Современное язычество. Трудно быть русским. Россия и новое язычество. Смотреть что такое «Язычество в России» в других словарях

Своими руками 02.10.2021
Своими руками

Часто православным христианам приходится сталкиваться с так называемыми язычниками. Что это? Кем являются на практике современные язычники? На чём базируют свою веру? Попытаемся поразмышлять на эти темы с известным спортсменом, православным христианином Андреем Кочергиным, президентом союза боевого карате IUKKK.
Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.

1. Андрей, как произошло ваше первое знакомство с современными язычниками?
- крайне забавно, я иду по набережной напротив Петропавловки и вдруг мне на встречу попадается мужик плотного сложения в каких то дерматиновых сапогах, с бубном и со шкурой собаки на голове, сзади шла стайка явных студентов с важными лицами… Толкинисты, — подумал я, интересно, а пузатый то на чем торчит, что его так плющит? Через пару лет в начале нулевых, я вдруг всерьез услышал о том, что эти «артисты народной самодеятельности» уже не клоуны, а трагики, они уже что-то там возродили и активно тюнингуют то, что эксгумировали. Опять поулыбался и подумал: «чем бы дитё не тешилось, лишь бы не оторвало.»

2. Какое у вас сложилось впечатление о современных язычниках после общения с ними? Они искренне верят в то, что утверждают или это всё форма игры на публику?
- следует определится: верят во что? Потому что я так и не добился в многочисленных диалогах и диспутах, — что есть содержание «веры» современных псевдоязычников, они сбивчиво бормочут, что-то там, про «род», не зная имени своего прадеда, про живую природу и ни слова, как именно жертвы идолам приносить, какие боги и за что отвечают в их представлении, они разнятся даже в количестве, так называемых богов и не разнятся только в одном, в животной ненависти к Православию. А вот тут есть два очень важных замечания:
а) поразительным образом, псевдоязычники приводят скандальные места из Ветхого завета, цитируя их на современном Русском языке, причем набор для цитирования поразительно типичен. То есть с учетом оперативных данных, финансирование «неоязыческой волны» происходит из некого зарубежного центра по борьбе с Русским самосознанием, где помимо именно финансового содержания готовятся именно тезисные материалы опирающиеся на протестанскую литературу, что вполне понятно, всилу дремучей духовной неграмотности предполагаемого «сырья для обработки». То есть искатели древних корней, брезгуют древним, церковно-славянским языком и не брезгуют данными от тоталитарных сект.
… Воевать с Русскими бесполезно, мы поняли это за сотни лет истории, но стоит им привить ложные ценности и они уничтожат сами себя!(с) Бисмарк
б) не имея собственного канонического представления о своих верованиях, они стыдливо заменяют их в диспутах на веру в силы природы и некое родовое мировоззрение, подменяя религиозную составляющую на природоохранную, превращаясь в аналог «зеленого патруля» посещающего сходки воинствующих атеистов (были такие при СССР)
Ничего объединяющего, кроме критики и ненависти к Православию у псевдоязычников нет, уверен в этом совершенно. Каждый нео-волхв, затягивает свою волынку и лепит такие перлы, что для образованного человека даже слушать это как то неловко, просто «детский Зад» какой -то…
Итого: современное псевдоязычество, это новая формация воинствующего атеизма, закамуфлированного под сектанские формации разной направленности.

3. Насколько неоязычники критично подходят к источникам, на которых строят своё мировоззрение? Насколько эти источники серьёзны по вашему мнению?
- псевдоязычники не имеют источников старше 10 лет от роду. Все упоминания о неких таинственных Ведах, Летописях и Велесовой книги, не выдерживают критики всилу фактического отсутствия последних в природе, более того, поражает даже не упоминание об этих мифических источниках, а точная информация о переводчика и толкователи их. Вопрос: Кто их переводил, с какого именно языка, с какой именно письменности и кто именно толковал их содержание? Ставит псевдоязычников в тотальный тупик…

4. Кем неоязычники считают себя и кем, на ваш взгляд, являются на практике? Нарисуйте психологический, интеллектуальный, нравственный портреты среднего неоязычника.
- псевдоязычники это представители самой подвижной части социума, те самые «массы» которые считают улицу своей территорией, — ранее это называлось люмпен пролетариат. Именно из их среды выходят футбольные фанаты, уличная преступность, но если касаться именно языческих закосов, то это и есть идеалогическая основа для российских гитлерюгенд, то есть неофашиствующих группировок, для которых Православие и сионизм — это одно и то же.
Еще раз уточню, кроме ненависти к Православию в данных воззрениях нет ничего, а значит носители данных воззрений исповедуют религию ненависти.

5. Как неоязычники относятся к христианству, они его знают?
Как к объекту тотальной критики, уже говорил выше об этом. Их знания сводятся к набору, кем-то подобранных формулировок, вырванных из контекста и набору провокационных вопросов по этим формулировкам. То есть именно так зомбируют «паству» протестанты-харизматы… Так что источник «знаний» понятен. Все что угодно, лишь бы убить Православие в России

