Развитие джаза в 20 веке. История музыки: джаз. Что такое джаз

Плодородность 30.07.2021
Плодородность

Кому знакома эта музыка? Как Вы с ней познакомились?

На доске написаны 3 слова (ДЖАЗ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, РИТМ). С помощью музыки, которая звучала в начале урока и слов написанных на доске мы определим для себя тему нашего сегодняшнего урока. И поставим учебную задачу.

Запишем в тетрадь тему и проблемные вопросы.

Сегодня на уроке Вы найдете ответы на интересующие нас вопросы. Чтобы представить образ Джаза, проследим историю его появления.

Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы и африканского фольклора. Африканская музыка по природе своей импровизационна, важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой.

Миссионеры обращали негров-рабов в христианство, обучали их гимнам. В пенях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появился стиль спиричуэлс. (негритянские религиозные песнопения). У каждой группы есть музыкальные словари. 1 группа ищет название своего тиля, прочитает и расскажет о его особенностях.

В период отмены рабства в 1865 году расцветает Блюз

2 группа ищет название своего стиля, прочитает и расскажет о его особенностях.

В 70 годы 19 века сложился еще один стиль предшественник блюза – регтайм.
3 Группа ищет в музыкальном словаре определение регтайм.
В начале 20 века произошло слияние спиричуэлс, блюза и регтайма. И этот стиль назвали джаз. Название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джэзинг ит ап», т.е. «играть с воодушевлением, энергично, грубо, беспорядочно». Каждый участник оркестра должен уметь импровизировать на своем инструменте, т.е. сочинять музыку на ходу, что может далеко не каждый.

Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложный и разнообразный ритм – это и синкопы, и полиритмия, и свинг (эффект раскачивания), грубоватый тембр звучания – это влияние африканской культуры.

Колыбелью джаза стал город Нью-Орлеан. Считается, что произошло это 17 ноября 1887года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант-любитель, парикмахер, имевший кличку Джаз-бо (джазовичок-страшилка)-уж очень этот Браун любил модные костюмы. Ночью 17 ноября в новоорлеанском ресторанчике «У Чокнутого» этот самый Браун вытащил свой видавший виды КОРНЕТ-духовой медный инструмент, похожий на трубу, и начал наигрывать незатейливую мелодию. Но вдруг Браун начал сбиваться с мелодии, которая благодаря этому приобрела совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта удивительная мелодия привела публику ресторанчика в неописуемый восторг.

Такое необычное, с неровным ритмом звучание, вскоре переняли многие музыканты из оркестров, исполнявших в Нью-Орлеане танцевальную музыку. В такой манере стал играть и Чарлз Болден по кличке Бадди-Дружище, который работал репортёром в маленькой газете. Прославился Бадди прежде всего тем, что в новомодной манере играл ужасно громко. Благодаря громкой игре именно Бадди, а не Термидус Браун, остался в истории джаза как основатель этого нового музыкального направления.

Особенностями джаза являются сложный ритм с акцентами (резким выделением одного звука), бит – пульс, удар, биение, драйв – гонка, езда, атака, свинг – ход, мерное качание. Джаз – музыка оркестровая.

Встали! Быстро потянулись! И в исходную вернулись!

Сейчас мы прослушаем музыку и попробуем угадать, какие инструменты звучат. Включим наше воображение и поиграем на них.

Теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого отберем инструменты, характерные лишь для него.

Учитель показывает карточки с изображением инструменты.

Какие инструменты входят в состав джаз-оркестров.

Прослушаем песню Р. Бойко «Дело было в Каролине»


  • К какому стилю относится прослушанная песня?

  • С помощью каких музыкальных средств Вы определили музыкальный стиль песни?
Вокально-хоровая работа

  1. Проговаривание слов песни в ритмической формуле

  2. Пропевание слов в ритме на одном звуке, сопровождая пение хлопками

  3. Работа над интонацией в песне

  4. Пение группами по фразам.

Джаз - вид музыкального искусства, который возник как результат синтеза африканской и европейской культур с участием афроамериканского фольклора. Из африканской музыки позаимствован ритм и импровизация, из европейской - гармония.

