Налоговый аудит назначение преимущества этапы особенности. Налоговый аудит налогов – проверка правильности ведения налогового учета. Ключевые налоговые риски

Кустарники 14.02.2022
Кустарники

Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.

Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным. Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации. Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.

Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к. объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.

Целью налогового аудита являются:

  • подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов
  • общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
  • подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды
  • минимизация налоговых выплат

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

  • предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  • оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

  • провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
  • проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
  • провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
  • проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации. Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:

  • Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;
  • Оценка правомерности применения налоговых льгот;
  • Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:
    • налогу на добавленную стоимость,
    • акцизам,
    • налогу на прибыль организаций,
    • налогу на доходы физических лиц,
    • единому социальному налогу,
    • таможенным пошлинам и сборам,
    • налогу на имущество организаций,
    • транспортному налогу,
    • земельному налогу,
    • налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,
    • и т.д.
  • Оценка правильности расчетов с внебюджетными фондами, в том числе:
    • Пенсионным фондом РФ,
    • Фондом социального страхования РФ,
    • Фондом медицинского страхования РФ,
    • Фондом занятости РФ (по квотированию рабочих мест).
  • Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.
  • Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
  • Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.
  • Разработка и представление:
    • рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
    • оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
    • рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;
    • предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;
    • предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
    • рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
    • рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;
    • предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

По итогам проведения налогового аудита оформляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания, которое содержит обоснованные выводы и предложения, а именно:

  • выводы о состоянии налогового учета;
  • заключение об адекватности системы налогообложения деятельности компании;
  • информацию о потенциальных налоговых рисках;
  • возможности планирования налоговой нагрузки компании.

В результате проведения налогового аудита экономический субъект получает:

  • Оценку правильности определения налогооблагаемой базы.
  • Оценку правомерности применения налоговых льгот.
  • Оценку правильности расчета налоговых обязательств.
  • Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
  • Рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  • Оптимальные механизмы исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
  • Рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот.

Ответственность аудиторов

Очевидно, что аудиторы, как и работники налоговых органов, способны выявить возможные нарушения действующего законодательства. Однако цель налоговых органов - привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности, а цель аудиторов - снизить вероятность привлечения к ней организации. Аудиторы не могут заставить своего заказчика принимать те или иные решения, они могут только дать обоснованные рекомендации. Таким образом, в случае выявления нарушений налогового законодательства и искажений бухгалтерской и налоговой отчетности экономического субъекта, носящих существенный характер, аудиторская организация должна сообщить руководству экономического субъекта об ответственности за допущенные нарушения и необходимости внесения изменений в бухгалтерскую отчетность, уточнения налоговых деклараций и расчетов.

Если бухгалтерия организации не сочтет нужным исправить существенные нарушения, выявленные аудиторской организацией по результатам выполнения специального аудиторского задания, аудиторская организация должна направить письмо-уведомление на имя руководителя организации о данном факте и сообщить об ответственности за нарушение действующего законодательства. Решение о том, следовать или не следовать рекомендациям аудиторской фирмы, остается за руководителем организации. Таким образом, аудиторская фирма освобождает себя от ответственности и перед законом, и перед клиентом в случае привлечения последнего к ответственности. Однако у аудиторской фирмы есть определенные обязательства перед клиентом. В частности, она несет ответственность за несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации проверяемой организации. По окончании налогового аудита заказчик может воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы.

Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с налоговыми органами. Общение с налоговыми органами в ходе и по результатам проведения налогового аудита осуществляется: для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта; при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами; в других необходимых случаях.

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть: указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства; разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов; внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.

Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих налоговому аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.

Наша компания успешно работает на рынке аудиторских услуг уже более 10 лет, а потому наши специалисты по аудиту имеют огромный опыт и знания в вопросах аудита организаций (предприятий) по видам деятельности , аудита отдельных операций , обязательного аудита , инициативного аудита , налогового аудита , финансового аудита , консолидации отчетности (в т.ч. МСФО) .

Наши бухгалтеры и аудиторы готовы ответить на любые вопросы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, касающиеся аудита .

Если руководители компании приняли решения проверить все ли в порядке с налоговой документаций, то они могут обратиться за услугами независимой проверки – аудитом. Есть и такие компании, для которых подобная процедура является обязательной и проходить ее они обязаны каждый год. В статье рассмотрим что собой представляет аудит налоговой отчетности, для чего и как он проводится.

