Регулирование экономики в рф. Государственное регулирование экономики россии. Сущность государственного регулирования в РФ

Плодово-ягодные 18.01.2022

Особенностью России является то, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах, по причинам экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка.

Россия гигантская страна с исключительным разнообразием природно-климатических особенностей. В то же время население и природные ресурсы расположены на этой огромной территории структурно диспропорционально: 80 процентов населения России живет в европейской части страны и только 20 - в ее азиатской части. Природные ресурсы же располагаются наоборот: 85% их находится к востоку от Урала и только 15 - в Европейской России. Гигантские размеры страны сами по себе определяют большую роль государства в создании социальной и экономической инфраструктуры, без чего практически не может быть развития не только рыночной экономики, но и любой другой. Диспропорциональное расположение на территории страны населения и природных ресурсов делает эту роль государства исключительной, так как только государство способно осознать всю важность этой проблемы и решать ее (15).

Нижеследующие особенности России вытекают из того прозаического положения, что она находится в состоянии перехода от командно-административной системы к рыночной, от безоглядного господства общественной собственности к многообразию форм собственности. В России формируется многоукладная экономика. Еще не сложилась структура общественно-экономических укладов. Главный уклад - общественный, государственный - размывается, разлагается. За счет него образуются другие. Но именно в данный момент, сегодня, в России отсутствует определяющий уклад. России реально угрожает регресс в социально-экономическом развитии. Единственная сила, способная остановить эту угрозу, ликвидировать ее, - это государство, его собственность и основанный на ней госсектор экономики. Однако трудность ситуации в России заключается в том, что и государственная собственность потеряла свою способность задавать правила игры.

Кроме того, специфичность обстановки в России выражается в том, что, казалось бы, идут мощные процессы приватизации. С монополией государства в экономике покончено, так как в его руках в настоящее время осталось менее 40% промышленных предприятий, которые к тому же в большей своей части акционированы, а следовательно, государством не управляются. Тем не менее монополизм в экономике России углубился. Продолжает иметь место господство производителя над потребителем, покупатели вынуждены все еще покупать то, что производится. А мы знаем, какой принцип господствует в рыночной системе: производится то, что покупается (17).

Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:

повышение уровня жизни населения

обеспечение национальной безопасности

обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.

Для выполнения первой стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.

Вторая стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.

Третья задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.

Обеспечение относительной самодостаточности российской экономики предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес - структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.

Для реализации долгосрочного экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства.

Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.

Обеспечить экономический рост можно только при условии повышения уровня производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников (11, С. 248).

Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются:

Достижение сплоченности общества вокруг национальной идеи экономического роста;

Стимулирование прироста населения

Развитие предпринимательства и на этой основе увеличение роста занятости и снижение уровня безработицы

Стимулирование обновления производства, развития производственной инфраструктуры.

Государственные институты просто обязаны повысить качественную составляющую законодательной базы для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предпринимательством, снизить уровень административного капитала.

Проблема экономического роста, равно как и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при этом важно, чтобы рост и положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс спада и деградации. Также важно, чтобы каждый гражданин России ощутил на себе положительное воздействие экономического роста страны.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование – это форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государс­твенных органов на экономические процессы. Оно применяется в ус­ловиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Этот опыт подтолкнул к идее «государственного социализма» – попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело к возникновению «административно-командной экономики» со всеми ее плюсами и минусами.

Современная экономика России имеет все возможности быть «социально-рыночной», максимально удовлетворяя растущие потребности человека. Однако для этого необходимо регулирование, т.к. рыночная экономика очень несовершенна. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную эффективность.

Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого административного решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  • предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности;
  • государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
  • государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  • особую значимость государственное регулирование приобретает в период кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Государство в рыночной экономике вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль в общественных отношениях, оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов.

Государственное регулирование преследует три цели:

  • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те провалы, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что далеко не все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Государство тоже может ошибаться.

