Периодичность проведения специальной оценки труда. Сроки проведения соут, ее периодичность и устранение нарушений. Плюсы от своевременного проведения

Комнатные растения 16.09.2024

25.09.2018 8:33:00

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда - один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли...

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда - один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.

Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся:

- работники, трудящиеся дома (надомники) ;
- работники, трудящиеся дистанционно ;
- сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП .

В отношении некоторых рабочих мест по отдельным видам деятельности специальная оценка условий труда осуществляется с учетом некоторых особенностей, которые устанавливаются Минтрудом России. Так, например, особенности проведения установлены для некоторых категорий медработников, творческих работников театров, цирков и так далее.

СРОК ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится компаниями-работодателями не реже одного раза в пять лет, в некоторых случаях данный срок может составлять 6 и 12 месяцев. Большая часть работодателей (условия труда у которых не являются опасными или вредными), могут проводить оценку условий труда этапами и

завершить ее проведение до конца 2018 года

Однако результаты специальной оценки являются действительными до момента, когда условия труда были изменены. Законодательством установлен ряд случаев, когда компания - работодатель обязана провести незапланированную оценку условий труда работников, таким образом, сроки проведения оценки условий труда будут сокращены. Так, в течение года (двенадцати месяцев) необходимо провести незапланированную проверку условий труда работников в случае, если:

- в эксплуатацию вводится новое рабочее место (под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте; как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место);
- были изменены условия труда (замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника).

Сроки проведения специальной оценки условий труда могут быть еще короче - полгода (6 месяцев) со дня, когда имели место быть следующие случаи:

Если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
- если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
- если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки.

Таким образом, специальная оценка условий труда (сроки проведения) могут отличаться при возникновении некоторых случаев. Стоит учитывать, если до начала 2014 года (1 января 2014 года) предприятие проводило аттестацию рабочих мест в установленном порядке, то специальную оценку условий труда оно имеет право не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (если не возникнут причины для проведения внеплановой оценки).

Источник публикации:

Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест ( (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.

Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.

Итак, первый этап – назначение членов и утверждение . Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.

Далее заключается договор с . С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.

В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета .

Какие сроки предлагает рынок услуг СОУТ?

На рынке определяющими факторами для работодателей является не столько качество подготовки документов, сколько цена и оперативность. В ряде случае она даже приобретает эффект «стрелы». К примеру, проведение и подготовка результатов работ за 3 дня. Мы решили уточнить у компетентных лиц, возможно ли провести СОУТ за столь короткий срок?

Алексей Анохин , начальник отдела организационного развития ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России»:

Цитата: ‘Думаю, что за 3 дня провести весь комплекс работ и подготовить отчет о проведении СОУТ можно только при небольшой штатной численности организации, и сложности рабочего места (например, офисные места), где будет проводиться СОУТ, и при многочисленном штате задействованных сотрудников со стороны аккредитованной организации. В реалиях сегодняшнего дня, в условиях плановой экономики и экономии, навряд ли будет привлекаться столь большой штат. В процессе работы требуется исходная информация от работодателя: инструкции по технике безопасности, положения об охране труда в организации, должностные инструкции, информация по оборудованию и т.д. Учитывая занятость заказчиков, время сбора исходной документации может увеличиваться и на 10 и на 20 календарных дней. После этого эксперт на основании предоставленной информации должен осуществлять идентификацию, проводить анализ исходной документации, определять перечень ВОПФ на рабочих местах. Вторая часть работ – выезд на место для проведения замеров. Чем больше факторов, тем больше потребуется оборудования и времени’

Липин Александр Викторович , советник отдела политики охраны труда Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства:

Цитата: ‘Сроки проведения специальной оценки зависят от количества рабочих мест, от конкретной ситуации в каждой организации. Потенциально возможно провести СОУТ за три дня, но это только на одном рабочем месте и здесь имеется ввиду проведение замеров, идентификации, так как подготовка документов, согласование результатов с членами комиссии займет много больше времени. Соответственно общее время все же увеличится. Документов, которые регламентировали бы точное время, на сегодняшний день нет, поэтому вопросы этапности реализации процедуры пока остаются в рамках гражданско-правовых отношений между организацией, оказывающей услуги по спецоценке, и работодателем’

Специалисты Роструда также выразили солидарность по данному вопросу, указав на то, что сроки проведения работ должны соответствовать действительности.

