План сюжетной линии онегин и татьяна. Онегин и Татьяна как герои основной сю­жетной линии. Когда б я был, как ты, поэт

Многолетники 25.04.2022

Пушкин нашел новый тип проблемного героя - "героя времени". Таким героем стал Евгений Онегин. Его судьбу, характер, взаимоот­ношения с людьми определяют совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг "вечных", общече­ловеческих проблей» с которыми он сталкивается. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В подробной предысто­рии (глава первая) Пушкин отметил основные социальные факторы, обу­словившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянст­ва, обычные для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт "однообразной и пестрой" жизни в течение восьми лет. Жизнь "сво­бодного" дворянина, не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день. Онегин в ранней юности - "забав и рос­коши дитя", "добрый малый, / Как вы да я, как целый свет". На этом этапе своей жизни Онегин - человек по-своему оригинальный, остроумный, "ученый малый", но все же вполне обычный, покорно следующий за свет­ской "чинною толпой").

В чем же отличие Онегина от других, ему подобных?

Характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он смог отка­заться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пус­того "обряда жизни". Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная лич­ность. Социальное чутье подсказало поэту, что не жизнь "на старый обра­зец", а именно способность свергнуть "бремя" ее условий, "отстать от суе­ты" - главный признак современного человека.

Вспомним затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй - шестой главах - только ли это "причуда", вызванная сугубо индивидуальными причинами: скукой, "русской хандрой", разочарованием в "науке страсти нежной"?

Это новый этап жизни героя. Пушкин подчеркивает, что онегинская "неподражательная странность" - своеобразный протест против социаль­ных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные цен­ности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них - Автор и Ленский). В деревне он даже попытался "порядок новый учредить", заменив барщину "оброком легким".

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он сумел увидеть во "влюбленной деве" подлин­ные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Но дело в том, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Еще в первой главе Автор отметил в Онегине «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин - холодный, рассудочный человек. Эта душевная диспропорция стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него "наукой стра­сти нежной" или "домашним кругом", ограничивающим свободу человека.

Испытания дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: "Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь". И на именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя "мячиком предрассужде­ний", глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах - обычная "светская злость", а дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия "старого дуэлиста" Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленников своего старого кумира - "общественного мненья". После убийства Ленского Онегиным овладела "тоска сердечных угрызений". Только трагедия смогла открыть ему преж­де недоступный мир чувств.

Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге - новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека - он пылкий влюблен­ный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулась новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла от­ветить на его запоздалую любовь.

Как и прежде, на первом плане в характеристике героя - соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум был побежден - Онегин любит, "ума не внемля строгим пеням". Он "чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом", не без иронии замечает Автор. В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Онегин не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершенным, подчеркнув саму способность Онегина к рез­кой смене ценностных ориентиров и, заметим, готовность к действию, к поступку.


и дружбе, проводит Онегина через горнила обеих чувств?

Любовь и дружба для Пушкина - два оселка, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Онегин закрылся от фальшивых ценностей "света пустого", презрев их ложный блеск, но ни в Петербурге, ни в деревне не открыл для себя под­линных ценностей - общечеловеческих. Автор показал, как трудно дви­жение человека к простым и понятным, казалось бы, жизненным истинам, через какие испытания он должен пройти, чтобы понять - и умом и серд­цем - величие и значительность любви и дружбы. От сословной ограни­ченности и предрассудков, внушенных воспитанием и праздной жизнью, через рассудочный демонический нигилизм, отрицающий не только лож­ные, но и подлинные жизненные ценности, к открытию любви, высокого мира чувств - такой путь духовного развития героя прочерчивает Пуш­кин.

Обратите внимание, как отражается "общественное мненье" в характеристиках Онегина (главы первая, третья, восьмая). (Ленского (главы вторая, четвертая, шестая), Татьяны Лариной (главы вторая, третья, пятая, седьмая и восьмая)).

