Многие любят экспериментировать, готовя дома разные блюда. Но при этом...
Лекция ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ ТИПА СМП,
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Основные типы стиральных машин
Стиральные машины типа СМ. Они имеют наиболее простую конструкцию, выполняют минимум операций по обработке белья при стирке, отличаются небольшими габаритными размерами, невысокой стоимостью и предназначены для стирки 1..1,5 кг сухого белья без отжима.
Моющий раствор интенсивно циркулирует между слоями стираемого материала и удаляет загрязнения. Под действием активатора возникает вихревое движение раствора. Непрерывное изменение направления его движения повышает качество стирки белья.
Сливной патрубок расположен на дне стирального бака. В комплект машины входят наливной шланг, подставка для установки машины на борта ванны и щипцы для белья.
Стиральные машины типа СМР. Такие машины рассчитаны на одновременную стирку 1,5…2 кг сухого белья в условиях интенсивной циркуляции моющего раствора, создаваемой дисковым активатором. Отжим белья осуществляется вручную при помощи специального устройства. Во многих моделях применен так называемый двухрежимный метод стирки, учитывающий особенности разных видов тканей.
Стиральные машины типа СМП. Главное отличие полуавтома-ческих стиральных машин (типа СМП) от машин типа СМР с ручным отжимным устройством (резиновыми валиками) заключается в наличии функции механизированного центробежного отжима белья. Благодаря этому исключается ломка пуговиц в белье остается гораздо меньше воды, не требуется применения ручной силы, сокращается продолжительность отжима.
Стиральные машины типа СМА.
В настоящее время все большей популярностью у отечественных потребителей пользуются автоматические стиральные машины с перфорированным барабаном, вращающимся относительно горизонтальной оси.
Предусмотрены два варианта загрузки белья - сверху и со стороны торца. Принципы конструирования таких машин одинаковы. В верхней части прямоугольного корпуса монтируют круглый сливной бак и перфорированный стиральный барабан с тремя или четырьмя овальными гребнями.
В обоих вариантах машин стирка осуществляется при реверсивном вращении барабана с угловой скоростью около 6,28 рад/с 1 (частота вращения 60 мин~"), а отжим - при его одностороннем вращении с угловой скоростью 41,87...62,8 рад/с (400...600 мин 1). В последних отечественных моделях стиральных машин типа СМА угловая скорость вращения барабана при отжиме достигает! 104,67 рад/с (1000 мин 4).
В автоматических машинах с верхней загрузкой стиральный! барабан имеет две концевые опоры. Благодаря этому улучшаются! условия работы самого барабана и его привода, повышаются надежность и долговечность машины. Белье загружают через верхний люк барабана, закрываемый перфорированной крышкой. Однако такая загрузка оказывается довольно продолжительной, недостаточно удобной и не позволяет визуально контролировать процесс стирки.
В автоматических машинах с торцовой загрузкой стиральный! барабан имеет одну консольную опору, противоположная ей сторона барабана оказывается открытой. На этой стороне находится; загрузочный люк, который закрывается снаружи только одной круглой стеклянной крышкой (дверкой) сливного бака (резервуара). Торцовая загрузка более удобна, а стеклянная дверка позволяет визуально контролировать процесс стирки.
Основные сборочные единицы стиральных машин различных типов
Наиболее существенными сборочными единицами стиральных машин различных типов являются:
Корпус, стиральный бак, активатор, его привод, тепловое реле и реле времени (таймер) - в машинах типа СМ;
Корпус, стиральный бак, ручное отжимное устройство, активатор, его привод, центробежный насос, тепловое реле, реле времени и гидравлическая система - в машинах типа СМР;
Корпус, стиральный бак, активатор, его привод, центрифуга, ее бак, привод и система подвески, центробежный насос, тепловое реле, реле времени и гидравлическая система - в активаторных машинах типа СМП;
Корпус, стиральный бак, его система подвески, стиральный барабан, его привод, центробежный насос, тепловое реле, реле времени и гидравлическая система - в барабанных машинах типа СМП;
. корпус, стиральный бак, его система подвески, стиральный барабан, его привод, центробежный насос, управляющее устройство (электромеханическое управление - командоаппарат, электронная система управления), контрольно-измерительная аппаратура, исполнительные устройства (тепловое реле, электромагнитные клапаны, датчики-реле температуры и уровня моющего раствора, панель управления), электронагреватель раствора и гидравлическая система - в машинах типа СМА.
3. Конструктивные особенности сборочных единиц и электропривода стиральной машинки СМП
Активатор состоит из лопастного диска (рис. 3.1), стального или пластмассового, диаметром 140... 155 мм с небольшими ребрами высотой 14... 16 мм, опоры и электрического привода. Активатор приводится в движение однофазным двигателем через клиноременную передачу. Частота вращения активатора обычно составляет 475 ...750 мин -1 , ширина зазора между ним и дном бака -1... 1,5 мм.
