Римская империя максимус. То, чего вы никогда не замечали в «Гладиаторе. Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей

Плодородность 14.02.2022
Плодородность

Многие из нас любят исторические фильмы - старинная атмосфера, интереснейшие костюмы, да и погружение в загадочное прошлое тоже заставляет нас снова и снова смотреть фильмы с историческим контекстом. Но не всегда режиссеры таких фильмов честны со зрителями и порой допускают некоторые неточности, над которыми еще долго рассуждают специалисты. Давайте же разберемся, какие неточности были допущены в наших любимых исторических фильмах?

Храброе Сердце (1995)

Этот фильм повествует о жизни легендарного шотландца Уильяма Уолласа и его роли в первой шотландской войне за независимость против английского короля Эдварда Длинноногого.
Ошибки: В фильме «Храброе Сердце» главный герой Уильям Уоллас руководил шотландскими войсками в кампании против британской короны. В фильме Уильям Уоллас якобы имеет романтические отношения с принцессой Франции Изабеллой, которая родила ему ребенка. Один из героев фильма Роберт Брюс сражался на стороны англичан в битве при Фалкрике. Принц Уэльский, который впоследствии стал королем Эдвардом Вторым, был показан как женоподобный и слабый человек.
На самом деле: Настоящий Уильям Уоллас происходил из дворянского рода, а не был простолюдином, как это показывает фильм. Во время битвы при Фалкрике, о котором рассказывает фильм, принцессе Изабелле Франции было не больше двух лет, поэтому просто физически не могла родить ребенка. Роберт Брюс не участвовал в битве при Фалкрике, а образ короля Эдварда Второго был надуман для придания более драматического эффекта.


Гладиатор (2000)

Главный герой этого фильма - римский генерал Максимус Децимус Меридиус, которого обвинили в смерти императора Марка Аврелия, сделали рабом и лишили семьи. Максимус становится гладиатором и хочет отомстить сыну погибшего императора Коммодуса.
Ошибки: В фильме император Коммодус якобы убил своего отца, императора Марка Аврелия. И срок его правления был очень коротким, так как на гладиаторской арене его убил главный герой Максимус.
На самом деле: Император Коммодус правил 13 лет, пока его не задушил Нарцисс. Его отец Марк Аврелий умер от болезни - скорее всего, от чумы.


Патриот (2000)

Это история об американском ветеране, который был вынужден ввязаться в Американскую войну за независимость после гибели его сына. Прототипом главного героя по имени Бенджамин Мартин был реальный офицер континентальной армии Фрэнсис Мэрион.
Ошибки: Главный герой был плантатором, который сам работал на своих землях. Британские войска убивали пленных, сжигали церкви с невинными гражданами внутри и совершали множество других ужасных поступков.
На самом деле: Во времена американской революции царило рабство, поэтому Фрэнсис Мэрион был рабовладельцем, хотя это было проигнорировано создателями фильма. Поведение британских солдат скорее напоминает действия фашистов во времена Второй Мировой, поэтому является явным преувеличением. Согласно большинству историков, на самом деле британские солдаты вели себя совершенно иначе, а жестокость в этом фильме поражает воображение.


Александр (2004)

Фильм рассказывается от лица Птолемея - одного из ближайших соратников . Старый наместник повествует о завоеваниях знаменитого императора.
Ошибки: Кульминация фильма - битва на реке Гидаспе, в которой Александр был тяжело ранен в плечо стрелой. Изображение всей этой битвы - прямая противоположность действительности.
На самом деле: Александр был ранен в плечо в том же году, но позже - при осаде города Мали (сейчас это город Мултан в Пакистане). Битва при Гидаспе происходила ночью под сильным дождем, а не при ярком солнечном свете, как показано в фильме.

Другие статьи автора:

