Перспектива. Виды перспективы. Презентация - умк для начальной школы "перспектива" и каковы правила построения

Кустарники 30.07.2021
Кустарники

Учебно-методический комплекс

Автор программы
Людми́ла Гео́ргиевна Пе́терсон) - российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования, почётный работник высшего профессионального образования РФ. В 2002 году награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования.

Цель: создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.
Цель и задачи УМК

Задачи: Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей. Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Программа Перспектива обеспечивает: доступность знаний и качественное усвоение материала всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Основополагающими принципами комплекса являются: Гуманистический принцип историзма коммуникативный принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

УМК сконструирован на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Все компоненты УМК «Перспектива» прошли широкую практическую апробацию в различных регионах России с положительными результатами, что придает решению поставленных перед образованием задач надежность, системность, прогнозируемость, результативность.

Образовательная среда УМК «Перспектива», с одной стороны, обеспечивает удовлетворение всех базовых потребностей детей - безопасности, причастности, самоутверждении, а с другой – актуализирует фундаментальную потребность в воспитании своих сил, реализации своего потенциала.

Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей 1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возрастных, психологических особенностей развития детей

3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна дать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговой формы общения.

6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способности к систематическому подбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Методическое обеспечение УМК Предметное содержание учебников и система методического обеспечения направлены на: Приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход к работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; неформальный, занимательный характер вопросов; полноту средств, формирующих сложные умения к работе с текстом


Перспектива (от лат. perspicere ясно видеть, постигать) в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на плоскости. Перспектива в рисунке - способ изображения объемных фигур, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств для усиления выразительности образов.








Перспектива бывает линейная, воздушная и обратная. Линейная перспектива это способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины. Линейная перспектива наиболее традиционна, т.к. отвечает естественному восприятию окружающего мира.




Обратная перспектива способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя. Этот вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи и фресках. Центр мира при этой проекции помещался внутрь художника и зрителя и параллельные линии сходились не снаружи, а внутри наблюдателя. Из двух одинаковых предметов большим при изображении пространства на плоскости в этой системе оказывался тот. который располагается дальше от зрителя.




Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.







Перспектива
Презентация по
изобразительно
му
искусству
для 5-7 классов
общеобразоват
ельной школы.
Автор: Серова Н. Ю.
учитель изо школы
№ 424 г. Кронштадта Историческая справка
Линейная перспектива
Определение и основные понятия
Фронтальная перспектива
Законы линейной перспективы
Угловая перспектива
Построение перспективы в изображении
интерьера.
Перспектива в натюрморте
Перспектива в пейзаже
Значение линии горизонта
Воздушная перспектива

Ортогональная живопись Древнего Египта.
Ортогональная перспектива передаёт без
искажений контуры реального предмета.

Ортогональные проекции не передавали глубину
реального пространства.

Особый вид перспективы использовали древнерусские
живописцы в иконах и фресках. Они рисовали параллельные
линии расходящимися вдали, а не сходящимися т. е. в
обратной перспективе.
Рублёв Троица Ветхозаветная

Линейная перспектива эпохи Возрождения
Перспектива лучший приём передачи видимого. Для Возрождения
наиболее характерна линейная перспектива. Линия горизонта и
главная точка картины стали важнейшими инструментами художника.
Главная точка картины становится смысловым центром картины.

В картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» таким центром является
правый глаз Христа. Вся картина построена на линиях исходящих из этого
центра. Картина имеет строгую вертикальную симметрию. Леонардо да
Винчи, как и многие художники Возрождения старался не просто показать
глубину пространства, но и как бы вычислить эту глубину.

В живописи Возрождения нашёл
отражение пробуждающийся интерес
к науке. Это и принесло линейной
перспективе такую популярность и
звание единственно правильной и
непогрешимой.
Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль. Афинская школа

В эпоху Возрождения впервые создали математически
строгое учение о способах передачи пространства, назвав
его системой перспективы.
Пьетро делла Франческа «Городской пейзаж с изображением
идеального города

Перспектива
– perspicere- в переводе с
латинского означает:
Система изображения на плоскости
пространства и объёмных тел.
В зависимости от точки зрения
изменяется вид любого
предмета. Такое изменение
видимой формы и величины
предмета называют
перспективным искажением или
сокращением. Наука изучающая
это явление называется
перспективой.
А.Дюрер «Художник рисующий портрет
при помощи перспективного экрана.
ясно вижу

Основные понятия
Видимый горизонт – это линия на которой
сходятся земля и небо.
Линия горизонта –воображаемая прямая, условно
находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
Линии схода – линии образующие края формы
объекта с учетом их удаленности от наблюдателя
Точка схода –точка, в которой соединяются
линии схода
Уровень горизонта – это уровень на котором
находятся глаза художника относительно рисуемого
объекта вне зависимости от того на каком
расстоянии от земли вы находитесь

Фронтальная перспектива
построение по 1 точке схода

Линия горизонта
Точка схода

Линия горизонта
Точка схода

Законы линейной перспективы

Удаляющиеся от нас параллельные линии сходятся в
одной точке, которая находится на линии горизонта.

