К чему снится мамонтСемейный сонникСонник: видеть во сне Мамонт – Если вы...
Урок 81. Наши проекты. Рифмы.
Цель: нацелить на выполнение проектной работы.
Планируемые результаты : учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Ход урока.
I . Организационный момент.
II . Работа по теме урока (с)
1. Беседа.
Вспомните, какие проекты мы выполняли в 1 классе.
Как вам больше понравилось работать – в парах или группах?
Чем вам нравятся проектные работы?
2. Работа по учебнику.
- (СЛАЙД 2) Прочитайте название пректа. (Рифма)
С древних времён люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк. (СЛАЙД 3) Послушайте русскую народную скороговорку и найдите рифмы.
У бобра
Шапка добра,
А у бобрят
Богаче наряд.
(Бобра – добра, бобрят – наряд)
Кто знает, что такое рифма (Ответы детей)
Прочитайте определение на с. 8.
Так что же такое рифма? (Это созвучие концов стихотворных строк)
Для чего нужны рифмы? (Ответы детей)
Упр. 1 (с. 8) (СЛАЙД 4)
Прочитайте стихотворение.
Как вы поняли значение слова рифмовать?
Какие слова в стихотворении рифмуются?
Какие орфограммы вы нашли в этих словах?
Упр. 2, (с.8 – 9) (СЛАЙД 5)
Исследуйте стихотворные тексты из упр. 2 и попробуйте использовать результаты исследований в упр. (СЛАЙД 6) Подберите рифмующееся слово и закончите предложение
Проверим результаты ваших исследований.
(К доске выходят 2- 3 учащихся и читают результаты своих рифмовок).
III . Физкульминутка.
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть и встать,
И два прыжка…
Вместе весело всегда!
IV . Продолжение работы по теме урока.
1. Подготовка к выполнению проектов.
- Как вы поняли, какой проект мы должны сегодня выполнить?
Каким правилам работы в группах надо следовать, чтобы работать дружно и результативно?
(Учитель помогает ребятам разделиться на группы)
2. Работа в группах.
(Учащиеся выполняют упр.4, 5, 6 (с.9).)
Прочитайте задания.
Распределите работу в группах. Определите, кто будет создавать рифмованные строки, кто будет редактором текстов, кто будет выполнять иллюстрации.
Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.
(На работу дают 10 дней. Работы выполняются на листах формата А3).
V . Подведение итогов урока.
(Учитель называет сроки выполнения работы, предлагает даты и время сбора групп ).
РИФМА
Русский язык 2 класс Урок 81
Быстрова Е.В.
«Приключения Незнайки»
«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: - Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. - А ты знаешь, что такое рифма? - Рифма? Нет, не знаю. - Рифма - это когда два слова оканчиваются
одинаково, объяснил Цветик. - Например:
утка - шутка, коржик - моржик. Понял? - Понял. - Ну, скажи рифму на слово "палка". - Селедка, - ответил Незнайка. - Какая же это рифма: палка - селедка?
Никакой рифмы нет в этих словах. - Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково. - Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно: палка - галка, печка - свечка - Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово!»
Задачи урока-проекта
- Дать определение рифмы.
- Научиться находить рифмы.
- Научиться подбирать рифмы.
- Учиться сочинять стихи по рифмам.
- Составить словарик рифм
- Иллюстрировать рифмы.
Что такое рифма?
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Найди рифму
Шапка – добра,
А у бобрят
Богаче наряд.
Работа с учебником
Упражнение 1 стр.8
К очка – б очка ,
стр очка , сор очка ,
два лист очка ,
т очка.
Упражнение 2 стр.8
овечка – речка
течёт – печёт
речка - печка
Подберите рифмующееся слово и закончите предложение
творожок.
Хорош пирожок – внутри ______
Хорош в дорожке пирожок с _______
Клещ с клещами,
Щи с __________
У Пети тачка,
А у Паши печенья _______
Ёжик, ёжик – чудачок,
Сшил колючий ________
Волки рыщут,
Шуба овечки
Теплее любой _______
картошкой.
овощами.
пачка .
пиджачок.
ищут.
печки.
Курочка
Дудочка
Пришла курочка,
В клюве дудочка.