  • Ридли Скотт на съемках ходил в красной кепке, которую герой Джина Хэкмана носил в фильме «Багровый прилив», поставленный Тони Скоттом, братом режиссера.
  • Сценарист Дэвид Францони начал работу над сюжетной линией еще в 1970-х годах.
  • Конни Нильсен носила на съемках кольцо, которое изготовлено около двух тысяч лет назад. Актриса нашла его в одном из антикварных магазинов.
  • В начальной сцене, где главный герой идет по полю, задействован дублер Рассела Кроу.
  • Первая сцена, которую отсняли для фильма, - речь Максимуса перед римскими воинами.
  • Съемки фильма начались 18 января 1999 года и законились 29 мая 1999 года.
  • Во время первой батальной сцены Рассел Кроу получил рану щеки. Конь актера испугался и понесся среди деревьев, где одна изветок поранила щеку актера.
  • Для съемок битвы с германцами были возведены две катапульты в натуральную величину. Вес катапульты составлял около одной тонны, а снаряд летал на расстояние в 140 метров. Настощие катапульты были способны запускать снаряд на 250-300 метров.
  • Роли варваров в первой батальной сцене исполняли шотландцы, которые в свое время были статистами на фильме «Храброе сердце». Батальная сцена снималась 20 дней.
  • По словам Рассела Кроу, роль в этом фильме была одна из самых физически тяжелых ролей в его карьере.
  • Рассел Кроу всего за несколько месяцев сбросил около 40 фунтов, которые набирал для съемок в фильме «Свой человек» (1999). По его словам, ему не пришлось специально заниматьс спортов для подготовки к роли и вес он сбросил, просто работая на своей австралийской ферме.
  • Во время съемок фильма от сердечного приступа скончался актер Оливер Рид. Для доснятия некоторых сцен выделили 3 миллиона долларов на компьютерную графику.
  • Во время съемок сцен в Колизее лишь две трибуны были наполнены статистами. Вся остальная массовка была дорисована на компьютере.
  • Роль Максимуса писалась специально для Мела Гибсона, но актер отказался от участия в фильме.
  • По слухам, в написании саундтрека к фильму должна была участвовать Эния.
  • Размеры Колизея увеличины режиссером почти в два раза, так как он посчитал, что размеры реального Колизея недостаточно большие.
  • Съемки сцен с тиграми расстянулись на несколько недель, хотя по графику было отведено всего 4 дня. В сценах принимали участия 5 тигров.
  • Ричард Харрис, исполнющий роль Марка Аврелия, в своё время должен был играть роль Коммода в пеплуме «Падение Римской Империи», но выбыл из проекта после ссоры с режиссером Кристофером Пламмером.
  • Татуировка S.P.Q.R. на плече Максимуса расшифровывается как «Сенат и граждане Рима» (Senatus Populus Quіrіtіum Romanus).
  • Самая полна версия фильма имеет продолжительность в 171 минуту.
  • Декорация арены, на которой Максимус обучается в гладиаторской школе, выстроена на футбольном поле в Марокко.
  • По неозвученным причинам создатели изменили цвета атрибутов власти и армии Рима с пурпурного на синий.
  • Ошибки в фильме

  • Максимус носит звание генерала. В действительности данное звание появилось лишь в XVI веке во Франции.
  • В сцене броска меча Максимусом в сторону трибуны, при смене кадров видно, что меч снова оказывается в руках героя.
  • В фильме все улицы Рима песчаные. В действительности они были вымощены камнями.
  • Замки, которые изображены в фильме, еще не были изобретены на тот момент.
  • В сцене битвы с тигром Максимус падает и делает кувырок, демонстрируя шорты из лайкры.
  • Во время битвы на колесницах на трибуне, прямо над входом, можно заметить женщину в современных солнцезащитных очках.
  • Во время одной из битвы Максимус освобождает лошадь с колесницы и едет на ней. При этом на лошади есть седло, в чем нет никакого смысла, если она должна была тянуть колесницу.
  • В палатке Марка Аврелия в начале фильма офицер говорит, что Рим был основан как республика. В действительности там была монархия задолго до того, как он превратился в республику.
  • Когда Максимус приближается к тигру, то поднимает с земли горсть песка. При этом щит в его левой руке исчезает, позже он появляется вновь.
  • На следующее утро после битвы Максимус похлопывает свою лошадь. В этой сцене на заднем плане можно увидеть члена съемочной группы в синих джинсах.
  • Во время битвы на арене колесница переворачивается, при этом становится виден большой бак и трубы, прикрепленные к ее нижней части.
  • В фильме император указывает большим пальцем вниз, повелевая убить, и вверх, дабы пощадить. В реальности император прятал большой палец за четырьмя другими, чтобы помиловать. Также, чтобы помиловать, он мог кинуть кусок ткани или дать вербальную команду. Дабы убить, император отводил большой палец в сторону, что символизировало меч. Т.е. палец вверх так же был бы командой убить.
  • Римские легионы всегда укрепляли свои лагери, они никогда не останавливались на открытом пространстве.
  • В первом гладиаторском бою один из воинов использует цеп (орудие из цепей и шаров с шипами). Впервые это оружие было применено лишь 1300 лет спустя средневековыми рыцарями.
  • Когда Максимус снимает свой шлем после битвы на арене, то снимает свой шлем. При этом пальцы проминают его поверхность, раскрывая, что на самом деле шлем сделан из резины.
  • Хотя на первый взгляд, фильм Гладиатор Ридли Скотта выводит на первый план лишь противостояние ненависти между полководцев Максимусом и наследником Римской империи Коммодусом, второй план фильма довольно богат на запоминающихся личностей. Гладиатор не дает нам определенной четкой картины того, в каком состоянии пребывает государство во время описываемых событий, поэтому разные действующие лица истории по-своему дополняют историческую эпоху своими историями. Ключевым эмоциональным мотивом, пронизывающим всю историю картины, выступает тема чести. Через призму ее реализации развиваются все основные персонажи.

