Скачать презентацию на тему рыбы реки тобола. Презентация для детей дошкольного возраста "Рыбы: какие они?". План реализации проекта

Комнатные растения 30.07.2021
Комнатные растения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Речной окунь Средний вес колеблется от 400 г до 3 кг Длина рыбы может превышать 1 метр, но средние размеры окуня обычно не более 30-45 см. В естественных условиях на этих рыб охотятся более крупные хищные рыбы, выдры, цапля и человек.

4 слайд

Описание слайда:

Щука Длина в среднем составляет 1 метр при среднем весе 8 килограмм. Отдельные особи вырастают до 1,8 м и обладают массой тела до 35 кг, причем самки обычно крупнее самцов. Весной, после вынужденного зимнего голодания,она бросается на все подряд и может долго преследовать жертву, пока погоня не увенчается успехом. Эта рыба прожорливая и неразборчивая в еде хищница, может съесть даже другую щуку, особенно маленькую.

5 слайд

Описание слайда:

Сом очень умная и хитрая рыба. Чтобы приманить добычу, он шевелит усами, имитируя движение червей, и при этом открывает пасть. При виде добычи сом втягивает в себя воду вместе с доверчивой добычей. очень жадная рыба. Он подбирает все съедобное, что только попадает в воду: проплывающую мимо утку, гнездо, висящее над водой, мелкую рыбешку, личинок, лягушек, ракушки, раков или случайно попавших в водоем птиц. Вес этой хищной рыбы может достигать 400 кг, а длина – 5 метров. В зависимости от места обитания цвет сома может быть от желтого до черного оттенков. опасный хищник, известны даже случаи нападения этой рыбы на людей.

6 слайд

Описание слайда:

Карась Часто золотых рыбок используют в качестве подопытных животных при поведении научных экспериментов. Например, они были первыми рыбками, побывавшими в космосе. У карасей сильно развито обоняние, поэтому они способны уловить в воде тончайшие запахи на значительном расстоянии. Этих рыб привлекают резкие запахи, поэтому рыбаки часто подмешивают к наживке чеснок, настойку валерианы и другие сильно пахнущие вещества. Вес не больше 2,5кг. В малокормных озёрах и прудах при перенаселении карась мельчает и даже в солидном возрасте не превышает в длину 10см

7 слайд

Описание слайда:

Ёрш Длина взрослой особи составляет 10 см. Вес - от 15 до 30 грамм. Большой ерш достигает в длину до 20 см и весит до 100 граммов Ёрш имеет множество шипов на плавниках. Питается обыкновенный ерш более мелкими рыбами, беспозвоночными, насекомыми, растениями, мальками, но главной его пищей являются раки. Весной он ест икру других рыб. Ёрш не любит речное течение, солнечный свет и теплую воду. В летний период рыба опускается на глубину до 2 метров. Возраст ерша определяется по количеству линий на чешуе. Самки могут прожить до 11 лет, а самцы до 7 лет.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Сельдь Как правило, максимальная продолжительность сельди составляет до 25 лет. Средние особи имеют длину тела до 35 сантиметров: на фото видно, что на звание самой крупной рыбы они не претендуют. Однако, некоторые особи могут вырастать в длину более 40–а сантиметров. Питается личинками морских рачков

10 слайд

Описание слайда:

Треска Рыба треска растет в течение всей своей жизни, и большинство рыб к 3 годам вырастают в длину в среднем до 40-50 см. Размеры зрелых особей трески зависят от ареала, самые крупные представители вида атлантической трески достигают 1,8-2 м в длину, при этом вес трески может составлять около 96 кг. Питается различными видами рыб: мойва, сельдь, сайка, сайра, килька, корюшка, а также молодые и некрупные особи собственного рода. Летом к основному меню добавляются криль и двустворчатые моллюски, у которых треска откусывает вытянутые из раковины ноги.

