Особенности современной дидактики. Современная дидактическая система. Результаты исследования и их обсуждение

Ягоды 23.11.2023

Дидактическая система – это целостная структура, образованная единством целей, организационных принципов, содержания, форм, методов и средств обучения. Учёные педагоги, обобщая многообразие имеющихся дидактических систем, выделяют 3 основных: традиционная, педоцентрическая, современная. Выделение дидактических концепций (систем) произведено на основе того, как предмет и объект дидактики: в традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание

Традиционная дидактическая система связана в первую очередь с именем философа и педагога И.Ф. Гербарта (1776-1841), который критически переосмыслил классно-урочную систему Я. Коменского и создал «научную систему педагогики». Она исходила из немецкой идеалистической философии. Основными чертами гербартовской системы обучения были следующие положения: Цель обучения заключалась в формировании интеллектуальных представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввёл принцип воспитывающего обучения : обучение он связывал с развитием чувств, воли, с формированием морально-сильной личности.

Существует 3 дидактические системы:

1. Традиционная – Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Основное внимание обращается на формирование вышеперечисленного. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась.

2. Педацентрическая – обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель – развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. Такое обучение напоминает научный поиск истины, не даёт четких знаний.

3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.

Современная дидактическая концепция создана такими направлениями как: программированное обучение (П. Гальперин), проблемное обучение (Л.В. Занков), развивающее обучение (В. Давыдов), идеи гуманистической психологии (К. Роджерс), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогические технологии (Кларин, Селевко, Беспалько), педагогические взгляды учителей-новаторов.

Цели обучения и содержание учебного процесса.

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт , на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения - организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения - центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

Стандарты;

Программы;

Учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1.ФГОС , устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6).



На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обученности, а для выпускников общеобразовательных школ - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения.

2.Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения.

Рабочий учебный план - это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения.

3. Учебная программа - еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя.

4. Учебник - еще один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету.

Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций:

- информационную , состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа;

- обучающую , с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания:

- контрольную , которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п.

Понятие о дидактике как теории обучения и начального образования

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук. Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику . Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания . Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач :

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Современные дидактические системы в начальных классах

Принцип обучения основывается на дидактических системах, которые часто называют психолого-педагогическими концепциями. Дидактическая система представляет собой совокупность элементов, которые образуют единую целую структуру и служат достижению целей обучения. Ученые выделяют три дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.Такое подразделение объясняется тем, что в каждой группе по-разному понимается процесс обучения.В традиционной системе обучения главенствующей ролью является роль учителя, преподавание. Основу данной системы являются работы таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Например, дидактику И. Гербарта характеризуют такие слова, как «деятельность учителя», «управление», «руководство учителя», «регламентация», «правила», «предписания» и т. д. Структура традиционного обучения включает в себя четыре ступени: – изложение;– понимание;– обобщение;– применение.


Логический смысл процесса обучения состоит в том, что движение происходит от предоставления материала учащимся через его объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.И. Гербарт стремился систематизировать и организовать деятельность преподавателя, что было достаточно важным для дидактики.Но уже к началу XX в. традиционная система подверглась критике. Причиной этого была ее авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов учащихся, от жизни, так как такая система обучения лишь передает учащемуся готовые знания, не способствуя при этом развитию его мышления, активности, творчества, следовательно, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в XX в. появляются новые технологии.К новым технологиям относится педоцентриче-ская концепция. Главная роль в данной концепции отводится учению – деятельности ребенка. Основой педоцентрической технологии стала система американского педагога Д. Дьюи, а также трудовая школа Г. Кершенштейна и В. Лая. Свое название система получила из-за того, что Дьюи говорил о том, что данную концепцию нужно строить, основываясь на потребностях, интересах учащихся, их способностях, при этом стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения учащихся, когда процесс обучения носит спонтанный, самостоятельный, естественный характер, а получение умений и навыков происходит через непосредственную деятельность, т. е. обучение через выполнение действий. Однако такой вид обучения стал приводить к снижению уровня обучения, случайному отбору материала, утрате систематичности в обучении, переоценке спонтанной деятельности детей.Современная дидактическая система строится на том, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. В основе современной дидактической концепции лежат такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества.Цель современных дидактических систем заключается не только в формировании знаний, но и в общем развитии учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умениях, удовлетворении познавательных и духовных потребностей учеников.

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Последовавшие затем исследования были направлены на то, чтобы, сохраняя все лучшее из древней, традиционной (Гербарта) и прогрессивистской (Дьюи) систем, найти новые решения злободневных вопросов. Дидактику, занявшуюся этими поисками, назвали новой.

