Русалки: миф или пугающая реальность? Русалка. Правда ли, что настоящая русалка существует? Я хочу узнать кто такие русалки

Декоративные 05.03.2024
Декоративные

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских - mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами» .

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

Мифологический образ

Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Образ жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы ») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками

Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!»

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки - нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин . Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы . Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).

В качестве гребней русалки используют рыбьи кости . К сходному разряду водных духов относится «шишига» - голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы . Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем . В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров . Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи - питаются различными травами и ягодами . По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» .

Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».

Русалка в народном календаре

По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Семик или Троицу выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту так называемую «русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг - «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей .

Нрав русалок

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.) , на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни» ; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться .

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями .

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои» .

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»

Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев .

Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!» Смоленские - качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки» .

В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут . В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.

«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса» . Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать» . Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их» .

Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Домашние русалки

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам» .

Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, - тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало - больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6

Русалки в античной и западной традиции

Алтарь Домиция Агенобарба.

Германская русалка-ундина

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены , персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia .

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии , который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» () популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки - человекоподобные тюлени , имеющие некоторые сходства с русалками.

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк .

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли её к себе. Они научили её носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту , но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, её похоронили по христианскому обычаю. Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond ) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

XVII век

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде . Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре , якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида , наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев , где над ним производили обряд экзорцизма . В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео , в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря ». Прожило на суше чуть больше четырёх дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.

XIX век

Гравюра, 1826

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.

Объяснения явления

Падшие ангелы

Оптическая иллюзия

Галлюцинации

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология »), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую . Примерами подобного заболевания могут служить псориаз и ихтиоз .

Мистификация

Неизвестные науке антропоморфные существа

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум , якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом , как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой , чёрной и жёлтой рас .

См. также

  • Нингё - русалка в японской традиции.

Примечания

  1. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 125
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  3. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 162-164, 172, 297, 301.
  4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133, 208
  5. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133
  6. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  7. Смирнов И. Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989, стр.254, 481-484. ISBN 5-253-00598-6
  9. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 164
  11. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 33, 165
  12. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  13. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3-4 С. 439-441
  14. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  15. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 146
  16. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  17. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132
  18. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181
  19. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  20. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183
  21. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  22. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  23. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 168
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139-140
  25. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  26. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526
  27. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 193

Вместо ног. Кожа у них белоснежно-белая. Русалки обладают мелодичным и гипнотизирующим тембром голоса. Согласно преданию, ими могли стать девушки, которые погибли до замужества или по причине разбитого любовью сердца, а также маленькие некрещеные или по каким-то причинам проклятые дети. На вопрос о том, кто такие русалки, некоторые мифы дают ответ, что они являются дочками Водяного или Нептуна и относятся к

Происхождение названия

Русалки предпочитают не только соленую морскую воду, но комфортно себя чувствуют в пресной озерной. Предположение о том, кто такие русалки и каково происхождение их названия, основывается на этимологии слова «русло» - имеется в виду излюбленное место русалок. Называют этих мифических созданий по-разному: нимфы, сирены, купалки, чертовки, ундины, вилы.

Легенды о русалках

В старину люди считали, что общение с русалкой - довольно опасная штука. Сначала она привлекает к себе прекрасным мелодичным голосом, а потом щекочет до обморочного состояния и уносит в пучину. Бытует предположение, что русалки ненавидят каленое железо, поэтому, уколов эту речную нимфу иголкой, можно спасти свою жизнь.

Объектом интереса русалок всегда были мужчины. Считалось, что маленьких детей они не трогали, а иногда помогали заблудившимся малышам найти дорогу домой. По своей прихоти могли утопить или, наоборот, спасти попавшего в беду человека. Также морские красавицы любят яркие вещи, которые могут украсть или попросить. Живут русалки дольше людей, но они все же уязвимы, хотя раны на их теле заживают достаточно быстро.

Среди русалочьих игр стоит упомянуть запутывание рыбацких сетей, вывод из строя топление лодок. Наиболее активны эти вредные создания во время «русалочьей недели» в июне, в старину так называли Троицкую неделю. Самым опасным считается четверг, когда купаться в одиночку и вечером себе дороже.