    Сюжетные чаши весов ставят протагониста Максимуса и антагониста Коммода на противоположные чаши весов личностных качеств. Фактически Коммод воплощает в себе гамму противоречивых и оппозиционных к генералу качеств. Там, где наш главный герой готов умереть во имя чести, новый император уничтожает ее остатки в себе, если таковые вообще были на момент начала событий. Один стоит за друзей и защищает женщину, а другой видит в окружении врагов и хочет вступить с сестрой в не природную связь. Пока Максимус с высоко поднятой головой смотрит в лицо смерти и своим врагам, как бы сильны те не были, владыка Римской империи плачет и жалуется на то, что он бессилен. Теперь самый известный гладиатор одолевает врагов с численным превосходством, а молодой наследник прибегает к низким методам, чтобы выглядеть лучше перед публикой.

    Оставляя за кадром реальную историю безумного правления Коммода в реальности, мы имеем художественного антагониста, образ которого формируется заведомо негативно. Каким предстает будущий император с первых сцен фильма Гладиатор. Пока шла война, он месяц путешествовал со всеми условиями, под охраной, а теперь приехал, как ему кажется, получить власть от отца. Он упражняется утром в бое на мечах, но не имеет реального боевого опыта, кроме как со специально обученными слугами. Питает неподобающую слабость к своей сестре в сексуальном контексте. И все это еще до того, как Коммод предстает убийцей собственного отца, лжецом, лже-императором, единоличным судьей для семьи Максимуса.

    Коммода мало интересует состояние его армии в Германии, так как он спешит вернуться в Рим и войти туда, как завоеватель. Нам так и не дают понять, почему Коммода вообще нужно свергать, как правителя, кроме как его личных качеств и истории с наследием титула. Чуть позже становится ясно, что Коммод желает узурпировать власть в империи, еще более упрочнив власть и влияние императора. Это противоречит мечте и последней воле обожаемого всеми императора Марка Аврелия. В этом смысле ребяческие амбиции и жажда власти сына противопоставлены многолетней мудрости философа и мыслителя, достойного правителя. Марк Аврелий завоевывал и народы, убивал и грабил, но через четверть века устал от этого и дает понять, что был заложником системы. Коммод же наоборот, хочет править и покорять всех – от сестры в постели до сената и других народов.

    Одной из ярких сцен Gladiator , которая все же показывает нам Коммода в качестве правителя, оказывается первый опыт на слушаниях в сенате. Он выглядит скучающим, слушая проблемы своего народа, играется с мечом, а после угрожает одному из самых влиятельных народных избранников. Чума в районах Рима мало заботит нового императора. В еще одной сцене после он, без вникания в суть дела, подписывает свитки, пока ведет монолог о том, что действительно его заботит – о своем враге.

    Вместе со всеми своими амбициями, как правителя самой великой державы своего времени, Коммод вынужден считаться с мнением толпы. Если он может послать свои вооруженные отряды заткнуть одного из сенаторов, подавить очаг сопротивления в стане гладиаторов и приструнить сестру угрозой расправы над ее сыном, 50-тысячный гул Колизея и столько же пар глаз, остужают пыл Коммода. То есть фактически, антагонист в фильме не показан злым гением и мастером закулисных интриг, который может коренным образом изменить окружающий мир. Коммод разрывается между собственными фантазиями, ненавистью к Максимусу, одержимостью сестрой, и мнение черни.