Вертикальные линии одного размера по мере удаления,
приближения к точке схода, становятся меньше и расстояние
между ними сокращается.
Как правильно рассчитать расстояние?

Высота каждого столба делится пополам и середина помечается
точкой. Через срединные точки проводится прямая линия. Из
верхней точки первого столба проводится линия через середину
второго столба. Пересечение этой линии с нижней линией схода
даст точку из которой рисуем следующий столб.

. Сислей. Улица Севр в Лувесьенне., 1873 г. А
Одинаковые по размеру предметы изображаются разными по величине:
удалённые – меньше, расположенные ближе к зрителю – крупнее.
Удалёные предметы размещаются на листе выше приближенные – ниже.

Деревья кажутся уменьшающимися, а река более узкой по
мере их удаления и на линии горизонта превращаются в точку.

И. Левитан «Осенний день. Сокольники».

Угловая перспектива
Построение по 2 точкам схода

Точка схода
Линия горизонта
Точка схода

Объект располагается на линии горизонта, в этом случае мы не видим
верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Если объект расположен ближе к
зрителю – точки схода приближаем друг к другу и делаем линии схода круче.

Объект располагается над линией и под линией горизонта, в
этом случае видимых сторон уже три из шести.

Проводим перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой
стороны куба На этом перпендикуляре отмечаем нужную высоту верхней
точки крыши. Проводим от неё косые линии- скаты крыши. Затем соединяем
верхнюю точку с точкой схода. Находим точку схода для дальней линии ската
крыши, он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Перспектива в интерьере

А. Венецианов. В мастерской художника.

А. Венецианов. Гумно

А. Венецианов.
Почтовая станция.

Перспектива в натюрморте.

Перспектива в пейзаже

С. Щедрин. Вид Неаполя.

С. Щедрин Веранда обвитая виноградом.

И. Левитан. Владимирка

Значение линии горизонта
В изобразительном искусстве линия горизонта является
важнейшим средством художественной выразительности.
Высокая линия
горизонта
даёт возможность показать
глубину далёкого
пространства, разместить на
нём множество фигур. Мы
приподнимаемся, парим над
миром и воспринимаем
события немного
отстранённо.

П. Брейгель Охотники на снегу

Высокая линия горизонта подходит для пейзажей с
изображением бескрайних просторов, степей, полей, для
выявления большой глубины пространства, показывает
многоплановость.

Рылов. Полевая рябинка

В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле

Ван Гог. Улица в Сент-Мари

Низкая линия горизонта

При горизонте, проходящем у нижнего края картины мы смотрим на
изображение
снизу вверх, располагаясь почти у основания
предметов.
Поэтому
предметы
и
фигуры
приобретают
величественность и торжественность. Изображение нас удивляет и
восторгает, а иногда подавляет своей монументальностью.

Низкая линия горизонта подчёркивает мощь и
величие предметов переднего плана, выразит эффект
лёгкости, наполнения пейзажа воздухом.
И. Грабарь. На озере

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Точки схода Основы линейной перспективы

Вступление. Фронтальная перспектива. Угловая перспектива. Трехточечная перспектива. Заключение. План

В изобразительном искусстве объект, в основе формы которого лежит прямоугольный параллелепипед, имеет 1, 2 или 3 точки схода в зависимости от его расположения относительно взгляда наблюдателя и плоскости картины

Одна (главная) точка схода используется во фронтальной перспективе, когда плоскости, формирующие каркас объекта, расположены либо параллельно плоскости катины, либо – перпендикулярно ей, то есть объект расположен «прямо» по отношению к взгляду наблюдателя. Фронтальная перспектива

В этой ситуации линии, параллельные плоскости картины, остаются параллельными, а линии, перпендикулярные ей, сходятся в одной точке на линии горизонта. Такая точка и называется главной точкой схода. Главная точка схода

Р Фронтальная перспектива куба

Фронтальная перспектива комнаты

Перспектива улицы

Возможно различное положение объекта относительно линии горизонта.

Косоугольная (угловая) перспектива Угловая перспектива объекта возникает, когда объект расположен на горизонтальной плоскости, но повернут относительно плоскости картины.

