Презентация исследования профессиональных компетенций учителей. Презентация "профессиональные компетенции педагогов". Проект решения педсовета

Комнатные растения 30.07.2021
Комнатные растения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО © Сенченко И.В.

«Правильно организованное образование ведет за собой развитие» Л.С.Выготский КОМПЕТЕНТНЫЙ – осведомленный, авторитетный в какой-либо области. словарь С.И.Ожегова

Нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в РФ » (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013. №1155); Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)

По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности: Специальная компетентность Социальная компетентность Личностная компетентность Методическая компетентность Психолого-педагогическая компетентность

Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от его состояния здоровья или способностей к обучению, образование станет качественным и доступным. Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Создание таких условий возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, умении вовлечь родителей в образовательный процесс.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Критерии коммуникативной компетентности: Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; Четко и убедительно излагать свои мысли; Создавать атмосферу сотрудничества; Готовность проявлять гибкость в общении; Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях; Способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими. «Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим образом – вот в чем сложность» Аристотель Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья, благодаря своим ключевым компетенциям: Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств; Управление своими эмоциями; Распознавание и понимание чувств окружающих; Управление чувствами других.

Профессиональный стандарт педагога Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

ИКТ компетентность воспитателя: 1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint.

Условия профессионального роста педагога: Чтение методической, педагогической литературы; Посещение семинаров, конференций; Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; Изучение информационно-компьютерных технологий; Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах, и т.д.; Обобщение педагогического опыта; Систематическое прохождение курсов повышения квалификации (согласно №273-ФЗ «Об образовании в РФ» не реже чем раз в три года).

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. «Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов! Спасибо за внимание!

Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж.Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013. Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014. Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014. Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013. Используемая литература.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его . Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • Трансляция собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Педагог должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Целевые
индикаторы профессиональной компетентности
(параметры оценивания
):

учителя
определяется умением
:
2. строить
учебный процесс, направленный на достижение
целей
образования
1.
видеть
ученика в
образовательном процессе

Показатели профессионального
роста педагогов:
активное творческое
начало
педагогов;
стремление педагога
к
повышению квалификационного
разряда
;
потребность педагога
в изучении
теоретической литературы
в
процессе обобщения идей
инновационного
опыта;

социально-педагогический
феномен,
отражающий его творческий потенциал, выход за пределы

Нормативной
деятельности
.
Инновационная деятельность
учителя-

Что это???
Инновация педагогическая:
- поиск
идеальных методик и программ,
- их
внедрение в образовательный
процесс
и
их
творческое

переосмы
-

сление
,
- процесс
освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы
).
Только вперед
,
учитель!
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование
завершенным.
Сегодня
каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Осуществлять образовательную деятельность

На высоком уровне и мотивировать учащихся на

Достижение высоких результатов
Развивать свою творческую индивидуальность,

А также творческий потенциал учащихся
П
рименять инновационные технологии на основе ИКТ
С
амообразовываться и самосовершенствоваться
Общаться в педагогическом сообществе,

Представляя опыт своей

Деятельности
Учитель постоянно должен решать профессиональные
задачи и соответствовать высоким требованиям
Замдиректора
по УВР МБОУ СОШ № 35
УНГЕР Е.В.
Р
азвитие
и повышение
профессиональной
компетентности

учителя
.
Учитель
должен сознательно
идти
в
ногу
с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в
ней переменами.

А
.
Дистервег
Повышение компетентности
, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества
образования
.
Профессиональная компетентность
учителя
-совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для
успешной педагогической деятельности
Профессионально
компетентным
можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,

достигает стабильно высоких результатов в
обучении
и воспитании учащихся.
Дан
Профессиональная
компетентность -
это сумма знаний и умений,
которая определяет
результативность и эффективность труда, это комбинация
личностных
и
профессиональных качеств
.