Большое распространение получили стиральные машины с двумя режимами стирки - мягким и жестким, отличающимися друг от друга частотой и направлением вращения диска активатора. На рис. 1, б показан диск с наклонным расположением гребней, обеспечивающий два режима стирки: при вращении его по часовой стрелке - мягкий, против часовой стрелки - жесткий.
Рис. 1. Диски активатора стиральной машины с одним (а) и
двумя (б) режимами стирки
Центрифуга, используемая в двухбаковых стиральных машина: типа СМП, предназначена для центробежного отжима белья после стирки. Она представляет собой корзину (конусообразный
перфорированный ротор) с вертикальной осью вращения, соединенную с валом электродвигателя привода центрифуги. Загрузка белья осуществляется сверху. Корзины объемом 7...9,5 дм 3 изготавливают из алюминия марки АМцМ или АД-13. Вместимость бака центрифуги составляет 20...40 дм 3 , частота ее вращения при отжиме белья - 2600...3270 мин -1 .
Привод в стиральных машинах применяется для сообщения вращающего момента отдельным исполнительным органам (диск активатора, стиральный барабан, крыльчатка центробежного насоса, кулачковый блок командоаппарата). Обычно он состоит из электродвигателя и передаточного устройства. В бытовых стиральных машинах чаще всего используются однофазные асинхронные электродвигатели, реже - универсальные коллекторные, рассчитанные на номинальное напряжение 127 и 220 В. Частота вращения асинхронных электродвигателей 1500 и 3000 мин -1 , номинальная мощность 90, 120 и 180 Вт, номинальный режим работы - повторно-кратковременный. В рабочем цикле допускается реверс.
Центробежный насос служит для слива моющего раствора из стирального бака по завершении стирки, а также из бака центрифуги полуавтоматических машин активаторного типа и бака машин барабанного типа в процессе отжима белья. В некоторых моделях машин насос работает во время стирки белья, усиливая воздействие моющего раствора за счет его циркуляции и подачи в г тральный бак.
Насос (рис. 2) состоит из корпуса 9, крыльчатки 7и крышки 14. Крыльчатка надета на вал. Между корпусом и крышкой имеется резиновая прокладка 8. Обычно насос устанавливают отдельно от активатора.
Иногда в насосах крыльчатка находится на одной оси с активатором. На этой же оси укрепляют ведомый шкив, соединенный приводным ремнем с ведущим шкивом на оси электродвигателя.
Объемная подача насоса зависит от типа машины и составляет IК... 30 л/мин. Динамическое давление жидкости изменяется в пределах 6,8... 34,3 кПа.
Тепловые реле служат для защиты электродвигателей от недопустимого перегрева при длительных перегрузках и непредусмотренном повышении тока в питающей электросети. В стиральных машинах применяют тепловые реле типа РТ-10, которые имеют дин нормально замкнутый контакт. Изготавливаемые реле рас считаны на различные номинальные значения силы тока 1 Н тепловых элементов: 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При нагрузке, равной 1,11 Н , реле не срабатывает в течение 30 мин; при нагрузке 1,351 Н оно срабатывает не позднее чем через 30 мин, при нагрузке 21 Н -через 18...60 с. Время, в течение которого происходит самовозврат: контактов в замкнутое состояние, заключено в пределах от 30 до 10 мин.
Рис. 2. Центробежный насос:
/, 10 - винты; 2 - шина шкива; 3 - шкив; 4, 11 - гайки;
5, 12, 16 - шайбы; 6- кронштейн; 7 - крыльчатка;
8 - прокладка; 9 - корпус; 13 - ось; 14- крышка;
15- манжета
Комбинированные пускозащитные реле предназначены для пуска электродвигателя и защиты его обмоток. В стиральных машинах при меняют реле типов РТК-С, РТК-1, РТК-1-2, РТК-1-3, РТК-3-0 и др. Данные приборы состоят из пускового реле соленоидного типа и теплового биметаллического реле с прямым нагревом, смонтированных в одном корпусе.
Механическое реле времени с пружинным двигателем предназначено для автоматического отключения привода активатора (стирального барабана) и центрифуги бытовых стиральных машин типов СМ, СМР и СМП по истечении предварительно установленного времени выполнения операции по обработке белья (стирки или отжима). В зависимости от конструктивного исполнения реле рассчитано на продолжительность выдержки 1 ...6 или 1... 10 мин. Ее допустимое отклонение от заданной величины составляет 0,5 мин.
Реле времени с продолжительностью выдержки 6 мин условно обозначают следующим образом:
Обычное исполнение - РВ-б;
Каплезащитное - РВ-6К.