6. Какие обвинения в адрес христианства вам приходилось выслушивать от неоязычников, как вы отвечали на эти обвинения?
- как уже говорил, все обвинения в адрес Православия крайне типичны, а именно:
а) «Христианство придумали евреи, чтобы захватить мир и управлять им из-за кулис»(с)
Позвольте, но именно иудеи распяли Христа и именно им он сказал: …Прости их Отец Небесный, ибо не ведают, что творят!(с) После чего Иудея была разбросана Богом по миру за это преступление против Бога, именно иудеи, взявшие власть в октябре 17-го первым делом стали взрывать храмы, физически уничтожая духовенство, или кто-то не в курсе этнической и религиозной принадлежности верхушки большевизма?
Возможно кто-то не в курсе решений Первых Вселенских соборов связанных с отношением к иудеям? Кто-то не в курсе, чем в большей степени занималась инквизиция в Европе и почему в Православной России была черта оседлости?
Я не готов комментировать эти меры, всего лишь уточняю многовековую борьбу народа убившего нашего Бога с Церковью Его и реакцию Православия на эту борьбу!
в) «…если Ветхий Завет это неотъемлемая часть Святого Писания, то там черным по белому и неоднократно говорится о том, что оно написано для сынов Израиля, то есть иудеев… Но ни как не для славян»(с)
Да именно так и написано. А теперь найдите в Святом Писание слово «Христианин»?
Не нашли? Вот же как странно… Спаситель видимо не ввел этот термин при жизни и оперировал общим понятием, тем не менее говоря о Новом Завете, как о вершине всего Святого Писания и именно мы, дети Нового Завета, Православные, принявшие картину построения мира от Ветхого Завета и принявшие религию Любви от Завета Нового. В Ветхом Завете, Бог «наводит порядок во вселенной», в Новом Завете он дарит нам источник вечной жизни и именно жертвенную Любовь, когда жизнь отданная за ненавидящих тебя людей не слишком высокая плата, за истинную Веру!
Что и где в Новом завете может вызвать разночтения или непонимание, возможно я глуп, но я не нашел таких мест, более умным и лукавым и в надвигающемся дожде видится заговор мирового сионизма.
в) «…как быть с щеками? Это ли не религия слюнтяев и именно рабов?»(с)
Все Святое писание написано о главной битве в жизни человека — сражению с грехом на поле боя собственной Души, когда Ваша воля или тянет Вас в безду порока и греха или соединяется с Волей Бога, делая Вас богом…
Так вот готовность подставить щеку под удар судьбы это мужество принятия ударов порочного мира на Вашей груди! Более того эта фраза — полный аналог иудейских «ока за ока, зуб за зуб» перекочевавших в Коран. Чем не ярчайшее отличие от иудейских зверств? Мы воины Христовы, убивая врага на поле боя не испытывает ненависти и сладострастия, отрезающий уши трупу, поклоняется сатане… Мы же скорбим о участи наших врагов, но никогда не уподобимся животным с оружием в руках и сатанинским блеском глаз и клыков. Не уподобимся! Но помним слова Афанасия Великого: … Убийство врага на поле боя, есть проявление доблести и чести!(с)
г) «…но вы же рабы, вы сами это говорите, а у наших богов рабов нет и они меня в рабство не взяли»(с)
Отвечу ссылкой



7. Как неоязычники относятся к спорту? Можно ли утверждать, что неоязычество способствует развитию спортивных достижений?
- если считать что неоязычники это как правило правые радикалы, то без хорошей физической формы им не обойтись, эти ребята реально заняты контактными видами, силовой подготовкой, вот только нельзя жить с ненавистью в сердце, она его сожрет. По этому мы говорим — сильные люди, — добрые люди! Люди стремящиеся свою силу показать как фигу под нос всему миру, слабы… И ничего тут не поделаешь. Те же исламские маджахеды презрительно бросают в сторону Русских:
- мы сражаемся за Аллаха, а вы за падших женщин, водку и деньги (с)
Не имея истинной, истовой Веры в сердце, а имея лишь какие то там мировоззренческие обрывки в голове, отдать свою жизнь за свои убеждения будет крайне сложно. А Евгений Радионов уже просиял как Воин Христов, как пример Русского Солдата, не вставшего на колени перед врагом! Аллилуйя!

8. Как бы вы могли рекомендовать православным христианам общаться с неоязычниками?
… Православие не борется с иными верованиями, то есть нас не интересует во что и как веруют сектанты, псевдоязычники или иудеи, мы категорически не приемлим греха или хулу на Бога… Если этого нет, то не вижу ни каких ограничений в общении с кем угодно, почему нет?

9. Что, на ваш взгляд, собою представляет неоязыческое движение, каковы причины его появления, какие перспективы его развития в России вы видите?
- чуть не так.
Появление феномена гитлеризма в России объясняется очень просто. Эта крайне привлекательная для молодежи форма социального протеста коренного населения против агрессивно настроенных мигрантов, а значит любой неоязычник-неонацист, это человек, которого не нужно зазывать на улицу для выражения его протеста, он туда выскочит при первой возможности и … Окрасит своим присутствием и «зигами» все в коричневый цвет… Что даст право западным СМИ верещать о гуманитарной катастрофе и коричневом метяже в России… Вводим войска НАТО, … Как вводили их в Косово. Вот и не нужно с нами воевать, разделим страну на протектораты, посадим марионеток и готов неоколониализм в действии, а мы рабы победителей, спасибо невольным провокаторам со свастиками

10. Что бы Вы хотели сказать язычникам на последок?
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели читать книги на незнакомом языке. Если Вы реально хотите разобраться в Святом Писании, то найдите старца-духовника, который по-отечески разъяснит Вам все сложные для понимания позиции, потому для толкования Святого Писания создана целая наука Теология, которая скоро 2000 лет изучает не большую по размерам книгу и находит столь поразительным откровения что диву даешься глубине этого источника.
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели написать какие то книги… Так отчего Вы решили, что не имея на руках даже микроскопических источников, Вы праве выдумать собственно язычество? Почему Вы избегаете разговоров о процессе жертвоприношений и «каноническом виде» вкапываемых болванов для поклонения? Почему каждый Ваш «волхв» это либо бывший сотрудник КГБ или секретарь комсомольской организации? Проверьте меня, удивитесь проверке… Нет ни каких язычников, есть вполне продуманная провокация воинствующих атеистов, желающих опорочить само понятие Патриотизма!
P. S. Как именно я отношусь к неофашистам? …Я отношусь к ним более хорошо, чем к любителям пива и слюнтяям из «интернет недоносков», потому так называемые язычники очевидно ошибаются во многих вещах, но делают это искренне и реально пытаются делать хоть что-то, любая ошибка в итоге будет выявлена и уверен, позиция изменится! Но эти ребята уже неравнодушны! Уже дееспособны, а значит они идут пока ложной дорогой, но идут! А не тонут в болоте лени, пьянства и ущербности нового мира… Верую, Господь поправить и направит. Мы Русские, а значит мы победим! (с)


Язычество и его формы в современном миреинтересный вопрос, исследуемый многими религиоведами и теологами по всему свету. Как так вышло, что язычество не отошло в историю, а продолжает существовать? Видимо, всему виной его закоренелая мифологическая традиция, от которой невозможно избавиться, так как генетическая и историческая память народа довольно сильны.

Любая языческая религия базируется на основной категории – категории рода, благодаря чему также продолжает существовать. В каждой семье и в каждом роде традиции и религия передаются по наследству, поэтому продолжают существовать испокон веков и по сей день. Любые действие, мысли и желания человека должны расцениваться исключительно в контексте его родства с семьей и всеми людьми-братьями на земле, а также в контексте его взаимоотношений с окружающей его природой и ее одухотворенными частями.

Традиционно большинство языческих религий ограничиваются одной нацией или одним народом, который мыслится в качестве надродовой структуры, имеющей главенствующее значение. Большинство ученых и исследователей предполагают, что со временем и процессами глобализации в мире нивелируются такие понятия, как нация или этнос. Вследствие этого произойдет вымирание этнических религий в рамках язычества. Но пока этого не произошло, несмотря на все перемены в общественной жизни большинства языческих народов.