Следующим немаловажным вопросом в отношении сроков проведения СОУТ является периодичность проведения процедуры. Законом регламентировано – 1 раз в 5 лет. Но уже к моменту окончания действующих результатов, необходимо будет подготовить новые и подать эти документы в ГИТ. Поэтому необходимо делать оценку как минимум за 2 месяца до завершения результатов. В случае, если меняется адрес предприятия, технологический процесс, оборудование, вводятся новые должности в штат, работодатель уже проводит СОУТ в течение 6 месяцев для тех мест работников, которых эти изменения коснулись.

Согласно части 6 статьи 27 Закона Российской Федерации № 426-ФЗ, график проведения СОУТ может быть поэтапным и завершиться не позже 31 декабря 2018 года. Мы предлагаем вашему вниманию рекомендации по составлению графика и образец, подготовленный экспертами.

Читайте в нашей статье:

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Процедура проведения СОУТ должна быть начата не позже II квартала 2017 года. Но есть исключение – в части 4 статьи 27 закона № 426-ФЗ. Если к моменту вступления в силу данного закона – 1 января 2014 года – на предприятии была проведена АРМ по условиям труда, то ее результаты будут действительны 5 лет.

Срок проведения очередной СОУТ должен быть исчислен от даты утверждения результатов АРМ приказом руководителя, а не с даты заключения договора с оценивающей организацией.

Многие юридические лица и индивидуальные предприниматели были созданы, учреждены после , и не застали АРМ. Многие работодатели вообще не знают, что такое АРМ.

Как определить срок проведения спецоценки тем организациям, в которых аттестация рабочих мест не проводилась вообще? Можно ли им тянуть с проведением СОУТ до 31 декабря 2018 года? Нет, нельзя.

В общем случае, работодатели должны завершить работы по проведению спецоценки в срок до 31 декабря 2018 года. пятилетний срок для того, чтобы все организации и ИП успели провести СОУТ по новому, отличному от аттестации рабочих мест, порядку.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Руководитель организации должен изучить процедуру специальной ОТУ во время обучения по охране труда по 40-часовой программе в учебном центре Минтруда России.

Там, где законом установлено право на досрочные пенсии за работу во вредных для здоровья условиях труда, СОУТ должна быть проведена не позже окончания сроков последней проведенной АРМ. Также она должна быть проведена на тех рабочих местах, где предыдущая АРМ показала вредные и опасные условия труда.

Поэтому организациям, которые были зарегистрированы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП уже после того, как был принят , срок специальной оценки составляет 1 год создания рабочих мест. Это не дата утверждения штатного расписания, а дата приема на работу наемного персонала. Именно поэтому СОУТ на вакантных местах не проводится.

Ответственность за нарушение сроков проведения спецоценки УТ

Не нужно дожидаться проверки инспекторов Рострудинспекции. Да, штраф за непроведение СОУТ возлагается на организацию, как за процедуру, и не суммируется по количеству рабочих мест, но штраф по в сумме 50-80 тысяч рублей заставит все-таки проводить СОУТ. Если нарушение станет рецидивом в течение срока исковой давности – 12 месяцев (), то работодатель может лишиться работы – его дисквалифицируют по решению суда.

После этого каждый новый работодатель дисквалификанта должен будет извещать Роструд, что принял на работу такого работника. Теперь посчитайте вероятность приема на работу руководителем после такой сомнительной рекомендации.

Плюсы от своевременного проведения

Работодатель должен понимать, что СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест в целях снижения нагрузки на бизнес. Там, где работодатель несет затраты на покупку нового оборудования, на реконструкцию технологических линий, где бизнес инвестирует в создание безопасных рабочих мест, должны стать меньше тарифы взносов во внебюджетные фонды РФ – в пенсионный фонд и в фонд соцстраха.

Также может быть предоставлена возможность не платить компенсации к окладу и не предоставлять .

