Настоящее число зверя. Что означает "число зверя". Заклятый враг Церкви

Кустарники 03.07.2024
  • Толковая Библия
  • А.И. Осипов
  • свящ. Афанасий Гумеров
  • диакон Андрей
  • свящ. Петр Андриевский
  • Число́ зве́ря – таинственное число «Шестьсот шестьдесят шесть», упоминаемое в Иоанна Богослова ().

    [Зверь] «…сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ().

    В истории буквальное толкование числа зверя заключалось в подборе составляющих человеческое имя букв, сумма числовых обозначений которых равна 666. Это возможно в тех языках, где цифры обозначаются буквами алфавита. Например, имя Нерон: Н – 50; Е –6; Р – 500; О – 60; Н – 50.

    В Ветхом завете число «666» встречается трижды:

    1. «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» ()
    2. «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» ()
    3. «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» ().

    При попытке толкования «числа зверя», часто делается ошибка: число разлагается на десятичные разряды и представляется в виде трёх цифр 6, с которыми и отождествляется. Однако во времена написания Апокалипсиса не существовало десятичной позиционной системы счисления. В античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита, как и в церковнославянском языке. Оригинальная греческая запись состоит из трёх слов «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» и не позволяет произвести описанного разложения.
    В еврейском языке, если это классические три шестерки, то есть шесть, шесть, шесть, то написание у них такое ן ן ן (вав, вав, вав). Но если это шестьсот шестьдесят шесть, то и написание у числа соответственное ו ס ם (мем софит (пишется в конце слов) = 600, самех = 60 и вав = 6).
    Есть еще вариант написания из четырех букв по схеме: תרסן тав -реш-самех-вав (400-200-60-6).

    (5 голосов : 4.4 из 5 )

    архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

    Из доклада «Числовая символика в Книге Откровения Иоанна на 35 международной филологической конференции 13.03.2006 г.

    «Зверь из моря», появляющийся в 13-й главе, имеет таинственное имя, символизируемое числом шестьсот шестьдесят шесть. «Всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (13:16-18). Знак, который должны носить последователи и поклонники зверя, обозначает его имя или число его имени, так называемую гематрию. Для посвященного читателя приводится это числовое значение. Автор сообщает, что оно – число некоего человека и составляет значение 666. Читателю предлагается разгадать эту загадку. Узнать личность, скрывающуюся за этим числом, способен лишь тот, кто имеет соответствующую «мудрость». Таким образом, число 666 следует понимать как символическое, смысл которого доступен только посвященным.

    В долгой истории толкования число 666 (другое чтение – 616) интерпретировалось различно. Например, Мартин Лютер толковал его применительно к Папе Римскому как «антихристу». Это курьез. «Число зверя» следует идентифицировать с именем личности, известной Иоанну и его современникам. Сначала поясним, как число может обозначать имя того или иного человека. В задачу читателя входило определить некое имя из данного числа. Именно такая задача, или шарада, называлась «гематрией». Гематрия – излюбленная игра Античности. Само слово «гематрия» – искаженное греческое «геометрия». Под геометрией в простом народе понимался счет или математика вообще. Буквы того или иного слова переводили в числа, эти числа складывали, и полученная сумма давала число слова. Обратная задача – по сумме угадать соответствующее слово – требовала особого искусства. Игра возможна потому, что греки и евреи не имели цифр; вместо них пользовались буквами, которым придавались определенные числовые значения. Например, а = 1, Ь = 2, i = 10, k = 2О и так далее. Вопрос в том, какое слово стоит за числом 666.

    Ответ затрудняется тем, что мы не знаем заранее, какой алфавит предполагается в задаче: греческий или еврейский. Грекоязычный читатель Откровения ожидал гематрию с греческим алфавитом. Толкование осложняется еще тем, что само чтение греческого текста неоднозначно. Кодекс Ефрема (С) читает не 666, а 616. Однако 666 засвидетельствовано лучше, и этому чтению следует отдать предпочтение. Откуда же появилось число 616? Предполагали, что 616 – не случайный вариант или ошибка переписчика. Одно время считалось, что соответствующее этому числу слово приводит к имени одного из римских императоров, кто олицетворял бы устрашающий образ Империи и, на первый взгляд, подходил к содержанию . Это Гай Цезарь, именуемый Калигулой (37 – 41 гг. н. э.). Ведь именно Калигула был первым из римских кесарей, потребовавшим для себя божественного поклонения и воздвижения себе статуй по всей Империи, в том числе и в Иерусалимском храме (Бог не допустил этого, и Калигула был убит, прежде чем это произошло). В случае Калигулы сумма чисел написанного по-гречески имени Gaios Kaisar (g=з + а=1 + i =10 + o=70 + s=200 + k=20 + a=1 + i=10 + s=200 + a=1 + r=100). И, тем не менее, чтение 616 большинство толкователей отклоняет. Не только потому, что число 666 в рукописях засвидетельствовано много лучше, чем 616, но и потому, что в конце I столетия, когда была написана Книга Откровения, фигура Калигулы потеряла свою актуальность. В таком случае предполагали, что вариант 616 возник потому, что первоначальное значение загадочного числа 666 вскоре забылось, и в голову приходило другое число, которое, казалось, имело больше смысла, а именно 616 по имени Гай Цезарь (Калигула). Однако число 666, если следовать греческому алфавиту, оставалось неразрешимой загадкой.

