные законы и гарантия их соблюдения.

Иначе говоря, нужно просто выполнить обещания государства, которые были даны предпринимателям на начальном этапе проекта.

Необходимо заметить, что в России сейчас переводится акцент на территории опережающего развития как на более эффективную альтернативу ОЭЗ. ТОР предполагают кластерный подход в развитии региона и действительно способны стать эффективным инструментом экономического развития регионов. Но сравнивать их с ОЭЗ некорректно, институту ТОРов все-таки рано еще давать оценки.

Александр Артемьев, заместитель генерального директора Berkshire Advisory Group

– Как обычно, причина несоответствия между ожиданиями и результатами кроется в «особом» российском пути, выбранном для реализации программ по созданию ОЭЗ.
В успешной мировой практике особая зона – выделенный участок территории, где действуют налоговые послабления и преференции, но также и предъявляются определенные требованиям к участникам – компаниям из тех секторов, которые являются локомотивами роста экономики. То есть сначала утверждают государственную стратегию, а затем уже «во исполнение» создают ОЭЗ.

У нас нет такого, чтобы были выделены отрасли-локомотивы роста, под них созданы законы, а потому понять, под какие конкретно задачи создается очередная особая зона, зачастую невозможно. Иногда даже складывается впечатление, что это просто территория, куда приходят какие-то компании и получают налоговые послабления.

Понятный принцип рациональной организации территорий опережающего развития или свободных зон – по какому-то виду природных ресурсов.

В успешных ОЭЗ стимулирование определенных отраслей идет на базе крупных логистических узлов: например, они расположены на припортовых территориях, где формируется ОЭЗ с учетом ориентации бизнеса. Например, возле порта строят нефтеперерабатывающий завод с высокой эффективностью переработки, который производит широкую линейку нефтехимических продуктов, тут же отгружаемых на экспорт. Сочетание эффективной логистики и налоговых послаблений дает бурный толчок к развитию производства.

Примерно по такому принципу организована и развивается особая зона в Калининградской области. Вложены огромные инвестиции в портовое хозяйство. Сейчас идет речь о продлении ОЭЗ в регионе до 2095 года. Также в концепции каждой такой территории должно быть просчитано, какие стратегические драйверы – причем не только экономические, но и социальные, и демографические – будет формировать территория. Только такой комплексный подход, при котором совмещаются усилия федеральных и региональных властей, может гарантировать успех развитию особых зон.

Сергей Хестанов, советник генерального директора «Открытие брокер»

– Главная причина неуспеха ОЭЗ – высокая «административная рента». При этом под «административной рентой» понимается вся совокупность расходов, которые несет бизнес на удовлетворение требований государства. И среди этих расходов отнюдь не только налоги. Снижение налогов само по себе недостаточно для запуска бизнес-проектов: остальные-то расходы и нематериальные трудности никуда не делись. До тех пор, пока вместе со снижением налоговой нагрузки не произойдет сильного сокращения регулятивной нагрузки – снижение числа всякого рода проверок, – большого эффекта ОЭЗ не дадут. Вместе с тем, особыми экономическими зонами крайне недоволен Минфин, который рассматривает их как своего рода «внутренний оффшор».

Практически единственный пример успешной ОЭЗ – в Татарстане. Причина успеха – серьезные усилия руководства республики по ее поддержке. Но это, похоже, единственный положительный пример.

Алексей Михеев, член Экспертно-консультационного совета при Росимуществе, доцент МГИМО

