Роль причастий в речи. Употребление причастий и деепричастий в речи I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы

Своими руками 30.07.2021
Своими руками

Тема урока: «Роль причастий и деепричастий в речи».

Цели:

Воспитательные.

1. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, донскому краю, совершенствование работы в коллективе.

Развивающие.

1.Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать и обобщать.

Образовательные.

1. Активизировать знания по темам «Причастие» и «Деепричастие».

2. Совершенствовать навык отличия причастий и деепричастий от других частей речи.

3. Формировать умение находить причастия и деепричастия в тексте и определять их роль в тексте.

4. Развивать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность. Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, п ривитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие».

Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация знаний, развитие речи.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, дидактический раздаточный материал, толковый словарь, учебник

Ожидаемый результат: выявлена роль употребления причастий и деепричастий в речи.

Ход урока.

1.Мотивационный этап… (Звучит музыка Фредерика Шопена «Зима»)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день: первый день зимы.

Зимушка стучится к нам в дверь, и мы, встречая её, на уроке будем говорить о зимних днях, зимнем настроении, зимнем пейзаже. Посмотрите в окно и улыбнитесь первым снежинкам, таким трогательным и робким. А сейчас запишите число: « Первое декабря».

2. Актуализация знаний. Подведение учащихся к изучению темы. Слайд №1

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о необычных словах. В определении темы нам помогут высказывания лингвистов, поэтов, писателей, в которых пропущены ключевые слова.

Прочтите высказывания и попытайтесь восстановить ключевые слова и словосочетания.

    « Часть речи, …., в образе прилагательного (причастная к глаголу). В.И Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»;

    « Сии... имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе... силу»; М.В. Ломоносов (глагольные, имени и глагола);

    «…необходимо изучать живой язык, наблюдать за тем, как пользуются люди в своей речи … и …. (причастиями и деепричастиями). Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, известный языковед);

Учитель. Ребята, так каким же словам посвящены эти фразы? Давайте определим тему нашего урока и запишем её на доске и в тетради.

А теперь с помощью слов – подсказок сформулируйте цели урока: Слайд №2

- повторим … (сведения о причастии и деепричастии)

- научимся … (употреблять причастия и деепричастия в речи)

- узнаем … (какова роль причастий и деепричастий в речи)

- проверим … (умения использовать причастные и деепричастные обороты в речи, правильно расставляя знаки препинания)

Как вы думаете, почему эти слова многие учёные называют необычными? (сочетают в себе признаки 2 частей речи: причастие – глагола и прилагательного; деепричастие – глагола и наречия)

А хорошо ли вы знаете эти признаки, мы сейчас проверим.

Работа в парах. Составление опорных схем: Слайд №3

1 парты – кратко сформулируйте основные признаки глагола и прилагательного у причастия.

2 парты - кратко сформулируйте основные признаки глагола и наречия у деепричастия.

3 парты – знаки препинания при причастных оборотах.

4 парты – знаки препинания при деепричастных оборотах.

Учитель. Что и с какой целью мы повторили?

Вывод: мы повторили морфологические признаки причастия и деепричастия, чтобы научиться правильно разбирать морфемно эти слова. А также ЗП при причастных и деепричастных оборотах, чтобы не допускать пунктуационных ошибок.

Слайд №4

1.У вас на столе лежат таблицы со словами. Внимательно прочитайте данные слова и назовите части речи, признаки которых имеет причастие? (Красивый, синеет)

2. А теперь назовите части речи, признаки которых имеет деепричастие? (Высоко, синеет)

3. И следующее задание: в соответствующие словам столбцы проставьте крестики, но лишь там, где есть причастие или деепричастие. Если вы правильно выполните задание, то сразу же получите за него оценку. Соедините крестики и выставьте ее себе. У кого не получилось, не расстраивайтесь, у вас еще будет время все повторить и исправиться.

(Самопроверка).

2 3 1

мигая

блестящий поскрипывая

украсивший

красивый высоко

заблистав

переливаясь заколдованный

синеет

морозный наклонившись

засыпав

сверкающий побелевший

Поднимите руку, кто на «отлично» справился с заданием?

3. Лингвистический эксперимент. Слайд №5

Учитель. Ребята, так давайте подумаем, в каких же ситуациях и как часто мы употребляем в речи, например, деепричастия. Какова их роль в предложении? Чтобы ответить на этот проблемный вопрос, предлагаю провести лингвистический эксперимент .

Запишем на доске и в тетради предложение:

Лёгкие снежинки грациозно кружились в танце и медленно опускались на землю.

Какие ИВС использованы в предложении? (Эпитет, метафора)

Определите роль глаголов в предложении. (Указывают на смену действий)

А теперь, внимание! Давайте выполним следующее задание:

Заменить деепричастиями

1 вариант - первый глагол

2 вариант – второй глагол

Исправленный вариант: Слайд №6

1 вариант. Лёгкие снежинки, грациозно кружась в танце, медленно опускались на землю.

