« Религия как одна из форм культуры». Религия как форма духовной культуры Сделай три вывода из приведённых данных

Лекарственные растения 30.07.2021

Урок по обществознанию в 8 классе на тему:
«Религия как одна из форм культуры».
Смысл веры в том, чтобы поселиться на
небесах, а в том, чтобы поселить
небеса в себе.
Т. Харди (английский писатель).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Показать религию как совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога. Роль религии в жизни общества.
Презентация: Мировые религии.
Учащиеся должны знать:
1.Что такое религия.
2. Что характерно для религиозной веры.
3.Каково значение религии в жизни общества.
4. Основные виды религиозных организаций.
5. В чем заключается принцип свободы совести.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1.Религия.
2. Религиозная вера
3. Обряды, молитва.
4.Церквь, секта.
5.Догмы. Культ.
6.Атеизм.
7.Свобода совести.
План урока:
1.Опрос домашнего задания с использованием тестов.
2. Объяснение нового материала:
а) особенности религиозной веры;
б) роль религии в жизни общества;
в) религиозные организации и объединения.
г) свобода совести, свобода вероисповедания.
3. Просмотр презентации.
4. Работа с новыми понятиями.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов.

Ход урока.
1. Опрос домашнего задания на тему « Наука в современном обществе» с
использованием тестов.
Вопросы тестовых заданий:
- Что такое наука.
- С чем для ученых связана важная эстетическая проблема.
- Каких людей принято называть учеными.
- Что такое « технопарк».
- Элементы современного научного знания.
Выделить верные суждения:
-об этических проблемах в науке;
- правильность суждений о науке;
- суждения о роли технопарков;
- суждения о современной науке;
Выделить термины, связанные с понятием « научные знания».

2. Объяснение нового материала.
Таблица: «Религия, ее виды и функции».
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов. Сверхъестественного.

Религии современного мира

Ранние религии

Мировые религии:
* ХРИСТИАНСТВО
(1 в.н.э. в Палестине)
* БУДДИЗМ
(5-6 вв. до. н. э. в Индии)
* ИСЛАМ
(8 в. н.э. в Аравии)

Родоплеменные примитивные
верования, сохранившиеся по сей день.

Национально -государственные
религии, составляющие основу религиозной
жизни отдельных
наций (иудаизм, конфуцианство,
и др.)

Магия (колдовство)

Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку
и защитнику.

Фетишизм – поклонение неодушевленным
предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.

Анимизм – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

2.Вопросы классу.
Вспомни:
- Что такое религия?
- Когда появились первые религии?
- Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?
Подумай:
- Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества?
- Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает число верующих?
2 .а. Самостоятельная работа с текстом учебника и ответ на вопрос: «В чем особенности религиозной веры?»
Примерный ответ на вопрос:

1. Любая религия связана с верой.
2. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии сверхъестественных сил, влияющих на судьбу человека и общества.
3. Человек религиозный убежден в реальности контакта с Богом, в том, что Бог воздействует на судьбы отдельных людей и народов.
4. Связь с Богом человек осуществляет через молитвы и обряды.
Вопросы:
- Что такое вера?
- Как понимаем религиозную веру?
- Что значит сверхъестественное?
- Что такое обряды?
- Что такое молитва?
Ответы:
1. Вера – это личностное отношение человека к какой-либо информации, которую он готов признать истиной без доказательств и обоснований.
2. Религиозная вера – это чувства человека.проявляемые по отношению к Богу (или другим силам).
3.Свехъестественное, по убеждению религиозных людей, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.
4.Обряды – определенные действия наполненные религиозным смыслом и отражают идеи религии.
5. Молитва – словестное обращение к Богу.
2.б. Таблица: « Роль религии в жизни общества».

регулирует
поведение
людей

воспитывает
человека

на вечные

Как возникла
Земля. Откуда
появился
человек. Что
происходит
после смерти.

снимает
тяжелое
психологическое
состояние
человека

способна
избавить

человека от
одиночества

объединяет
общество

порождает
вражду.


2.в . Религиозные организации и объединения.
Церковь – религиозная организация, воплощающая в своей деятельности религиозные ценности и установки. Объединяет последователей религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения.

Церковь делит верующих на две «группы».
На священнослужителей (духовенство), которые занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Имеют официальных лидеров,например, Папа Римский (католическая церковь), Патриарх Московский и Всея Руси (православная церковь).
Есть и определенная территориальная структура, например, епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает догматы т.е. непреложные основы вероучения.
Другая часть верующих – миряне (рядовые верующие).
Секта- организация отдалившаяся от церкви и противопоставляющая себя остальным верующим. У них нет деления на мирян и духовенство. Количество участников ограничено. Верят в свою исключительность и пропагандируют нетерпимость к инакомыслию. Стараются уйти из мирской жизни и жестко контролируют своих приверженцев, лишая их имущества. Свободы мыслить, общаться и творить. В этом опасность секты.
В современной России многие религиозные общины запрещены и официально не регистрируются.
2.г. В чем заключается принцип свободы совести?
Совесть –внутренний контролер поведения человека, оценивающий поступки с позиций добра и зла.
Под свободой совести понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения, не причиняя ущерба другим. Эти убеждения могут касаться разных областей человеческой жизни: религии, труду, творчеству, государству, отношению к людям.

