Позиции й. Запомни! звук всегда мягкий и звонкий! Анализ проекта и его реализации

Лекарственные растения 30.07.2021
Лекарственные растения

Урок …

Тема: Обозначение звука [й] с помощью разделительного мягкого знака

Проектная группа: учителя-стажеры 1 .

Эксперты: Восторгова Е.В., Г.В. Ширяева.

Цель: обнаружить новую позицию звука [Й’] (после согласного звука перед гласным) и узнать способ обозначения звука [Й’] на письме.

Вводный комментарий: Без преувеличения можно сказать, что этот урок - один из самых сложных ключевых уроков в букварном периоде. Учащиеся уже знакомы с двумя разными способами обозначения звука [й] на письме: в позиции не перед гласным (например, перед согласным или на конце слова) он обозначается буквой Й, в позиции перед гласными – буквами Я, Е, Ё и Ю. Таким образом, ученики уже имеют представление о том, что звук [й] нужно обозначать по-разному в зависимости от его позиции. На предстоящем уроке дети столкнутся с новой позицией этого звука – после согласного перед гласным. Наличие согласного приводит к тому, что буквы Я, Е, Ё и Ю не могут «в одиночку» выполнить «свою работу» и обозначить два звука – [й] и гласный звук. Находясь рядом с согласной буквой, любая из этих гласных букв обозначает лишь мягкость предыдущего согласного и «теряет» звук [й]. Поэтому необходимо дополнительное знаковое средство: нужна любая «беззвучная» буква, которая, встав между согласной и гласной буквами, как бы «отделит» одну букву от другой и позволит, таким образом, гласной букве обозначить сразу два звука – звук [й] и гласный звук. Разумеется, мягкий знак, будучи не более, чем «преграда», «разделитель» (отсюда и термин для мягкого знака в данной позиции), в этом случае мягкости не обозначает . Он лишь является дополнительным знаком, «помогающим» гласной букве обозначить два звука. Именно в этом и заключается сложность данного урока, ведь дети привыкли к тому, что работа мягкого знака – обозначать мягкость предыдущего согласного. Кроме того, главный вывод на данном уроке сопряжен с детальным и, возможно, утомительным для первоклассников анализом разных позиций звука [й].

Проектируемый ход урока:

    Актуализация опорных знаний.

Задание: Составить звуковую модель слова МАЯК (один человек работает у доски, остальные в тетради).

Запишите это слово буквами.

То же задание со словами ТАЙНА, ЯМА.

МАЯК

    Постановка УЗ.

Составьте звуковую модель слова РУЖЬЯ.

Запишите на листочках слово буквами. (Попросить одного ребёнка повесить на доску листок).

Кто записал по-другому? (Учащиеся вешают на доску другие варианты. Если варианты отсутствуют, учитель предлагает свои: РУЖЙА, РУЖЙЯ, РУЖЯ)

    Решение УЗ.

    Сразу отпадает слово РУЖЯ, потому что не обозначен звук [Й’]

    Оказывается у нас проблема как обозначить звук [Й’] в слове [РУЖЙ’А]

3) Давайте посмотрим на соседа справа и слева, сравним с предыдущими позициями.

Вывод: у нас совершенно новая позиция у звука [Й’]:

      А как же обозначить этот звук?

Давайте посмотрим в учебниках на странице 53.

РУЖЬЯ – Люди договорились обозначать звук [Й’] в позиции после согласного перед гласным с помощью Ь знака и гласной буквы.

А что мы знаем про Ь знак?

А какую работу выполняет Ь знак в этом слове?

ВЫВОД : Ь знак не обозначает мягкость, а помогает гласной букве Я обозначить звук [Й’].

    Применение способа действия:

Запись слов: ЛЬЁТ, ПЬЮТ, КУРЬЕР, УЛЬИ.

Анализ проекта и его реализации:

Этап 1. Актуализация опорных знаний.