– Российские особые экономические зоны имеют большой потенциал развития. Однако препятствием для их эффективного функционирования является отсутствие емкой нормативно-правовой базы, а также отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти всех уровней – к примеру, инвестор, получив поддержку на одном уровне, сталкивается с препятствиями на другом. Данные факторы, наряду с такими недостатками, как коррупция, слабо развитая инфраструктура и отсутствие квалифицированных кадров на местах, препятствует привлечению резидентов ОЭЗ в России. Если обратиться к опыту других стран, то в США, например, количество типов ОЭЗ меньше, чем в России, и нормативно-правовая база их функционирования проработана более детально. В США существуют всего три типа особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технико-внедренческие зоны. Технико-внедренческие зоны (или технопарки) в США, такие, как ОЭЗ стимулирования исследований в области компьютерных технологий («Кремниевая долина») и ОЭЗ поддержки научных исследований в области медицины, техники и электроники («Бостонская дорога 128»), считаются эталоном ОЭЗ этого типа для многих развитых и развивающихся стран. Для ускорения процесса развития ОЭЗ на территории России необходимо стимулировать привлечение частных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ, в том числе опираясь на концессионные механизмы, а также расширить возможности влияния регионов на функционирование ОЭЗ вплоть до передачи отдельных зон в управление субъектам федерации. Необходимо упростить процедуру получения статуса резидента ОЭЗ и стимулировать предоставление дополнительных сервисов резидентам ОЭЗ – таких, как централизованный PR, консалтинговые, юридические, финансовые услуги, образовательные услуги и аренда оборудования.

Анна Букринская, директор по коммуникациям сети индустриальных парков DEGA Development

– Проблема развития ОЭЗ заключается в отсутствии грамотно выстроенной маркетинговой стратегии, стратегии продаж и бизнес-модели развития площадки в целом. Основная идея, которая закладывалась в развитие ОЭЗ – готовая инженерная инфраструктура, создание которой стоило государству огромных денежных затрат. При этом подготовке к эксплуатации подлежали огромные площади, зона наделялась всеми возможными субсидиями и льготами для будущих резидентов. Только резиденты пришли не в том количестве, в котором их все ожидали. Логика создания ОЭЗ была следующей: подготовить площадку и поставить на ней трансформаторную подстанцию на 70 мВт, размежевать, огородить, построить очистные сооружения и водозаборный узел, а помимо этого освободить будущего производителя от уплаты налога на землю, транспорт, прибыль, только бы пришел и работал. И все ждали, что производитель придет. Но, увы, этого не произошло. Такая модель могла бы сработать лет 15-20 назад, но не сейчас, учитывая кризисное состояние экономики. На наш взгляд и с учетом многолетнего опыта работы в сфере девелопмента индустриальных парков, процесс развития инженерной инфраструктуры и физического исполнения должен реализовываться параллельно с процессом привлечения резидентов и продаж. При этом очень важно понимать конечную цель создания индустриального парка или ОЭЗ. Нужно четко просчитывать, сколько коммуникаций необходимо в данный конкретный момент под конкретного заказчика и сколько нужно держать в резерве и совершать затраты только по факту поступления нового запроса. Соответственно, у ОЭЗ два основных фактора успеха: целевое привлечение будущих производителей и эффективное использование денежных средств на создание инфраструктуры.

Наталия Розенблюм, управляющий партнер, директор Top Hotel Experts

– Для развития ОЭЗ было сделано многое, особенно в плане создания инфраструктурной базы. Если говорить об ОЭЗ туристско-рекреационного типа, то им не хватило продуманности маркетинговой концепции с точки зрения туристических потоков, требований целевой аудитории и необходимого набора рекреационных элементов, исходя из концепции конкретной зоны. В ряде регионов располагалось по несколько ОЭЗ туристско-рекреационного типа в непосредственной близости друг от друга, причем они имели схожий набор элементов инфраструктуры и во многом дублировали друг друга, что также негативно сказалось на популярности данных проектов. Основной же проблемой стали трудности в привлечении резидентов ОЭЗ для ведения инвестиционной деятельности, что обусловлено рядом законодательных и организационных ограничений, а также отсутствием четкости в системе дальнейшего продвижения и управления территориями ОЭЗ. В частности, потенциальные резиденты сталкивались с трудностями в получении кредитования из-за невозможности использования земли в качестве залога или отсутствия системы государственных гарантий для данных проектов.