    Но обязательно ли предполагать греческий алфавит? Подавляющее большинство современных ученых полагают, что за гематрией 666 стоит не греческий, а еврейский алфавит. Может показаться странным, что в греческом тексте используется еврейский алфавит. Но эта странность не столь уж велика, поскольку автор Откровения Иоанн был иудеохристианин, а иудеохристианское влияние в ранних церквах нельзя не учитывать. Кроме того, уже сам текст обращает внимание на то, что требуется особая «мудрость» для разгадки имени, скрывающегося за числом 666. Следует считаться и с тем, что вестники, доставлявшие церквам книгу Откровения, могли иметь особую информацию для расшифровки. Ведь таинственная гематрия здесь приведена не просто ради забавы! Речь шла о политически опасных реалиях, угрожавших каторгой и смертью. Поэтому в условиях религиозно-политического преследования называть все своими именами было неразумно. Но благодаря шифровке через еврейский алфавит была надежда избежать опасности, если текст попадет в руки гонителей. Хотя Иоанн и взывает к готовности христиан принять мученичество, он нигде не пишет о том, что христиане обязаны умереть мученической смертью.

    Наиболее признанное до сих пор толкование сводит число 666 не к имени императора Калигулы, а к имени Нерона. Это толкование аргументировано опирается на очень распространенную в те времена легенду о Нероне воскресшем (Nero redivivus). Подавляющее большинство современных специалистов согласно в том, что число 666 – означает «Кесарь Нерон», если эти слова написать еврейскими буквами. Но число это относится не к историческому императору Нерону, а к грядущему Антихристу как «Nero redivivus». И это толкование построено на числовых значениях букв именно еврейского алфавита: Nrwn qsr (nun=50 = + resh=200 + waw=6 + nun=50 + qoph=100 + samech=60 + resh=200). Такое толкование способно объяснить и появление варианта 616 как неслучайного. Дело в том, что еврейскими буквами можно было транскрибировать либо греческое имя Нерона (Neron), либо его латинское имя (Nero). Разница всего в одну букву «n». В еврейском числовом обозначении n = 50. Получается, что при транскрипции с латинского языка число 666 уменьшается на 50, то есть 666-50=616. Так и число 666, и число 616 объясняются из имени Нерона.

    «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».

    Святой Кирилл Иерусалимский.

    Кто такой антихрист

    Слово антихрист греческого происхождения (ό αντί-χριςτος). В широком смысле, имя нарицательное, означает противника или врага Христа, обманом выдающего себя за него.

    Иоанн Богослов называет антихристом всякого отвергающего то, что Иисус есть Христос, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. При этом Иоанн отмечает, что антихристов появилось много.

    В Священном Писании Апостол Павел говорит о человеке греха:

    «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божиим сядет он как Бог, выдавая себя за Бога».

    Антихрист будет обычным человеком и родится на Земле так же, как рождаются все люди. По одной из версий, он будет сыном земной женщины и Сатаны.

    «Кто же он будет?»- спрашивает Иоанн об антихристе. «Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу» (Беседа 3-я. Послание к Фессалоникийцам).

    Существует множество предположений, кем будет, где родится и от кого произойдет антихрист. По различным версиям он выйдет из иудеев, из язычников, даже из христиан. Местом его рождения называют: Вавилон, Рим, Сирию, Африку.

    Одно известно точно – явление антихриста произойдет незадолго до второго пришествия Христа, перед кончиной мира. Об этом написано в пророчествах Даниила, в «Откровениях» Иоанна Богослова, в Книгах Нового завета, во Втором послании апостола Павла.

    Никому не известно, в каком году состоится второе пришествие Иисуса Христа, и никому, кроме Бога, неизвестен момент пришествия антихриста.

    На изображение второе пришествие Христа

    Признаки и предзнаменования пришествия антихриста

    «Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро.»

    Святой. Кирилл Иерусалимский.

    Иллюстрации к книге Беляева А.Д., профессора Московской духовной академии, «Антихрист»

    Иллюстрации к книге Беляева А.Д., профессора Московской духовной академии, «Антихрист».В Священном Писании указаны предвестники пришествия антихриста. В Библии о приходе антихриста говорится, что его пришествие будет готовиться в течение долгого времени. Подготовителями пришествия антихриста являются люди нечестивые и боговраждебные, в широком смысле слова-антихристы.

    О таких людях писал Иоанн Богослов:

    «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время». Так же он пишет, что «дух антихриста… и теперь есть уже в мире».

    В наше время становится много зла, безбожия, налицо упадок религии и нравственности, распространение всевозможных и немыслимых пороков. Дух антихриста чувствуется во всем. Иисус Христос в речи о кончине мира сказал, что «в последние времена умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет, любовь охладеет». (Апостол Павел в посланиях к Тимофею.)

    Предвестники пришествия антихриста,упомянутые в Библии:

    • продолжительные, кровопролитные войны и природные катаклизмы;
    • проповедь Евангелия повсеместно;
    • отступление в последние дни мира. Духовная слепота людей.

    Люди много раз принимали за антихриста разных лиц. Но когда антихрист действительно придет, то при помощи указанных в Писании признаков истинно верующие узнают его, несмотря на то, что вначале он покажет себя добродетельным икротким. Он привлечет к себе большое количество сторонников, станет еще сильнее, и вот тогда он обнаружит свою злобу во всей силе. Антихрист является противоположностью Христа. Как Христос пришел на землю, чтобы исполнить Божью волю, антихрист придёт, чтобы исполнить волю сатаны.

    Главное намерение сатаны стать равным Богу в силе и мощи. И его инструментом будет антихрист.

    Пророчества, касающиеся пришествия антихриста

    Пророчеств и умозаключений относительно пришествия антихриста множество, ниже приведены некоторые из них.