Диагностика
уровня

профессиональной компетентности

Обобщение
и представление своего опыта работы

Умение
определять приоритетные направления своей профессиональной
деятельности (по
методам, по форме,
по
содержанию)

Повышение профессиональной

компетентности

ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ
САМООБРАЗОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Самообразование учителя-
.
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование
учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога
Под педагогической
инноватикой
понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и

Применении на практике.
Что такое педагогическая
инноватика
?
Инновационная
деятельность
:
-
направлена
на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив в образовательной программе
школы
-
создает
основу для создания
конкурентноспособности
того или иного учреждения на рынке

Образовательных
услуг,

[email protected]
Конкурс
проводится в рамках
фестиваля.
Участники конкурса получают дипломы, сертификаты,
диски
и
книги
по
желанию)
Конкурсные
презентации
размещаются на сайте фестиваля. В коллекции - тысячи презентаций, это уникальный
методический
ресурс
!
электронный адрес сайта «1сентября»

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Традиционные знания
Современные
знания
и
навыки работы с информационными технологиями
.
- активизировать инновационную деятельность педагогов нашей школы.
Задачи:
Учитель
живет, пока
учится.

К.Д.Ушинский

"Изюминка"

проекта - возможность создать
очень
быстро и
просто персональный
мини-сайт
«Наша сеть»
http
://
сайт


Социальная сеть работников образования
развитие
творческой индивидуальности,
формирование
восприимчивости к педагогическим
инновациям
,
способность адаптироваться
в
меняющейся
педагогической
среде

Развитие
профессиональной
компетентности –

От
профессионального уровня педагога
напрямую зависит социально-экономическое
и духовное
развитие
общества.

ПЕДАГОГИЧЕСК0Е МАСТЕРСТВО
готовность педагога разработать тему по самообразованию до
авторской
разработки
Показатели
профессионального

Роста педагогов
:
стремление педагога выступать на
педсоветах
, семинарах,
конференциях по развитию
инновационного
процесса.
3. создавать
образовательную среду
и
использовать ее возможности
(информационные
ресурсы,
ИКТ)
4. планировать
и осуществлять профессиональное самообразование
(анализ
собственной деятельности, выбор технологий
самообразования)

Механизмы
развития профессиональной
компетентности педагога

План
самообразования
- Создание портфолио
- Повышение
квалификации
- Активное
участие в
семинарах
,
конференциях, конкурсах

Участие
в исследовательских
работах
,
создание
собственных публикаций
- Инновационная деятельность
педагога

-
это основные условия для формирования профессиональной компетентности
педагога
Портфолио -

отражение
профессиональ

-

Здесь

самооценивание
и саморазвитие)
Компетенция

совокупность взаимосвязанных качеств
личности,
задаваемых
по
отношению к определенному кругу предметов и
процессов
,
необходимых, чтобы качественно
и
продуктивно действовать по отношению к ним.

- определяет
направления профессионального
роста
педагога, его
творческого поиска
- неразрывно связана с научно-методической
деятельностью педагога
и
учебно-исследовательской
деятельностью
учащихся
1.совершенствование уровня
педагогического мастерства
учителей
и их компетенций в
области учебного
предмета
Цели:
2.совершенствование методики
преподавания, направленной на повышение качества
обученности
учащихся
Педагогическая
деятельность
Психолого-
педагогическое
общение
Личность
учителя
11
Составляющие компетентности
Компетентность
учителя и учащихся

единое целое
в педагогическом
диалоге

Ключевые компетенции:
Формирующая
-
формирование
и
обретение
знаний.
Исследовательская-

критическое
мышление
.
Постоянная работа
в МО,
творческих
группах, выступления
,
мастер-классы, семинары, конференции)

Диагностика уровня

профессиональной компетентности
Публикации

Портфолио

Достижений
Самообразование

повышения

професси
онального

мастерства

педагога
Мастерство

учителя

это

специальность
,
которой

всю
ж
изнь.
А.С.Макаренко

1 этап – установочный
Настрой, выбор темы, выбор цели
2 этап – обучающий
Знакомство с литературой
3 этап – практический
Накопление, отбор, анализ, обобщение
4 этап – теоретическое осмысление
Внедрение в педагогическую деятельность
5 этап – итоговый контрольный
Оформление результатов
Технология самообразования
Инновации в
образовании:
внедрение и практическое использование в работе передовых педагогических технологий, ИКТ, владение знаниями последних научных исследований в различных
предметных областях
.
использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля
за усвоением
информации.
ИнтерГУру
htth://www.intergu.ru
Интернет-государство российских учителей -
проект Министерства образования

России.