Среди ее направлений особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения «через совершение открытий», разработанная известным американским психологом и педагогом Д. Бруннером. В соответствии с ней учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и исключительно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. При этом учащиеся должны самостоятельно формулировать неизвестные им до этого обобщения, а также приобретать умения и навыки их практического применения. Такое творческое обучение отличается как от усвоения «готовых знаний», так и от обучения путем преодоления трудностей, хотя и то и другое выступают в качестве его предпосылок и необходимых условий. Характерной чертой творческого обучения по Бруннеру является не только накопление и оценка данных по определенной теме, формулировка на этой основе соответствующих обобщений, но и выявление закономерностей, выходящих за рамки изучаемого материала.

Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности:

1. Методологическую основу ее составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии), благодаря чему современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к анализу и интерпретации процесса обучения, присущий философским системам прагматизма, рационализма, эмпиризма, технократизма. Нынешняя концепция основывается на системном подходе к пониманию процесса обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая верификация приобретенных знаний и умений должны быть органически слиты в познавательном процессе, учебной деятельности. Выдвигая требование развития и одновременного взаимодействия чувств, мышления и практической деятельности в познании, современная дидактическая система стремится к ликвидации типичного для гербартианства и прогрессивизма противоречия между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между способностями к описанию и изменению действительности и, наконец, между объемами знаний, получаемых целиком от учителя и приобретаемых учащимися самостоятельно.

Системно-структурный подход стал превалирующим в исследовании всех дидактических проблем. С каждым годом крепнет и понимание комплексного подхода к решению учебно-воспитательных задач. Только та дидактическая система будет пригодной для их решения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности, которая исследует целостные, неразъединимые образования, а не вырванные из общего процесса отдельные элементы.

2. В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее кредо и главная цель - выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил, средств.

3. Иным стал подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов и программ, составления учебных курсов. Гербартисты, разрабатывая программы, вообще не учитывали запросы, потребности и интересы учащихся, переоценивали значение «книжного знания» для интеллектуального развития, а прогрессивисты, формируя стратегию обучения, больше полагались на спонтанные интересы и ситуативную активность учащихся. В результате программы определяли лишь общие контуры образования, а отдельные учебные предметы появлялись лишь в старших классах. Такой подход имел как положительные, так и отрицательные стороны. Позитивным в нем было то, что учащиеся, работая самостоятельно и без спешки, получали основательную подготовку в избранной области, однако их образование, ограниченное узким кругом проблем, было неполным и несистематичным. Положительные качества прежних программ новая дидактика стремится сохранять и приумножать. Сегодня дифференцированные учебные планы, программы, курсы распространились во всем мире. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к разнообразным потребностям и интересам учащихся.

4. Набирают силу прогрессивные тенденции технологизации обучения и образования. Из накопившегося опыта и знаний извлечен поучительный вывод: нельзя создать универсальную систему обучения, одинаково пригодную для решения всех учебно-воспитательных задач во всех случаях. Должна быть гибкая система отдельных технологий, специально созданных для разрешения конкретных проблем. Наиболее целесообразные технологические решения могут существенно ускорить и облегчить процесс приобретения знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

ДИДАКТИКА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571 -1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение - процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение - совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания - отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma - внешний вид, оболочка) - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты (продукты обучения) - то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, и результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются еще методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся своеобразными для каждого учебного предмета в связи с его специфическими особенностями.

В современной системе педагогического знания дидактику традиционно определяют как относительно самостоятельную часть педагогики, которая изучает цели, содержание, закономерности, принципы, формы и методы обучения, а также средства и условия организации обучения, формы контроля и результаты обучения. Поэтому современная дидактическая концепция является не только общей теорией обучения, но даст все основания для формирования конкретных частных методик обучения по различным предметным дисциплинам и областям знания.

Если рассмотреть все ключевые вопросы, на которые призвана дать ответ дидактическая концепция, то с очевидностью раскрывается их системный характер и полное соответствие их тем сущностным элементам дидактики, которые составляют целостность современной дидактической системы (табл. 3.1) .

Таблица 3.1

Ключевые вопросы дидактики и элементы дидактической системы (по В. И. Загвязинскому)

Дидактические вопросы

Элементы дидактической системы

1. Во имя чего и для чего учить?

1. Цели образования и цели обучения

2. Кого обучать и когда начинать систематическое обучение?

2. Социально-личностные характеристики обучающихся и их возраст

3. Как организовать обучение и где учить?

3. Формы организации образования

4. Чему учить?

5. Как учить?

5. Методы и приемы обучения

6. Какие подходы обучения использовать?

б. Принципы обучения

7. С помощью чего учить?

7. Дидактические средства обучения – учебники, подсобный материал, современные носители информации и обучающие программы

8. Как создать условия для полноценного и эффективного образования?