По мнению меньшинства, предположительно процессы глобализации наоборот – подстегивают языческие религии к развитию в современном мире. Некоторые язычники стараются оставаться староверами и отчаянно противостоят глобализации, некоторые же наоборот – изо всех сил помогают этому процессу и стремятся принять в нем участие. Так или иначе, и те, и другие помогают сохранить язычество, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь основой для любой языческой религии является ее традиция, то есть, тот набор установок и моделей поведения, которые помогают человеку адаптироваться и гармонично существовать в этом мире. Но традиция не является тождественной культуре народа, так как она не такая явная и предпочитает быть скрытой от любопытных глаз. Таким образом, язычники считают свою традицию расположенной над всем, а это значит, что к ней можно относиться как в реставрационном духе, так и в духе инноваций и нововведений.

В подтверждение предыдущим мыслям достаточно привести в пример современную Японию или страны Западной Европы, которые довольно либерально относятся к своей религии и даже наличию нескольких религий – монотеистических и языческих. Что же касается Восточной Европы и нашей страны в частности, то здесь пока что преобладают националистические консервативные тенденции, не позволяющие религии языческой выделиться из общего православного пласта и стать более податливой к переменам. Поэтому на данной территории продолжает существовать православная монотеистическая религия с отчетливыми элементами язычества и поклонения силам природы. Чего только стоят ежегодные празднования Масленицы или Ивана Купала. Язычеству на Руси требовалось время, оно ему требуется и сейчас.

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. "Вера наших великих предков — правая!" — говорят современные язычники. Сколько их в России — трудно сказать, ведь родноверы, как они себя сами называют, проводят свои ритуалы вдали от людских глаз. Корреспонденту РИА Новости удалось побывать на одном из таких обрядов и выяснить, почему некоторые россияне поклоняются идолам.

"Гой еси!"

В будние дни Вадим Казаков — главный инженер одной из крупных компаний. А во время языческих праздников — жрец Союза славянских общин славянской родной веры.

Вадим ведет единоверцев к месту проведения обряда, который называется "славлением богов и духов природы". В центре небольшой поляны на окраине леса аккуратно уложены бревна. Сейчас у родноверов Масленица, или, как они ее называют, Комоедица. В дохристианский период зиму провожали в день весеннего равноденствия — подносили богам блины, а первый блин, как известно, комом.

Современные язычники, преимущественно живущие в крупных городах, отмечают Комоедицу в ближайшие после весеннего равноденствия выходные. "Кого только нет в наших рядах — топ-менеджеры известных фирм, спецназовцы, фээсбэшники. Правда, не все они любят афишировать свое вероисповедание", — говорит Казаков.

Славление проходит в полной тишине, даже фотографировать нельзя. А еще нельзя покидать пределы капища и ходить вокруг него против движения солнца. Члены общины за этим бдительно следят, чуть что не так — строгое замечание. Молчание нарушают лишь возгласы жрецов и верующих. Над поляной разносятся троекратные "Чур!" и "Гой!". Каждое обрядовое действие заканчивается дружным возгласом.

— Слава богам! — заводит жрец толпу.

— Слава! — отвечают ему собравшиеся, вскидывая правые руки вперед и вверх.

Затем выкрикивают еще два славления — предкам и победе. Могут еще славить род, русский народ и славян. Причем под последним понимается нечто большее, чем просто этнос. "Если человек пьет и курит, то какой он тогда славянин! Он не имеет права так именоваться", — рассуждает Ладомир.

Язычником он стал пять лет назад. До этого религией особо не интересовался, "разве что читал Библию, но там ничего для себя не нашел". С родноверием его познакомил друг. "Он мне много рассказывал про это, а потом посоветовал залезть в интернет и все прочитать самому", — вспоминает он.

Истины из интернета

Современные родноверческие организации религиоведы называют неоязыческими: они были созданы в основном в 90-е годы и не имеют исторической связи с верованиями дохристианской Руси. Но именно их воссоздание отличает родноверов от других направлений неоязычества.

"К родноверию я пришел еще в детстве. Читал про Перуна, Сварога, мне это все понравилось. А в 1993 году появилась наша община. Тогда она состояла всего из трех человек. Мы вообще думали в тот момент, что являемся единственными в России, — мол, конец XX века, какие язычники! А оказалось, нас таких десятки, если не сотни тысяч", — уверяет жрец Вадим Казаков.

Увлечение россиян язычеством привело к созданию в 1998 году Союза славянских общин славянской родной веры, первой в стране организации такого толка. Правда, Казаков жалуется, что многие считают их сектантами.

"В той же Церкви нас не все любят. Наверное, все дело в конкуренции. А ведь Русская церковь немало переняла из язычества", — уверен он.

Современные язычники в разговорах постоянно апеллируют либо к "родным традициям", либо к информации в интернете. Вадим Казаков, например, убеждая меня в том, что родноверов с каждым годом становится все больше, ссылается на число подписчиков на языческие группы в соцсетях. Правда, тут же оговаривается, что "конечно, там могут состоять и просто интересующиеся".

Игра в религию

Москвичка Арина Пономарева — одна из старейшин общины "Остров вятичей". Здесь, как во многих родноверческих организациях, постоянно подчеркивают свою уникальность и "правильность" совершаемых ритуалов.

"Много обрядовых действ родилось из практики", — рассказывает Пономарева. Они тоже проводят свои обряды в лесах — в основном в Московской и Владимирской областях. Капище должно быть устроено по особым правилами, поэтому место под него выбирают очень тщательно.

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

"У нас есть поляны, где установлены изваяния — священные кумиры. Рядом есть площадка для игр и общения. На летних выездах — обязательно река, если это Купала, день Перуна или Русалии. Обряд в честь Перуна или Сварога правильно проводить на возвышенном месте, кумир Велеса, наоборот, установлен в низине у ручья. А Макошь или Ладу принято чествовать в светлой березовой роще", — объясняет родноверка.

Лично для нее родноверие — скорее традиция, а не религия в полном смысле этого слова. Ей до сих пор трудно объяснить, почему она подалась в язычество.

"Лет десять тому назад на Урале и в Подмосковье группы энтузиастов проводили обряды, зажигали костры, произносили торжественные славы. Это было очень красиво и значимо. Стала помогать, больше узнавать, читать, практиковать и со временем смогла стать в центре круга родноверов как организатор праздников и обрядов", — делится она.

