Презентация на тему живопись средневековья. Живопись средневековой руси. Появление масляных красок

Цветы 30.07.2021
Цветы

Искусство средневековья


Искусство

Средневековье часто называют темным и мрачным. Этому способствовали религиозные войны, деяния инквизиции, неразвитая медицина.

Однако Средние века оставили немало памятников культуры, достойных восхищения потомков. Архитектура и скульптура не стояли на месте: вбирая в себе особенности времени, они порождали новые стили и направления.

Вместе с ними неотступно шла и живопись Средневековья



С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Основное выражение он получил в архитектуре. Для храмов того времени характерна трех-, реже пятинефная структура базилики, узкие окна, не дающие особого освещения. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. В центре их внимания был сакральный смысл, поэтому живопись Средневековья, кратко задерживаясь на деталях, в первую очередь передавала символическое значение, искажая для этого пропорции и соотношения



Художники того времени не знали перспективы. На их полотнах персонажи находятся на одной линии. Однако даже при мимолетном взгляде легко понять, какая фигура на изображении главная. Для установления четкой иерархии персонажей мастера делали одних значительно превосходящими ростом других. Так, фигура Христа всегда возвышалась над ангелами, а они, в свою очередь, доминировали над простыми людьми.


У этого приема была и обратная сторона: он не давал особой свободы в изображении обстановки и деталей фона.

В результате живопись Средневековья того периода уделяла внимание лишь главным моментам, не утруждая себя запечатлением второстепенного. Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы



Живопись европейского Средневековья в романском стиле изобиловала изображениями фантастических событий и персонажей.

Предпочтения часто отдавались мрачным сюжетам, повествующим о грядущей каре небесной или чудовищных деяниях врага рода человеческого.

Большое распространение получили сцены из Апокалипсиса.



Готическая живопись Средневековья во многом обязана своим возникновением преобразованиям религиозной жизни. Так, к началу XIII века практически все алтари дополнялись запрестольным образом, состоящим из двух либо трех картин и изображающим сцены из святого писания.

Руководствуясь его примером любви к жизни во всех ее проявлениях, деятели искусства стали уделять больше внимания реальности. На художественных полотнах по-прежнему религиозного содержания стали появляться детали обстановки, выписанные столь же тщательно, как и главные персонажи



Живопись эпохи Средневековья на территории наследницы Римской империи достаточно рано приобрела многие прогрессивные черты. Здесь жили и трудились Чимабуэ и Дуччо, два основоположника зримого реализма, который вплоть до XX века оставался главным направлением в изобразительном искусстве Европы. Алтарные образы в их исполнении часто изображали Мадонну с младенцем



Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом. Мастера стали наносить краски поверх еще сырой штукатурки. Такая техника была связана с определенными сложностями: художник должен был трудиться быстро, выписывая фрагмент за фрагментом в тех местах, где покрытие еще оставалось влажным. Зато такой прием приносил свои плоды: краска, впитываясь в штукатурку, не осыпалась, делалась ярче и могла оставаться неповрежденной очень длительное время


Спасибо за просмотр

Подготовил ученик 10 «В» класса Акимов Александр

краткое содержание других презентаций

«Искусство Средних веков» - Многонациональность. Романский стиль. Особенности искусства Средних веков. Поздняя (пламенеющая) готика. Собор Св. Марка. Нотр Дам ля Гранд. Периодизация истории искусства. Зрелая (высокая) готика. Древнерусское искусство. Национальные формы. Искусство Средних веков. Средневековый тип искусства. Gotico. Историческая ограниченность видов искусства. А. де Комон. Готика. Всеобщая история искусств. Романское искусство.

«Архитектура Франции» - Важно и то, что новый стиль быстрее развивался там, где укреплялась духовная и светская. Характеристика стиля - романский. Франция. Зост, коллегиальная церковь Санкт Патроклус. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Универсальной движущей силы развития средневекового европейского зодчества стала церковь.

«Театр Средневековья» - Григорианское пение. Средневековый западноевропейский театр. Византийская духовная музыка. Тициан Вечеллио. Театральные зрелища. Редкие искры древних традиций. Жонглеры. Танец актеров в фарсе. Средневековый театр и музыка западной европы. Музыка трубадуров и труверов. Брейгель. Музыка эпохи средневековья. Творчество труверов. Огонь. Тибо IV Шампанский. Древние руины. Музыка миннезингеров. Попытки уничтожить театр.

