Правописание суффиксов имен существительных ек. Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик". Суффиксы -ИК и –ЕК

Выращивание 30.07.2021
Выращивание

Слайд 2

Буквы Е и И в суффиксах - ЕК и –ИК имён существительных

1) Познакомиться с …

2) Учиться …

Слайд 3

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Сегодня на уроке я должен…….

Слайд 4

Диктант. Выдели суффикс.

Петуш…к, шапч…нка, подуш…чка, медвеж…нок, точ…чка, волч…нок, душ…чка, зайч…нок, червяч…к, доч…чка, лод…чка, пастуш…к.

Слайд 5

Укажите верные рассуждения

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Слайд 6

1.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3. Имена существительные изменяются по родам

4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

Слайд 7

6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

Слайд 8

6.Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

7.Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

8.Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Слайд 9

Образуй слова (используя суффиксы –чик /-щик), обозначающие профессию человека, который…..

Слайд 10

Слайд 11

В каком слове нет суффикса -ЧИК- ?

1) вагончик;

2) ключик;

3) узорчик;

4) диванчик

Слайд 12

В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

Помидорчик

Слайд 13

Подумай! Как и почему?

КЛЮЧИК или КЛЮЧЕК?

ПЕРЧИК или ПЕРЧЕК?

ПАЛЬЧИК или ПАЛЬЧЕК?

ОГУРЧИК или ОГУРЧЕК?

Слайд 14

Слайд 15

Наблюдаем!

  • И.п. лучик, орешек
  • Р.п.лучика, орешка
  • Д.п. лучику, орешку
  • В.п. лучик, орешек
  • Т.п. лучиком, орешком,
  • П.п о лучике, об орешке
  • Слайд 16

    ДОСТАТОЧНО!

    И.п. лучик, орешек

    Р.п.лучика, орешка

    Кузнеч…к, человеч…к,

    овраж…к, кирпич…к.

    Слайд 17

    Вставьте пропущенные буквы

    Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, огурч…к.

    Слайд 18

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

    СыночЕк, подарочЕк, мячИк, самолётИк, звоночЕк, дружочЕк, ключИк, карандашИк, орешЕк, пузырёчЕк, кирпичИк, василёчЕк, огонёчЕк, кусочЕк, ларчИк, огурчИк.

    Слайд 19

    Фотодиктант

  • Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Перчик; 2)Пальчик; 3)0гурчик; 4)Помидорчик

      Каким способом образованы данные слова?

    Котище, слонище, домище.

      Какой суффикс помог образовать новые слова? На что он указывает?

      Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой.

      Постановка проблемы урока.

    1. На доске представлено предложение:

    Через овражек перекинут мостик.!

      Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.

    По клику мыши появляются слова овражек, мостик, в которых выделены суффиксы.

      Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

      Какой возникает вопрос?

    Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.

    Почему в суффиксах существительных ек, ик пишутся разные буквы - е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ек, ик?

      Наблюдение и решение проблемы.

      Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом?

    Д. - Можно самим вывести это правило.

    У. - Какой путь вы выбираете?

    Д. - Вывести самим. - Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

    1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

    У. - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик- , а когда суффикс - ек-.

    (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

    Карточка № 1

    I уровень

    Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-.

    Есть арбузик - нет арбузика

    Есть бантик - нет бантика

    Есть барашек - нет барашка

    Есть горошек - нет горошка.

    Карточка № 2 2 уровень

    Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик-, а когда суффикс - ек-. билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Карточка № 3 3 уровень

    Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

    Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик -, а когда суффикс - ек.

    ключик -

    кораблик -

    замочек -

    сыночек-

    Выводы, которые ученики сделали на уроке:

    1 группа:

    Мы сравнили пару слов: есть арбузик - нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик-. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек - нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек-, а во втором слове мы его не увидели.

    В разговор вмешалась вторая группа.

    Л мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик - (нет) билетика, суффикс -ик- во втором слове сохранился. Л в паре слов пенёчек - (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек-, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

    1 группа:

    Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс -ик- сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса -ик- в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

    3 группа:

    Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

    ключик - нет ключика, кораблик - нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик-.

    Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек - нет замочка, сыночек - нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек-.

    2 группа:

    Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

      Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

    Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах -ек и -ик-.

    Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

      Формулирование орфографического правила и сравнение его с правилом учебника на с Л 2.

      Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ек, ик у существительных» (коллективно) и сравните с образцом:

      Измени слово по падежам (просклоняй).

      Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

      Если выпадает, пиши ек. Если сохраняется, пиши ик.

      Развитие учебноязыковых и орфографических умений.

    Группа 1 уровня выполняет упр. 348 под руководством учителя.

    2 и 3 группы Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм. Самопроверка

    Упр. 349 (осложнённое распределительное списывание) - развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.

      Итог урока. Рефлексия.

      Назовите ключевые слова урока.

      Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

      С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

      Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

      По каким критериям будете оценивать себя?

      Домашнее задание.

      Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

      Упр, 352 .

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Гласные в суффиксах имён существительных ек, ик».

    Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы - ек - ик

    Задачи урока:

      организовать наблюдение за написанием суффиксов - ек - ик открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов - ек - ик, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

      способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

      способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

    Оборудование.

    Имена существительные могут называть не только предмет, лицо, но и действие и признак.

    Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

    Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?

    Имена существительные изменяются по родам.

    Все имена существительные изменяются по падежам и числам

    Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа, падежа.

    Имена существительные не являются членами предложения.

    Имена существительные чаще всего бывают подлежащим или дополнением.

    Имена существительные образуются только приставочным способом. Код для проверки: 2,3,4,7,9.

      Анализ ошибок

    III. Введение в тему. / - В каком слове нет суффикса -ник-? 1) вагончик; 2) ключик; 3) узорчик; 4) диванчик

    Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

    В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

    • банк а
    • почк а
    • марк а
    • тарелк а
    • вилк а
    • ложк а
    • шапк а
    • маск а
    • кружк а
    • куртк а.

    Примеры слов с суффиксом -к-

    Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

    • бере­за - берёз к а;
    • печь - печ к а;
    • шап­ка - шапоч к а;
    • под­ко­ва - под­ков к а;
    • мар­ка - мароч к а;
    • курт­ка - кур­точ к а.

    С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

    • поез­дить - поезд к а;
    • зана­ве­сить - зана­вес к а;
    • побе­лить - побел к а;
    • про­по­лоть - про­пол к а;
    • покра­сить - покрас к а;
    • заго­ро­дить - заго­род к а .

    Примеры слов с суффиксом -ек-

    Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

    • бараш ек
    • венич ек
    • ларёч ек
    • боти­ноч ек
    • ореш ек
    • кар­маш ек
    • пла­точ ек
    • чело­веч ек
    • лепе­сточ ек
    • мешоч ек
    • горош ек

    В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

    бара́ш е к - нет бара́ш к а.

    Примеры слов с суффиксом -ик-

    Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

    • но́л и к - нет но́л и ка;
    • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
    • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.

    Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

    • лист ик
    • холм ик
    • стол ик
    • куб ик
    • мост ик
    • дожд ик
    • хвост ик
    • каран­даш ик
    • луч ик
    • двор ик
    • сад ик
    • нос ик
    • шалаш ик
    • прут ик
    • рубл ик
    • дом ик
    • столб ик
    • ковр ик
    • ковш ик
    • час ик и.

    Примеры слов с суффиксом -ок-

    В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

    • пры ж ок
    • гре­бе ш ок
    • зра ч ок
    • бор щ ок

    При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

    • дру г - дру ж ок;
    • кру г - кру ж ок;
    • сне г - сне ж ок;
    • сапо г - сапо ж ок;
    • балы к - балы ч ок;
    • каб­лу к - каб­лу ч ок;
    • пу х - пу ш ок;
    • оча г - оча ж ок;
    • сто г - сто ж ок;
    • сун­ду к - сун­ду ч ок;
    • род­ни к - род­ни ч ок;
    • баш­ма к - баш­ма ч ок;
    • жу к - жуч ок;
    • бар­сук - бар­суч ок;
    • вол к - вол ч ок

    Правописание суффиксов существительных

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

    Правописание большинства суффиксов существительных

    Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

    желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

    Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

    Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

    Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

    Например: ключ ключ а

    сарай – сарай а

    лист – лист а

    замоч – замоч а

    Правописание суффиксов —чик- / -щик-

    Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

    Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

    Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

    Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

    В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

    Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

    Правописание суффиксов —ец- / -иц-

    Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

    Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

    Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

    При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

    А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

    У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

    Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

    Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

    Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

    Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

    Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

    Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

    Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

    От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

    Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

    Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

    После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

    Домашнее задание

    1) Вставьте пропущенные буквы.