Скандальная тризна

Впрочем, не все у язычников гладко. То один подаст на другого в суд "за оскорбление религиозных чувств", то кто-то совершит какую-нибудь шокирующую выходку. В начале марта в соцсетях активно стали обсуждать поступок язычника Родостава Добровольского, который похоронил своего единоверца, как он выразился, по древнерусскому обычаю: сжег тело на костре. У многих возник резонный вопрос: а законно ли это?

Одни юристы посчитали, что это нарушение федерального закона "О погребении и похоронном деле", по которому сожжение тела можно проводить только в крематории. Другие отмечают , что такой вид похорон вообще "не укладывается ни в какие рамки законодательства".

Добровольский же утверждает, что умерший сам завещал сжечь его тело. И теперь Родостав призывает всех единоверцев составлять такие завещания, чтобы у общины потом не было проблем.

Сколько их?

В России множество родноверческих организаций, поэтому посчитать число их последователей на самом деле нереально. К тому же среди язычников немало разногласий по поводу того, как кого называть, отмечает религиовед Алексей Гайдуков.

"Родноверие как раз относится к этническим формам неоязычества. Еще есть современные колдовские традиции — викка например. Есть системы, связанные с неодруидизмом, неокельтикой, неоскандинавской традицией", — отмечает специалист.

"Можно выделить национал-патриотов, природно-экологическое направление и реконструкторов с ролевиками, которые чаще всего являются увлеченными историками. Сейчас националисты если себе позволяют что-то говорить, то их свобода ограничивается по закону", — добавляет он.

Некоторые неоязыческие организации фигурируют в списке запрещенных на территории России. Под запрет время от времени попадают и книги по этой тематике.

Возможно, из-за этого почти каждый язычник в разговоре обязательно упомянет, что даже в их среде есть сектанты, которые "имитируют веру предков". А кто из них действительно следует существовавшим до Крещения Руси обычаям, на самом деле не знает никто.

Глубокий обзор языческих, то есть традиционных народных и природных верований, представляет более чем серьезную задачу для религиоведения.
Разнообразие мнений, течений, стремительно меняющаяся ситуация в этой области делают такое исследование весьма затруднительным. Дело осложняется тем, что в нашей стране (как и в любой другой, впрочем) вопросы вероисповедания людей напрямую связаны с политическими, экономичеcкими, а порой и криминальными интересами "серьезных" организаций. Слово "серьезный" взято здесь в кавычки, потому что всегда, на протяжении всей истории человечества духовная жизнь людей становится поводом для борьбы за власть и влияние.
Один из ответов, которые мы можем этому противопоставить - организация общинной жизни в условиях общей открытости, естественного общения, бескорыстного служения каждого Родной Земле и своему народу в меру сил и способностей.
Возможно, те препятствия, которые создаются государственными органами и церквями против усилий возродить природные верования нашего народа, имеют и некоторые полезные свойства: пока нам легко отличать по-настоящему духовно близких людей и избегать чуждых явлений.

Тем не менее потребность в более широком объединении единомышленников для возрождения коренных природных верований тоже существует, и с этой целью в начале 2002 г. сформировалось неформальное общественное движение "Круг Языческой Традиции".

К сожалению, оно способствовало не только объединению язычников, но и возникновению разногласий в организационных и идеологических вопросах И прежде всего с людьми, для которых восстановление народных традиций связано с противостоянием интересам других народов - как с обязательным, необходимым проявлением патриотизма.
Такое разделение было необходимо. Ведь при полном отсутствии границ здоровые национальные и патриотические чувство легко переходят в фобии, немотированные проявления агрессии, и т.д., что легко и охотно используется врагами язычества. А что враги и противники есть, знают все, вот только борьбу с ними преимущественно следует вести на правовом поле, в области этических понятий, научной дискуссии. Всякие другие действия порой становятся провокацией, идут на пользу тем, против кого они якобы направлены.
Например, известный большинству язычников исследователь иудаизма и "неоязычества" Шнирельман ухитряется одновременно быть идеологом сионизма, аналитиком РПЦ и сотрудником государственного научного учреждения, занимаясь по своим должностным обязанностям предотвращением межэтнических конфликтов.
В результате появляется тенденциозное исследование, проводятся международные конференции по современному язычеству в России, без участия представителей такового. Делаются "глубоко научные" выводы:
?- язычники в России не следуют никакой духовной традиции, они занимаются исключительно чтением антинаучной фантастики;
- среди языческих организаций преобладают вредные тоталитарные секты;
- все язычники - антисемиты;
- следует активно помогать РПЦ в "разоблачении" язычества, чтобы предотвратить явления антисемитизма.?

В этой обстановке появление серьезного объединения множества общин в Москве и регионах, такого, как новообразовавшийся Круг, объявление им требования действовать с уважением к традициям всех народов, не допускать проявлений экстремизма, не объявлять своим врагом никого, кто сам не развязывает вражду - серьезно взволновало национал-шовинистов любого происхождения. Мы всерьез претендуем на то, чтобы помешать им играть в их любимую RPGшку и получать на это совсем нешуточное финансирование.

А уж серьезному исследованию, кому и зачем эти "игры" действительно нужны, вообще не место на ресурсе, посвященном духовной жизни.

Как же обстоит дело с языческой духовной традицией в России, в реальности?

Действительно, трудно в полной мере восстановить то, что было связано с традицией именно русского народа, который в течение почти тысячи лет отождествлялся с христианским вероисповеданием. Но даже объективных научных данных хватает, чтобы восстановить некоторые важные черты традиционных культов, восполнив все остальное живым контактом с духовным миром в процессе самих обрядов (только неверующие могут говорить о религии как о чисто внешней форме).

Но богатейший материал дает нам и живая, сохранная традиция тысяч язычников, проживающих в различных регионах России и бывшего СССР. Вопреки публикуемым недобросовестным исследованиям, эта традиция никогда не прерывалась, и она продолжает существовать в традиционных сельских и новых городских общинах.
Материалы на эту тему будут регулярно публиковаться на нашем сайте.

Более того: многие люди, приходящие в наши объединения, помнят, что их бабушки, другие родные обладали какими-то особыми способностями и знаниями, соблюдали правила поведения, свойственные посвященным. И у самих этих людей начинают проявляться некоторые способности, которым находится применение и в обычной жизни.
Посвященные живут среди нас, и мы сами всегда имеем возможность открыть в себе сей глубокий поток.
Кратчайший путь к этому - серьезно задуматься о жизни мира и природы, обратиться к семейному преданию и истории своей страны. Глубокие, честные, искренние мысли об этом приводят человека к пониманию своего пути.

РОССИЯ НИКОГДА НЕ БЫЛА ДО КОНЦА КРЕЩЕНА.