«Стили средневекового искусства» - Колокол. Сигнальщик. Вид живописи. Назовите стиль. Романский стиль. Глостерский собор. Портал. Два основных стиля. Неприступность. Церковь Св.Марии. Типы романских построек. Вытянутое в плане здание. Что характерно для романских построек. Самый большой по высоте шпиля. Назовите стиль интерьера. Роза. Библия. Происхождение термина «готика». ВОПРОСЫ по теме Средневековое искусство. Позднеготическое чудо.

«Средневековая культура Западной Европы» - Архитектура. Грамматика. Библия. Сирвента. Нотная запись. Научные опыты. Пасторела. Средневековая Западная Европа. Монастырские школы. Арифметика. Риторика. Логика. Церковь. Музыка. Изобразительное искусство. Ваганты. Песни трубадуров. Баллада. Кансона. Образование. Театр. Наука. Тенсона. Переводы античных учёных.

«Искусство Средневековья» - Данте Алигьери. Готический храм. Городская литература. Живопись. Витражи. Труверы. Книжная миниатюра. Трубадуры. Романский храм в разрезе. Ваганты. Рыцарская литература. Ричард Львиное Сердце. Романские храмы. Готический храм в разрезе. Минннезингеры. Беатриче. Креотоцвет. Фридрих фон Хаузен. Бертран де Борн. Скульптура. Средневековая литература и искусство. Архитектура. Восточные башни.

Цели и задачи Приобщение учащихся к отечественной духовной культуре на основе традиций и нравственных ценностей православной культуры. Ознакомление с творчеством знаменитых средневековых живописцев как части восприятия христианского мира; выявление особенностей древнерусской иконописи- вида живописи, посвященной религиозным сюжетам и темам; расширение словаря эмоций учащихся. урока.




Ход урока. 1.Слово учителя. 2.Демонстрация слайдов с комментариями. 3.Сообщения учащихся. 4. Эмоциональный словарь. 5.Минуты любования (по методике Н.Е.Щурковой). 6. Беседа. (Вопросы для обсуждения). 7.Итог урока.(Впечатления от увиденного и услышанного).


Древнерусское искусство Древнерусское государство возникло в IX в., приняло в 988г. христианство из Византии. Усвоение и творческая переработка византийской культуры породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским. Форма, тематика и содержание связаны с религией и призваны сосредоточить Форма, тематика и содержание связаны с религией и призваны сосредоточить чувства человека на неземном, вечном. чувства человека на неземном, вечном.


Православная икона «Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги.» Икона -вид живописи особого рода. Как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждого православного храма. Иконам поклонялись, от них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага.


Словарь терминов Левкас (от греч. Leukos- белый), традиционный для русской иконы грунт в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Темпера (от итал.temperare- смешивать краски), живопись красками, связующим веществом которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея. Парсуна (искажение слова «персона», от лат.persona-личность, лицо), условное наименование рус. портретной живописи 17 в. Парсуны изображали реальные исторические лица, ни техникой исполнения, ни образной системой не отличались от произведений иконописи.


Значение цвета в мире иконы 1. Золотой - символ радости, блаженства, вечности; Божественная энергия. 2. Пурпурный - цвет Вечности, утра, возрождения, знак царственной Сущности Христа. 3. Красный - символ тепла, любви, жизни. Символ Воскресения. Вместе с тем- цвет мученичества, крови Христа, страдания и смерти. 4. Зеленый - цвет зелени, юности, цветения, надежды. 5. Белый - символ Божественного света, чистоты, святости, простоты. 6. Синий (голубой) - бесконечность неба, символ иного, вечного мира. 7. Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. 8. Черный - символ зла и смерти. Отказ от земных удовольствий.


Древнерусские иконописцы XIV-XVII в. Феофан Грек (ок) Андрей Рублев (ок –) Дионисий (1440-после 1502) Симон (Пимен)Федорович Ушаков ()


Феофан Грек (ок – после 1405), иконописец и живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Расписал новг. церковь Спаса на Ильине (1378), церковь Рождества Богоматери (1395) и Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405)- все в Моск. Кремле. «Премудрый мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец», - так характеризует Грека его современник, монах Епифаний Премудрый.


Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" Автор: Феофан Грек Время создания: 90-е годы XIV века Размеры: 86 x 68 см Описание: икона Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея






ContentURL" src="http://images.myshared.ru/4/73264/slide_16.jpg" width="800" align="left" alt="Андрей Рублев (ок. 1360-70- ок. 1430), др. – рус. живописец, создатель московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице – Сергиевом монастыре. Шедевр Рублева – икона «Троица». Расписал собор Моск. Кремля совм. с Феофан" title="Андрей Рублев (ок. 1360-70- ок. 1430), др. – рус. живописец, создатель московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице – Сергиевом монастыре. Шедевр Рублева – икона «Троица». Расписал собор Моск. Кремля совм. с Феофан">


Спас Вседержитель Автор: Андрей Рублев Время создания: е гг. Размеры: 158 x 106 см Материал/техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера (у иконы "Спас" правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации Описание: икона. Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея


Апостол Павел из деисусного чина в рост Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: 1408 г. Размеры: 311 x 104 x 4 см Материал/техника: три липовые доски, две тыльные встречные шпонки. Ковчег, паволока, левкас, яичная темпера Описание: иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, г. Санкт-Петербург


Шествие праведных в Рай Автор: Даниил Черный и прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: 1408 г. Описание: роспись на северной стене над аркой в южном нефе. Из композиции "Страшный Суд" Место хранения/создания: Успенский собор, г. Владимир


Троица Ветхозаветная Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: гг. Размеры: 142 x 114 см Материал/техника: доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера Описание: икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея




Дионисий (ок – после 1503), рус. живописец. Работал в Москве и ср. – рус. монастырях. Вместе с сыновьями расписал собор Ферапонтова монастыря (1500 – 1503). Игумен ряда монастырей, основанных им на Вологодчине. Создал иконы: («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», «Успение» и т. д.)




Икона Божией Матери "Одигитрия" Автор: Дионисий Школа: Московская школа Время создания: 1502 г. Размеры: 141 x 106 см Описание: икона Место хранения/создания: Русский Музей, Санкт- Петербург




Симон Ушаков (1626 – 86), рус. живописец. Работал в Серебряной и Золотой палатах (1648 – 1664), руководитель иконописной мастерской Оружейной палатой. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями а Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате в Московском Кремле (1668)




Троица Ветхозаветная Автор: Симон Ушаков Время создания: 1671 г. Размеры: 124 x 90 x 3,5 см Материал/техника: три липовые доски, две тыльные сквозные шпонки. Ковчег, паволока, левкас, яичная темпера Описание: икона. Внизу на лицевой стороне иконы греческая надпись: "в лето ото Адама 7180, а от Рождества Христова 1671, октября 16, тщание царского мастера по имени Пимена Федорова, по прозвищу Симона Ушакова, в городе Москве" Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, г. Санкт-Петербург




«Эмоциональный словарь». Художественные традиции, «благословляющая длань», религиозно- философские споры, религиозное самосозерцание, философский пафос, реалии окружающего мира, ревнители старины, проникнутый взгляд, академическая холодность, омертвелость изображения, излучение ликования, эстетические идеалы,лучезарный мир иконы, старинные заветы…


Вопросы для обсуждения. Чем, на ваш взгляд, интересна биография каждого из живописцев? Иконы каких живописцев вы встречали? Какая из них вам понравилась? Почему? Какие цвета вам встретились при рассмотрении икон? Какой цвет никогда не использовали в иконописи? (Серый цвет не использовался в иконописи. Смешав в себе чёрное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Считалось, что такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.)


О какой иконе идёт речь? Определите по описанию. Простой бытовой сцене – трапезе трёх ангелов- автор придал большую художественную силу. Сидящие за столом ангелы склонились над чашей. Они тихо, неспешно беседуют. Расположение ангелов на иконе не случайно: вокруг них можно описать круг- фигуру, издревле считавшуюся олицетворением гармонии и имевшую магическое значение. Неяркие пастельные тона цвета одежд ангелов- голубой, сиреневый- воплощают гармонию, свойственную всему творчеству иконописца. (А.Рублёв Троица)


О какой иконе идёт речь? Определите по описанию. Это своеобразное генеалогическое дерево с чертами иконописи. В центре сложной композиции в овале- «Владимирская Богоматерь», считавшаяся покровительницей Московской Руси. Вокруг неё на ветвях древа изображены церковные и государственные деятели Москвы- митрополиты, монахи, князья, цари. Ствол древа вырастает из Успенского собора Кремля. У его корней стоят Иван Калита и митрополит Пётр. На кромке кремлёвской стены изображение царя Алексея Михайловича и его жены Марии Милославской с детьми. (Симон Ушаков Древо Московского государства)


Список рекомендуемой литературы 1.Аванта + Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. Ч.1.под. ред.Н.Масолина, Д.Володихина. М., Данилова И.Е.Фрески Ферапонтова монастыря.М., Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий.Каталог…,Л., Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы:М., Наука, Лихачёв Д.С.Тысячелетие культуры. Альманах библиофила Лосев А.В. Проблема символа и реалистическое искусство. Статьи и материалы:М.; Наука, Петрухин В. Древняя Русь. М Петров- Странский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология.М:Терра, Семёнова М. Мы-славяне. Популярная энциклопедия.СПб Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., Сергеев В.И. Рублёв. М., Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Библиографический справочник. М.,1997.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Средневековое искусство Архитектура С XI века в западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. Строители раннего Средневековья многое восприняли от архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI-XII веков называют романскими (от «Рома» - Рим).