Облик Онегина, Татьяны Лариной, Ленского складывается не только из характеристик, наблюдений и оценок Автора - творца романа, но и из толков, пересудов, слухов. Каждый герой предстает в ореоле обществен­ного мнения, отражающего точки зрения самых разных людей: друзей, знакомых, родственников, соседей-помещиков, светских сплетников. Об­щество - источник молвы о героях. Для Автора - это богатый набор жи­тейской "оптики", которую он превращает в "оптику" художественную. Читателю предлагается выбрать тот взгляд на героя, который ему ближе, кажется наиболее достоверным и убедительным. Автор, воссоздавая кар­тину мнений, оставляет за собой право расставить необходимые акценты, дает читателю социальные и нравственные ориентиры.

Ленский и Татьяна Ларина не только сюжетные партнеры заглавного героя. Это полнокровные образы современников, в судьбе которых тоже "отразился век". Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Оне­гина, исключительным героем, полностью оторванным от быта, от русской жизни. Житейская неопытность, пылкость любовных чувств к Ольге, "реки" элегий, напи­санных в духе "унылого романтизма", - все это отделяет восемнадцатилетнего помещика от бывшего петербургского повесы. Автор, сообщая об их знакомстве, сначала возводит различия между ними в абсолютную степень ("Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень, / Не столь различны меж собой"), но сразу же указывает, что именно "взаимной разнотой" они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба "от делать нечего"

Не только крайности соединили героев - между ними немало общего. Оне­гин и Ленский отчуждены от помещичий среды, каждый из них выражает одну из тенденций русской духовной жизни: Онегин - "разочарованность и скептицизм, Ленский - романтическую мечтательность и порыв к идеалу. И та и другая тенденция - часть европейского духовного развития. Кумиры Онегина - Байрон и Наполеон. Ленский - поклонник Канта и Шиллера. Ленский тоже ищет цель жиз­ни: "Цель жизни нашей для него/. Была заманчивой загадкой, / Над ней он голову ломал / И чудеса подозревал". А самое главное - характер Ленского, как и характер Онегина, - дисгармоничный, незавершенный. Чувствительный Ленский столь же далек от пушкинского идеала человеческой гармонии, как и рационалист Онегин.

С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, сердечного "невежества", преданности чувствам, юношеской отваги и благородства. Стремясь защитить Ольгу от "развратителя", герой заблуждается, но это искреннее заблуждение. Ленский- поэт (еще одним поэтом в романе является сам Автор), и хотя в авторском комментарии к его стихам много иронии, добродушных насмешек, подтрунивания, Автор отмечает в них подлинность чувств и остроумие:

Не мадригалы Ленский пишет

В альбоме Ольги молодой,

Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой;

Что ни заметит, ни услышит

Об Ольге, он про то и пишет

И, полны истины живой,

Текут элегии рекой.

Необычность героя объяснена автором с социальных; позиций. Душа Ленского не увяла от "хладного разврата света", он воспитывался не только в "Германии туманной", но и в русской деревне. В "полурусском" мечтателе Ленском больше русского, чем в толпе окрестных помещиков. Автор с грустью пишет о его гибели, дважды (в шестой и седьмой главах) приводит читателя на его могилу. Печалит Автора не только смерть Ленского, но и возможное оскудение юношеского роман­тизма, врастании героя в косную помещичью среду. С этим вариантом судьбы Ленского иронически "рифмуются" судьбы любительницы сентиментальных рома­нов Прасковьи Лариной и "деревенского старожила" - дяди Онегина.

Татьяна Ларина - "милый Идеал" Автора. Он, не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных от­ношений. Как и Онегина, ее можно назвать "гением любви". Татьяна - участница основного сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставима с ролью Онегина.