Не случилось этого за 900 лет православного владычества, тем более не случится и сегодня. Каждый из нас вправе искать истину, полагаясь на собственную совесть и разумение.

Интересную информацию о древнем и современном язычестве можно получить на сайтах

Языческие, родноверческие общины и творческие проекты

Этот раздел содержит далеко не полную коллекцию ссылок, за которой не стоит ни "тенденции", ни какого-то нового объединения.

: Кольцо языческих ресурсов -Дажьбоговы Внуци

СВИТОК - обычаи, быт и Древняя Вера Славян

РОДНОВЕРИЕ - Исконная Вера и традиция славян и русов

Вестник родноверов Урала и Приуралья "Колокрес" .

Курганская славянская община "Пламя Сварги"

. Страница нового языческого фольклора и эпоса

Культ Богини - ведовскаяи викканская традиции, идеология феминизма и матриакратии

Наши ссылки и баннеры

Международные языческие организации и ресурсы

World Congress of Ethnic Religions - Всемирный Конгресс этнических религий (штаб-квартира в Литве)

Наши публикации о современном язычестве и традиционализме

Георгис Д., Зобнина С. "Веда Земли-Матери - путь к Экологическому Возрождению " Доклад был зачитан Православом на Всемирном когрессе этнических и природных верований (WCER) в Литве в августе 2003."

С развалом Советского Союза термин "язычество" у нас стал приобретать всё большую и большую популярность. Самым большим скачком популярности стали последние 5-8 лет, - годы стремительного развития интернет-технологий, и интернет-ресурсов. Появилось множество людей, которые стали называть себя язычниками. Современное язычество стало субкультурой, а быть язычником стало вроде как модно.

В различных соцсетях появилось огромное количество сообществ, посвященных язычеству, а группы смежных тем (например, эзотерические группы) стали всё больше и больше уделять этому внимание. Интерес людей возрос и продолжает расти. В большей степени язычество привлекает людей с патриотическими чувствами, тех, кто любит свою землю, страну, Родину. Однако почему эти люди не интересуются традиционным для нашего региона Православием? Не всех патриотов увлекает язычество, но многих.

После снятия запрета на религиозность люди получили возможность веровать во что угодно или не веровать вообще. Кто-то открыл для себя Православие, кто-то - иные религиозные конфессии и культы, однако многие решили заняться поиском дохристианских верований. Всё от того, что у них нет уважения к Православию, и последнее потеряло всякий авторитет в их глазах. Поэтому в народе настолько сильны антиклерикальные настроения, а к православию относятся, как к какому-то иудейскому проекту, специально созданному для порабощения славян и других народов. Такова официальная позиция современного язычества.

Когда я учился в школе, в какой-то момент я начал интересоваться чем-то метафизическим, ну оно и понятно: рано или поздно человек задаёт себе такие вопросы. На книжной полке у себя дома я обнаружил книжку, посвященную астрологии, различным знакам зодиака, их описаниям и прочему. Склонность моего ума и предрасположенность к "гуманитарщине" вызвала большой интерес у меня к этому занимательному чтиву. Я стал изучать описания различных знаков зодиака, запоминал их, чтобы уметь получать информацию о том или ином человеке, знать, чего от него можно было ожидать и какой у него характер, подбирать друзей по этому принципу или наоборот, кого-то избегать.

Я всерьёз уверовал в астрологию и считал, что эти описания на самом деле соответствуют действительности, и с их помощью я могу узнать о человеке что-то лишь по дате его рождения. Моя голова долго была забита этой ерундой, но после большого опыта изучения людей по такому принципу опытным путём я пришёл к выводу, что эти описания неверны и что каждое из них может быть справедливо для любого из 12 знаков зодиака. Так я утратил веру в астрологию, и не потому, что мне кто-то сказал, а потому, что сам разобрался в этом лженаучном учении.

А еще я был жутко суеверным и всерьёз верил в то, что приметы работают: если сделать то-то и то-то, то у тебя будет успех в том-то и том-то - и это, как мне казалось, работало! Верил, что если я проведу определенный ритуал (например, не здороваться через порог, посмотреть в зеркало перед выходом, присесть "на дорожку" и т.д.), то меня обязательно будет ожидать успех или хотя бы не будет ни каких разочарований сегодня и неприятных ситуаций. Ибо неприятные ситуации могли бы сильно разочаровать меня и вызвать стресс, чего мне очень не хотелось, как и большинству нормальных людей. И поэтому, в силу своей умственной слабости, я прибегал к таким сомнительным методам борьбы с ними. Я веровал в языческую астрологию и имел языческие формы верования - суеверия . Я был настоящим язычником!

"Что же придумали искони старики или старухи? Они решили, что ребенка до шести недель нельзя выносить, ни показывать постороннему, иначе-де его тотчас сглазят. Это значит, другими словами: дайте новорожденному покой, не развертывайте, не раскрывайте, не тормошите и не таскайте его по комнатам, а накрывайте слегка совсем, и с головою. Вот другой подобный случай: не хвалите ребенка — сглазите." В. И. Даль. "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа".

Становясь взрослее, интересуясь различными естественными науками, а также изучая религии, я понял, что та модель верования и попытка объяснить те или иные вещи (предсказать их, повлиять на них) является примитивной, детской, недоразвитой. Это простейшая попытка объяснения чего-то метафизического, запредельного.

Я был язычником, но не был приверженцем современной языческой субкультуры "Родноверие", которая сейчас так популярна. Не был по одной простой причине: я ничего не знал про это и мне не откуда было взять такую информацию, хотя Родноверие уже существовало. Если бы я рос в современный период, со всеми этими гаджетами, соцсетями и таким насыщенным интернетом, то я бы, возможно, заинтересовался бы этим явлением. Однако мои взгляды эволюционировали раньше, задолго до моего знакомства с Родноверием и современным язычеством.

Т.е. находясь на той ступени развития моих взглядов, я был падок на различное непознанное, эзотерическое. Меня привлекало это таинственное и неизведанное. А, что если я смогу познать что-то такое из умных книжек и научиться делать что-то такое, чего не умел? Вполне разумное и здравое желание. Язычество очень привлекательно тем, что предлагает лёгкие пути решения вопросов, однако эти пути на практике оказываются неверными и тупиковыми. В молодом возрасте человеку хочется всего, сразу и побыстрее, вот поэтому языческие элементы так привлекательны для очарованных ими молодых людей.