Презентация содержит краткую информацию о некоторых речных рыбах, легких в произношении для детей старшего и подготовительного возраста. Смотря на фото рыб и слушая рассказ учителя-логопеда (или дефектолога) можно давать сравниватьельные характеристики рыб по телу, виду плавников, размерам рыб.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к теме: Речные рыбы.

Река-место обитания многих рыб. В ней можно встретить ерша, карасей, окуня, сома и щуку.

Ёрш Длина взрослого ерша составляет 10 см и массой более 100 грамм. Спина рыбки серо-зеленого цвета с черными точками, бока - желтые, пузо - серое или белое. Окрас ерша зависит от места его обитания: в реках с чистым песчаным дном расцветка рыбы светлее, чем в илистых водоемах. Характерная особенность рыбки - колючий спинной плавник, состоящий из нескольких лучей. Основная пища ерша - циклопы, мелкие ракообразные, черви, пиявки. Орган чувств, с помощью которого рыбка охотится - боковая линия, с ее помощью даже в полной темноте ёрш может найти недвижимую добычу. Продолжительность жизни ерша редко достигает 7-11 лет.

Серебряный карась, в отличие от золотого, имеет серебристое брюшко, большее количество жаберных тычинок Грудные и брюшные плавники у золотого слегка красноватые, у серебряного - желтоватые или серые, как и все остальные плавники у особей обоих видов. Рот у карасей небольшой. Караси характеризуются большой неприхотливостью к качеству воды. Они встречаются как в больших и чистых озерах, так и в реках; часто заселяют тинистые пруды, тихие заводи речек, различные канавы, карьеры и даже заболоченные водоемы с кислой водой, где другие рыбы обитать не могут.. Они выносливы к низким температурам и не погибают в результате вмерзания в лед. На зиму, как и при временном пересыхании водоема, они закапываются в ил, где находятся все время без движения. Серебряные караси могут закапываться в ил после испуга на несколько минут.(ДО 10). Свои зимние убежища караси покидают лишь после таяния льда и достаточного прогрева воды. Золотой и серебряный карась

Карась золотой

Речной окунь

Большой Сом

Щука - озерно-речная рыба. Щука имеет удлиненное, цилиндрической или умеренно сжатое с боков тело. Большую относительно длины тела голову. Спинной плавник расположен в задней части тела, что позволяет быстро ускоряться и маневрировать в толще воды. Цвет сильно варьируется в зависимости от места обитания - спина обычно имеет зеленовато-коричневый оттенок, живот светло серебристый. Челюсти снабжены зубами ориентированными во внутрь пасти. Добычей щуки может стать практически все, что она способна схватить: водоплавающие птицы, зверьки, грызуны. Кормится щука в течение всего светлого времени суток. Чем крупнее щука, тем реже она питается. Щурята длиной от 15 до 60-70 мм питаются ракообразными, в первую очередь - рачками. Уже к июню двухмесячные щурята переходят на питание молодью других рыб.


Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Цель проекта: обобщить и расширить знания о рыбах.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;
  • развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-- поисковую деятельность.

Развивающие:

  • развивать воображение и творчество;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
  • развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;
  • развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  • активизировать и обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Коррекционные:

  • развивать умение говорить на выдохе (плавный речевой выдох);
  • развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Участники проекта:

  • дети 5-6 лет (старший возраст);
  • воспитатели;
  • учитель-логопед.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Информация, знания, впечатления полученные детьми полученные на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат:

  • сформировать у воспитанников представление о разнообразии обитателей водоемов;
  • закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде рыбы, способах ее передвижения и способах защиты от врагов.