Играет дудочка,
Поёт курочка.
Заиграла дудочка,
Заплясала курочка.
Птичка
Спичка
Опасные спички
У маленькой птички.
У маленькой птички
Ножки как спички.
Детки и птички,
Не трогайте спички!
Подружка
Ватрушка
К празднику подружки
Напекли ватрушки.
Съела подружка
Мою ватрушку.
Катились подружки
На надувной ватрушке.
Упражнение 5.
Прочитайте начало стихотворения, попытайтесь
продолжить их, соблюдая ритм и рифму .
Дождик вылился из тучки,
Взяли Таню мы на ручки,
Чтоб по лужам не бежала
И в канаву не упала.
Дождик вылился из тучки
Мы подняли к небу ручки,
А в руках у нас зонты
Небывалой красоты.
Здесь хорошее местечко,
Протекает рядом речка,
Можно плавать, загорать.
Хорошо нам отдыхать.
Здесь хорошее местечко,
На лугу стоит овечка.
Скучно ей одной стоять,
Побежим мы к ней играть.
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Везёт коврижки
Катюшке и Мишке.
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Убегает от собаки,
Хоть и не боится драки.
Упражнение 6.
Составьте словарик собственных рифм
к любому из данных слов
срочный, молочный, сочный.
Погремушка -
игрушка, старушка, ватрушка.
дочка, строчка, точка, почка, кочка.
Белочка -
стрелочка, девочка.
невеличка, сестричка, синичка.
малышка, мальчишка, мартышка.
Домашнее задание
Правило
Учебник:
- упр. 3 стр. 9
- упр. 5 (одно по выбору) стр. 9
«Рифма»
Тип урока : Урок изучения нового материала.
Вид урока : Урок исследовательского типа.
Цели: 1. Знакомство с понятием рифмы, ее видами.
2.Формирование навыка анализа поэтического текста, распознавания рифм разного вида, а также навыка создания собственного поэтического текста.
3. Воспитание любви и внимание к поэтическому слову.
Использование современных образовательных технологий : технология модульного обучения.
Оборудование : презентация, раздаточный материал (образовательные модули).
Ход урока : Оргмомент.
Вступительное слово учителя : Ребята, на уроках литературы мы знакомились с различными произведениями как в стихах, так и в прозе. Подумайте, что отличает стихи от прозы? (Рифма).
Слайд1 . Итак, тема урока рифма. Что это такое? Ответить на этот вопрос нам поможет наш литературный знакомый – Незнайка.
Слайд 2 . Прочитайте отрывок из книги Н.Носова и ответьте на вопрос, что такое рифма (Модуль 1).
«Приключения Незнайки»
«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
–Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
А ты знаешь, что такое рифма?
Рифма? Нет, не знаю.
Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
Понял.
Ну, скажи рифму на слово «палка».
Селедка,- ответил Незнайка.
Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
Этого мало,- сказал Цветик,- надо, чтобы слова были похожи, чтобы получалось складно: палка – галка, печка – свечка
Понял, понял! – закричал Незнайка,- палка – галка, печка –свечка, книжка – шишка. Вот здорово!»
Выборочная проверка записей. Итак, мы выяснили, что рифма – это одинаковое звучание или созвучие строк. Попробуем самостоятельно используя готовые рифмы, сочинить стихи.
Слайд 3 . (Модуль 2).
Играем в БУРИМЕ:
ученик –поник, двойка- головомойка
Из школы вернулся домой ученик, Из школы вернулся домой ученик
В тетради поставлена двойка. Он головою своею поник
Лентяй головою лохматой поник- В тетради поставлена двойка
Уж ждет его головомойка! И ждет его головомойка.
Выборочно слушаем варианты, созданные детьми, потом на экране смотрим вариант, предложенный учителем.
Комментарий учителя : Обратите внимание, что рифмующиеся строчки могут располагаться по-разному, что меняет звучание, внутреннюю мелодию произведения. Давайте теперь посмотрим, как звучит рифма в произведениях великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, с героями которого мы знакомились недавно.
Слайд 4. (Модуль 3). Выразительное чтение. Определите по отрывкам и иллюстрациям названия басен Крылова. Понаблюдайте самостоятельно над тем, какие строки рифмуются.
