Презентация на тему мифы славян. Легенды и мифы славян презентация к уроку на тему. Бог-оборотень, любил мох, лишайники, грибы

Лекарственные растения 30.07.2021
Лекарственные растения



Верховным среди них считался Перун, грозный бог - громовержец, повелитель вселенной, бог войны и в то же время носитель доброго начала. Он был покровителем князя и его боевой дружины. Перед статуей Перуна воины давали клятвы, заключали мирные договоры и соглашения. Его изображали обычно высоким, плечистым, большеголовым, черноволосым и златобородым. В руках он держал палицу, топор, лук, а за плечами у него - колчан со стрелами. Обитал Перун в Верхнем мире, мире светлых сил.






Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный юноша. Его называли предком русичей. Он хранил ключи земные, закрывал землю на зиму и отдавал ключи птицам, которые уносили их в вырий (юрий) - - летнее царство, страну ушедших душ. Это теплая страна у моря или за морем, куда улетали души умерших праведников. Она доступна только птицам и змеям. Весной птицы возвращали ключи, и Даждьбог открывал землю.


Бог небесного огня Сварог, Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшений. Сварога представляли в облике молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого.






Мокошь (Макошь) богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище нар авне с кумирами других богов. Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядет», прясть и ткать в святой день Мокоши пятницу нельзя. Пятница ходит «исколотая иглами и изверченная веретёнами», потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день.Пятница Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе.








Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне. Домовой. В домах их редко называли "домовыми", предпочитая ласковое "дедушка".


Банник Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену все это проделки банника. Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.




Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд (плутов, неслухов, проказников). Вий самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущей под землей, поэтому руки и ноги его -что корни дерева, весь он в земле. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, он исчезает с третьими петухами. Считалось, что Вий насылает ночные кошмары и привидения, особенно тем, у кого нечиста совесть.


Зимой леших в лесу заменя­ли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»): Морозко, Трескунец, Карачун. Выходя из дома, человек настраивался на борьбу с непредвиденными обстоятельствами, немилосердными стихиями. Дед Моро́з в славянской мифологии олицетворение зимних морозов. Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Снегурочки у мифологического Морозки никогда не было. Её придумал А.Н.Островский.




С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства - - Кощей. Его представляли живым остовом (скелетом). «Кошь» - - кость, костлявый. Он символизировал окостенение, оцепенение от мороза всей природы в зимнюю пору.


Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан с зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. По ночам он дико кричит, свищет и хохочет в лесной чаще; встретив путника, старается сбить его с дороги и заставить поплутать.


Водяной всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой, в шапке из куги 1. Лапы с перепонками вместо рук, хвост рыбий, горящие раскаленными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде. Рассердится плотины рвет, мельницы рушит, животных и людей в воду тащит.


Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом. Их боялись. Ночью русалки выходят из воды и греются в лунном свете; нападают на прохожих и щекочут их до смерти. В особо опасную русальную неделю перед Иваном Купалой (конец июня) вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- «одежду», чтобы задобрить русалок.


Лихо -- злая баба- великанша, пожирающая людей. Она одноглазая, ростом выше деревьев. Живет Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо деревья валит, горы рушит, реки-озера засыпает. Имя Лихо стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье».


Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка в плохонькой одежонке, сморщенная, с кикой 2. Днем сидит невидимкою за печкой, а проказит по ночам: сжигает кудель 3, стучит, старается выжить людей, выстригает у овец шерсть, вредит курам.


«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, отдает ее во власть холоду осенью и зимой. Далеко- далеко, на востоке, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.


Заря-заряница - - красная девица. Заря -- сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной Красотою, царевною - - золотой косою, непокрытой красою; живет она в золотом царстве, на краю света белого - - там, где ясное солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной - - морской царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода.



«Боги славян» - Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. Связь богов со сменой времён года. Где ответ искать? От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ.

«Лада» - А вообще славяне более охотно обращались с просьбами к богиням, а не к богам. Пробивали на замерзших озерах и реках проруби, чтобы «Лада дышала». Да подует, Лада, да ударит урожайный дождь, Ой, Лада, ой!». Пользуясь этимологическим словарём, попробуйте провести собственное лингвистическое исследование.