Процедура проведения СОУТ намного легче аттестации рабочих мест, и с этим согласятся все старые инженеры по охране труда, теперь уже специалисты по ОТ. Порядок спецоценки по 426-ФЗ намного логичнее и прозрачнее. У работодателя появилось больше возможностей влиять на результат, ведь там, где условия труда находятся под неусыпным контролем, эксперту не удастся оценить рабочее место «по установленной мощности».

Если работник трудится во вредных условиях труда меньше, чем 50% при восьмичасовом рабочем дне или сорокачасовой рабочей неделе, вредный класс УТ не будет установлен по данному фактору. Поэтому работодатель должен доказать экспертной организации, что электрогазосварщик действительно трудится со сварочными аэрозолями всего 2 часа чистого операционного времени. Все остальное время он занимается подготовительно-заготовительными и вспомогательными, обслуживающими процессами. Раньше это было невозможно.

Легче стало жить и медикам. Раньше для того, чтобы им был установлен по биологическим факторам, нужно было доказать превышение ПДУ, проводить многочисленные дорогостоящие измерения. Теперь же класс вредности устанавливается только при самом наличии этого фактора, независимо от времени работы в этих условиях, без измерений, для всех медицинских и немедицинских работников, контактирующих с патогенными микроорганизмами.

Каждый медик – будь то фельдшер предрейсового медосмотра в организации, будь то врач, занимаются медицинской деятельностью, поэтому должны получать компенсации за свой рискованный и тяжелый труд. Это тоже завоевание СОУТ – сделать процедуру понятной для каждого работника. 426-ФЗ обязал работодателя проводить с работниками разъяснение по оценке их рабочих мест.

Сроки внеплановой спецоценки

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение . Если были созданы новые РМ, то еёТ проводят в течение 12 месяцев. Если было получено предписание инспектора Рострудинспекции, то СОУТ проводится не позже 6 месяцев после постановления.

Уведомить работников об изменении условий труда на их рабочих местах нужно сразу после утверждения отчета о СОУТ. С этой же даты должно начинаться начисление гарантий и компенсаций.

А вот отменять льготы не торопитесь. Для этого работник должен быть уведомлен за 2 месяца о том, что условия труда на его рабочем месте изменились в лучшую сторону, и льгот он больше не получит.

Декларировать его рабочее место нельзя. Поэтому и при 2 классе условий труда работник должен расписаться в . При этом работодатель должен доказать, что условия труда действительно изменились в результате: переезда в новый офис, модернизации оборудования, применения безопасных технологий, улучшения оснащения помещений цехов и мастерских, т.е. действительно устранено вредное воздействие производственного фактора. В противном случае, суд или ГИТ восстановят справедливость.

Государственная экспертиза СОУТ не может установить льготы и гарантии. Для этого работодатель должен снова провести оценку на рабочих местах – уже внеплановую, и не в течение года, а в течение 6 месяцев после заключения экспертизы или судебного решения. За экспертизу будет платить виновная сторона в порядке регрессного иска к ответчику со стороны истца – работника.

График проведения специальной оценки условий труда

Как было указано выше, у работодателя довольно сжатые сроки на проведение СОУТ. Во-первых, много времени уйдет на . График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении СОУТ или оформлен в качестве приложения к нему. Если приказ можно издать за один день, то за один день не улучшить разом условия труда в каждом цехе, в каждом участке или на каждой стройплощадке. Все это – материальные затраты.

Если подойти к СОУТ безответственно, то и расплата будет соответствующая – эксперты очень дорожат своей аттестацией, ее трудно получить, но потерять – очень легко, одна промашка, один шаг в сторону работодателя, одна уступка, и эксперт потеряет свой статус безвозвратно.

Поэтому никто не пойдет на сделку с нерадивым работодателем. И эксперт, увидев фактическое состояние условий труда, выставит . Там, куда эксперта не пустят в связи с «опасностью работы», эксперт выставит подкласс 3.4 или опасный 4 класс.

Поэтому дешевле, хотя и дольше, обойдутся работодателю смена ламп освещения, устройство вибро- и шумоподавляющих стеновых панелей, половых покрытий, переход с тяжелого и травмоопасного физического или механического труда на роботизированный. Но делать это нужно. Это – обязанность работодателя, указанная в 212 статье ТК РФ.