Поворотом ручки реле времени устанавливают продолжительность стирки. Одновременно с этим контакты реле замыкаются и машина включается.
4. Двухбаковые (активаторные) стиральные машины и машины барабанного типа (СМП-Б)
Корпус двухбаковый (активаторных) стиральных машин типа СМП изготовлен из листовой стали и снаружи покрыт эмалью. Внутри корпуса установлены стиральный бак с активатором и сливной бак с центрифугой. Для удобства перемещения машина снабжена ходовыми пластмассовыми или обрезиненными роликами. В ее электрическую схему введено реле времени, при помощи которого она автоматически отключается по истечении заданного времени. В конструкцию привода активатора и центрифуги входят один или два электродвигателя. Первый вариант связан с применением асинхронного электродвигателя. Во втором варианте для привода активатора устанавливают асинхронный двигатель а для привода центрифуги - коллекторный или асинхронный Для защиты электродвигателей от перегрузок в машинах предусмотрены тепловые реле, а для перенаправления потоков воды в один из саков установлены двух- или трехходовые краны.
В стиральных машинах барабанного типа (СМП-Б) вращение передается барабану от двухскоростного асинхронного электродвигателя при помощи приводного ремня и двух шкивов. Бак и барабан выполнены из листовой нержавеющей стали. На задней стенке корпуса машины, в нише, расположены два штуцера для присоединения шлангов. В нижней части передней стенки корпуса находится люк для доступа к фильтру и насосу. Насос, предназначенный для откачивания моющего раствора, снабжен собственным электродвигателем. На панели управления расположены ручки реле времени и переключателя режимов стирки. Отжим белья производится в том же стиральном барабане при увеличении скорости его вращения.
Полуавтоматические стиральные машины барабанного типа имеют мягкую подвеску, электронное управление. Они предназначены для стирки, полоскания и отжима белья в одном перфорированном барабане с гребнями на внутренней стороне. По сравнению с двухбаковыми машинами, применение барабана позволяет меньше расходовать воды и моющих средств.
Электронная система управления дает возможность выбирать различные варианты режимов стирки и отжима. Пуск и переключение операций производятся путем поворота ручки реле времени или командоаппарата, что также позволяет установить продолжительность любой операции.
Мягкая система подвески барабана на фрикционно-пружинных амортизаторах позволяет снизить воздействия вибрации на корпус, уменьшить массу противовесов, повысить надежность работы машины, уменьшить шум.
Гидросистема машины барабанного типа состоит из подсистемы заполнения и откачки жидкости из бака.
Система заполнения включает дозатор моющих средств и шланг налива жидкости в бак машины.
Система откачки включает:
□ Сливной шланг
□ Фильтр для очистки
□ Электронасос
□ Сливные трубки
Машина имеет прямоугольный корпус, в котором размещены стиральный бак, мотор -насос для слива раствора, блок управления и двухскоростной электродвигатель с ременной передачей. Барабан закреплен на корпусе машины при помощи пружин. Этим обеспечивается бесшумность работы и понижение вибрации корпуса машины.
На панели управления расположены:
□ Клавиши переключателя
□ Шкала уровня заполнения стирального бака
□ Ручка установки программ
□ Две сигнальные лампы
На задней стенке машины размещается лоток для стирального порошка и входной штуцер с электромагнитным клапаном для залива воды. Слив воды из бака производится мотор-насосом через сливной шланг.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12
К атегория: Вопросы по электрике
Как устроены стиральные машины типа СМР?
Общий вид и разрез стиральной машины типа СМР показаны на рисунке 76. На дне стирального бака размещен дисковый активатор. На одном валу с активатором внутри корпуса расположен центробежный насос, откачивающий жидкость из бака. Жидкость через сливное отверстие в дне бака, закрытое съемной решеткой, поступает по шлангу в насос и через сливной шланг, выведенный из корпуса машины, сливается при стирке снова в бак, обеспечивая тем самым циркуляцию стирающей жидкости. После окончания стирки жидкость по сливному шлангу выводится из машины.
Активатор и насос приводятся в движение асинхронным электродвигателем посредством клиноременной передачи.
Рис. 1. Стиральная машина типа СМР: а - общий вид; б - разрез; 1 - корпус; 2 - стиральный бак; 3 - отметка уровня заполнения бака; 4 - ручка для переноса машины; 5 и 6 - валики отжимного устройства; 7 - регулировочный винт; 8 - пружина; 9 и 10 - сливной и соединительный шланги; 11 - скоба для намотки электрошнура; 12 - рукоятка отжимного устройства; 13 - решетка; 14 - шнур; 15 - реле; 16 - ролик; 17 - скоба для удержания машины при отжиме; 18 - рама; 19 - электродвигатель; 20 - насос; 21 - активатор
Электродвигатель установлен на наклонной раме, продольные пазы которой позволяют перемещать двигатель и тем самым регулировать натяжение, приводного ремня.