Характер Татьяны, так же как и характер Онегина, - динамичный, разви­вающийся. Обычно обращают внимание на резкое изменение ее социального ста­туса и внешнего облика в последней главе: вместо деревенской барышни, непо­средственной и открытой, перед Онегиным предстала величественная и холодная светская дама, княгиня, "законодательница зал". Ее внутренний мир закрыт от чи­тателя: Татьяна вплоть до своего заключительного монолога не произносит ни сло­ва. Автор также хранит "тайну" о ее душе, ограничиваясь "визуальными" характе­ристиками героини ("Как сурова! / Его не видит, с ним ни слова; / У! как теперь окружена / Крещенским холодом она!"). Однако в восьмой главе показана третья, завершающая стадия духовного развития героини. Ее характер существенно меня­ется уже в "деревенских" главах. Эти изменения связаны с ее отношением к любви, к Онегину, с представлениями о долге.

Во второй - пятой главах Татьяна предстает человеком внутренне противо­речивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами. Автор, характеризуя героиню, указывает прежде всего на круг ее чтения. Романы, подчеркивает автор, ей "заменяли все". Действи­тельно, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Татьяна все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает ге­роиней любимых книг. Отвлеченность мечтаний Татьяны оттенена книжно-бытовой параллелью - биографией ее матери, которая тоже в молодости была "от Ричардсона без ума", любила "Грандиозна", но, выйдя замуж "по неволе", "рвалась и плакала сначала", а потом превратилась в обычную помещицу. Татьяна, ожидав­шая "кого-нибудь" похожего на героев романов, увидела в Онегине именно такого героя. "Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон", - иронизи­рует Автор. Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное по-французски, - эхо любовных посланий геро­инь романов. Автор переводит письмо Татьяны, но его роль "переводчика" этим не ограничивается: он все время вынужден как бы высвобождать подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов.

Переворот в судьбе Татьяны происходит в седьмой главе. Внешние перемены в ее жизни - только следствие сложного процесса, который шел в ее душе после, отъезда Онегина. Она убедилась, наконец, в своем "оптическом" обмане. Восста­навливая облик Онегина по "следам", оставшимся в его усадьбе, она поняла, что ее возлюбленный - человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она его принимала. Главным итогом "исследования" Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни. Оказавшись в новых обстоятельствах, не на­деясь на новую встречу и взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Заметим, что это свободный выбор героини, для которой были "все жребии равны". Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Таким образом, слова Татьяны в последнем монологе - "Но я другому отдана; / Я буду век ему верна" - новость для Онегина, но не для читателя: героиня лишь подтвердила вы­бор, сделанный ранее.

Не следует упрощать вопрос о влиянии на характер Татьяны новых обстоя­тельств ее жизни. В последнем эпизоде романа становится очевидным контраст между светской и "домашней" Татьяной: "Кто прежней Тани, бедной Тани / Теперь в княгине б не. узнал!" Однако монолог героини свидетельствует не только о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и сво­ему супружескому долгу. "Урок Онегину" полон несправедливых замечаний и не­лепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества, обвиняя его в ко­рысти. Любовь Онегина для нее "малость", "."чувство мелкое", а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и "не узнает" подлинного Онегина. Ее ложное представление о нем порождено светом, тем "утеснительным саном", приемы которого, как заметил Автор, она "скоро приняла". Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл этой драмы не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, а в той "коррозии" чувств, которая произошла в героине под влиянием светского общества. Татьяна живет воспоминаниями и не способна хотя бы поверить в искренность любящего ее чело­века. Болезнь, от которой так мучительно освобождался Онегин, поразила и Татья­ну. "Свет пустой", словно напоминает мудрый Автор, враждебно относится ко вся­кому проявлению живого, человеческого чувства.

Главные герои "Евгения Онегина" свободны от заданности, однолинейности. Пушкин отказывается видеть в них воплощение пороков или "совершенства образ­цы". В романе последовательно реализованы новые принципы изображения героев. Автор дает понять, что у него нет готовых ответов на все вопросы об их судьбах, характерах, психологии. Отвергая традиционную для романа роль "всезнающего" рассказчика, он "колеблется", "сомневается", порой непоследователен в своих суж­дениях и оценках. Автор как бы приглашает читателя дорисовать портреты героев, представить себе их поведение, попробовать посмотреть на них с другой, неожи­данной точки зрения. С этой целью в роман введены и многочисленные "паузы" (пропущенные строки и строфы). Читатель должен "узнать" героев, соотнести их с собственной жизнью, со своими мыслями, чувствами, привычками, суевериями, прочитанными книгами и журналами.