«Мифы древних славян» - Хорс -. Восточные славяне. Птица вещая, птица мудрая, Много знаешь ты, много ведаешь… Древние славяне -. Белорусы. Христианство. Мифы древних славян. Русские. Миф -. Древнейший сборник славянских мифов. Птица Гамаюн – птица вещая, говорун, посланница богов. Гонения на языческую культуру. И кудри серебряные бога грома взвихрены ветрами горными!

«Мифы славян» - Пантеон – совокупность божеств какой-либо религии. Славянские праздники. Народный миф о солнце. Как объясняет миф появление растений и животных? Велес – «скотий бог», бог домашнего хозяйства. Сварог – бог огня. Объясните значение слов: здравствовать тварь вещее (вещее слово). Одно из любимейших развлечений славян – поединки.

«Язычество славян» - Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Погребальная обрядность. Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой, гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам.

«Древние боги» - Святобор - у западных и восточных славян- бог лесов и лесных угодий. Чернобог. Велес мог принимать любые обличья. Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен. Берегиня. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Велес - один из величайших богов древнего мира.

Всего в теме 23 презентации

Cалькова Светлана Ивановна, Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №9 города Аткарска Саратовской области

Учебный проект

Славянская мифология

Предмет, группа

литература, 6 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект рассматривает основы мифологии древних славян. Предметом исследования являются славянские языческие божества, мифы, с ними связанные, обряды древних славян, дошедшие до наших дней. Отголоски славянской мифологии в русском фольклоре. Цель проекта: изучая славянскую мифологию, убедить детей в том, что знание истоков родной культуры необходимо, т.к. в них истоки культуры современной, современного менталитета, мировосприятия, речевых особенностей нации.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Является ли славянская мифология предтечей культуры современной России?

Проблемные вопросы:

1.Зачем нужно изучать славянскую мифологию?

2.Боги древних славян и "сфера их влияния".

3.Злые божества, их функции и назначение.

4.Какие языческие обряды живы до сих пор? История каких праздников уходит корнями в язычество?

5. В каких фольклорных жанрах литературы мы находим героев славянской мифологии?

Учебные вопросы:

1. Что такое мифология?

2. Мифология какие народов мира вам известна?

3 Кто такие славяне? 4. Славянские божества?

Реферат на тему:

«Славянские мифы»

Выполнил: ученик 6 класса

МОУ «Мисцевская основная школа№1

Таранов Сергей

Преподаватель: Роман Д.Н.

Вступление

II. Боги древних славян

Велес и Велесова книга

Солнечные божества

Женское божество Макошь

2. Водяной

4.Волкодлаки

5. Полевой

IY. Заключение

Y. Библиография

Вступление

Мифология – это фантастическое представление о мире, как правило, передаваемое в форме мифов. Мифы – это рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни.

Славянская мифология – это представления наших предков о космосе, природе, жизни животных и птиц, о человеческой судьбе. Чаще всего славянскую мифологию подразделяют на две части: 1. поклонение природе и стихиям; 2. Поклонение божествам, олицетворяющим эти явления.

Одним из главных верований древних славян было поклонение силам окружавшей их природы. Славяне почитали огонь, так как эта стихия давала тепло и свет, и воду, без которой невозможна жизнь. Славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Наши предки одухотворяли землю, называли ее Матерью – сырой – землей и считали ее женским божеством плодородия. Кроме того, славяне поклонялись камням и горам, кустам и деревьям, целым рощам, а также четвероногим зверям и птицам и, наконец, звездам, месяцу и солнцу.

^ II. Боги древних славян

Главными героями мифов были, конечно, боги. Одно и то же божество в славянской мифологии могло иметь несколько имен. Расскажем о некоторых из них

Бог Перун олицетворял собой грозовые природные стихии – грозу, молнию, дождь, от которых зависела судьба урожая. В мифах его представляли в образе рыжеволосого мужчины с который ездит по небу в колеснице с луком и стрелами. огненные стрелы Перуна проходят сквозь землю, проникают на определенную глубину и спустя определенный период (обычно через семь лет и сорок дней) возвращаются на поверхность. Гнев Перуна мог вызвать смерть и разрушения. Среди славян была широко распространена вера в то, что весной первый гром пробуждает землю: после первой грозы вырастает трава, деревья покрываются зельнью, земля готова для посева и посадок. Молния,

Попавшая в человека или дерево наделяла его здоровьем или волшебной силой.