Общие сведения об истоках формирования

История возникновения джаза берет начало в 1910 году в США. Он очень быстро получил распространение по всему миру. В течение двадцатого века это направление в музыке претерпевало ряд изменений. Если говорить об истории возникновения джаза кратко, необходимо отметить, что в процессе формирования было пройдено несколько этапов развития. В 30-40-е годы ХХ столетия большое влияние на него оказали свинговое и би-боп-движение. После 1950 года джаз стали рассматривать в качестве музыкального жанра, включавшего в себя все стили, которые он прошел в результате развития.

В настоящее время джаз занял место в сфере высокого искусства. Он считается достаточно престижным, оказывая влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

История появления джаза

Данное направление возникло в США в результате слияния нескольких музыкальных культур. История зарождения джаза начинается в Северной Америке, большую часть которой заселяли английские и французские протестанты. Религиозные мессионеры стремились обратить негров в свою веру, заботясь о спасении их душ.

Результатом синтеза культур является возникновение спиричуэлса и блюза.

Африканскую музыку характеризует импровизационность, полиритмия, полиметрия и линеарность. Огромная роль здесь отводится ритмическому началу. Значение мелодии и гармонии не столь существенное. Это объясняется тем, что музыка у африканцев имеет прикладное значение. Она сопровождает трудовую деятельность, обряды. Африканская музыка не самостоятельна и связана с движением, танцем, декламацией. Интонирование ее достаточно свободное, так как зависит от эмоционального состояния исполнителей.

Из европейской музыки, более рациональной, джаз обогатился ладовой мажорно-минорной системой, мелодическими построениями, гармонией.

Процесс объединения культур начался с восемнадцатого столетия и в двадцатом веке привел к появлению джаза.

Период новоорлеанской школы

В истории джаза первым считается инструментальный стиль, который возник в (штат Луизиана). Впервые эта музыка появилась в исполнении уличных духовых оркестров, очень популярных в то время. Большое значение в истории возникновения джаза в этом портовом городе имел Сторивилл - район города, специально выделенный для увеселительных заведений. Именно здесь, у креольских музыкантов, имевших негритянско-французское происхождение, зарождался джаз. Они знали легкую классическую музыку, были образованны, владели европейской техникой игры, играли на европейских инструментах, читали ноты. Их высокий исполнительский уровень и воспитание на европейских традициях обогатили ранний джаз элементами, не подвергшимися африканским влияниям.

Фортепиано также было распространенным инструментом заведений Сторивилла. Здесь звучала в основном импровизация, а инструмент использовался в большей степени как ударный.

Пример раннего новоорлеанского стиля - оркестр Бадди Болдена (корнет), который существовал в 1895-1907 годах. Музыка этого оркестра была основана на коллективной импровизации полифонической структуры. Поначалу ритм ранних новоорлеанских джазовых композиций был маршеобразным, так как происхождение бэндов шло от военных оркестров. Со временем из стандартного состава духовых оркестров были убраны второстепенные инструменты. Такие ансамбли часто устраивали соревнования. В них принимали участие и «белые» составы, которые отличались техничной игрой, но были менее эмоциональны.

В существовало большое количество оркестров, которые играли марши, блюзы, рэгтаймы и т.д.

Наряду с негритянскими оркестрами появлялись и оркестры, состоящие из белых музыкантов. Поначалу они исполняли такую же музыку, но назывались «диксилендами». Позже эти составы использовали больше элементов европейской техники, у них меняется манера звукоизвлечения.

Пароходные оркестры

В истории происхождения джаза определенную роль сыграли новоорлеанские оркестры, работавшие на пароходах, которые курсировали по реке Миссисипи. Для пассажиров, которые совершали поездки на прогулочных пароходах, одним из самых привлекательных развлечений стало выступление таких оркестров. В их исполнении звучала развлекательная танцевальная музыка. Для исполнителей обязательным требованием было знание музыкальной грамоты и умение читать ноты с листа. Поэтому эти составы обладали достаточно высоким профессиональным уровнем. В таком оркестре начинала свою карьеру джазовой пианистки Лил Хардин, которая впоследствии стала женой Луи Армстронга.

На станциях, где пароходы совершали остановки, оркестрами устраивались концерты для местного населения.

