Открытый урок по ИЗО: Натюрморт. Открытый урок по ИЗО: Натюрморт Презентация на тему фотографии натюрмортов

Своими руками 30.07.2021
Своими руками

МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Презентацию выполнила:

учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

Что такое натюрморт?

Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

самых первых выделился цветочный натюрморт в

произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой

уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

употребляться для обозначения жанра в середине XVII

века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Урок ИЗО

На тему: Натюрморт.

Вид урока : рисование с натуры.
Цель урока: научить рисовать натюрморт.
Задачи: - дать представление о натюрморте;- научить построению рисунка с натуры;- способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;- обучать учащихся навыкам самоконтроля.
Оборудование: Для учителя : муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы «Контрастные цвета», «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага, акварельные краски, кисти, карандаш, стирательная резинка, банка с водой, салфетки.Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, стирательная резинка, салфетки, рамки для кадрирования.

Ход урока:

Этап урока

    Определение натюрморта (понятие)

    Показ репродукций на доске.
Поль Сезан «Натюрморт с кустом герани и фруктами»

Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»

Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».

Винсент Ван Гог «Натюрморт».

Валентин Серов «Девочка с персиками»

Кузьма Петров-Водкин «Яблоки»

    Молодцы, все правильно.

    Теперь послушайте, что же такое натюрморт (Слайд 4) :

Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Т.о., натюрморт – это такой жанр в живописи.

    Известные живописцы часто обращались к этому жанру, они любят этот жанр за то, что в нём можно использовать яркие краски, получать необычайные сочетания цвета:

    Французские художники : Жан Батист Шарден, Поль Сезанн, Анри Матис; Пьер Ренуар. Испанский художник Франсиско де Сурбаран; Русские художники Валентин Серов (мы с вами писали сочинение по его картине); Кузьма Сергеевич Петров-Водкин . Нидерландский художник Винсент Ван Гог (показ репродукций).

Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история –художники запечатлили на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое).

    Постановка натюрморта

    Композиция
    Кадрирование
    Контрастные цветовые пары.


    Построение рисунка








Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт (Слайд 5) :
- Посмотрите – фоном является драпировка . Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки.
- Итак, на стул мы весим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком – ткань светлого цвета. (Учитель на стул весит ткань сначала темного, а рядом – светлого оттенка).
- Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот).
- Теперь давайте вы самостоятельно составите ещё один натюрморт. Паша и Женя, выходите к доске.(Это нужно для того, чтобы ракурс (вид) у всех при рисовании был примерно одинаков).
-Хорошо, наши натюрморты составлены. Теперь я расскажу вам, как его изобразить на листе бумаги.
Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску 3 таблицы с рисунками:

    Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?
Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. На третьем рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Второй рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.-Для правильного расположения на листе, и чтобы не допусткать таких ошибок, мы с вами можем использовать приём, который называется «кадрирование». Делается это с помощью таких вот рамочек. (Лежат на партах учащихся). (Слайд 6) Учитель показывает как пользоваться рамочкой. Это нужно для того, чтобы выделить из окружающей картинки собственно натюрморт; фокусирует наше восприятие более точно).- Держите в левой руке (если правша), один глаз можно закрыть, и смотрим сквозь рамку на наш натюрморт, как показано на слайде.
-Как должен быть расположен альбом, вертикально или горизонтально?
-Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст – значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ не репродукциях одновременно) .

В каком ряду ярче цвет? В верхнем или нижнем?
- Итак приступим. Делаем всё вместе со мной – не спешим, и не отстаём.- Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты.- Затем необходимо провести сверху вниз центральную линию.-Затем намечается нижний край яблока.-Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже груши?- Намечаем нижний край груши.-Какое яблоко по форме?- Правильно. А круг хорошо вписывается в квардрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квардрат, и внутрь него вписываем круг.-Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается?-Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу.- Вспомогательные линии стираем. (Всё это время учитель ходит по классу, исправляет ошибки учащихся.)