Даниил Кириков, управляющий партнер Kirikov Group

– Российские особые экономические зоны так и не стали инструментом для развития определенных регионов. Связано это с тем, что они не являются привлекательными для инвесторов, хотя и имеют для этого все необходимое. Объясняется это как несовершенством законодательной базы, так и недостаточным урегулированием вопросов разделения полномочий региональных и федеральных органов власти в этой сфере. Усугубляет ситуацию и размер зон, так как эффективное управление больших территорий само по себе является проблемой. Контроль за использованием зон также находится на крайне низком уровне, что в итоге приводит к их неэффективности. Решить данные проблемы можно усовершенствованием законодательства в этой сфере, четким разграничением полномочий и обеспечением жесткого контроля за их управлением. Прозрачность процедур и гарантии результата привлекут инвесторов, что в свою очередь сделает особые экономические зоны более эффективными.

Особая экономическая зона является одним из эффективных инструментов, которые позволяют государству привлекать инвестиции в области национальной экономики Международное частное право: Учебник/Под общ.ред. И.П.Кожокаря, А.А. Ананьевой. - Саратов: издательский центр «Наука», 2014. - С.127 .

В настоящее время в науке не сложился единый понятийный аппарат к определению «Особых экономических зон» (далее - ОЭЗ). Существует более 20 наименований, схожих по значению, такие как: «специальная экономическая зона», «зона совместного предпринимательства», «зона экономического благоприятствования», «свободная зона», «зона свободной торговли», «свободная таможенная зона», «оффшорная зона» и т.д. Обусловлено это прежде всего тем, что в мире существуют огромное количество ОЭЗ, различающихся своей хозяйственной специализацией. Существующие определения охватывают отдельные виды зон, дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, например, в зависимости от основной задачи.

Шмонов Н.Н. определяет особую экономическую зону как часть национальной территории с целостной системой связей и отношений, на которой действуют особые льготные условия экономической деятельности для решения социально-экономических и научно технических задачШмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон / Н.Н. Шмонов. - Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. - С.144 .

Зименков Р.И. под свободной экономической зоной (далее - СЭЗ) понимает часть национального экономического пространства, где для резидентов и нерезидентов действует особый льготный хозяйственный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб пособия для студентов вузов, обучающихся по мировая экономика- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.223..

Как видно из определений Шмонова Н.Н. и Зименкова Р.И., главной задачей ОЭЗ является решение социально-экономических и научно-технических задач.

Однако некоторые ученые на первое место в определении ОЭЗ ставят привлечение инвестиций. Так, Дралин А.И., Михнева С.Г. определяют особую экономическую зону, как небольшую территорию государства, где важным считают привлечение инвестиций за счет развития производственной и деловой инфраструктурыСм.: Дралин А.И. Международные экономические отношения: учеб.пособие/ А.И. Дралин, С.Г.Михнева. - 2-е изд. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - С.162.. Схожее мнение имеют Ивченко В.В. и Самойлова Л.Б. По их мнению, свободные экономические зоны - это особые территории, которые предназначены служить местом вложения прямых иностранных инвестицийСм.: Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. - Калининград. Янтарный сказ, 1999. -С.167 .

Нельзя не согласиться с Рыбалкиным В.Е., который под свободной экономической зоной понимает часть территории страны с особым экономическим, правовым и административным режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и новых технологий, создание современных производств, работающих преимущественно на экспортСм.: Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.-7-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-С. 591.

Некоторые ученые выделяют особый вид СЭЗ - международные особые экономические зоны. «Характерной особенностью таких зон является объединение нескольких стран в торговые блоки, интеграционные группировки для активизации их внешнеэкономической деятельности. Примером такого рода является Европейский Союз (ЕС), прошедший за свою более чем сорокалетнюю историю основные ступени интеграционного процесса и решающий сегодня задачи введения единой евровалюты (евро). Значительные сдвиги произошли и в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле - НАФТА (NorthAmericanFreeTradeAgreement).

Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея намерены конкурировать с НАФТА путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных тарифов»Бетуган И.М. Свободные экономические зоны» международный опыт // Вестник ФА. - 1999. - №2. С.92..

Официально признанное понятие свободной экономической зоны дано в Международной конвенции по упрощению гармонизации таможенных процедур. «Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю» «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС «КонсультантПлюс» 2015..

Государства, в которых функционируют свободные экономические зоны, сами определяют понятие СЭЗ в своем законодательстве. Например, в законодательстве Латвийской республики под свободной зоной понимается территория лицензированных предприятий свободного порта и Управления порта. На территории свободной зоны ввезенные товары в отношении применения таможенных платежей и мероприятий торговой политики, приравниваются к находящимся за пределами таможенной территории Латвийской Республики Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Латвийской Республике // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_latvia.html.

В Республике Македония свободная экономическая зона - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные зоны в Республике Македония // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_makedonia.html.

В Великобритании под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне. Запрос об учреждении территории с режимом СЗ может подаваться любым физическим или юридическим лицом См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Великобритании // Электронный ресурс. URL:http://www.rosez.ru/zone_britain.html.

Исходя из определений, данных выше, можно выделить две характерные черты присущие ОЭЗ - территория и льготный режим. Однако, ОЭЗ характеризуется и иным чертами. Характерными чертами, относящимися к большинству ОЭЗ, являются:

Территориальность. ОЭЗ создается на территории страны принявшей решение о создание ОЭЗ. Территория ОЭЗ может находиться как на части страны, так и на территории страны в целом.

Особый режим хозяйственной деятельности. На данной территории действует особый, более льготный правовой и финансово-экономический режим по сравнению с хозяйственными и законодательными условиями, существующими в стране в целом. Преференциальный режим устанавливается как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей.

Локальность. Хоть ОЭЗ может находиться на территории страны целиком, в большинстве случаев ОЭЗ устанавливается лишь на определенной части страны. Данный признак означает ограниченность территории, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности. ОЭЗ являются обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется комплекс льгот и условий, не используемый на других территориях государства.

Контрастность. Инвестиционный климат в свободной экономической зоне должен существенно отличаться от такового на других территориях страны и иных государств.

Открытость. ОЭЗ не может и не должна изолироваться от окружающей среды. Работая на экономику в целом, она активно взаимодействует с ней по самому широкому числу каналов, выступая в качестве одного из важнейших каталитических факторов развития экономики региона.

Направленность. Функционирование ОЭЗ всегда имеет направленность, определяемую генеральной целью или системой целей.

Орган управления. В целях осуществления деятельности по созданию, развитию ОЭЗ и надзору за деятельностью в рамках ОЭЗ, создается специальный орган управления.

Несомненно, главным признаком ОЭЗ является наличие особого режима хозяйственной деятельности. Основными элементами, на формирование которых направлен режим особой зоны, обычно являются льготы по налогообложению резидентов зоны и установление для них облегченного таможенного режима. Льготы предоставляются на ограниченный срок. Так, в Индии он составляет пять лет, в Перу - пятнадцать.

Применение различных видов льгот и стимулов могут применяться в виде:

налоговые льготы - резидентам ОЭЗ предоставляются «налоговые каникулы», благодаря которым они освобождаются от уплаты в части или полностью различных налогов, таких, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость и т.д.;

таможенные (импорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от импортных пошлин на материалы, технику и т.д., которые будут использоваться для деятельности внутри ОЭЗ;

таможенные (экспорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от экспортных пошлин на произведенную внутри ОЭЗ продукцию;

финансовые стимулы - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки и т.д.;

административные стимулы - упрощенная процедура правового оформления создаваемых на территории зоны производственных объектов, упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, создание особого режима использования местной рабочей силы в соответствии с требованиями предпринимателей (приостановление действия минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, установление заработной платы на рыночной основе, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в общенациональные фонды социального обеспечения, запрет деятельности профсоюзов в пределах зон) и т.д.

