Политическая жизнь после манифеста 17 октября 1905. II Государственная Дума

Зелень и травы 03.03.2022
Зелень и травы

Манифест 17 октября 1905 года провозгласил создание Думы. Разработка проекта Думы была поручена Булыгину, именно он назвал Думу Государственной Думой.гос.Совет получил статус верхней палаты, а Гос. дума – нижней.

Выборы в государственную Думу не были не прямыми, не всеобщими и не равными. Из выборов гос. Думу исключались женщины, военные и мужчины моложе 25 лет. 11 декабря 1905 г. для выборов создавались четыре курии из­бирателей-землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Избирательного права оказалась лишена значи­тельная часть населения - женщины, военнослужащие, муж­чины моложе 25 лет и др. Один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 4 тыс. горожан и 2 тыс. зем­левладельцев. Это давало очевидные преимущества состоя­тельным слоям населения.

И хотя за императором сохранялись высшее государственное управление, руководство внешней полити­кой, право объявления войны и заключения мира, а также вер­ховное командование вооруженными силами, назначение выс­ших чиновников, включая министров и др., никакой закон не принимался отныне без одобрения Думы. Между сессиям* правительство могло издавать законы, но впоследствии они должны были утверждаться Думой, депутаты которой избира­лись на 5-летний срок.

Победу одержали кадеты, которые стали играть руководящую роль в Думе.

Заседания проводились в Таврическом дворце графа Потёмкина.

Через несколько дней возникает первая фракция «трудовики» - выступали за решение земельного вопроса.

Кадеты попытались повлиять на крестьян, поэтому они создали «Проект 42», в котором предлагали наделить крестьян землёй.

В противовес «Проекту 42» трудовики преподносят «Проек 104»- в котором предлагали наделение крестьян землёй по трудовой норме, за уравнительное распределение земли между крестьянами и помещиками.

Появился ещё и «Проект 33» - отмена частной собственности.

Власти это не нравиться, она хочет разогнать Думу, но не знает как.

Пошли на хитрость. Типография распустила слух, что Дума была распущена ещё 2 дня назад. Это делалось для того, чтобы проверить реакцию народа. Народ особо не взбунтовался, узнав о роспуске в Думе, зато сами депутаты объявили протест и уехали в Выборг, где опубликовали «Выборгское воззвание», в котором призывали народ не платить налоги и не призываться в армию.

За это депутаты были осуждены. И власть приняла закон, по которому люди, которые попадали под суд не имели права быть депутатами. Т.е. эти люди уже не могли стать депутатами.

За 72 дня работы Думы она приняла только 2 решения:

    ассегнование 50 млн. руб. на нужды голодающим, но Дума одобрила только 15 млн.;

    закон об отмене смертной казни.

Т.Е. реальных дел народ не видел.

2 Государственная Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., по своему составу оказалась даже левее I Думы благодаря участию в выборах революционных партий, большевиков и эссеров.

Кадеты, задававшие тон в I Государственной Думе, утратили главенствующие позиции. Исходя из печального опыта, они выдвинули лозунг бережения Думы, т.е. призывали депутатов избегать ситуаций, чреватых досрочным роспуском народного представительства. Однако их тактика не спасла Думу, которая также была разогнана правительством.

И вновь основным пунктом расхождений стал аграрный во­прос. Левые и либералы в Думе не могли отказаться от требо­ваний отчуждения в той или иной форме помещичьих земель. Особенно активно за безвозмездное распределение всех земель между крестьянами выступали трудовики - беспартийные де­путаты, представлявшие крестьянство. Правительство же не шло в этом вопросе ни на какие уступки.

1 июня 1907 г. против членов социал-демократической фрак ции были выдвинуты обвинения в подготовке восстания с цел ьк I установления республики. Через два дня, 3 июня 1907 г., II Госу­дарственная Дума была распущена и опубликован новый изби­рательный закон. В два раза уменьшалось число выборщиков от крестьян и рабочих, резко ограничивались избирательные права национальных меньшинств. Это событие вошло в историю как третьеиюньский государственный переворот. С роспуском II Думы революция завершилась. В стране возникла политиче­ская система, получившая название третьеиюньскои монархии. Правительству удалось силовыми методами справиться с революционным движением, однако было очевидно, что без коренных реформ, и прежде всего в аграрной сфере, обществу не избежать новых потрясений.

