Презентация «Немецкая классическая философия, или Немецкий классический идеализм. Презентация "Немецкая классическая философия" – проект, доклад Немецкая классическая философия презентация к уроку

Ягоды 30.07.2021
Ягоды

Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., – С Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., – С Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева. – М., 2004 Философия: учебник / под ред. Э.Ф.Караваева. – М., 2004 ВВФ. – Ч.1. – М., – С ВВФ. – Ч.1. – М., – С


Крупнейшими представителями немецкой классической философии были пять мыслителей: Иммануил Кант (), Иоганн Готлиб Фихте (), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (), Георг Вильгельм Фридрих Гегель () и Людвиг Фейербах ().


Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете () Учёба в Кёнигбергском университете () «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете () «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете () «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете () «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете () Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Иммануил Кант () Кёнигсберг


Иммануил Кант () Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения




В докритический период своего научного творчества Кант читает лекции и публикует труды по естественным наукам – прежде всего географии и астрономии, а также по некоторым вопросам философии. Самая важная работа этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба».


Критический период творчества И.Канта «Критика чистого разума» «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения» «Критика способности суждения» В основе критической философии лежат два фундаментальных понятия: вещь–в–себе (или ноумен, сущность) и вещь–для–нас (или феномен, явление)




Созерцание На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени. На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени. Кант вводит знаменитое понятие, которое после него стало широко использоваться в научном языке – понятие априорности (во всех языках мира оно часто приводится по-латыни – a priori). Кант вводит знаменитое понятие, которое после него стало широко использоваться в научном языке – понятие априорности (во всех языках мира оно часто приводится по-латыни – a priori).


Рассудок На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии – качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие. На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии – качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие.


Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Идеи (категории, расширенные до безусловного) Душа МирБог Абсолютное единство мыслящего субъекта Абсолютное единство ряда условий явлений Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще Безусловное категорического синтеза в субъекте Безусловное гипотетического синтеза в объекте Безусловное разделительного синтеза в системе


Разум Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Три идеи, объясняющие этот мир. Три идеи, объясняющие этот мир.


Антиномии чистого разума 1. Тезис: Мир конечен в пространстве и во времени. Антитезис: Мир бесконечен в пространстве и во времени. 2. Тезис: Мир состоит из простых частей. Антитезис: Мир делим до бесконечности. 3. Тезис: В мире все существует по необходимости. Антитезис: В мире есть свобода. 4. Тезис: В мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира. Антитезис: В мире нет такого существа.


Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания. Трансцендентальная диалектика Общий вывод Мир опыта (явлений) Метафизика как наука о трансцендентных сущностях невозможна. Поэтому границы опыта суть границы научного знания. Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям.


Критика практического разума Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон. Нравственные предписания Максимы Императивы Гипотетические императивы Категорический императив личные принципы поведения общезначимые предписания условные принципы поведения безусловный принцип поведения


Категорический императив Формальная законосообразность Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы. Первая формулировка категорического императива








Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете () Учёба в Тюбингенском университете () Преподавание в Йенском университете () Преподавание в Йенском университете () Директор гимназии в Нюрнберге () Директор гимназии в Нюрнберге () Преподавание в Гейдельбергском университете () Преподавание в Гейдельбергском университете () Преподавание в Берлинском университете () Преподавание в Берлинском университете () Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине Георг Вильгельм Фридрих Гегель () Штутгарт Тюбинген Йена Нюрнберг Гейдельберг Берлин


Георг Вильгельм Фридрих Гегель () Феноменология духа (1807) Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия философских наук (1817) Энциклопедия философских наук (1817) Основные сочинения


Гегель Абсолютный идеализм Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта Действительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя») Диалектика (метод Гегеля) Соотношение между системой и методом Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектики Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания


Три основных закона диалектики: перехода количественных изменений в качественные и обратно, перехода количественных изменений в качественные и обратно, единства и борьбы противоположностей (или закон противоречия), единства и борьбы противоположностей (или закон противоречия), отрицания отрицания. отрицания отрицания.









Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классический рационализм Панлогизм Гегеля Субъект и объект познания функционируют по одним и тем же законам. Мир понятен разуму, потому что он разумен. Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум. Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.


Основа мира – Абсолютная Идея Ее развитие – самопознание. Ее развитие – самопознание. Идея постоянно стремится к самопознанию. Идея постоянно стремится к самопознанию. Ради него она создает систему понятий, с помощью которых функционирует мышление (ступень Логики), мир вещей и предметов (ступень Природы) и в конце концов человека, с помощью которого мировой дух познает, изучает мир и самого себя (ступень Духа). Ради него она создает систему понятий, с помощью которых функционирует мышление (ступень Логики), мир вещей и предметов (ступень Природы) и в конце концов человека, с помощью которого мировой дух познает, изучает мир и самого себя (ступень Духа).


Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом … Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp.: исторический) процесс, видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».



Немецкая классическая философия План: Общая характеристика немецкой
классической философии.
Критическая философия И. Канта.
Идеалистическая философия И. Фихте
и Ф. Шеллинга.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л.
Фейербаха

Немецкая философия XIX века – уникальное
явление мировой философии. Ее удалось
совместить в себе почти все известные в тот
период философские направления, открыть имена
выдающихся философов, которые вошли в
«золотой фонд» мировой философии. Ее основу
составило творчество пяти наиболее выдающихся
немецких философов того времени:
Иммануила Канта
Иоганна Фихте
Фридриха Шеллинга
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Людвига Фейербаха

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Ведущие
направления
немецкой
классической
философии
Объективный
идеализм
(Шеллинг,
Гегель)
Субъективны
й идеализм
(Фихте)
Материализм
(Фейербах)

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1.
2.
3.
учения немецкой классической философии
способствовали разработке диалектического
мировоззрения;
немецкая классическая философия
значительно обогатила логико-теоретический
аппарат;
рассматривала историю как целостный
процесс, а так же обратила серьезное
внимание на исследование человеческой
сущности.

Кант, Иммануил (1724-1804)

Кант, Иммануил (17241804)
Кант - первый из
философов нового
времени осознанно
подошел к учению о
категориях:
“Мы не можем
мыслить ни одного
предмета иначе, как с
помощью категорий”.
Он считал, что
категории играют
фундаментальную роль
в мышлении.

Кант выделял:

три основные идеи
психологическая (учение о душе)
космологическая (учение о мире)
теологическая (учение о Боге)

Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, м

Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е.
Противоречащим, несовместимым друг с другом
положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может
быть доказано логически безупречно
тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в
пространстве".
антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в
пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве".
тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей
и вообще существует только простое и то, что сложено из простого"
антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых
вещей, и вообще в мире нет ничего простого".
тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная
причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире.
Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную
причинность".
антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в
мире только согласно законам природы".
тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина,
безусловно, необходимое существо".
антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в
мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)

Философ и
общественный деятель,
представитель
немецкого
классического
идеализма. Вслед за
Кантом считал, что
философия должна
быть фундаментом всех
наук. Подчеркивал
значение вопросов
обоснования морали и
государственноправового устройства
(т.н. "практической
философии").

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:

«Опыт критики всяческого
откровения»
«Наукоучение»
«Основы естественного
права»

Свою философию мыслитель
называет «наукоучением». Ключевым
моментом философии И. Фихте было
выдвижение так называемой «Я –
концепции», согласно которой «Я»
имеет сложные взаимоотношения с
окружающим миром, которые по
И. Фихте описываются схемой:
тезис
антитезис
синтез

Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)

Шеллинг разрабатывал
проблемы философии
природы (натурфилософию).
Он выдвинул и обосновал
идею тождества бытия и
мышления.
Шеллинга весьма ценили в
России за то, что он “остро
чувствовал моральные
обязанности и поэтические
возможности философии”
(А. Гулыга). В практической
философии Ф. Шеллинг
решает вопросы социально –
политического характера
развития истории.

Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:

история
развития идей
естественная
(история природы)
мировая история,
история познания

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)

Великий немецкий философсистематик, Аристотель Нового
времени, идеалист, создатель
диалектики (как учения о развитии,
становлении, противоречиях).
Гегель – первый философ, который
осмыслил проблему
диалектических противоречий
самым фундаментальным образом.
Он открыто заявил, что
противоречие – не ошибка, не
недостаток нашего мышления, а
"корень всякого движения и
жизненности", что мы не можем
мыслить ни одного предмета иначе,
как только в противоречиях, в
единстве противоположностей. Из
взаимодействия противоположных
вещей, сторон возникает все
богатство-многообразие мира.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Абсолютная идея
(Г.Гегель)
Субъективный
дух
Объективный
дух
Абсолютный
дух

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

теория объективного
идеализма
общий философский
метод – диалектика

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:

«Феноменология духа»
«Энциклопедия философских наук»
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»
«Философия права»

Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)

Анализируя христианские
представления, различные
формы религии, пришел к
критическому переосмыслению
религии как типа сознания и
далее, к критике философского
идеализма. Главное сочинение
Фейербаха – “Сущность
христианства”. Он не просто
подверг критике веру в Бога, не
просто декларировал атеизм.
Людвиг считал, что Бог – это
абсолютизированный
обобществленный человек. Он
выдвинул тезис: “Человек –
человеку Бог”. Каждый человек
– это Бог, т. е. для каждого из
нас любой человек, наделенный
всеми самыми хорошими
качествами, является Богом.

Философию Фейербаха называют
антропологической, антропологическим
материализмом или натурализмом.
Природу он рассматривал через призму
отношения к ней человека. Человек для
него не только духовное, но и телесное
существо. Дух и материя слиты,
нераздельны в человеке. Более того, он
утверждал: “Бытие – это субъект, а
мышление – предикат (нечто вторичное)”.
Мышление – свойство бытия.

Век был на исходе. Система критической философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо, написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля 1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799 году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы состоялись они на третий день после кончины и были по возможности скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору Кенигсберга с северной стороны.

Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта - это прежде всего написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Однако, он не искал славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной совестью, с сознанием исполненного долга.

Или Немецкий классический идеализм

Разработал учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич


НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая классическая философия охватывает исторический период примерно в 100 лет - с середины XVIII века до середины XIX века. Представители немецкой классической философии - Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте и Фейербах. Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование.


НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

На ее рождение повлияли разные факторы – революция и попытка Реставрации во Франции, популярность идеологии естественного права и собственности, понятие разумного общественного строя. Классическая немецкая философия аккумулировала в себе предыдущие идеи разных стран, особенно в области познания, онтологии и общественного прогресса. Представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.


НЕМЕЦКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

Кроме того, все эти мыслители пытались понять, что такое культура и сознание. Их также интересовало то, какое место занимает в этом всем философия. Немецкие мыслители этого периода попытались дать характеристику сущности человека. Они разработали систематическую философию как «науку о духе», определили ее основные категории и выделили отрасли. А в качестве основного метода мышления большинство из них признавало диалектику.


Родоначальник этого философского направления

Иммануил Кант (1724 -1804). Большинство историков считают Иммануила Канта основателем того значительнейшего феномена в истории развития человеческого разума, которым является классическая немецкая философия.

«ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА

  • Его творчество обычно подразделяют на два этапа: «докритический» (до написания «Критики чистого разума» в 1770 г.) и «критический» (примерно с 1770 г.). На первом этапе своего духовного развития Кант придерживался новых для того времени натурфилософских идей и проявил себя как ученый-естествоиспытатель. В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» он предложил космогоническую гипотезу, которая в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипотезы Канта-Лапласа. Кант предположил, что вначале материя находилась в состоянии газопылевой туманности, в которой вокруг более тяжелых частиц под влиянием сил притяжения и отталкивания группировались первоначально небольшие астероиды. Механический круговорот частиц без всякого вмешательства бога привел к образованию Солнца и планет. Одновременно внутреннее движение частиц в первоначальных космических телах вызывало в них теплоту. По такой же схеме, по мнению И. Канта, происходило образование звезд и других небесных тел.
  • Кроме этой гипотезы «докритический» И. Кант высказывал идею о приливном трении, замедляющим суточное вращение Земли, выступал против духовидения, других проявлений мистики.

«КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА

  • Второй, критический период в творчестве философа, посвящен проблемам гносеологии, диалектики, нравственности и эстетике. Прежде всего, он попытался решить дилемму, возникшую между эмпиризмом и рационализмом: что является источником знания – разум или опыт? Он счел, что эта дискуссия является по большому счету искусственной. Ощущения дают нам материал для исследования, а разум придает ему форму. Опыт же позволяет все это уравновесить и проверить. Если ощущения эфемерны и непостоянны, то формы разума – врожденные и априорные. Они возникли еще до опыта. Благодаря им мы можем выразить факты и феномены окружающего в понятиях. Но постичь сущность мира и Вселенной таким образом нам не дано. Это «вещи в себе», понимание которых лежит за пределами опыта, оно трансцедентно.

Критика теоретического и практического разума

Главное достижение И. Канта - это его критическая философия, изложенная в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Первое сочинение посвящено вопросам теории познания и отвечает на вопрос: «Как возможна наука и философия?». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей?». И третье - проблемам явления нашему сознанию вещей и процессов природы и отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и в искусстве?»

Кант поставил основные проблемы, которые затем решала вся последующая немецкая классическая философия. Что и как может человек знать, как ему действовать, чего ожидать, и вообще, что он сам такое? Чтобы ответить на первый вопрос, философ рассматривает этапы мышления и их функции. Чувства оперируют априорными формами (например, пространство и время), рассудок – категориями (количество, качество). Факты, взятые из опыта, с их помощью преобразуются в идеи. А разум с их помощью выстраивает априорные синтетические суждения. Так происходит процесс познания. Но разум содержит в себе еще и безусловные идеи – о единстве мира, о душе, о Боге. Они представляют собой идеал, образец, но рационально их вывести из опыта или доказать невозможно. Всякая попытка сделать это порождает неразрешимые противоречия – антиномии. Они указывают, что здесь разум должен остановиться и уступить место вере. Раскритиковав теоретическое мышление, Кант переходит к практическому, то есть к морали. Ее основой, как считал философ, является априорный категорический императив – выполнение нравственного долга, а не личных желаний и склонностей. Кант предвосхитил многие особенности немецкой классической философии.


Иоган Готлиб Фихте (1762-1814).

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте . Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия - это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании -это интеллектуальная интуиция. В процессе познания субъект взаимодействует с объектом, его сознание выступает как активное и творческое начало.


Субъективный идеализм И.Г.Фихте

Фихте, в отличие от Канта, отрицал то, что окружающее не зависит от нашего сознания. Он считал, что субъект и объект – всего лишь разные проявление божественного «Я». В процессе деятельности и познания на самом деле происходит полагание. Это значит, что сначала «Я» осознает (создает) себя, а затем объекты. Они начинают воздействовать на субъект и становятся для него препятствиями. Чтобы их преодолеть, «Я» развивается. Высшей ступенью этого процесса является осознание тождественности субъекта и объекта. Тогда противоположности уничтожаются, и возникает абсолютное «Я». Кроме того, субъект в понимании Фихте бывает теоретическим и практическим. Первый определяет, а второй реализует. Абсолютное «Я», с точки зрения Фихте, существует только в потенции. Его прообразом является коллективное «Мы» или же Бог.


Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854)

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг. Идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма». Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентальный идеализм и философия тождества.


саморефлексия человека = абсолютная воля. Абсолют оказывается, по существу, богом, в первом случае творящим мир, во втором - являющимся конечной целью развивающегося мира. " width="640"

Объективный трансцендентальный идеализм Шеллинга

Сердцевина философии Шеллинга - категория Абсолюта. Абсолют - это нечто самостоятельное, не зависящее от отдельных «Я»,существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Абсолют, по Шеллингу, есть полная тождественность духа и природы, из которой он проявляется в обществе. С другой стороны, развитие в природе идет за счет развития ее самопознания по схеме: внутреннее чувство самой природы = саморефлексия человека = абсолютная воля. Абсолют оказывается, по существу, богом, в первом случае творящим мир, во втором - являющимся конечной целью развивающегося мира.