А.С.Пушкину принадлежит доминирующая роль в русской литературе. Любое произведение Пушкина серьёзно, сжато по сущности и форме; оно – плод глубокого размышления. На литературном поприще Пушкин отличался тем, что он всегда был в поисках необычного, точного, прекрасного. Литературные условности преградой ему не были.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это роман о личностях и чувствах, о быте и нравах. Этим романом Пушкин положил начало произведениям, в которых дан объективный анализ современной действительности «с ворохом» сложностей и противоречий.

Литературоведы не раз отмечали пристрастие автора к расположению героев романа «Евгений Онегин» парами: Онегин — Ленский, Онегин — автор, Татьяна – Онегин.

Сегодня объект нашего внимания — пара Ленский – Ольга.

Владимир Ленский – молодой, богатый человек. Он недавно вернулся в родную деревню из Германии, где постигал азы наук. Автор убеждает нас в том, что у Ленского много положительных качеств: он чист душой, вольнолюбив, целомудрен, прост в общении, ласков. Увлекается поэзией. Ценит любовь и дружбу. По словам поэта,

«Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Ещё пленяли юный ум».

Пушкин называет Ленского невеждой. Кто такой невежда? Человек, не сведущий в каких-либо вопросах. Ленский, у которого «ум ещё в сужденьях зыбкой», много думал, «голову ломал». Но, по сути, думая о жизни, самой настоящей жизни он не знал. Он был милым, но невеждой.

Ленский не разглядел Татьяну, добрую барышню, цельную натуру, которой, заметим, отдана любовь автора романа. Ленский увлечен Ольгой.

Ольга Ларина – милая девушка. Она послушна, скромна, весела. Ольга не склонна к тяжелым раздумьям о смысле бытия. Она — порхающая по жизни, резвая, беспечная. Такая же, какой была её мать в девушках, даже ещё проще, потому что мать воспитывалась в Москве, а Ольга от рождения жила в деревне.

Ольга Ларина - обычный типаж незатейливой дворянской девушки начала XIX века.

Ольга живёт среди простых, грубоватых людей, которые мало знают и мало думают. Она влюбляется в человека (Ленского), характер которого такой же лёгкий, как и её собственный.

Молодые люди счастливы. Всё близится к успешной развязке. Правда, Пушкин замечает:

«Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть…»

То есть любовь любовью, а перспективы туманны. Но пока высоким чувством поглощены оба:

«Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой…
Он только смеет иногда,
Улыбкой Ольги ободренный,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать».

Ленский украшает листки её альбома, дарит нежные стихи.

«И, полны истины живой,
Текут элегии рекой»…

Так бы и продолжалась эта вечная любовь, да вмешались обстоятельства. Евгений Онегин, одна из центральных фигур романа, следуя своей эгоистичной привычке всё разрушать, решил отмстить Татьяне Лариной, сестре Ольги, за неподобающе нервное поведение на празднике. Освежив в памяти «науки страсти нежной», Онегин публично флиртует с Ольгой. Ольга, девушка легкомысленная и наивно простодушная, поддалась легкому флирту, раскраснелась, развеселилась. Заметив ухаживания Онегина за Ольгой, Ленский записывает Евгения в свои враги.

«Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня…»

«Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его».

Взбешенный Ленский, взяв за основу правила чести, решил вызвать Онегина на дуэль. Результат дуэли – смерть Ленского. На первый взгляд, Ленский сложил свою голову за «благо» Ольги. Он принял решение воплотить в жизнь не лишённую эгоистических, честолюбивых помыслов идею сделаться «её спасителем».

