Социальная философия марксизма презентация. Экономика марксизма Марксизм философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Критика Марксовской теории

Плодородность 30.07.2021
Плодородность

Основные работы

К.Маркс Ф.Энгельс:

Капитал Диалектика

Анти-Дюринг

Основные идеи

К. Маркс и Ф. Энгельс соединили диалектику Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха и с этих позиций объяснили природу, общество и человеческое мышление. Таким образом, они создали целостную, в чем-то даже завершенную философскую теорию «диалектический материализм».

Основные идеи (продолжение)

Новая трактовка человека. Это существо не просто мыслящее, познающее мир, а деятельное, изменяющее этот мир (К.Маркс).

Основные идеи (продолжение)

Основной вид человеческой деятельности – деятельность по изменению природы (материальное производство). Марксом был сформулирован закон определяющей роли материального производства в жизни общества. Именно материальное производство определят все другие стороны жизни людей: политику, искусство, науку и т.п.

Основные идеи (продолжение)

Главное в марксисткой философии –материалистическое понимание истории (человеческого общества).

Суть его: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, как считалось ранее, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание».

Значимость идей

Открытие материалистического понимания истории позволило взглянуть на общество как на естественноисторический процесс, развивающийся по объективным законам (подобно природе).

Создание науки об обществе (вместе с позитивизмом)

Значимость идей (продолжение)

Марксистская философия, с одной стороны, являлась философским мировоззрением.

С другой, -- представляла собой концепцию радикального переустройства общества и была тесно связана с политической теорией.

Неомарксизм

В России (изучается в рамках русской философии).

В Западной Европе наблюдается отход от ортодоксального марксизма и в ХХ веке существует как неомарксизм.

Неомарксизм (продолжение)

Для неомарксизма характерно:

Критическое отношение как к капитализму,

так и к советскому варианту социализма.

Неоднородность. Выделяются два

направления:

1.Гуманистическое (Д.Лукач, А.Грамши и др.): акцент на проблемах человека как подлинного творца истории.

2.Сциентистское (Т.Адорно, Ю.Хабермас и др.): акцент на исследовании общественных законов.

Философия марксизма

Учитель истории КГУ «ОСШ №21

города Темиртау»

Балтабаев Марат Бопышевич


Философия марксизма закономерно сформировалась в Европе в 40-е годы XIX века как теоретическое отражение глубинных изменений во всех сторонах западноевропейского общества.

Предпосылки возникновения философии марксизма:

- социально-экономические : утверждение капитализма в Европе как господствующего способа производства; проявление

противоречий капитализма; обострение классовой борьбы и выход рабочего класса на арену политической борьбы;

- теоретические : классическая английская политическая экономия (трудовая теория стоимости) - А.Смит (1723-1790гг.), Д.Рикардо (1772-1823гг.); французский утопический социализм - А.К.Сен-Симон (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.); немецкая классическая философия - Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.), Л.Фейербах (1804-1872гг.);

- естественно-научные : бурный рост открытий в науке и технике; в частности, три великих открытия в естествознании - закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточного строения живых организмов; эволюционная теория Дарвина.


Марксизм -


Философия марксизма как учение о диалектическом процессе является составной частью более широкого учения – марксизма, который включает в себя:

– философию; – экономику (политэкономию); – научный коммунизм – социально-политическая проблематика.

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике».



Фридрих Энгельс ( 1820 - 1895). Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса, соавтор его трудов. В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Автор научных работ «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».


Основные идеи марксизма изложены в таких работах:

- «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» - гуманистическая концепция человека , его сущности и способа существования, преодоления его отчуждения;

- «Манифест Коммунистической партии», «Гражданская война во Франции», «18 брюмера Луи Бонапарта» - обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата ;

- «Немецкая идеология», «К критике политической экономии», «Капитал» - материалистическая концепция общества и соответствующий ей категориальный аппарат;

- «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» - проблемы диалектики .


В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.

К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.


Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм - наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (по мысли Ф.Энгельса) . Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.


1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.


4. Сущностью революционного переворота, совершенного К.Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».


Обоснование материалистического понимания истории общества является центральной темой и самым важным достижением марксистской философии. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".