Формы и методы государственного регулирования

Основные формы и методы вмешательства государства в экономику:

  • административные методы государственного регулирования проводятся через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями и законотворчество. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях, как:
  • прямой контроль государства над монопольными рынками;
  • административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;
  • обеспечение экономической безопасности производства;
  • разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
  • экономические методы проводятся с помощью различных мер макроэкономической политики (например, прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

В свою очередь важнейшими элементами денежно-кредитной политики являются:

  • операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных ценных бумаг;
  • учетно-процентная (дисконтная) политика, то есть регулирование величины процентной ставки, по которой коммерческие банки заимствуют деньги у Центрального банка;
  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования, то есть рост доли активов коммерческих банков, которая должна находиться в распоряжении ЦБ.
  • Известны две основные разновидности денежно-кредитной политики:
  • мягкая (стимулирующая), при которой Центральный банк скупает государственные ценные бумаги, снижает ставку рефинансирования и норму обязательного банковского резерва, тем самым стимулируя экономику через рост денежной массы;
  • жесткая (стабилизирующая), при которой ЦБ продает государственные ценные бумаги, повышая ставку процента и нормы банковского резерва, тем самым сдерживая инфляцию через изменение денежной массы и стабилизируя экономику.

За последние 20 лет в нашей стране сменились три модели государственного воздействия на экономику.

  • 1. Командно-административное управление в условиях социализма, основанное на жестком планировании, контроле и регулировании государством экономики страны.
  • 2. Либеральная система регулирования, которая ограничивала деятельность государства только теми функциями, которые обеспечивали «саморазвитие» экономики: разработка соответствующих законодательных и нормативных правил поведения и контроль за их выполнением.
  • 3. Либеральная система с усилением государственного регулирования в некоторых сферах, прежде всего обеспечивающих обороноспособность страны и развитие экспортного потенциала. Это достигается путем: предоставления государственных заказов, создания благоприятных условий для развития науки, перспективных отраслей экономики, обеспечения государственных гарантий масштабных кредитных и лизинговых сделок и т.п. при одновременном создании благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Сегодня регулирующую деятельность государства в России можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление индикативных планов-прогнозов, служащих основными ориентирами в отношении масштабов, пропорций и конечных целей развития производства с одновременным выявлением главных проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана.

Во-вторых, участие в управлении общественным производством путем принятия решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры.

Решения подобного рода, как правило, имеют обязательный характер, оформляются в виде законодательных актов, постановлений и т.п. В той или иной мере они существуют также в странах с развитой рыночной экономикой.

В-третьих, это разработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы (налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др.) призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Важнейшая регулирующая роль здесь принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой России может варьировать в зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

Система государственного регулирования российской экономики опирается на законодательство различного уровня.

Высший уровень занимает Конституция, на базе которой строятся все остальные звенья правового механизма регулирования общества и экономики. Второй уровень образуют федеральные законодательные акты, построенные на базе Конституции.

Третий уровень составляют указы Президента и постановления Правительства страны, принятые на основе Конституции и федеральных законов.

Четвертый уровень образуют законодательные акты, принятые в регионах.

Пятый уровень составляют решения региональной исполнительной власти.

Шестой уровень занимают постановления местных законодательных органов (городских, районных, поселковых и т.п.).

Седьмой уровень охватывает решения местных административных органов. При этом законодательные акты и решения нижестоящих органов управления не должны противоречить вышестоящим.

Непосредственно на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, поведение экономических агентов (производителей, потребителей, государства и пр.), а также контроль за их исполнением.

Правовое регулирование экономики дополняется административным, система которого при переходе на рыночные принципы хозяйствования претерпела значительные преобразования и продолжает совершенствоваться.

В качестве основных задач административной реформы в России были выделены:

  • переход от отраслевой к функциональной системе управления;
  • сокращение численности разросшегося управленческого аппарата;
  • упорядочение структуры и функций Правительства, Администрации Президента, региональных органов управления и пр.

В соответствии с Конституцией России государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Банк России, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации. Компетенция всех этих органов определена в Федеральном договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации.

К ведению федеральных органов относятся: принятие и изменение федеральных законов и контроль за их исполнением, определение принципов национальной экономической политики, в частности ценовой, правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, федеральный бюджет, налоговое законодательство, внешнеэкономические отношения.

В рамках административной реформы создана трехуровневая система управления:

  • 1) министерства (за которыми закреплены правоустанавливающие и политические функции);
  • 2) федеральные службы (осуществляют контрольно-надзорные функции);
  • 3) федеральные агентства (выполняют правоприменительные функции, специализируются на предоставлении государственных услуг).

При этом важно не допускать, чтобы функции этих органов дублировались на различных уровнях управления, поскольку в подобной ситуации теряется весь смысл административной реформы.