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Самый крупный философ немецкого классического идеализма. Его главное сочинение называется «Наука логики». Философ уподобил весь мир мышлению, которое не только функционирует по своим собственным законам, но и предписывает их и природе, и общественной жизни. Гегель создал широкую систему философских знаний. Сочинения Гегеля: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Философия природы» , «Философия истории», «Философия права», «История философии», «Эстетика» и др.

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ

В основе мироздания, по Гегелю, лежит Абсолютная Идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. На обыденном языке это есть не что иное, как бог. Абсоютная Идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышление, где проходит три ступени в своем развитии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она исчерпывает себя в мышлении, она отчуждает себя в другую область - природу. Здесь она, проходя через три ступени: механику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии).

  • Главное для Гегеля - доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития, т.е. в искусстве, религии и философии, лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Само мышление объективно существует в мире еще до природы, которая также выступает проявлением Абсолютной Идеи. В философии самого Гегеля эта идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Так Абсолютная Идея совершает круг в своем развитии. Но вся эта деятельность идеи оказывается деятельностью чисто духовной, инобытием разума. Философия, по Гегелю, есть проявление мыслящего разума, творящего мир и изменяющего его.
  • С точки зрения концептуальной философия Гегеля завершена.

ТВОРЕЦ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА

В основе диалектического метода Гегеля лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента). С чего следует начинать науку? - спрашивает Гегель. И отвечает: с ничто . Этому ничто противоположно неопределенное бытие, или нечто . Взаимодействие между ними приводит к зарождению какого-то зачаточного, или нового знания, или уже определенного бытия. Это появление нового происходит через промежуточные ступени: становление (т.е. брожение, взаимопереход от небытия к бытию и обратно от бытия к небытию) и снятие (т.е. отрицание старого, но с сохранением всего положительного в нем).

Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества к самой себе, заложено её отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного развития, революционных изменений. В то же время философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития. Возникает противоречие между диалектическим методом и метафизической системой Гегеля.


ВЕЛИКИЙ ДИАЛЕКТИК

Гегель разработал развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т. д. – в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.


Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)

Немецкий философ. Ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Родоначальник антропологического материализма. Главный труд философа - «Сущность христианства». Фейербах утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».


Философия Людвига Фейербаха

В первоначальный период своей философской деятельности Людвиг Фейербах принадлежал к школе младогегельянцев. Он считал идеальное лишь особым образом организованным материальным. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. Он был материалистом в понимании природы и полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает благоговейное отношению человека к человеку.


ИДЕАЛИСТ В ПОНИМАНИИ ОБЩЕСТВА

Родоначальник антропологического материализма, Фейербах в то же время оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к богу выражает и любовь к человеку, так как бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека и его, идущая от родовой сущности, идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится движителем общественного развития. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовали бы любовь и справедливость.

Основные понятия

  • Абсолют - основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
  • Абсолютная идея - основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.
  • Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.
  • Автономная воля - категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п.
  • Антиномии - противоречащие друг другу суждения.
  • Антитезис - противоположное тезису положение.
  • Апостериорный - существующий после опыта, за его пределами.
  • Априорный - существующий до всякого опыта, врожденный.
  • Априорные формы чувственного содержания - объекты познания, которые человек застает при рождении. В философии Канта это - пространство и время.
  • «Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.
  • Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.
  • Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.
  • Императив - правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.