    чем объяснялся быстрый процесс возникновения партий в начале 20 века?

    Сравните состав 1 и2 Гос. Дум. Какие изменения в нём произошли и почему?

На стр. 52 учебника

§5, записи в тетради, подготовка к дебатам

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Разделы: История и обществознание

Цель: систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Манифест 17 октября 1905 года. Политическая жизнь после Манифеста».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Актуализация опорных знаний

Вопросы:

1. Какие основные вопросы должна была решить революция 1905–1907 гг.?
2. Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 года? Как он повлиял на положение в российском обществе?
3. Какие партии сформировались после подписания Манифеста 17 октября 1905 года?
4. Охарактеризуйте избирательную систему, созданную в России. Почему правительство Николая II отвергло идею введения всеобщего и равного избирательного права?
5. Каками правами была наделена Государственная дума? Сравните их с полномочиями императора.
6. Что послужило причиной прекращения работы I и II Государственной думы?
7. Кикие изменения произошли в избирательном законе? Какая курия больше всего пострадала от нового избирательного закона?
8. Как относился к думе П.А.Столыпин?
9. В чем главное отличие III Государственной думы от предшествующих?
10. Охарактеризуйте деятельность Государственных дум четырех созывов. Какое значение они имели для России?

Задание №1

Проанализируйте таблицу и прокомментируйте динамику изменения состава I, II и III Государственных дум. Сделайте собственный вывод о том, почему III Государственная дума устраивала власть.

Задание №2. В одной немецкой газете государственный строй России после революции 1905 года был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царем». Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве государство может быть одновременно самодержавным и конституционным?

Задание №3. Соотнесите, какие требования в период революции выдвигали

Задание №4. По мнению лидера кадетов Милюкова, «по самой идее Третьей Думы в ней не должна была предполагаться наличность оппозиции». Объясните смысл этого утверждения. Приведите доказательства в его поддержку или опровержение.

Задание №5. Как вы понимаете слова Ленина о I Государственной думе «Самый революционный и самый бессильный в мире парламент».

Задание № 6. Соотнесите дату с событием

Задание № 7.

I Государственная Дума

Рассмотрите диаграмму. Почему I Государственную Думу называют кадетской? В чем причины успехов кадетов? Какие партии в Думе не были представлены?

II Государственная Дума

Сравните партийный состав I и II Государственных Дум. Какие силы имели большинство во II Думе? Подумайте почему.

II. Проверка знаний учащихся (контрольная работа)

1. Тест

Вариант №1

Инструкция: внимание! предложенные вопросы теста предусматривают только один вариант ответа.

1. Наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая или формирующая его интересы, а также представления о путях развития – это …

А) профсоюз;
Б) оппозиция;
В) политическая партия;
Г) сословие;
Д) авангард.

2. Исходной датой возникновения легальных политических партий принято считать:

А) 19 февраля 1861 г.;
Б) 1–3марта 1898 г.;
В) 17июля–10 августа1903 г.;
Г) 17 октября 1905 г.;
Д) 3 июня 1907 г.

3. Общей чертой либерального и радикального направлений в общественном движении России начала XX в. было требование:

А) установление революционной диктатуры;
Б) отмена частной собственности на землю;
В) введение политических свобод;
Г) установление социалистической республики.

4. В начале XX в. социалистическое движение в России представляли:

А) кадеты;
Б) большевики
В) эсеры;
Г) черносотенцы.

5. Меньшевизм в начале XX в. – это течение

А) в монархизме;
Б) в консерватизме;
В) в либерализме;
Г) в социал-демократии.

6. В ходе революции 1905–1907 гг. произошло:

А) свержение самодержавия;
Б) провозглашение демократической республики;
В) установление власти Советов по всей стране;
Г) учреждение государственной думы.