Для чего проводится аудит налоговой отчетности

Основной целью аудита отчетности является формирование мнение специалиста (аудитора) о достоверности отчетности компании, а также соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета в компании законодательным нормам РФ.

К основным задачам данного аудита относят:

  • определение, соответствуют ли показатели налоговой отчетности нормам законодательства, а также учетной политике организации;
  • выяснение того, насколько полно и достоверно хозяйственные операции находят отражение в документации;
  • проверка того, каким образом в компании организована и работает система внутреннего контроля;
  • проверка, соответствуют ли показатели в отчетности реальным показателям.

При проведении аудита специалисты используют те же методы, что и при аудите компании в целом, а именно:

  • контроль (в том числе, наблюдение, инвентаризация и оценка);
  • документальный (включает в себя изучение документов компании);
  • расчетно-аналитический (в том числе, проведение расчетов и последующий анализ).

Обязательное прохождение аудита

Обязательным аудит является для компании, отмеченных в законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . В их числе следующие организации:

  • ценные бумаги которых участвуют в организованных торгах;
  • кредитные, клиринговые, микрофинансовые, страховые, участники рынка ценных бумаг, СПР, организаторы азартных игр, кооперативы и др.;
  • с объемом выручки, превышающим 400 млн. рублей, либо активов на сумму более 60 млн. рублей (данные учитываются по году, предшествующему отчетному).
  • иные компании, согласно ст. 5 закона №307-ФЗ.

Важно! Аудит по инициативе компании проводится в определенных случаях, например, когда компания планирует получить в банке кредит, либо желает принять участие в тендере. Также аудит может быть вызван желанием руководства снизить налоговые риски, проверить работу бухгалтерии или подготовить документы для потенциального инвестора.

Как проводится аудит налоговой отчетности

Аудиторскую проверку проводят в несколько этапов, каждый из которых рассмотрим подробно:

  1. Планирование проверки и подготовка к ее проведению. На этом этапе специалист по аудиту изучает деятельность проверяемой компании. Он подготавливает план своей работы и запрашивает необходимые для проверки документы. На данном этапе организация заключает с аудиторской фирмой договор аудита.
  2. Сбор данных, предоставленных для проверки и их анализ. На данном этапе проводится изучение перечня предоставленных документов. Иногда проводится опрос сотрудников, причем не только в устной, но и в письменной форме. Все данные формируются по группам и подвергаются систематизации. То есть непосредственная проверка проводится именно на этом этапе. Далее аудитор составляет заключение о достоверности отчетности компании.
  3. Заключение аудитора направляется руководству проверяемой компании. Оно представляет собой мнение специалиста о достоверности налоговой отчетности. Заключение аудитора выдается на руки руководителю. Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.

Документы, которые подвергаются проверке при аудите

При проведении аудита налоговой отчетности от компании в первую очередь, конечно, потребуется предоставить отчетность. Помимо налоговых деклараций аудитору потребуется бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах). Помимо этого предоставить также потребуется первичную документацию, уставные документы, различные разрешения и лицензии, а также многое другое.

Аудиторы проверяют правильность заполнения документов, соответствие их утвержденным формам, а также соблюдение сроков предоставления в налоговую.

Важно! Если аудит проводится по специальному заданию, то проверке подлежит только та документация, которая непосредственно относится с поставленной задаче.

Результаты налогового аудита

Конечным результатом аудиторской проверки является отчет аудита и аудиторское заключение. В какой именно форме аудиторами будет предоставлен конечный результат будет зависеть от того, что именно прописано в договоре аудита. Отчет носит конфиденциальный характер и содержит в себе следующее:

  • использованные при проверке методы;
  • рекомендации в части изменения учетной политики, что в итоге может повлиять на налоговую отчетность компании;
  • предложения по корректировке налоговой отчетности;
  • иная информация, на которую по мнению эксперта стоит обратить внимание руководству (например, ошибки внутреннего контроля и др.).

Если аудитором при проверке выявлены нарушения, то в отчете предлагаются разные варианты их решения . Оформлен отчет может быть в виде сводной таблицы.

Важно! К отчету прикладывается заключение аудитора, а также копии отчетности компании за текущий год.