    Приступаем к живописи, т.е. к раскрашиванию нашего натюрморта. Берём в руки кисточку среднего размера и на палитре получаем нужный цвет (показывает). Всё время смотрим на наш натюрморт, цвет должен быть максимально близким как на нём.
Учитель обращает внимание на основные свойства материалов:
    Кисточку всегда класть на палитру; Акварель – чтобы получить более светлый оттенок, нужно добавить воды; Гуашь – чтобы получить более светлый оттенок, добавляем белый цвет (на палитре). Стараемся писать красками «по-сырому», чтобы получить более мягкие переходы. В традиционной живописи никогда не используется чёрный цвет, поскольку чисто чёрного цвета нет в природе – похожий цвет получаем, смешивая, например синий и зелёный. Живопись – по-сырому, по-сухому («многослойная»), примакивание.
    Беру красный цвет, смешиваю его с оранжевым на палитре… Сравниваю с натюрмортом. Если похоже, переношу его на рисунок. Обязательно нужно вначале обозначить блики – отражения света на фруктах. Эти места будут самыми светлыми, практически белыми. (Приём – осветление водой, салфеткой). Чем дальше от блика, тем цвет ярче. Падающие тени – тёмные, цвет предмета + какой-то тёмный цвет. Тени располагаются с противоположной стороны от источника света. Когда фрукт раскрашен, берём более тонкую кисть, и прорисовываем детали – черенок.

Ребята, мы заканчиваем. У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. Давайте я повешу их на доску, Саша и Геля, помогите мне.

Учитель предлагает назвать самые вкусные натюрморты (при этом без внимания не остаётся ни одна работа).Анализируя работы ребят, учитель акцентирует внимание на художественных приёмах, с помощью которых фрукты получились такими аппетитными.
- Мы использовали правила построения рисунка, правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования акварели и гуаши, использовали технику по-сырому и по-сухому…
    Я надеюсь, что вы поняли, что натюрморт это … изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта.
    Сегодня мы попробовали нарисовать натюрморт из двух фруктов, надеюсь, вам понравилось, и дома вы ещё потренируетесь в составлении натюрмортов, а также в их рисовании. А на следующем уроке мы будем учиться рисовать другие, более сложные натюрморты.
    Итак, что же такое натюрморт? (Слайд 7)
    В переменку дадите дневники, я поставлю вам оценки.

    Вы хорошо поработали, спасибо за урок! (Слайд 8).

Отмечают все работы.

Слайд 2

Цели урока:

Расширить знания детей о натюрморте Формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, Определений пропорций, в передаче светотени средствами живописи Познакомить с творчеством П.П. Кончаловского. Воспитывать любовь к прекрасному.

Слайд 3

Натюрморт(от франц.- «мертвая натура»)-это изображение неодушевленных предметов, объединенных в одну композицию В своих картинах художники обычно изображают цветы, фрукты, овощи, посуду, разнообразную снедь, предметы быта В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру, раскрывается его понимание прекрасного

Слайд 4

Правила постановки натюрморта

1.Натюрморт должен быть помещен так, чтобы нижние части предметов (основания) и их расположение на столе были бы видны. Для этого группу надо поставить ниже уровня глаз. 2. Натюрморт должен помещаться на каком-либо фоне. Фон лучше всего гладкий, спокойный и не темный – стена, картон, ткань без складок и т.п. 3. Подбирая предметы надо учитывать, насколько трудно будет их рисовать. Более трудными надо считать предметы, форма которых раздроблена мелкими деталями, украшениями и трудно воспринимается по конструкции.

Слайд 5

Драпировка Метод визирования

Слайд 6

Светотень на предмете

Блик Свет Полутень Собственная тень Рефлекс Падающая тень

Слайд 7

1. Размещение на листе.

2. Сравните фрукты по ширине и высоте, определите форму предметов. 3. Выполнить линейное построение натюрморта, нанести складки драпировки и светотени на предметах. Этапы построения натюрморта

Слайд 8

Компоновка натюрморта на листе

А. Б. В. Г. Какой из четырех рисунков содержит правильное построение натюрморта?

Слайд 9

Большую и интересную работу представляет рисование с натуры фруктов и овощей, которые наряду с цветами и листьями служат элементами орнаментальных композиций, украшающих торты и пирожные.

Слайд 10

Бесформенных предметов в природе нет, одно из свойств любого объемного тела - форма.

Слайд 11

Локальная природная окраска овощей

скромнее по сравнению с фруктами, цветовой диапазон которых необы­чайно широк. Поэтому в изображениях отдельных овощей и натюрмортов из них можно использовать цветные карандаши.