А) принять Конституцию России;
Б) создать законосовещательную Государственную думу;
В) ввести восьмичасовой рабочий день;
Г) наделить крестьян землёй;
Д) установить в России демократическое общество.

8. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

А) 6 августа 1905 г.;
Б)17 октября 1905 г.;
В)11 декабря 1905 г.;
Г) 20 февраля 1906 г.
Д) 27 апреля 1905 г.

9. Российская избирательная система начала XX века была основана на принципе:

А) многоступенчатости и сословности выборов;
Б) прямого участия в выборах всего населения;
В) равного участия в выборах всего населения.

10. II Государственная дума работала:



В) 8июля 1906 г. по 2 июля 1907 г.;

11. В России избирательных прав были лишены:

А) помещики;
Б) буржуазия;
В) чиновники;
Г) военнослужащие;
Д) рабочие крупных промышленных предприятий.

12. Лидером партии конституционных демократов был:

А) П.Н.Милюков;
Б) А.И.Дубровин;
В) А.И.Гучков;
Г) В.М.Чернов;
Д) В.И.Ленин.

А) П.Н.Милюков;
Б) А.И.Дубровин;
В) А.И.Гучков;
Г) П.А.Кропоткин;
Д) В.И.Ленин.

14. Председателем I Государственной думы в России был:

А) А.Ф.Керенский;
Б) С.А.Муромцев;
В) А.Г.Булыгин;
Г) В.М.Пуришкевич;
Д) Ф.А.Головин.

15. «Проект 104-х» предусматривал все приведенные положения, кроме:

А) наделение землёй в пределах трудовой нормы;
Б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;
В) немедленный переход всей земли с её недрами и водами в общенародную собственность;
Г) создание «общенародного фонда».




Вариант №2

Инструкция: Внимание! предложенные вопросы теста предусматривают только один вариант ответа.

1. Наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая или формирующая его интересы, а также представления о путях развития – это…

А) профсоюз;
Б) оппозиция;
В) политическая партия;
Г) сословие;
Д) авангард.

2. I Государственная дума работала:

А) 17октября по 11 декабря 1905 г.;
Б) 11 декабря 1905г. по 20 февраля 1906 г.;
В) 20 февраля1906г. по 27 апреля 1906 г.;
Г) 27апреля1906г. по 8 июля 1906 г.;
Д) 8 июля 1906г. по 3 июля 1907 г.

3. Какой фракцией I Государственной думы был внесён «Проект 104-х»:

А) эсерами;
Б) большевиками;
В) трудовиками;
Г) кадетами;
Д) октябристами.

4. Причиной роспуска I Государственной думы стало:

А) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;
Б) принятие Думой решения об отставке правительства И.Л.Горемыкина;
В) убийство депутатов Думы М.Я.Герценштейна и Г.Б.Иоллоса;
Г) призыв членов Думы ликвидировать монархию.

5. II Государственная дума работала:

А) 20 февраля 1906 г. по 27 апреля 1906 г.;
Б) 27апреля 1906 г. по 8июля 1906 г.;
В) 8июля 1906 г по 2 июля 1907 г.;
Г) 9 ноября 1906 г. по 20 февраля 1907 г.;
Д) 20 февраля 1907 г. по 2 июля 1907 г.

6. Председателем II Государственной думы был:

А) А.Ф.Керенский;
Б) С.А.Муромцев;
В) А.Г.Булыгин;
Г) В.М.Пуришкевич;
Д) Ф.А.Головин

7.Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:

А) социал-демократов;
Б) кадетов;
В) октябристов;
Г) трудовиков;
Д) монархистов.

8. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:

А) в её работе приняли участие представители всех крупных революционных партий;
Б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;
В) она заседала в Красном зале Таврического дворца.

9. Программа реформ П.А.Столыпина предусматривала принятие ряда законов, способствующих превращению России:

А) в конституционную монархию;
Б) в правовое государство;
В) в президентскую республику;
Г) в сословно-представительскую монархию с возрождением земских соборов;
Д) в страну с развитой буржуазной демократией.