Отжимное устройство с двумя валиками, покрытыми резиной, монтируют в кронштейнах корпуса машины и закрепляют стопорными винтами. Плоская пружина прижимает верхний валик к нижнему. Усилие пружины изменяют регулировочным винтом. Валики вращают съемной рукояткой, которую вставляют в ось нижнего валика. Машину включают поворотом ручки реле времени.
Переносят машину, приподнимая ее за пластмассовые ручки. Скоба служит опорой машины и одновременно помогает удерживать ее при отжиме белья. Машину можно перевозить на двух роликах. На поверхности бака выдавлено продолговатое углубление, указывающее допустимый уровень жидкости. Соединительный шнур после прекращения работы машины наматывают на скобу.
- Как устроены стиральные машины типа СМР?
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА «РИГА-17» ТИПА СМР-1,5. Эта машина с двумя режимами стирки предназначена для индивидуального пользования в домашних условиях. Бак 16 (рис. 93, о) стиральной машины, изготовленный из нержавеющей стали, смонтирован на цилиндрическом корпусе 18. Стирка и полоскание белья производятся потоками жидкости, создаваемыми вращением дискового активатора 19, расположенного на наклонном дне бака. Активатор может вращаться в двух направлениях в зависимости от режима стирки (нормального или бережного). Нормальный режим (активатор вращается против часовой стрелки) используется для стирки белья из хлопчатобумажных и льняных тканей, бережный (активатор вращается по часовой стрелке)- для стирки белья из шерстяных, шелковых, синтетических тканей и трикотажа.
На одном валу с активатором установлен центробежный насос 20, служащий для откачивания жидкости из бака. Жидкость через сливное отверстие в дне бака, закрытое съемной решеткой 6, по шлангу 8 поступает в насос и через шланг 9, выведенный из корпуса машины, сливается. Для слива жидкости ручка-переключатель режима стирки должна находиться в положении бережного режима. Во время стирки и полоскания загнутый конец сливного шланга должен быть опущен в бак. Привод активатора и насоса осуществляется от электродвигателя 21 клиноременной передачей. Электродвигатель установлен на наклонной раме 22, продольные пазы которой позволяют перемещением двигателя регулировать натяжение клинового ремня.
Отжимное устройство с двумя обрезиненными валиками 11 и 12 устанавливается и закрепляется винтами в кронштейнах бака. Плоская пружина 13 прижимает верхний валик к нижнему. Усилие прижима регулируется вращением рукоятки 14. Валики вращаются съемной рукояткой 15, которая вставляется в ось нижнего валика.
Включение машины осуществляется поворотом ручки-указателя реле времени. Отключение машины происходит автоматически по истечении установленного времени.
Для пуска и защиты от перегрузок двигателя стиральная машина снабжена автоматическим пускозащитным реле 2 типа РТК. Патрубок 4, закрытый резьбовой пробкой 3, предназначен для слива остатков стирального раствора из машины. Соединительный шнур 5 в нерабочем положении должен быть намотан на скобу 7.
Перемещается машина на двух роликах 1. Скоба 24 является опорой машины. Для переноски машины имеются пластмассовые ручки 17. Сверху машина закрывается съемной крышкой 10. Снизу машина ном 23.
Электрическая схема машины показана на рис. 93, б.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА «РУСАЛКА» ТИПА СМР-2. Предназначена для стирки, полоскания и отжима изделий из различных видов тканей и трикотажа. Машина состоит из прямоугольного корпуса / (рис. 94, а), передняя часть которого съемная, что упрощает сборку и облегчает ремонт машины. Нижняя часть корпуса выполнена в виде поддона, на котором установлены двигатель / (рис. 95), реверсивное электронное устройство 2, электронасос 3 и конденсатор 4.
Стиральный бак 2 (см. рис. 94) машины соединен с корпусом при помощи винтов. На внутренней стенке бака имеется отметка, указывающая на необходимый уровень воды для стирки и полоскания. Стирка белья осуществляется за счет реверсивного вращения активатора 13, который расположен на боковой стенке бака и приводится во вращение двигателем посредством клиноременной передачи 14. Во время работы стиральный бак закрывается крышкой.
Отжим белья осуществляется откидным ручным отжимным устройством 5, расположенным в верхней части машины. Отжатое белье из отжимного устройства попадает в коробку 10, установленную на корпусе машины. Расстояние между валками отжимного устройства регулируется ручкой 6.
Слив остатка воды или моющего раствора осуществляется через съемную крышку фильтра 8 в ванночку 9. Спереди в нижней части машины расположена ниша, на откидной дверце которой находится устройство 15 для намотки шнура; внутри установлен съемный фильтр.