    В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

    Смаз. ик смазал колёса вагона.

    Фонар…ик зажёг старые фонари.

    Извоз…ик перевозит людей.

    Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

    Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

    2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

    3) Вставьте пропущенные буквы.

    Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    Ключик. замочек. ик или ек ?

    Урок русского языка

    Цели. Ознакомить с суффиксами -ек , -ик , со способом действия при выборе суффиксов -ек ,
    -ик
    ; повторить и закрепить знания о составе слова.

    Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».

    I. Организационный момент

    II. Словарно-орфографическая работа

    Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

    – Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

    Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

    Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

    У. Что такое яблоко?

    Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

    У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.

    Рассказывает подготовленный ученик.

    Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
    Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

    У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (ябло ко ).
    Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

    1. Яблоку негде упасть
    2. Яблоко раздора
    3. Конь в яблоках
    4. Как румяное яблочко
    5. Яблоко от яблони недалеко падает

    Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
    Очень красивое
    Это то, что приводит к ссоре
    Тесно

    Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

    У. Объясните смысл пословицы.

    Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

    У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

    Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

    – А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

    Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

    – Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

    Дети выполняют задание.

    – Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

    III. Сообщение темы урока

    У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

    – Запишите эти слова.

    – Какие корни в словах ключик, замочек ?

    У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

    Д. -ик , -ек . В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

    У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

    Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

    У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек ,
    -ик ?

    Д. Гласные в суффиксах -ек , -ик надо проверять.

    У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
    -ек ,-ик «.

    IV. Знакомство с новым материалом

    У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
    – Каким путем мы пойдем и почему?

    Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

    У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
    Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

    На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

    Правило суффиксов ек ик

    Неударяемые гласные в суффиксах

    Правило и примеры правописания суффиксов -ик- и -ек-

    Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек .

    Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
    столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек -барашка.

    В помощь школьнику

    Упражнение: раздел морфология, слов 225
    Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,- в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце - и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара - всё, всё было просто и обыденно.
    С. Бабаевский, Свет над землёй.
    Подчеркни:
    написание -тся и -ться в глаголах (6);
    наречия (6);
    частицы не и ни (8).

    xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

    § 69. Правописание существительных с суффиксам

    Примеры
    Правило
    Суффиксы

    1. -ЧИК, -щик
    В существительных, которые обозначают людей по роду их занятий или действий, после согласных д, ж, з, с, т пишется -чик, после других согласных пишется -щик.

    Примечание. 1. Мягкий знак перед суффиксом -щик пишется только после л.

    1. После т в некоторых словах пишется -щик.

    /1 ер еводч ик, перебежчик, возчик, разносчик, переплетчик; но: каменщик, наборщик, строгальщик
    стекольщик, угольщик; но: банщик, сменщик
    ремонтщик, брилли- антщик

    Примеры
    Правило
    Суффиксы

    2. -ек, -ик (-чик)
    Если при склонении существительного гласный выпадает, пишется -ек, если сохраняется - пишется -ик(-чик) носочек (носочка), горошек (горошка), крючочек (крючочка); но: стулик, стульчик (стулика, стульчика), кирпичик (кирпичика);

    1. -ец, -иц-а
    2. -ец-о, -иц-е
    3. -ечк-, -ичк-

    и
    -ЄНК-, -инк-

    1. -оньк-, -еньк-

    (суффиксов
    -ыньк-,
    -иньк-
    в современном русском языке нет)