    Старец Глинской пустыни иеромонах ПОРФИРИЙ «Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное”
    Архиепископ ФЕОФАН (Быстров) «Пришествие антихриста приближается и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, пред избранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого»
    Мелани Матье
    (Melanie Mattheu)
    После его рождения, все времена года поменяют ход. На земле более не будет хорошего урожая. В Солнечной системе все объекты сойдут со своих орбит. Случатся разрушительные землетрясения, обширные пожары. Кругом начнутся необычные явления. Огонь с небес уничтожит три города. Все это произойдет, потому что человек стал отвратительно относиться к природе
    Джин Диксон
    (Jeane Dixon)
    Антихрист родится 05.02.1962 года на Среднем Востоке. Мир станет иным, поддавшись его учениям. Антихрист станет властвовать абсолютно над всем. Получит репутацию миротворца. В четвертой декаде двадцать первого века втянет мир в войну между Западом и Китаем

    Кто такой третий антихрист

    Толкование пророчеств нострадамуса

    В своих пророчествах Нострадамус также говорил о пришествии в мир антихриста. В целом он предсказал появление трех антихристов в мировой истории. Пророком названы известные всем антихристы в истории человечества. Первый из них – Наполеон, который на протяжении 15 лет вел завоевательные войны, унесшие миллионы человеческих жизней. Второй антихрист – Гитлер. Обладая одурманивающим воздействием на умы людей, используя фашизм, как идеологию, дьявольски истребил около 50 миллионов живых душ.

    А если посмотреть на личности: Сталина, Мао Цзе Дуна, Ленина, Маркса, то о каждом из них однозначно можно сказать, что и они антихристы.

    И все-таки, третий антихрист-кто он? Каково его имя? В каком году придет к мировому господству? На эти вопросы пророк не дает определенных ответов. Из пророчеств Нострадамуса видно, что этот третий, последний антихрист не из числа европейских политических деятелей. Это человек, которого Нострадамус назвал именем «Мабус», террорист, развязавший третью мировую войну.

    В 62-м катрене 2-й центурии Нострадамус пишет:

    О люди и звери! Вас ждет катастрофа, Мабус к вам идет, чтоб средь вас умереть.

    Комета с возмездья срывает покровы, Разбои, кровь, жажду неся на хвосте.

    Нострадамус предупреждал потомков о мировом разгуле международного терроризма, базирующемся на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

    Джон Хоуг, изучавший труды Ностардамуса, предполагал, что антихрист уже пришел на Землю и называл имена людей, подходивших, по его мнению, на роль третьего антихриста. Среди них Абу Аббас (умер 08.04.2004 г.), Абу Нидаль (умер 16.0.2002 г.), в свое время имеющие возможность осуществить акт ядерного терроризма.

    Ложные толкования являются неизбежными в истории изучения пророчеств.


    Антихрист в мусульманстве

    Предсказания об антихристе и Иисусе Христе есть также и в исламе.

    «В истории человечества, начиная со времен Адама и заканчивая моментом наступления Конца Света, нет ничего более страшного, чем появление и властвование Антихриста» – сказал арабский проповдник пророк Мухаммед более 1400 лет назад.

    Антихрист в исламе носит имя Даджаль. По-арабски это означает «обманщик, шарлатан». В Коране также подчеркивается, что антихрист будет человеком.

    Даджаль будет оживлять мертвых, будет иметь несметные богатства, сможет управлять природными явлениями, по его повелению земля даст богатый урожай. Его блеск и роскошь ослепит людей и вознесет в их глазах до уровня Бога. Он внушит большинству, что он пророк, а может и сам Бог.

    Грех будет нормой и формой проявления набожности, эти времена станут серьезным испытанием для человечества. Внешне антихрист будет крупным, широкотелым, кудрявым, краснолицым и одноглазым. По этому физическому изъяну люди смогут узнать Даджаля. На лбу у него буква каф или всё слово кафир («неверующий»)


    Арабские буквы каф-фа-ра, означающие «неверный»

    По словам пророка, антихрист будет уничтожен Иисусом, сыном Марии. Иисус Христос спустится с небес восточнее Дамаска, опираясь на крылья двух ангелов, и уничтожит Даджаля.

    Слова молитвы пророка: «о, Господи! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений ада, мук в загробной жизни, от искушений жизни и смерти и от соблазна антихриста » .

    Каким будет царствование антихриста

    Некоторые исследователи Библии полагают, что антихрист-это будущий диктатор, мировой правитель, который уже появился на земле, и ждет своего часа. Само слово «антихрист» в Библии не встречается. Однако, при изучении Библии становится понятно, что антихрист многократно упоминается под разными именами. Антихрист представляет собой полную антитезу личности Христа.

    Он именуется: «человеком греха», «беззакоником», «зверем», «сыном погибели». В Писании антихристу даны и другие названия. Он – «нечестивый», «опустошитель», «человек беззакония», «малый рог», «зверь багряный», выходящий из бездны. Все эти названия нарицательные, описывающие его сущность.

    Когда состоится явление антихриста людям, он начнет воевать со святыми, выдавая себя за Бога. Безграничная власть ему будет дана над людьми и даже над стихиями.

    Иоанн говорит, что в мире много антихристов, но в качестве правителя, придет во имя Сатаны всего лишь один, и присвоит себе место Христа. Библия говорит о десяти рогах зверя, которые символизируют десять царей, поддерживающих антихриста. Он выйдет из союза десяти правителей, и уничтожит троих из них.

    Существует пророчество Даниила относительно мирового правительства, объединения десяти царей, которые будут поддерживать антихриста накануне второго пришествия Христа: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое ни во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу». То есть Иисус сокрушит все мировое человеческое правительство и станет царствовать сам.

    13 глава книги Иоанна «Откровение» разделена на три части. Первые 8 стихов рассказывают об антихристе и его всемирном правительстве. Следующие 5 стихов описывают его религиозного партнера – лжепророка, а три последние стиха описывают всемирную экономическую систему.

    «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва».

    «Откровения»

    Как считают многие исследователи Библии, царство зверя будет состоять из объединения правительств нескольких стран. Некий альянс десяти наций в результате глобализации превратится в Мировое правительство, которое будет возглавлять антихрист на протяжении трех с половиной лет.

    «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца».

    «Откровения»

    Самый влиятельный религиозный лидер на Земле будет всячески поддерживать антихриста и убеждать человечество следовать за ним. Этого человека Библия называет лжепророком. В Библии написано, что посредством великих чудес и огня с небес, он будет внушать миру следовать за антихристом.