Есть ли доказательства существования русалок?

Вопрос о том, кто такие русалки и существуют ли они в действительности, будоражит людское воображение уже довольно долгое время. Хотя многие отрицают возможность существования таких существ, как русалки, единороги, вампиры, кентавры, все же есть в человеческом сознании вера в чудеса. Тем более что всем известная поговорка «Нет дыма без огня» заставляет задуматься о возможности существования таких существ. Ведь в фольклоре различных народов мира имеется огромное количество историй об обнаженных обольстительницах с рыбьим хвостом.

С приходом христианства, появилась идея появления души у русалки, если она навсегда откажется от моря и будет жить на суше. Такой выбор был довольно сложен, редко кто на него решался. Есть одна грустная история о шотландской русалке из VI века, которая полюбила одного священника и молилась о приобретении души, но даже мольбы самого монаха не переубедили морскую красавицу предать море. Серо-зеленые камни на берегу острова Ионы до сих пор называют слезами русалки.

Прекрасные и ужасные

Основным источником рассказов про русалок были мореплаватели. Даже скептик Колумб поверил в их реальность. Когда он путешествовал в районе Гвианы, то, не представляя, кто такие русалки, повествовал, что собственными глазами лицезрел трех необычных, но почему-то мужеподобных, существ с хвостами, как у рыб, развлекавшихся в море. А может это просто сексуальные фантазии, тоска и неудовлетворенность в любви и ласке месяцами путешествовавших мореплавателей? Тогда рассказы о недоступных и манящих морских обольстительницах вполне объяснимы, и, глядя на тюленей, они представляли себе голых полуженщин, заманивающих их волшебным пением.

Вопросом о том, кто такие русалки и существуют ли они вообще, интересовался даже Петр I. Известно его обращение к священнослужителю Франсуа Валентину из Дании, который описывал одну сирену из Амбойны, вблизи Пятьдесят человек тому были свидетелями. Он утверждал, что если и стоит верить каким-либо историям, то только об этих чудесных созданиях.

Верить или не верить?

Подобно современным историям об инопланетянах, слухи о русалках быстро распространялись после очередного Нет точного определения, объясняющего однозначным образом, кто такие русалки. Фото, которые существуют, не дают 100 % гарантии подлинности. Вызывающие интерес морские создания не всегда описывались как обворожительные нимфы, иногда это были довольно неприятные и безобразные создания с большими ртами и торчащими наружу острыми, как шипы, зубами.

В Средневековье многие европейские церковные здания были декорированы выточенными фигурками ундин. Немногие, конечно, могут честно признаться в своей вере в их существование, но все же истории о русалках продолжают будоражить людское воображение.

Русалки в мифах восточных славян

Ответ на вопрос о том, кто такие русалки и как они появились, может дать восточнославянская мифология. Русалками могли стать не только некрещеные младенцы, но и девушки, покончившие свою жизнь самоубийством или находившиеся в положении. Процесс родов проходил уже в загробном мире. В восточной мифологии воображаемый образ русалки описывался в виде нагой или в белой рубашке, вечно юной и невероятно красивой девы с длинными волосами цвета болотной тины и венком на голове. Одновременно можно найти в народных поверьях страшный и безобразный образ этого мифического персонажа. Кто такая русалка? В мифологии восточных славян она представлялась как чрезмерно тощая или, наоборот, с крупным телосложением, большой грудью и растрепанными волосами. Эта демоническая нимфа была всегда бледная, с холодными длинными руками.

Обитали русалки в глубоких водоемах и болотах, а определенные источники указывают, что они могли прятаться также на облаках, под землей и даже в гробах. Там они находились целый год, а во время Троицкой недели, когда наступало время цветения ржи, выходили порезвиться и становились видимыми для народа.

Чем грозит знакомство с русалкой?

Кто такая русалка и что она делает, можно узнать в старинных былинах, согласно которым они не переносят молодых особ женского пола, а также пожилых людей. А вот деток и молодых мужчин привлекают обаянием и могут запугать до смерти, а могут, наигравшись, отпустить восвояси. Следует опасаться их очаровательного голоса, обладающего гипнотическими свойствами. Человек может несколько лет стоять неподвижно, слушая русалочье пение. Предупредительным сигналом такого пения является звук, напоминающий стрекотание сороки.