Применение различных льгот далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность внутри страны, на которой расположена ОЭЗ, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, развитость промышленности в регионе, квалифицированная рабочая сила и наличие развитого жилого фонда, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых предметов, совместное участие представителей органов власти, бизнеса и государства в процессе разработки и реализации функционирования свободных экономических зон, четкое определение роли для различных типов зон участников-резидентов. Немаловажным фактором является наличие крупных международных развязок, которые позволяют устанавливать связь с международными рынками. Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны.

Цель создания особых экономических зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация.- 2006.- №4(20)..

В широком смысле в качестве цели создания особых зон часто декларируется интегрирование в мировое хозяйство через особые условия хозяйствования. В самом общем виде цели создания ОЭЗ могут быть определены следующим образом:

открыть экономические границы для иностранных инвестиций и/или новых технологий; особый экономический зона

активизировать экспортно-ориентированные производства за счет установления специальных, более привлекательных условий, чем в национальной экономике в целом;

привлечение высококвалифицированной рабочей силы.

В разных странах данные цели уточняются своей спецификой, определяемой особенностями движения товаров, капитала, рабочей силы, технологий и информации.

Успешный опыт функционирования зон показывает, что конкретизация целей их функционирования выходила за рамки подхода «затраты-результат», так как этот метод применим только для краткосрочного и среднесрочного периода. В этой связи цель создании ОЭЗ должна определяться, исходя из ее долгосрочного характера. Долгосрочность целей ОЭЗ обусловлена длительностью распространения и применения новых технологий, необходимых институциональными преобразованиями, строительством объектов инфраструктуры, преодолением негативных тенденций в экономике региона или страны в целом. Поэтому сроки достижения целей варьируются от нескольких лет до нескольких десятилетий (например, в России 49 лет), после чего деятельность зоны может быть пролонгирована.

Цели создания свободных экономических зон различны в каждом конкретном случае. Они могут различаться в зависимости от социальных, экономических и политических условий страны, в которых она находитсяКомарцева Л.В., Черкашин Я.И. Внешнеэкономическая деятельность в особой экономической зоне региона. // Проблема учета и финансов. -2013.- № 2 (10).- С 60.. В богатых странах, имеющих развитую экономику, ОЭЗ создаются в депрессивных регионахсо слабой инфраструктурой, которым свойствен высокий уровень безработицы. Привлечение иностранных инвестиций не является главной целью таких зон. Создавая в регионе ОЭЗ, правительство стараются создать условия, стимулирующие развитие инфраструктуры региона, проводят региональную политику, направленную на оживление мелкого и среднего бизнеса, улучшения качества рынка и создание новых рабочих мест, выравнивание межрегиональных различий. В развивающихся странах целью ОЭЗ является экономическое развитие за счет привлечения в экономику иностранного капитала, инновационных технологий, управленческого опыта.

Создание ОЭЗ позволяет решать не только приоритетные задачи в регионе, но также стратегические задачи, программы, проекты как государства в целом, так и прилегающих к ОЭЗ территорий.

Главной целью большинства ОЭЗ является привлечение иностранного капитала. Согласно ст. 3 ФЗ от 22.07.2005 N 116«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферыФедеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» 2015, ст.3..

«Аналогичные нормы содержатся в законодательстве об ОЭЗ других стран. Так, согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.

В секции второй Акта Правительства Республики Филиппины «Об ОЭЗ» 1995 года, посвященной государственной политике в области ОЭЗ, указывается, что государство осознает важную роль частного сектора, поощряет его развитие и стимулирует инвестиционные вложения.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г. № 2673-ХП «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования; активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью повышения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг; внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.»Колчеданцева Е.В. Понятие особой экономической зоны. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.- 2010.- №18 (124).- С.78..

Создавая свободные экономические зоны, государства преследуют экономические, социальные и научно технические цели.