    С 11 по 15 стих «Откровения» описывается религиозный партнер антихриста. При помощи своего влияния и авторитета, лжепророк будет называть антихриста Божьим посланником и превозносить его в глазах людей. Лжепророк заставит всех людей на земле поклоняться зверю.

    Число зверя

    В 13 главе книги Иоанна Богослова «Откровение» описывается число зверя. Это, так называемый, знак антихриста, иными словами – знак покорности зверю.

    «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его… Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

    «Откровения»


    На изображении знак антихриста.

    FFF- завуалированный вариант числа зверя, поскольку буква F – шестая по порядку буква английского алфавита. Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, буквы алфавита означают так же и числа.

    Это число имени антихриста. Каким-то образом сумма знаков в имени его составит 666, и это будет одним из признаков, по которому его узнают.

    Новый завет

    Пророчества сбываются

    Хотелось бы определить личность антихриста, каким он будет. Как будет выглядеть? В каком году появится? Знает ли кто-нибудь его имя. Кто будет третьим антихристом? Можем ли мы найти в интернете фото антихриста? Каким будет явление антихриста? Возможно он уже пришел в наш мир? В свое время мы обязательно сможем его узнать.

    Ученые, изучающие религиозную литературу, говорят примерно о 53 пророчествах, касающихся прихода антихриста. Некоторые люди полагают, что это не человек, а глобальная система. В библии о приходе антихриста говорится, что он царь, правитель и человек. Антихрист уже в пути, вскоре он будет явлен миру.

    По словам Феофилакта Болгарского:

    «антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие».

    Предсказания, описанные на страницах Библии, начинают сбываться.

    Израиль-это земля обетованная. Земля, данная иудеям на основании Завета Бога. Сейчас она является предметом самых раскаленных споров. Когда между Израилем, Палестиной и мировым сообществом будет подписан мирный договор, по мнению ученых библеистиков, начнутся последние семь лет, ведущие к Армагеддону.

    Антихрист будет явлен через три с половиной года после подписания мирного соглашения. В описании сказано, что мир будет оружием в его руках, посредством мира он уничтожит многих. Антихрист будет миротворцем.

    История полна примеров, когда во имя мира начинались страшные кровопролития. По описанию «Царь с безжалостным и мрачным выражением лица, по виду больше и плотнее других», антихрист возомнит себя Богом. Это произойдет за три с половиной года до армагеддонского сражения. Именно с этого и начнутся времена великой скорби.

    Изначально его будут воспринимать, как выдающуюся личность. Пророк Даниил говорил, что вначале антихрист будет говорить о великих вещах, что он будет умным и будет понимать загадки.

    В Библии также говорится и о том, что управляя миром, он столкнется с серьезным сопротивлением. А также о том, что Иордания не будет оккупирована антихристом. Он не будет контролировать весь мир, но будет доминировать и иметь безграничную власть.


    Второе послание св. Ап. Павла к Фессалоникийцам

    Иоанн Богослов писал, что

    «схвачен был зверь и с ним лжепророк…; оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою…, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

    Дух антихриста присутствует в мире людей. Если мы будем внимательно изучать пророчества и следить за происходящими событиями, то мы сразу узнаем его.


    Понятие "печать Антихриста" сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:

    1. "И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666" (Откр. 13, 16-18).

    2. "И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (...) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его" (Откр. 14, 9-1 1).

    3. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению" (Откр. 19,20).

    4. "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20,4).

    Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.


    НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

    Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать................, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).

    Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирии), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, перевернутый вниз крест). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные ("чтобы не затруднялись сим", т.е. чтобы беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы -преподобный Ефрем Сирии). 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке - Втор. 6,8; Мф. 23, 5). 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).

    Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита "Слово о кончине мира...", наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста "не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям" (1, С. 412).

    Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать чего-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирии пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (т.е. предтеча) Антихриста "будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимо для жизни" (1, С. 377). В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе увенчание ритуальным языческим венцом (1, С. 224-225).

    Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука - деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело - познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, т.е. выкуп Царствия Небесного за земную жизнь. Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: "Куплю дейте, дондеже прииду" (Лк. 19,13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского (1, С. 377).


    ИМЯ ЗВЕРЯ

    Принято считать, что имя зверя, т.е. Антихриста не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: "Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге" (1, С. 377). Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста предостерегает нас от обмана, т.к. он может придти с другим именем, чем мы ожидаем (1, С. 198). Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, "что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем" (1, С. 395).

    Имя ангела бездны, т.е. диавола, приводится в другом месте Откровения: "имя ему по-еврейски, Авваддон, а по-гречески - Аполлион" (Откр. 9,11), т.е. Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарийский упоминает также в толковании на стихи 13, 16-17 (1, С. 377). Имя Антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает, Спаситель) - Авваддон, Аполлон (гибель, Губитель). Указания на имя Антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ангеле-истребителе (Шар. 21,15), ангеле-губителе для истребления (Ис. 54,16).


    ЧИСЛО ЗВЕРЯ

    Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666: 1) согласно числовой символике 2) согласно греческому алфавиту. Согласно числовой символике число 666 связывается:

    1) с количеством шести дней, в которые был сотворен мир - т.к. антихрист должен восстановить все отступничество которое было за время существования мира (с этим ранее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет).

    2) с шестым днем, в который был сотворен человек, чрез которого грех вошел в мир.

    3) с шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его.

    4) с истуканом Навуходоносора "Который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия Антихриста.

    К сожалению, данный тип числовой символики, коренящийся в Священном Писании, не был продолжен последующей святоотеческой традицией. Лишь архиепископ Андрей Кесарийский однажды использовал данное толкование святого Иринея, но в другом месте - Откр. 14,20. Продолжая ряд толкований святого Иринея, его можно дополнить.