    1. -енк-, -онк-

    Суффикс -ок пишется после шипящих под ударением
    В словах мужского рода пишется -ец, в словах женского рода -иц-а
    В словах с ударением на окончании пишется -ец-о, в словах с ударением на основе-иц-е
    В словах, образованных от существительных на -ИЦ-, -ин-, пишутся -ИЧК-, -инк-. В остальных случаях -ечк-, -енк-
    Уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся всегда с ь. Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных, а -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и после гласных. Исключение: паинька, баиньки, заинька.
    Суффиксы, придающие слову пренебрежительное значение, пишутся без ь.
    сапожок,
    петушок, сучок;
    ушица, лу-
    хлебец, жица:
    письмецо, пальтецо, но: креслице, маслице;
    луковица - луковичка, рукавица - рукавичка, соломина- соломинка, горошина - горошинка, завалина-зава
    линка: но: семечко, кошечка, Зоечка, черкешенка
    кисон ька, лисонька,
    полосонька, козояька, детон ька,
    но: маменька, Петенька, рученька, ноженька, М ишенька,
    Зоенька:

    Суффиксы
    Правило

    1. -ышк-, -ушк-, -юшк-
    2. -ин-а, -изн-а, -ин, -ств-о
    3. -ет-а, -есть, -еств-о

    Примеры
    Суффикс -онк- пишется после шипящих под ударением, после остальных согласных пишется -енк-
    От слов на -ня уменьшительные существительные образуются путем прибавления к основе род. пад. множ, числа суффикса -к-
    В существительных ср. рода пишется -ышк-,
    -юшк-, в существительных мужск. и женск. рода пишутся -ушк-, -ЮШК-,
    -ышк-, а также -ишк-
    После этих суффиксов в одушевленных существительных мужского рода и в словах женского рода пишется окончание -а
    В словах среднего рода и в неодушевленных существительных мужского рода пишется окончание -о
    пишется с буквой и
    пишется с буквой е
    мальчонка, ручонка, ножонк а, клячонка,
    но: хатенка, избенка, шубенка:
    готовальня - готова- вами - готова.генка, вишня - вишен -вишенка, пашня - пашен - пашенка, башня - башен - башенка,
    но: деревня -дере
    вень-деревенька, кухня- кухонь- кухонька:
    солнышко, перышко, морюшко; соловушка, коровушка, клинышек;
    сынишка, соседушка, дедушка, девушка, матушка;
    полюшко, заборишко, сукнишко, донышко
    низина, крутизна, меньшинство:
    суета, нищета, плавучесть, че.гоеечество

    Урок русского языка в 6 классе по теме

    "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Цели урока:

    познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;

    развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

    воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

    Тип урока: изучение нового материала

    Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент. Приветствие

    2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

    2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

    Отметить верные утверждения:

    Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

    Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

    Имена существительные изменяются по родам

    Все имена существительные изменяются по падежам и числам

    К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

    Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

    Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

    Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

    Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

    Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

    Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

    2.2. Анализ ошибок

    2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

    Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

    Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

    В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

    В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

    В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

    В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

    В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

    В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

    В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

    В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

    В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

    В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

    3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

    Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

    4. Изучение нового материала

    4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

    Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

    4.2. Эксперимент /слайд 9/.

    Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

    И.п. лучик, орешек

    Р.п. лучика, орешка

    Д.п. лучику, орешку

    В.п. лучик, орешек

    Т.п. лучиком, орешком,

    П.п о лучике, об орешке

    4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –

    Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

    5.Закрепление

    5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

    Вставьте пропущенные буквы:

    Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

    5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

    Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик -ик -ек или -ик

    Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/-чик -ик -ек или -ик

    жирафчик бегемотик львёночек

    попугайчики котик тигрёночек

    пингвинчик зайчик котёночек

    крокодильчик слоник зайчоночек

    Слонёночек

    В состав каких существительных входят два суффикса?

    5.3. Развитие речи.

    Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

    5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

    Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

    Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

    Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

    В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

    6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

    6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

    Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

    Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

    От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

    6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - диванчИка;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • кустик - кустИка;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • личико - личИка;
    • мальчик - мальчИка;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождик - дождИка;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орешек - ореШКа;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусочек - кусоЧКа;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    с суффиксом -ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петушОк;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

    Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
    • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
    • Место действия (като́к).
    • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
    • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).
  • Рекомендуем почитать

    Наверх