Почему многие люди увлекаются язычеством в зрелом возрасте? Очевидно, что они находятся на ранней стадии развития своих взглядов и только-только пришли к этому. Мне повезло, и я заинтересовался этим еще в школе, однако многим так не везёт, и они приходят к этому в более позднем, зачастую зрелом возрасте. Огромная часть из них тоже в итоге эволюционирует и перестаёт быть суеверными, перестает верить в астрологию, гороскопы, целителям и колдунам, в порчу и сглаз, в приворот и отворот, в различные вуду-культы, черных кошек, карты таро и прочу херомантию. Однако многие продолжают придерживаться своих верований, упорно не желая признавать объективную критику неоязычества.

Родноверие или славянское язычество?

Родноверие - это окультуренная форма языческих воззрений, попытка построения на языческом фундаменте некой субкультуры, попытка объединения людей в общество в рамках языческих воззрений. Родноверие - это современное язычество славян, а точнее, лиц из постсоветского пространства славянской внешности. Аналоги Родноверия существуют в разных частях света. В Скандинавии - это Асатру, в Великобритании - Друидизм, в Латинской Америке - потомки коренных народов пытаются возродить их верования (Майя, Ацтеки, Инки и т.д.). Официально языческой страной является Индия.

Родноверие (Родная вера, Родоверие, Родолюбие, Родобожие) - новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Родноверы проводят обряды "очищения"и "имянаречения", в результате которых получают новое имя." Википедия.

Родноверие - это неоязычество, именно "нео", т. е. новое. Однако родноверы претендуют на то, что их конкретные верования аналогичны с верованиями славянских племён до принятия христианства на Руси. И что они хранят и возрождают старую веру. Однако это не соответствует действительности: вера дохристианских славян и вера современных родноверов - не одно и тоже!

Если Родноверие - это субкультура, построенная на языческих воззрениях, то помимо него существует еще огромное количество язычников, которые не относятся к родноверам. Однако их круги пополняются стремительными темпами. Имея языческие взгляды, человек рано или поздно натыкается где-то в соцсети на публикацию материалов интересных, на его взгляд, и отвечающих его мировоззрению. Он решает присоединиться к сообществу, пусть и виртуально, но де-факто став членом этого общества. Т.е. это если бы я в том своём школьном возрасте листал бы интернет и наткнулся на такие материалы - они явно меня бы заинтересовали. Признаться честно, лет 5-6 назад, изучая интернет, я натыкался на материалы неоязычников, и они были мне симпатичны. Однако, в конечном итоге, имея толику критического мышления, я не повёлся на эти провокации и отвернулся от этой, внешне привлекательной информации.

Современные язычники (Родноверы) на капище

В тот момент я интересовался викингами, Скандинавией, природой и эстетикой севера России, тайгой, древними временами, германскими и славянскими племенами и прочим. Материалы неоязычников меня привлекали, в первую очередь, своей эстетичностью. Ведь большая часть публикаций современных язычников и сейчас представляет собой различные пафосные картинки, на которых изображены удалые воины в доспехах, викинги, рубленые роскошные избы с резными наличниками, красивые девушки с косами и в платьях с орнаментом, сказочные миры в жанре фэнтези, счастливые люди, которые водят хороводы - и всё выполнено явно в пропагандистском стиле. В общем, привлекающие внимание рисованные картинки, а под ними текст, содержащий якобы описание жизни и быта славян, их верований и прочего. Однако большая часть этих описаний не проходит никакую критику - они придуманы авторами этих ресурсов, и такого не было в действительности. Плюс львиная доля всего материала приходится на христианскую Русь, а преподносится как языческая. Поэтому современное Родноверие не может вызывать никакого уважения - из-за откровенной лжи и фальсификации материалов.

Пример пафосных пропагандистских картинок родноверов

Из-за отсутствия каких-либо источников той поры, современные неоязычники вынуждены заниматься сочинением, предположением того, как оно могло быть тогда. Но предполагать ведь можно сколько угодно, однако без источников предположениям таким грош цена, и Родноверие в таком случае абсолютно новый, современный религиозный культ, построенный на лжи и фальсификации. И если вы спросите меня, почему, несмотря на объективную критику, родноверы всё-равно продолжают быть родноверами, я отвечу вам: потому что их взгляды находятся на низкой стадии развития, они не претерпели эволюцию, как это было со мной, когда я отказался от астрологии и суеверий.

Важным моментом будет факт, что львиная доля адептов, симпатизирующих неоязычеству, составляют люди в состоянии неофитства, т.е. не определившихся, сомневающихся, тех, кто только-только наткнулся на пропаганду неоязычников и воспринимает её как что-то патриотическое. Т.е. количество матёрых неоязычников не так велико на самом деле. В силу того, что их взгляды еще не претерпели бурного роста и эволюции, они покупаются на лженаучную информацию неоязычников и принимают её на веру. Несмотря на объективную критику, которой сейчас хватает вполне, люди, падкие на неоязычество, всё равно ведутся на все эти сказочные картинки и выдуманные истории. Очарование выдуманного прошлого так прекрасно, что порой никакая критика не может развеять эти мифы. Вдобавок у людей включается конспирологическое мышление про жидо-массонские заговоры. Люди не хотят воспринимать критику, ведь подавляющее большинство симпатизирующих неоязычеству людей, как показывает практика, имеет некритическое мышление: люди, склонные к абстрактному мышлению, фантазированию, в целом, незлые, любящие Родину, уважающие ручной труд. Неоязычников много и среди посетителей данного сайта.

Если не трогать Русь и Европу, то можно взять Индию, в которой многие люди исповедуют индуизм. Из индуизма когда-то давно возник буддизм - как более совершенная форма, на основе дхармических концепций Южной Азии. Буддизм - это эволюция взглядов, это прогресс, путь вперёд, тогда как индуизм - это регресс, движение на месте. Не важно, христианство это или ислам - монотеизм явился именно той самой эволюцией человеческих взглядов от дикого, первобытного человека - к более высокому и цивилизованному. Возврат к язычеству - это путь назад, регресс, это культурная деградация, упадок. Все попытки современных язычников представить язычество чем-то высококультурным, чистым, благим тщетны, и, кроме их рисованных сказочных картинок, никаких исторических источников, свидетельствующих о "чистоте" язычества, не было и нет.

Язычество всегда и везде было жестоким. Если монотеизм говорит о том, что человек должен держать себя в руках, обуздать инстинкты, то язычество всегда опиралось именно на первобытные человеческие инстинкты. Кровь за кровь, око за око, культы агрессии и силы - когда все вопросы можно решить лишь силой, и прав тот, кто сильней. Примером может служить языческая Скандинавия, где ярлы могли меняться чуть ли не каждый день, умирая от меча нового претендента. Общество строилось на примитивном биологическом догмате силы, иерархии доминирования, рабстве и подчинении.