При изучении человеческого общества основоположники марксизма исходят из того, что фундаментальной основой общественной жизни выступает материальное производство. Чтобы существовать, общество должно что-то производить.

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе - трудовая деятельность людей.

Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.


Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения - экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.



Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.


Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.

Общественное сознание - духовная сторона исторического процесса - представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни и формы. Марксизм исходит из того, что общественное сознание, с одной стороны, является отражением общественного бытия, а с другой – обладает относительной самостоятельностью. Определяющая же роль, в конечном счете принадлежит общественному бытию.


Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.


«Базис» и «надстройка»

При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, философия марксизма использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис - это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.


Учение об общественно-экономической формации

Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней, или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности) а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т.е. означает революцию, скачок в развитии общества.


Научная теория коммунизма

К. Маркс переосмыслил теорию классов и классовой борьбы, впервые выдвинутую французскими историками начала XIX века, о чем писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». На основе материалистического понимания истории марксизмом разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX веке стал рассматриваться социализм.


Учение о человеке

Важной заслугой марксистской философии является разработка учения о человеке. Исходной, базисной формой существования и характеристикой человека выступает труд - процесс, в котором, по Марксу, человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек - существо творческое, он активно преобразует природу, в то время как животные только приспосабливаются к естественным условиям жизни.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Диалектический материализм - направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Марксизм - мировоззрение, родоначальниками которого считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть марксизма - в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.

Материализм - направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком.


Историческое значение марксизма

В понимании природы и общества Карл Маркс и Фридрих Энгельс были материалистами. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления - диалектического материализма.

Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие философские течения XX вв. ощутили на себе влияние марксистского учения, которое стало важным элементом эволюции духовной культуры западной цивилизации. На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) программой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, способного в будущем трансформироваться в коммунистическое общество.

Философские, экономические, политические взгляды Маркса и Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 году в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.

Министерство культуры РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственнМинистерство культуры РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Тюменский государственный институт культуры
факультет социально-культурных технологий
кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Философия новейшего времени.
Марксистская философия.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Выполнила: Еремина Екатерина Сергеевна,
студентка 1 курса очной формы обучения,
направления СКД
Тюмень, 2015

Марксизм – это философское течение, возникшее в Германии в 40-х годах Х1Х века, основоположники:

Карл Маркс(1818 – 1883)
Фридрих Энгельс (1820 –1895)

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии
стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а
также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и
"Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским
работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии" Энгельса.

Родоначальниками философии диалектического
материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса.
Диалектико-материалистическая философия возникла в
середине XIXв. Предпосылками возникновения
марксистской философии были:
промышленная революция в Европе (XVIII–XIX вв.), означавшая
переход от ручного к машинному труду;
появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными
политическими требованиями;
идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля
и Фейербаха);
открытия в области естественных наук: эволюционная теория
Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и
превращения энергии.

Характерные черты марксистской философии:
Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с
материалистическим принципом;
Исторический процесс истолковывается с материалистических
позиций как естественный, закономерный процесс;
Не только объясняется мир, но и разрабатываются
общеметодологические основы его преобразования. Как
следствие, центр философских исследований переносится из
области отвлеченных рассуждений на область материальнопрактической деятельности людей;
Связываются диалектико-материалистические взгляды с
интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с
потребностями общественного развития.

Марксистская философия представляет собой систему взглядов на
развитие природы, общества и человека, сформировавшуюся во
второй половине XIX века под влиянием глобальных процессов,
протекавших в мировой экономике, политике, науке.
Условно можно выделить три основных этапа ее развития:
Первый этап - связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и
их последователей в Германии (Бернштейн, Каутский), в других
европейских государствах, в том числе и в России (Плеханов
Г.В.)
На этом этапе идеи марксизма получают признание среди
европейских экономистов и обретают популярность среди
творческой II научной интеллигенции европейских государств,
постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение и
первые социал-демократические организации.
На третьем этапе разрыв между гуманистическим и
радикальным направлениями в марксистской философии
возрастает. Радикальное направление, ставшее идеологией
государств социалистической ориентации, подчинило марксизм
задачам коммунистической идеологии, что предопределило
кризисный характер ее развития на многие десятилетия.