Основная цель проекта – создание сетевого сообщества
творческих
учителей.
Современный
учитель –
это
личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и
профессиональный
рост.
Современный учитель

это
личность

толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
Условия формирования профессиональной
компетентности:
1
.
Анализ
собственной
педдеятельности
2.
Повышение
квалификации и образовательного уровня
3.
Участие

в
конкурсах
,
фестивалях
,
сетевых
сообществах
4
.
Обмен
опытом
и
презентация
собственных достижений
5.
Самообразование
и создание
портфолио

основные условия
развития
профессиональной компетентности
педагога
Портфолио -

отражение
профессиональ

-
ной деятельности и компетентности учителя
Здесь
собираются и обобщаются результаты
самообразования и профессионального роста учителя (
самооценивание
и саморазвитие)

Современное самообразование
и развитие учителя
Очное и
дистанцион
ное

образова
ние
Участие в сетевых сообществах
Создание
собствен
ных
сайтов или блогов
Участие в очных или заочных конкурса
х

доклады, выступления
;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде.
разработанные или изданные методические пособия, статьи,
учебные разработки;

программы
, сценарии, исследования;
повышение качества
обучения, выработка
методических рекомендаций

По
применению новых технологий, в том числе и
ИКТ;
разработка
и проведение открытых уроков по собственным,
новаторским технологиям;
проведение
семинаров, мастер-классов,
обобщение
опыта по исследуемой
проблеме.
Ожидаемые результаты

План семинара
1.Педагогическая
компетентность учителя как результат самообразования
2.Самообразование
и
инновационный
поиск
учителя
3.Портфолио
4
.Практическая часть
5
.Резолюция
6
.Разное
это творчество
, индивидуальность, готовность принятия нового, адекватное
отношение
к
педагогическим инновациям
э
то способность
сформировать устойчивую мотивацию учащегося к обучению, тем самым повысить уровень
качества
образования
.
Профессиональная
компетентность

Педагога -
Педагогические компетентности
Когнитив

ная
(профессионально-педагогическая эрудиция)
Психологическая

моциональная
культура и педагогическая
зоркость)

Профессионально- информационная
педтехно
логии, ИКТ,
мониториг
,
профразвитие
Коммуникативная
(культура общения, речи
и педагогический
такт)

5. СТРУКТУРИРОВАТЬ
ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
6. ОСВАИВАТЬ
КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА
ИНФОРМАЦИИ
7. ОВЛАДЕВАТЬ
СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ
(ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ):
- выбирать

и оценивать
источники
- собирать информацию,
разрабатывать и представлять в презентационном виде
- подготовить веб - страницу, где в структурированном виде представлена текстовая и графическая информация по теме, ссылки
на ресурсы
процесс
, при котором педагог работает по индивидуальному проекту в рамках
инновационных тем
с приобретением научных педагогических знаний
.
Самообразование -

Направления инновационной педагогической деятельности
:
освоение
и внедрение внешнего инновационного опыта;
проектирование авторского инновационного
продукта
.

технологизация
обучения;
использование информационных технологий;
учебно-методическое
обеспечение

Инноваций
в
обучении;

http://pedsovet.alledu.ru
Педсовет.org
Публикации
Главное
Комментарии
Обсуждения
Записи
Анонсы
Живое пространство образования
Медиатека

Мой профиль
Форумы
Участники
Блоги
Помощь

Три уровня профессионализма
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании
.