Соблазнившись на неземную красоту русалки, можно навеки остаться ее рабом. Народ верил, что тот, кто познал любовь ундины или вкусил хоть раз ее поцелуй, в скором времени серьезно заболеет или наложит на себя руки. Спасти могли только специальные амулеты и определенное поведение. Увидев русалку, нужно было перекреститься и нарисовать воображаемый круг защиты. Также спасти могли два крестика на шее, спереди и сзади, так как русалки имеют обыкновение нападать со спины. Можно было также попытаться отмахнуться от злодейки или ударить палкой по ее тени. Согласно старинному поверью, русалки ненавидят запах крапивы, полыни и осины.

Русалочка из сказки

Заводя разговор на тему русалок, невозможно не вспомнить сказку Ганса Христиана Андерсена. Смелая Русалочка спасает жизнь принца во время ужасного шторма, а затем производит обмен со злой колдуньей, потеряв при этом свой волшебный голос и обретя возможность ходить. Каждое движение приносит нестерпимую боль, но все равно без своего голоса она не в состоянии покорить принца. В итоге она проигрывает сражение и превращается в морскую пену.

Мультфильм от Уолта Диснея про русалочку Ариэль имеет более оптимистичную концовку: «они поженились и жили долго и счастливо». Эти так полюбившиеся сказочные истории вплели в себя множество элементов из повествований об этих существах. Это и пленительный голос, и возможность выбора суши или моря, а также запретные романтические отношения между человеком и русалкой. В остальном, конечно, это художественный вымысел, но все же в результате сложился положительный образ хвостатой красавицы.

Волшебные сирены являются популярными героями в фольклоре различных народов и культур, и интерес к тому, кто такие русалки, не угасает в настоящее время.

Русалки миф или реальность. Случаи встреч

Русалка как правило изображается, как девушка с рыбьим хвостом, но у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а порой еще и играет на арфе. Кроме русалок существуют и «русалы» иногда такие же романтичные, а временами вспыльчивые и гневные. Русалки любят погреться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Они встречаются не только в морях, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России - в омутах.

Неизвестный корреспондент пишет: «В том году мы отдыхали на Азовском море. Один раз я, 12-ти летний мальчик, шел по пояс в воде, минуя отмели и углубления, которые плавно чередовались, и внезапно провалился в подводную яму. Я нырнул, что бы посмотреть, что это за яма, и… лицом к лицу столкнулся с небольшим зеленым человечком!

Он отдыхал, лежа на песчаном дне. Глаза у него были несоразмерны лицу - большие и очень выпуклые. Он поднял веки, наши взгляды встретились и оба вздрогнули. Человечек махнул рукой и нечаянно поцарапал мне живот своими длинными ногтями. Мы оба рванулись в разные стороны. Он - вглубь, а я - вверх. Перепуганный насмерть, примчался я домой и больше ни разу не вошел в море в том году. больше зеленого человечка я не встречал».

Это далеко не первое свидетельство наблюдения в воде человекообразного существа.

1610 год – англичанин Г.Хадсон увидал русалку недалеко от берега. У нее была белая кожа, а на голове - длинные черные волосы. Моряки прошлых столетий так часто встречали русалок, что попросту отмахнуться от их рассказов ученым было невозможно.

Вот что написал известный английский путешественник мореплаватель Генри Гудзон, в начале XVII столетия: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидал русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины… Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда русалка нырнула, мелькнул ее хвост, походивший на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели».

В начале XVIII столетия в одной книге поместили изображение русалки с такой подписью:

«Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину полтора метра, телосложение похожее на угря. Прожило существо на суше четыре дня и 7 часов в бочке с водой. Временами издавало звуки, напоминавшие мышиный писк. Предлагаемых моллюсков, крабов и морских раков есть не стало…»

Почему-то более часто русалок встречались в Шотландии. В XVII столетии в «Абердинском альманахе» утверждали, что путешествующие в этих местах «непременно увидят прелестную стайку русалок - изумительно красивых созданий».

1890 год – учитель Уильям Монро (Шотландия) увидал на пляже существо, на голове которого «были волосы, лоб выпуклым, лицо пухлым, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Груди и живот, руки и пальцы того же размера, что и у взрослого человека; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличия перепонок».

