Расчет грузооборота — Энциклопедия по экономике. Расчет грузооборота, расчет потребного количества транспортных средств на предприятии Что такое грузооборот транспорта

Многолетники 23.01.2024
Многолетники

Грузооборот - это количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту за определенный период времени: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.

Грузооборот как экономический показатель работы транспорта — это произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 х 150=750 млн. тонно-километров.

Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонна-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.

Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.

В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузооборота между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.

Виды грузооборота

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузооборота.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузооборота страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развитие сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.

Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузооборота России. Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.

Трубопроводный транспорт используется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.

Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автомобильных грузоперевозок имеет локальное значение, т.е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т.д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уменьшающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.

Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.

Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.

Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.

Грузооборот -- экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

· дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

· коносамент и манифест - на морском транспорте;

· путевой лист и товарно-денежная накладная на товар - на автомобильном транспорте;

· сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

1. объемные (суммарные);

2. качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся: отправлено (отправление) грузов; прибыло (прибытие) грузов; перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении; объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

· среднее расстояние перевозки в 1т груза;

· средняя густота перевозок 1т груза;

· средняя продолжительность перевозки 1т груза;

· средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например, железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния; автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов; морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам; магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы; воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

В таблице 4 представлен грузооборот по видам транспорта в Тюменской области (миллиардов тонно-километров).

Таблица 4.

Грузооборот по видам транспорта за 2009-2013 год.

На рисунке 5 представлен график динамики грузооборота по видам транспорта за 2009-2013 года.

Рис 5.

Из рисунка 5 видно, что наибольший удельный вес в грузообороте имеет железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Выбор рационального варианта грузоперевозок

Формирование маршрутов с участием 3 различных видов транспорта следует осуществить с помощью атласов автомобильных и железных дорог (или географических атласов) и в соответствии: - с наличием путей сообщений (автомобильных, железных дорог...

Грузовые автомобильные перевозки

Грузооборот высчитывается по формуле (Р): Р = LГ · q ; где: LГ - пробег с грузом, q - грузоподъёмность одного автомобиля Р = 10512· 0...

Механизация перевозки контейнеров УКК-5 и проектирование складов

При расчете емкости склада предварительно определяется среднесуточный грузопоток по отправлению груза, т: , где - заданный годовой грузооборот, = 300 000 т; - коэффициент неравномерности прибытия груза, = 1...

Организация автомобильных перевозок и безопасность движения

Расчет количества автомобилей и водителей 1. Расчет потребного числа ездок где qф - фактическая количество баллонов помещаемых на ТС. Оно задано характеристиками автомобиля (40шт). Отсюда 2. Расчет времени одной ездки 3...

Организация работы на автотранспортном предприятии

Введение системы планирования с/с заданий водителям, направлено на улучшение качества обслуживания пассажиров, повышения качества обслуживания автобусов. С/с задание - это план водителя автобуса на каждую смену (до 12 часов)...

расчет технических норм работы отделения дороги: рейса и времени оборота вагона, рабочего парка, среднесуточного пробега и производительности вагона, производительности локомотива. 1...

Основы организации перевозок на железных дорогах

ТРЕБУЕТСЯ: Определить род подвижного состава для соответствующего груза и потребное число вагонов Рассчитать годовой грузооборот (ткм /год) Рассчитать среднюю дальность перевозки (км) Рассчитать статическую нагрузку (т / ваг) Рассчитать...

Перевозка жидкого шлака

Грузооборотом называется количество перевозимых тонн груза за определенный период времени (год, квартал, месяц). Различают внешний и внутренний грузооборот...

Перевозка жидкого шлака

Вагонопотоком называют количество вагонов в единицу времени. Выбор рода вагона определяется следующими факторами: · Сохранностью перевозимого груза. · Сохранность вагона. · Максимальное использования вагонов из под выгрузки, под погрузку...

План порта и расчет причальных сооружений

Для расчета пропускной способности причалов необходимо предварительно вычислить расчетную загрузку заданного судна (Dрасч, т) определенным грузом, расчетное число механизированных линий (nмл) и время стоянки судна под грузовыми операциями...

План технического обслуживания и ремонта строительных и дорожных машин

Дрм - количество рабочих дней в планируемом месяце (Дрм=21) Тп(ТОиР)І - периодичность выполнения ТО и Р НфІ - фактическая наработка машин на начало расчётного месяца со времени проведения последнего ТО и Р Нплм1 - планируемая наработка в расчётном...

Разработка оптимальной технологии грузовых работ порта

Наименование Обозначение Данные Единицы измерения Загрузка судна 2442,4 т Длительность навигации 365/12 Сут/мес Коэффициент месячной неравномерности Kн 1...

Технико-экономические обоснование технологического процесса доставки непакетированных грузов в мешках на линии Осетрово-Якутск с минимальными затратами

Количество часов работы перегрузочных машин на выполнение навигационного грузооборота определяется по формуле, час: (13) Например: Для ОРП по варианту склад-судно по первому варианту технологического процесса доставки груза...

Транспортно-грузовой комплекс для переработки грузов

Необходимо определить суточный грузопоток по прибытии и отправлении для всех грузов, т, по заданным объемам годового грузопотока согласно формуле: (1) где - годовой грузопоток, т; - коэффициент неравномерности прибытия или отправления грузов...