Некоторые из оркестров оставались в городах, находившихся по течению рек Миссисипи и Миссури или вдали от них. Одним из таких городов стал Чикаго, где чернокожие чувствовали себя комфортнее, чем в Южной Америке.

Биг-бэнд

В начале 20-х годов ХХ века в истории музыки джаз сложилась форма биг-бэнда, которая оставалась актуальной до конца 40-х годов. Исполнители таких оркестров играли выученные партии. Оркестровка предполагала яркое звучание насыщенных джазовых гармоний, которые исполнялись медными и Самыми знаменитыми джаз-оркестрами стали оркестры Гленна Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси, Джимми Лансфорда. Ими были записаны подлинные хиты свинговых мелодий, которые стали источником увлечения свингом в широких кругах слушателей. На «сражениях оркестров», которые проводились в то время, солисты-импровизаторы биг-бэндов доводили присутствующую публику до истерики.

После 50-х годов, когда популярность биг-бэндов снизилась, еще несколько десятилетий знаменитые оркестры продолжали гастролировать и записывать пластинки. Исполняемая ими музыка менялась, испытывая влияние новых направлений. На сегодняшний день биг-бэнд - это стандарт джазового образования.

Чикагский джаз

В 1917 году Соединенные Штаты вступают в Первую мировую войну. В связи с этим объявлен городом, имеющим стратегическое значение. В нем закрыли все развлекательные заведения, где работало большое количество музыкантов. Оставшись безработными, они массово мигрировали на Север, в Чикаго. В этот период там находятся все лучшие музыканты как из Нового Орлеана, так и из других городов. Одним из самых ярких исполнителей был Джо Оливер, который прославился еще в Новом Орлеане. В чикагский период в состав его бэнда входили знаменитые музыканты: Луи Армстронг (второй корнет), Джонни Доддс (кларнет), его брат «Бэбби» Доддс (ударные), чикагская молодая и образованная пианистка Лил Хардин. Этот оркестр исполнял импровизационный полнофактурный новоорлеанский джаз.

Анализируя историю развития джаза, необходимо отметить, что в чикагский период стилистически меняется звучание оркестров. Происходит замена некоторого инструментария. Выступления, которые становятся стационарными, могут позволить использование стали обязательными участниками бэндов. Вместо духового баса используется контрабас, вместо банджо - гитара, вместо корнета - труба. Происходят изменения и в группе ударных. Теперь ударник играет на ударной установке, где его возможности становятся более широкими.

В это же время в оркестрах начинает использоваться саксофон.

История джаза в Чикаго пополняется новыми именами молодых исполнителей, музыкально образованных, умеющих читать с листа и делать аранжировку. Эти музыканты (преимущественно белые), не знали настоящего новоорлеанского звучания джаза, но познавали его в исполнении чернокожих исполнителей, мигрировавших в Чикаго. Музыкальная молодежь подражала им, но поскольку это не всегда получалось, возникал новый стиль.

В данный период наивысшего расцвета достигло мастерство Луи Армстронга, обозначившего образец чикагского джаза и закрепившего роль солиста высочайшего класса.

В Чикаго перерождается блюз, выдвигая новых исполнителей.

Происходит слияние джаза с эстрадой, поэтому на первом плане начинают выступать вокалистки. Они создают свои оркестровые составы для джазового сопровождения.

Чикагский период характерен созданием нового стиля, в котром джазовые инструменталисты поют. Луи Армстронг - один из представителей этого стиля.

Свинг

В истории создания джаза используют термин "свинг" (в переводе с английского - «качание») в двух значениях. Во-первых, свинг является выразительным средством в этой музыке. Отличается неустойчивой ритмической пульсацией, создающей иллюзию ускорения темпа. В связи с этим возникает впечатление, что музыка обладает большой внутренней энергетикой. Исполнители и слушатели объединены общим психофизическим состоянием. Этот эффект достигается в процессе использования ритмических, фразировочных, артикуляционных и тембровых приемов. Каждый джазовый музыкант стремится выработать свой оригинальный способ "освинговывания" музыки. Это же относится и к ансамблям, и к оркестрам.

Во-вторых, это один из стилей оркестрового джаза, который появился в конце 20-х годов двадцатого века.