1900 год – с русалкой, у которой были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза, ростом с человека, повстречался некий Александр Ганн. Через 50 лет в тех же местах русалку увидели две девочки. По их описанию, она в точности была похожа на русалку, которую видел Ганн.

1957 год – существо, похожее на русалку, даже запрыгнуло на плот путешественника Эрика де Бишопа. Руки этого странного существа покрывала чешуя.


В России жители одной деревушки возле Ведлозера в Карелии с давних времен замечали в нем водяных существ полутораметрового роста с круглой головой, длинными волосами, белыми руками и ногами, но коричневым туловищем. Увидев рыбаков, они ныряли под воду. Эти водяные описаны в книге С. Максимова, которая вышла в 1903 г.

Частота встреч с русалками начала снижаться после эры великих географических открытий и уже в наше время упала почти до нуля. Морские люди вымерли, и, вероятно, произошло это относительно не так давно - в середине или конце XIX столетия. Причина- усиление рыболовства и загрязнение вод. Шансов на то, что где-то в теплых бухтах южных морей мы еще повстречаем последних представителей русалочьего племени, не больше, чем на встречу со в Гималаях или с динозавром в Конго.

Жанна Железнова из Петрозаводска рассказала вот о таком случае:

«В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.

Это произошло во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат отстал от своего взвода, чтобы догнать его, шел по лесной дороге. И вдруг увидел, на этой дороге лежит человек. Он побежал к нему, и когда добежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что - понять невозможно. С виду мужчина с бородой, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Солдат перевернул его на спину, увидал, что у него лицо человеческое, хотя и нельзя назвать его красивым, но и безобразным не назовешь.

И этот чешуйчатый начал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, вероятно, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и в скором времени увидал небольшое лесное озеро. Отволок туда чешуйчатое существо, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощание солдату рукой помахал».

В исландской хронике XII столетия запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую увидели у берегов Гренландии. У нее было ужасное лицо, широкий рот и два подбородка. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II (50-80-е годы XII века) рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и ел как сырую, так и вареную рыбу. Он сбежал в море через два месяца после поимки.

1403 год – после шторма в Западной Фрисландии обнаружили русалку, запутавшуюся в водорослях. Ее одели и кормили обыкновенной пищей. Она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не начала говорить. Она часто предпринимала безуспешные попытки к бегству обратно в море и умерла после 14-ти лет жизни среди людей.

Эти и другие подобные свидетельства долго поддерживали веру в существование человекоподобных морских существ. Скорей всего, за русалок принимали тропических ламантинов, небольших китов, котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, вовсе не напоминают людей, но в воде их позы и крики бывают порой очень «человеческими»…

1723 год, Дания – была учреждена специальная Королевская комиссия, которая должна была внести полую ясность в вопросе о существовании русалок. Во время поездки на Фарерские острова с целью сбора информации о русалках члены комиссии встретили русалку-мужчину. В докладе было указано, что у русалки «глубоко посаженные глаза и черная борода».

1983 год – американский антрополог из Университета Виргинии Рей Уогнер рассказал одной ричмондской газете, что в южной части Тихого океана, неподалеку от острова Новая Гвинея, он дважды видел существо, чем-то напоминающее человека. Уогнер объяснил, что при помощи новейшего подводного видеооборудования ему удалось установить, что существо, которое он увидел, было морской коровой. В большинстве известных случаев, считает он, русалки были не чем иным, как тюленями, бурыми дельфинами, ламантинами или морскими коровами. Но Уогнер не утверждает, что русалки вовсе не существуют.

Приведем случай невероятной встречи. Сообщение о нем получила одна из московских редакций в ответ на публикацию статьи на тему реальности леших и русалок. Говорилось об одной разновидности - болотнянике.

В военные годы Иван Юрченко жил в деревне Николаевка, в одной из северных областей европейской части России, учился в начальной школе. Школа отправляла учеников полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню. Там сразу же за полем начинались болота. Возле болот находились сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевки, постелили на нары сено. Как-то утром, придя на прополку, ребята зайдя в сарай заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста, как видно ночевавших в сарае той ночью. Они удивились росту людей, поговорили по этому поводу и принялись за работу.