Свобода вероисповедания – это право выбирать, какую религию исповедовать или отказаться от религии, встав на путь атеизма.

В РФ проживают представители многих распространенных в мире религий.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие.

В Конституции РФ принцип свободы вероисповедания реализуется в соответствии с нормами международного права.
* Все религии равноправны.
* Государство гарантирует возможность свободно отправлять свой культ.
* Церковь отделена от государства.
* Законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования.
3. Просмотр презентации.
4. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы учебника « Проверь себя» стр.81.
Ответы на вопросы № 2, 3 учебника « В классе и дома» стр.82
5. Подведение итогов.
- Что такое религия?
- В чем состоит роль религии в современном обществе?
- Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Домашнее задание.

Религия как одна из форм культуры Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere) - «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать», «соединять» ? ВЕРА ОБРЯДЫ МОЛИТВА Роль религии в жизни общества Религиозные организации и объединения ЦЕРКОВЬ СЕКТА Свобода совести, свобода вероисповедания право самостоятельно выбирать религию атеизм Формы религий ранние национальные мировые

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

ВЕРА – личностное, эмоциональное отношение человека К какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – связывается с убеждением в наличии Неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере На судьбу человека, жизнь общества ОБРЯДЫ – определённые деёствия, каждый элемент которых наполнен религиозным смысломи отражает основополагающие идеи религии МОЛИТВА – непосредственное словесное обращение человека к Богу

♦ компенсаторная или «терапевтическая» - смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные; ♦ мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир; ♦ культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства; ♦ регулятивная - упорядочивание отношений в обществе; ♦ коммуникативная - создание среды общения; ♦ легитимирующая - узаконивание некоторых общественных порядков; ♦ интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии. Функции религии

религиозные организации ЦЕРКОВЬ СЕКТА Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. Разделяет духовенство и мирян. Вырабатывает систему вероучений и обрядов Религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. Численность участников ограниченна, отсутствует деление на мирян и духовенства, провозглашаются идеи равенства. Претензии на исключительность её религиозных установок. Жёсткий контроль жизни своих приверженцев.

Конституция РФ. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. все религии в РФ равноправны, отсутствует официальная, государственная религия государство гарантирует верующим возможность свободно отправлять свой культ церковь отделена от государства закон предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования реализация статьи 28

Ранние религии Фетишизм вера в сверхъестественную силу материальных предметов Магия вера в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями Тотемизм вера в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением анимизм вера в существование души, духов

Национально-государственные религии парсизм (Иран) Иудаизм (евреи) Индуизм (Индия) Джайнизм (Индия) конфуцианство (Китай) синтоизм (Япония) даосизм (Китай)

Мировые религии Буддизм VI-V в.в. до н.э. Христианство I век н.э. Ислам VII век н.э.

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Цель:

Обучающая:

1. Определить роль религии как одной из форм культуры.

2. Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия

3. Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

1. Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.

2. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

1. Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками,

2. Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

    Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

    Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

    Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности.

Ход урока

    Актуализация опорных знаний по теме.

Проверка домашнего задания.

Политические партии:

политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):

Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

    функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

    наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

    направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

    наличие народной поддержки, добровольность членства;

    наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Общественные организации:

Общественная организация - неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам. Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Международная общественная организация - неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Духовная культура личности:

духовная культура - это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда . Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.

Духовная культура в жизни общества приходит через процесс освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким компасом в данном процессе.

Основной целью духовной культуры является формирование в интересах общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с себе подобными, урегулирование отношений человека с природой и окружающим его миром.

Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит отражении общественного сознания и обогащении, освоения мира духовных ценностей.
Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и её вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление. Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем. Таким образом, можно сказать, духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности. Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.

Влияние искусства на духовное совершенствование человека:

Влияние искусства на духовное совершенствование человека. Человек, считающий себя культурным, постоян­но повышает свой уровень, проявляет высокую созна­тельность в труде, знакомится с достижениями мировой литературы и искусства, в свободное время читает, посещает выставки, музеи, театры, слушает музыку. Пожалуй, нет такого человека, на которого искусство не оказывало бы влияния. Нужно только научиться воспри­нимать его. Иногда мы даже стараемся быть похожими на персонажи художественных произведений. Отношение к искусству зависит также от общественной среды, т. е. материального и социального положения людей. Настоящее произведение искусства может покорить всех -^и сельского труженика, и рабочего, и ученого, и бизнесмена. Искус­ство- универсальное всенародное достояние, его влияние на развитие общества огромно.