Романский храм Романский храм характеризуется: массивным зданием с почти гладкими стенами; высокими башнями; лаконичным узором: повторением очертания полукруглой арки; своей мощью

Готический храм Постройки XII – XV получили название – готический. Готический храм характеризуется: лёгким и высоким стрельчатым сводом; высокими колоннами; снаружи – массивные опорные столбы и соединительные арки; множество огромных окон с кружевной каменной резьбой.

Библия для неграмотных Скульптура В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей.

ЖИВОПИСЬ Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи. Витражи – картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленные свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя красочными бликами, что придавало храму праздничный вид.

Живопись Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения одевались, причёсывались, работали, проводили досуг. Самый прославленный образец миниатюры – «Календарь герцога Беррийского»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе Средневековое искусство

Средневековая литература и искусство" знакомит учащихся с культурным наследием Средневековой эпохи... искусства, иллюстрации, что делает изложение более наглядным, урок - занимательным......


Что такое живопись?

Живопись - один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Как и другие виды искусства, живопись - форма отражения реального мира, средство познания жизни и общественного воспитания.


Развитие живописи на протяжении веков

Живопись - очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в.

Роспись пещеры Альтамира, Испания


Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изобразительного искусства в варварском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким образом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

Праотец Ной в церкви Спаса Преображения, 1378. Феофан Грек


Средневековые храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более разнообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей - фресок.

Храм Иверской иконы Божьей Матери


Искусство средневековой фрески

Фреска (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.

Средневековая фреска начала 13 века с изображением Императора , который посвящает Святого Мартина в рыцарство (художник Симоне Мартини). Церковь Святого Мартина, Италия


Фреска позволяет создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.

Богоматерь, Феофан Грек. 1405 г.


Искусство книжной миниатюры

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку пришел пергамент - специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII-VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями.


Переплёты книг, как правило деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, где фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.

Переплёт книги XV века


Книжная миниатюра. Коронование Мари

Книжная миниатюра. Книга Часов. Лука Евангелист

Книги украшались миниатюрами. В эпоху Каролингов это искусство достигло необычайного расцвета.


Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари - красной краски, которой было принято выделять начало текста.

Фрагменты страниц из Октоиха пятигласника и Псалтири с восследованием Цетинье


Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Поэтому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

средневековый монастырь Санаин


В конце VIII в. под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. В миниатюрах, созданных здесь, художники использовали и варварские, и античные традиции. Сложное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам великолепие.

Книжная миниатюра «Четыре евангелиста», книгописная мастерская в Ахене


Впервые в средневековой Западной Европе в них появились изображения человека - евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

Книжная миниатюра. XVIIв. Афон. Пророк Агей


Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (современная Франция) и других городах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость - человеческие чувства оживили персонажей миниатюр.

Крестьяне. Миниатюра из французской рукописи


Гобелены

Гобелен - стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Первоначально гобелены назывались шпалерами . А слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов

Шпалера из серии «Дама с единорогом»


В Европе первые шпалеры пявились в XII-XIII вв. в Германии. Тогда на юге Европы стены украшала фресковая живопись, на севере Европы появились шпалеры. Они не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков.

Триумф надежды. Брюссель



В XV веке во Франции появились шпалеры «мильфлер» (mille fleur , что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне рассыпано множество букетиков цветов и ягод, часто изображённых с ботанической точностью. На цветочном фоне изображались аллегорические сюжеты, сцены из сельской жизни и сюжеты из Библии, отдельные фигуры юношей и девушек, животных и птиц.


К концу XV века в шпалерах появляется реалистический пейзаж, тогда как в более ранних работах пейзаж, если появлялся, был весьма условным.

«Родник», из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке


Экслибрис

Эпоха средневековья завершалась, и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Одним из достижений живописи Средних веков является экслибрис.


Эксли́брис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Гравированный экслибрис немецкого художника Альбрехта Дюрера


Заключение

В Средние века не сущестовало живописи как таковой, она была неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства. Долгое время художник воспринимался как ремесленник, такая профессия не уважалась. Но эти обстоятельства не мешали развитию живописи, мастерство живописцев росло.

Живопись Средних веков позволила развиваться многим видам искусств более позднего времени, которые продолжали веяния и основывались на достижениях средневековья.

Рекомендуем почитать

Наверх