Ивану захотелось оправиться и он отошел с поля к болоту. И вот на болоте за кустами он увидел двух неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то, что они были черными, на головах у них были длинные волосы, в плечах были очень широкими. Рост не мог определить, так как мешали кусты. Иван очень испугался и, крича, побежал к своим товарищам.

Узнав, что кто-то есть на болоте, побежали в деревню к коменданту (комендатуры в то время существовали для ссыльных) и председателю колхоза. Те, вооружившись наганом и ружьем, с ребятами отправились к месту происшествия. Неизвестные черные люди ушли в глубь болота и из-за кустарников смотрели на людей. Никто из местных жителей не решался продвинуться вперед.

Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные оскалили белые зубы (что в особенности бросалось в глаза на черном фоне их лиц), начали издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. После этого, как показалось Юрченко, они присели или погрузились в болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, как видно, самца огромного роста и самки поменьше, можно было рассмотреть и следы больших грудей.

Так известно ли нашим современникам о подобных существах? Или это единственный непонятный случай?

Вот еще такое письмо.

«В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке Балабановск в Западной Сибири. Заготовляли лес в зимнее время, а весной сплавляли по реке Карайга. Местность кругом болотистая, летом мы собирали там грибы и ягоды. Много там и озер. В 20-ти км от участка находится озеро Порасье. На него-то четвертого июля мы и пошли: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова.

По пути дед рассказал, что озеро это торфяное и незадолго до революции оно высохло, дно загорелось от молнии и горело на протяжении целых 7-и лет. После вода вернулась, и теперь на озере много плавучих островов. Их называют „кымья“. Пока погода стоит хорошая, кымья у берега, но если отходят на середину озера - жди дождей.

На месте мы были уже в одиннадцатом часу вечера. Наскоро натянули два полога и тут же втроем свалились от усталости. А дед отправился ставить сети.

Когда мы поутру проснулись, уха была уже готова. Рыбы в сети поймалось много, загрузили целиком повозку. И тут я увидела, что неподалеку за деревьями виднеется еще одно озеро. Спросила о нем старика, но он рассердившись на меня буркнул: «Озеро как озеро…» Больше ни о чем спрашивать я его не стала, но Алексею и Татьяне все рассказала. Выбрав момент, когда дед пошел осматривать дальнюю сеть, мы побежали к тому озеру, благо до него было всего метров 200. Вода в нем оказалась настолько чистой, что все камешки на дне было видно. Таня и Алексей захотели искупаться, я же лишь сняла платок и положила его на какую-то корягу у берега, а сама присела рядом.

Алексей уже зашел в воду и звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и кинулась в лес. Я посмотрела на Алексея, который стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидала, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею подплыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица.

На меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнув, вскочила, и потащила его за волосы из воды. Увидела, как при этом зло сверкнул взгляд русалки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду.

Мы и опомниться не успели, как дед очутился рядом. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и лишь после этого облегченно вздохнул. Я и не подозревала, что наш сторож-человек верующий…

В том же году в декабре меня перевели на другой участок, и постепенно тот случай начал забываться. Но через 9 лет я вдруг получила письмо от старика, в котором он писал, что тяжело болен и вряд ли поднимется. Я взяла отпуск на три дня и отправилась к нему. Мы проговорили всю ночь, тогда-то старик мне и поведал одну историю.

Лет 40 назад, молодым парнем, он работал десятником. Как-то раз пошел в лес за жердями. Тогда впервые и оказался на том самом озере. Захотел искупаться… и завладела им русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но, на счастье, вспомнил благословение матери… И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью, и невероятной силой оттолкнула его…
Только тогда я поняла, почему старик так не хотел пускать нас на то озеро».

На протяжении веков русалки захватывали воображение как моряков, так и обычных людей, увлечённых идеей существования скрытых под волнами людей-рыб. Тем не менее, представления о природе этих подводных обитателей довольно сильно менялись в течение многих лет. Даже при том, что фантастические существа - явно беллетристика, по всему миру всё ещё есть места, где вы можете в той или иной форме нанести визит русалкам, независимо от того, являются ли они подделками Барнума, резвящимися ламантинами, которые первыми вдохновили на создание мифа, или даже южнокорейскими глубоководными ныряльщицами, которых называют русалками....

