Исто́рия ру́сского литерату́рного языка́ - формирование и преобразование...
Краткое содержание сказки
Добрый, но одинокий старик Кокованя решил взять на воспитание сиротку. Люди сказали ему, что «недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо». Живет сиротка в чужой семье какого-то горюна, «а у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят...»
Наступил праздник, и отправился старик за подаренкой. Пришел, а там «полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая.» Так и появились у Коковани внучка Даренка и кошка Муренка.
Дед оказался мастером сказки сказывать. Особенно Даренке нравились истории Коковани о чудесном козле: «Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.»
Так и зажили они: «жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ловила».
Настала зима. Засобирался Кокованя в лес: там у него «зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком». С дедом Даренка напросилась, да и кошка Муренка следом увязалась.
Козлов в тот год было много, и старый охотник день-деньской пропадал в тайге. А в конце концов, пришлось Коковане оставить маленькую Даренку одну в балагане, посреди таежных лесов, да бежать в завод за лошадью, чтоб везти домой заготовленную солонину.
Вот в это-то время и произошла встреча (точнее целых три) девочки с таинственным козлом Серебряное копытце: «ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек».
Одарил он сиротку и деда несказанным богатством: «вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые — всякие».
Вернувшийся Кокованя не узнал своего балагана: «весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями».
Полюбовавшись на несказанную красоту, старик нагреб полшапки самоцветов, а остальные, по просьбе Даренки не тронул, мол «завтра днём ещё на это поглядим».
Вот так и были вознаграждены Даренка и Кокованя - простые трудолюбивые люди с чистой душой, верящие в добро, честность.
Только жаль пропавшей Муренки. Должно быть, она тоже была немного волшебной, и просто вернулась вместе с Серебряным копытцем в Сказку...
Персонажи и декорации
Декорации у нас уже были от других спектаклей: старый дом, доставшийся горюну с семьей, остался от «Колобка», изба Коковани - от «Курочки Рябы», заснеженный лес - от сказки «Морозко», поэтому нужно было сделать только пейзаж деревенской улицы, балаган да самих героев.
Для создания деревенской улицы мы выбрали технику аппликации: раскрасили восковыми мелками лист А3 и акварельными красками холодных оттенков. Затем вырезали детали сугробов, елок и домиков. Все расположили на другом листе того же размера и наклеили. Окошки сделали из желтой бумаги.
Багалаган было решено делать из коробки-избушки, оставшейся от новогоднего подарка. Коробка даже имела прорезанные окошки. Оставалось покрасить ее серебряной аэрозольной краской, словно она вся покрыта инеем, что и было сделано. Снег на крыше - кусок нетканого материала с блестками. Бревна балагана, дверь и наличники «нарисованы» манной крупой.
На один из скатов крыши наклеили множество декоративных кристаллов и бисера.
Персонажей делали на основе цилиндров от рулонов туалетной бумаги.
Раскрасить туловище - раз, нарисовать лицо или мордочку - два, приклеить детали - три...
Кокованю Саша сделал из ваты, раскрасил гуашью и наклеил опушку тулупа и шапки и бороду. Даренке из той же ваты сделал косу, прикрепил бантик из узенькой ленточки и повязал (с моей помощью) лоскуток-платочек. Над кошкой Муренкой пришлось поколдовать и мне: загнуть края рулончика внутрь, чтоб получились ушки на макушке. А дальше, как и у всех: белая грудка и полоски нарисованы, хвост из ваты наклеен. Серебряное копытце украсили ветвистыми рожками, которые вставили в прорези в верхнем крае рулончика, а по низу сделали 4 выемки, чтобы обозначить ножки. На правую переднюю ножку Сашка наклеил серебряное копытце из полоски фольги.
Лошадь, за которой Кокованя ходил на завод, появляется всего на несколько мгновений и не играет значительной роли, поэтому, не мудрствуя лукаво, просто вырезала из картона ее силуэт.
Семью многодетного горюна изображали куклы, оставшиеся от спектакля «Морозко», но можно и просто их нарисовать.
Действие
Сам ход спектакля незамысловат: декорации сменяют друг друга по ходу сказки, куклы передвигаются по сцене под повествование рассказчика, но...