Экономические цели:

привлечение иностранного и национального капитала с помощью стабильной законодательной базы, различных специальных экономических механизмов, которые включают в себя систему льгот и стимулов;

расширения экспорта национальных товаров, рационального импорта и создания условий для импортозамещения иностранных товаров, используя для этого преимущества международного рынка, международного географического разделения труда и международного обращения капитала;

ликвидация монополии внешней торговли с помощью предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ;

рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

ускорение развития отсталых регионов, устранение межрегиональных различий за счет концентрации в приделах зон ограниченных национальных ресурсов, привлечения новых средств;

повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет обучения, повышения квалификации работников, внедрения мирового опыта в различных сферах деятельности; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка, борьба с дефицитом товаров.

Научно-технические цели:

привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

ускорение инновационных и внедренческих процессов;

привлечение зарубежных ученых и специалистов;

повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Таким образом, следует сделать следующие выводы. Несмотря на официально закрепленное понятие свободных экономических зон, единый подход к его определению не сложился. К основным чертам, которые характеризуют ОЭЗ, следует отнести территориальность, особый режим хозяйственной деятельности, локальность, контрастность, открытость, направленность, орган управления. Цели создания ОЭЗ следует разделить на два направления - развитие внутренних регионов страны и общеэкономическое развитие.

1.1 Сущность ОЭЗ

Особые экономические зоны (ОЭЗ) во второй половине XX века становятся частью международных экономических отношений. Они представляют собой как фактор ускоренного экономического роста за счет международного товарооборота, инвестиций, интеграции экономических процессов. Таким образом, ОЭЗ - это некий рыночный способ, с помощью которого можно создать мощную экономику на территории той или иной страны.

Киотская конвенция 1973 года определяет особую экономическую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары находятся за пределами таможенной территории. Постепенно ОЭЗ получают широкое распространение во многих странах .

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно Ю.А. Сидоренко, доктору экономических наук, под ОЭЗ следует понимать часть национальной территории, имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей. На территории ОЭЗ, которую можно назвать в той или иной степени обособленной географической территорией, используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны.

Каждая страна имеет определенный уровень социально-экономического развития и стратегические народнохозяйственные планы, во многом именно от этого зависят цели и причины созданий ОЭЗ, которые в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция ОЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы.

В развивающихся странах ОЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, повышения квалификации рабочей силы. Для достижения цели создания ОЭЗ существует ряд задач, которые заключаются в стимулировании промышленного экспорта и получении на этой основе валютных средств, росте занятости, превращении зон в полигоны по внедрению новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. В РФ согласно ФЗ №116-ФЗ ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

По В.Г. Вишнякову целью создания ОЭЗ на территории РФ является развитие производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, стимулирования развития наукоемких производств, внедрения новейших технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.

ОЭЗ рассматриваются учредителями как возможность в реализации принципов открытой экономики, что связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика ОЭЗ открыта внешнему миру, а налоговый и таможенный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование ОЭЗ может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот получила название «налоговой революции». ОЭЗ фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

Понятие и виды особых экономических зон

Особая экономическая зона-это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» существуют зоны 4 типов: промышленно- производственные, технико- внедренческие, туристско- рекреационные и портовые.

Промышленно- производственные зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 квадратных километров.

Технико- внедренческие особые экономические зоны образуются на территории не более двух участков, площадь которых не превышает 3 километров.

Туристско-рекреационные и портовые зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Так, портовые зоны могут включать не более 50 квадратных километров и создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, аэропортов, открытых для приёма и отправки международных самолётов, а также на территориях, предназначенных для строительства морского, речного портов, аэропортов.

Только туристско-рекреационная и портовая особые экономические зоны могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Объекты жилищного фонда располагаются только в туристско- рекреационных зонах.

На территории особой экономической зоны не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, переработка, производство и переработка подакцизных товаров.

Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие туризма и санаторно- курортной сферы.

На сегодняшний день существуют 2 промышленно- производственные особые экономические зоны: в Липецкой области и в Республике Татарстан. Управление этими зонами осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы, а также наблюдательный совет особой экономической зоны.