Заключение аудитора

Заключение аудитора представляет собой официальный документ, в котором содержится экспертное мнение о достоверности отчетности компании. Этот документ необходимо предоставить в органы статистики и приложить к нему свою отчетность. В документе аудитора содержится следующая информация:

  • наименование документа;
  • наименование адресата;
  • сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
  • сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
  • перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
  • мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
  • результаты аудита;
  • дата составления заключения.

Нарушения и ошибки, которые выявляются при аудите

К типичным нарушениям, выявленным при аудите можно отнести следующие:

  • неверное отражение доходов и расходов компании;
  • неверное или неполное заполнение реквизитов организации;
  • ошибки в расчетах сумм налогов;
  • противоречия в показателях разных форм отчетности;
  • отличие размера уставного капитала от указанного в уставе компании;
  • нарушения в проведении инвентаризации (с ошибками или формальное);
  • иные нарушения.

Ответственность компании за непроведение аудита

Все компании, которые указаны в ст. 5 закона №307-ФЗ, обязаны ежегодно проводить аудит отчетности и результате его направлять в органы статистики. Заключение аудитора сдается совместно со сдачей отчетности. В том случае, если в данный срок сдать отчет не представляется возможным, то это можно сделать в течение 10 дней с момента выдачи заключения. В любом случае предоставить заключение в статорганы следует не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Также компании должны внести информацию о проведенном аудите в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц. Это нужно сделать не позднее 3 рабочих дней с момента выдачи заключения.

Если компания обязана проводить аудиторскую проверку, но она этого не сделает, то ей грозит следующее наказание:

  1. Штраф от 5 до 10 тыс. рублей – если при выездной налоговой проверки выяснилось, что нет аудиторского заключения (15.11 КоАП РФ).
  2. Штраф от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 до 5 тыс. рублей для юрлиц – если аудиторское заключение не было предоставлено в Росстат (19.7 КоАП РФ).
  3. От 30 до 50 тыс. рублей/отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц и от 700 до 1 млн. рублей – для юрлиц – если аудиторское заключение в положенный срок не было выложено на сайте АО (15.19 КоАП РФ).

Следует также иметь ввиду, что если указанные выше нарушения явились следствием каких-либо обстоятельств, то по решению суда штраф может быть уменьшен.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (п.п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Помимо представления аудиторского заключения в орган государственной статистики сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В налоговые органы аудиторское заключение не представляется.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения?

Отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КоАП РФ).
Непредставление аудиторского заключения в орган государственной статистики влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Несвоевременное представление сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ)
Непредставление или представление недостоверных сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. Повторное совершение данного административного правонарушения или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (п.п. 7-8 ст. 14.25 КоАП РФ).

С каждым годом ужесточается контроль исполнения налоговых обязательств со стороны государства. Помочь выявить и исправить все недочеты по расчетам с бюджетом, призван налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит – простым языком о сложных вещах

Налоговым называется услуга, оказываемая аудиторской организацией, в части проведения проверок начисления и уплаты всех видов налогов и сборов организации заказчика. В результате оказания данной услуги, аудитор выражает мнение о правильности и достоверности налогового учета и соответствии требованиям законодательных актов.

Аудит налогов может проводиться как по одному выбранному виду налога, так и по нескольким видам, включая налоги, установленные специальными режимами, например, единый сельскохозяйственный налог или налог, уплачиваемый при применении юридическим лицом упрощенной системы налогообложения.

Главные задачи проверок – почему они так важны?

В преддверии проведения налогового аудита и создания определенной методологической основы, необходимо составить список задач, определяющих основное направление деятельности проверяющего состава. Как правило, эти задачи имеют общие черты и характеристики у большинства аудиторов, проводящих проверку налогов:

Изучаем виды проверок и их характеристики

Различают два вида налогового аудита: комплексный и тематический. Комплексный аудит предполагает полную проверку всей отчетности предприятия по налогам и сборам за определенный период времени. Тематический аудит проводится по одному или нескольким выборочным видов налогов, согласованных при заключении договора с заказчиком.

Кроме вышеуказанных видов налогового аудита, специалисты выделяют еще один – структурный. Его особенностью является проверка расчетов налоговых выплат экономического субъекта относительно структурных подразделений.

Такой вид аудита особенно востребован в крупных компаниях, имеющих несколько филиалов, но не ведущих централизованный учет финансово-хозяйственных операций.