Характерной чертой свингового стиля является сольная импровизация на фоне аккомпанемента, отличающегося достаточной сложностью. В этом стиле могли работать музыканты с хорошей техникой, обладающие знаниями гармонии и владеющие приемами музыкального развития. Для такого музицирования предусматривались большие составы оркестров или биг-бэнды, которые стали популярны в 30-е годы. Стандартный состав оркестра традиционно включал 10-20 музыкантов. Из них - от 3 до 5 труб, столько же тромбонов, саксофоновая группа, куда входил и кларнет, а также ритм-секция, которая состояла из фортепиано, струнного баса, гитары и ударных инструментов.

Бибоп

В середине 40-х годов ХХ века складывается новый джазовый стиль, появление которого ознаменовало начало истории джаз-модерна. Этот стиль возник как противопоставление свингу. Он обладал очень быстрым темпом, который ввели Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер. Это было сделано с определенной целью - ограничить круг исполнителей только профессионалами.

Музыкантами использовались совершенно новые ритмические рисунки и мелодические обороты. Гармонический язык усложнился. Ритмическая основа от большого барабана (в свинге) перешла к тарелкам. В музыке совершенно исчезла какая-либо танцевальность.

В истории стилей джаза бибоп первым ушел из сферы популярной музыки в сторону экспериментального творчества, в сферу искусства в «чистом» виде. Это произошло в связи с интересом представителей этого стиля к академизму.

Боперы отличались эпатажностью во внешнем виде и манере поведения, тем самым подчеркивая свою индивидуальность.

Музыку бибоп исполняли ансамбли малых составов. На первом плане - солист с его индивидуальным стилем, виртуозной техникой, творческим мышлением, владеющий мастерством свободной импровизации.

В сравнении со свингом это направление было более высокохудожественным, интеллектуальным, но менее массовым. Оно имело антикоммерческую направленность. Тем не менее бибоп стал стремительно распространяться, у него появилась своя широкая аудитория слушателей.

Территория джаза

В истории джаза необходимо отметить постоянный интерес музыкантов и слушателей всего мира, независимо от того, в какой стране они живут. Это объясняется тем, что джазовые исполнители, такие как Диззи Гиллеспи, Дейв Брубек, Дюк Эллингтон и многие другие, строили свои композиции на синтезе различных музыкальных культур. Данный факт говорит о том, что джаз - это музыка, понятная во всем мире.

На сегодняшний день история джаза имеет свое продолжение, так как потенциал в развитии этой музыки достаточно велик.

Джазовая музыка в СССР и России

В связи с тем, что джаз в СССР считался проявлением буржуазной культуры, он был подвержен критике и запрещен властями.

Но 1 октября 1922 года ознаменовалось концертом первого в СССР профессионального джазового оркестра. Этим оркестром исполнялись модные танцы чарльстон и фокстрот.

В историю русского джаза вошли имена талантливых музыкантов: пианиста и композитора, а также руководителя первого джазового оркестра Александра Цфасмана, певца Леонида Утесова и трубача Я. Скоморовского.

После 50-х годов начали свою активную творческую деятельность множество больших и малых джазовых составов, среди которых - джазовый оркестр Олега Лундстрема, который сохранился до наших дней.

В настоящее время в Москве каждый год проходит фестиваль джаза, в котором участвуют всемирно известные джаз-бэнды и сольные исполнители.

Конспект урока в 6 классе

Тема: Джаз - искусство 20 века.

Учитель: Жданова Светлана Алексеевна.

Школа № 98 г.Барнаула

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений в музыке.

Задачи:

Образовательные: Познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.

Развивающие: расширение музыкального кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей (интонацинного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти), развитие коммуникативных навыков – умения работать в группе – в хоре)

Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; содействовать воспитанию личности готовой участвовать в диалоге культур.

Форма урока: урок - лекция с элементами презентации

Тип урока – развивающий (формирование новых знаний).

Методы: словесные (беседа, учебный диалог)

Наглядные (раздаточный материал, слайды, учебник)

ИКТ (презентация)

Формы организации деятельности:

Слушание;

Музыкально-ритмические движения;

Пение

Средства: ресурсы мультимедиа, учебник, дидактический раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Вход учащихся под песню Луи Армстронга “Hello ,Dolly”

Учитель: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас музыку, какую?