    В лице генерала Максимуса, фильм Гладиатор представляет нам практического идеального протагониста истории. Персонажа, который на экране лишен порочных качеств, свойственных его оппоненту. Меняя статус от военачальника до раба, после до гладиатора, а после до человека, который бросил вызов империи, герой Рассела Кроу остается в общих чертах той же личностью. Пока Коммод нарушает равновесие того, что мы называем чувством справедливости и к чему зрители обычно очень чувствительны, Максимус с мечом в руке прокладывает путь к восстановлению паритета.

    В отличие от властолюбивого Коммода, Максимус не стремиться к власти. С этим утверждением можно поспорить, так как он стал самым известным и уважаемым полководцем в империи, правой рукой Марка Аврелия, пользуется расположением дочери правителя, вниманием сенаторов. Кино разъясняет нам, что генерал служит на благо Рима, чтобы это не значило. Вся пикантность в том, что ни Максимус, ни Проксимо, ни Коммод, ни сенаторы, ни даже Марк Аврелий, философ и опытный правитель, не могут объяснить, что же такое Рим и что значит служить на благо Рима.

    В диалог с сенатором Граком, генерал говорит, что им сейчас движет только желание убить Коммода. И став во главе армии, которая войдет в Рим и свергнет императора, он не будет узурпировать власть, а просто уйдет на покой. Фактически, Максимусу некуда уходить на покой, так как его дом сожжен, жена и сын мертвы. Сама жизнь Коммода является целью, за которой пустота. Проксимо говорит, что верит слову генерала, что знает, что тот готов умереть за данное слово, во славу своих предков, во славу Рима. Фактически Максимус является живым воплощением той неоформленной мечты Марка Аврелия, которая звучала как шепот, такой она была хрупкой. Он готов отдать власть народу, как этого и хотел мудрый покойный император.

    На своем пути к мести, Максимус начинает обращать внимание на людей вокруг себя. Окружение сменилось с чисто военного на бунтарское, но это не изменило суть героя. Он готов сплотить вокруг себя кучку рабов, пленников, дезертиров, мятежных сенаторов и не верную своему брату, сестру императора.