Основные понятия

  • Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира. Например: возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п.
  • Категорический императив - правило, требующее обязательного исполнения.
  • Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изме­нения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «ТЫ».
  • Максима - правило поведения, внешне выраженная формула поведения.
  • «Не-Я» - окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.
  • Объективный дух - часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.
  • Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры.
  • Отчуждение - категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.
  • Отчуждённая сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.
  • Распредмечивание - превращение вещи в идею, принцип.
  • Старогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.
  • Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.
  • Перцепция - чувственное восприятие действительности.
  • Синтез - соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Основные понятия

  • Субъективный дух - категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.
  • Тезис - первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.
  • Тождество - категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.
  • Трансцендентальный - существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.
  • Трансцендентальная апперцепция - доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.
  • Трансцендентный - выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.
  • Триада - метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.
  • Явление - основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.
  • «Я» - категория в философии Фихте, указывающая на центральную роль субъекта в мире.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Все эти разные философы исследовали не только человеческую историю, но и человека, его сущность и цель. Кант считал, что главным в людях является нравственность, Фихте – что активность и разумность, Шеллинг – что тождество субъекта и объекта, Гегель – логичность, а Фейербах – любовь. В определении значения философии они также занимали разные, хотя часто и сходные позиции. Кант уделяет основное значение теории познания и этике, Шеллинг – натурфилософии, Фихте – политическим дисциплинам, Гегель – панлогизму. Фейербах рассматривает все эти проблемы в комплексе. Что касается диалектики, то все признавали ее значимость, но каждый из них выдвинул собственный вариант этой теории о всеобщей связи.


Заключение

Классическая немецкая философия – одно из наиболее значительных достижений духовной культуры Западной Европы XIX в. Немецкая классическая философия, основными чертами которой были идеализм, диалектика, абстрактность, элитарность, увлеченность разработкой философских категорий, попытками осмыслить специфику труда и жизни общества, подготовила почву для появления марксизма.

ЛЕКЦИЯ 10.

Философия Возрождения и Нового времени

(Немецкая классическая философия).

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о немецкой классической философии».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Немецкая классическая философия.

2.3. Самостоятельная работа.

3. Повторение пройденного.

3.1. Опишите эпоху Возрождения.

3.2. Дайте определение гуманизма.

3.3. Дайте определение антропоцентризма.

3.4. Дайте определение индивидуализма.

3.5. Дайте определение рационализма.

3.6. Дайте определение эмпиризма.

4. Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим немецкую классическую философию и ее основных представителей, которые в своих исследованиях нашли новый подход к человеку. Под запись. «Классическая немецкая философия – период в развитии немецкой философии конца 18-начала 19 вв., в течение которого в ней последовательно появились: немецкий классический идеализм (основатель - И. Кант, продолжатели – И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Главным достижением этого периода было создание логики развития - диалектики. Философы этой группы продолжали развитие теории познания, исходя из автономности человека и мира культуры относительно природы. В их трактовке мир культуры вводится из деятельности человеческого духа, при этом мыслящий субъект оказывается основой мироздания.

Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем немецкого классического идеализма. Если докантовская логика фактически рассматривала процесс формального доказывания того, что и так было известно, то логика И. Канта, изучая правила образования суждений, обратилась к взаимоотношениям субъекта и объекта, отношению познающего человека к объективному миру. Процесс познания у Канта оказывается активным процессом творчества, созидания, синтеза нового содержания.

Основа учения И. Канта – понятие «вещи в себе», т.е. вещи, как она существует сама по себе (или «в себе»), в отличие от того, какой она является «для нас» - в нашем познании. Теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе». В области науки это пространство и время (они же – формы созерцания), в философии – это Бог, бессмертие и свобода определения человеческих действий. По Канту, наука, углубляясь в сущность мира, фактически уточняет законы самого познания. Наука может быть и безграничной (отсутствие ограничений для эмпирической науки) и ограниченной (научное знание не может выходить за пределы логических форм, путем которых происходит объективное познание реальности). Кант заложил основы т.н. агностицизма, т.е. учения о непознаваемости мира. Внешний мир воздействует на наши чувства, наполняя их хаосом впечатлений. Но после упорядочения хаоса формами созерцания и категориями (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т. д.) мы уже имеем дело с собственным опытом. Мы видим внешний мир не таким, каков он есть на самом деле, но таким, как его представляют нам наши впечатления. Следовательно, мир непознаваем.

