Проектная деятельность учащихся. Учебный проект "поговорим о глаголе" Итоговая проектная работа на тему глагол

Выращивание 30.07.2021
Выращивание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Информационный бум-2018

"Глагол в русском языке в теме о кулинарии"

Абдурагимова Патимат,

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов», 5в класс

Научный руководитель:

Иванова Алена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Сургутский район

2018

Введение.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы. Поэтому изучение глагола всегда будет актуальным.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить. Было бы очень интересно рассмотреть, как используются глаголы в художественных произведениях и не только. Поэтому, целью моей работы является - рассмотреть роль используемых глаголов в кулинарных рецептах.

Исходя из цели, я выделила следующие задачи :

Рассмотреть понятие глагол в учебной литературе;

Проанализировать литературные источники;

Проанализировать и систематизировать материал по источникам кулинарных рецептов.

Объект исследования: сборники кулинарных рецептов.

Предмет исследования: глаголы, используемые в кулинарных рецептах.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, анализ, систематизация полученных результатов.

Предполагаемый продукт исследования: мини-словарь используемых глаголов в кулинарных рецептах, который можно будет использовать на уроках русского языка во время изучения темы «Глагол как часть речи».

I . Теоретическая часть.

1. 1. Понятие глагола в учебной литературе.

Свою исследовательскую работу я хотела начать со слов известного советского писателя А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

Рассматривая понятие глагол, следует обратиться в учебную литературу. Глагол - это самостоятельная часть речи, описывающая какую-либо деятельность или же состояние предмета (живого существа). Например: ехать, приобретать, становиться, спать, брать, звонить, открывать, думать и т.п.

Чтобы выяснить представляет ли собой слово глагол, к нему нужно задать один из вопросов: «Что делать?», «Что сделать?».

Все глаголы в нашем языке обладают неопределенной (начальной формой или инфинитив ).

От других глагольных форм отличается по следующим параметрам:

инфинитив - это глагол, указанный в словаре;

начальная форма обладает формообразующими суффиксами - ти; - ть; - чь. Пример: печь, читать, лететь и т.д.

неопределенная форма способна сохранять лишь такие свойства, как вид, переходность и возвратность.

Глаголы подразделяются на совершенные и несовершенные виды:

Совершенные глаголы (СВ) - дают ответ на вопрос: «Что сделать?».

Например, прочитать, написать, открыть и т.п.

Глагол совершенного вида означает, что действо уже выполнено и его нельзя продолжить. Такой глагол имеет только две формы времени: прошедшее, а также будущее (« Что сделали?» и «Что сделаете ?»).

Несовершенные глаголы (НСВ) - дают ответ на вопрос: « Что делать ?».

Например, слышать, пить, путешествовать и т.п.

Несовершенный глагол знаменуется либо продолжительным действом, либо тем, которое постоянное повторяется. То есть мы не способны определить период завершенности действия.

У глаголов НСВ есть все три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее («Что делали?», «Что делаете?», «Что будете делать?»).

Помимо перечисленных свойств, глагол обладает таким атрибутом, как переходность (непереходность).

Переходный глагол - это глагол, указывающий на действие, которое переходит на какой-либо предмет. От таких глаголов можно задать вопрос к существительному или местоимению в винительном (в.п.), либо в родительном падеже (р.п.) (без предлога).

К примеру: клал (что?) ручку (в.п.); не принес (чего?) молока (р.п.) и т.д.

Все остальные глаголы, которые не соответствуют этому параметру именуются, как непереходные.

Возвратные глаголы - это те глаголы, которые обладают суффиксным окончанием - ся (сь). Пример: сушиться, мыться, купаться, удержаться и т.п.

Все те глаголы, у которых в окончании нет - ся (сь) являются невозвратными.

Спряжение - это преобразования глагола в зависимости от числа и лица, при этом меняются окончания глаголов.

У глаголов есть 2 категории спряжения, которые различаются по следующим окончаниям:

    1 - ешь (ёшь); - у (ю); - ем (ём); - ете (ёте); - ут (ют); - ет (ёт);

    2 - ишь; - ит; - им; - ат (ят); - ите.