В конце спектакля, когда фигурка Серебряного копытца водружается на крышу балагана, внезапно гасится свет, избушка поворачивается стороной, украшенной кристаллами-«самоцветами», и зажигается... елочная гирлянда! Она создает атмосферу волшебства и загадочности: «...Так и горит-переливается разными огнями...»
И только при заключительных словах сказки свет включается вновь, возвращая зрителей в реальный мир...
Данный мастер-класс подходит для детей старшего дошкольного возраста. Возможно изготовление данной работы как часть проекта по изучению творчества уральских писателей. Творчество Петра Павловича Бажова ярко описывает жизнь уральцев и природу родного края. Так же работа, выполненная руками ребёнка, может стать украшением детской комнаты
Для работы потребуются следующие материалы : белый картон, клей-карандаш, цветная бумага, ножницы, карандаш; книга с произведениями П. П. Бажова.
Цель : развивать творческие способности детей через создание иллюстраций к произведениям П. П. Бажова.
Задачи:
Познакомить детей с произведением П. П. Бажова «Серебряное копытце»;
Развить интерес к творчеству уральского писателя;
Развивать творческие способности детей;
Развивать аккуратность при работе с клеем.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем делать замечательную поделку. Но прежде, чем начать работу давайте вспомним, какую сказку мы недавно читали?
Дети отвечают.
Воспитатель : Совершенно верно- «Серебряное копытце». Скажите, кто автор?
Дети отвечают.
Воспитатель : Павел Петрович Бажов. Наш уральский писатель. В его произведениях описана прекрасная уральская природа. Вот именно этого чудесного козлика-Серебряное копытце, мы и будем с вами делать. На ваших столах лежит Лист бумаги с изображением козлика, цветная бумага и клей и карандаши.
Начнём работу!
1. Положите перед собой лист с изображением козлика
Теперь возьмите в руки карандаши и раскрасьте фон своей работы.
2. Теперь возьмите жёлтую бумагу и порвите лист на мелкие кусочки.
Эти маленькие кусочки приклейте на место грудки животного с помощью клея карандаша.
Затем продолжите работу и заклейте животик тоже жёлтыми кусочками.
3. Сейчас вам понадобиться коричневая бумага - это туловище и голова животного. Порвите лист на маленькие кусочки, а затем приклейте их на нужные части тела. Постарайтесь быть аккуратными и не оставлять белых мест.
Вот получился чудесный козлик, как называл его Кокованя.
Светлана Стенина
Приближается всеми любимый праздник Новый год. Все стремятся украсить свою группу сказочно , необычно. По тематической неделе "Дикие животные зимой" мы с ребятами прочитали сказку "Серебряное копытце ". Сказка всем понравилась и мы решили украсить группу этими сказочными персонажами .
Уважаемые коллеги, хочу представить вам мастер - класс новогоднего украшения из пенопласта по сказке "Серебряное копытце ".
Для изготовления поделки необходимо :
- пенопластовая плитка
Нож канцелярский
Трафареты
При помощи канцелярского ножа аккуратно вырезать предметы по контуру. Далее, срезать края для того, чтобы они смотрелись объёмно.
Вот такое новогоднее украшение в группе получилось по сказке "Серебряное копытце " из пенопласта .
Публикации по теме:
Доброе время суток, уважаемые коллеги! 18 апреля 2015 года в стенах Муниципального казенного учреждения "Дом культуры "Лесник" п. Унъюган.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце» Программное содержание: 1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая.
Цель: знакомство детей со сказкой П. П. Бажова «Серебреное копытце». Задачи: -формировать умение воссоздавать художественные образы литературного.
В этом году с детьми мы решили к новогоднему празднику сделать украшение"Елочка". Его можно подарить или повесить на елку как игрушку. В.
Новогодняя сказка. Новый год-это удивительная пора для любого человека, а для детей – невероятная, потрясающая сказка,где все сверкает,.
Создать новогоднюю атмосферу можно изделиями ручной работы, вырезанными из бумаги. Новогодние шаблоны для вырезания из бумаги. Новогодние.
У меня две новости! Первая это переход в другой детский сад, я теперь работаю поближе к дому. Группа у меня новая.
Сценарий новогоднего утренника для подготовительной к школе группе «Серебряное копытце» СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ Звучат позывные Нового года, выходят ведущие. 1 Ведущий: В нашем зале музыкальном Множество огней. Славный праздник.