8. Дидактические условия – условия, обеспечивающие адекватность средств и методов обучения возрасту и предметному содержанию

9. Что является результатом обучения?

9. Критерии завершенности процесса обучения

10. Как осуществлять контроль за процессом обучения и оценивать результаты обучения?

10. Методы контроля и методы оценки процесса и результатов обучения

Из приведенной таблицы видно, что каждый ответ па поставленный вопрос представляет собой элемент дидактики, который связан со всеми остальными элементами и может рассматриваться во всеобщей их взаимосвязи как система. Поэтому в современной дидактике введено такое понятие, как "дидактическая система", которое позволяет рассматривать каждый элемент с позиции его изменения, но в связи со всеми другими элементами, и оценивать общую, неизменную совокупность изменяющихся

элементов как изменяющуюся целостность. Одно из представлений дидактической системы в графическом виде дал В. И. Андреев (см. рис. 3.2).

Рис. 3.2.

Центральными элементами системы являются деятельность учителя как преподавателя и воспитателя и учебная деятельность ученика. Первый уровень, ядро дидактической системы (заданное в центре схемы) включает в себя основных субъектов образовательного процесса – учителя и ученика в процессе их взаимодействия, исторически сложившиеся и проверенные временем дидактические законы и принципы, соответствующие им дидактические условия. Системное соотнесение всех элементов дидактического ядра в результате и определяет формы организации обучения.

На втором, внешнем, уровне дидактической системы симметрично расположены напрямую зависящие друг от друга содержание обучения и его результаты, методы обучения и формы контроля и оценки. В основании внешнего уровня дидактической системы находятся средства обучения, а завершают его цели обучения, которые, в свою очередь, определяют цели образования как главную цель всей дидактической системы.

Такое расположение элементов дидактической системы оправдано сущностным наполнением современной дидактической концепции и передает ее целостный деятельный характер, направленный на развитие личности как ученика, так и учителя в процессе взаимно организованного общения, при организации которого неизменно вырастает роль учителя. Кроме того, расположенная во главе всей схемы цель образования подчеркивает ее многогранность по сравнению с подчиняющейся ей целью обучения, которая всегда носит более конкретный и определенный характер, но зависит от общей формулировки цели образования. Расположенные в основании схемы средства обучения, в свою очередь, подчеркивают зависимость функционирования всей дидактической системы от ее материально-технического обеспечения, роль которого в современной системе образования стремительно возрастает в связи с переходом всего сообщества на качественно иные, телекоммуникационные формы хранения и передачи информации.

Закономерный характер расположения всех элементов дидактической системы на схеме позволяет выявить и два разных состояния дидактической системы: состояние устойчивого функционирования и состояние развития.

Состояние устойчивого функционирования отличает наличие отлаженной связи между элементами системы, которая способствует переходу системы в консервативный вариант.

Состояние развития, напротив, отличает наличие неустойчивости связей под влиянием инновационных изменений, происходящих как в отдельных элементах, так и во всей системе в целом.

В заключение следует отметить, что введение понятия "дидактическая система" позволяет анализировать процесс обучения и по элементам, и в системе их взаимодействия, полнее и глубже, т.е. системно, исследовать сущность образования и обучения. Кроме того, выявленный двухуровневый характер дидактической системы и два режима ее функционирования позволяют разрабатывать конкретные обучающие системы и проектировать учебный процесс в строгой зависимости от локальных характеристик времени и места его организации.

  • Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2006. С. 9.
  • Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С. 208.

Дидактическая система – это определенная целостная структура осуществления образования, отличающаяся собственными критериями, обозначенными позициями и взглядами на этот процесс. Существует три принципиально отличающиеся друг от друга дидактических системы, имевших применение в разные исторические временные периоды.

Одну из них разработал немецкий философ и педагог И. Гербарт. Его система имеет множество недостатков и ошибочных представлений о процессе обучения в целом, что объясняется ее авторитарным характером. Наиболее широкое использование дидактической системы Гербарта относится к XIX в. Его система, основанная на теории этики и психологии, имеет основной целью формирование сильной, волевой личности, с конкретной идеологией и нравственностью и называется «научная система педагогики». Гербарт разработал основные идеи, на которые, по его мнению, должна опираться теория воспитания:

Идея совершенства, определяющего направление стремления и конечной цели формирования личности.

Идея доброжелательности, трактуемая как осознанное подчинение желаниям и стремлениям других в целях согласованного общения и взаимодействия.

Идея права, призванная регулировать отношения между людьми посредством определения прав и обязанностей каждого.

Идея справедливости, согласно которой все несправедливые действия в отношении какого либо человека должны быть наказуемы и компенсированы.