    Максимус готов умереть за своего императора, за Рим, за своих подчиненных и справедливость. Коммод беспокоится только о собственном благополучии и сохранности, имеет собственное видение Рима, не имеет друзей или реальной поддержки
    Генерал любит императора Марка Аврелия всем сердцем и считает своим долгом сохранить и воплотить последнюю волю своего наставника. Он бросается помочь старику взобраться на коня, не считаясь с пафосным образом бесстрашного полководца перед своими людьми. Молодой принц показательно подает руку отцу перед публикой, пока сам только и думает о преемственности власти в свою пользу. Он не только душит своего отца в порыве отчаяния, но и решает попрать мечту старика и его представления о славе Рима.
    Римский полководец закален в боях и добывает уважение, расположение рядом со своими солдатами. Он бьется с ними плечом к плечу, разговаривает на равных, прогуливается по лагерю. Выражает обеспокоенность о раненых и тех, кто не переживет зиму. Новый император отсиживается сначала в столице, а после месяц едет в комфортабельных условиях, пока идет война. Ему абсолютно все равно, в каком состоянии пребывают войска. Он считает себя выше всех.
    Максимус пытается отстраниться от политики и вести себя достойно солдату. Он готов оставить политику политикам и даже в разговоре с императором не слишком поддерживает тему. Коммод не только знает, как устроена система, он жаждет подмять политическую конъектуру под себя, приструнить несогласных, затыкать рты смутьянам.
    На пике своего триумфа, генерал отказывается от предложения стать самым могущественным человеком в известном мире, взяв на себя обязанности префекта, после смерти Марка Аврелия. Император отмечает, что именно поэтому его наследником и должен быть не родной сын. После незаконной смены власти, полководец отвергает нового правителя и шанс сохранить свой высокий статус. Коммод живет мыслью о том, что однажды станет правителем и оправдает высокий статус своего родителя. Он приходит к отцу и готов принять все прелести власти, как ему кажется и стать следующим императором. Принц хочет еще более узурпировать власть под себя.
    Максимусу чужда ложь, и он всегда старается быть честным, даже со своим императором в не простых вопросах. Он понимает, что смерть Марка Аврелия была подстроена. Новый император врет окружающим, кроме сестры. Он подстраивает смерть отца, словно это был несчастный случай и его ложь становится правдой для народа.
    Генерал живет мыслью о своей жене и сыне, хочет поскорее к ним вернуться, несмотря на свой триумф. Он готов скакать на лошади без остановки несколько дней, до полного изнеможения, чтобы спасти любимых. Коммод приказывает не только убить генерала, но и его семью. Солдаты личной охраны императора насилуют и распинают женщину и ребенка, а после сжигают. Лже-правитель после похваляется зверствами, чтобы спровоцировать своего оппонента на открытую агрессию.
    Максимусу отвратительна мысль, что он будет убивать на потеху публики. Став народным любимчиком еще в провинции, он бросает меч в зрительскую ложу и демонстрирует свое пренебрежение. После гладиатор решает подарить публике зрелище, как часть плана по мести своего заклятому врагу, не более. Коммод жаждет народного признания и почитания. Он любит быть в центре внимания и убивает своим вхождением в Рим в новом статусе. После и вовсе решается предстать перед народом, как человек, который способен одолеть самого прославленного гладиатора. Выход императора на арену украшают лепестками роз.
    Потеряв свою семью, наставника, и испытывая оправданную злость по отношению к Луцилле, Максимус оттаивает. Он жаждет уберечь сою бывшую симпатию и ее маленького сына от печальной участи, от рук того же самого человека. Молодой император питает нездоровое влечение к своей сестре. Он проводит время с мальчиком, но на деле только используется того в жестоком управлении сестрой. Он готов убить ребенка, чтобы получить желаемое. Он даже незаметно прикрывается ребенком, когда выходит на арену к гладиаторам.
    Несмотря на свое невежество в политике, главный герой готов выслушать сенатора, о котором ему говорит Луцилла. Они разговаривают почти что на разных языках, но Максимус очень уважительно воспринимает народных избранников, как еще будучи на грани славы, так и оказавшись в камере раба под ареной. Антагонист не считается с мнением, которое расходится с его собственным. В сенате он показательно выказывает скуку, отсутствие интереса к делам народных избранников. После Коммод угрожает тому самому Граку, заключает его под стражу и готов и вовсе отобрать власть у сената.
    Максимус готов выйти на арену против превосходящих сил противника. Он полагается на свое воинское чутье и опыт, на желание отомстить. Он объединяет вокруг себя других гладиаторов на арене. Коммод ведет себя бесчестно. Сначала, чтобы удовлетворить императора, распорядители создают заведомо неравные условия на арене. После император подстраивает бой с самым опытным чемпионом прошлого и говорит, что все устроено. А перед последней битвой, подло наносит рану своего оппоненту, снова склоняя чашу весов в другую сторону.
    Максимус полагается на своих солдат, но он не готов ими жертвовать или отдавать противоречивые указы. Он просит новых друзей отвлечь внимание, но не приказывает им. Коммод посылает на самые грязные дела свою личную охрану, которая убивает, насилует, сжигает, подавляет, заключает под стражу по велению своего господина, которого они не могут ослушаться.
    Главный герой молится богам, разговаривает со своими умершими родными и даже бережет сентиментально деревянные статуэтки. В фильме император не проявляет религиозной или какой-либо другой сентиментальности.

    Слуга Рима — Проксимо

    В отличие от Коммода и Максимуса, которые практически не меняют собственные убеждения и ценности между началом и концом истории, преображение работорговца и хозяина школы гладиаторов Проксимо , проходит в классическом ключе развития образа. В первый раз этот персонаж предстает перед нами расчетливым бизнесменом, который не ставит старые знакомства выше дела, как и человеческие жизни выше жизни жирафов, за которых он дает больше денег. Проксимо предельно честен, как с собой, так и со своими подопечными, когда говорит, что он собирается заработать на их смерти. Приглашение вернуться в Рим, после пяти лет запрета боев и скитаний по провинциям империи, теперь приносит ему еще больше золота. Небольшие арены в пустыне уступают место величественному Колизею с его пяти десятью тысячи зрителей и императором среди них.

    Когда-то Проксимо сам был гладиатором, причем легендарным настолько, что смог получить свободу от самого императора Марка Аврелия. Его ожесточенное сердце, как мы видим, не пылает особым сопереживанием к таким же рабам, умирающим ради его же обогащения. Но фильм Гладиатор Ридли Скотта тщательно готовит нас к апогею преображения этого образа, которым становится смерть. Проксимо негодует, узнав о неравномерных силах на арене, против его воинов. Он верит в то, что, если ты умелый воин и умеешь управлять толпой – ты способен вершить свою судьбу, как это сделал он однажды. Он не подстраивал боев, когда работал в провинции и давал всем рабам шанс проявить себя, что и показал Максимус, став для публики тем самым “Испанцем”.