В системе государственного регулирования особое место занимает Министерство экономики и внешней торговли России, которое не только непосредственно участвует в реализации социально-экономической стратегии государства, но и координирует усилия заинтересованных министерств и ведомств.

Оно осуществляет следующие функции:

  • участвует в формировании федеральной экономической и социальной политики, включая развитие потребительского рынка, структуру потребления и доходов населения; определении форм государственной поддержки отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов, занятости;
  • формирует предложения по внешнеэкономической деятельности, общим направлениям финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики;
  • разрабатывает комплексный прогноз социально-экономического развития страны;
  • организует с участием заинтересованных министерств, ведомств разработку федеральных целевых программ развития приоритетных отраслей и сфер экономики.

Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, минимальных социальных стандартов и т.д.

Для более эффективного обеспечения административно-правового регулирования и координации деятельности субъектов, устранения противоречий между конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами и другими нормативными актами, обеспечения более четкой реализации решений, принятых федеральными органами исполнительной власти в семи федеральных округах был создан институт представителей Президента.

С целью более эффективного сочетания административной вертикали управления и обеспечения демократии в выборах высших административных лиц регионов была реорганизована система выборности губернаторов, при которой Президент России представляет Законодательному собранию их кандидатуры для утверждения.

Важную роль в повышении эффективности регулирования экономики играет укрупнение регионов по принципу обеспечения экономической самодостаточности, что особенно важно, поскольку из 88 действующих субъектов в разные периоды экономических реформ имелось лишь 6- 10 регионов доноров, в то время как большая часть остальных региональных образований убыточна.

Активно идет процесс упорядочения полномочий федеральных органов исполнительной власти, разработки для них плановых и оценочных показателей, сделаны первые практические шаги по реформированию государственной службы, снижению административных барьеров.

Вместе с тем ряд ключевых задач административной реформы решен не был. Не удалось добиться оптимизации полномочий государственных органов. На недостаточном уровне остается результативность и экономичность их работы, качество предоставляемых государством услуг.

Оптимизация функций органов исполнительной власти, в том числе и в экономической сфере, предусматривает устранение неэффективного государственного вмешательства через упразднение избыточных функций и реформирование системы надзора и контроля и пр.

Вопросы и задания

  • 1. Каковы причины, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики?
  • 2. Укажите цели, субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
  • 3. Каковы задачи государственного регулирования экономики?
  • 4. Назовите основные методы государственного регулирования экономики.
  • 5. Каковы границы государственного регулирования экономических процессов?
  • 6. Укажите особенности и этапы государственного регулирования российской экономики за последние 20 лет.

Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.

Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всœей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы.

Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.

Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, ᴛ.ᴇ. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность должна быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.

Важной, не всœегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место.

Государство осуществляет контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, крайне важно отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не бывают заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие товары.

Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

Защита прав потребителœей - эта сфера, имущественного оборота͵ где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.

Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования.

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика

Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации.

Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.

Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всœей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателœей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет ʼʼантимонополь­ное законодательствоʼʼ и ʼʼдефляционная политикаʼʼ.

Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии):

1. Булаков, О.Н. Правоведение: учебник / О.Н. Булаков, И.В. Зыкова. – М. : КноРус, 2006. – 336 с.

2. Гуреев, В.И. Правоведение: учебник / В.И. Гуреев, З.Г. Крылова. – М. : Высшая школа, 2006. – 600 с.

3. Магницкая, Е.В. Правоведение: учебное пособие / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. – 3-е изд. – М. : Питер, 2006. – 512 с.

4. Марченко, М.Н. Правоведение: учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М. : Проспект, 2006. – 416 с.

5. Мухаев, Р.Т. Правоведение / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. – М. : Юнити, 2005. – 415 с.

6. Правоведение: учебник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., стер.
Размещено на реф.рф
– М. : КноРус, 2006. – 400 с.

7. Правоведение: учебное пособие / под ред. О.Е. Кутафина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2006.

8. Правоведение: учебник / под ред. М.Б. Смоленского. – М. : Дашков и К., 2006. – 480 с.

9. Шумилов, В.М. Правоведение: учебник / В.М. Шумилов. – М. : Велби, 2006. – 272 с.

Нормативные акты:

10. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 гл. 1 – 7 // Российская газета. – 1993. – № 237.

11. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

12. Арбитражный процессуальный Кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

14. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.

15. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.

16. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.

17. Воздушный Кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.

18. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

19. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198.

20. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

21. Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

22. Водный Кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.

23. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

24. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-I // СЗ РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2066.

Дополнительная литература ко всœем темам:

25. Аминов, И.И. Правоведение: учебное пособие / И.И. Аминов и др.
Размещено на реф.рф
– М. : Инфра-М, 2006. – 160 с.

26. Балашов, А.И. Правоведение: учебник для ВУЗов / А.И. Балашов. – 2-е изд. – М. : Питер, 2006. – 512 с.

27. Белоусов, М.С. Правоведение. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для ВУЗов / М.С. Белоусов, В.А. Майоров. – М. : Экзамен, 2006. – 157 с.

28. Булаков, О.Н. Правоведение: учебник / О.Н. Булаков, И.В. Зыкова. – М. : КноРус, 2006. – 336 с.

29. Гришаева, Д.С. Правоведение: конспект лекций / Д.С. Гришаева. – М. : Приор, 2004. – 160 с.

30. Гуреев, В.И. Правоведение: учебник для студентов экон. и финан. ВУЗов / В.И. Гуреев, З.Г. Крылова. – М. : Высшая школа, 2006. – 600 с.

31. Ежов, Ю.А. Правоведение в схемах и определœениях: учебное пособие / Ю.А. Ежов. – М. : Дашков и К, 2006. – 448 с.

32. Кудинов, О.А. Правоведение (курс лекций) : учебное пособие / О.А. Кудинов. – М. : Экзамен, 2006. – 190 с.

33. Магницкая, Е.В. Правоведение: учебное пособие / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. – 3-е изд. – М. : Питер, 2006. – 512 с.

34. Малышев, В.А. Правоведение: конспект лекций / В.А. Малышев. – М. : Эксмо, 2006. – 192 с.

35. Основы _государства и права / под ред. О.Е. Кутафина. – 13-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 478 с.

36. Основы права / под ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 429 с.

37. Правоведение. Практикум. Важно заметить, что для студентов ВУЗов и колледжей / ред. В.А. Васенкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005. – 126 с.

38. Правоведение: учебник для ВУЗов / под ред. М.Б. Смоленского. – М. : Дашков и К, 2006. – 480 с.

39. Правоведение: учебник для ВУЗов неюрид. профиля, абитуриентов / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд.,стер.
Размещено на реф.рф
– М. : КноРус, 2006. – 400 с.

40. Правоведение: учебник для неюрид. ВУЗов / под ред. О.Е. Кутафина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 400 с.

41. Шкатулла, В.И. Правоведение: учебное пособие для неюрид. факультетов ВУЗов / В.И. Шкатулла. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Academia, 2004. – 496 с.

Правовое регулирование экономики в Российской Федерации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовое регулирование экономики в Российской Федерации" 2017, 2018.

Направления и необходимость государственного регулирования экономики в российских условиях

Государственное участие в национальной экономике осуществляется посредством выполнения основных функций, связанных с реализацией макроэкономической политики. Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

В рамках выполнения данных функций для повышения эффективности влияния государства на экономику в современных российских условиях можно определить точки воздействия государства на экономику для создания действенной экономической политики, которые в соответствии с принципами макроэкономического регулирования объединяют элементы из различных концепций макроэкономического регулирования.

Направления государственного регулирования экономики :

1. Нормативно-правовое регулирование хозяйственных отношений и взаимоотношений различных субъектов экономики. Обеспечение действенного применения законов, защиты интересов экономических субъектов и населения.

2. Регулирование экономики на макроуровне и разработка государственных программ, стратегий и направлений развития экономической системы.

3. Решение вопросов социального характера.

4. Обеспечение экономической безопасности страны.

5. Деятельность государственных компаний в критически значимых областях: оборонная промышленность, социальная инфраструктура, фундаментальная наука и стратегически важные отрасли развития.

Причины, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики на макроэкономическом уровне, определяются следующими факторами:

  1. Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);
  2. Наличие частного и общественного характера производства;
  3. Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);
  4. Научно-технический прогресс;
  5. Тенденция к монополизации;
  6. Наличие международной конкуренции.

При этом наиболее характерной причиной необходимости существования государственного регулирования экономики является объективная потребность в ограничении действия законов рынка определенными рамками, обеспечивающими соблюдение интересов определенных социальных групп. Преимущественными интересами в данном случае являются потребности населения страны в безопасности, стабильности и материальном благосостоянии, возникающим вследствие наличия рабочих мест.