Все звуко-буквенные модели трех слов составляет один ребенок. Конечно, было бы лучше, если бы эту работу у доски выполняли разные дети.

Далее учитель предлагает учащимся соотнести получившиеся модели с двумя схемами, отражающими разные позиции звука [й] (изученные ранее). Понятна идея авторов проекта: восстановить то, что детям известно об обозначении данного звука. Однако, все же этот разговор выглядит несколько натянутым, немотивированным для детей – выполненное задание (записанные слова) не создает необходимости анализировать разные позиции звука [й].

Этап 2. Постановка УЗ.

На этом этапе в реализации проекта возникло только два варианта: РУЖЯ и РУЖЙА. Было бы выгодным увеличить количество этих вариантов (например, добавить еще вариант РУЖЙЯ). Ведь чем больше вариантов, тем острее конфликт тем ярче проблемная ситуация. Однако, учитель (в полном соответствии с проектом), напротив, стремился уменьшить это количество – он убеждает детей, что вариант РУЖЯ – это неверно (не обозначен звук [й]) и снимает этот вариант с доски, оставив только один. Однако цель данного этапа как раз обратная – нужно зафиксировать разные варианты решения задачи. На уроке же, наоборот, учитель все делает для того, чтобы выяснить, какой вариант «правильный», а какой неправильный. Анализ правомерности вариантов, конечно необходим, но только после того, как будет установлена проблематичность обозначения звука [й] в новой позиции. В реализации проекта разговор на данном этапе фактически сводится к поиску ошибок, а не к постановке задачи поиска причин этих ошибок, причин появлен6ия разных записей одного слова.

Этап 3. Решение УЗ.

По замыслу проекта только на этом этапе дети должны были обнаружить, что перед ними новая позиция звука [й] и нужен новый способ его обозначения. Понятно, что это все же должно было произойти на этапе постановки задачи. На самом уроке, к сожалению, задача четко так и не была поставлена (ни на этом, ни на предыдущем этапе). Как следствие – детям не очень было понятно, зачем учитель предлагает им анализировать позиции звука [й] в разных словах, зачем вспоминает еще раз те слова, которые были записаны в самом начале урока.

На уроке получилось, что единственно правильный вариант – тот, что в книге. Однако, вариант РУЖЙА можно рассматривать тоже как возможный (но не нормативный!). Дети должны понимать, что этот вариант тоже решает проблему правильного прочтения слова, как, впрочем, и вариант слова РУЖЙЯ.

Этап 4. Применение способа действия:

Последний этап урока представлен в проекте в виде задания: детям было предложено записать в тетрадь слова: ЛЬЁТ, ПЬЮТ, УЛЬИ. Проектная группа не указала, каким образом необходимо это делать. Дети только зафиксировали новую позицию и новый способ действий, но они пока не готовы его свернуть в такой степени, чтобы сразу записать слова буквами, не опираясь на звуковую схему. Поэтому выполнять задание следует, начиная с составления звуковой схемы, определения позиции звука [й’], только после этого, составления буквенной записи. Результаты выполнения этой работы на уроке хорошо продемонстрировали, что дети пока еще недостаточно разобрались в способе обозначения звука [й] в новой позиции.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

    Актуализация опорных знаний.

Задание: Составить звуко-буквенную схему слов МАЯК, ТАЙНА, ЯМА (ребята по очереди выходят к доске, остальные работают в тетрадях. Работа каждого учащегося оценивается всем классом с помощью значков «согласен», «не согласен»).

Соотнесите слова с опорными схемами.

Ребята выясняют позицию звука [й’] и соотносят со схемами. Прикрепляют слова со схемами.

ТАЙНА МАЯК

    Постановка УЗ.

Составьте на альбомных листах звуковую схему слова РУЖЬЯ.

Обозначьте звуки буквами. (Один из ребят выносит сою работу на доску)).