Не разобравшись в ситуации, внимая лишь внешним проявлениям, он решил стать борцом за «благо мира». Но все решения в жизни надо принимать взвешенно. Погубил Ленский себя сам. «Ревнивые заблуждения», нежелание обуздать и смирить свою гордыню привели к трагическому финалу. Ленский даже не счёл нужным поговорить с любимым человеком, Ольгой. Которая, по сути, должна была поддержать его и в горе, и в радости.

Опираясь на этот факт, можно сказать, что отношения Ленского и Ольги не были до конца настоящими, их любовь испытания не выдержала.

Впрочем, у Ленского есть и правильные понятия о чести. На последнем свидании Ленский ничего не сказал Ольге о предстоящей дуэли. Забыв о романтизме, которого он в достатке «нахватался», учась в Геттингенском университете (обители немецкого романтизма), он поступил по-мужски, сдержанно и благородно. На вопрос Ольги: «Что с вами?», — он ответил коротко: «Так».

А что Ольга? Как долго она страдала, потеряв дорогого человека, любимого друга? Недолго плакала молодая невеста. Вскоре она вышла замуж за улана. Не выдержав никаких сроков траура, она бросилась в новые отношения. А тот, кто выступил защитником её чести, был безнадежно, скоропалительно забыт.

Заключение

Среди современников Пушкина находились люди, не понимавшие роман «Евгений Онегин», но равнодушных не было. Все следили за сюжетной линией, пытались понять мотивы поведения героев, разобраться с принципами, на которых построен роман.

В романе мы можем наблюдать жизнь во всех её проявлениях. Ленский – образ, появление которого обусловлено самой жизнью. Судьба жестоко обошлась с Ленским. Нам жаль молодого романтика, жаль расставаться с ним. Может быть, в его жизни что-то бы поменялось, и Ленский бы многое переосмыслил. Как знать? А Ольга, его нежная спутница, плакала недолго, она очень быстро оказалась в объятиях другого человека.

А. С. Пушкин

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.


Композиция «Евгения Онегина»

Две сюжетные линии:

1. Онегин – Татьяна:

– Знакомство – вечер у Лариных: «Пора пришла, она влюбилась…»

– Вечер с няней, письмо Онегину.

– Через два дня объяснение в саду

– Сон Татьяны. Именины.

– Отъезд в Москву.

– Встреча на балу в Петербурге через два года.

– Вечер у Татьяны. «Сомненья нет. Увы! Евгений в Татьяну, как дитя, влюблен…»

– Письмо к Татьяне. Объяснение.


2. Онегин – Ленский:

2. Онегин – Ленский:

– Знакомство в деревне: «Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали не разлучны…»

– Разговор после вечера у Лариных.

– Именины Татьяны: «Онегин поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить»

Ленский: «Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его»

– Дуэль Онегина и Ленского.





Композиция

Глава 1 – развернутая экспозиция.

Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии).

Глава 8 – развязка I сюжетной линии.

Открытость романа – важная композиционная особенность.

Необычность развязки в отсутствии определенности:

– Два пути Ленского: «Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел…»

– Развязка I линии: «И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

На долго… на всегда»


Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение.

– Два письма, композиция которых параллельна, – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения.

– Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах).

– Ось симметрии – сон Татьяны (глава 5).


Антитеза частей романа связана преимущественно с

Антитеза частей романа связана преимущественно с

раскрытием того или иного образа:

Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина.

Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа –

глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета.

Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица,

всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.


«Онегинская» строфа – 14 стихов четырех стопного ямба со строгой рифмовкой AbAb ccdd eFFe gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские). 14 строк: 4+4+4+2, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), заканчивается строфа куплетом (двустишием).



Хранили многие страницы a

Хранили многие страницы a

Отметку резкую ногтей; b

Глаза внимательной девицы a

Устремлены на них живей. b

Татьяна видит с трепетаньем, c

Какою мыслью, замечаньем c

Бывал Онегин поражен, d

В чем молча соглашался он. d

На их полях она встречает e

Черты его карандаша, f

Везде Онегина душа f

Себя невольно выражает e

То кратким словом, то крестом, g

То вопросительным крючком… g

Онегинская строфа – гибкая форма, она позволяет передавать

разнообразные интонации, эпические, повествовательные, разговорные.