2 вариант. Лёгкие снежинки грациозно кружились в танце, медленно опускаясь на землю.

(Взаимопроверка. Порадуйтесь вместе с другом, если задание выполнено правильно. Если допущена ошибка, помогите разобраться).

Учитель: Какой вариант предложений лучше? Почему?

Учащиеся: Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия дописывают, дорисовывают основное действие, названное сказуемым. При помощи деепричастий картина оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.

Учитель: Давайте в этом убедимся, работая над упражнением 538.

Внимательно прочитайте текст. Зачитайте предложение, в котором заключается основная мысль текста. («…деепричастия дорисовывают движения» Д.В.Григорович)

4. Ролевая игра «Я редактор газеты».

Ребята, а теперь давайте попробуем себя в роли редакторов. К вам пришёл юный корреспондент и принёс заметку. Это его первая проба пера. Она несовершенна. Попытайтесь отредактировать текст, помня, что причастия «служат к сокращению слова человеческого». (Текст у каждого на столе). Слайд №7

Запишите исправленный текст в тетрадь, соблюдая не только речевые, но и орфографические, и пунктуационные нормы. Обратите внимание на схемы в ваших справочниках. Что они иллюстрируют? (Предложения с причастными и деепричастными оборотами ).

Слайд №7

Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, которые она превратила в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, которые побелели от мороза, стали похожи на сказочных героев, которые были одеты в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, которые заколдовала зима.

Вечереет…Багряное солнце уходит за горизонт и окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов.

Слайд №8 Проверим отредактированный текст, обратившись к интерактивной доске. (Самопроверка).

Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, превращённые в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, побелевшие от мороза, стали похожи на сказочных героев, одетых в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, заколдованные зимой.

Вечереет… Багряное солнце, уходя за горизонт, окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов. (Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёз, волны сугробов).

Учитель:

Прочтите текст.

Используя упр. 531, попытайтесь убедить юнкора, что отредактированный текст лучше. Сделайте вывод. (Употребление причастий делают текст необыкновенно красочным, ярким , предметы приобретают выпуклость, неповторимость, текст обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, фразы уже не скучные . Причастные обороты обладают выразительной краткостью)

5.Индивидуальное творческое задание. Релаксация.

Учитель: Думаю, редактируя этот текст, каждый из вас представил картину зимней природы. А давайте посмотрим на иллюстрации, нарисованные Ксюшей Безбудько и Таней Зиновьевой.

(Представление иллюстраций. Молодцы, девочки)

А вот Оля Пшенянник создала проект и приглашает вас погулять по зимнему парку, полюбоваться красотой русской зимы и вспомнить счастливые моменты жизни, связанные с уходящей зимой.

(Представление презентации. Звучит музыка Фредерика Шопена «Зима»).

И снова за работу.

6. Анализ текста. ОГЭ.

1.Наблюдение над языковым материалом.

Учитель :

Озаглавьте текст (Зима)

Определите стиль текста (художественный)

Тип речи (описание)

Найдите в тексте слово, в котором правописание приставки определяется её

значением – «близость к чему-либо»

Найдите в тексте причастия и охарактеризуйте их.

В чем особенность пунктуационного оформления причастий?

2. Индивидуальное задание:

Толковый словарь: лексическое значение слова БЫЛИНКА.

3 предложение разобрать синтаксически.

Заменить словосочетание СТЕКЛЯННЫЕ БУСЫ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Какие изобразительно – выразительные средства использует автор ? (Олицетворения, эпитеты, сравнения)

7. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель. Наш урок подходит к концу, но разговор о роли причастий и деепричастий в речи, о возможных ошибках в их употреблении мы еще продолжим. Давайте же подведём итоги урока.

Как вы оцениваете вашу работу на уроке? Отвечая на данный вопрос, попытайтесь использовать в своей речи деепричастия и причастия. Начните так:

    « Я работал (отвечал) думая, стараясь, мотивируя, аргументируя, приводя примеры, доказывая, убеждая, опираясь на полученные ранее знания, используя советы друзей, помня высказывания лингвистов и писателей, редактируя текст, пробуя себя в роли редактора … Значит, я работал ХОРОШО!»

    « Я видел своих одноклассников … мыслящих, думающих, увлечённых, заинтересованных, стремящихся, работающих, познающих, анализирующих, иллюстрирующих, цитирующих, старающихся … Значит, класс работал хорошо!»

8. Домашнее задание. Слайд №9

    Напишите мини-сочинение на тему «Здравствуй, зимушка-зима!», используя причастия и деепричастия. Закончите творческую работу предложением «Зима, смеясь, от счастья плачет… ».