Кто записал по-другому? (Учащиеся вывешают на доске другие варианты. Если какой-то из вариантов отсутствует, учитель предлагает свои: РУЖЙА, РУЖИЯ, РУЖЯ)

Ведь записав слово РУЖЙА ребята действовали по знакомой схеме: звук [й’] перед звуком [а] обозначаем буквой Я. Почему же до сих пор проблем не возникало, а слово РУЖЬЯ при чтении портится? Видимо у звука [й’] в этом слове не совсем такая позиция как в слове МАЯК и ЯМА. Проанализировав же вариант записи слова РУЖЙА и РУЖЙЯ, ребята увидят другую проблему: слово хорошо читается, но нарушен способ обозначения звука [й’] в позиции перед гласным. Вывод: есть особая позиция звука [й’], в которой старый способ действия не работает. На доске фиксируется первый вопрос:

Эта позиция похожа на одну из известных нам: звук [й’] перед гласным. Может виноват сосед слева?

Дети обнаруживают, что в слове РУЖЬЯ сосед слева согласный. В словах ЯМА и МАЯК согласного нет. Значит, нам необходимо научиться обозначать звук [й’] в позиции после согласного перед гласным. На доске фиксируется второй вопрос:

    Решение УЗ.

Давайте обсудим, как же обозначить звук [й’] в новой позиции? Нельзя ли выбрать один из ваших вариантов?

Ребята выясняют, что варианты РУЖЙА и РУЖЙЯ подходят: при чтении слово не портится.

Посмотрим, какой из этих вариантов выбрали учёные на странице 53 в Букваре.

РУЖЬЯ – Люди договорились обозначать звук [Й’] в позиции после согласного перед гласным с помощью Ь знака и гласной буквы.

Интересный способ. Слово отлично читается. Только вот благодаря чему?

Благодаря букве Ь.

А что мы знаем про Ь знак?

Он обозначает мягкость предыдущего звука.

А какую работу выполняет Ь знак в слове РУЖЬЯ?

Он помогает букве Я обозначать звук [й’] в позиции после согласного перед гласным.

Такой знак называется разделительным. Он,действительно, работает не так, как простой мягкий знак.

ВЫВОД : Разделительный Ь знак не обозначает мягкость, а помогает гласной букве Я обозначить звук [Й’] в новой позиции:

    Применение нового способа действия:

Составление звуко-буквенных схем к словам: КОПЬЯ, ЛЬЁТ, ПЬЮТ, КУРЬЕР, УЛЬИ.

Ребята определяют позицию звука [й’], соотносят её с одной из трёх схем и обозначают звук буквой. По ходу работы схема дополняется гласными буквами:

Ь+Я, Ё, Ю, Е

1 Данный урок проектировали и проводили учителя-стажеры, которые проходили курсы переподготовки в НОУ «Бакалавр». Проект урока приводится в том виде, в котором он был подготовлен слушателями курсов.

Русский язык - сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова "мёд" - [м"от] и "медок" - [м"идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.

Речь - это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.

В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах "воды", "совы". Или звук [г] в словах "другу", "кругом".

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом . Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб - зубной, липовый - сосновый, поход - поезд, к лампе - к воде . В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова "сом", "сам". Это - сильная позиция гласного.

Совсем другое дело - безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова "сома́" и "сама́". Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Для русского языка характерны:

  • "аканье", когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова "дома", "дала");
  • "иканье", при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах "мячом" и "мечом").

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как "глухой-звонкий" и "твердый-мягкий". Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку "глухой-звонкий" для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова - трава, слой - злой;
  • перед буквой "в": творец - дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л"], [н], [н"], [р], [р"], [м], [м"], [й"]. Фонемы [х], [ц], [х"], [щ"] и [ч"], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз - глас, дуб - туп, сук - луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить - [зб]рить, отдать - о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка - ло[шк]а, вход - [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз - глаза, глас - гласа, дуб - дуба, туп - тупой, сук - суком, луг - луга; сбрить - сложить, отдать - отъехать; ложка - наложить, вход - влево.

Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как "твердый-мягкий". Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква "ы" (цыпленок) или "и" (цирк).

Звуки [ч"] и [щ"] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов "ча-ща" и "чу-щу". Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] - [м"ал], [вол] - [в"ол], [лук] - [л"ук], [быт"] - [б"ит"];
  • на конце слова: [кон] - [кон"], [брат] - [брат"];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л"]: во[лн]а - во[л"н]а, по[л"з]а - по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а - го[р"к]о, и[зб]а - ре[з"б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий - ию[н"с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий - сентяб[р"с]кий, ма[нж]ета - де[н"ж]ата.

Слабые позиции по характеристике "мягкость - твердость"

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й"]: ворон - воро[н"й"о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й"]: [вй"эст] - въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с"т"]е, [з"д"]есь.
  • Перед фонемами [ч"] и [щ"] для звука [н]: бараба[н"щ"]ик, руло[н"ч"]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку "твердый-мягкий согласный". Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м"] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м"].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Например, в слове "зуб" звук на конце оглушается. Позиция по признаку "звонкость-глухость" будет слабой. Но она же является сильной по шкале "мягкий-твердый". Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку "звонкий-глухой", так и по характеристике "мягкий - твердый". Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить "ошибкоопасное" место в слове и вспомнить соответствующее правило.

§1. Понятие позиционного чередования

Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. В этом уроке поговорим об одном из них. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании.

В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Почему это происходит?

Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую.

Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове.

Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).

Слабой позицией считают ту, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения.

Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:

а ро́ с ] и [зной]

Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:

м о ро з , зной

Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.

§2. Позиционные чередования согласных звуков

Выясним, какие позиции являются сильными и слабыми для гласных и согласных звуков.

Не изменяется, находится всегда в сильной позиции согласный [й].

Сильной позицией для твердых и мягких согласных является их положение:

на конце слова: ты[л] и тю [ л "];

перед гласными: [ д]уб и [ д "] ело ;

перед твёрдыми согласными: ба[н ] ка и ба[н"]ка.

Слабой для твердых и мягких согласных является позиция :

перед мягкими согласными: например, в слове пи[с"м "] енный;

перед [ш"], [ч"]: например, в слове бараба[н"ш"]ик.

Глухие и звонкие согласные тоже имеют свои слабые и сильные позиции .

Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.

Сильными позициями для остальных согласных по глухости/звонкости являются положения:

перед гласными: воло [ с]ы или [ з ] убы;

перед согласными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"] : например, в словах[з]лой и [ с ] лой, [з]венеть .

Слабые позиции :

в конце слова: парово[с];

перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"]): пово[с ] ка.

§3. Позиционные чередования гласных звуков

Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.

Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное:

в[а]р[ о́ ]та

Зачастую подобное чередование характерно только для гласных о и е .

Сравним:

м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц

Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости.

Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.

Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило :

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

Например, ду[п] – ду[б]ы.

§4. Краткие итоги урока

Теперь повторим еще раз то, что мы узнали о таком фонетическом процессе, как позиционное чередование звуков.

Чередование – замена одного звука другим.

Позиционное, т.е. зависящее от позиции звука в слове.

Важно запомнить:

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабые позиции.

В сильной позиции звук произносится отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.

Для глухих и звонких согласных сильными выступают позиции также перед гласной и перед согласными сонорными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в"] и [й].

В остальных случаях в потоке речи звуки изменяются, чередуются – это слабые позиции.

Урок обучения грамоте

Тема: Обозначение звука [й] в позиции после согласного перед гласным.

Цели: обучающая:

Создать условия для изучения способа обозначения звука [й"] в позиции после согласного перед гласным;

Формировать у обучающихся умение находить орфограмму разделительных знаков в словах на слух;

Учить видеть возможные варианты обозначения звука [й"] в позиции после согласного перед гласным;

развивающая:

Учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [й"] в разных позициях;

- Учить составлять модель содержания изучаемого материала;

- Учить логически выстраивать действия;

Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: карточки звуков, таблицы – модели «Способы обозначения звука [й"]»,буквы Ь и Ъ, учебники, тетради для печатания, проектор

Ход урока

I. Оргмомент

Продолжаем работать дружно, и мы сможем подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний.