Инструменты и формы государственного регулирования экономики в России

В России используются широкий ряд инструментов государственного регулирования национальной экономики.

Инструменты государственного регулирования экономики

Инструменты прямого государственного регулирования экономики

Инструменты косвенного государственного регулирования экономики

Техническое регулирование экономики

Прямое вмешательство государства в экономические процессы в РФ выражается в нормативно-правовой деятельности, принятии законов и иных актов, направленных на упрочение, упорядочивание и развитие хозяйственных отношений между экономическими агентами.

Вместе с тем, государство, являясь владельцем части общественного капитала, через создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также через владение частью акционерного капитала системообразующих предприятий в стратегических отраслях, воплощает в национальной экономике долгосрочные программы развития.

В первую очередь, это касается тех отраслей, где фундаментальное значение имеет совокупность оборудования и основных фондов: энергетический комплекс, добывающая промышленность, атомная отрасль, космонавтика, авиация и воздушный транспорт, железнодорожный и морской транспорт.

Косвенное вмешательство государства в развитие национальной экономики России выражается, в первую очередь, в управлении балансом между сбережениями и инвестициями, обеспечении полной занятости, развитии международного экономического взаимодействия, стабилизации цен, регулировании цен на специфические товары и услуги, поддержании устойчивых темпов экономического роста и в других направлениях традиционной экономической политики.

Государство контролирует деятельность естественных монополий и разрабатывает стандарты для соблюдения их хозяйствующими субъектами.

Техническое регулирование экономики имеет централизованно-распределенный характер. Выражается в использовании следующих трех взаимосвязанных механизмов:

1. Регистрация, лицензирование, делегирование и аккредитация хозяйствующих субъектов в зависимости от типа осуществляемой экономической деятельности.

2. Нормирование, сертификация и надзор осуществляемой экономической деятельности.

3. Применение санкций, штрафных механизмов, взысканий на хозяйствующих субъектов в случае выявления нарушений в процессе осуществления экономической деятельности, а также реализация аппеляционных процедур.

Для комплексного регулирования национальной экономики России государство использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Фискальная политика

Кредитно-денежная политика

В рамках фискальной политики государство манипулирует своими доходами, прежде всего, налогами, и расходами; в частности налоги распределяются между потребителями и потребителями товаров, при этом бремя налогов будет больше для потребителей, если спрос превышает предложение, либо для производителей, если предложение превышает спрос.

В рамках кредитно-денежной политики правительство РФ регулирует объем денежной массы в обращении и управляет развитием кредитной сферы.

Три основные формы государственного регулирования экономики в России:

  1. Реализация государственных, федеральных и региональных целевых программ;
  2. Прогнозирование развития экономики;
  3. Моделирование макроэкономических ситуаций.

Формы государственного регулирования экономики

Функции государственного регулирования экономики

  1. Макроэкономическое прогнозирование и составление индикативных планов в целях информирования о предполагаемом состоянии экономики.
  2. Формирование решений в области структурных изменений национальной экономики, включая распределение государственных инвестиций, размещение госзаказов, урегулирование социальных проблем, развития инфраструктуры.
  3. Формирование системы регуляторов для управления процессами за пределами прямого государственного контроля, в том числе, применение инструментария денежно-кредитной политики, управление внешними платежами, дотациями, ценообразованием, предоставление преференций и льгот приоритетным отраслям, таможенная политика и другие направления.

Проблемные области государственного регулирования экономики в России

Проблемы государственного регулирования экономики в России сопряжены с несколькими аспектами, которые не позволяют государству эффективно воздействовать на развитие национальной экономической системы.

Во-первых, в России отсутствуют развитые институты, позволяющие регулировать эффективное развитие для абсолютного большинства экономических агентов. В первую очередь, это касается институтов такого правового уровня, которые позволяют реализовывать экономические меры на уровне отдельных органов экономического управления. Они также обеспечивают и эффективное правоприменение законов и осуществляют принуждение участников рынка к исполнению своих обязательств. В России пока отсутствуют такие структуры, близкие к государству и правительству, которым переданы определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования отечественная система придет к данному варианту структуры.