В славянских мифах обычно богов сближали с каким-либо растением. Считалось, что Перун связан с рябиной, красные ягоды которой напоминают

Молниеносный цвет Перуна. Поэтому грозовые ночи получили название «рябиновые». Также цветком Перуна считался мифологический цветок папоротника.

Существовало сказание, что в темную непроглядную ночь, ровно в 12 часов, под грозой и бурей, расцветает огненный цветок Перуна. Но цветок красуется лишь короткое мгновение. Кто хочет добыть цветок папоротника, тот должен накануне отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст

папоротника, очертить около него круг, разостлать скатерть и не сводить глаз с растения.. Как только загорится цветок, нужно его сорвать и спешить домой.

Цветку папоротника приписывали могучую силу: обладающий им человек не боится ни бурь, ни грома, ни огня, делается недоступным влиянию злых чар и может повелевать злыми духами.

^ 2. Велес и Велесова книга

Вместе с Перуном в в мифологии часто упоминался Велес, который считался богом домашних животных. Существует даже так называемая «Велесова книга». «Велесова книга»- это книга новгородских жрецов девятого века, посвященная богу древних славян Велесу. В книге отражена история многих европейских и азиатских народов (примерно от

Второго тысячелетия до нашей эры до девятого века нашей эры).

Загадочна и трагична история обретения ее. Во время гражданской

Войны офицер белой армии Изенбек нашел в имении князей Куракиных дощечки с древнеславянскими записями. Он увез их за границу, решив спасти.

Затем в Брюсселе писатель Миролюбов 15 лет переписывал и расшифровывал эти записи. Он переписал 75% текста. Во время второй мировой войны после смерти Изенбека весь его архив пропал, вероятно, сгорел.

Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки. Велесова книга - сложный и объемный источник древних знаний. Это послание из глубины тысячелетий нам, кто называет предков пренебрежительно – язычниками. Но Велесова книга язычниками именует враждебные славянам племена, верившие в иных богов.

^ 3. Солнечные божества

Солнечные божества олицетворяли собой солнце как покровителя земли. Их именами были Даждьбог, Сварог, Хорс, Ярила, Купала.

Сварог считался сначала высшим небесным божеством, лишь позднее его заменил Перун. Сварог учил людей ковать оружие, владеть им и обрабатывать

Землю. Его сыновей называли Сварожичами. Сварожичем был Дажьбог – бог солнечного дня. О его рождении есть миф:

Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу Девы-русалки водили хоровод. Одна ру салка - Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну:

Если б милый осмелился. Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки - то герою тому я б любовь подарила,

В жилах Перуна загорелась кровь, он обернулся птицей-гоголем и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес-Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег:

Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! - вскричал Дон. - Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода-батюшку, Ладу-матушку - богородицу и жену грозную!

^ И Рось пропела Перуну: "Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне, Рябинушке тонкой, век качаться одной у речки далеко от высокого Дуба!»

И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ.

Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И по сию пору волхвы спорят, чей сын Дажьбог - Перуна ли, пустившего в камень молнией, либо Сварога, бившего по камню молотом.

^ Так родился Дажьбог.

Дажьбог был одним из самых почитаемых богов у славян

Дажьбог

^ 4. Женское божество Макошь

Женских богов в славянской мифологии было мало. Чаще всего в мифах встречается одно женское божество --Макошь, и оно поставлено на самом последнем месте, после священной собаки Симаргла, который летал на полях вокруг молодых посевов и охранял их. Зато в народных верованиях она связывалась с «матерью-сырой-землей" и была одной из самых почитаемых богинь. Земля для славян свята и чиста. Недаром во многих мифах всякая нечистая сила проваливается «сквозь землю», так как она не терпит ничего злого.

Таким образом у древних славян сложилось представление, что небом и миром управляет мужское божество, а уделом женского божества остается земля, земная природа, плодородие возделанной почвы.

^ Мокошь

III. Мифы о фантастических существах

Наши славяне думали, что рядом с миром людей существует другой мир, «тот свет», населенный различными существами. Эти существа имели свои характерные признаки:

Время появления

Место обитания

3. Определенный внешний вид

К таким существам можно отнести лешего, домового, русалок, оборотней, полевого, водяного, кикимору, баенника и т.д.