План реализации проекта

Срок Деятельность педагогов Деятельность воспитанников Результат
Сентябрь - октябрь Подбор литературных произведений о рыбах Чтение, заучивание Оформление книжного уголка.
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий Рассматривание, обсуждение Организация фотовыставки
Подбор видеотеки «Обитатели водоемов» Просмотр, обсуждение видеоматериала Создание видеотеки
Беседа на тему: “Жизнь рыб” Составление таблиц-схем “Цепи питания” Выставка работ «цепи питания обитателей водоемов».
Сбор природного материала для продуктивных видов деятельности Сбор природного материала Панно «Рыбы» СЛАЙД 2
Изготовление дыхательного тренажера «Аквариум» Использование дыхательного тренажера на занятиях. СЛАЙД 3
Ноябрь-декабрь Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». Беседы по прочитанным произведениям Викторина по произведениям
Беседа “Зачем рыбке плавники и хвост?» Дидактическая игра “Чего не хватает”. Выставка рисунков «Волшебный мир рыб» СЛАЙД 4
Проведение серии логопедических занятий по теме: «Рыбы» Выполнение заданий логопеда в домашних тетрадях. Закрепление полученных знаний по теме.СЛАЙД 5,6
Январь-февраль Комплексное занятие «Золотая рыбка» Оригами и аппликация из листьев «Золотая рыбка» Выставка поделок СЛАЙД 7,8
Комплексное занятие «Разноцветные рыбки» Создание коллективной композиции (лепка) Выставка работ СЛАЙД 9
Март-апрель Беседа «Я с папой на рыбалке» Рассказы детей о рыбалке Оформление альбома «Ловись рыбка» СЛАЙД 10
Май Комплексное занятие «Морское дно» Создание коллективной композиции из природного материала (ракушки, камни) Выставка СЛАЙД 11
Беседа “Ах, лето!” Рассказы детей об отдыхе на водоемах (об обитателях водоемов), создание рисунков и текста к ним Оформление и выставка книг

Итоги проекта.

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.

  1. Дети имеют представление о внешнем виде рыб.
  2. Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
  3. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.

Литература

  1. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010
  2. Голуб В.Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
  3. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
    Для чтения О. Кригер «Золотая рыбка»
  4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгогрвд: Учитель, 2011. – 364 с.
    Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» с. 190
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.
    |Рисование по замыслу с. 55
    Лепка по замыслу с. 72
  6. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
    Беседа. Что мы знаем о рыбах? С. 158
  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
    Аппликация из цветной бумаги (коллективная) «Наш аквариум» с. 194 №90
    Лепка коллективная «Плавают по морю…» с. 180 №83
    Рисование коллективное по замыслу «Морская азбука» с. 178 №82
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
  9. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: - (Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39
  10. Петрова М. И. «Объемная аппликация» с. 33
  11. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет, Волгоград: Учитель, 2012

Приложение 1

Вопросы диагностической беседы.

Вопросы Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Где живут рыбы?
2. Каких рыб вы знаете?
3. Для чего рыбам нужны плавники и хвост?
4. Чем питаются рыбы?
5. Как вы понимаете пословицу «Без труда не вытащить и рыбки из пруда»
6 Можно ли сбрасывать мусор в водоемы? Почему?

Этот удивительный мир рыб

Руководитель: Дрютова Ирина Петровна

учитель начальных классов МБОУ ООШ с. Никольское



Задачи :

  • Более подробно изучить строение и жизнь рыб.
  • Познакомиться с особенностями этих животных.
  • Провести опыт по определению возраста рыб и исследование.

Результаты анкетирования:

Чаще всего ребята называли рыб, обитающих в наших водоёмах: щуку, окуня, плотву, леща и других. Но в ответах встретились и рыбы, не живущие в наших краях, например, акула, скат, желтокрылка и другие. Но в ответах были названы не только рыбы, а ещё и животные: кит, дельфин.


Вывод: анализируя ответы проведённой анкеты, я увидел, что учащиеся нашей школы допустили много ошибок, они мало знают информации о рыбах. Я решил более подробно изучить этих удивительных животных – рыб.


Изучение особенностей рыб

  • Ихтиология - наука о рыбах (по-гречески “ихтис” - рыба, а “логос” - слово, разум).
  • Рыбы – это животные, которые живут в воде. Их тело покрыто чешуёй , они дышат жабрами и имеют парные конечности в виде плавников.

Строение рыбы

ХВОСТ

ГОЛОВА

ТУЛОВИЩЕ

Тело рыб может быть голым , покрытым слизью , чешуей или панцирем (игла-рыба). Чешуя растёт вместе с рыбой.