Основные принципы марксистской идеологии:
диалектический материализм, принципы которого были
распространены философами-марксистами на все стороны
жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В
основе – - идея о примате социального над
биологическим;
идея об основополагающей роли практики в развитии
общества, в материальных и духовных процессах в
человеческой культуре, в процессе познания;
В философии истории основополагающими принципами в
развитии общества философами-марксистами
провозглашены: теория классовой борьбы; идея
исторической миссии рабочего класса; концепция роли
народных масс и личности в истории.

К основным принципам марксистской
методологии относят:
восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к
сложному;
принцип историзма.

Диалектический материализм
Среди принципов материалистической диалектики Энгельс
выделяет такие как принцип материального единства мира,
принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным
законам он относит закон взаимопроникновения
противоположностей, закон перехода количества в качество и
обратно и закон отрицания отрицания.
Теория познания была разработана с диалектикоматериалистических позиций Марксом и Энгельсом. Как и
все материалисты он признавали первичность и
несотворимость материального мира.

Диалектико-материалистическая теория познания
рассматривалась в марксизме как теория отражения.
При этом отражение понималось как активный, а не
пассивный процесс взаимодействия субъекта с
объектом. Здесь преодолевается основной
недостаток домарксистского материализма, который
состоял в игнорировании роли практики, а тем
самым и активности субъекта познания.

Проводя последовательно принцип единства диалектики и
теории познания, Энгельс отмечал, что диалектика понятий
является сознательным отражением диалектики движения
действительного мира.
Создавая диалектико-материалистическую теорию познания,
Маркс прежде всего устанавливает ее исходный пункт понятие общественной практики, составляющей основу
познания. Прослеживая развитие основных категорий
политической экономии, он показывает, что эти категории,
например понятие абстрактного труда, исторически связаны
с определенным уровнем развития общественной практики.
Это положение относится к категориям любой науки, к
историческому развитию научного познания вообще.

Исторический материализм
Термин «исторический материализм» Энгельс применил для
обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который
конечную причину и решающую движущую силу всех
важных исторических событий находит в экономическом
развитии общества, в изменении способа производства и
обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на
различные классы и в борьбе этих классов между собой». В
дальнейшем материалистическое понимание истории стало
рассматриваться в качестве основополагающего принципа
исторического материализма как науки об обществе.

Ступенями исторического прогресса явились:
Первобытная стадия развития общества, отличавшаяся
общей («племенной») собственностью и отсутствием
классового деления.
Рабовладельческая стадия.
Феодализм.
Капитализм.
Высшей стадией развития человеческого общества они
считали коммунизм.

Новый этап в развитии марксисткой философии связан с
деятельность В.И. Ленина (1870-1924). Его основными
философскими работами являются: «Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-демократов?»,
«Материализм и эмпириокритицизм», «Философские
тетради», «О значении воинствующего материализма».
В творчестве Ленина выделяют два основных периода:
1) с конца XIX в. до Великой Октябрьской
социалистической революции,
2) от Октябрьской революции до 1924 г.
Как и другие последователи Маркса, он вынужден был
защищать марксистские философские положения от идейных
противников. Для этого необходимо было дать научно
обоснованные ответы на новые вопросы, выдвигаемые ходом
развития общества и научного познания.

Вывод:
Главное «достижение» марксистской
философии состоит в рассмотрении
материалистической диалектики как
критической и революционной, нацеленной
не на осмысление мира, а на его
преобразование, причем революционным
путем.

Список используемой литературы:
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций.
– Белгород, 2000. – С.133-152.
2. Андерсон П. Размышления о западном
марксизме. – М., 1991.
3. Карл Маркс и современная философия. Сб.
материалов науч. конф. к 180-летию со дня
рождения к. Маркса. – М., 1999.
4. Степин В.С. Марксизм вчера, сегодня, завтра
//Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии
будущего. Избранная социально-философская
публицистика. – М., 1996.
5. Стоянович С. От марксизма к постмарксизму //
Вопросы философии. -1990. – №1.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Философия марксизма Учитель истории КГУ «ОСШ №21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

2 слайд

Описание слайда:

Философия марксизма закономерно сформировалась в Европе в 40-е годы XIX века как теоретическое отражение глубинных изменений во всех сторонах западноевропейского общества. Предпосылки возникновения философии марксизма: - социально-экономические: утверждение капитализма в Европе как господствующего способа производства; проявление противоречий капитализма; обострение классовой борьбы и выход рабочего класса на арену политической борьбы; - теоретические: классическая английская политическая экономия (трудовая теория стоимости) - А.Смит (1723-1790гг.), Д.Рикардо (1772-1823гг.); французский утопический социализм - А.К.Сен-Симон (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.); немецкая классическая философия - Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.), Л.Фейербах (1804-1872гг.); - естественно-научные: бурный рост открытий в науке и технике; в частности, три великих открытия в естествознании - закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточного строения живых организмов; эволюционная теория Дарвина.

3 слайд

Описание слайда:

Марксизм - мировоззрение, родоначальниками которого считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть марксизма - в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.

4 слайд

Описание слайда:

Философия марксизма как учение о диалектическом процессе является составной частью более широкого учения – марксизма, который включает в себя: – философию; – экономику (политэкономию); – научный коммунизм – социально-политическая проблематика. Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике».

5 слайд

Описание слайда:

Карл Маркс (1818 -1883). Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Друг и единомышленник Фридриха Энгельса. Соавтор «Манифеста коммунистической партии», автор научных трудов «Капитал», «К критике политической экономии».

6 слайд

Описание слайда:

Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса, соавтор его трудов. В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Автор научных работ «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

7 слайд

Описание слайда:

Основные идеи марксизма изложены в таких работах: - «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» - гуманистическая концепция человека, его сущности и способа существования, преодоления его отчуждения; - «Манифест Коммунистической партии», «Гражданская война во Франции», «18 брюмера Луи Бонапарта» - обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата; - «Немецкая идеология», «К критике политической экономии», «Капитал» - материалистическая концепция общества и соответствующий ей категориальный аппарат; - «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» - проблемы диалектики.

8 слайд

Описание слайда:

В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах. К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.

9 слайд

Описание слайда:

Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм - наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (по мысли Ф.Энгельса) . Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.

10 слайд

Описание слайда:

1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма. 2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга. 3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.

11 слайд

Описание слайда:

4. Сущностью революционного переворота, совершенного К.Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества; 5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии). 6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

12 слайд

Описание слайда:

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия. 8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания. 9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».

13 слайд

Описание слайда:

Обоснование материалистического понимания истории общества является центральной темой и самым важным достижением марксистской философии. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

14 слайд

Описание слайда:

Предметом исторического материализма выступает общественная жизнь во всем ее многообразии и сложности. В ней, по представлениям Маркса и Энгельса, действуют социальные законы, имеющие универсальный характер. К ним относятся: закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; определяющей роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям; определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, а также относятся закон разделения общества на классы и классовой борьбе, характерный только для нескольких общественно-экономических формаций.

15 слайд

Описание слайда:

Особенность исторического материализма состоит в том, что общественное развитие он рассматривает как естественно-исторический процесс, т. е. такой же закономерный и объективный, как и природные явления, не только не зависящий от людей, но формирующий их волю и сознание.

16 слайд

Описание слайда:

При изучении человеческого общества основоположники марксизма исходят из того, что фундаментальной основой общественной жизни выступает материальное производство. Чтобы существовать, общество должно что-то производить. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе - трудовая деятельность людей. Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.

17 слайд

Описание слайда:

Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ. Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения - экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.

18 слайд

Описание слайда:

По мнению Маркса и Энгельса, взаимодействие производительных сил и производственных отношений осуществляется в соответствии с законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это означает зависимость производственных отношений от производительных сил. Радикальные изменения в производительных силах требуют изменений в производственных отношениях. В свою очередь производственные отношения могут способствовать или же тормозить развитие производительных сил.

19 слайд

Описание слайда:

Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей. Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.

20 слайд

Описание слайда:

Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. Общественное сознание - духовная сторона исторического процесса - представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни и формы. Марксизм исходит из того, что общественное сознание, с одной стороны, является отражением общественного бытия, а с другой – обладает относительной самостоятельностью. Определяющая же роль, в конечном счете принадлежит общественному бытию.