П опрыгунья-стрекоза а
Лето красное пропела, б опоясывающая
Оглянуться не успела, б
Как зима катит в глаза. а
Д остали нот, баса, альта две скрипки а
И сели на лужок под липки а смежная или парная
Пленять своим искусством свет. б
Ударили в смычки, дерут, а толку нет. б
И з кожи лезут вон, а возу все нет ходу! а
Поклажа бы для них казалась и легка : б перекрестная
Да Лебедь рвется в облака, а
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Б
Схемы записываем в тетрадь.
Слайд 5 . (Модуль 4). Определите самостоятельно при помощи схем способ рифмовки в следующих отрывках. Поставьте ударения в последних рифмующихся словах. Понаблюдайте, как звучит строка с ударением на последнем слоге и как – с ударением на предпоследнем.
Комментарий учителя : Строка с ударением на последнем слоге звучит тверже, жестче. Она называется МУЖСКОЙ. Ударение на предпоследнем слоге делает стих более мягким, плавным. Такая рифма называется ЖЕНСКОЙ,
Определи способ рифмовки:
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним,
Потом, глаза продравши, встала.
Н евежда так же в ослепленье женская
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды, мужская
Не ведая, что он вкушает их плоды.
Учащиеся записывают в тетрадь примеры мужской и женской рифмы.
Слайд 6. Что же мы сегодня узнали о рифме? Подвести итог нам поможет Литературоведческий словарь. Определение рифмы учащиеся поэтапно записывают в тетрадь.
«Словарь литературоведческих терминов»:
РИФМА – (греч. rhythmos ) – одинаковое звучание стихотворных строк.
Рифма может быть богатой и точной отрада – винограда ; а бывает бедной и приблизительной ветер – светел.
По месту ударения рифма также бывает мужской и женской. По способу рифмовки прямой, перекрестной и опоясывающей.
Домашнее задание: 1. Изучит статью учебника «Рифма» «Ритм» стр. 94. Задания 1-3 стр.95.
По результатам выполнения задания в модулях все учащиеся получают оценки.
Приложение 1.
Модуль 1 |
|
С помощью Незнайки и Цветика дай свое определение рифмы. |
|
Модуль 2 |
|
Буриме. Сочини свое четверостишие по готовым рифмам. |
|
Модуль 3 |
|
Назовите басни Крылова, отрывки из которых использованы на уроке. |
|
Модуль 4 |
|
Самостоятельно определи способы рифмовки в приведенных отрывках. |
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Поэзия - это... ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира.
Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев
Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?
Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка, к оржик – м оржик.
Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено.
Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой; Там царь Кащей над златом ч ахнет; Там русский дух... Там Русью п ахнет!
Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил; У моря видел дуб зел ёный; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил.
Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка. Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого... И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь...
Рифмовки-чистоговорки. Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у… - Жа-жа-жа, нашли в лесу … - От-от-от, мурлычет рыжий… - Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?
Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.
Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка. Видит – там синичек ст айка. Он открыл свою шкат улку, Дал синицам с маком б улку.
Поэт Никифор Ляпис Приблизительно так сочинял стихи поэт Никифор Ляпис, герой книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил. Гаврила ждал в засаде зайца, Гаврила зайца подстрелил. (Пешком ходил он по деревне, Сидеть на лавочке любил.)
А теперь поиграем. Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. Служил Гаврила педагогом... Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат. Какие слова не подходят и почему?
Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?
Домашнее задание 1) Прочитать текст на стр.94 – 95 , подготовиться к беседе по вопросам. 2) Творческое задание: дано буриме (рифмованные концы): небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки». 3) Рифма посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Рифма – созвучие, звуковой повтор в начале, в середине, но в основном в конце двух или нескольких стихов (строчек). Белый стих – стих без рифм. Буриме – рифмованные концы; заранее заданные рифмы, используя которые нужно сочинить стихотворение.