Бытовое язычество

И всё-таки большая часть современных язычников не принадлежат к субкультуре родноверов, при этом де-факто оставаясь язычниками. Ибо язычество проходит через все сферы нашей деятельности. Если родновером чаще всего является человек, склонный к чему-то архаичному, древнему, традиционному, то тот, про кого я говорю, может вообще это не любить и презирать.

Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. Астрология - это попытка изучить по звёздам и небесным телам те или иные события на Земле, попытка предугадать события по "небесной книге судеб". Природа суеверий такова, что все суеверия построены по принципу либо защиты от чего-то негативного, либо для привлечения позитивного.

Поэтому любой языческий культ всегда строился именно на суевериях - на боязни людей каких-то предметов, ситуаций и на попытке исправить эти ситуации. Поэтому в любых языческих культах всегда были жрецы, волхвы, ведуны, оракулы, которые занимались предсказанием событий и попыткой исправления их. В этом плане священнослужители традиционных конфессий при общей схожести со жрецами отличаются от них тем, что не уполномочены заниматься предсказанием событий и их изменением, их роль - посреднчество между человеком и Богом. Поэтому деятельность жреца называлась колдовством, а деятельность священника была сродни деятельности пастуха - учителя, мудреца, наставника, ибо священник ничего не изменяет. Переменами занимается сам верующий - посредством своего покаяния и таинств, а священник - лишь посредник.

Гадалка

В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. Ты приходишь к колдуну, платишь ему деньги за услугу, и тот либо предсказывает тебе что-то, либо пытается изменить ход событий какими-то действиями, ритуалами. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству. Они тратят бешеные деньги на различные иконы, золотые цепи, свечи, "на строительство храма", на молитву за себя священнослужителями, думая, что чем больше они потратят денег, тем лучше будет их будущее. А сами при этом ничего не делают для своего улучшения. "Я же заплатил тебе, Бог, почему ты мне не помогаешь?" - отношение к Богу предпринимательские, как к своему бизнес-партнеру. Они никакие не христиане вовсе, а самые настоящие язычники. Точно такие же, как и те, которые идут к колдунам и ворожеям, ведьмам и гадалкам. Они обладают постоянством намерений, не помог один колдун - пойду к другому. Православного священника они представляют колдуном, жрецом, мысленно наделяя его несвойственными ему качествами.

Идолопоклонники

Деньгепоклонение

Однако язычниками можно назвать не только таких людей. Современного язычества гораздо больше. Например, язычеством можно назвать и веру в Золотого тельца, службу маммоне - тягу современного человека к материальному благополучию и культ денег. Когда материальное богатство является целью жизни, а стремление к обогащению - единственной деятельностью. Такие люди ходят в церковь, чтобы поставить свечку за успех своего предприятия, за то, чтобы его очередная коммерческая сделка прошла успешно, за получения большей прибыли и т.д. Когда все основные традиционные конфессии призывают к нестяжательству, умеренному аскетизму, к соблюдению меры в своих потребностях - язычник добивается наоборот, наиболее высоких материальных показателей.

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6:24)

Все крупные буржуа, носители крупного капитала, олигархи являются именно такими язычниками. Вместо занятия обычным, общественно полезным трудом, они занимаются инвестициями и спекуляциями. Получают деньги из воздуха, продавая уже созданные товары и услуги, давая деньги в рост под проценты. Таких язычников я бы назвал деньгопоклонниками .

Китайский талисман на приумножение денег

Вовсе не значит, что они поклоняются деньгам в буквальном смысле - кладут перед собой кучу купюр и совершают поклоны - поклонение происходит другим способом. Как иные поклонялись идолам, богам, принося им дары, жертвы, так и современные деньгопоклонники поклоняются деньгам, принося в жертву что-либо ради приумножения денег. Это поклонение выполняется в виде суеверных ритуалов. Например, некоторые язычники (в основном женщины) используют различные заговоры , которые, по их мнению, принесут больше денег. Они проговаривают перед деньгами какую-то фразу и кладут их в кошелек, надеясь на то, что количество бумажек возрастет именно из-за этого ритуала.

"От солнца все растет и множится, а деньги - от лунного света. Растите, множьтесь, прибавляйтесь. Обогатите меня (Ваше имя), приходите ко мне. Аминь!" Заговор на привлечение денег.

Другие постоянно их пересчитывают, повторяют, что "деньги любят счёт". Третьи раскладывают их в кошельке специальным образом, четвертые кладут в кошелек какие-то амулеты, или не в кошелек, а просто хранят их в доме. Популярны китайские амулеты в виде жабы с монеткой или просто монетка с дырочкой на верёвочке. Их сотни...

Тем не менее, поклонение деньгам - это язычество, а не монотеизм (единобожие), ведь деньгопоклонство является лишь частью большого языческого воззрения человека, а кроме него есть еще и другие, ведь богов у язычников множество.

Скотопоклонство

Другой вид идолопоклонства - скотопоклонство . Этим недугом поражены люди, увлекающиеся различными вегетарианскими диетами, а больше всего - веганы. Отказ от животной пищи в силу плохого качества мясной продукции (сосиски из не пойми чего, гормональное мясо и т.д.) вполне понятен и логичен - люди боятся за своё здоровье. Также вполне понятен религиозный подтекст, например, пост, когда верующему запрещено вкушать животную пищу, а также "вкусную" пищу, т.е. отказ как аскеза, как элемент контроля над собой и своими пороками, но лишь на время.

Однако другое дело, когда человек отказывается от мяса из-за того, что он считает, что "убивать животных нехорошо!" Крайние представители веганов отказываются не только от пищи, но от кожи и любых изделий из животных. Ярые зоозащитники, все они ставят животных выше человека и не допускают их умерщвления лишь потому, что, по их мнению, это "неправильно". Это ни что иное, как скотопоклонство.

Пищепоклонство

Следующий вид современного язычества - пищепоклонство . Когда люди уделяют чрезмерное внимание той пище, которую они употребляют. Едят что-то определенное, или, чаще всего, наоборот, от чего-то отказываются, гнущаясь той или иной пищи. К пищепоклонникам можно отнести сыроедов . Вместо того, чтобы быть всеядным и употреблять всякую пищу, они исключают пищу животного происхождения, а также пищу, прошедшей термическую обработку. Они считают, что их диета способна привести их здоровье в лучшее состояние, избавить от болезней, даже от онкологических и многое другое. Крайней стадией сыроедения, по их мнению, считается так называемое "праноедение", когда организму уже не нужна земная пища, а достаточно "энергетической подпитки".