    5) Число 666 употребляется для исчисления количества золота, которое царь Соломон ежегодно собирал в качестве дани с других народов "В золоте, которое проходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3 Цар. 10,14. Ср.: 2 Пар. 9,13). В данном случае число 666 является символом земного богатства, золота (Мамоны), а также символом дани, налога с подвластных народов.

    6) В символической системе Откровения число 7 - символ полноты, следовательно, число 6 - символ недостатка, неполноты, несовершенства.

    7) Число 6 определяет количество дней, отведенных в Ветхом Завете деланию, работе ради земной жизни, а день 7-й - Господу Богу твоему (Исх. 20, 8-11). В этом смысле числа 6 и 7 символизируют противостояние земного и небесного, человеческого и Божьего.

    8) Число 6 символизирует "усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари" (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение 2, с. 130).

    Примечание: Мы не обсуждаем здесь вопросов о законности и законах. числовой символики, которые в конечном итоге коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.

    В различных контекстах одно и то же число может нести различный, вплоть до противоположного смысла.

    Так, например, число 6 может, вероятно, символизировать творение, творчество, почему оно используется как строительный модуль (3 Цар. 10,16-20; 3 Цар. 6, 26); может нести смысл только количественный (ср. напр.: 666 [сыновей Адоникама - 1 Ездр.2,13). Некоторые символы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом Завете приобрели смысл противоположный (звезда Давида, сам храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанный на Священном Писании и Предании, число 666 всегда было и есть символом Антихриста и таковым воспринималось на протяжении всей истории христианства.

    Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, "в ком восстанавливается все (...) отступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный" (1, С. 197).

    Второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.

    Он сводится к поиску имени Антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным числам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан (1, С. 99), святой Викторин - Антемос, а на латинском языке - Диклюкс (1, С. 284), архиепископ Андрей Кесарийский - Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец (1, С.377-378). К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса. К чему это привело, можно видеть на примере толкования единоверческого священника Иоанна Малышева, который используя почему-то славянский алфавит, приводит в особых таблицах более 200 имен Антихриста (6, с. 33-58). Конец таким толкованиям должно было положить еще замечание самого святого Иринея о том, что, "хотя известно число имени Антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам (..). Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным" (1, С. 199). Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис - не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен.

    Таким образом, в понятие "печати Антихриста" входят: 1. Начертание зверя 2. Имя зверя 3. Число зверя. Принятие печати Антихриста приравнивается в Апокалипсисе поклонению самому Антихристу или его образу (изображению).

    Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия "предпечати Антихриста", распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие "предпечати Антихриста" образовано по подобию "предтечи Антихриста". Но предтеча Антихриста действует согласно Апокалипсису одновременно с Антихристом.

    Понятие "предпечати" весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.


    КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

    Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования Антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени - построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедб лжепророка и др.

    Возможно ли несознательное принятие печати Антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.

    "Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу (...) Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя - сие пресвятое и пречистое имя - вовсе не называлось во времена змия" (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 91 на пришествие Господне - 1, С. 298). "Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (...) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря" (Преподобный Ефрем Сирии - Слово 92 на пришествие Господне - 1, С. 299).

    (Отр. 14,9): "Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений".

    (Откр. 14,11): Следует понимать "под "ночью" - мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное" (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение. - 1, С. 379,380).

    Псевдо-Ипполит в "Слове о кончине мира..." так изображал сознательность отречения от Христа: "Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра. - та печать, которая будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую" (1, С. 412).

    Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13:

    В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны булут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однакож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он - сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемых нам сила Божия есть (1 Кор. 1,18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 ор. 2,15). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние - благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.

    Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит^" что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли св. Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.

    У Солунян пред лицем были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительнаго слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов, - нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.

    Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь безпредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: "любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего". То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

    Ст. 11. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи.

    Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, - не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, - не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

    Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и очетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, - и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружит ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Св. Златоуст пишет: "для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы".

    Феодорит прибавляет: "сие же: послет им Бог действо лети, сказано Апостолом вместо - попустит явиться льсти, чтоб оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих". Экумений: послет, - не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога". Феофилакт: "послет, - вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими".

    Ст. 12. Да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволивший в неправде.

    Да суд приимут, - праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, -раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна; и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. - Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого, - все эти, неверовавшие и проч., кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины, и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив лежали сердцем своим, - благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.

    Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверять антихристу. Св. Златоуст пишет: "заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос (видимо человек) назвал себя Богом, - то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отымет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, - тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит. Аз приидох во имя Отца во имя свое, того приемлете (Иоан, 5, 43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как напротив о Христе, - что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага" - Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта" (5, С. 330-335).

    Итак, принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

    На протяжении всей своей истории, когда Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной), она подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.

    Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.

    Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.

    Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4, 3), может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.

    Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т. к. это неизбежно приводит к расколу внутри Церкви.

    Критический комментарий на статью протоиерея Олега Скнаря «Самое страшное число»

    Ибо один путь, доступный всем видящим, который освящен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих; и первый ведет в небесное царство, соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога.

    Свмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.

    В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно произойти из него по насаждении его в землю...

    Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения., т, 2, 203

    Зверем же апостол Иоанн Богослов называет не того императора, который «являлся угрозой для императора Отона», а самого антихриста. «Зверь - антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств. И он придет как царь римский...на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в погибель». То есть, согласно прочтению мысли свт. Андрея, сами цари были правителями царств, которые представляли собой всемирные империи, но все они предшествовали империи и царству антихриста. Некоторые из них были известными империями, упомянутыми в Библии: Ассирийское, персидское, вавилонское, греческое и римское. Поэтому семь гор и семь глав Апокалипсиса - это не семь гор, на которых стоит Рим, а места, на которых «в разные времена основывались мировые царства ».