Технико –внедренческие зоны есть в Санкт- Петербурге, в Зеленоградском административном округе г. Москвы, в Дубне и в Томске.

Туристско –рекреационные располагаются в Калининградской области, в Краснодарском крае, в Савропольском крае, в Алтайском крае, в Республике Алтай, Бурятия, в Иркутской области.

Создание ОЭЗ

Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, которое затем издаёт постановление. Отбор заявок на создание зон одного типа осуществляется на основе конкурсного набора.

Решение о проведении конкурса принимает Министерство экономического развития и торговли, утверждает его результаты и конкурсную документацию. Также оно организует конкурс по каждому типу особой экономической зоны отдельно. Затем Федеральное агентство по управлению ОЭЗ проводит отбор заявок. Для осуществления конкурсных процедур образуются комиссии по каждому типу зоны.

Претендентами на участие в конкурсе являются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов совместно с исполнительно- распорядительными органами муниципальных образований, которые были допущены комиссиями к конкурсному отбору. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением заявок, несут сами представители.

Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которых создаётся ОЭЗ, в течение тридцати дней с момента принятия правительством решения об образовании зоны заключают соглашение. В нём оговариваются объём и сроки финансирования создания инфраструктур зоны за счёт федерального, местного бюджета или бюджета субъекта, план обустройства и оснащения зоны, порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, порядок формирования наблюдательного совета и т. д.

Резиденты

Резидентом зоны является коммерческая организация, за исключением унитарной, зарегистрированная на территории муниципального образования, в котором расположена особая экономическая зона, и заключившая соглашение с исполнительными органами о ведении промышленно- производственной деятельности.

Акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения. Лишь акты законодательства РФ о налогах и сборах, касающиеся подакцизных товаров, применяются в отношении резидентов.

Таможенное регулирование в ОЭЗ

Территория особых экономических зон-это зона свободной таможни. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, без запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Налоговое регулирование в ОЭЗ

Резиденты особых экономических зон пользуются налоговыми льготами. Так, например, резиденты промышленно-производственной экономической зоны освобождаются на 10 лет от транспортного налога, налога на имущество и земельного налога в Татарстане и на 5 лет в Липецкой области. В обеих налог на прибыль составляет 20%.

В технико - внедренческой экономической зоне можно признать расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в размере фактических затрат в том отчётном периоде, в котором они были произведены. Изменены ставки единого социального налога и введена регрессивная шкала. Налог на прибыль составляет 13,5%. Резиденты освобождаются от уплаты налога на транспорт, на землю и на имущество на 5 лет.

В туристско- рекреационной особой экономической зоне организации не выплачивают налог на имущество, земельный налог в течение 5 лет. Применяется в отношении основных средств к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Акты законодательства РФ о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Арендная плата за земельные участки составляет не более 2% их кадастровой стоимости в год.

Пошлины и налоги для резидентов портовой зоны не могут быть менее 10 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей товарами или минеральным сырьём; не менее 30 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей любыми товарами, включая подакцизные товары или минеральное сырьё; 2,5 миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности. При строительстве объектов порта минимальные инвестиционные вложения составляют не менее 100 миллионов евро, 50 миллионов евро при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта, не менее 3 миллионов при реконструкции старого.

К территориям с особым экономическим статусом относятся:

  • Свободные экономические зоны; (см. Лекция №2)

· Особые экономические зоны , которые создаются с целью обеспечения диверсификации экономики и государственной поддержке инновационной деятельности посредством развития перерабатывающего производства и наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных как на внутреннем рынке Российской Федерации, так и на мировых рынках. Под особой экономической зоной предлагается понимать часть территории Российской Федерации, в пределах которой в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны.

Выделяют следующие типы особых экономических зон.

Проект федерального закона предусматривает создание двух типов ОЭЗ :
промышленно-производственные;
технико-внедренческие.