Верно определив спряжение, не составит труда написать окончание глагола.

Таким образом, глагол - это важная составляющая часть русского языка. Если правильно его изучить, то мы сможем искусно излагать все свои намерения и действия, как на бумаге, так и в устной форме.

1.2. Роль глаголов в литературных произведениях.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в . Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.

Рассмотрев произведения русской литературы, можно выделить следующие роли глаголов в текстах:

Глагол насыщает текст цветом;

Оживляет текст;

Выражает состояние, чувство, восприятие;

Передает запахи, вкус;

Озвучивает текст.

Рассмотрим роль глаголов в тексте на примере произведений русской литературы.

Цвет: 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский)

2.И снова глубоко синеют небеса

Меж освежёнными лесами. (И.Бунин)

3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

4. В саду горит костёр рябины красной … (С.Есенин)

5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков)

6. Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К.Бальмонт)

7. Красною кистью

Рябина зажглась . (М.Цветаева)

8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин)

9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. (С.Есенин).

Запахи, вкус:

1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский)

2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский)

3.Ах, как же вы благоухали тогда, давно, в далёком там. (И.Северянин).

4. Чем-то тёплым,

Чем-то спелым

Веет с нашей полосы. (А.Т.Твардовский).

5.И пахнет смолкой молодой

Берёзовый листок.

Оживляет:

1. Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин)

2.Липким запахом веет полынь

Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин)

3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин)

4.Уж небо осенью дышало … (А.С. Пушкин)

5. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

6.Солнышко утром в колодезь озёр

Глянуло – месяца нет… (С. Есенин)

7. Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза. (С. Есенин)

Звук:

1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова)

2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов)

3. Не крикнет , обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова)

4. Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин)

5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин)

6. Прогемела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет . (Вс.Рождественский)

7.Оно не билось . Не кричало . (С.Островой)

8.Жук жужжал. (А.Пушкин)

Чувства:

1.Я л юблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин)

2.Панна плачет и тоскует ,

Он колени ей целует. (А.С.Пушкин)

3.Только будут колосья-кони

О хозяин старом тужить. (С.Есенин)

4. Ты под окном своей светлицы.

Горюешь , будто на чесах. (А.Пушкин)

5.И всё сильнее тоскуют песни

Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин)

обозначать действие .

Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. Глаголы придают тексту динамичность. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно-выразительных средств речи.

II . Практическая часть.

Глаголы сопровождают нас во всех сферах нашей жизни. С глаголами мы встречаемся постоянно, и поэтому было бы интересно рассмотреть роль используемых глаголов в кулинарных рецептах.

Я использовала для рассмотрения данного вопроса сборник кулинарных рецептов, который был у нас дома: Ольга Уварова: «Большая поваренная книга». – Эксмо, 2018.

В тексте кулинарного рецепта наиболее употребительными являются имена существительные и глаголы, прилагательное занимает третье место. Я рассмотрела использование глаголов в следующих разделах кулинарного сборника:

Выпечка;

Горячее;

Закуски.

В разделе «Выпечка» я выделила следующие глаголы:

1. Пирог «Пятиминутка»:

Нарежьте, смажьте, разложите, смешайте, добавьте, взбейте, залейте, запекайте, подавайте.

2. Печенье «Картошка»:

Измельчите, всыпьте, влейте, перемешайте, поставьте, сформируйте, выложите.

3. Печенье «Ягодки»:

Пропустите, добавьте, перемешайте, вылепите, опускайте, посыпьте, выложите.

В разделе «Горячее» можно выделить следующие глаголы:

1. « Мясо под майонезом»:

Нарежьте, посолите, отбейте, поперчите, обжарьте, смажьте, разложите, положите, посыпьте, поместите, выложите.

2. «Печенка в сметане»:

Нарежьте, посолите, поперчите, обваляйте, обжарьте, переложите, всыпьте, перемешайте, влейте, добавьте, прокипятите, подавайте.