На передней стенке машины расположена панель пульта управления с выведенными на ней ручкой 3 реле времени, ручкой 4 переключения программ и ручкой 7 включения электронасоса. Машина может перемещаться -по полу на четырех роликах. В нерабочем положении машина закрывается крышкой
Перезрелые, «нестандартные» плоды, падалица… У рачительного хозяина и они идут в дело: перерабатываются на натуральные фруктовые соки. Получается ценный продукт длительного хранения, который по содержанию витаминов, биологически активных веществ не имеет себе равных.
При сравнительно небольших «объемах производства» затруднений особых здесь не возникает. Появляются последние, когда переработку сырья приходится осуществлять в значительных количествах. Ведь выпускаемые промышленностью мини-соковыжималки для этой цели уже не подходят, нужна техника с большей производительностью. А ее (тем более в период массового созревания плодов) достать, как пишут садоводы-любители и огородники, практически невозможно.
Интересное, на наш взгляд, решение этой проблемы нашел давний читатель и подписчик журнала А. Котенев. В качестве оригинальной соковыжималки он использует отработавшую свое и подвергнувшуюся некоторой переделке стиральную машину.
Заняться в спешном порядке конструированием высокопроизводительной соковыжималки меня вынудил обильный, выращенный на личном подворье урожай фруктов. Решил: пусть это будет машина с электроприводом, в которой и измельчение сырья до необходимой кондиции, и отжим вырабатываемого сока, и мойка всего рабочего объема после завершения сокоотделения, удаления жома осуществляются за счет центробежных сил.
Для воплощения этого замысла в жизнь как нельзя лучше подошла бы бытовая центрифуга «Гауя» с соответствующей доработкой, но под руками ее не оказалось. Зато была давно пришедшая в негодность стиральная машина «Волга» старого образца (круглая). Ее-то и приспособил для новой роли: вместо стирки белья вырабатывать натуральный фруктовый сок. Получилось довольно удачно. А производительность такова, что, скажем, ведро яблок или груш перерабатывается моей соковыжималкой за 3-5 минут с отдачей на выходе 3-3,5 л сока.
Убедился: с помощью такой машины можно быстро и качественно переработать на сок любое количество сырья. Что касается ее надежности, то со всей ответственностью заявляю: за восемь лет эксплуатации соковыжималка ни разу меня не подвела.
Конструкция, как это видно из рисунка, сложностью не отличается и вполне доступна для изготовления в домашних условиях. От стиральной машины (а подойдет любая типа СМР-1,5, в том числе и с квадратным основанием) используются корпус, бачок, сливной шланг, автомат, кабель и крышка. Причем старое отверстие для прохода вала активатора в бачке запаивается, а в центре проделывается новое (под вал двигателя) с патрубком. Детали барабана центрифуги выполняются из листовой нержавеющей стали толщиной 1 мм; его стенки - перфорированные с диаметром отверстий 3 мм. Сетчатый вкладыш - латунный, с размерами ячеек 1X1 мм.
Рис. 1. Стиральная машина СМР-1,5 в роли соковыжималки:
1 - скоба-опора с «башмаком» из губчатой резины, 2 - кронштейн, 3 - узел опорного амортизатора, 4 - опорная скоба, 5 - электродвигатель, 6 - резиновые растяжки (из ручного эспандера), 7 - гнездо для автомата включения электропитания, 8 - вал, 9 - упорная шайба, 10 - днище барабана центрифуги, 11 - терка на круге-основании, 12 - шайба, 13 - гайка М14, 14 - перфорированная стенка барабана центрифуги с сетчатым вкладышем, 15 - загрузочная труба, 16 - крышка с четырьмя зажимными винтами М4 на верхней обечайке, 17 - патрубок, 18 - бак со сливной трубкой, 19 - гнездо для фазосдвигающего конденсатора, 20 - корпус, 21 - колесо с шиной из губчатой резины.
Барабан укладывается на упорную шайбу, вырезанную из 3-мм листовой нержавеющей стали. К нему прижимается располагающаяся на круге-основании терка, выполненная также из листа нержавеющей стали (но уже толщиной 0,8 мм), в котором по эпициклоидальным линиям сделаны четырехгранные просечки (как у обычной металлической терки) с шагом 5-8 мм. Все это закрепляется на конце вала двигателя при помощи гайки М14 со стопорной шайбой.
Сверху внутрь барабана входит, едва не касаясь терки, загрузочная труба (из листовой нержавеющей стали толщиной 1 мм). Ее положение фиксируется четырьмя зажимными винтами М4 на верхней обечайке крышки.