А.Дистервег
.
Р
азвитие
и повышение
профессиональной
компетентности учителя
н
аходится в его руках…
Учитель остается учителем, пока учится сам.
43

два типа инноваций:
локальная инновация
где-то это уже успешно и эффективно работает, но не здесь
г
лобальная инновация-
то, чего нигде и никогда не было, а
теперь
будет
Инновационная деятельность учителя
- способствует
устранению симптома
«педагогическая усталость
»
-
способствует личностному росту
как педагога, так и учащихся

Содружество

методических

Объединений
предназначено для методической поддержки учителей- предметников
Здесь размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы и по
предметам начальной
школы
http://center
.
fio.ru/
som
СОМ
Не
забывайте, что почва, на
которой строится
ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке,
в
его
отношении

К знаниям
и к вам,
учителю
.
Это
- желание учиться,
вдохновение
, готовность к преодолению трудностей.
Заботливо обогащайте
эту почву, без нее
нет школы.

Задачи
:
- познакомить
с понятием
«профессиональная компетентность»,

видами
профессиональной
компетент
-
ности
Цели:
3
.
активизация развития
профессиональной

компетентности
педагогов
,

4
.
повышение качества
образо
-

вания
.
Профессионализм
- это
достижение
высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности
педагога)
опыт в профессиональной деятельности для эффективности
обучения и воспитания
;
способность педагога
к инновационной деятельности.
Основные составляющие:
интеллектуально - педагогическая компетентность (
умение
применять
полученные
знания);
Ключевые
компетенции
:
Тестовая –
обеспечение
качества
и
самоконтроль.
Поисковая –
поиск
необходимой
информации
.
Проектная

создание
новых
знаний
.
Систематизирующая
структурирование
знаний.
Формы самообразования
Индивидуальная
Групповая
(творческие группы, семинары, практикумы, мастер-классы)

Организация
процесса
самообразования
В
условиях реформирования школы, в процессе

перехода учебных заведений на использование современных технологий
обучения,
способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Совершенствование
качества обучения в школе

Напрямую
зависит от
уровня подготовки
педагогов.
Учитель
должен включаться в режим развития,

Одним из
компонентов которого является

Процесс самообразования.
Инновационная деятельность

д
ля
чего???

Станьте частью мирового сообщества педагогов, готовых учить и учиться, готовых применять лучшие методики преподавания с использованием ИКТ, делиться своим опытом, творить и экспериментировать.
Компетентность

владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к
ней
и предмету
деятельности
.

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ

для подготовки к семинару на тему

« ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»

Для подготовки к семинару на заседаниях методических объединений обсудить следующие вопросы:

  1. Понятие «профессиональная компетентность» педагогов с различных точек зрения. Связь понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность».
  2. Каковы возможности развития профессиональной компетентности у педагогов нашего коллектива?
  3. С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
  4. Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
  5. Какие проблемы следует решить в процессе деятельности коллектива педагогов по развитию профессиональной компетентности?

Определиться о представительстве в каждой группе на педсовете членов каждого МО. Также для подготовки к семинару требуется произвести самооценку и оценку собственной профессиональной подготовленности (материалы у руководителей МО).

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ (по Н.В. Кузьминой)

  1. Учитель ограничивает свою деятельность пересказом того, что знает сам; больше ориентирован на процесс передачи знаний, чем на организацию познания учащихся.
  2. Учитель умеет не только передать учебную информацию, но и ее трансформировать применительно к ученику. Однако устойчивых связей между учителем и учащимися не образуется.
  3. Учитель обеспечивает доступность информации, моделирует систему деятельности, обеспечивающую знания и умения. Его взаимодействия с учащимися расширяются и осуществляются через средства совместной деятельности.
  4. Учитель организует систему собственной деятельности и деятельности учащихся, формирует систему знаний и ориентации по своему предмету.
  5. Учитель умеет создать систему знаний, деятельности и отношений по своему предмету.