Форма тела у рыб связана с условиями обитания.

Рыбы, живущие в толще воды (лосось), имеют, как правило, торпедовидную или стреловидную форму.

Донные рыбы чаще всего имеют уплощенную или даже совсем плоскую форму тела, например, камбала.

Виды, обитающие среди водных растений, камней и коряг, имеют сильно сжатое с боков тело, как у леща или змеевидное, как у угря, тело, что обеспечивает им лучшую маневренность.


Питание рыб

По питанию всех рыб можно разделить на несколько групп:

  • растительноядных
  • животноядных
  • хищных, питающихся рыбой.

Наиболее прожорливыми являются растительноядные рыбы.

Чисто растительноядных рыб в наших водоемах нет. Плотва, карась, линь наряду с растительной пищей потребляют животную пищу.


Размножение рыб

Большинство рыб размножаются, вымётывая икру, но есть рыбы и живородящие. Например, рыбки гуппи и акулы.

Есть очень интересные рыбы, которые для своего потомства делают гнёзда. Мне известны, живущая в Ладожском озере, колюшка. А ещё строит гнездо рыба гурами.


Среда обитания.

Рыбы живут в

прудах ручьях реках озёрах морях океанах

От среды обитания зависит и окраска рыбы. У рыб спинка тёмная, а брюшко светлое, значит, они будут мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху. А если блестящая серебристая окраска боков и брюшка, то это делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.


Опыт «Определение возраста у рыб»

Тело рыбы снаружи покрыто чешуей, которая защищает тело рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни рыбы.

Существует несколько способов определения возраста у рыб:

  • по чешуе,
  • по жаберной крышке,
  • по срезу костей и другие.

Я определял возраст рыб по чешуе с помощью микроскопа.


Я промыл, как следует чешую.

Дал ей высохнуть.

Отполировал её наждачной бумагой.

Положил на предметное стекло микроскопа и начал разглядывать.

Я увидел у рыб одно большое кольцо и много маленьких, значит нашим рыбам только 1 год.

Вот так выглядит чешуя под микроскопом.


Исследование 1. «Сравнение рыб реки Воронеж озера и реки Сетьма»

  • Гипотеза : «Считается, что размеры водоёма ограничивают максимальные размеры рыбы, которые она может достигнуть. Чем больше водоём, тем крупнее в нём обитает рыба».
  • Доказательство :

Взял две рыбы – плотвы. Одна рыбы была поймана в реке Воронеж, а другая в речке нашего села – Сетьмы.

Возраст рыб был одинаков – 1 год. А вот размер рыб был разный.


Рыба, выловленная в реке Воронеж

Длина от головы до хвоста

Рыба, выловленная в реке Сетьма

Длина тела

Ширина тела

Ширина хвоста

Вывод: Таким образом, я увидел, что гипотеза оказалась верной.

Экспериментально доказано, что главным фактором является, не столько объём водоёма, сколько развитие кормовой базы и качество воды. Значит, чем больше в водоёме корма, тем крупнее вырастает рыба.


  • Для этого исследования, я с папой отправились на рыбалку на наше озеро. Нам удалось поймать таких рыб:
  • Плотву
  • Окуня

  • Мой вопрос: «А как можно помочь рыбам зимой?»
  • Учитель мне посоветовала, чтобы для рыб поступал воздух, бурлить лунки, а потом в эти лунки кидать корм. Так я и делал.




Заключение

Проведя своё исследование, я научился:

  • определять возраст рыбы;
  • могу рассказать строение рыбы, место обитание;
  • узнал интересные факты о размножении рыб.

Мой вывод:

рыбы – часть живой природы, это очень интересные и удивительные существа. Они нуждаются в нашей защите. Вода – среда обитания рыб. Без неё не сможет прожить ни одно живое существо. Нужно, чтобы люди не загрязняли водоёмы, не вылавливали редких рыб и не занимались браконьерством!


Рекомендуем почитать

Наверх