Двигатель - трехфазный асинхронный, с короткозамкнутым ротором, имеющий мощность 1,1 кВт. В соковыжималку он устанавливается на резиновых амортизаторах. Чтобы максимально снизить опасность возникновения радиальных биений, перед окончательным закреплением рабочих элементов на валу двигателя производят статическую балансировку терки-центрифуги.
В однофазную сеть двигатель включается по хорошо зарекомендовавшей себя на практике схеме с фазосдвигающим конденсатором, емкость которого, строго говоря, должна меняться в зависимости от числа оборотов. Поскольку выполнить реально последнее условие крайне трудно, включение производят с расчетной (пусковой) емкостью, а после разгона пусковой конденсатор отключают, оставляя рабочий.
Рис. 2. Электрическая схема конструкции с трехфазным электродвигателем в однофазной сети (соединение обмоток - «треугольник»).
Емкость рабочего конденсатора C р (в микрофарадах) для трехфазного электродвигателя, обмотки которого соединены по схеме «треугольник», определяется в общем виде по формуле:
C р = 4800 * I / U
(при включении по схеме «звезда» вместо коэффициента 4800 берется 2800). А ток I (в амперах) при известной мощности электродвигателя можно определить из выражения:
Емкость пускового конденсатора C п обычно берется в 1,5-2 раза большая, чем у рабочего. Но в нашем конкретном случае двигатель работает с недогрузкой, поэтому C п, как и C р, можно было бы уменьшить. Поэкспериментировав, я, например, остановился на таком варианте: C р =65 мкФ, а от C п, учитывая конкретные условия эксплуатации и тип двигателя, отказался вовсе.
В заключение считаю необходимым отметить, что предлагаемая конструкция соковыжималки при тщательном выполнении всех механических узлов и электрооборудования безотказна в работе, проста и удобна в обращении. Сделав ее, жалеть не будете.
А. КОТЕНЕВ, инженер-электромеханик, г. Бештек
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.
На основании анализа существующего парка стиральных машин , исследований технологии стирки и перспективных решений разработан параметрический ряд стиральных машин (ОСТ.27-56-414-78). Всего в ряду 12 моделей (табл. 3.5).
Две модели типа СМ: СМ-1 с боковым активатором; СМ-1,5 с донным активатором. Две модели типа СМР: СМР-1,5 с цилиндрическим баком и корпусом и донным активатором; СМР-2 с прямоугольным корпусом, прямоугольным усеченным баком и боковым активатором. Следует отметить, что эти две модели заменят 29 существующих, чем обеспечится глубокая унификация и улучшатся условия ремонта. Четыре модели полуавтоматических машин: СМП-2 и СМП-З с совмещенными стиральным баком и баком центрифуги, с донным активатором; СМП-2Д, двухбаковая с отдельными баками для стирки и отжима; СМП-ЗБ, однобаковая барабанная машина с верхней загрузкой. Учитывая перспективность автоматических машин, в ряд включены четыре модели типа СМА: СМА-ЗБ и СМА-4Б, однобаковые барабанные машины с верхней загрузкой; СМА-ЗФБ, однобаковая барабанная машина с фронтальной загрузкой, совмещенная с раковиной умывальника; СМА-ЗФБ, СМА-4ФБ, барабанные машины с фронтальной загрузкой.
Учитывая, что при разработке машин СМ-1 с навесным активатором и СМА-ЗФБ, совмещенной с раковиной умывальника, разработчики
Без отжима
Разработка нецелесообразна
Отжимным устройством (СМР)
|
Встретились с определенными трудностями, а серийное производство этих машин проблематично, описание в данной работе их не приведено.
Машина СМ-1 (рис. 3.16). Машина состоит из бака 10, крышки I бака, кожуха 6, активатора 12, платы 5 и электрооборудования. На плате закреплены: электродвигатель 13, реле 15 времени, конденсаторы 14. Основные детали машины выполнены из полипропилена. Активатор закреплен непосредственно на резьбовом конце вала электродвигателя. В нижней передней части бака расположен сливной патрубок 11 с пробкой 8. На патрубок может одеваться сливной шланг 9, имеющийся в комплекте принадлежностей. Электродвигатель КД-120-4/56Р УХЛЧ включается через реле времени РВ-6. В качестве фазосдвигающих конденсаторов применяют три конденсатора МБГЧ-1-1-250В на 10,4 и 1 МкФ, включенные параллельно. Электрическая схема машины приведена на рис. 3.16, в.