    Итак, неверное историческое прочтение 17 главы Апокалипсиса является следствием а) отрицания духовно-прикровенного, таинственного смысла в данном месте священного текста, б) игнорирования святоотеческих авторитетных свидетельств о времени написания книги Откровения.

    Свмч. Ириней Лионский и его комментарий на число зверя.

    Отдавая в своей статье предпочтение исключительно историческому прочтению книги Апокалипсиса, что является заведомо ошибочной методологией, о. Олег, комментируя причины текстологических расхождений в Апок. 13, фактически игнорирует авторитет свмч. Иринея Лионского, не приводит его аргументацию и разъяснения относительно того, почему именно Церковь Христова признает сегодня принятое прочтение текста Апок. 13 о «числе зверя» ка именно числа 666 - χξς, а не 616 - χις. В то время как исторически авторитет свмч. Иринея Лионского был для Церкви всегда велик. И это было связано как с его особой деятельностью - обличителя гностицизма и ересей, а также с его воспитанием в Малой Азии у свмч. Поликарпа Смирнского и иных пресвитеров, которые знали Апостолов. «Это обращение св. Иринея с Поликарпом и пресвитерами, - пишет известный отечественный патролог Н. И. Сагарда. - получает важное значение при суждении о достоинстве свидетельств св. Иринея». В плане истолкования Священного Писания свмч. Ириней, как ученик св. Поликарпа Смирнского, доносит до нас не личностные мнения и комментарии, а апостольскую веру. Как св. Поликарп «всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь», тому же вне всякого сомнения учил и свмч. Ириней Лионский. Необходимо также учесть и то, что св. Поликарп «был наставлен Апостолами », «Апостолами был поставлен епископом Смирнской церкви в Азии » и был учеником апостола Иоанна Богослова. То есть традиция истолкования Священного Писания, а тем более книги Откровения, написанной апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос во время ссылки, в малоазийский церквах твердо опиралась на самого апостола любви. Эту же апостольскую традицию унаследовал и неизменно хранил и свмч. Ириней Лионский.

    Поэтому его комментарии и изъяснения мест из Священного Писания необходимо рассматривать как донесение апостольской веры и традиции. Крайне щепетильное и трепетное отношение к апостольскому преданию, вере у свмч. Иринея совершенно не напрасно. Ибо по его глубокому убеждению Господь «пошлет в вечный огонь исказителей истины». 14 то есть искажение апостольской веры это уклонение от «пути веры», путь к погибели.

    Исходя из того, что свмч. Ириней Лионский в точности доносит до нас божественную истину не только в общих чертах, но и во всех ее частных проявлениях, мы соответствующим образом должны относится и к его комментариям эсхатологического содержания: о кончине мира, об антихристе, о числе имени его, о Втором пришествии Христа, воскресении мертвых и т.д.

    а) учение свмч. Иринея Лионского об антихристе

    Учение об антихристе свмч. Ириней раскрывает в весьма сжатом виде в XXVIII и XXIX главах V книги своего самого известного произведения «Против ересей» (Adversus haereses), которая сохранилась полностью лишь в латинском переводе. Учение об антихристе свмч. Ириней излагает опираясь на главы из книги Откровения и на послания апостола Павла. Определяя, что очевидно ошибочно, время пришествие антихриста «истечением шести тысяч лет с момента творения мира Богом», свмч. Ириней подчеркивает, что его пришествие будет попущено Богом «в надлежащее время» 15 . Это попущения для всего человечества является необходимым - для отделения пшеницы от плевел, то есть людей богоугождающих от злых, с одной стороны, и для подготовки через скорбь спасаемых к Царству Божию. «Поэтому, - подчеркивает свмч. Ириней, - для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и через терпение проникнутые Словом Божиим, и очищенные огнем годны были к Царскому пиру» 16 .

    Что же касается самого антихриста, то, согласно учению свщм. Иринея Лионского, он будет воплощением всякого зла, которое когда-либо было на земле, «по своему восстановит в себе самом богоотступничество» 17 . «В нем будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную». Он воссядет «храме Божием» 18 , «в храме Иерусалимском» 19 с тем, чтобы «обольщенное» человечество воздало ему поклонение «как Христу». Прельщение или обольщение человечества времен антихриста будет вызвано отвержением человечеством евангельской истины, «непринятием любви Божий» 20 , а верой лжи и любовью к неправде. Антихрист - это зверь, описанный в Откровении в образе барса, который воспринимает власть и престол от дракона, то есть от дьявола. Антихрист будет прельщать людей многочисленными «великими знамениями» 21 . Но он будет иметь и своего предшественника, оруженосца - лжепророка, «действующего со властью первого зверя» 22 . Он с помощью «волшебства» будет совершать знамения и чудеса . Он их совершает через «служащих ему демонов и отступивших ангелов» 24 . Именно он и «повелит сделать образ зверя, и даст дух образу», но он же и будет «полагать начертание на челе и на правой руке» 25 . Этим начертанием будет число имени антихриста, χξς - 666. Однако властвование антихриста на земле будет недолгим. «Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев».

    Приход антихриста введет историю человеческого рода в завершающую стадию его истории. Как пишет свмч. Ириней «это будет последняя борьба праведных, в которой они победивши, увенчаются бессмертием» 26 .

    в) о числе антихриста и имени его, символика числа

    Итак, излагая учение Священного Писания об антихристе и его предтече, лжепророке и оруженосце, свмч. Ириней цитирует тект Откр. 13, 18 о наложении лжепророком скверного начертания имени антихриста: «И будет положено начертание на челе и на правой руке... и число его шесть сот шестьдесят шесть».

    И здесь же свмч. Ириней дает символическое образное разъяснения этого начертания 666: «т.е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течение шести тысяч лет». 27 Определяя хронологические рамки существования мира шестью тысячью лет, свмч. Ириней проводит некую связь числа 666 с совокупностью всего зла и богоотступничества, совершенного за всю историю мира с момента его создания Богом. Мы не станем останавливаться на ошибочной теории свмч. Иринея Лионского и ее аргументации о существовании мира только в течении шести тысяч лет. Однако эта теория никак не влияет вцелом на понимание и восприятие именно этого числа как символа зла .