10. В ответ на отказ II Государственной думы обсуждать проект реформ П.А.Столыпина правительство решило:

А) отменить указ;
Б) принять указ в урезанном виде;
В) разогнать Государственную думу;
Г) продолжать претворение указа в жизнь;
Д) разобщить депутатов, заигрывая с частью из них.

11. События, связанные с роспуском II Государственной думы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:

А) Дума была разогнана при помощи армии;
Б) император не имел права распускать Думу;
В) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.

12. Избирательный закон от 3 июня 1907г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу:

А) монархических партий;
Б) монархических партий и крупных помещиков;
В) помещиков;
Г) помещиков, буржуазии и зажиточных крестьян;
Д) зажиточных крестьян, помещиков и казачества.

13. Самой многочисленной в III Государственной думе была фракция:

А) РСДРП;
Б) Партия социалистов-революционеров;
В) «Союз русского народа»;
Г) «Союз 17 октября»;
Д) Партия конституционных демократов.

14. Председателем IV Государственной думы был:

А) Н.А.Хомяков;
Б) А.И.Гучков;
В) М.В.Родзянко;
Г) А.Ф.Керенский;
Д) П.Н.Милюков.

15.Возникший в 1905г. «Союз русского народа» выдвигал требование:

А) введение всеобщего избирательного права;
Б) равноправия народов России;
В) установление конституционной монархии;
Г) сохранения самодержавия.

16. Особенностями зарождения многопартийной системы в стране являются все, кроме:

А) более раннее по сравнению с европейскими странами появление политических партий;
Б) первыми возникли социалистические партии;
В) организация политических партий стала возможной исключительно благодаря усилиям интеллигенции;
Г) значительное число политических партий;

2. Общий кроссворд для 1 и 2 варианта

По вертикали:

1. Избирательный закон 1905 года расширил права, установлением какой курии
2. Кто являлся председателем II Государственной Думы
4. Какая партия набрала наибольшее число голосов в I Государственную Думу
6. Как называлось народное представительство в Древней Руси
7. В какой стране впервые был образован парламент

По горизонтали:

1. Коренной переворот в государственном и общественном строе страны, обычно сопровождаемый вооруженной борьбой.
3. Кто являлся председателем IV Государственной Думы
5. Какой документ подписан Николаем II 17 октября 1905 году

Материал по истории России

Тема: Первая русская революция (1905-7гг)

Причины – не решены главные вопросы:

  1. Аграрный вопрос (малоземелье крестьян)
  2. О форме правления (самодержавие превратилось в тормоз на пути дальнейшего развития страны)
  3. Рабочий вопрос (не было рабочего законодательства и системы соц обеспечения)
  4. Национальный вопрос (нерусские народы в России угнетались)
  5. Проигранная русско-японская война

Ход событий:

  1. 9 января 1905 года – « Кровавое воскресение» (народ пошел к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю петицию, но был встречен оружейными залпами)
  2. Повсюду забастовки и крестьянские выступления. *** В мае 1905 года началась забастовка ткачей в Иваново-Вознесенске. Для руководства ею рабочие создали первый Совет рабочих депутатов (прообраз будущей советской власти). Стачка длилась 72 дня и победила.
  3. Июнь 1905 года восстание на броненосце « Потемкин». (власти подавить не смогли)
  4. Начало октября 1905 года всероссийская политическая стачка (вся страна парализована, все рабочие перестали работать)
  5. 17 октября 1905 года Царский Манифест о даровании Гос. Думы

(законодательного парламента) и политических прав и свобод.

  1. В октябре 1905 года возникли три новые партии: кадеты, октябристы, черносотенцы.
  2. 3 ноября 1905 года царский манифест для крестьян об отмене выкупных платежей за землю.
  3. ноябрь 1905 года восстание лейтенанта П.П. Шмидта (12 кораблей Черноморского флота, стоявших на учениях в Севастополе) – подавлено.
  4. декабрь 1905 года Московское вооруженное восстание (кульминация все революции) – потерпело поражение
  5. с апреля по май 1906 года - работа первой Гос. Думы
  6. с февраля по 3 июня 1907 года работа второй Гос. Думы

Царь их разогнал , так как они принялись круто решать аграрный вопрос, замахиваясь на помещичьи земли.

