Презентация на тему "немецкая классическая философия". Немецкая классическая философия. План: Философия И.Канта Философия И.Канта Философия Г. Гегеля Философия Г.В.Ф. Гегеля. Этические учения в немецкой классической философии презентации

Лекарственные растения 08.02.2022
Лекарственные растения

Век был на исходе. Система критической философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо, написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля 1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799 году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы состоялись они на третий день после кончины и были по возможности скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору Кенигсберга с северной стороны.

Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта - это прежде всего написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Однако, он не искал славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной совестью, с сознанием исполненного долга.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Основы философии

Немецкая классическая философия Подарила миру 5 величайших имён, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Людвиг Андреас фон Фейербах

Особенности немецкой классической философии: схожее понимание всеми авторами роли философии: философия – это критическая совесть культуры, это саморефлексия человека. Гегель подчеркивал: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении »; универсализм, энциклопедизм и системность философских построений в сочетании с внутренней дифференциацией; разработка диалектического метода мышления и познания; перенос центра внимания с анализа природы (объекта) на исследование самого человека как субъекта, человеческого мира и истории. При этом человек рассматривается в контексте культуры; утверждение принципа свободы и других гуманистических ценностей.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) Основоположник немецкой классической философии Первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях: “ Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.

Философия Канта 1 . Докритический период (1724-1770) (Кант – ученый, изучающий природу. Космологический трактат «Всеобщая естественная история и теория неба ») 2. Критический период (1770-1804) (Кант – философ идеалист и агностик, пытается преодолеть механистичность и созерцательность в понимании взаимосвязи субъекта и объекта познания («Критика чистого разума»), разрабатывает новое понимание нравственности («Критика практического разума») и решает проблемы эстетики («Критика способности суждения»).

Докритический период: - Выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы (теория Канта-Лапласа); Разработал теории различных физических явлений (приливов и отливов, ветра и др.); Изучал проблемы развития жизни; - Выступил против духовидения и других проявлений мистики.

Философия, по И. Канту, должна сосредоточиться на решении трёх вопросов: « Что я могу знать? », « Что я должен делать? », « На что я могу надеяться? », « Почему природа целесообразна? » из решения которых вытекает решение главной проблемы: « Что Я есть такое – человек? ». В целом его философия характеризуется как «трансцендентальный идеализм» (от лат. « трансцендере » – выходящий за пределы опыта), поскольку ее основные понятия и принципы носят внеопытный, по сути божественный характер и постигаются прежде всего интуитивно.

Антиномии Ограниченность пространства Простое и сложное Свобода и причинность Наличие Бога Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых В мире нет ничего простого Существует не только причинность по законам природы, но и свобода Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и безграничен Критика чистого разума И. Канта

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» Категорический императив (безусловное требование нравственного поведения) имеет 2 формулировки: 1) Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего закона; 2) Поступай так, чтобы в своем лице и в другом человеке всегда видеть цель, но никогда только средство.

«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»

Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814) Внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция») Автор знаменитого изречения « Я – это вечная свобода и творческая активность!»

« Наукоучение » Фихте. Пытался вывести все разнообразие форм познания только из сознания.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) Главным понятием его философии можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.

Прежние концепции объяснения природы неистинны, поскольку субъективные идеалисты и Фихте природу выводят из сознания человека, а во всех остальных теориях (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы, то есть философы пытаются « втиснуть » природу в какие-либо рамки. Движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное). Природа есть « абсолютное » - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное. Природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, свет). Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Натурфилософия Ф. Шеллинга

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Вершина немецкой классической философии Исходный принцип его философии – конкретное тождество мышления и бытия на основе первичности первого. Является автором концепции «абсолютного идеализма » , который может быть охарактеризован как панлогизм («Всё действительное – разумно, все разумное – действительно »). Создатель теоретической диалектики как учения о саморазвитии, разработчик её основных категорий, законов и принципов (хотя и на объективно-идеалистической основе). Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философская пропедевтика»

Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить

В процессе своего диалектического саморазвития "идея" Гегеля проходит три основных этапа.

Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума Все действительное разумно

Любое развитие происходит по схеме (триада)

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы диалектики.

Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 – 1872) Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”.

Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах. Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (т. е. другими людьми) – человек может жить только в обществе. Необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. Социально-политические взгляды Фейербаха (обусловлены его антропологической философией)

Х О Р О Ш Е Г О Д Н Я


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ВЕРШИНА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Конец 18 – 1 половина 19 века. Немецкая классическая философия – синтез предшествующих философских поисков Нового времени.

2 слайд

Описание слайда:

Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический период интересы Канта носят естественнонаучный характер. Написал трактат «Всеобщая история и теория неба», в которой сформулировал теорию происхождения Вселенной из первоначальной туманности. Сформулировал 3 вопроса философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» 1770 г. – переход к воззрениям критического периода под влиянием работ Д. Юма. «Юм пробудил меня от догматической спячки» (И. Кант). Вопрос Юма о том, что стоит за впечатлениями, которые получает человек, есть ли за ними объективная реальность, заставили Канта задуматься о вопросах познания. 1781 г. – работа «Критика чистого разума» («чистый» в терминологии Канта – теоретический, не связанный с практическими целями). ИММАНУИЛКАНТ (1724-1804) Основатель немецкой классической философии. Профессор университета в г. Кенигсберг (сейчас – Калининград).