3. «Кабачки, фаршированные сыром»:

Очистите, разрежьте, удалите, разотрите, добавьте, перемешайте, положите, залейте, запекайте, подавайте.

Раздел «Закуски»:

1. Салат из помидоров с майонезом:

Нарежьте, посолите, поперчите, посыпьте, украсьте, подавайте.

2. Бутерброды со шпротами:

Срежьте, обжарьте, остудите, намажьте, положите, посыпьте, подавайте.

Таким образом, в процессе выполнения настоящей работы проведено исследование роли глаголов в кулинарных рецептах.

Во время работы было проанализировано 89 рецептов из одного источника. В них найдено 48 глаголов. Чаще всего для приготовления определенного блюда авторы предлагают некоторые действия. Как правило, они выступают в форме повелительного наклонения глагола.

Проанализировав рецепты, а также роль глаголов, я сделала вывод, что глаголы делают текст рецепта более точным, динамичным, а также передают несколько действий, происходящих одновременно.

Заключение:

О богатстве нашего родного языка сказано и написано многое. И все же не перестаешь удивляться, сколь велики его выразительные возможности, сколь многообразны здесь оттенки и насколько тонки между ними грани. Сколько в русском языке пречудных особенностей! (А подчас и причудливых). Сколько преимуществ перед языками иными!..

Таким образом, главная функция глагола - обозначать действие .

- Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы.

- Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное.

    Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно-выразительных средств речи.

    Глаголы в рецептах делают текст рецепта более точным, динамичным, а также передают несколько действий, происходящих одновременно.

Мне было интересно работа с этой темой, я бы хотела и дальше ее рассматривать. А полученный продукт-презентацию можно будет использовать на уроках русского языка при изучении темы "Глагол" и можно предложить ученикам самим стать исследователями и поработать с кулинарными рецептами, вследствие чего можно будет расширить эту презентацию. Спасибо за внимание!

Глаголю о глаголе

Предмет, класс

4 класс. 10 часов

Русский язык.Повторение и обобщение по теме Глагол

Литературное чтение.Поэтическая тетрадь "Природа и мы"

Краткая аннотация проекта

Учебный проект "Глаголю о глаголе"является внутриклассным, так как предполагает участие учеников одного класса и межпредметным, поскольку объединяет учебный материал разделов "Части речи" и "Поэтическая тетрадь" двух предметных областей:русского языка и литературного чтения.На его реализацию отведено 10 ч (две учебные недели). Из них 5 ч - русского языка,3 ч - литературного чтения и 2 ч - индивидуально - групповой деятельности, что соответствует программным требованиям. Проект предназначен для учащихся 4 класса, занимающихся по программам "Русский язык.", автор Т.Г. Рамзаева и "Литературное чтение", автор Л.Ф. Климанова.Проект учитывает возрастные особенности учащихся, направлен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и предполагает организацию познавательной деятельности в условиях максимального психологического комфорта.

Актуальность проекта

Тема "Глагол" является одной из самых сложных в курсе начальной школы. Особые трудности вызывает у учащихся усвоение правописания безударных личных окончаний глаголов.Основой для изучения данной темы является знание материала по следующим темам из программы 3 класса:

  • "Глагол как часть речи"
  • "Изменение глаголов по временам"
  • "Определение рода у глаголов прошедшего времени и правописание родовых окончаний"
  • "Неопределённая форма глагола"
  • "Неопределённая форма глагола - начальная форма"

Традиционные методы обучения обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.

Данный проект через активную познавательную,творческую и игровую деятельность позволяет:

  • повторить и обобщить учебный материал по вышеперечисленным темам, необходимый для последующего более эффективного усвоения тем "Спряжение глаголов", "Правописание безударных личных окончаний глаголов"", а также закрепить понятие: средства выразительности языка - метафора, олицетворение, сравнение, фразеологический оборот, эпитет по предмету "Литературное чтение", избегая пассивного восприятия учебного содержания, утомляющего детей;
  • через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями из раздела "Поэтическая тетрадь" на тему "Природа и мы",добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися понятий по теме "Глагол",показать учащимся важность и необходимость знаний и умений по данной теме для дальнейшего успешного обучения;
  • организовать работу по опережению изучаемого материала по литературному чтению, так как проект предполагает самостоятельное знакомство с лексико-семантическими группами глаголов, что позволит ребятам избежать трудностей при изучении этого материала в 5 классе;
  • включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;
  • показать учащимся ценность русского языка,формировать отношение к художественным произведениям как искусству слова, потребность в чтении поэтических произведений, прививать любовь к природе,родному краю;
  • решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать помогать друг другу,родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта,что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
  • помочь учащимся овладеть различными способами поиска,сбора,обработки,анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
  • развивать творческие способности учащихся,формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.

Цели проекта:

  • обобщение знаний о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; выявление изобразительно-выразительных "возможностей" глагола в художественных произведениях;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся(развитие грамотной устной речи как монологической, так и диалогической),формирование нравственных и эстетических чувств, а также развитие способности к творческой деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Осознание красоты и ценности родного языка;

Развитие мотивации к получению новых знаний;

Понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;

Развитие самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

Умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для её осуществления;

Освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания;

Навыки поиска, сбора и обработки информации;

Готовность слушать собеседника, излагать своё мнение, разрешать споры и конфликты, договариваться друг с другом;

Предметные результаты:

Умение находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;

Умение определять время глагола и число, его род в форме прошедшего времени;

Умение находить начальную форму глагола, не изменяя его вид;

Умение правильно употреблять глаголы в речи;

Знание лексико-семантических групп русских глаголов;

Знание конкретного смысла понятий:средства художественной выразительности - олицетворение, метафора, сравнение, эпитет;

Умение анализировать литературное произведение на предмет наличия выразительных средств языка и употреблять их в собственной речи.

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Как можно жечь сердца людей глаголом?

  1. Проблемный вопрос: Какая судьба у слова "глагол"?
    1. Учебный вопрос: Что обозначает глагол?
    2. Учебный вопрос: На какие вопросы отвечает глагол?
    3. Учебный вопрос: Какова роль глагола в предложении?
  2. Проблемный вопрос: Что умеет делать глагол?
    1. Учебный вопрос: Какие по лексико -семантическому значению группы глаголов встречаются в стихах?
    2. Учебный вопрос: Как определить время глагола?
    3. Учебный вопрос: Когда у глагола можно определить род?
  3. "Проблемный вопрос: Когда глагол прячет своё истинное лицо?
    1. Учебный вопрос: Что такое неопределённая форма глагола?
    2. Учебный вопрос: Когда нужно говорить "одеть" и " надеть"?
    3. Учебный вопрос: Какие бывают виды изобразительно - выразительных средств языка?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Буклет предназначен для открытого урока в качестве подарка коллегам, посетившим это мероприятие. Это буклет - памятка, так как содержит информацию полезную для организации работы над проектом по теме "Глагол" и используется для обмена опытом.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Данная презентация многофункциональна и может быть использована как в начале проекта в качестве вводной презентации, так и на заключительном для использования коллегами в последующей работе в цельях обмена опытом, чтобы создать у них более чёткое представление о проектной деятельности. На начальном этапе презентация поможет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки по теме проекта, выявить потребности в получении новых знаний.

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Цель стратегии оценивания: обеспечение контроля за реализацией задач проекта.

Задачи оценивания:

  • определить как ученик овладевает умениями по добыванию и использованию знаний в проекте;
  • развивать умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя;
  • мотивировать учащихся на успех.

Оценивание деятельности учащихся в проекте осуществляется по трёхбальной шкале с целью упрощения вычислений и экономии времени при подсчёте баллов, поскольку личный балл участников и балл группы складывается из нескольких общих баллов: личного балла участника в соответствии с критериями оценивания, балла за выполнение викторины и контрольного теста"Проверь себя!" № 2, балла поставленного учителем и группой участнику, балла самому себе. Кроме того, общий балл группы состоит из суммарного личного балла каждого и балла за выступление группы. В трёхбальной системе, "3 балла"- "очень хорошо", "2 балла"- хорошо, а "1 балл"- "можно лучше", отметки "плохо" нет вообще, т.е. можно стараться, прикладывать усилия, стремиться к лучшему результату, что способствует созданию комфортной обстановки и позволяет сохранить психологическое здоровье учащихся.