    Подобрать 5-6 пословиц, в состав которых входят деепричастия и причастия.

    Упр. 533 (если предыдущие задания вызвали затруднение).

«Русский «Причастие»» - Вставьте нужные причастия. Найдите словосочетания. Знакомство с причастием. Собака. Причастие. Составьте по картинке несколько предложений. Просклоняйте имя прилагательное. Кошка. Посмотрите на котят. Суффиксы причастий.

«Образование и правописание причастий» - Действительные причастия настоящего времени. Глагол. -Нн-. Запомни. Действительные причастия прошедшего времени. Полная или краткая форма. Страдательные причастия прошедшего времени. Причастие. Правописание причастий. Правописание суффиксов причастий. НЕ с причастиями. Образование причастий.

«Причастный оборот» - Причастный оборот и его синтаксические синонимы. Цветок, который издает удивительный аромат. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Игра, которая заставляет думать. Который изучает – изучавший. Написать небольшой рассказ. Человек, относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо.

«Краткая форма страдательных причастий» - Активные конструкции. Взятый кредит. Язык делового общения. Будущее время. Пассивные конструкции. Прочитайте словосочетания. Конструкция. Формирование знаний. Вопросы для самопроверки. Страдательные причастия. Сотрудники уважают своего начальника. Университет. Причастия настоящего времени. Время. Окончания.

«Признаки причастия» - Эйфелева башня. Утренний час. Школа. Отличительные признаки причастия. Повторение теоретических сведений. Гимнастика для глаз. Паровозик. Проверка теста. Археологические раскопки. Отличительные признаки. Весёлые физминутки. Причастие.

«Причастие и деепричастие в русском языке» - Русский язык. Белеющие поля. Поля. Серебряная сказка зимы. Исправьте ошибки в предложениях. Леса, недавно столь густые. Иней. Прозрачный лес. Причастия и деепричастия в речи. Я вспомнил. Холодная ночь. Роль причастий в речи. Деепричастия в речи.

Всего в теме 32 презентации

МБОУ Миллеровская СОШ

Предмет Русский язык (+ литература, музыка, живопись)

Тема: Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля.

Класс: 6

Учебник: С.И. Львова Русский язык. 6 класс. В 3ч.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.Мнемозина, 2008г

Учитель Титаренко М.Ю.

Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Цели:

  1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
  2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Общеучебные навыки : умение анализировать, обобщать; знание

Определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный);

Урок-закрепление.

Методы:

практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);

частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор,

Тексты для индивидуально-групповой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. (СЛАЙД 1)Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

Определите цель нашего урока.

Расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

III. Сообщение целей урока (СЛАЙД2).

IV. Усвоение знаний.

1.1 Лингвистический эксперимент. (слайд 3)

  • который.

При помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

1.2 А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». (СЛАЙД 4)

Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

2. Анализ художественного текста.

*****************


Ревом ревущих, рыком рычащих.





Сколько их в кущах – столько их в чащах,


В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)


******************
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

3. Работа в паре

  • Рассмотрите картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (СЛАЙД 5)
  • В чем особенность названия картины?
  • На картине передано приближение грозы. Она еще не началась, но уже все пришло в движение.
  • Передайте динамику изображенного, используя причастия
  • + музык. сопровождение «шум грозы»

4. Упражнение 609. Устное высказывание

Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?

О какой форме глагола идет речь?

Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

5. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (СЛАЙД6)

5.1 Выразительное чтение наизусть на англ. языке(заранее подготовлен.ученик)

5.2 Выразительное чтение перевода

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,




  • Запишите стихотворение себе в тетрадь, сохраняя структуру.

(= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия)

(= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды)

6. Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Индивидуальное домашнее задание - примеры из УНТ, фразеологизмы, рисунки к фразеологизмам.

7. Творческая лаборатория .(СЛАЙД7)
- Конструирование предложений по принципу стихотворения Роберта Саунти «Лодорский водопад».
- Деление класса на группы. Затем каждая группа составляет свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке (основанию пирамиды), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы:
1 группа: мы исправим оценки по английскому языку.
2 группа: наши мамы и папы идут на родительское собрание.

V. Домашнее задание.

Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».

VII. Итоги урока, оценки.

Приложение к уроку

«Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля»

учитель Титаренко М.Ю.

  1. Лингвистический эксперимент.

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

  • Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
  • Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
  • Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
  • Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
  1. Анализ художественного текста.
  1. А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

*****************

  1. Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Ревом ревущих, рыком рычащих.
    Сколько бегущих – столько лежащих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    Скопом плывущих, кишмя кишащих,
    Друг друга жрущих, тучных и тощих
    В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
    Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Выстрела ждущих, в силки летящих.
    Сколько плывущих – столько парящих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    (В.Высоцкий.)