    Так как лейтмотивом всего фильма выступает вопрос чести, и образ Проксимо пропущен сюжетно через него. Он переживает и радуется за своих гладиаторов во время первой массовой битвы в Колизее. Нам намекают, что он руководствуется не страхом и не только наживой, помогая организовать встречу генерала с сестрой императора, а после с сенатором Граком. Он уважает покойного императора Марка Аврелия, называет его своим другом. Пожалуй, апогеем перемены его отношения к происходящему становится диалог с Максимусом. Сначала Проксимо ссылается на свой статус бизнесмена и отказывается принять участие в мятеже. Но после того, как он слышит фразу: “He killed a men who set you free” (Он убил человека, даровавшего тебе свободу), лицо актера выражает настоящее противоречие эмоций.

    После этого мы видим Проксимо, который игнорирует выкрики императорской гвардии. Мы на секунду сомневаемся, куда он идет с ключами, до момента, как понимаем, что к камере генерала. Проксимо говорит, что друзья Максимуса умеют убеждать, подразумевая якобы снова деньги. Однако он прекрасно осознает, что сейчас стража прорвется через ворота и всему его делу придет конец. Проксимо понимает, что жить ему осталось всего несколько минут, поэтому в последние из них он поступает по чести. Даже с уст работорговца сходят философские изречения о том, что все это, в конечном итоге, и они сами – лишь “тени и пыль”. Спокойное принятие смерти со спины символизирует конец пути этого харизматичного героя, более важного для сюжета, чем может показаться поначалу.

    Самая могущественная женщина в империи, к которой питают уважение Максимус, в извращенном смысле брат, отец Марк Аврелий и даже члены сената. При всем своем родословном положении, почти в самом начале событий фильма Гладиатор героиня Конни Нильсен становится заложником ситуации. Она прекрасно понимает, что брат убил любимого ей отца, что он после сам не скрывает в разговоре. В этом смысле очень показательна и эмоциональна сцена, где Луцилла дает Коммоду пощечину за содеянное, а после целует императорский перстень, признаваясь в безвыходности ситуации для нее и ее сына. Тогда она еще не осознает, какая опасность угрожает Люцию от дяди. Обстоятельства вынуждают ее молчать по отношению к судьбе Максимуса, которого она до сих пор любит и уважает.

    За этой маской покорности, тем не менее, живет женщина, которая готова пойти на свержение своего брата, чтобы избавиться от тирана. Эти планы не имеют какой-то очерченной формы до того, как выясняется, что Максимус жив. Человек, который способен свергнуть императора, объединить людей. Луцилла начинает действовать, почти незамедлительно выходя на связь с генералом. Она уже тогда очень рискует собой и своим сыном, ведь тот же Проксимо мог раскрыть происходящее императору. Нам дают понять, что Луцилла и Грак уже тесно общались раньше и она знала о настроениях в сенате, которым только нужна была искра, которой и стало появление на горизонте мятежного генерала и гладиатора.

    Пока в воздухе висит неопределенность, главный женский персонаж фильма вынужден терпеть постоянные угрозы, намеки от собственного брата. Намеки на то, что Коммод питает к сестре нездоровую связь, перерастают в не что большее. Он сначала просит у нее ласки, а после и вовсе признается, что видит ее в своей постели и матерью их будущего общего ребенка, который унаследует великую Римскую империю. Мальчик Люций, в этой ситуации, выступает лишь пешкой в игре угроз.

    Хотя Коммод и говорит, что не знает других сенаторов Рима, которые бы жили также хорошо, как Грак, этот образ хорошо вписывается в концепцию пересмотра такого понятия, как честь. Да, он богат, владеет слугами и пользуется популярностью в народе и сенате. Вместе с этим, избранник народа обращает внимание император на реальные проблемы, вплоть до угрозы эпидемии чумы. Как выясняется, Коммод начинает устанавливать диктат, постепенно упраздняя влияние сената на происходящее в стране. Он готов участвовать в свержении жестокого молодого императора, открыто выражает критику в его адрес, но также не готов сменить одного диктатора на другого. В конечном итоге, Грак делает все во славу Рима, как неоднократно повторяется эта фраза в фильме Гладиатор. В один момент он теряет все свое положение и имущество, будучи заключенным в тюрьму, как заговорщик. Но показан нам, как один из тех, кто будет исполнять ту самую мечту Марка Аврелия, которая слишком хрупкая, чтобы ее произносить вслух.