Во-вторых, макроэкономическое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне и не учитывает, что в нашей стране уже сформировались функциональные и инфраструктурные институты, пусть они еще и не находятся в достаточно развитом состоянии, чтобы оказывать существенное влияние на развитие отдельных элементов экономической системы. Игнорирование существования таких элементов рыночной системы при макроэкономическом регулировании ведет к существенно более низким результатам государственного регулирования экономической системы.

В-третьих, за счет отсутствия существенного влияния крупных структурных единиц экономической системы, которое они могут оказывать на реализацию государством экономической политики в области государственного регулирования, значение данных элементов преуменьшается существующими государственными органами в отношении механизмов государственного регулирования экономической системы. Например, в России уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей мало.

В-четвертых, обеспечение экономической безопасности страны сосредоточено в таких государственных институтах, как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и ЦБ РФ. Но в условиях, когда все большую роль начинают играть общественные интересы, а не государственные экономические институты, реализация данной задачи затруднено, так как разные политические партии выступают, как правило, не с позиции согласования компромисса, а наоборот – с позиции противостояния. Конечно, экономические установки различных партий также дифференцированы. Следовательно, необходимы процедуры согласования интересов общества, выражаемых представителями политических партий в парламенте, и правительства.

В-пятых, существующая практика воздействия на экономические решения государства в области макроэкономического регулирования экономики со стороны крупного предпринимательства и банковского сектора негативно влияет на экономические интересы большей части экономических субъектов. Отметим, что воздействие предпринимателей на экономические решения государства в области государственного регулирования через поддержку партийных групп и выдвижение депутатов в парламент является общепринятой практикой и при надлежащем законном исполнении целесообразных экономических предложений со стороны крупных предприятий приносит положительные результаты в среднесрочной перспективе. Однако в России активно развернута система лоббизма, которая позволяет представителям отраслей, отдельных экономических структур оказывать нажим на представителей исполнительной власти, что ведет к удовлетворению интересов меньшинства экономических субъектов в ущерб интересам национальной экономической системы в целом. Кроме того, практика использования нелегитимных методов, подкупов, коррупции для воздействия на экономические решения государства наносит непоправимый ущерб экономике.

Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни для всех.

В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем и на мировом рынке. Это возможно при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

Перспективы государственного регулирования российской экономики

Поскольку невозможно повысить эффективность государственного регулирования за счет одного волевого решения, необходимо планомерно реализовать меры, которые призваны решить отдельные проблемы в структуре государственного регулирования экономики.

Поскольку в российских условиях в данный момент объективно невозможно выделение экономических институтов, которые были бы способны претворять в жизнь государственные решения в области макроэкономического регулирования, необходимо проработать концепцию их создания.

Необходима проработка следующих направлений государственного регулирования экономики:

  • Система формирования конкурентной среды и защиты от недобросовестной конкуренции.
  • Система регулирования денежной массы в обращении с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, а также иных перспективных инструментов, применяемых ЦБ РФ. Вместе с тем, необходим системный подход к использованию данных инструментов регулирования.
  • Поддержание сбалансированности государственного бюджета.

Наиболее актуальным для России на данном этапе будет стимулирование развития указанных направлений, благодаря чему государство сможет повысить эффективность регулирования экономики в целом.

Развитие принципов социального партнерства согласно модели трипартизма, которая характерна для России, позволит повысить роль профессиональных союзов, населения и союзов предпринимателей в реализации общегосударственной политики в области регулирования национальной экономики на макроуровне. Это позволит создать наиболее действенные по своей природе отраслевые союзы предпринимателей. Также постепенный количественный рост предпринимателей создаст предпосылку для вызревания групповых деловых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию.

В плане обеспечения экономической безопасности страны, для России актуально дальнейшее проведение политики защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

В контексте политики импортозамещения, приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям.

Такая политика начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. Правительство через различные элементы вводит повышение ввозных пошлин и импортных квот, что ограничивает импорт определенных товаров и восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

Даже при отмене санкций в отношении товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, государство может продолжить стимулировать политику импортозамещения, используя элементы протекционистской политики, через таможенные пошлины и импортные квоты.

Использование такой политики российскому правительству более активно влиять на экономику страны, поддерживая отечественных производителей, защищая их от недобросовестной конкуренции со стороны стран импортеров и демпинговых цен, применяемых международными корпорациями на ряде товарных рынков. В реализации этой политики участвуют различные институциональные организации: органы законодательной и исполнительной власти, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, частные коммерческие структуры и др.