Она потерпела поражение, так как не решила главных вопросов.

Но результаты были: народ получил парламент, права и свободы, многопартийность.

Работа с учебником по пар. № 5

Задание № 1 – заполнить таблицу « Политические партии в начале 20 века»

Название партии Кадеты (Конституционные демократы) (стр 40-42) Октябристы (Союз 17 октября) (стр 42-43) РСДРП (стр 43-45) Эсеры (социалисты-революционеры) (стр. 45-47) Черносотенцы (Союз русского народа) (стр 47-49)
1.Лидеры
2. Программа: А) Политическое устройство
Б) Права и свободы
В) Аграрный вопрос
Г) Рабочий вопрос
Д) Национальный вопрос
Е) Формы и методы борьбы

Задание № 2 :

1. класс делится на 5 групп (пять партий) (можно по 2 человека от каждой партии – ее лидеры);

2. на основе заполненной таблицы и дополнительного материала (можно использовать ресурсы интернета) разработать ролевую игру « Предвыборная кампания начала 20 века».

3. Каждая группа (лидеры партий) будет представлять избирателям свою программу , пытаясь доказать, что именно эта программа наиболее соответствует потребностям России начала 20 века. (используя предвыборные плакаты, листовки, агитацию, лозунги и т д)

Тема: Россия между двумя революциями 1907-1917 гг + революционный 1917 год. (лекция)

***После поражения революции начался новый политический режим, который получил название « третьиюньская монархия»

Основные события:

1. Работа 3 Гос. Думы (1907-12 гг).

Она просуществовала весь положенный срок. Приняла 2 200 законопроектов, но ни один из них не посягал на помещичьи земли и власть царя.

В этой Думе сложилась ситуация – « октябристский маятник»: больше всех мест у октябристов, но они не имели самостоятельной позиции и голосовали то вместе с кадетами, то вместе с черносотенцами.

2. Эта Дума приняла аграрный проект П.А Столыпина .

Цель Столыпина : разрушить крестьянскую общину, крестьянские наделы закрепить в частную собственность (крестьянам предлагалось выделяться из общины на хутора или отруба). Разделу должны подлежать только крестьянские земли, помещичьи не трогать. Крестьянам, которым земли не хватало, предлагалось переселяться за Урал, в Сибирь, на свободные казенные земли (с государственной помощью)

Итоги: считается, то реформа не удалась, так как разрушить общину не получилось (из нее выделилось всего ¼ хозяйств). *** в принципе не хотели уходить из общины, так как они привыкли жить «миром» - у них коллективизм, взаимовыручка, круговая порука)

3. Апрель 1912 года – расстрел рабочих на Ленских золотых приисках в ходе забастовки(Ленский расстрел) – эхо по всей стране.

4. с ноября 1912 года начала работу четвертая Гос. Дума . Эта Дума стала оппозицией царизму.

5. В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну (воевала на Восточном фронте с Германией и Австро-Венгрией). Когда началась война, все были охвачены патриотизмом; основная позиция « оборончество» (оборона своего Отечества). И только большевики против войны – у них позиция «революционное пораженчество » (желали своему правительству поражения в этой войне, цель – превратить войну внешнюю во внутреннюю, в гражданскую и совершить революцию).

Под влиянием этой войны в России к 1917 году сложилась революционная ситуация.

6. Февральская буржуазно-демократическая революция . (22 февраля – 2 марта 1917 года)

Причины те же, что и в первой революции (но все до предела обострила мировая война)

2 марта Николай Второй подписал манифест об отречении от престола(сначала в пользу сына, затем передумал – и подписал в пользу брата Михаила, но тот 3 марта тоже подписал манифест об отречении от престола – династия Романовых пала.

Историческое значение : 1 Свергнуто самодержавие

2 Возникло двоевластие

Власть вооруженного народа в лице Власть буржуазии в лице

ПЕТРОСОВЕТА , во главе которого Временного правительства

Находились меньшевики и эсеры.