Оценка – «+» -если это есть, уровень должен быть только один

ФИО учителя

со

ор

оз

со

ор

оз


Трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» Глоссарий терминов ЕФО (1997) Компетенция 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. термин компетентность используется в тех же значениях






У м е н ия з н а н и я о п ы т Ценности, позиция личностные смыслы Ориентация на содействие становлению личности другого (Л.И. Божович, С.Г. Вершловский, А.Н. Леонтьев и др.) Педагогическая деятельность – «метадеятельность» по руководству развитием других деятельностей (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.)




Проблемы современного образования требуют нетипичного поведения педагога Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада




Ребенок -21 века Другой! Физиологические изменения мозга (правополушарность, «амбицеребральность» -может одновременно выполнять два действия одной направленности (это влияет на спонтанность в поведении, речи и пр.)) происходит спонтанное переключение правого и левого мозга в связи с незрелостью межполушарных взаимодействий). Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что осложняет процесс формирования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности. Сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.


Ребенок -21 века Другой! повышенный тонус организма, а также возбудимость (93%) и гиперактивность(87%). Дети с синдромом двигательной, волевой активности постоянный поиск возможности удовлетворения в информации. недовольство или агрессия как ответ в неудовлетворении проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. мыслительные операции развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, но не сможет объяснить, как сделал. воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями


Ребенок -21 века Другой! у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, (ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки). Современные дети настойчивы и требовательны. повышенная утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%),


Ребенок -21 века Другой! Психическая травматизация детей Медикализация (дети-пограничники) Этика рынка (потребление) Маргинализация детства компьютерозависимость (тревожность, снижение контроля за своим поведением) На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней.




Особенность воспитания детей 21 века не пичкать знаниями, готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество. ?«зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?»(включение в деятельность) необходимо отказаться от наказаний


Особенность воспитания детей 21 века Предоставление самостоятельности в выстраивании стратегии своего поведения. создание условий для снижения гиперактивности, современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, нужно равноправным партнером по общению и совместной деятельности. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. создание условий для социального развития, сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.




Основа выделения ПК постановление Правительства от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций« приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования« Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29 декабря 2012 г. Профессиональный стандарт педагога (18 октября 2013 г. 544) ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» ФГОС ДО


В настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность», но и с проблемой поиска оснований для разграничения, классификации компетентностей.


Воспитатель, требования к квалификации Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.


Должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должностные обязанности Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.


Должностные обязанности Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога- психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,




Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.региональными требованиями




Т.Ф. Педдеятельность по реализации программ ДО (5 уровень): Участие в разработке ООП Участие в создании безопасной среды Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС Организация и проведение мониторинга освоения детьми программы Реализация пед.рекомендаций специалистов Формирование психологической готовности к школе Создание психологического климата Осуществление видов деятельности дрв, ддв Организация детского взаимодействия Использование недирективной помощи и подддержка детской инициативы Организация деятельности с учетом особых образоват. Потреностей детей


Общие компетенции (ФГОС СПО) понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;


Общие компетенции (ФГОС СПО) ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих;


Профессиональные компетенции Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.


Профессиональные компетенции Организация различных видов деятельности и общения детей. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.


Профессиональные компетенции Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.


Профессиональные компетенции Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.


Профессиональные компетенции Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Компетенции воспитателя в контексте ФГОС ДО Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту (п ФГОС ДО)




Основные компетенции для создания социальной ситуации 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; 1. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 1) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 2) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности; 3) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;


Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников


Компетенции для реализации психолого- педагогическихъ условий -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях - Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей - Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности - Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения - Защита детей от всех форм физического и психического насилия - Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность




Ключевые компетентности Ключевые компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования - информации; - коммуникации, в том числе на иностранном языке; -социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.


КПК - БК Воспитателя Компетенции в области видения и решения проблем Социально –коммуникативные компетенции Компетенции в области готовности и оказания содействия развитию другого и саморазвитию Личностно- осознаваемые, имеющие личностный смысл системы знаний, умений, навыков




Базовые компетентности Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.