Основным законом этики Кант провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее поступать всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом (или: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своём лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству). Кант доказывал, что без свободы нет нравственного поступка. В основе человеческой свободы лежит способность человека самому определять свои поступки и делать собственный выбор. Но свободу при этом следует отличать от произвола как удовлетворения случайных прихотей и желаний. Нравственность не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению. Нравственное поведение вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения признается только долг. Нравственно человек поступает тогда, когда действует вопреки склонности, расчету и т. п. В учении Канта вопрос веры и вопрос нравственности оказывается одним и тем же вопросом. А постулаты «Бог существует» и «Моя душа бессмертна» становятся этическими постулатами.

Понятие красоты Кант связывает с целесообразностью. Существует внешняя целесообразность (предмет познания соразмерен нашим познавательным силам) и внутренняя целесообразность (пригодность предмета или существа для достижения определенной цели; сила и выносливость быка пригодна как людям, так и ему самому). Именно внутренняя целесообразность, согласно Канту, составляет источник прекрасного. Однако эстетическое отношение возникает у человека отнюдь не всякий раз, когда он сталкивается с чем-то внутренне целесообразным. Условием эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Созерцание прекрасного должно давать, по Канту, незаинтересованное удовольствие, которое мы получаем главным образом от формы созерцаемого предмета. Второе условие эстетического отношения связано с тем, что это именно чувство и переживание красоты. Красота, по Канту, есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. Рассудок убивает красоту, ибо он разлагает целостность предмета на его отдельные детали, пытаясь проследить их связь. Восприятию красоты поэтому нельзя научить. Но чувство красоты возможно воспитать на основе общения с гармонично организованными формами. Гармоничная форма, по Канту, - это и есть «целесообразное без цели».

Георг Гегель (1770 – 1831) перешел от субъективного идеализма И. Канта к объективному идеализму. В соответствии с его теорией, духовная культура человечества есть постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т. е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание» есть не что иное, как логика. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает название абсолютной идеи. Объявляя мышление «субъектом», т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, Гегель сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость. В целом Гегель создал философское обоснование религии, выведя доказательство существования Бога.

Г. Гегель является создателем систематической теории диалектики, учения о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Единство противоположностей состоит в том, что существуют полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (если есть левое, должно быть и правое) и исключают один другой (зло имеет иные свойства, нежели добро). Борьба противоположностей состоит в том, что всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие, которое непрерывно разрешается и воспроизводится и осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива. При этом только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Отойдя от гегелевского идеализма, встал на позиции материализма, поставив в центр исследований человека как материального объекта и одновременно мыслящего субъекта. Причина религиозных верований, по Фейербаху, коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религии Фейербах усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Почему, отмечает Фейербах, Бог, согласно христианскому вероучению, есть Любовь? А потому, утверждает он, что любовь есть сущностное свойство самого человека. Любовь является неистребимым желанием человека, и потому он ее обожествляет.

В своих поздних работах он критикует не религию как таковую, а ложные и отчужденные формы проявления «религиозного чувства», к которым он относил традиционные формы религиозных верований. Но преодоление этих форм, включая христианство, должно привести к возвращению религиозному чувству «истинной формы». Религиозное чувство, таким образом, оказывается особым высшим чувством человека. Основой подлинной религии, согласно Фейербаху, является любовь к другому человеку.

В теории познания Фейербах выдвигал на первый план опыт как первоисточник знания и подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания. Он считал, что чувства человека способны фиксировать существенное в окружающем нас мире. Признав изначальную разумность наших чувств, Фейербах устанавливает связь между чувственной и рациональной ступенями познания. Он увидел универсальный характер чувств человека. Таким образом, своеобразие человеческого чувственного созерцания Фейербах видит в том, что человек способен не только видеть, слышать, ощущать, но также чувствами понимать воспринятое».

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Перейдите по ссылке http://bse.sci-lib.com/article058616.html, прочитайте текст и запишите в тетрадь достижения И. Канта в «докритический» период его деятельности.

Предварительный просмотр:

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания («вещь в себе»)

ИММАНУИЛ КАНТ: Теория познания (агностицизм)

ИММАНУИЛ КАНТ: Этика и Эстетика

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Объективный идеализм

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ: Диалектика

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ: Антропологический материализм

Самостоятельная работа на уроке

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Рекомендуем почитать

Наверх