3 слайд

Описание слайда:

И. Кант начинает рассуждения с традиционного для Нового времени вопроса – как возможна подлинная наука. Кант отвергает ссылки на опыт и эксперимент, т.к. НАШ УМ ПОЗНАЁТ МИР НЕ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАМ. Кант делит знания на две категории АПРИОРНЫЕ (предшествующие опыту) АПОСТЕРИОРНЫЕ (приобретённые опытным путём) Априорные знания – основа научного познания, апостериорные – залог его развития и обновления.

4 слайд

Описание слайда:

«ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА наука метафизика (философия)

5 слайд

Описание слайда:

АНТИНОМИИ РАЗУМА Каждую из частей антиномии можно доказать, не нарушая законов логики. Поэтому метафизика невозможна как рациональная наука. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Это – «вещь в себе», а познать можно только явления – феномены. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир бесконечен во времени и пространстве Любая сложная вещь состоит простых частей В мире нет ничего простого, не существует предела делимости Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет В мире существует свобода Существует Бог как причина мира Бога нет ни в мире, ни вне его

6 слайд

Описание слайда:

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ Сознание человека (познающий субъект) Мир Познание как отражение «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ» КАНТА Сознание человека (познающий субъект) Вещь в себе Познание как набрасывание сетки априорных категорий на явления Явления

7 слайд

Описание слайда:

ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАНТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОЧЕРТИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОКАЗАЛ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И АКТИВНОСТЬ.

8 слайд

Описание слайда:

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, НЕ ВПАДАЯ В АНТИНОМИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ. ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? «Критика практического разума» (1788 г.) Практический разум – тот, которым люди руководствуются в своих действиях. В произведении Кант исследует основы морали. Сформулировал всеобщий моральный закон – категорический императив (т.е. требование): «Поступай так, чтобы максима (т.е. предписание) твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство».

9 слайд

Описание слайда:

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВОВ КАНТ РАЗЛИЧАЕТ 2 ТИПА ПОСТУПКОВ Легальные (внешне соответствуют требованиям морали, но совершаются ради удовольствия, выгоды и т.п.) Моральные (совершаются исключительно из чувства долга, уважения к нравственному закону)

10 слайд

Описание слайда:

Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности» (И. Кант).

Слайд 2

1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Объективный идеализм Г. Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Слайд 3

Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

Слайд 4

В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи­лософских направления: Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Слайд 5

Критическая философия И. Канта

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.

Слайд 6

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри­тический» и «критический». В «докритический» пе­риод И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эсте­тики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундамен­тальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практиче­ского разума», «Критика способности суждения».

Слайд 7

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное позна­ние, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

Слайд 8

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи напол­няют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

Слайд 9

«Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону». И.Кант

Слайд 10

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга

Иоганн Го́тлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

Слайд 11

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым момен­том философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внеш­нюю окружающую действительность (антитезис), · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вмести­лища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

Слайд 12

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм. Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии при­роды», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первона­чало всего.

Слайд 13

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (1775) Немецкийфилософ. Был близок йенским романтикамВыдающийся представитель идеализма в новой философии.

Слайд 14

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию ка­кой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действи­тельности как необъяснимого хаоса.

Слайд 15

Объективный идеализм Г. Гегеля

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им: - теория объективного идеализма; - всеобщий философский метод – диалектика.

Слайд 16

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права». В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить.

Слайд 17

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: · субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; · объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще­ство, государство; · абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Слайд 18

Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изуче­ния природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).

Слайд 19

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого присталь­ного внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии исто­рии» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием историче­ской закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономер­ный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Слайд 20

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.

Слайд 21

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы: · единственно существующими реальностями является природа и чело­век; · человек является частью природы; · человек есть единство материального и духовного; · человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии; · идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; · Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; · природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема; · все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления мате­рии.

Слайд 22

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения: · Бога как самостоятельной реальности нет; · Бог – порождение сознания человека; · мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты; · Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума; · религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью; · корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

Слайд 23

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человече­ский разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

Слайд 24

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как ме­тафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Слайд 25

Вывод

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.

Слайд 26

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они раз­работали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через ан­титезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и при­роды. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Посмотреть все слайды



























1 из 26

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Общая характеристика немецкой классической философии. Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

№ слайда 4

Описание слайда:

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

№ слайда 7

Описание слайда:

Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».

№ слайда 8

Описание слайда:

Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга Иоганн Готлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

№ слайда 11

Описание слайда:

Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,· «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),· «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».

№ слайда 12

Описание слайда:

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

№ слайда 15

Описание слайда:

Объективный идеализм Г. Гегеля Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им:- теория объективного идеализма;- всеобщий философский метод – диалектика.

№ слайда 16

Описание слайда:

К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:· единственно существующими реальностями является природа и человек;· человек является частью природы;· человек есть единство материального и духовного;· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.

№ слайда 22

Описание слайда:

В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:· Бога как самостоятельной реальности нет;· Бог – порождение сознания человека;· мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;· Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;· религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;· корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

Описание слайда:

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

Рекомендуем почитать

Наверх