Родительское собрание "школьный буллинг". Презентация к педсовету и родительскому собранию "школьный буллинг" Буллинг: происхождение понятия

Выращивание 08.02.2022
Выращивание

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Буллинг.

Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Типы буллинга: 1. Физическая агрессия 2.Словесный буллинг 3. Запугивание 4. Изоляция 5.Вымогательство 6. Повреждение имущества

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие: – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; – особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; – особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; – страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); – болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.; – низкий интеллект и трудности в обучении.

Поведение жертвы определяется по следующим показателям: его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища; на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Статистика: По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг - явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.

Виды школьного насилия: Эмоциональное (эмоциональное напряжение, унижение, снижение самооценки) насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д. Физическое (нанесение физической травмы) избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Насильники в школе Неполные семьи семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни Властные авторитарные семьи Семьи с конфликтными семейными отношениями Семьи с генетической предрасположенностью к насилию

Последствия школьного насилия Падение самооценки, затравленность Проблемы в учёбе и поведении Суицидальные намерения

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга. Скажите ребенку: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга. 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. 3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

Что делать? Стратегия поведения взрослого.

1. Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

3 Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Памятка для родителей Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу: --не показывать своё превосходство над другими; --не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода; --не хвастаться- ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;

Не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива); --не давать повода для унижения чувства собственного достоинства; --не демонстрировать свою физическую силу; --не показывать свою слабость; --своим даром,увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя; --одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему

не демонстрировать свою элитарность; Нужно: *отыскать себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей; *найти общий язык с каждым учеником в классе; *приглашать одноклассников в гости; *научиться уважать мнение своих одноклассников; *не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками; *научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников: 1 научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы; 2. наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками; 3. участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

Если профилактические меры не помогли и ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, родители должны: *прежде всего, понять истинную причину проишедшего с ним; *убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга; *сообщить об этом учителю и школьному психологу; *сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации; *если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу; *при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

Разрешение проблемы буллинга в наших руках. Удачи НАМ!!!


«Школьный буллинг» Советы психолога

Бу́ллинг (от англ. bully - задирать, запугивать) - агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части.

Аутсайдер не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве; не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг; одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу; задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне; у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка; выглядит неудачником, в поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии; выбирает нестандартную дорогу в школу.

Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников: Наладить контакты с учителями и одноклассниками; участвовать в классных мероприятиях; если есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка;

приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости; повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными; у чить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию: Я тебе верю. Мне жаль, что с тобой это случилось. Это не твоя вина. Хорошо, что ты мне об этом сказал. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.

Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (Агрессор) испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей; импульсивны и легко приходят в ярость; часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; не испытывают сочувствия к своим жертвам; если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков; дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников; дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Агрессивность- это устойчивая характеристика человека, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное эмоциональное состояние (гнев, злость).

Критерии определения агрессивности: РЕБЕНОК часто теряет контроль над собой. РЕБЕНОК часто спорит, ругается с взрослыми. РЕБЕНОК часто отказывается выполнять правила. РЕБЕНОК часто специально раздражает людей. РЕБЕНОК часто винит других в своих ошибках. РЕБЕНОК часто сердится и отказывается сделать что- либо. РЕБЕНОК часто завистлив, мстителен. РЕБЕНОК очень чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Как Вы выражаете свою злость?

Экстренное вмешательство Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка.

Контроль взрослым собственных негативных эмоций. (сохраняя партнерские отношения) Снижение напряжения ситуации.

Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Сохранение положительной репутации ребенка в кругу сверстников.

Спасибо за внимание!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Однако, говоря о школе, следует сказать, что буллинг проявляется не только в детских взаимоотношениях, но также и в системе отношений «учитель -ребенок», «учитель –учитель»

3 слайд

Описание слайда:

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей. Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

4 слайд

Описание слайда:

Существуют основные типы буллинга: 1. «косвенный»-социальная агрессия; 2. «физический»-непосредственный -агрессия с физическим насилием; 3. «поведенческий»- преследователь вынуждает жертву переносить оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости»(похищение тетрадей с домашней работой) 4. «словестный»-унижение непристойными словами, обзывания кличками. Новая разновидность школьного буллинга- кибербуллинг -жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

5 слайд

Описание слайда:

Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву, наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

6 слайд

Описание слайда:

Какие дети становятся булли-преследователями (По данным норвежского психолога Дана Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что можем сделать»): 1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей; 2. не умеющие сочувствовать своим жертвам; 3. физически сильные мальчики; 4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

7 слайд

Описание слайда:

Инициаторами травли также могут быть дети: 1. мечтающие быть лидерами в классе; 2. желающие быть в центре внимания; 3. с высоким уровнем притязания; 4. уверенные в своём превосходстве над жертвой; 5. дети, не признающие компромиссов; 6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве; 7. интуитивно чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление; 8. со слабым самоконтролем.