    Квинт представляет собой почти бесправный образ марионетки системы, которая вынуждена служить тем приказам, которые поступают. Без всяких сомнений, он готов был выполнить любой приказ от Марка Аврелия, даже преступный, ведь это его император. Гвардия присягает правителю империи на верность. В начале событий фильма Квинт и Максимус показаны товарищами и друзьями. Не совсем понятно, что глава Преторианской гвардии делает в пылу боя и почему управляет частью войск, по поручению генерала, но это уже вопросы к исторической достоверности, а не художественной ценности картины. Возможно, самый неоднозначный персонаж фильма, в меньшей степени, чем другие, ответственный за свою собственную судьбу.

    Перспектива убить Максимуса и, по явному приказу Коммода, расправиться над его семьей, не приносит ему радости. Квинт принимает приказ бесстрастно, как верный служитель воли своего господина. Когда гладиатор “Испанец” раскрывает свою личность перед императором, Квинт также ошеломлен. Это подрывает его положение, ведь приказ не был исполнен, и он знает, что Максимус перебил стражу и скрылся. Возможно в его решении не раскрывать Коммоду правду скрыт не только страх, но и возможность, которую он дал старому другу. В последней сцене Квинт, что кажется фантастикой, отказывается спасти жизнь своему императору и запрещает гвардейцам дать меч, как поступает и сам. Таким образом, к концу истории он также становится на путь чести, уходя от бесчестия прошлых деяний. Он выслушивает последние слова Максимуса и волю Марка Аврелия, освобождает заключенных и помогает нести тело павшего героя. Оставив труп своего владыки сохнуть на песке арены.

    «Гладиатор» Ридли Скотта – один из наиболее масштабных и впечатляющих современных фильмов об античных временах. Со времени релиза прошло 16 лет, но лента о Максимусе до сих пор популярной и непревзойденной.

    Еще в 70-х годах прошлого века молодой писатель Дэвид Францони начал работу над сценарием о полководце, ставшем рабом в результате предательства и интриг. Почти 30 лет Францони писал историю, которая в итоге была воплощена и вышла на экраны в виде эпической исторической картины под названием «Гладиатор».

    Описание картины «Гладиатор»

    180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема . Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…

    Сюжет

    После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину . По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.

    Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.

    За короткое время ему удается добиться славы и расположения жестокой римской публики, ему дают прозвище «Милосердный». Но слава имеет и обратную – Коммод узнает, что Максимум жив. Вместе со своей сестрой Луциллой они плетут интриги, цель Коммода – оставаться римским императором, цель Луциллы – сделать императором своего сына.

    Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает . Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.

    Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей


    Создатели

    «Гладиатор» стал далеко не первым шедевром, снятым британцем Ридли Скоттом, но точно одним из самых ярких. В создании картины ему помогал сценарист Дэвид Францони, сложную операторскую работу выполнил Джон Мэтисон.

    История создания фильма и съемки

    Нужно было быть достаточно решительным человеком, чтобы в начале 2000-х взяться за работу над картиной в забытом и непопулярном жанре «пеплум».

    Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.

    Сценарист фильма, Дэвид Францони, взялся за написание сценария еще в 70-х годах , когда пеплум был довольно популярен. На написание сценария его вдохновила научно-популярная книга «Идущие на смерть» Д. Мэнникса. Вдохновение Францони искал, путешествуя по Европе и Азии. Быстро нашли и режиссера, способного снимать масштабное кино – Ридли Скотта.

    А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу , хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).

    Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.

    Статистов набирали, в основном, из опытных британских реконструкторов, многие из которых снимались в не менее эпичном «Храбром сердце». Около съемочной площадки стоял целый палаточный городок, в котором жили статисты и многочисленные костюмеры и гримеры.

    Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину . Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.

    Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.

    Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.

    Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.

    Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.

    Саундтреки

    Музыка к фильму была написана немецким метром Хансом Циммером в соавторстве с Лизой Джеррард. Наиболее запоминающимися из 35 саундтреков можно назвать композиции Progeny и The Wyeat.