Как будем работать на уроке? (Внимательно, уметь слушать друг друга, учителя, уметь исправлять и дополнять ответы товарища…)

II. Актуализация знаний.

Проведем небольшую разминку.

1. На какие группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные)

2. Какие бывают гласные? (Ударные и безударные)

3. Какие бывают согласные? (Звонкие, глухие, мягкие, твердые)

4. Какие согласные всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)

5. Какие согласные всегда твердые? (Ж, Ш, Ц)

6. Какие гласные обозначают два звука? (Е, Ё, Ю, Я)

7. В каком случае они обозначают два звука? (В начале слова и после буквы гласного)

8. Какая буква не обозначает звука? (Ь)

9. Какую работу он выполняет? (Делает согласные мягкими, разделяет согласный от гласного)

Над чем работали на прошлом уроке? (Наблюдали как буква разделительный Ь не обозначает мягкость, а помогает гласной букве обозначить звук [й’] в словах, в позиции после согласного перед гласным).

III. Создание учебной ситуации

Ребята, сегодня мы продолжим изучение нового способа обозначения звука [й"] в позиции. Какой? (В позиции после согласного перед гласным)

Какие цели мы перед собой поставим? Попробуем их сформулировать (На доске запись: познакомиться…, узнать…, научиться… )

Верно, нам нужно познакомиться с буквой разделительным Ь в словах, в позиции после согласного перед гласным.

Отгадайте такую загадку:

У лошадки скакуна

Вьется грива на ветру,

Силу всю свою собрав,

Препятствия он берет.

Что значит – препятствия он берет? (Перепрыгнула).

Что за препятствие лошадь берет? (Барьер)

А как вы понимаете значение этого слова? (Выслушать объяснение детей)

Объяснение лексического значения слова.

По словарю: Барьер – слово, заимствованное с французского языка. Забор, перегородка , поставленная в качестве препятствия на скаковой дорожке (спорт .).

2. Невысокая стена , ограждение, забор .

Составим звуковую модель слова БАРЬЕР. (Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

Проверяем работу. Есть ошибки?

- Как люди договорились обозначать звук [й"] в этой позиции ? (Буквой разделитель. Ь).

Найдите и покажите этот способ в таблице – модели:

[й"]

ья, ьё, ью, ье, ьи

Какую новую работу выполняет буква разделительный Ь в этом слове? (Буква разделит. Ь помогает гласной букве обозначать звук [й"])

Проверьте работу, справились? (Хорошо)

Составление звуковой записи слова: [бар"й"эр]

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

3) Составление буквенной записи слова: барьер

Проверка записи (Дети сверяют свои записи)

Итак, какую букву выбрали для обозначения звука [й"]? (Букву разделительный Ь)

Просмотр записи, как автомобиль въехал во двор)

Что автомобиль сделал? (Он въехал во двор)

1). Составление звуковой модели.

А теперь составим звуковую модель слова ВЪЕХАЛ.

(Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

Давайте проверим работу, как справились.

В какой позиции находится звук [й"]? (После согласного перед гласным)

2). Составление звуковой записи.

А теперь запишем слово звуками, составим звуковую запись слова.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради) ([в"й"эхал] .

Что заметили? (Чем похожи, что общего?) (В этом слове есть также звук [й"]).

В какой позиции находится звук [й"] в этом слове? (В той же позиции, что и в слове БАРЬЕР; в позиции после согласного перед гласным)

И вы знаете, что в этой ситуации употребляется разделительный Ь? (Да)

Попробуем записать слово буквами? А не боимся ошибиться?!