    Для большей ясности мы процитируем самого свмч. Иринея:

    И, кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстановит в себе самом все смешение зла, бывшее перед потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы потребить восстание земли за нечестивое поклонение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных...» 28

    Приводя древнее предание о статуи идола, сделанного по приказу вавилонского царя Навуходоносора для всеобщего поклонения, свмч. Ириней приводит его размеры - 60 локтей в высоту и 60 локтей в ширину. Тем самым образуется число 66. Этот идол был символом нечестия, образом дьявола, которому должны были поклоняться люди. Число антихриста, как символ зла совершенного до потопа и после потопа, складывается из этих двух чисел: 600 - лет Ноя и 66 - символа идола сооруженного в Вавилоне при Навуходоносоре.

    Итак, согласно свмч. Иринею Лионскому число антихриста 666 - χξς это символ «зла, богоотступничества, неправды, нечестия, лжепророчества и обмана».

    Кроме того, авторитетные толкователи Апокалипсиса свт. Андрей Кесарийский и свт. Арефа Кесарийский дают ему наименование τό ψήφος 29 , которое в более глубоком смысл необходимо интерпретировать как собственное, персональное число антихриста, означающее его личность.

    Как крест является символом Христа, точно также и число 666 является антиподом Христа - антихриста. Исходя из учения Православной Церкви о символе, символ является связующим между миром тварным и нетварным, носителем и передатчиком божественной благодати, энергии. Но это в том случае, если символ относится к Богу. 30 Если через символы обозначающие божественный мир человек получает освящение , то через символы обозначающие демоническую реальность человек получает вместо освящения осквернение. Именно таким оскверняющим демоническим символом является число 666-χξς .

    г) Почему прочтение в тексте Откр. 13, 18 - вместо числа 666 - числа 616 является ошибочным.

    Свмч. Ириней Лионский, раскрыв символику числа антихриста 666 - χξς, приводит очень важные свидетельство относительно того, что именно это число, которое является «одинаковым повторением числа «шесть», а не иное «стоит во всех лучших и древних списках (Откровения)». Это одно доказательство. А вторым является свидетельство лично общавшихся с апостолом Иоанном, «сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют» 32 . В принципе эти аргументы носят вполне исчерпывающий характер, в особенности последний, поскольку именно он указывает на традицию, восходящую непосредственно к самому писателю Апокалипсиса, апостолу Иоанну Богослову. Поэтому уже исходя из этого авторитетного свидетельства представителя школы апостола Иоанна Богослова утверждение о. Олега Скнаря о том, что «вполне возможно, именно 616 и было «числом зверя», указанным в оригинальном варианте, вышедшем из-под пера апостола Иоанна». Однако в оригинальном тексте этого числа и не было, как о том авторитетно свидетельствует свмч. Ириней Лионский.

    Каким же образом это число появилось в некоторых списках книги Откровения? То, что оно действительно было в некоторых списках убеждает и приводимый о. Олегом папирус из Оксиринха, датируемый III - IV столетием (P 115 o P. Oxy LXVI 4499). Мы выше мы приводим его фотографическое изображение, где в третье строке видно написание χις - 616

    Но что отвечает свмч. Ириней Лионский относительно существующего «двойного прочтения» числа антихриста? Введших число 616 - χις свмч. Ириней называет «впавших в ошибку, заблуждение» (πῶς ἐσφάλησάν, erraverunt). Такая ошибка была допущена по неведению переписчиков, «как обыкновенно бывает, так как числа изображаются посредством букв, и греческая буква, выражающая число шестьдесят, легко превратилась в греческую букву йоту». Однако в дальнейшем, как пишет свмч. Ириней, произошло следующее: «одни просто и слепо употребляли число десять», а некоторые «по своему неразумию осмеливались отыскивать имя, содержащее ошибочное и неверное число». Однако в разные списки Апокалипсиса вносилось и другое ошибочное написание числа зверя - 606. Несомненно, это также была описка. Как пишет в своей докторской диссертации, посвященной проблеме истории истолкования числа 666, Евангелия Амириду «дилемма в написании χξς или χις могла бы создать большую проблему, но она исчезла окончательно, поскольку написание χις, несмотря на то, что оно появилось буквально сразу после написания Апокалипсиса, на самом деле никаким образом не оказало влияния ни на рукописную традицию, ни на традицию герменевтики исследуемого периода».

    Кроме того, использование вместо числа 666 иных чисел противоречило бы традиции Ветхого Завета, который усваивал именно число 666 размеру «дани царя Соломона» (3 Царств.10, 14, 2 Парал. 9, 13).

    Свмч. Ириней предупреждает об опасности доверять этим вкравшимся «опискам», поскольку это может ввести в заблуждение и погибель людей:

    «Что же касается тех, которые по своему тщеславию решаются определять имена ошибочного числа и какое-либо придуманное ими название назначают для имеющего придти (антихриста), то они не выйдут без вреда, потому что обманывали и самих себя и веривших им. И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали за истину, потом таковой непременно подвергнется не малому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от Писания». 35

    Но именно к опасным и неверным выводам привело о. Олега как раз доверие своему мнению о правильном и изначальном употреблении в тексте Откровения не числа 666, а числа 616.