Русалки существуют по всему миру!

1. Храм Теншо-Киошо. Фудзиномия, Япония

Если верить легендам, окружающим этого отвратительного маленького гоблина, находящегося в Храме Теншо-Киошо в Японии, это может быть самая старая русалка. Как гласит история, этому существу 1400 лет. Однажды оно появилось перед местным князем, утверждая, что когда-то было обычным рыбаком, который был проклят после рыбалки в заповедных водах. Русалка, как говорят, попросила князя построить храм, как напоминание о своей ошибке, и выставить его проклятый труп на всеобщее обозрение. Однако это, скорее всего, просто отвратительное чучело.

2. Бассейн сточных вод электростанции Биг-Бенд. Аполло Бич, Флорида

Возможно, одно из самых неожиданных мест, где можно увидеть так называемых русалок - это бассейн сточных вод Флоридской электростанции. Широко распространено мнение, что мифы о русалках появились в результате наблюдений за ламантинами, поскольку выпуклые, мясистые морские коровы изящно плавали ниже уровня волн. Большая группа животных продолжает делать это и сегодня вблизи Флоридской электростанции, поскольку горячие сточные воды создают комфортные условия для существ, которые, с определённой точки зрения, являются, безусловно, своеобразными непривлекательными русалками. Здесь запрещены контакты с животными, даже весит знак, но никого это не останавливает.

3. Фиджийская русалка в Музее природы, Графтон, Вермонт

Эта классическая фиджийская русалка, находящаяся в причудливом Музее природы Вермонта, стала, по всем признаком, массовым обманом. Страшное чудище имеет все признаки гибрида Ф.М. Барнума. Фактически это сшитые вместе хвост рыбы, высушенное тело человека, вперемешку с неизвестными частями тел животных. Хотя "человеческая" половина - это скорей всего обезьяна. В отличие от многих фиджийских русалок, у этого экземпляра есть усы, хотя трудно сказать, являются волосы на лице гендерным показателем в физиологии поддельной русалки. Следует отметить, что этот экспонат находится в хранилище в подвале музея, но время от времени его выносят.

4. Русалки Чеджу. Чеджу-си, Южная Корея

В отличие от других существ в этом списке, эти южнокорейские «русалки» на самом деле обычные женщины, которые получили прозвище благодаря своим способностям. В соответствии с местными традициями, женщины с острова Чеджу-си всегда занимались подводной ловлей. К сожалению, традиционная практика близка к вымиранию из-за того, что молодое поколение покидает остров, чтобы работать в крупных городах. В результате, всем этим "русалка" за 50 и это ещё больше удивляет.

5. Банфийский водяной. Банф, Канада

Хотя он и считается водяным, глядя на него, вы вряд ли с этим согласитесь. Этот водяной очень близок по типу к фиджийской русалке. Этот водяной-русалка находится в канадском магазине и про него известно, что он был либо приобретен, либо, скорей всего, создан владельцем магазина, Норманом Люкстоном. Монстр с жуткой гримасой довольно далёк от легенды о прекрасной русалке, но любят его ничуть не меньше.

6. Вики Вачи. Вики Вачи, Флорида

Флоридский «Город Русалок», вероятно, больше всего соответствует идеализированной западной версии морских дев во плоти. Начиная с 1947 года, крошечный город с населением, выражающимся однозначной цифрой, стал родиной живого шоу русалок, где женщины с блестящими хвостами плавают в гигантском аквариуме, который питается из природного источника. Мэр маленького города тоже бывшая участница шоу, что делает Вики Вачи, возможно, единственным городом в мире, который управляется русалкой.

7. Русалочка. Копенгаген, Дания

Это, конечно, квинтэссенция русалки, по которой большинство судит обо всех других русалках. На создание знаменитой статуи в Копенгагене автора вдохновила сказка ​​Ганса Христиана Андерсона о миловидной русалке, влюбившейся в поверхностный мир. Статуя отражает образ русалки, какой знает их западное общество. Красивая молодая девушка на поверхности, и молчаливая рыба в родной подводной стихии. Классика.