1. Домовой

Домовой в восточнонославянской мифологии – это дух дома. Славяне представляли его в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью. Различали два вида домовых: доможил и дворовый. Доможил поселяется в жилой и теплой избе, живет в ней на правах хозяина. Если при переходе из старой избы в новую хозяева не сумеют переманить домового, то он останется жить среди развалин в холодной избе.

О дворовом говорили, что он живет во дворе и мучает тех домашних животных, которых невзлюбил.

О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу... на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей»

2.Водяной

Водяной, согласно народным поверьям приносит один вред. Также они любят устраивать пиры и играть в азартные игры. Есть на эту тему такой рассказ:

«Куштозерский водяной царь сошелся в азартной игре в кости с могучим царем, у которого были огромные владения. Никакой риск царю был не страшен, так как в игре он был искуснее. Водяной князь же проигрывался всякий раз, как только садился играть с могучим царем. Обычно дело кончалось тем, что он проигрывал и воду, и рыбу, а затем и сам попадался в кабалу. Проигравшись в пух и прах, князь уходил к царю зарабатывать проигранную сумму и жил у негов батраках,пока все не отработает. Когда же срок заканчивался, он возвращался в свое водяное логовище и обзаводился новой рыбой.»

Недоброжелательность водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит каждого человека, являющегося в его водные владения.

Он утаскивает в свои подводные комнаты всех, кто вздумает купаться в реках в реках и озерах после солнечного заката.

3. Леший

Леший – это хозяин леса. Если он идет по своим владениям, то ростом равняется с самыми высокими верхушками деревьев, а ели выходит для забав и шуток на лесные опушки, то становится ростом ниже травы.

Леший не столько вредит людям, сколько проказничает и шутит. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей Миф о леших очень древний и существует многие тысячелетия.

4.Волкодлаки

Волкодлаки – это люди, умеющие превращаться в волка. В мифах говорится, что узнать в животном оборотня можно потому, что них колени задних ног повернуты вперед как у человека, а не назад, как у животного. По преданию стоит лишь найти в лесу гладко срубленный перь, воткнуть в него с приговором нож и перекувыркнуться через него, то станешь волкодлаком. Порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувыркнуться обратно. Если же нож кем-нибудь похищен, то придется остаться волком навсегда.

5. Полевой

Полевой – это существо, охраняющее хлебные поля. Любимое время

Полевого - полдень. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню. По характеру он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, любит сыграть над человеком недобрую шутку. Про полевого известно очень мало

Во всей славянской мифологии это едва ли не самый смутный образ.

Полевой

Y. Заключение

Познание славянской культуры невозможно без изучения ее

мифологии. В ней мы знакомимся с верованиями, обычаями, обрядами и

праздниками наших предков. К сожалению, разнообразные стороны жизни

и многие факты жизни древних славян до конца не установлены.

Но с каждым годом, благодаря труду ученых, мы узнаем все больше

подробностей о жизни в то время, и эти знания помогают сохранять нам

традиции и помнить об истоках русского народа

Твердякова Лариса
Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

А. Н. Толстой

Тип проекта: комбинированный.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети 6 - 7 лет группы для детей с ОНР МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район.

Срок реализации: 6 месяцев.

Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.

Актуальность

Народное искусство – фольклор, деревянное и каменное зодчество, вышивки и кружева, разнообразные изделия народного быта – весь этот многокрасочный мир творчества людей исторических обстоятельств стал для большинства русских людей «преданьем старины глубокой». А ведь в фольклоре, народных ремеслах зашифрованы архетипические особенности нации, то, что определяет поведение народа и остается с ним, пока существует этот народ.

В те, не очень далекие, но отдаленные от нас великими потрясениями времена и крестьяне, и интеллигенция были в курсе самих истоков народной культуры. Теперь, к сожалению, эти связи во многом утеряны, и интерес к данному вопросу необходимо возрождать. Начинать это благородное дело нужно с приобщения детей к народной культуре, что, возможно, лучше усилий в других направлениях послужит национальной идее, так как принадлежность к большой народной культуре лучше, чем военные или хозяйственные успехи, способствует национальному самоуважению.

Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву деревенской молодежи и постепенно снижались до полуосмысленной детской игры. В этом, почти неузнаваемом, виде многие из них дожили до XX в. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин "волшебная сказка" новый, чисто кабинетный, но в нем заключен глубокий языческий смысл - ведь "волшебник" - это жрец, волхв, занимающийся "волшвением" - гаданием и заклинанием добра и зла.

Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян актуальным и необходимым в коррекционном процессе.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с мифами и преданиями древних славян.

Проблемные вопросы.

Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением мифов и преданий древних славян как средства развития нравственно-патриотических чувств?

Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?

Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о

некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?

Цель проекта:

формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Задачи проекта

Для детей

Расширять знания детей о мифах и преданиях древних славян, их

Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки

(звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых сказок с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию

движений, воображение.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,

инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.

Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за

русский народ.

Для педагогов:

Разработать цикл НОД по теме;

Разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;

Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Мифы и предания древних славян»;

Разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Для родителей:

Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;

Оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;

Показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: видеопоказ итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Новизна

Применение систематизированного материала.

Обеспечение мотивации к процессу обучения.

Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.

Использование цифровых образовательных ресурсов.

Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом

и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

Распределение заданий между участниками проекта.

Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.

2. Практический этап:

Реализация задач проекта «Мифы и предания древних славян» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.

Интеграция образовательных областей

проекта «Мифы и предания древних славян»

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Тематические занятия.

Чтение и анализ сказок «Новогодняя елка», «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Белый снег», «Двенадцать месяцев».

Чтение и анализ сказок «Крылатый, мохнатый да масленный», «Два мороза», «Мороз Иванович».

Чтение и анализ серии сказок «Домовенок Кузька и друзья спасают Новый Год». Т. Александрова.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Лабиринты:

«Найди дорожку»

«Чем любят полакомиться домовые?»

«Помоги пройти ледяной лабиринт и не попасть в ловушку»

«Соедини одинаковые снежинки – помоги Снежевиночке добраться до Волшебных Ворот»

«Найди путь к ледяной долине»

Дидактические игры:

«Чего не хватает у предмета?»

«Найди отличия»

«Найди две одинаковые снежинки (свистульки)»

«Кто лишний».

«Определи зимнюю и летнюю одежду»

«Определи лиственные и хвойные деревья»

«Кто где живет?»

«Дорисуй шапку»

«Помоги Бабе-Яге найти нужное зелье»

«Какой цвет получится, если смешать разноцветные зелья?»

Интерактивные игры:

«Найди тень»

«Дорисуй предмет».

Времена года.

Растительный мир.

Животный мир.

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Упражнения:

«Напиши пропущенные цифры»

«Реши сказочные задачи»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Обведи и раскрась заданные фигуры»

«Дорисуй снежинку по клеточкам»

«Дорисуй снежки, чтобы равенство или неравенство было верным»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Подбор дидактического материала и оборудования для реализации проекта

Дидактические и интерактивные игры:

«Кто лишний?»

«Кто где живет?».

«Сколько букв нарисовано?»

«Впиши недостающие буквы»

«Найди имена героев сказки в таблице»

«Расшифруй послание»

«Кроссворд»

«Реши чайнворд»

Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.

Составление творческих рассказов.

Чтение русских народных сказок, былин.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам литературных произведений.

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.

Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.

Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).

Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам сказок.

Русские народные игры:

Серый волк

Волк и овцы

Коршун (святочная)

Мясник и овцы

Кружево

Флюгеры – 22 (бог ветров, направление сторон света)

Вязанки

День и ночь

Мышка и четыре угла (3-5 человек)

Кошка и мышка

Обезьяны (бег с препятствиями)

Здравствуй, сосед! (прыжки на одной ноге)

Горшок – 42 (улица)

Погоня слепых друг за другом (забава)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:

1. Мифы и предания древних славян.

2. Сказочный мир русского народного искусства.

3. Прочтите детям о мифических существах: Домовой.

4. Прочтите детям о мифических существах: Леший.

5. Масленница.

Заключительный этап.

Обработка и оформление материалов проекта;

Оценка результатов работы всех участников проекта;

Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Мифы и предания древних славян» в форме занятия типа «Следствие ведут знатоки» «Этнокарты».

Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.

Выводы:

Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.

Рекомендуем почитать

Наверх