    Заключение

    И
    так, неверное утверждение о. Олега о том, что первоначально в тексте Апокалипсиса в Откр. 13, 18 стояло не число 666 - χξς, а 616 - χις неизбежно привело к целой ложной системе понимания, подхода и комментирования священного текста Апокалипсиса. И как следствие, это привело и к неверным выводам относительно правильного и верного отношения к числу 666 протестующих против его систематического введения явным или неявным образом в нашу современную жизнь. И если для о. Олега протесты против этого числа антихриста и зверя являются дикостью, то для настоящего христианина эти протесты являются здравым стоянием против символа и глобальной системы антихриста, превращающей весь мир в управляемый концлагерь, где человек - это раб, не имеющий своего имени, или имеющий его чисто формально, поскольку всемирная компьютерная система присваивает ему свое компьютерное имя - цифровой код, так или иначе связанный с числом 666. И если для о. Олега это ничего не значит, то для Церкви Христовой существуют важные ориентиры, данные в книге святого Откровения апостола Иоанна Богослова в главе 13 с 11 по 18 стих и важный комментарий свт. Андрея Кесарийского: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим ». 36 Точно также пишет и свт. Арефа Кесарийский: «То, что в точности касается числа и всего того, что о нем написано, откроет время, опыт и трезвенный образ жизни». 37 Относительно же всемирного товарного знака EAN 13 - UPC 1, который активно распространятся повсюду, на всех товарах и всякого рода продукции, мы зная, что он содержит в себе запись в двоичном счислении числа 666, имеем полное право сопоставить с тем предупреждением, которое также дает свт. Андрей Кесарийский: «И будет он (т. е. лжепророк) распространять звериную печать (точнее число зверя - τὴν ψῆφου δὲ τοῦ θηρίου) везде, и в купле и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни». 38

    Неслучайно Священный Кинот Святой Горы Афон еще в своем Заявлении от 24. 02. 1997г., выражая свои «беспокойства и опасения по поводу возможного попирания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств», «бескомпромиссное навязывание... Всемирной Кодировки Продукции (UPC 1) с использованием известного свой дурной славной числа Апокалипсиса 666» расценил, как попрание р именно религиозной свободы.

    А Священный Синод Элладской Церкви в своем Окружном послании за № 2626 от 7.04.1997г. ясно и недвусмысленно высказал следующее:

    а) число 666, как явствует из Апокалипсиса, - это, безусловно, число антихриста;

    б) следовательно не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь;

    в) не принимать число 666 в качестве кодового числа государственных электронных систем по защите личности;

    г) официально поставить вопрос о замене числа 666 в центральной электронной системе Евросоюза на любое другое кодовое число;

    д) ни под каким предлогом не допустить, чтобы число 666 попало в новую систему паспортов нашей страны.

    Поэтому неслучайно опытные в духовной жизни пустынники и монахи Святой Горы перед употреблением в пищу продуктов с этим штрих-кодом, его снимали или счищали, а затем обязательно благословляли. В этом действии выражено правильно христианское отношение к символу антихриста, который «освящает» продукты не божественной благодатью, а оскверняет их демонической энергией.

    Протесты против числа 666 - это, как точно и верно свидетельствует архимандрит Георгий, игумен монастыря Григориат на Святой Горе Афон, «свидетельство о правильной функционировании православного чувства ». «Наше беспокойство, -говорит он далее, - является показателем нашего духовного бодрствования, любви ко Христу и стремления ко спасению». 40

    И если мы считаем себя православными христианами, то мы не имеем право принимать что-то с числом 666, которое, согласно учению Церкви, является числом и символом антихриста, а также пренебрегать его присутствием в наших документах. Священный Синод РПЦ являтся не просто церковно-административным органом Русской Православной Церкви, а прежде всего он призван хранить и защищать чистоту веры, думать прежде всего о спасении своих чад. Священный Синод во главе со святейшим патриархом обязан постоянно и настойчиво, а не вяло и безучастно, требовать от государственной власти, которая сегодня пытается себя позиционировать лояльной к Православной Церкви, замены бланков современных паспортов, где сплошь и рядом пестрит число 666, на другие, без этого числа и всяких цифровых кодов. Священный Синод обязан требовать от государственной власти не вводить УЭК (электронный паспорт), который непосредственно связан с единым кодовым числом 666, имеет универсальный цифровой идентификатор личности.

    Что же касается статьи о. Олега и его статьи «Самое страшное число», то мы считаем, что она была написана либо преднамеренно, чтобы с помощью неверных понятий и толкований священной книги Апокалипсиса Иоанна Богослова ввести всех в еще большее заблуждение, либо по недопониманию и незнанию учения Церкви. Поэтому мы требуем от о. Олега убрать свою статью с сайта и принести извинения за неверные суждения и введение людей в заблуждение.

    Редакция «Православного Апологета», 2012г.

    Кандидат богословия, член редакции иеромонах Сергий (Троицкий)

    Ответственный секретарь редакции Виталий Липатов и др.

    28. 01/ 11.02/ 2012 память свмч. Игнатия Богоносца.

    См. Περί οδού. Μητροπολίτου Ναβπάκτου Ιεροφέου. μία ὁδός

    Adversus haereses III, 2. 1-2

    Adversus haereses V, XXX, 3

    Χαραλάμπους Δ. Βασιλοπούλου, Αρχιμανδρίτου. Αποκάλυψις εξηγημένη. Εκδ. Ορθόδοξος Τύπος. Αθήναι. 1991, τόμ.1, σ. 40

    Прот. П. Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях.//Св. Ириней Линский. Творения. СПб. 1900, с. 15 См. Catholic Encyclopedia. Encyclopedia Press, 1913. http://oce.catholic.com/index.php?title=Apocalypse где подтверждается эта дата написания на основе свидетельства Церковной истории Евсевия Кесарийского ((Hist. Eccl., III, 18)), свмч.Иринея Лионского; Piene sub nostro saeculo ad finem Domitiani imperii" (Adv. Hair., V. 4), бл. Иеронима Стридонского: "Quarto decimo anno, secundam post Neronem persecutionem movente Domitiano, in Patmos insulam relegatus, scripsit Apocalypsim" (Ex libro de Script. Eccl).

    Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 16, PG. 11, p. 217

    Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 17

    Там же, с. 185-186

    Там же, с. 190

    Рекомендуем почитать

    Наверх