Затраты на улучшение условий труда позволят возместить одну пятую затраченных средств из взносов в . Это тоже должно стимулировать работодателя вкладываться в охрану труда, ведь это выгодно в среднесрочной перспективе.

внимание

График СОУТ нужно разработать с запасом времени, чтобы его хватило на устранение нарушений требований охраны труда.

По пролонгации декларации спецоценки поясняем следующее. Многие работодатели уверены, что если на их рабочих местах установлен класс 1 и 2, то СОУТ можно не проводить 10 лет. Но это не так.

Действительно, если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного , если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований условий труда, и оценку УТ на данных рабочих местах проводить не нужно.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Поэтому не нужно включать в декларацию все места «скопом». При НС или профзаболевании, после проведения внеплановой проверки, в течение 10 дней в Госреестре будет установлена отметка об аннулировании СОУТ.

Не следует забывать, что если произошло изменение в типовых нормах выдачи СИЗ, если были , если поступило заявление от работника на оценку его рабочего места заново, если инспектор Рострудинспекции во время плановой проверки не согласился с тем, что данной профессии у работника допустимый класс УТ, то должна проводиться внеплановая СОУТ.

Если у работника с оптимальными условиями труда СОУТ была проведена при мониторе с электронно-лучевой трубкой (такие мониторы очень живучи в вычислительных НИИ), и произошла замена на дискретный монитор, то требуется внеплановая спецоценка.

Если в цехе заменили освещение с лампового на спиральное, то это изменение напрямую воздействует на условия труда, и СОУТ должна быть проведена. Если вместо отечественного конвейера работодатель установил импортный, то оценка должна быть проведена заново. Поэтому никто не будет выдерживать десятилетний срок, и в первую очередь – работники, которые хотят и за вредные, с их точки зрения, УТ, и доплату к окладу.

Нормативного правового документа, который бы определял календарные даты на каждый этап СОУТ, нет. Работодатель должен исходить из своих производственных возможностей. В конечном итоге, сроки зависят от местных условий – общего количества рабочих мест, процента аналогичных рабочих мест, условий труда, сменности и т.п.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

Наименование мероприятия

Срок проведения

Утверждение приказом состава комиссии по проведению СОУТ

Составление перечня рабочих мест и времени занятости в условиях ВОПФ

Утверждение графика и ознакомление с ним членов комиссии

Подготовка для экспертов документов, характеризующих производственный процесс на РМ. Разъяснительная работа с персоналом по порядку проведения СОУТ на их рабочих местах, ответ на вопросы

Выбор аккредитованной организации, заключение договора

Идентификация ВОПФ

Лабораторно-инструментальные замеры уровней ВОПФ

Составление отчета

Ознакомление и подписание отчета членами комиссии

Утверждение отчета и подписание акта приемки работ

Назначение льгот и компенсаций. Внесение информации о классе условий труда, льготах и компенсаций в трудовые договора

В день утверждения отчета

Ознакомление работников с результатами в картах СОУТ и в декларациях

Подача декларации на РМ с 1,2 классом и на те РМ, где вредные условия труда не идентифицировались

10 дней после утверждения отчета

Размещение сводной ведомости СОУТ на корпортале

10 дней после утверждения отчета

Внесение изменений об УТ в трудовом договоре об отмене гарантий

2 месяца после уведомления

Сроки проведения СОУТ

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Обязанность работодателя – это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить , а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее – РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.

На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:

    надомников;

    дистанционных работников;

    лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Какие сроки проведения СОУТ?

Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.

«Плановая» («первичная») СОУТ

В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Внеплановая СОУТ

При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:

    В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее – ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;

    В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

    В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

    В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда

Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?

Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.

Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?

Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.

За что еще возможно наложение штрафа?

1. Нарушение порядка проведения СОУТ:

a. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

b. Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1-4 статьи 9 426-ФЗ)

c. Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

d. Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)

2. Нарушение сроков при проведении СОУТ:

a. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

b. Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)

c. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

d. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

3. Невыполнение мероприятий, разработанных экспертной организаций, которые могли улучшить условия труда на рабочих местах работодателя.

Сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Рекомендуем почитать

Наверх