Разработка урока с презентацией астафьев "конь с розовой гривой". Презентация к практическому уроку по литературе "Особенности языка в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс) Урок по коню с розовой гривой презентация

Плодородность 30.07.2021
Плодородность

Слайд 2

План урока:

Разминка – «Мозговой штурм». Вспомним содержание. Теория литературы. Перескажем любой эпизод. Ответим на вопросы. Рассмотрим и соотнесём с текстом иллюстрации. Охарактеризуем художественные средства выражения, используемые автором. Работаем в группах. Составим небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Вопрос. Какова главная мысль этого рассказа.

Слайд 3

2).Теория литературы.

Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Слайд 4

4).Ответим на вопросы:

«Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?

Слайд 5

4.Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? 5. Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок? 6. Был ли обман в вашей жизни? А было ли так, что вас не наказывали за это? Почему?

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

6).Художественные средства выражения.

«Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.

Слайд 10

3.

Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Не знаете? Тогда прочитайте отрывок из стихотворения Н.Матвеевой: Скажите, а зачем Шарманка нам нужна? И хриплая совсем, И сиплая она. Скрежещет, как возок, Скрипит, как бурелом, Как флюгер, как сапог, Как дерево с дуплом. Все эти слова служат сравнениями, характеризуют одно свойство шарманки. Какое?

Слайд 11

А вот, как Н.Матвеева говорит о посадке на электричку: Все входили в вагоны, Как река С гордым видом вступает В берега. Я же бросился в вагон, Как бросаются в огонь, Как бросаются в атаку На врага. Как входят все? Как можно охарактеризовать поведение героя?


Вопросы: 1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 3. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 4. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 5. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 6. Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 7. Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 8. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3


4 Какова основная мысль рассказа? Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...


5 Работа по вопросам 1.В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. 2.От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом. Ответьте текстом.


6 Работа с текстом Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник совсем другое дело. С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса потерял, хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться тут он, тут конь-огонь!


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

Познавательные:

  • познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
  • показать автобиографический характер рассказа;
  • отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
  • умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
  • определять тему и основную мысль литературного произведения;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.

Развивающие:

  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • развивать умение вести дискуссию;
  • развивать умение сопоставлять, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
  • воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
  • воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.

Оборудование:

  • выставка книг В.П.Астафьева;
  • фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя;
  • проектор;
  • презентация к уроку.

Опережающее домашнее задание:

  • рисунки учащихся к рассказу;
  • план рассказа.

Ход урока

1) Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.

2) Выступление заранее подготовленного учащегося с небольшим сообщением о жизни В.П.Астафьева.

"Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953)."

Хочу добавить, что Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.

Итак, а сейчас проверим ваше внимание. Опрос:

Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

Просмотр презентации.

Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?

Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)

Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)

С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?("Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

Вывод: рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

3) Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

(Обсуждение плана рассказа). А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

Примерный план:

  1. Левонтьевское семейство.
  2. За земляникой (пряник конем).
  3. В лесу.
  4. Ссора.
  5. Жалко ягод.
  6. Шалости на реке.
  7. Санька советует обмануть бабушку.
  8. Кража калача.
  9. Бабушка уезжает на рынок.
  10. Рыбалка.
  11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
  12. Обман раскрыт.
  13. Бабушка простила.
  14. Дивный конь с розовой гривой.
  15. Урок на всю жизнь.

Таблица-характеристика эпизода.

№ п/п ЭПИЗОД ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
1. Левонтьевское семейство.
2. За земляникой (пряник конем).
3. В лесу.
4. Ссора.
5. Жалко ягод.
6. Шалости на реке.
7. Санька советует обмануть бабушку.
8. Кража калача.
9. Бабушка уезжает на рынок.
10. Рыбалка.
11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
12. Обман раскрыт.
13. Бабушка простила.
14. Дивный конь с розовой гривой.
15. Урок на всю жизнь.
ВЫВОД

Обсуждение таблицы.

4) Творческая работа - характеристика персонажа.

Класс разделить на пять групп (бабушка, Витя, дядя Левонтий, тетка Васеня, Санька). Представитель группы выбирает карточку с именем персонажа, затем герой рассказа обсуждается в группе. Через 10 минут группа представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

5) Беседа с классом.

Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

Когда и где происходят события рассказа?