Они сами дали согласие на создание

Временного правительства

Политика Временного правительства:

  1. Провозгласило все права и свободы (в том числе амнистию политзаключенным, что позволило вернуть на родину Ленину и другим большевикам).
  2. Правительство не решало главных вопросов :

Аграрный (не ликвидировало помещичьи земли)

Экономический (экономика в упадке, в стране голод)

О войне (народ желал ее прекращения)

Не созвало Учредительное Собрание (хотя обещало, что именно оно решит все проблемы).

За полгода Временное правительство пережило три кризиса подряд (старый состав разваливался, образовывалось новое коалиционное правительство).

Летом 1917 года главой становиться А. Керенский . Он сумел ликвидировать двоевластие (добился от Петросовета согласия на то, что Временное правительство будет действовать самостоятельно).

В августе он подавил военный мятеж генерала Корнилова (тот хотел установить в стране военную диктатуру)

В апреле 1917 года Ленин выступает с докладом « Апрельские тезисы». Поставил задачу – переходить к социалистической революции.

К осени 1917 года в России созрел общенациональный кризис ---


Тест 2 Определите итоги и последствия революции 1905 – 1907 гг.: 1)Отмена выкупных платежей 2)Сокращение продолжительности рабочего дня 3)Провозглашение демократической республики 4)Введение демократических свобод в России 5)Отмена сословий и сословных привилегий


Тест 3 Приоритетной задачей внешней политики России на Дальнем Востоке в начале ХХв. было: 1)Усиление влияния в Маньчжурии 2)Присоединение территории Северной Кореи 3)Заключение военного союза с Японией против Кореи 4)Подписание договора об установлении границы с Китаем
















План изучения темы 1.Особенности формирования политических партий России. 2.Основные политические партии: 1.Либеральные 2.Социалистической ориентации (левые) 3.Консервативные (правые) 3.Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.


Вопросы Какой была политическая система Российской империи в начале ХХв.? Какой была форма правления в Российской империи в начале ХХв.? Какие изменения внес в российское общество Манифест 17 октября 1905г.? Какие гражданские права получило население России?




Партии России начала ХХв. Вопросы сравнения СоциалистическиеЛиберальныеКонсервативные Партии (лидеры) Эсеры (В.М.Чернов) РСДРП (Ленин, Мартов) Кадеты (П.Н.Милюков), октябристы (А.И.Гучков) «Русское собрание» (Суворин), «Союз русского народа» (Пуришкевич) Социальный состав Интеллигенция, рабочие, крестьяне Интеллигенция, буржуазия, помещики Помещики, духовенство, крупная буржуазия, мещане, крестьяне ЦелиУничтожение ч/с, самодержавия Создание рыночной экономики, правового государства Сохранение традиционных основ политики и экономики ТактикаРеволюция (вооруженное восстание) Парламентская борьба Различные (погромы и др.)






Система выборов Косвенные. Лишены избирательных прав женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет. Косвенные. Лишены избирательных прав женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет. население курии Землевладельческая (1) Городская (2) Крестьянская (15) Рабочая (45) выборщики депутаты


I Государственная дума (1906г.) ДумаВремя работы ПредседательСостав I27/04/1906 – 09/07/1906 С.А.Муромцев (кадет) Кадеты (170) Трудовики (100) Социал-демократы (15) Автономисты (представители окраин – 70) Умеренные и правые (30) Беспартийные (100) Конфликт между Думой и правительством по поводу решения аграрного вопроса.


II Государственная дума (1907г.) ДумаВремя работы ПредседательСостав II20/02/1907 – 03/06/1907 Ф.А.Головин (кадет) Кадеты (92) Трудовики (101) Социал-демократы (65) Эсеры (34) Правые (22) Народные социалисты (14) Конфликт между Думой и правительством по поводу решения аграрного вопроса.




III Государственная дума (г.) ДумаВремя работы ПредседательСостав III03/06/1907 – 09/06/1912 Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, М.В.Родзянко (октябристы) Октябристы (154) Прогрессисты (28) Кадеты (54) Трудовики (13) Социал-демократы (20) Правые (147) «Политический маятник»



Рекомендуем почитать

Наверх