    Награды

    Фильм был запланирован продюсерам как своеобразный эксперимент по возрождению жанра пеплум. Крупный бюджет был обусловлен тем, что продюсеры решили создать масштабный проект, но не для получения наград, а для получения прибыли.

    Ирония в том, что именно «Гладиатор» стал лучшим фильмом года и получил пять Оскаров. Но и коммерческий успех был внушительным – при вложенных, в общей сложности, 145 миллионах, лента заработала в мировом прокате более 457 миллионов долларов.

    Критика, рецензии

    Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.

    Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.

    Видео: Гладиатор — смотреть трейлер


    Ноя 5, 2016 Ирина

    Буккер Игорь 11.04.2019 в 8:00

    Римский император с именем, напоминающим предмет мебели, хорошо известен по блокбастеру "Гладиатор". В конце голливудского фильма он гибнет на арене цирка от руки главного героя. Вот и вся крупица исторической правды - император Коммод не на шутку увлекался боями гладиаторов и даже погиб, задушенный своим спарринг-партнером. Только произошло убийство императора не на глазах публики, а в тени алькова. Давайте сопоставим прозу жизни и поэзию искусства.

    Современники считали Коммода простодушным и недалеким, подверженным влиянию своих приближенных. А ведь был он старшим сыном "философа на троне", как называют императора Марка Аврелия, оставившего потомкам свои размышления в духе философской школы стоиков. Луций Аврелий получил свое имя в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. На всякий случай ударение ставится на первый слог.

    В пятилетнем возрасте (166 год) был провозглашен цезарем, а когда ему исполнилось шестнадцать (в 177 году) - августом. Сын являлся соправителем отца до его смерти и после кончины последнего принял имя Марк Аврелий Коммод. В 180 году Коммод становится единоличным правителем и первым делом выпускает "декрет о мире". Он прекращает войну с германскими племенами маркоманов, квадов и сарматов, отказавшись от продолжения захвата новых территорий, успешно начатых при его отце, достигнув с ними такого соглашения, что оно устроило даже недовольных мирным договором.

    Свернув преторий - палатку полководца, 20-летний юноша устремился в Рим, как полагал британский историк Эдвард Гиббон, за наслаждениями. Но вернувшись с берегов Рейна в Вечный город, Коммод едва не получил удар кинжалом. И от кого? От шайки убийц, подосланных его родной сестрой Луциллой! Заговорщиков казнили, Луциллу сослали на Капри, где она вскоре околела. Завистники и коллеги, как во все времена и у разных народов, наговаривали на не причастных к перевороту людей. Многих ждал палач.

    Коммод отказался не только от агрессивной внешней политики, проводимой его отцом, но и от опоры Марка Аврелия на римских сенаторов. Свято место пусто не бывает, и его заняли любимчики и преторианские префекты. Словно для подкрепления высказывания, что "власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно", Коммод решил переименовать Рим в Коммодиану, всячески поощрял распространение ближневосточных культов и был не прочь установить неограниченную самодержавную монархию.

    Однако смерти императора возжелала его любовница (скорее всего, не единственная) Марция. К ней присоединился вольноотпущенник (libertus, libertinus - отпущенный на свободу раб) Эклект и преторианский префект Квинт Эмилий Лет. Эта далеко не святая троица случайно прознала, что Коммод готов отправить их к праотцам-ларам, решили предупредить столь неприятное для них самих событие. Древнеримскую мафию поддержали отцы-сенаторы. Они объявили Коммода врагом Отечества и запустили процесс уничтожения последнего представителя рода Антонинов.

    Предлогом для чудовищного преступления послужило намерение Коммода в день празднования его вступления в консульскую должность выйти на церемонию в облачении гладиатора во главе процессии этих презренных смертных. Увы, Коммод обожал подвиги мифического героя Геракла и вроде бы любил оборачиваться в львиную шкуру и носить палицу, подражая этому полубогу. На монетах Коммода чеканили надписи, где Геркулес провозглашался основателем бывшего Рима - "Колонии Коммодиана" (Hercules Romanus Augustus, Hercules Commodianus ).

    Атлет Нарцисс (не путать с "шоколадным зайцем и ласковым мерзавцем"), с которым Коммод тренировался во время занятий борьбой, задушил императора. Пока толпа крушила статуи Коммода и уничтожала надписи с его именем, префект Лет тайно предал тело преданного им императора земле.

    Рекомендуем почитать

    Наверх