8 слайд

Описание слайда:

«Союзники» булли чаще всего дети: 1. боящиеся быть на месте жертвы; 2. не желающие выделяться из толпы одноклассников; 3. дорожащие своими отношениями с лидером; 4. поддающиеся влиянию «сильных мира сего » в классе; 5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим; 6. без собственной инициативы; 7. принимающие травлю за развлечение; 8. дети жестоких родителей; 9. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения; 10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания. В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли одноклассников.

9 слайд

Описание слайда:

Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению психолога Дана Ольвеуса): 1. тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе; 2. не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми; 3. пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые; 4. склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве; 5. мальчики, физически слабее, чем ровесники. Агрессивный или гиперактивный школьник, предчувствуя возможность стать жертвой буллинга, сам становится его инициатором. Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

10 слайд

Описание слайда:

А также жертвами буллинга могут стать дети: *верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие насилия преследователей; *страдающие от одиночества; *имеющие негативный опыт жизни; *из социально-неблагополучных семей; *испытывающих физическое насилие дома; *страдающие комплексом неполноценности; *не верящие в защиту их педагогами; *предпочитающие умалчивать о насилии и травле; *не считающие себя значимой частью своего коллектива; *смирившиеся с этим насилием, как со своей судьбой; *верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие издевательств.

11 слайд

Описание слайда:

Особенности детей, являющихся провокативными жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей: --- гиперактивность и повышенная возбудимость; ---плохая успеваемость; ---ябеды; ---синдром дефицита внимания; ---любимчики учителей; ---с трудом усваивающие чтение и письмо; ---гиперопекаемые родителями; ---воображалы; ---хвастуны; --- «белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие,…) ---неопрятно одетые или же супер одетые; ---одарённые; ---кичащиеся достижениями своих родителей; ---не имеющие электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, не доступные другим детям; ---вундеркинды; ---интроверты с затруднённой коммуникацией; ---часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе; ---необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников(а это, как вы понимаете, может быть что угодно); ---дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей; ---дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране…

12 слайд

Описание слайда:

Три главных фактора, помогающих найти детей группы риска по буллингу: 1. «Правоцирующие особенности жертвы»-всё чем отличается. 2. «Множественный стресс»-- и дети изгои, и жертвы имеющие множество проблем: от социального неблагополучия и конфликтов в семье, до плохого здоровья, затруднений коммуникации со сверстниками; 3. «Стигматизация- национальные и физические особенности ребёнка. Жертвы буллинга чаще всего скрывают свои проблемы от взрослых. Только во время кризисных и экстремальных ситуаций, суицидальных попытках, родственники узнают правду. Как же узнать по поведению ребёнка, есть ли какие-то признаки школьной дедовщины?

13 слайд

Описание слайда:

Особенности поведения жертв буллинга дома (мнение доктора психологии США Тэда Фейнберга): 1. Ребёнок неохотно идёт в школу и очень рад любой возможности не ходить туда. 2. Возвращается из школы подавленным. 3. Часто плачет без очевидных причин. 4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников. 5. Одинок. 6. Очень мало говорит о своей школьной жизни. 7. Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

14 слайд

Описание слайда:

отсутствие контроля за поведением на переменах; позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников; равнодушие как установка педагогов Факторы, способствующие буллингу в школе

15 слайд

Описание слайда:

Не игнорировать, не преуменьшать значение Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать. Занять позицию Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации. Действия учителей

16 слайд

Описание слайда:

Разговор с классом Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д. Действия классного руководителя

17 слайд

Описание слайда:

Пригласить родителей для беседы Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. Программа шефства Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций. Действия классного руководителя


Индивиду, подвергающемуся боулингу, обычно нелегко себя защитить – он, как правило, относительно беспомощен. Ссора между примерно равными по соотношению сил индивидов не является боулингом. (Значимость этого аспекта была отмечена еще в 1983 году, когда в Норвегии была проведена первая в мире компания, направленная против моббинга.)


Распространенность боулинга: - 13% школьников имеют опыт жертв, 20% – преследователей, причем в больших городах уровень боулинга выше, чем в сельской местности - 25% подростков хотя бы раз участвовали в боулинге - -68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе




Косвенная травля она включает в себя: распространение слухов и сплетен, социальное исключение и изоляцию (когда с ребенком никто не общается, не приглашает в игру, не выбирает в команду), избегание, манипуляцию дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»).