IV. Постановка учебной задачи.

Наш сказочный герой дедушка Ус – самый опытный самоучка – передал вам очень нужную информацию.

(Дети обнаруживают модели и вешают их на доску)

БАРЬЕР ВЪЕХАЛ

[й"э] = [й"э]

Ье ≠ ъе

Анализируйте запись

Прочитайте слово ВЪЕХАЛ .

Какой знак используется? Такой же как в слове БАРЬЕР? (Другой! Разделительный Ъ)

На что похож Ъ? (Показ картинок)

Найдём место букве на «Ленте букв».

В какой домик поселим Ъ?

Показ буквы.

3) Составление буквенной записи слова

Запишите слово ВЪЕХАЛ буквами (въехал) правильно.

Какой вывод можете сделать о буквах разделительных Ь, Ъ? (Звук [й"] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквами Ь и Ъ).

Какой таблицей покажем? (Выбрать и показать)

Почему в одном слове –Ь, а в другом–Ъ? Например, в словах барьер и въехал. Сможете дать ответ? (Нет)

Почему не сможете? (Буквы Ь и Ъ знаки выполняют одну и ту же работу).

Можно ли на слух определить, какую букву выбрать? (Нет)

Почему? (Может писаться и Ь, и Ъ знаки).

Чем является данное место в буквенной записи? (Орфограммой).

Ребята, способа, который объяснил бы, написание этих букв, у нас нет в запасе знаний. Поэтому есть у нас другой выход:

1. Уметь находить эту орфограмму разделительных знаков (Ь, Ъ) в словах.

2. Какой знак, букву выбрать спроси у взрослого (это учитель, родители).

Итак, какую задачу поставим на уроке? (Будем учиться находить орфограмму разделительных знаков в словах).

Как будем обозначать это место в буквенной записи? (?).

Физкультминутка

V. Анализ условий решения задачи. (На доске записаны слова)

Задание 1. Сделать буквенную запись и найти орфограмму разделительных Ь и Ъ знаков.

[май "ак]– [шй"от] –

[с"эл] – [й"ул"а]-

[сй"эл] – [кол"й"а] –

(Дети по одному выходят к доске, объясняют свой выбор буквы, орфограммы.

Задание2. Работа в парах.

- Запишите самостоятельно слова (Дана звуковая запись) : [сй"эхал] –

[уй"эхал] –

А проверку проведем друг друга в паре.

В каком слове орфограмма? (Съехал)

Как обозначили орфограмму? (?)

Почему? (Не знаем, какую букву выбрать – Ь или Ъ).

Найдите это в таблице.

[ й" ] = [ й" ]

ья, ьё, ью, ье, ьи? ъя, ъё, ъю, ъе

VI. Работа по учебнику. Чтение пословиц

Прочитайте записи под рубрикой «В народе говорят»

Как вы думаете, почему эти высказывания поместили здесь?

Найдите и прочитайте слова с разделительным Ь. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

Найдите и прочитайте слова с Ъ. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

Что это за высказывания? (Пословицы)

Прочитайте 1 пословицу. О чем она? (Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (иноск.) не за дурной вид, а за дурные дела).

Прочитайте 2 пословицу. О чем она? (ОТОЛЬЮТСЯ (отзовутся) ВОЛКУ ОВЕЧЬИ СЛЕЗКИ (слезы). За обиды, причиненные слабому, обидчик поплатится. Говорится как угроза, предостережение обидчику или утешение обиженному

Д/З –Расскажите дома родителям, что вы узнали на уроке, с.65 букваря.

VII. Итоговая рефлексия.

- Какое открытие мы сделали сегодня? (Звук [й"] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквой Ъ как и разделительный Ь ).

Мы поднялись на новую ступеньку Лесенки знаний. А что мы напишем на этой ступеньке?

Как же узнать какую букву писать в слове Ь или Ъ?

Спасибо за урок! (Награждение активных участников смайликами)

Молодцы. Старались.


Рекомендуем почитать

Наверх