Идея внутренней свободы заключается в праве выбора и направление волевых усилий в соответствующем ему направлении.

В дидактической системе Гербарта отсутствует взаимосвязь обучения и воспитания. В его представлении в задачи обучения входит лишь повышение интеллектуального и физического развития, а так же приучение к порядку. Руководящая роль отводится учителю, который безраздельно управляет процессом обучения в строгом соответствии с учебным планом и в условиях поддержания дисциплины и полного послушания. Такие действия со стороны педагога направлены, главным образом на формирование сильной волевой личности. Роль учеников – пассивное восприятие и усвоение учебного материала. Ученикам не позволяется проявлять творческие способности, более глубокий интерес, чем это предусмотрено содержанием материала, возражать учителю. В рамках этой системы все ученики одной группы считаются равными, индивидуальные особенности каждого не принимаются во внимание и уровень знаний каждого ученика должен соответствовать намеченной цели. Учитель, в свою очередь не имеет права обогащать урок дополнительной информацией, поощрять достижения отдельных учеников и превышать уровень определенного эмоционального контакта с учащимися. При этом в целях поддержания дисциплины, позволялось использование запретов, наложение ограничений и «мягких телесных наказаний». Практические умения и навыки не имели места в дидактике Гербарта, в связи с чем она практически не играла роли в повседневной деятельности человека и не осуществляла подготовку человека к полноценной жизни в обществе.

По современным оценкам, система Гербарта не дала никаких положительных результатов в обучении, но, основываясь на ошибках этой системы, возникли другие направления дидактики, разработанные вопреки этой. Одной из них является дидактическая система американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи, которую можно охарактеризовать как альтернативу системе Гербарта.

В дидактической системе Дьюи определяющая роль в обучении отводится самим ученикам. Эффективность обучения зависит от познавательной и деятельной активности самих учащихся. Причем вербальные методы обучения практически отсутствуют. Учитель в этой системе играет роль помощника, призванного лишь определять направление учебного процесса и оказывать помощь ученикам, когда они в ней нуждаются. Процесс приобретения знаний, умений и навыков, по мне6нию Дьюи происходит наиболее эффективно лишь в результате практической деятельности учеников, преодоления ими трудностей и проблем, которые в соответствии с учебным планом должен создавать педагог. Проблемы должны соответствовать возрастным особенностям и базовым знаниям учеников. На пути решения проблем ученики проходят несколько этапов: ощущение проблемы (трудности), определение проблемы, формулировка предполагаемого решения, осуществление этого решения, анализ результатов. Основой системы Дьюи является практическая деятельность, а теоретическая используется по минимуму, учебный план не имеет четко разработанной структуры, а содержит лишь ориентировочные сведения в определенных направлениях. Учитель сам может варьировать учебный план в соответствии с потребностями и склонностями учеников. Дидактическая система Дьюи имеет прогрессивный и демократичный характер, личностно-ориентированную направленность. К недостаткам этой системы можно отнести ее теоретическую недостаточность, несостоятельность обеспечения учеников системой научных знаний, необходимой в качестве базы для поиска решений в преодолении той или иной проблемной ситуации. Система Дьюи полностью противоположна системе Гербарта, и, как следствие этого способна решать те задачи, которые являются слабыми местами гербартовской дидактики.

Современная дидактическая система возникла с учетом достижений и ошибок дидактик Гербарта и Дьюи, и является основой современной педагогической практики. Одним из наиболее прогрессивных направлений новой дидактики считают обучение «через совершение открытий». Систему такого обучения разработал американский психолог и педагог Д. Бруннер. В основе этой системы лежит приобретение знаний через совершение учениками собственных открытий, на основе имеющейся у них теоретической базы знаний. Такой способ обучения побуждает учеников активно мыслить, рассуждать, экспериментировать, формулировать и обобщать результаты своей деятельности, а так же приобретать умения и навыки.

Можно выделить некоторые основные характеристики современной дидактики.

Одной из них является ее методологическая основа, базирующаяся на объективных закономерностях философии познания. Большое внимание при разработке методов обучения уделяется сочетанию гармоничному теории и практики.

Системно-структурный подход к обучению обеспечивает полное и взаимосвязанное влияние всех имеющихся в настоящее время научных знаний.

Современная дидактика сочетает в себе управляющую роль педагога с активной инициативностью учащихся. Главным является достижение цели обучения, а соблюдение каких либо правил его осуществления обуславливается лишь стремлением к наиболее быстрому и стабильному получению результата.

Разработка учебных программ и планов производится с учетом максимальной адаптации к условиям обучения и его субъектам.

Технология обучения и образования должна иметь определенную гибкость в зависимости от направления и специфики конкретных видов обучающих программ.

Рекомендуем почитать

Наверх