Приветствую! Сегодня хочу поговорить с Вами на очень интересную тему: существуют ли русалки! На тему существования оборотней читайте в этой статье:

Конечно же мы их не однократно встречали в мультфильмах, в сказках и т.п. Мы знаем из выше перечисленных источников, что русалки — это девушки с рыбьим хвостом, которые обитают в подводном мире. Из мультфильма «Русалочка», а так же из сказок мы знаем, что они довольно-таки милые и симпатичные существа. Так ли это? И существуют ли они на самом деле и как они выглядят? Давайте разберёмся, кто же они?

Если верить приданию, то русалки это погибшие не замужние девушки, либо которые погибли от несчастной любви, наложившиеся на себя руки. А еще могли быть детьми беременных девушек, которые погибли и рожали уже в загробном мире. А также ими могут быть проклятые или не крещенные дети. Согласно мифам они считаются дочерьми Водяного или Нептуна. Из ходя из этого можно сказать, что они относятся к нечистой силе. Они имели зелёный цвет волос, длинные руки и рыбий хвост.

Какова же легенда

Из мифов известно, что русалки обладают специфическим голосом, которым привлекают, гипнотизируют, а потом уносят в недры вод. Поэтому общаться с ними было опасно. Спасались от них, уколов каленой иглой, так как они боялись коленного железа.

Основным объектом для охоты были мужчины. На детишек они не нападали, а наоборот помогали заблудившемуся ребёнку найти путь домой. Если человек попал в беду, то они сами решали, по своему усмотрению, кому помочь, а кого оставить


Русалки очень сильно любят носить яркие и красивые вещи, могут их украсть, а могут просто попросить поносить. Что касается их жизни, то живут они дольше, чем человек, довольно-таки уязвимые, но раны затягиваются быстро.

Что касается развлечения. Развлекаются они довольно жёстко. Топят рыбацкие лодки, путают сети, ломают водяные мельницы. Особенно они опасные в «троицкую» неделю, в старину её называли «русалочной». Самым опасным днём был четверг, не желательно было ходить на речку и купаться одному.


Из исторических источников известно, что русалки не любят молодых девушек и стариков. А молоденьких парней и детишек, просто обожают. Завлекают их своим гипнотизирующим голосом, а наигравшись отпускали, либо запугивали до смерти. Говорят если она поёт, то человек рядом с ней стоявший, может стоять и не шевелиться годами, пока она поёт. Также они обладают не земной красотой, и поэтому если мужчина влюблялся в неё, то становился вечным её рабом. Их поцелуй смертельно опасен, после её поцелуя, человек вскоре заболевал смертельной болезнью, либо совершал суицид.

Ну кто они такие Вы узнали, а вот существуют ли они в реальной жизни? Этот вопрос мучает человечество по настоящее время.


Доказательство

Говорят, что Колумб во время своего путешествия, видел как три женщины с хвостами развлекались в море. Самого Петра первого мучил вопрос, о их существовании. И он говорил, что они существуют.

Все кому с ними якобы приходилось встречаться, по разному их описывают. Одни говорили, что они обворожительные красавицы с рыбьими хвостами. Другие же наоборот утверждали, что они чудовища с длинными клыками.

В одном журнале — «Gentleman’smagazine», печаталась статья, что не по далеку от британского городка Эстерн, было поймано не понятное существо с туловищем человека и хвостом заместо ног. На теле его были чётко видны следы от ударов палками. Событие происходило в 1737 году.


С спустя немного времени в журнале «Scot’smagazine» писали, что двух русалок, поймали около острова Маврикий. Зажарили на костре и скушали. По этим слухам было установлено, что их мясо похоже на телятину. События развивались в 1939 году.

Из газеты города Бостона, узнали, что в 1881 году на одном из побережья были найдены останки женского тела, по описанию они были похожи на русалок, так как имели хвост .

Советский Союз, тоже не отстал от таких событий, и был свидетелям. Событие происходило в 1982 году на Байкале. Когда водолазы погрузились в глубину моря, то заметили высоких существ. И хотели их поймать, но тут же их выбросило на поверхность воды из — за силового импульса. Позже как выяснилось, все водолазы заболели кессонной болезнью. Троих так и не удалось спасти, а остальные остались инвалидами.

Рекомендуем почитать

Наверх