Косоугольная (угловая) перспектива В косоугольной перспективе только вертикальные линии сохраняют параллельность, в то время как остальные сходятся к горизонту. В результате получается два пучка сходящихся линий в соответствующие две точки схода.

Здесь также возможно различное положение объекта относительно линии горизонта.

Точки схода находятся на линии горизонта. Расстояни между ними зависит от расстояния от наблюдателя до плоскости картины. Чем дальше находится наблюдатель, тем дальше точки схода.

От расстояния между точками схода зависит восприятие объектов

1. Если размещать дистанционные точки схода достаточно близко друг к другу создается ощущение, что объекты угрожают вам - впечатление скорее драматическое. 2. Более "нормальный" вид создается, если одна из точек схода (или обе) выходит за пределы рисунка. 3. Чем дальше точки схода расходятся в стороны, тем меньше видимых искажений зритель увидит на законченном рисунке. Пояснение к предыдущему слайду

Угловая перспектива интерьера

Угловая перспектива улицы

В реальном рисовании обычно встречатся смешанные варианты: одни объекты расположены фронтально, другие под различным углами

В таких ситуациях используюся различные вспомогательные точки схода для конкретного объекта

Три точки схода Такая перспектива используетя, когда объект находится не только под углом к наблюдателю, но и на наклонной поверхности относительно направления взгляда наблюдателя (либо взгляд наблюдателя под углом к поверхости земли).

Часто третья точка схода необходима для изображения высотных зданий снизу или с «высоты птичьего полета».

Такую перспективу называют трехточечной. В английском языке, когда третья точка схода находится вверху, используется термин Worm"s Eye perspective . Worm"s Eye (дословно) - взгляд червяка. Сравните: в русском языке есть термин «лягушачья перспектива», означающий изображение с очень низкой линией горизонта, когда объекты «возвышаюся» над наблюдателем.

В изобразительном искусстве объект, в основе формы которого лежит прямоугольный параллелепипед, имеет 1, 2 или 3 точки схода в зависимости от его расположения относительно взгляда наблюдателя и плоскости картины. Во фронтальной и угловой перспективе точки схода лежат на линии горизонта, в трёхточечной – одна из точек находится наверху или внизу картины (обычно за ее пределами). При изображении различных объектов обычно встречатся смешанные варианты: одни объекты расположены фронтально, другие под различным углами В таких ситуациях используюся различные вспомогательные точки схода для конкретного объекта. Подводим итоги

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка к уроку изобразительного искусства на тему "Правила линейной и воздушной перспективы" включает себя подробный план-конспект урока и презентацию с наглядным материалом....

Терминологический диктант "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.Освещение"(6 класс)

Терминологический диктант для 6 класса по изобразительному искусству состоит из 20 вопросов освещающие темы по линейной перспективе, освещение....



















1 из 18

Презентация на тему: Перспектива в изобразительном искусстве

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Что такое перспектива? Перспектива (фр. perspective от лат. perspicio - ясно вижу) - 1. Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) 2. Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

№ слайда 4

Описание слайда:

История понятия перспективы Привычная современным людям прямая линейная перспектива - плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации).

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Тональная перспектива: Тональная перспектива - понятие техники живописи, способ передачи светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов. Тональная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи. В некоторых случаях под тональной перспективой понимают такой вид изображений, который может иметь место при изображении предмета с большой высоты или снизу. Тональная перспектива отличается наличием точки схода для вертикальных граней, расположенных ниже или выше линии горизонта.

№ слайда 7

Описание слайда:

Прямая линейная перспектива Вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскурой с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

№ слайда 8

Описание слайда:

Прямая линейная перспектива С учетом того, что линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи - росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов.

№ слайда 9

Описание слайда:

Прямая линейная перспектива На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой. Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине. В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы. В большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх

№ слайда 10

Описание слайда:

Обратная линейная перспектива Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.

№ слайда 11

Описание слайда:

Обратная линейная перспектива Среди причин ее появления самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу - ложной. Однако такое определение не является научным, поскольку согласно предложенным академиком Раушенбахом результатам исследований изображений, получаемых человеческим глазом и преобразуемых мозгом, любая перспектива научна, так как имеет строгое математическое описание, то есть математически равноценна. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Аксонометрия (от греч. axon - ось и metreo - измеряю) один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрию иначе называют параллельной перспективой. Как и обратная перспектива, она долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Описание слайда:

Сферическая перспектива Вид перспективы, где несколько точек зрения; присутствуют также наклон вертикальных осей к центру и разворот плоскостей к переднему плану. Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Рекомендуем почитать

Наверх