Среди сыроедов нет ни одного воцерковленного православного, верующего мусульманина, иудея, а также вряд ли какой-то аутентичный тибетский (или монгольский, бурятский, калмыцкий, китайский или даже из Юго-Восточной Азии) буддист будет сыроедом. Сыроедение могут принимать только люди с оккультным, языческим воззрением, кем бы они при этом себя ни называли. Подавляющее большинство сыроедов увлекается эзотерикой и оккультизмом, сыроедов много среди родноверов.

Пищепоклонством также является любое наделение продуктов питания какими-то свойствами,например, вера в то, что целебный чай или настой, способен избавить меня от рака - это тоже пищепоклонство. Пищепоклонством также является всякое чревоугодие, когда человек балует свой желудок различными деликатесами - "пир во время чумы". Такой человек служит своему желудку, как богу. Подчиняется "воле своего желудка", как воле господина, и удовлетворяет свои кулинарные потребности и желания.

Культ личности

Самый серьёзный вид идолопоклонства - человекопоклонство , т.е. возведение в рамки культа какого-то определенного человека. Например, "культ личности" известного человека, каким был, например, И. Сталин, или В. Ленин. Наделение какого-то человека магической силой или чем-то могущественным. Иконы со Сталиным отличаются от икон святых тем, что на иконах святых, в отличии от всяких идолов, изображен лик святого, и молящийся молится не иконе, как таковой (деревяшке), а святому. Точно так же можно молиться и без иконы. Тогда как роль идола заключается именно в том, что молящийся молится именно конкретному идолу, веря в то, что именно этот идол способен принести ему блага, или наоборот, невзгоды (если не ублажать его). Поэтому в древние времена у многих язычников были свои персональные идолы, которым приносили жертву.

Такой культ личности существует и сейчас у многих, когда, к примеру, ставят воду перед телевизором для заговора, считая, что голос выступающего обладает целебной силой. Другие неверующие атеисты-коммунисты почему-то держат у себя статуэтки Ильича и бережно хранят их. В реальности культ личности Сталина и Ленина, конечно, был преувеличен, однако такое имело место быть.

Серьёзным видам человекопоклонства является культ матери или культ женщины в матриархальном обществе - когда вся деятельность связывается с деятельностью ради женщины (жены, любовницы, матери). Более подробнее про это я написал в статье про матриархат . Тогда мужчина готов в лепешку разбиться ради женщины, а женщины, пользуясь этим, манипулируют таким мужчиной-женопоклонником. Такой мужчина слишком сильно зависим от женщин, не может без них. Честно говоря, все эти цветочки, признания, надписи под окном на асфальте - это всё языческое женопоклонство. Традиционные конфессии не признают такого поведения, в них роли мужчины и женщины выстроены иерархически и патриархально.

Как ни крути, но культ личности существует и среди известных людей: актеров, музыкантов, видных политических деятелей. Они точно такие же люди: не светятся в темноте, нимба над ними нет, но когда многие обожатели встречабтся с предметов своего культа - своим кумиром - то какие эмоции и чувства при этом они испытывают: "Вот я наконец прикоснулся к Самому! Я могу пожать ему руку, поцеловать, взять автограф" и прочее, и прочее...Что это, если не культ личности?

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им;" - вторая заповедь. Исх. 20:2-17

Вещизм, вещепоклонство, фетишизм

Следующий актуальным видом язычества является вещепоклонство , или вещизм, фетишизм - когда люди поклоняются материальным предметам. Различные талисманы, амулет-обереги, камушек из "мест силы" - всё это фетишизм.

Фетишизм — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. Википедия.

Однако не только талисманы могут являться предметами культа и вселять в человека какую-либо веру - вещеплоклонством чаще всего является культ обычных бытовых вещей, например, предметов одежды. Когда человек одевает ту или иную модную вещь на себя, то подсознательно он наделяет её чем-то магическим. Например, если я одену этот пиджак или это пальто, блузку, часы - то буду выглядеть "круче". Я буду чувствовать себя более уверенно в этом, однако никаких других изменений со мной и окружающем миром не произойдёт. Т.е. именно эта конкретная вещь придаст мне какую-то магическую силу - и я стану "круче".

"Несколько сотен людей выстроились в очередь у входа в ГУМ на Красной площади в Москве, чтобы стать обладателями новых смартфонов iPhone 7 и iPhone 7 Plus. По некоторым данным, люди занимали места в очереди еще с вечера." Новостное сообщение из СМИ.

Языческий оберег "Красная нить", распространяемый последователями оккультного иудейского течения Каббала. Продаётся глупым туристам в Израиле.

Кто играл в компьютерные игры жанра фэнтези, поймёт: когда герой находит какую-то вещь (доспехи, шлем, меч, амулет и т.д.), то, надев её, он становится в чём-то лучше в зависимости от ценности этой вещи. Т.е. именно сама эта вещь ему прибавляет +1 к магии, +10 к ловкости и т.д. В повседневной жизни с нами происходит то же самое: когда мы надеваем какую-то клёвую шмотку, мы начинаем чувствовать себя сильнее, круче, успешнее, могущественнее, в общем, лучше, чем были до надевания её. От ощущения того, что мы считаем себя лучше, мы испытываем радость, удовлетворение (вырабатываются эндорфины), значит, именно эта вещь повлияла на улучшение самочувствия и мы осознали при этом, что якобы стали лучше.

В заключение

Я понимаю, что это вопрос спорный, многие со мной не согласятся и предпочтут архаичные формы общественного устройства - это их дело. У нас и сейчас во многом всё строится так же, и вовсе не обязательно быть родновером или друидом, чтобы быть при этом язычником. Язычество и сейчас пронизывает многие сферы нашей деятельности, оно никуда от нас не уходило и было всегда рядом с нами; язычество будет существовать до последних наших дней. Оно - в нашем нутре, в самых глубоких уголках нашей необъятной внутренней вселенной, и удалить его полностью просто невозможно.

Язычество - это первобытный зверь, который сидит в нашей телесной оболочке, и часто этот зверь просыпается и овладевает нами. В политике и экономике, в науке и искусстве - во всех сферах нашей деятельности живет язычество.

В данной статье я никого не осуждаю, хоть и критикую, давая свою оценку событиям. Каждый человек имеет свободную волю и вправе сам выбирать те или иные вещи, взгляды и прочее. Я могу не соглашаться с чем-то, но уважаю осознанный выбор людей, отказ от чего-то или наоборот, принятие. Если вы хотите принимать те или иные языческие воззрения - это ваше право. Данной статьёй я хотел бы показать то, из чего они состоят, и что из себя представляют. Благодарю за внимание!

Рекомендуем почитать

Наверх