Машина СМ-1,5 (рис. 3.17). Машина состоит из бака 2 (прямоугольной формы), привода, крышки 3 бака, активатора 1, электро-
Шнура 12. Стиральный бак, кожух привода"и крышка бака выполнены из пластмассы. Стиральный бак имеет выемку в днище для установки активатора и выступы на внутренней стенке, указывающие на необходимый уровень воды для стирки и полоскания. Активатор приводится во вращение электродвигателем через ременную передачу 10. Привод машины состоит из электродвигателя 9 марки АВЕ-071-4С, реле времени 6, конденсаторов 7 марки К75 и 8 марки КБГ. Пуск и остановка привода активатора осуществляется с помощью реле времени, ручка 4 которого выведена на панель пульта управления. Реле времени обеспечивает автоматическое управление циклическим реверсированием, при этом чередование фаз процесса реверсирования происходит в такой последовательности: рабочий период, соответствующий вращению
Электродвигателя в одну сторону, 50 с; пауза 10 с; рабочий ход в обратную сторону 50 с. Машины типа СМ-1 и СМ-1,5 устанавливаются над прямобортной ванной на специальной подставке (рис. 3.18).
Стиральная машина СМР-1,5 (рис. 3.19) имеет корпус 1, в котором расположен бак 2, выполненный из нержавеющей стали. На одном валу с активатором 21 установлен центробежный насос 20, которые приводятся во вращение с помощью электродвигателя КД-180. Электродвигатель установлен на наклонной раме 16, продольные пазы которой позволяют регулировать натяжение ременной передачи. Отжимное устройство с двумя обрезиненными валками съемное; закрепляется в рабочем положении винтом на кронштейне бака. Для пуска и остановки двигателя применено реле времени РВЦ-50, обеспечивающее реверсивное вращение двигателя. На внутренней поверхности бака имеется отметка заливаемого уровня воды при стирке и полоскании. Машина перемещается на двух роликах. Для переноски машины имеются пластмассовые ручки. В комплект машины входит наливной шланг для заливки воды из водопровода. Сверху машина закрывается съемной крышкой. Экспериментально было найдено оптимальное соотношение диаметра стирального бака и активатора при осесимметричном расположении активатора: й/й= 1,23. Высота лопатки активатора должна составлять 0,04 диаметра бака, частоту вращения активатора целесообразно выбирать из соотношения п = Кй, где К= = 1,64-2,5 1/(мин-мм). Результаты этих исследований были учтены при конструировании машин параметрического ряда, в том числе и при конструировании машины СМР-1,5.
Стиральная машина СМР-2 (рис. 3.20) состоит из прямоугольного корпуса 11, съемной передней панели 10, стирального бака 14, отжимного устройства 6, поддона 12, крышки бака и крышки машины. Стиральный бак выполнен из нержавеющей стали. В верхней части бака установлено откидное отжимное устройство. Расстояние между отжимными валками регулируется ручкой 7. На внутренней стенке бака имеется отметка, указывающая на необходимый уровень воды для стирки и полоскания. В нижней части бака расположен съемный фильтр 13. Активатор 15 вращается в специальном подшипнике и приводится во вращение электродвигателем через ременную передачу. Активатор вмонтирован в стенку бака. Пуск и остановка машины осуществляются от контактов реле времени, ручка которого выведена на переднюю панель управления. На передней панели управления также установлены ручки переключения режимов стирки и включения электронасоса. На съемной передней панели смонтированы реле времени, переключатель режимов стирки, реверсивное устройство активатора, конденсаторы. Электродвигатель, электронасос и клеммная колодка установлены на поддоне 12. Клеммная колодка закрывается крышкой 18. Слив остатков жидкости из насоса производится через сливной кран в специальную емкость. Машина перемещается по полу на двух роликах. Шнур с вилкой в нерабочем положении укладывается в карман в нижней части корпуса. Электрическая схема машины СМР-2 показана на рис. 3.20, в.
Стиральная машина СМП-2Д (рис. 3.21). При проектировании базовой модели СМП-2Д в качестве основы взята конструкция машины «Золушка». Машина состоит из стирального бака 7 с боковым дисковым активатором 8, бака центрифуги 9 с вертикальной корзиной 10, центробежного насоса 12, клапанного устройства 13, системы управления. Стиральный бак и"бак центрифуги вместе с верхней панелью представляют собой единую конструкцию. Корпус 6.машины сборный, из двух металлических панелей. Корпус соединен с верхней панелью и баками стяжками. Машина имеет четыре ролика для перемещения
А - внешний вид; б - схема; 1 - пульт управлении; 2 - ручка дли переноса; 3 - крышка центрифуги; 4 - крышка бака; 5 - ременная передача; 6 - корпус; 7-бак; 8 - активатор; 9 - центрифуга; 10 - барабан центрифуги (корзина); 11 - муфта; 12 - насос; 13 - клапанное устройство; 14 - электродвигатель; 15 - гидросистема; 16 - роликовые опоры
По полу. Загрузочные отверстия бака для стирки и бака для отжима закрываются автономными крышками. Центрифуга работает только при закрытой крышке (блокировка от возможного травматизма). Центробежный насос 12 установлен на корпусе и соединен шлангами с клапанным устройством 13. В некоторых моделях вместо автоматического устройства применена механическая система переключения с выводом ручки на переднюю панель. Конструкция предохранительного клапана такова, что при неработающем насосе клапан препятствует поступлению жидкости из стирального бака в бак центрифуги. При включении насоса жидкость из бака центрифуги перекачивается в стиральный бак. Внутренняя гидросистема обеспечивает кольцевую циркуляцию раствора. Пульт управления расположен на передней панели машины и несколько утоплен внутрь, что защищает его от капель. Активатор и корзина центрифуги приводятся в движение разными электродвигателями. Вращающий момент к центрифуге подается через эластичную муфту, которая снижает вибрации машины в момент пуска центрифуги. Для обеспечения трех режимов стирки различных тканей применено универсальное электронное реверсивное устройство (УЭРУ).