Искусство дает человеку эстетическое наслаждение, заставляет почувствовать красоту, наполняет жизнь радостью и добром. Содержательные и мастерски созданные произведения, являясь источником новых знаний, в то же время обогащают духовный мир человека.

Литературные произведения знакомят нас с неизве­стными сторонами жизни, мыслями и чувствами людей определенной эпохи. Музыка своей красотой дарит эмоциональный подъем, поднимает настроение, рождает новые чувства. Большое значение имеют знания о жизни народа, передаваемые через произведения искусства. Эти знания отличаются большей художественностью по сравнению с теми знаниями, что мы находим в трудах историков, экономистов, политиков и юристов. Искусство раскрывает мысли, чувства человека, помогает нам познать самих себя, открыть какие-то новые качества, особенности. Человек и его жизнь, борьба, мысли и чувства, общественные отношения - главное для искус­ства. В образах настоящего художника различимы характер, поведение и взгляды на жизнь, нравственные качества, моральный облик героя. В произведениях искусства можно найти как положительные, так и отрицательные образы: у первых стараемся учиться, вторых избегаем. Персонажи, созданные великими мастерами, по своим нравственным качествам, поведению бывают очень похожи на современников. Эти типичные образы всегда интересны для нас своей много­сторонностью, чертами характера.

План урока:

    Основные значения понятия «религия»

    Виды религии

    Структура религии

    Функции религии

    Буддизм

    Ислам

    Христианство

    Атеизм

    Тест «Религия»

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

1. Первый пункт плана

Учитель: А давайтеподберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные Что мы о них знаем?

    Национальные

Перечислите мировые религии

Христианство (сообщение)

Ислам (сообщение)

Буддизм (сообщение)

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

Организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

3. Организация

4. Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания– право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

IV. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

V. Домашнее задание: § 21, таблица

Архаичные религии

Мировые религии

Общие черты:

Общие черты:

МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию

Тема: «Религия как одна из форм культуры»

Разработала:

Преподаватель Орлова Т.И

2013

Методическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Компьютерный набор: Орлова Т.И.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

В рамках дисциплины «Обществознание» одной из тем раздела духовная сфера общества изучается тема «Религия», в нашем современном обществе государство данной теме придаёт не маловажное значение. Связано это с тем что нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы зримые и прекрасные. Многие памятники по решению ЮНЕСКО являются общемировыми: храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери устремленные в небо купола церквей и т. д. торжественное духовное песнопение красота икон и буддийских храмов… это и есть вещное общепринятое человечеством проявление религии.

Актуальность данной работы заключается в том, что молодое, подрастающее поколение, в поисках истины не редко обращаются к истокам религии, ища смысл своего существования. Именно знакомство с основами религиозных направлений могут помочь в преодолении жизненных невзгод и неурядиц. Подлинную суть религии и может постигнуть сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражала общественные отношения, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных государствах происходит резкий всплеск интереса к религии.

Необходимо донести на уроках обществознания и на внеклассных мероприятиях роль религии в жизни общества и человека.

Цель написания методической разработки - оказание помощи преподавателю в проведении урока по теме «религия как одна из форм культуры», на основе систематизированного и отобранного материала. В сопровождении слайдов.

Религия как одна из форм культуры

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога .

Н. Гумилёв

(слайд №1)

Тип урока : урок – исследование с элементами проектной деятельности и

использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока :

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.
  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
  • Научить студентов анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

  • Подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы студентов с разными источниками, литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.
  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задачи урока :

  • Познакомить студентов с сущностью религии.
  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.
  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран

(для демонстрации слайдов), ноутбук.

Методы:

Объяснительно- иллюстративный:

* лекция;

*презентация;

*книги (наглядные пособия)

Исследовательский метод:

*выполнение доклада или презентации по теме с постановкой проблемы и анализом материала.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Религия – как одна из форм культуры».
  2. Предложено студентам подготовить проекты «Мировые религии» в форме доклада или презентации.

Ход урока

Организационный момент : (проверка присутствующих и подготовка к демонстрации слайдов презентации 5-15 минут)

Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия . Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.

Преподаватель знакомит с темой урока и поясняет цели.

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия. Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. (домашнее задание)

(1 минута)

(Слайд № 2)

2. Мотивация .

Преподаватель разъясняет о духовной культуре в жизни современного общества.

Лекция.

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека.

(1 минута)

3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается студентам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в школе.

  1. Что такое религия?
  2. Охарактеризуйте ранние формы религии? (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)
  3. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?
  4. Какие религии вы можете вспомнить?

(10 минут)

  1. Формирование новых знаний.

Лекция.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

(Слайд №3).