Формирующее оценивание

Результаты оценивания


Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.






















Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.



Раздел IV. Правила правописания глаголов. Правописание гласных в глагольных формах: а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю); Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят. б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и; Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -ете; Пожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом -и и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те; в) в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве; Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.


Задавайте глаголам вопросы Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет. Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола. Например: Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее. Что делает (сделает), что делают (сделают)? Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного. Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.


Раздел V. Это интересно. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать несовершенный вид) родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.


Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.


Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Тихотворение, написанное второпях Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!»

«Понятие о глаголе» - ИГРА «“Существительные” “Прилагательные” «Глагол». Бесконечное поле. Чтобы сойти на берег, определи, какие буквы пропущены в словах? До встречи, Фокс. Чем отличается глагол от других самостоятельных частей речи? Чем отличаются тексты? Заполни таблицу: Что ты уже знаешь о глаголе? Что делать, что сделать учащимся школ?

«Ть в глаголах» - Задачи исследования: Морфемика. Точки зрения ученых на компонент –ть (-ти) в инфинитиве. Основная единица морфемики - морфема. В соответствии с таким пониманием -ть/-ти, естественно, можно признать окончанием. Суффиксы всегда располагаются после корня. Выяснить, есть ли окончание у неопределенной формы глагола.

«НЕ с глаголами» - Я и топал! 5 класс. Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! Пришлось подмЕтать. САжусь я вчера за уроки. Выучить правило «Правописание не с глаголами». Пришлось подм…тать. НЕ заболит. НЕ поймаешь. По земле ходит, неба НЕ видит. НЕ ест. «Сила любви». НЕ знает НЕ делает. Ничего НЕ болит, а всё стонет.

«Вид и время глагола» - Зайку бросила хозяйка. Подберите глаголы несов.вида прошедшего времени к картинке. Я козленка в сад зеленый Рано утром отведу. А потом вернемся к маме! Понесемся над лесами. Подберите к картинке глаголы сов. вида прошедшего времени. Самостоятельно подберите глаголы несов. вида прош., наст. и будущего времени.

«Справочные правовые системы» - Просмотр найденного документа. Правовой навигатор. Классификация СПС. Порядок работы. Дополнительные возможности. Типы классификации: По тематике По форме собственности. Раздел 2. Компьютерные комплексы и системы. Оценка СПС. Быстрый поиск документов. Справочно-правовые системы: понятие, назначение.

«Глагол 6 класс» - Если Волгу величали и величают матушкой, то Урал – батюшкой. Самоконтроль. Задание: запишите текст под диктовку. Определите время, спряжение, переходность глаголов. Ответы на вопросы (стр.220) 2) Самостоятельная работа с учебником (упр. 529). Собирать вещи (перед поездкой). Брать под свою защиту кого-либо.

помогите найти интересный материал для стенгазеты на тему глагол глагол и получил лучший ответ

Ответ от Vera[гуру]
“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. ”
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.) , различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных) . В общий частотный список из девяти тысяч слов глаголов входит около двух тысяч пятьсот. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели. Вот например одно высказывание: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! ” (А. Югов) .
С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. Дар речи… Каких только эпитетов не было дано этому бесценному чуду природы! Бессмертный… необыкновенный… божественный… изумительный… благословенный…
Чем тоньше становиться человеческий ум, чем глубже он познает окружающий мир, тем разнообразнее глаголы, обозначающие речь, мысль и чувства.
Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой, а в умывальнике булькает вода.
А сколько новых звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
Прочитайте небольшой отрывок из “Золотой розы” К. Паустовского. Он дает нам впечатляющую зарисовку грозы, молнии, радуги и грома. И главным художественным средством здесь выступает глагол. Грохот грома.
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
Летние грозы проходят над землей и “заваливаются” за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!

Рекомендуем почитать

Наверх