Стиральная машина СМП-2 с совмещенными стиральным баком и баком центрифуги (рис. 3.22) (аналогичная модель - СМП-3) является более перспективной, чем двухбаковая машина. Этот тип машин позволяет на базе единой конструкции создавать как полуавтоматические, так и автоматические стиральные машины с различным числом программ. Переход от одного типа машины к другому осуществляется путем введения разных электронных систем управления, унифицированных по размерам. Унифицированные электронные системы на базе 106
Микропроцессоров описаны в гл. 6. Поэтому в настоящем разделе ограничимся только описанием механической части машины.
1,5; 1 кг. Водный модуль машины с совмещенным баком несколько больше, чем в других типах машин, но это дозволяет повысить отстирываемость и отполаскива-
Емость. Максимальная продолжительность стирки для машины этого типа 25 мин. При этом в бак заливается вода требуемой температуры. Автоматическая машина СМА-2 (на базе конструкции СМП-2) нагревает воду до. заданных циклограммой температур. При этом максимальное время стирки не превышает 1,5 ч. Номинальная частота вращения центрифуги 900-1000 об/мин, что позволяет получить остаточную влажность 65-70%.
Рис. 3.23. Внешний вид стиральной машины СМП-2 (СМП-3) в пластмассовом варианте:
/ - ручка для переноса; 2-подключение шланка; 3 - ручка управления временем стирки; 4 - символы программ; 5 - ручка режимов; 6 - верхняя панель; 7 - крышка загрузочного люка; 8 - корпус
Стиральная машина состоит (рис. 3.22, б) из корпуса 1 с крышкой, бака 7, амортизирующей системы подвески 11 бака, барабана 8 для стирки, полоскания и отжима, активатора 12, гидросистемы для откачки жидкости из бака, узла привода активатора и барабана (редуктор 13, тормоз 6, электродвигатель 14), электронной системы управления (ЭСУ) 10.
Узел привода активатора и барабана разработан в двух вариантах. В первом варианте для привода активатора применен один двигатель и специальный редуктор (см. рис. 3.22, а). Во втором варианте установлено два двигателя (отдельно для активатора и центрифуги), в результате чего отпадает необходимость в редукторе. Однако, по мнению авторов, целесообразно создавать машину с одним двигателем и редуктором. Второй вариант показан на рис. 3.22, б.
Имеется проработка полностью пластмассового варианта такой машины (рис. 3.23), но только в полуавтоматическом режиме работы, так как нагрев раствора до 90 °С в пластмассовом баке проблематичен. Отечественного аналога машина не имеет, так как стиральная машина такого типа в СССР разработана впервые. За аналоги разработки приняты модели японских фирм: «Хитачи» (Hitachi) и «Натио - наль» (National).
Стиральные машины СМА-ЗБ и СМА-4Б (рис. 3.24) с верхней загрузкой выпускают на 3 кг сухой ткани (СМА-ЗБ) и на 4 кг (СМА-4Б). Конструктивно и по системе управления эти машины практически не различаются. Отличием является объем стирального бака и, как следствие, размеры. Машина СМП-ЗБ (полуавтоматическая) отличается от машины СМА-ЗБ отсутствием нагревателя и упрощенной системой управления. Как видно, между машинами СМП-ЗБ и СМА-ЗБ довольно большой уровень унификации. Поэтому ограничимся описанием машины СМА-ЗБ.
Автоматические (полуавтоматические) барабанные стиральные машины с верхней загрузкой (см. рис. 3.24) состоят из основания 15, корпуса 5 с ручкой 4, верхней крышки 3, бака 12, барабана 8, системы виброизоляции, электропривода и электронной системы управления. Основание машины представляет собой жестко отбортованный профиль, выполненный методом штамповки. На основании имеются места крепления для амортизаторов 13 и роликов перемещения (или опор 108