21 слайд

Описание слайда:

Учение об общественно-экономической формации Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

22 слайд

Описание слайда:

«Базис» и «надстройка» При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, философия марксизма использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис - это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений. Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.

23 слайд

Описание слайда:

Учение об общественно-экономической формации Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней, или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности) а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т.е. означает революцию, скачок в развитии общества.

24 слайд

Описание слайда:

Научная теория коммунизма К. Маркс переосмыслил теорию классов и классовой борьбы, впервые выдвинутую французскими историками начала XIX века, о чем писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». На основе материалистического понимания истории марксизмом разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX веке стал рассматриваться социализм.

26 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Диалектический материализм - направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах. Марксизм - мировоззрение, родоначальниками которого считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть марксизма - в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений. Материализм - направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком.

27 слайд

Описание слайда:

Историческое значение марксизма В понимании природы и общества Карл Маркс и Фридрих Энгельс были материалистами. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления - диалектического материализма. Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

28 слайд

Описание слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многие философские течения XX вв. ощутили на себе влияние марксистского учения, которое стало важным элементом эволюции духовной культуры западной цивилизации. На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) программой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, способного в будущем трансформироваться в коммунистическое общество. Философские, экономические, политические взгляды Маркса и Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 году в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.

Подобные документы

    Две схемы обращения средств и товаров. Производство стоимости и прибавочной стоимости одновременно. Органическое строение капитала. Основные факторы накопления капитала. Получение прибавочной стоимости. Вспомогательные материалы и средства труда.

    реферат, добавлен 13.10.2013

    Изучение особенностей экономического учения Карла Маркса. Идеи теории классов и цикличности экономического развития при капитализме. Процесс накопления капитала, формы эксплуатации труда капиталом. Теория прибавочной стоимости К. Маркса. Теория кризисов.

    курсовая работа, добавлен 12.11.2010

    Понятие экономической теории: история зарождения и развития, предмет исследования. Теория капитала и прибавочной стоимости, теория денег и доходов Маркса. Основные направления экономической теории. Влияние экономической теории на современную экономику.

    курсовая работа, добавлен 22.05.2010

    Возникновение марксистской политической экономии. Начало формирования экономического учения Маркса. Структура и основные идеи 1-го тома "Капитала". Учение о прибавочной стоимости К. Маркса. Основа марксовой теории ренты: учение о стоимости и ценах.

    реферат, добавлен 16.12.2014

    Марксизм как система экономических теорий. Формы выражения стоимости товара в процессе развития товарно-денежных отношений. Трудовая теория стоимости. Принципы построения социалистического общества. Воздействие на общественную мысль учений К. Маркса.

    лекция, добавлен 30.07.2013

    Характеристика теории стоимости К. Маркса, ее суть и концепция. Биография К. Маркса и его особенности. Анализ функций денег: как меры стоимости, средства обращения, платежа, накопления, как мировые деньги. Актуальность и значимость теории стоимости.

    реферат, добавлен 13.02.2017

    Биография Маркса и теоретическая база его учения. "Капитал" Маркса как труд жизни и научное обоснование идеи "Манифеста". Трудовая теория ценности. Двойственный характер труда и объяснение рыночных цен. Теории прибавочной стоимости, кризисов Маркса.

    реферат, добавлен 22.08.2011

    Оценка теоретических трудов К. Маркса. Заработная плата, цена и прибыль. Стоимость и труд. Специфическая стоимость труда. Производство прибавочной стоимости. Стоимость труда. Прибыль при продаже товара по его стоимости. Части прибавочной стоимости.

    реферат, добавлен 24.05.2012

    Характеристика теории капитала и прибавочной стоимости. Особенность превращения рабочей силы в товар. Анализ первоначального накопления собственности процессом насильственного отделения производителя от средств производства, за концепцией Карла Маркса.

    реферат, добавлен 14.04.2015

    Товар как предмет цепочки развития человека в процессе его существования. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре: абстрактный и конкретный труд. Закон стоимости, его функции в рыночной экономике и особые проявления в социальной сфере.

Рекомендуем почитать

Наверх