В этой же области следует обеспечить достижение компромисса между различными политическими партиями, которые представлены в парламенте. Конечно, данный вопрос относится по большей части к организационно-правовым основам функционирования нашего государства, однако он имеет существенное значение как важный внеэкономический фактор.

В плане решения проблем чрезмерного лоббирования и коррупции следует учитывать, что в России активно ведется борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти. Неприкасаемых нет. Губернаторы, министры, представители силовых ведомств, сотрудники отделов по борьбе с коррупцией – перед судом будут отвечать все.

В этой связи для снижения возможностей лоббирования в интересах отдельных крупных экономических структур следует продолжать развитие и стимулирование деятельности Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. Все эти структуры снижают вероятность возникновения крупных экономических структур, которые могут оказывать влияние на макроэкономические решения государства. Также сюда следует отнести разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики. Уже сейчас можно говорить о формировании отдельных функциональных направлений государственного регулирования экономики в области сдерживания монопольных тенденций и лоббистских процессов.

Наконец, для обеспечения эффективного государственного регулирования российской национальной экономической системы следует обеспечить методологическое и объективно-функциональное формирование элементов планирования государственных решений в области отдельных аспектов экономики. К таким областям относится в первую очередь антициклическая политика, позволяющая сгладить острые фазы кризиса и смягчить последствия кризисных явлений в экономике. Кризис 2008 года и падение валового внутреннего продукта в 2015-2016 годах доказали необходимость использования инструментов смягчения в государственной политике. В этой связи государству при реализации мер регулирования экономики следует обратиться к опыту теории циклов Кондратьева и принять на вооружение методы, разработанные уже на основе данной теории в контексте применения в современных условиях развития. Учитывая последовательность и характер этапов циклического развития экономики, государство может планировать отдельные меры по их смягчению, подготавливая соответствующие макроэкономические решения заранее. В этой связи актуально также воспользоваться опытом планирования, который накоплен в Российской экономической науке за период планового хозяйства, с учетом его адаптации под современные рыночные реалии.

Отдельно стоит сказать о том, что идеи создания системы планирования экономического развития сегодня вновь приобретают актуальность среди отдельных представителей экономической мысли России, но уже в условиях сочетания макроэкономических плановых индикаторов и рыночных факторов. Например, Н.И. Ведута на базе опыта ведения планового хозяйства в СССР предложил создание системы стратегического государственного планирования развития экономики для целей государственного регулирования экономической системы. В рамках создания такой системы необходимость тотального планового хозяйства отвергается, а предлагается переход к перспективному стратегическому планированию, на основе чего разрабатывается и реализуется макроэкономическая политика для управления развитием экономики, а также принимаются государственные решения и проводятся экономические реформы. Таким образом, в стране возможно создание централизованно-смешанной экономики по образцу классического механизма свободной конкуренции с включением в нее учета воздействия рыночных факторов при установлении макроэкономических пропорций в стратегическом плане развития. Основополагающие принципы сочетания стратегического планирования и рыночных механизмов Н.И. Ведута впервые изложил в 1971 году в книге "Экономическая кибернетика". Впоследствии данные идеи развивались, и основным направлением их воплощения сегодня является использование вычислительной мощности современной техники, которая позволит создавать уникальный и точный стратегический план макроэкономического развития, лишенный изъянов, которыми страдает рыночная экономика. При этом вопросами создания такой электронной системы, осуществляющей макроэкономические прогнозы с высокой степенью точности, занимаются и другие страны мира, в том числе Китай, США.

Вывод

Рассмотренные аспекты государственного регулирования экономики России связаны с объективными особенностями общественно-экономического развития страны на данном этапе. В то же время предложенные методы решения проблемных вопросов государственного регулирования позволят существенно повысить эффективность участия государства в национальной экономической системе и государственного регулирования экономики на основе учета макроэкономических показателей, институциональных аспектов и интересов экономических групп.

Актуальные для России методы государственного регулирования экономики связаны, прежде всего, со сбалансированной государственной экономической политикой и прогрессивными моделями государственного регулирования. Также необходима защита государственных чиновников, принимающих решения о проведении мер макроэкономического регулирования, от лоббирования интересов и коррупционных схем со стороны крупных экономических структур, заинтересованных исключительно в увеличении собственной выгоды.

Рекомендуем почитать

Наверх