Ученики. Это джаз.

(Слайд №1, 2.)

Учитель. Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза- часть истории ХХ века.

Учитель . Мы прослушали музыку в исполнении одного из талантливейших представителей джаза – Луи Армстронга – трубача и певца.

(Слайд № 3.) Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку в начале 17в. и обращенных в рабство. Богачи американского Юга стали использовать рабский труд негров для тяжелых работ на своих плантациях. С раннего утра и допоздна не разгибая спины трудились негры. Невероятно тяжела была их жизнь.

(Слайд №4. ) Негры удивительно музыкальны и ритмичны.

(Слайд №5. ) В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

(Слайд №6. ) В начале это была настоящая африканская музыка, которую невольники привезли со своей родины, но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. На слух воспринималась музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны. Но петь по своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь.

(Слайд №7. ) Так возникли негритянские песни-молитвы – спиричуэл. Возвышенные,скорбные, полные страдания и веры в лучшую жизнь.

(Слайд №8. )

Сейчас мы прослушаем спиричуэл «Бог осушит мои слёзы».

Красота, поэтичность и богатство этой мелодии дают нам представление о необычайной музыкальной одарённости негров.

Учитель. К какой сфере музыки "лёгкой" или "серьёзной" вы отнесли бы это произведение?

Ученики. К серьёзной. В музыке соединяются глубокая скорбь и гордость не уничтоженного рабством человеческого достоинства.

Учитель. Спиричуэл-один из источников джаза.

(Слайд №9. ) Другим источником джаза являются блюзы

(Слайд №10. ) Высказывание поэта Л.Хьюза

Прослушивание блюза "Сегодня я пою блюз".

Учитель. Похожи ли по своему жизненному содержанию спиричуэл и блюз?

Ученики. Совсем не похожи. Спиричуэл - скорбные, полные веры и страдания, а Блюзы - тоска соединена с весельем отчаяния и безверия

Учитель. Что скрывалось за диким, отчаявшимся весельем блюзов?

Ученики. Трагедия целого народа.

(Слайд №11. ) Очень любили негры играть в оркестрах. Сначала они играли на самодельных инструментах. . После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры наконец-т смогли их приобрсти. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры.Которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка - джаз

Учитель. В чём основные особенности джаза?

Ученики. В ритме.

(Слайд №12. )

Учитель . Импровизация - в переводе с латинского - непредвиденный.Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое. Музыканты джаза должны уметь импровизировать, либо соло на фоне аккомпанемента.

Учитель . Каких известных исполнителей джаза вы можете назвать?

Ученики. Луи Армстронг

(Слайды №13, 14, 15, 16, 17. )

(Слайд №18) Джордж Гершвин - первый амриканский композитор, чья музыка стала известна во всём мире. Он интересовался жизнью негров и написал о них оперу "Порги и Бесс".

(Слайд №19) В основу своей музыки Гершвин положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав её с приёмами европейской симфонической музыки. Так возник новый стиль музыки - симфоджаз.

Учитель .Какие инструменты джазового оркестра вы знаете?

Ученики. Саксофон. (Слайд №20)

(Слайд №21) Со времени своего возникновения джаз успел пройти огромный путь, он распространился сначала в Амрике, а затем во всём мире. Он перестал быть искусством негров. Очень скоро в джаз пришли белые музыканты.

Джаз - оркестры есть и у нас в стране. (Слайды №22, 23)

В джаз-оркестре нет постоянного состава. Джаз - это всегда ансамбль солистов.

Вокально-хоровая работа.

Упражнения – распевки на дыхание.

Песня «Старый рояль» - исполнение учителя.

Анализ песни:

Учитель: В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? (Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов).

Разучивание песни.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня о джазе? (Ответы детей)

(Слайд №24) - раздаточный материал. Домашнее задание: разгадать кроссворд.


Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Откуда возник джаз

Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка, любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.

Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.


В чем особенности джазовой музыки

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.


Развитие джаза

Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов. Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг , который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.


Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.

Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.


Свободная музыка


В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

Советский джаз

Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы, такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Рекомендуем почитать

Наверх