Виды отвержения Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.). Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения). Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»). Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).




Зачинщики активные, общительные дети, претендующие на роль ли­ дера в классе; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот­ ветную жертву; дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания; дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других; максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).


Преследователи Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны. Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил). Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других). Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания). Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»). Не уверены в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса). Трусливы и озлоблены.


Жертвы с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.); страдающий энурезом или энкопрезом (недержанием мочи и кала); тихий и слабый, не умеющий за себя постоять; неопрятно одетый; часто пропускающий занятия; неуспешный в учебе, слишком опекаемый родителями; не умеющий общаться.






Моральное насилие Клички и дразнилки агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника) желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих) месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти)


Виды отговорок «Черная касса - ключ у меня, кто обзывается - сам на себя!» «Чики-траки стеночка!» (Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием.) «Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!» «Кто обзывается сам так называется!» - Дурак! - Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.








Последствия боулинга и связанные с ним риски: - жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида - у преследователей часто отмечаются низкая успеваемость, прогулы, драки, воровство, вандализм, хранение оружия, употребление алкоголя и табака








Возрастные особенности суицидального поведения

Действ ие

Ссоры в семье.

Агрессивное,

негативное

отношение

родителей к ребенку.

Для детей характерны

и мпульсивные

суицидальные действия.

Конфликтные отношения с родителями, сверстниками, реже с учителями.

Разрыв отношений,

ссоры с партнером.

Могут быть:

Импульсивными;

Тщательно спланированными.

Чаще встречаются суицидальные попытки, нежели завершенный суицид.


Причины возникновения суицидального поведения

  • Конфликты в семье
  • Несчастная любовь
  • Результат употребления наркотиков, алкоголя
  • Ощущение безысходности ситуации
  • Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой)
  • Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо
  • Суицид шантажного толка

Школьное насилие

– это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю.

Насилием является любое поведение,

которое нарушает права другого.


Школьное насилие

Физическое

насилие

Эмоциональное

насилие

Избиение, нанесение удара,

шлепки, подзатыльники,

порча и отнятие вещей и др.

Насмешки, присвоение кличек,

бесконечные замечания,

необъективные оценки,

высмеивание, унижение в

присутствии других детей,

отторжение, изоляция,

отказ от общения и пр.

Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений

Хэйзинг (от англ. hazing - издевательство) - ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.

Мобинг (от англ. mob - грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон» , недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы , тот кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент .

Дедовщина - издевательства , практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» ( группы из которых нельзя выйти по собственной воле ). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.

Буллинг – длительное, умышленное физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации.


Школьный буллинг

– длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).


Формы школьного буллинга

Ученик (Агрессор) –

Ученик (Жертва)

Взрослый (Агрессор) –

Ученик (Жертва)

Ученик (Агрессор) –

Взрослый (Жертва)


Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (агрессор )

- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

Импульсивны и легко приходят в ярость;

Часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

Не испытывают сочувствия к

своим жертвам;

Если это мальчики, они обычно

физически сильнее других

мальчиков;

Дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).


Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;

особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;


неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;

страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,

провоцируя агрессию;

отсутствие опыта жизни в коллективе

(домашние дети);

болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.


Поведение агрессора

  • Физическая агрессия.
  • Словесный буллинг.
  • Запугивание.
  • Изоляция.
  • Вымогательство.
  • Повреждение имущества.

Поведение жертвы определяется по следующим показателям:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
  • хорошо ладит с учителями

и плохо со сверстниками;

  • опаздывает к началу занятий

или поздно покидает школу;

  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга .

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель, родитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.

2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура)

Сбор проводится по следующим направлениям:

От самого пострадавшего ;

От возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей .

В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее:

- реальность самого буллинга ;

- условия осуществления (место, время);

Его длительность ;

Основные проявления буллинга;

Его характер (физический, психологический, смешанный);

- интенсивность издевательств;

Их цель ;

- число участников;

Их роли:

1. агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву

2. жертва – человек, который подвергается агрессии

3. защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии

4. сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им

5. наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем

- мотивацию каждого из них;

При каких условия х издевательства не осуществляются;

- события, совпадающие с буллингом по времени , поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;

- концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.;

- динамику всего происходящего .


Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

Скажите ребенку:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Подростки самое точное из « социальных зеркал » , и их социально нездоровое поведение отражает болезни семьи и общества. Однако известно, что большинство болезней легче предупредить, чем вылечить .

Рекомендуем почитать

Наверх