******************
3. Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

  • Найти причастия, обозначить суффикс, определить действительное – страдательное, синтаксическую роль.
  • Прочитать выразительно вслух все тексты.
  • Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? (= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения)
  • Почему это возможно? (= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного)

4. Роберт Саути, «Лодорский водопад». Выразительное чтение.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  • В чем необычность этого стихотворения?
  • Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
  • Почему записано столь необычно?
  • Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
  • В чем особенность деепричастий?
  • А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
  1. Творческая лаборатория.

Вот такие «водопадики из деепричастий» получились у нас на уроке!

  • 1 группа:
    «Стараясь,
    Учась, отвечая на пять,
    Думая, решая, о грамматике размышляя,
    Мозги развивая, Елене Николаевне помогая,
    Произношение вырабатывая и правила изучая,
    Мы исправим свои оценки по «Инглишу»!»
  • 2 группа:

«Волнуясь,
Боясь и надеясь,
За нас беспокоясь, тревожась, надеясь на лучшее,
Думая о нас, уверенно шагая, дрожа и вздыхая,
Наши родители идут на родительское собрание.»


1) Показать роль глагола и глагольных форм в тексте и особенности употребления в речи

2) Совершенствовать навыки анализа и конструирования текста и умения написания сочинения на лингвистическую тему.

3) Развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимовыручки, единения при работе в группе.

Ход урока

I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы.

Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему.

Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам ….. (глагол)

- Как же мы сформулируем тему ? (Роль глагола в речи)

- Давайте определим: о роли каких частей речи наряду с глаголом мы можем сказать и почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, запишем предложение, подчеркнем глагол и те части речи, которые образованы от глагола.

- Назовите слова, которые образованы от глагола (существительные описание, представление, высказывание; причастие рисующие, деепричастия способствуя, внося)

- Какие из перечисленных слов имеют глагольные признаки? (Причастие и деепричастие)

Продолжите мою мысль: тема сегодняшнего сочинения звучит так: Роль глагола, … (причастия и деепричастия) в речи»

Значит, сегодня мы будем говорить о роли глагола и глагольных форм в речи. Работу нашу организуем в группах. Но сначала повторим, как будем строить сочинение-рассуждение

II. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Задание: назовите, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение. Какие компоненты обязательны?

Тезис.

Теоретическое обоснование данного тезиса.

3. Аргументация (2 доказательства)

Вывод.

Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему?

Композиция сочинения

Схема 1

1) Тезис (высказывание).

2) Рассуждение о смысле высказывания

3) Аргумент, его роль.

4) Аргумент, его роль.

Схема 2

1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного.

2) Пример роли глагола в одном предложении.

3) Пример роли причастия и (или) деепричастия в другом предложении.

4) Вывод (фраза).

- Нужно ли соединять абзацы по смыслу?

- Как это сделать?

СКРЕПЫ между фразой и теорией или начало сочинения

1. Смысл этого высказывания я понимаю так:

2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом:

3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее:

4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что…

5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО.

6. Действительно,

СКРЕПЫ между теоретическим обоснованием и аргументами

1. Во-первых, - Во-вторых,

3. Обратимся к предложению №…, в котором… - Также с помощью наречий (примеры)…

СКРЕПЫ между аргументами и выводом

1. Таким образом, мы доказали, что…

2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: …

3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что…

4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста…

5. Я думаю, мы убедились в том, что…

III. Выявление роли глагола и глагольных форм в речи

Наблюдение над языковым материалом: роль глаголов и глагольных форм в тексте (запись в справочники)

Текст 1

Прочитайте вначале текст про себя, потом выразительно вслух.


Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)


Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

Найдите в тексте глаголы, причастия и деепричастия. Подчеркните их в тексте.

Отметьте, какие глаголы поясняют деепричастия, признак какого существительного обозначает причастие?

Какой объект действует в предложении?

Какие части речи помогают автору описать картину ночи? Как? (Используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Причастие шепчущих создает образ листьев как живых существ. Глаголы –олицетворения оживляют описанную картину: ночь «пролетела», «рожь наклонялась», «улыбалася…ночь».

Текст 2

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают , греясь, вокруг пенька!

Подчеркните глагол и деепричастия. Сколько деепричастий употреблено в стихотворении и зачем? (Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями)

Выводы о роли глаголов, деепричастий и причастий в речи.

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.


1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



Портрет причастия

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.


Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.


узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

деепричастие




Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин


« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

«Звеня и подпрыгивая»

дорисовывает

движение.

Д.В.Григорович.


Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

«Зимняя сказка леса».

3. Проверьте свою работу.










узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

деепричастие

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении


Рекомендуем почитать

Наверх