Кто повествует об этих событиях?

Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия?

Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

Расскажите, какие моменты вы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

(Учащиеся представляют свои работы)

Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу (запись в тетрадях). Учащиеся задают друг другу вопросы.

6) В заключение сделаем выводы о самом главном (по вопросам учебника):

Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конем"?

Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

7) Рефлексия.

Сочини "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

  • Русский характер.
  • Закаленный, истинный, сибирский.
  • Любит, страдает, помнит.
  • Послание будущим поколениям.
  • Астафьев.

8) Заключительное слово учителя.

Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:

"И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"

С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.

8) Выставление оценок.

Домашнее задание.

Письменно составить словарик сибирских диалектизмов, местных слов. Подумать, как эти слова помогают охарактеризовать героев рассказа.

Презентация к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Нравственные проблемы рассказа.


В.П.Астафьев

  • Таких, как Астафьев, называют совестью нации.
  • Это был очень честный, чуткий, непримиримый ко лжи и злу человек.
  • Герои его книг – простые люди и природа Сибири.


  • Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной.
  • Не хватало самого необходимого.
  • «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего - навсего «пряником конем».

Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего- навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.

Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни,


2. Главный герой

  • От чьего лица ведется повествование?
  • В какой семье растет герой?
  • Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
  • (Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.)
  • (Маленький мальчик, герой рассказа,- сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?» Жив он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедуш- ки - радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще зара- ботать: набрать земляники для продажи.

Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

  • Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта . Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо».
  • Пряник кажется сказочно красивым . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
  • Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка. «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял! - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь- огонь!..»

3. Нравственные проблемы рассказа

  • Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения, это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.
  • Художественная литература

всех времен и народов

поднимает вопросы

справедливости,

чести и добродетели.


  • Основная тема многих рассказов Астафьева -

тема взросления, становления личности человека .

  • Писатель показал, как незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, изменить его, испытать чувство раскаяния

Почему через много лет, после многих событий, автор пишет:

«А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой…»?


  • Как противопоставлены герой и Санька в эпизоде сбора ягод?
  • Как герой оказался в зависимости от Саньки?

Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?

  • Мальчику нелегко дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Его мучит совесть.
  • «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»
  • «А что если разбудить ее и все-все рассказать?»
  • «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»

Вывод

Бабушка купила «пряник конем», обманувшему ее внуку, так как верила в него, понимала, что он будет раскаиваться в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.

Д. з. Написать небольшое сочинение « О чём меня заставил задуматься данный рассказ?»


Урок мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

Цели урока :

    раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;

    развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

    заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».

Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».

«Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.

Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

Портрет В.П.Астафьева.

Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» . В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Стихотворение К.Кулиева.

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».

Почему?

Какое слово можно назвать здесь ключевым?

(Воспоминания )

Какие слова являются однокоренными к этому слову?

(Помнить, память …) - Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства? (Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.) Тема урока «Уроки мудрости и доброты» Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты». - А как вы понимаете слово «доброта»? - Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ.(Словарь литературных терминов)

Кто главные герои рассказа?

Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.

    Обещание бабушки купить пряник;

    Сбор ягод;

    Наставления Саньки;

    Переживания;

    «Отчёт и расчёт».

Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка . Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)

Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

- Конём, баба?

- Конём, конём.

Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

Итак, пряник – это не только лакомство и игрушка, а что ещё?

Возьмите заготовки и составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.

Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)

Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему…

Как вы понимаете эту народную мудрость?

Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

Зато мне бабушка пряник конём купит!

Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

Я?

Ты!

Я?

Ты, ты!

Жадный?

Жадный!

А хочешь, все ягоды съем?

Слабо!

Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

Я ещё у бабушки калач украду!

Давай!

Только одного калача мало!

Шанег прихвати!

А лучше ещё и пирог!

Лишнее не будет!

Ладно!

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок . Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт» .

Почему он не хочет сказать бабушке правду?

Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)

Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

Как же наказала его бабушка? (Текст)

«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

- Почему бабушка так поступила?

Что она – неграмотный простой человек поняла?

Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

Как вы считаете, что такое мудрость?

А как это слово объясняется в толковом словаре?

Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

Что такое развязка ? (Словарь литературных терминов)

Давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память )

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Рекомендуем почитать

Наверх