Базовые компетентности в идеть ребенка в образовательном процессе; с троить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; у станавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; с оздавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (в т.ч. предметно- развивающую); п роектировать и осуществлять профессиональное самообразование.


Специальные компетентности Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области деятельности, конкретной области профессиональной деятельности.






Личностная компетентность 1. эмпатийность и саморефлексия (наблюдение, собеседование) Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания (наблюдение, собеседование) Умеет поддержать детей и коллег (наблюдение, опрос) Умеет находить сильные стороны и перспективы развития у ребенка Умеет анализировать причины поступков и поведения детей (наблюдение, собеседование с воспитателем)


2 самоорганизованность Умеет организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения цели Хорошо организовано рабочее пространство Конструктивно реагирует на ошибки и трудности в процессе ОП Своевременно вносит коррективы в зависимости от ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой


Методическая компететность Умение разработать методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные материалы отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих проекты, программы методические материалы Выступает перед коллегами о новых материалах Проводит обоснование реализуемой программы, методических материалах


Направления повышения профессиональной компетентности воспитателя Пополнение нормативно-правового сопровождения реализации ФГОС ДО (модель ПК, формы работы по ПК, локальные акты) 1. Организация мероприятий по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов в условиях коллективных и индивидуальных форм работы в формах целевой разработки образовательных проблем в формах презентации деятельности воспитателя инновационной деятельности Другие……………………………………………………..




Благодарю за внимание! Галина Викторовна Никитина, к.п.н., зам. директора по НМР ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» тел. (3952)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
семинарПрофессиональные компетенции педагогаВыполнил: преподаватель математики ГБОУ СПО «ЧИТ»Матвеева М.В.1 Профессиональная компетенция педагога как условие повышения качества образования обучающихся.Педагог – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. 2 Компетентность - требует постоянного обновления профессиональных компетенций.Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией.3 Наиболее важные компетенции, необходимые педагогу:Социально – психологическая Профессионально-коммуникативная ОбщепедагогическаяПредметнаяУправленческая Рефлексивная Информационно-коммуникативная Компетенция в сфере инновационной деятельностиКреативная компетенцияКомпетенция личностного самосовершенствования 4 Система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК)восприимчивость и отношение педагогов к новшествамподготовленность педагогов к освоению инновацийуровень новаторства учителей в коллективеуровень творческой активности педагоговразвитость коммуникативных связей педагогов5 Диагностика ИППК1. Восприимчивость педагогов к новому.2. Информационная готовность педагогического коллектива.3. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.4. Анти инновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций.5. Уровень новаторства педагогов в коллективе.6 Пути повышения ИППКпоследовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к усвоению новшеств;повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов и мастеров в коллективе; обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития ИППК техникума.7 Профессиональные компетенции педагога являются необходимым условием, ресурсом качественного образования. Перспективой работы по данному направлению является решение следующих проблем:планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителяизучение уровня развития креативной компетенции, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень8 повышение уровня сформированности управленческой компетенции, то есть владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результатысовершенствование рефлексивной компетенции педагогов - умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад9 Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!10 Злой учитель – не профессионал!11 Внешний вид преподавателя создает рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствует или препятствует взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.12 13 14Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем. Помните, что учитель – этоСвеча, которая светит другим, сгорая сама;Человек, который может делать трудные вещи легкими;Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Педагог должен понимать, что:нужно быть готовым к постоянным переменам;строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни учащихся;любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать учащимся.15 Педагог должен остерегаться:по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;передавать учащимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;следовать мелочным правилам и инструкциям.16 17Кредо современного педагога Я знаю, чему надо научить Я знаю то, чему надо научить Я знаю, как научить Я понимаю, что эти знания нужны людямЯ вижу, что люди благодарны мне за работу Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Рекомендуем почитать

Наверх