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

(Слайд №4)

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

(Слайд №5).

Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Сейчас ваши однокурсники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. (лекция с кратким конспектированием- 20 минут)

Идет представление проектов и презентаций студентов.

(время 15-20 минут)


Лекция.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести.

(Слайд № 6).

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

(Слайд №7)

5. Закрепление и обобщение:

Отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока

Предлагается самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Домашнее задание (на учебной доске)

  1. Параграф 4.4, с. 128-137, учебника Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  2. Параграф 6.5., с. 275-282,Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  3. Составить развернутый план

Подробное решение Параграф § 12 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики - как мы могли бы их себе вообразить - сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Вопрос 2. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?

Человек должен верить во что-то, без веры его жизнь будет пуста, лишена надежды, смысла, уверенности в будущем и т.д. Когда у человека происходит какая-то, казалось бы, безысходная ситуация, и совершенно не к кому обратиться, он обращается к Богу, т.е. к сверхъестественным силам, искренне просит, и помощь приходит, казалось бы, из ниоткуда. Вот как после этого не верить в чудеса? Естественно, мы верим, что кто-то свыше все видит и управляет нами. За злые деяния человек наказывается, за благие дела, человек вознаграждается. Действует закон равновесия, по-моему, это справедливо.

Потому что, наука, хоть и сильна, но многие вещи не может объяснить. Бывают такие случаи, которые кроме как чудесами и не назовешь, они противоречат всем законам, всем известным истинам. Именно поэтому число верующих не уменьшается и не уменьшится никогда.

Вопрос 3. Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными? Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?

Все эти доказательства не могут дать безусловной достоверности. Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, утверждаться могут только верою.

Вопрос 4. Что такое религия?

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Другие определения религии:

Учение о воссоединении человека с Богом.

Одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.

Организованное поклонение высшим силам.

Духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Убеждённость в существовании некого незримого порядка и в том, что высшее благо – гармонично вписаться в этот порядок.

Вопрос 5. Что характерно для религиозной веры?

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждению людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.

Религиозная вера - это ещё и определённые переживания, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение. Верующий полагает, что Бог предъявляет определённые требования к его поведению и может призвать к ответу за их невыполнение, хотя большинство религий допускают возможность установления добрых отношений человека с Богом и шанс человека умилостивить божество. Для этого человек совершает определённые действия - обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва - непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Вопрос 6. Каково значение религии в жизни общества?

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций.

Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определённых положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности.

Религия - это не только правила поведения, но и определённый взгляд на мир, сущность человека и его место в мире.

Снимает тяжёлое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

Религия также способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины, он может найти себя.

Вопрос 7. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для неё характерно чёткое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причём сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозных лидеров, как, например, Папа Римский для католической церкви, Патриарх Московский и Всея Руси для Русской православной церкви. У многих церквей есть определённая территориальная структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограниченна, причём ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность её религиозных установок, убеждённость в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Сектанты стремятся отгородиться от других религиозных организаций, уйти из мирской жизни. Кроме того, секты достаточно жёстко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признаётся её участниками Богом (новым воплощением Бога) или представителем Бога (какой-либо сверхъестественной силы) и носителем абсолютной истины. Именно руководитель организации является важнейшим объектом религиозного поклонения её участников.

Вопрос 8. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к людям, труду, творчеству, государству. Можно сказать, что свобода совести - это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

В Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространённых в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными (т. е. подлежащие призыву на военную службу), могут пройти альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям.

В современной России церковь отделена от государства, т. е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них. Религиозные организации в свою очередь не должны вмешиваться в вопросы государственного управления.

Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма на обязательных для посещения уроках в государственных учебных заведениях.

Вопрос 9. Составь краткое сообщение об основных идеях и символах наиболее распространённых в твоём регионе религий.

Христианство - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство - самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости - в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве - католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи.

Ислам - монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.

Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию, однако, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения - классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 до 1,57 млрд. мусульман.

Вопрос 10. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

Всем можно найти религию по вкусу. Если и советовать что-то, надо быть осведомленным об обычаях, использовать в выборе характер друга, его взгляд на жизнь, ибо у каждой религии своя философия. Обратить внимание нужно на людей, исповедующих эту религию, вывести общие черты этих людей. Ведь если он/она будет следовать этой религии, рано или поздно он приобретет эти качества.

Вопрос 11. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том, что религия с её чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики, биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй своё отношение к мнению журналиста.

Государство и общество должны быть заинтересованы в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации.

Вопрос 12. Писатель В. Набоков сказал: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники». Как ты понимаешь эти слова?

Каждый приходит к вере самостоятельно, до этого проделав долгий путь. Никто никогда не приводит кого-то за руку к решениям, мы сами делаем нравственный выбор.

Рекомендуем почитать

Наверх