Экономическая оценка эффективности финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса

Грузооборот - это произведение перевозимых тонн грузов на среднюю дальность пути следования. Единица измерения - тонно-километры. Исходя из величины грузооборота, в дальнейшем определяется общий доход от перевозок...

33. Данный раздел заполняется микропредприятиями, осуществляющими экономическую деятельность, имевшими в распоряжении грузоперевозящие автомобили и выполнявшими в отчетном году перевозки грузов автотранспортом по дорогам общего пользования (без технологических перевозок).

34. По строке 28 указываются данные о фактическом числе грузоперевозящих автомобилей <1> (имеющих номерные знаки ГИБДД МВД России), находившихся в распоряжении микропредприятия по состоянию на конец отчетного года (собственных, оформленных по договору лизинга и арендованных), независимо от их технического состояния (в исправном состоянии, в ремонте, в ожидании ремонта и т.п.).

35. К грузоперевозящим <1> относятся грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны на шасси легковых автомобилей (суммарно), предназначенные для перевозок грузов. Не включаются автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозок грузов (специальные), например: автокраны, автовышки, авторемонтные всех видов, бензозаправщики, пожарные, санитарные, мусоровозы, подметально-уборочные, автолавки, тонары и т.п. Также не включаются пассажирские легковые автомобили и автобусы.

36. По строке 29 "Перевезено грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе" и строке 30 "Грузооборот автомобильного транспорта на коммерческой основе" (перевезено грузов - в тоннах, грузооборот - в тонно-километрах) показываются суммарные объемы перевозки грузов <1> и грузооборота <1> , выполненные по дорогам общего пользования грузоперевозящими автомобилями: грузовыми (включая грузовые такси), пикапами и легковыми фургонами на шасси легковых автомобилей и автоприцепами на коммерческой основе (за плату для заказчика) за отчетный год.

Перевозки пассажиров в грузовых автомобилях не являются перевозкой грузов и в отчет не включаются.

В отчет не включаются перевозки грузов:

Нетоварного характера (очистка территории от бытового мусора, снега и т.д.);

Почты и периодической печати;

Общий грузооборот определяется как суммарный грузооборот по каждому грузоперевозящему автотранспортному средству в зависимости от используемых показателей учета транспортной работы. <1>

Если учет количества грузов, перевезенных соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, осуществлялся в натуральном выражении, то грузооборот определяется суммированием произведений фактически перевезенного за отдельные ездки (заезды) груза (включая груз, перевезенный на автоприцепах) на расстояние перевозки в километрах. При этом объем перевозок и расстояние перевозки должны отражаться в транспортной документации отчитывающейся организации.

Пример расчета

F1 = 60 ∙ Т

где Т – годовой грузооборот, т/год

При построении графика функции F2 - величина условно-постоянных затрат принимается равной 500 тыс. руб./год.
График функции (Z) строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе.

Зависимость (Z) (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следующей формуле:

(Z) = p Sн 365

где – p = 5 руб.суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада (тариф на услуги наемного склада);
365 – число дней хранения на наемном складе за год.
Расчет потребной площади наемного склада выполняется по формуле:
Sн = (З Т) / (Д Н)

где – потребная площадь наемного склада, кв.м.;
З - размер запаса в днях оборота = 80 дней;
Д - число рабочих дней в году = 250;
Н - нагрузка на 1 кв.м. площади при хранении на наемном складе, т/кв.м. = 3 тонны

Для построения графика функции принять следующие значения входящих в формулы показателей:

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер. Имеем:


грузооборот в год (Т), тонны F1, руб F2, руб F3, руб Z, руб
0,00
0,11
0,21
0,32
3,65 0,39
3,711 222,66 722,66 0,40 722,4
4,1 0,44
4,2 0,45
4,3 0,46
4,4 0,47
4,5 0,48
0,53
0,64
0,75
0,85
0,96
1,07

Рисунок 3. График грузооборота безразличия

Задача 2. Рассчитать суммарную эффективность от применения складской формы поставки материалов при известных данных. Годовая потребность в материалах 500 тыс. шт., число рабочих дней в году 240, Цена единицы материала 315 руб.. Производственный запас в днях до начала применения складской формы составлял 17 дней, после начала применения сократился до 8 дней. Коэффициент эффективности капитальных вложений 0,27. Суточные расходы по хранению единицы запаса составляют 30% от его цены. Капитальные вложения на 1 тонну хранимого груза 45 руб.



Задача 3. Компания решила использовать склад для расширения рынка сбыта. Руководство предполагает, что годовой грузооборот склада составит 350тыс. тонн при среднем сроке хранения запасов 15 дней. Число рабочих дней в году 268, нагрузка на квадратный метр площади склада 1,5 тонны. Определите целесообразность приобретения компанией собственного склада, если стоимость использования одного квадратного метра площади наемного склада в сутки составляет 4,5 руб. Постоянные затраты, связанные с функционированием собственного склада составляют 1700 тыс. руб.в год. Переменные затраты на единицу хранимого груза 27 руб. Рассчитайте срок окупаемости собственного склада, если затраты на его строительство составляют 5320 тыс. руб.

Рекомендуем почитать

Наверх