Виды рифм По месту ударения По взаимному расположению рифмующихся строк По характеру звучания По месту расположения в стихе (строчке) мужская женская дактилическая гипердактилическая с межные (парные) перекрёстные охватные (кольцевые) смешанные богатые бедные составные точные неточные концевая внутренняя начальная
Мужская рифма Под ударением последний слог строчки И в пёстрой суете людск ой Всё изменилось вдруг. Но это был не городск ой, Да и не сельский звук. А. Ахматова
Женская рифма Под ударением второй от конца слог Встречаемся реже и ре же. И то лишь случайно где -то. Вопросы одни и те же. Одни и те же от ве ты. В. Половинкин
Дактилическая рифма Под ударением третий от конца слог Тучки небесные, вечные стра нники Степью лазурною, цепью жем чу жною Мчитесь вы, будто как я же, изг нан ники… М. Лермонтов
Гипердактилическая рифма Под ударением четвёртый от конца и дальше слог Холод, тело тайно, сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны протягиваются, И к сердцу иглами притрагиваются. В. Брюсов
Смежные (парные)рифмы Рифмуются соседние строчки: а а б б Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна Грустную думу наводит она. Н. Некрасов
Перекрёстные рифмы Рифмуются 1-я строчка с 3-й, 2-я с 4-й: а б а б Морщинки тонкие потрогав У погрустневших милых глаз, Сказала женщина: «Как строго, Как больно время судит нас »… В. П оловинкин
Охватные (кольцевые) рифмы Рифмуются 1-я строчка с 4-й, 2-я с 3-й: а б б а Глухих звучание веков Средь повседневности привычной – Исконно-древний цвет кирпичный В теснинах улиц и садов. М. С пиридонова
Смешанные рифмы а а б с с б Как беден наш язык! – Хочу и не могу – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Напрасно вечное томление сердец, И клонит голову маститную мудрец Пред этой ложью роковою. А. Фет
Отговорила роща золо тая Берёзовым, весёлым язы ком И журавли, печально проле тая, Уж не жалеют больше ни о ком. С. Есенин Богатые рифмы Р ифмосочетание слов с наиболее полным совпадением звуков
Бедные рифмы Н едостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные Вся жизнь моя озаре на. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звез да! Слова народные
Составные рифмы 1.Рифма с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи. 2. Рифмы, включающие в созвучие два, три слова. 3. Рифма, составленная из двух или трех слов Залюбуюсь, загляжусь ли На девичью красоту, А пойду плясать под гусли, Так сорву твою фату. С. Есенин
Точные рифмы Рифмы с полным соответствием послеударных окончаний в словах Мой дядя самых честных пр авил, Когда не в шутку за немог, Он уважать себя заст авил И лучше выдумать не мог. А.С.Пушкин
Н еточные рифмы В рифмующихся словах совпадает очень мало звуков, иногда рифма "держится" на одном или двух звуках В человеческом организме Девяносто процентов воды, Как, наверное, в Паганини Девяносто процентов любви! А.Вознесенский
Концевая рифма Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. А.С. Пушкин
Внутренняя рифма Р ифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы Я ждал, я звал, я верил в чудо…
Начальная рифма Р ифма из первых слов в строках Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой… К. Чуковский Практика
Практика Определите виды рифм Я дал разъехаться домашним, Все близкие давно в разброде, И одиночеством всегдашним Полно всё в сердце и природе. Б.Пастернак Женская, перекрёстная, точная, концевая
Я живу, как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах. Заведут - и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу Пожелать я могу. А. Ахматова Мужская, смешанная, точная, концевая
Всю жизнь хотел я быть, как все, Но мир в своей красе Не слушал моего нытья И быть хотел - как я! Б. Пастернак Мужская, смежная, составная, концевая
Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная Правда живучая! Н.А. Некрасов Дактилическая, перекрёстная, точная, концевая
Идет Балда, покрякивает, А поп, завидя Балду,вскакивает, За попадью прячется, Со страху корячится. А.С. Пушкин Гипердактилическая, смежная, богатая, концевая
Метелица не ленится Пригреть советский люд, И по субботам ленинцы В поленницах поют. Н. Ушаков Дактилическая, смежная, неточная, внутренняя
Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества. Ф.Тютчев Мужская, перекрёстная, богатая, концевая
Из Казахстана шли бойцы, Панфилов их привел могучий. Он бою их учил, как учат Сынов чапаевцы- отцы. Н. Тихонов Мужская,опоясывающая,неточная, концевая