Лирические отступления

1. Обычно связаны с сюжетом романа.

2. Разный размер: от одной строчки до нескольких строф.

3. Часто заканчивают или начинают главу.

4. Используется для перехода от одного повествовательного плана к другому.

5. Появляются перед кульминационными моментами.

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое.

Пейзаж

1. Показывает ход времени в романе.

2. Характеризует духовный мир героев.

3. Часто сопутствует образу Татьяны.

Вставные элементы

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародией на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек (перед объяснением с Онегиным), сон (перед именинами и дуэлью).


Несмотря на четкость композиции, создается впечатление,

пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, целую

главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой

развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики.

построение «свободного» романа.

Слайд 2

Слайд 3

Биография А. С. Пушкина

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) - русский поэт, драматург и прозаик.

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Слайд 4

История создания романа

Создавался более 7 лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 г.Пушкин работал над романом до последних дней своей жизни. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 году.С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа.

Слайд 5

Роман (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. В романе две сюжетные линии: Онегин – Татьяна и Онегин – Ленский

Реализм - литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Слайд 6

Композиция сюжета

Глава 1 – развёрнутая экспозиция

Глава 2 – завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)

Глава 3 – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)

Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка второй линии)

Глава 8 – развязка первой линии

Слайд 7

Особенности композиции романа

  • Слайд 8

    «Онегинская» строфа

    А Мой дядя самых честных правил,
    Б Когда не в шутку занемог,
    А Он уважать себя заставил
    Б И лучше выдумать не мог...
    __________________________
    В Его пример другим наука;
    В Но, боже мой, какая скука
    Г С больным сидеть и день и ночь,
    Г Не отходя ни шагу прочь!
    __________________________
    Д Какое низкое коварство
    Е Полуживого забавлять,
    Е Ему подушки поправлять,
    Д Печально подносить лекарство...
    Ж Вздыхать и думать про себя:
    Ж «Когда же черт возьмет тебя!»

    • Перекрестная рифма (тема)
    • Смежная рифма (развитие темы)
    • Опоясывающая рифма (развитие темы)
    • Заключительное двустишие (итоговое осмысливание)
  • Слайд 9

    Сюжет

    Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

    Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

    На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

    Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

    Слайд 10

    Сюжетные линии романа

    Онегин и Ленский:

    Знакомство в деревне,
    Разговор после вечера у Лариных,
    Визит Ленского к Онегину,
    Именины Татьяны,
    Дуэль (Ленский погибает).

    Онегин и Татьяна:

    Знакомство с Татьяной,
    Разговор с няней,
    Письмо Татьяны к Онегину,
    Объяснение в саду,
    Сон Татьяны. Именины,
    Посещение дома Онегина,
    Отъезд в Москву,
    Встреча на балу в Петербурге через 2 года,
    Письмо к Татьяне (объяснение),
    Вечер у Татьяны,

    Слайд 11

    Система образов романа

  • Слайд 12

    Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.

    Слайд 13

    Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина.

    Слайд 14

    Ольга Ларина, её сестра - обобщённый образ типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.

    Слайд 15

    Владимир Ленский - сам Пушкин или скорее его идеализированный образ. Влияние на этот образ оказал также немецкий студент Карл Занд, которому Пушкин посвятил стихотворение «Кинжал».

    Слайд 16

    няня Татьяны - вероятный прототип - Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина.

    Слайд 17

    Автор произведения - сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы“ - на, вот, возьми её скорей»). Пушкин даже изобразил себя рядом с Онегиным на берегу Невы (см. изображение) и хотел поместить этот и ряд других рисунков в качестве иллюстрации к роману в стихах, но не удалось найти общий язык с издателями журнала «Невский альманах». Сам Пушкин отозвался на это несколькими ироничными эпиграммами.

    Посмотреть все слайды

    Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении предполагается экспозиция произведения, то есть описание места действия, знакомство с героями, завязка сюжета, его кульминация и развязка.