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры, предшествующее началу функционирования ОЭЗ, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.
Предусматривается создание промышленно- производственных зон на территории с площадью не более 10 кв. км, технико-внедренческих - на территории с площадью не более 1 кв. км. При этом территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. В тоже время ОЭЗ могут размещаться одновременно на территориях нескольких таких образований, в том числе, двух или более субъектов Российской Федерации.
Предусматривается особенность создания технико-внедренческих зон, связанная с формированием их на отдельных участках территорий либо на участках территорий промышленно - производственных зон или участках территорий, сопряженных с территориями, занимаемыми высшими учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов в области технических, точных или естественных наук, и (или) научно-исследовательскими институтами аналогичного профиля.
Например, объявлено о создании технико-внедренческой зоны на базе новосибирского Академгородка. Планируется, что резиденты технико-внедренческой центра получат ряд льгот, и итогом их работы должно стать создание в течение 2-3 лет до 500 новых малых и средних фирм с объемом производства 3-4 млрд дол в год. В Нижегородской области планируется создать особую внедренческую зону на базе существующих технопарков.

· оффшорные зоны; Из мировой практики известно, что данная форма используется для привлечения финансового капитала, как правило, островными государствами или на островах и особой юрисдикцией. Регистрируемые в оффшорных зонах фирмы свою основную деятельность в большинстве случаев осуществляют в других регионах. Главным экономическим стимулом оффшоров являются низкие налоги. В России единственная оффшорная зона, созданная по специальному ФЗ в 1996 г – Ингушетия.

· Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО ) – особая форма территориальной организации, регулируемая Законом РФ, действует в городах и поселках оборонного и атомно-промышленного профиля (в них находятся объекты Министерства обороны и Министерства по атомной энергетике). Особый режим ЗАТО соединяет требования секретности (закрытости), финансирования их деятельности и социальной поддержки проживающего населения.

ЗАТО имеет орган местного самоуправления и считается самостоятельной административно-территориальной единицей, причем его границы могут и не совпадать с границами краев, областей, районов. Ряд функций ЗАТО исключен из ведения субъектов РФ и передан непосредственно федеральному центру.

· Наукограды – эта форма территориальной организации в России совсем недавно приобрела правовой статус (соответствующий ФЗ вступил в силу в апреле 1999).

Наукоград – муниципальное образование с градообразующим научно-производственнм комплексом, который объединяет организации, ведущие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения федеральной целевой программы развития наукограда. В соответствии с утвержденной программой осуществляется государственная поддержка наукограда.

В настоящее время в число наукоградов России включают 65 городских и сельских поселений с высокой концентрацией научного потенциала, в которых проживает более 3 млн. чел. Они расположены на территориях 20 субъектов Российской Федерации, в том числе в Московской области находится 28 наукоградов, в Свердловской и Челябинской - по 4, в Нижегородской и Новосибирской - по 3, Тверской, Ярославской, Ленинградской и Красноярском крае - по 2, в 12 субъектах Российской Федерации (Томская, Владимирская, Ульяновская, Пензенская, Калужская и др.) - по 1; 13 наукоградов являются закрытыми административно-территориальными образованиями.

По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные. Типичный пример монопрофильного наукограда - Оболенск, социально и инфраструктурно обеспечивающий один Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести Протвино, Кольцово, Краснознаменск, Белоозерский, Менделеево, Снежинск, Реутов. Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Это, например, Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля; Черноголовка - научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики; моно ориентированными являются также Королев, Юбилейный, Краснообск, Трехгорный.

Наиболее характерный пример комплексного наукограда - Дубна, где, кроме Объединенного института ядерных исследований, имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому же типу относятся Климовск, Железнодорожный, Долгопрудный. Крупным комплексным наукоградом, несомненно, является Обнинск.

  • Особые зоны рекреационного и туристского бизнеса
  • Особые зоны игорного и игрового бизнеса.

Лекция №9.

Тема: Экономический механизм регулирования территориального и регионального развития.

Вопросы лекции:

Рекомендуем почитать

Наверх