Слайд 12

Морковь Слива

  • Слайд 13

    Клубника Вишня

  • Слайд 14

    Арбуз Огурец

  • Слайд 15

    О творчестве П.П. Кончаловского

    Петр Петрович Кончаловский(1876-1956 советский живописец. Более 5000 произведений- картин, портретов, натюрмортов, акварелей создал он за 60 лет творчества. Среди его работ-портреты современников, букеты цветов, пейзажи

    МБОУ «Дубёнская средняя общеобразовательная школа»

    Урок по ИЗО в 6 классе

    «Жанр натюрморт»

    Выполнил учитель ИЗО

    МБОУ «Дубенская СОШ»

    Иванов П.Н.

    Тема: «Жанр натюрморт»

    Цель урока: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта. Формирование навыков рационального выбора точки зрения и формата для изображения натюрморта, передачи пропорций изображаемых предметов, грамотного размещения композиции на плоскости.

    Оснащение урока: Компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

    Ход урока

    1.Организационный моменты.

    А) приветствие класса.

    Б) подготовка учащихся к уроку.

    2.Сообщение темы урока.

    Если видишь, что с картины

    Смотрит кто-нибудь на нас,

    Или принц в плаще старинном,

    Или в робе верхолаз,

    Летчик или балерина,

    Или Колька - твой сосед,

    (Портрет.)

    Если видишь на картине

    Нарисована река,

    Или ель и белый иней,

    Или сад и облака,

    Или снежная равнина,

    Или поле и шалаш,

    Обязательно картина называется…

    Если видишь на картине

    Чашку кофе на столе,

    Или морс в большом графине,

    Или розу в хрустале,

    Или бронзовую вазу,

    Или грушу, или торт,

    Или все предметы сразу,

    Знай, что это… .

    (Натюрморт.)

    Слайд -2 )

    Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их- предметы быта, т.к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Но случайно ли именно эти вещи попали к вам в дом? Каждую из них выбирали вы или ваши родители, а может быть, и более старшие представители вашей семьи. Выбирали их по принципу удобства, красоты, общего стиля вашего дома. У каждой вещи, как и у человека, есть своя судьба с момента рождения и до «смерти».

    Одни вещи-аристократы. Они дорогие, красивые, занимают почетное место вашем доме. Ими гордятся, любуются, редко к ним прикасаются. Другие-труженики, наши каждодневные помощники, с которых мы иногда забываем стереть пыль, которые нередко небрежно бросаем. Есть и особые вещи в нашем доме, которые дороги по каким-то другим причинам. Какую ценность имеет мягкая пушистая варежка, с любовью связанная для вас бабушкой?

    Ученые давно доказали, что каждый предмет, созданный руками человека, несет его добрую или злую энергетику.

    Слайд- 3)




    «Натюрморт» -слово французское, означает оно буквально«мертвая природа».

    Слайд -4)

    Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

    Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.

    Слайд-5

    3.Составление натюрморта

    Слайд -6)


    Составление натюрморта- акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Композиция должна выглядеть естественной.

    Предметы в натюрморте должны быть не только родственными по назначению, но ещё и отвечать одному из главных принципов эстетической выразительности изображения- разнообразию: форм, материала, фактуры, цвета, тона и т.д.

    Слайд -7)

    Размещение предметов в натюрморте должно быть подчинено единому замыслу.

    В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.

    Обычно композиционный центр находится на втором плане. Этот главный предмет художник выделяет и контрастом светотени, и цветом, и расположением предметов.

    Очень важно решить, при каком освещении выгоднее написать натюрморт: Переднее освещение делает тени едва заметными;

    Боковое резко усиливает выпуклость объемных масс;

    Заднее придает предметам силуэтные очертания.

    Слайд-8)

    4.Рисование натюрморта.

    1.Компазиционное расположение предметов на листе бумаги.

    2.Построение перспективы и передача пропорций каждого отдельного предмета, их взаимное расположение.

    5.Живопись натюрморта

    Живопись начинается с первого- с самого яркого пятна.

    Второй план натюрморта пишется путем сравнения, через первый план. На втором плане уж не будет таких сильных цветовых и тональных контрастов, он изображается обобщеннее, широко и мягко.

    Слайд-9

    «Локальный цвет» - это основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

    При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

    Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

    При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он выставляется и обеспечивается на ярком свету.

    Слайд-10) 5. Закрепление новой темы.

    6.Самостоятельная работа учащихся.

    7.Итог урока.

    8.Домашнее задание.

  • Рекомендуем почитать

    Наверх