    В соответствии со строгими литературными канонами написан и роман в стихах «Евгений Онегин». В романе 8 глав. Глава первая намечает экспозицию. Начинается она размышлениями главного героя – Евгения Онегина, который находится в пути к деревне своего дяди. Дорога долгая, и автор позволяет себе лирические отступления, помогающие читателю понять, в какое время происходят события данного романа. Таким образом, намечается время и место действия. Одновременно Пушкин знакомит нас со своим героем, рассказывает о его воспитании, интересах, характере.

    Вторая глава продолжает экспозицию, она знакомит читателей с другими героями описанной Пушкиным истории – семейством Лариных, Владимиром Ленским, которым предстоит стать главными действующими лицами сего произведения.

    В 3-й главе происходит завязка сюжета. Онегин, успевший подружиться с молодым помещиком и завидным женихом — , сначала напрашивается, а потом и приезжает в гости к Лариным. Здесь его замечает старшая дочь Лариных, Татьяна, которая влюбляется в него. В этой же, третьей главе она пишет Онегину письмо. Сюжет начинает развиваться.

    В четвертой главе происходит объяснение Онегина с Татьяной, в котором Евгений, по сути, отверг нежные чувства провинциальной девочки. Татьяна предается грусти, Владимир Ленский, напротив, счастлив с .

    Так наступает зима, подходят святки. Приближается кульминация романа – ее самый напряженный момент. Предваряет кульминацию . Он как бы готовит читателя к предстоящим в романе событиям: празднику именин, ссоре Ленского с Онегиным и дуэли, на которой Ленский был убит.

    Онегин понимал, что все можно было исправить, что он был неправ в отношении Ленскому. Пусть Ленский проявляет горячность, он молод, и ему простительно. Но он, Онегин ведь старше и мудрее. Все можно было бы исправить, но…

    в это дело
    Вмешался старый дуэлист;
    Он зол, он сплетник, он речист…
    Конечно, быть должно презренье
    Ценой его забавных слов,
    Но шепот, хохотня глупцов…»
    И вот общественное мненье!
    Пружина чести, наш кумир!
    И вот на чем вертится мир!

    И вот это самое общественно мнение не позволило Онегину сделать шаг к примирению.

    Онегин выстрелил первым. Казалось, что он даже не целился. Или оказался более опытным стрелком? Как бы там ни было, Ленский погиб, не успев сделать своего выстрела.

    За кульминацией следует развязка сюжета. И надо заметить, что развязка весьма напряженная, особенно последние стихи, где описана встреча Онегина и Татьяны наедине. Впрочем, мы забегаем вперед.

    Глава седьмая рассказывает о сестрах Лариных, о том, что стало с ними после гибели Ленского. вскоре вышла замуж за улана и уехала с ним к месту его службы. Татьяна осталась одна. Она несколько раз посещала имение Онегина, где с разрешения ключницы пользовалась его библиотекой, читала книги с его пометками. И это времяпрепровождение в усадьбе Онегина позволило ей понять душу любимого ею человека.

    Тем временем родственники и соседи были озабочены тем, что Татьяна засиделась в девушках, а ей пора было выходить замуж. На семейном совете решили везти ее в Москву на ярмарку невест.

    Последняя 8-я глава повествует о встрече Татьяны, ставшей супругой пожилого князя, приближенного ко двору, генерала царской армии, и Онегина. В этой же главе рассказывается о любви Онегина к Татьяне. Роман заканчивается разговором Татьяны с Онегиным, во время которого молодая светская дама преподнесла Онегину урок.

    Я вышла замуж. Вы должны,
    Я вас прошу, меня оставить;
    Я знаю: в вашем сердце есть
    И гордость и прямая честь.
    Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.

    Роман заканчивается звоном шпор вернувшегося князя. В этом звоне слышится готовность хозяина дома в любой момент защитить честь своего имени, и любимой супруги.

  • Рекомендуем почитать

    Наверх