Что касается самого аудита налогов, то он может проводиться как отдельно взятое задание, так и в составе общей аудиторской проверки предприятия как сопутствующая услуга.

Как проходит проверки на предприятии?

Методология аудита налогов и сборов в разных случаях может отличаться в зависимости от того, на какой системе налогообложения находится предприятие, и какие виды налогов подлежат аудиторской проверке.

Сам процесс проведения аудита налогов можно распределить на несколько этапов:

Первоначальное ознакомление с системой налогообложения, действующей на предприятии заказчика

На этом этапе происходит исследование всех основных показателей, оказывающих непосредственное влияние на формирование базы для расчета налога, и дается общая оценка состояния налогового учета.

Обязательным условием является проверка методологии расчета налогов и соответствие показателей данным, указанным в налоговой декларации, а также уделяется пристальное внимание особенностям документооборота и хранения информации;

Проверка учетной политики

Анализ учетной политики предприятия в целях налогообложения позволяет аудитору наиболее эффективно осуществить план мероприятий по выявлению ошибок и несоответствий, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. На этапе изучения учетной политики также проверяются такие документы, как приказ о создании учетной политики, утвержденный план счетов, применяемый в бухгалтерском учете, перечень утвержденных форм первичной документации.

Проверка правильности начисления и сроков оплаты налоговых сумм

На третьем этапе проверки данные, содержащиеся в отчетных документах по налогам, соотносятся с данными в бухгалтерском учете. В отдельных случаях, проверке подвергаются первичные документы, например, счета-фактуры, при аудите налога на добавленную стоимость;

Правомерность применения налоговых вычетов

На данном этапе аудита налогов проводится оценка правовой деятельности юридического лица, оцениваются его договорные отношения с контрагентами, проверяется оформление всех документов, подтверждающих право на вычет. Особое внимание уделяется правильности заполнения строк налоговой декларации и соответствию требованиям нормативных документов.

Формирование мнения, подготовка и выдача аудиторского заключения

По окончании проведенной проверки налогового учета в лице руководителя, либо аудитора, ответственного за выдачу заключения, обязана выдать организации заказчика аудиторское заключение, содержащее мнение о полноте и достоверности налогового учета.

Каким организациям стоит воспользоваться проверкой?

Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Скорее его можно охарактеризовать как услугу, сопровождающую общий аудит хозяйственной деятельности предприятия.

Повышенный интерес к данному виду аудита объясняется тем, что аудит налогов, проходящий в составе общего аудита, не охватывает всей полноты процесса налогового учета и не всегда может достоверно отразить ситуацию по налогам, что может повлиять на возникновение налоговых рисков и привлечение руководства предприятия к налоговой ответственности.

Как правило, аудиторская проверка налогов проводится по инициативе руководителя в случае, когда на предприятии ожидается проверка налоговой инспекции. Чтобы избежать налоговых рисков и своевременно выявить и устранить все возможные ошибки в расчетах, начислении и уплате налогов, компании заключают договор с аудиторской организацией, имеющей в штате аудиторов, специализирующихся в области налогового учета.

Наиболее часто за оказанием услуг по аудиту всех видов налогов обращаются крупные торговые, производственные и промышленные предприятия, имеющие большую организационную структуру и крупные оборотные активы. Таким предприятиям зачастую становится более выгодно провести аудит налогообложения и минимизировать риск начисления штрафных обязательств, так как в случае проверки налоговыми органами и выявления ими ошибок в исчислении и уплате налогов в бюджет, обязательства по выплате могут стать в разы больше, чем стоимость услуг аудитора.

Также услугами аудиторов в проведении проверки ведения учета налогов могут воспользоваться организации, в которых сменилось руководящее лицо. По понятным причинам, пришедший на новое место руководитель должен удостовериться в отсутствии негативных факторов в учете и отчетности, способных повлечь за собой привлечение к налоговой ответственности путем начисления пеней и штрафов, а также снизить вероятность возможности появления этих факторов в будущем.

поможет вам правильно провести все расчеты по налоговым вычетам.

Вы узнаете, как получить бесплатную выписку из ЕГРЮЛ совершенно бесплатно.

Нередко многие путают такие понятия, как прибыль и выручка. вы узнаете, что это такое и в чем особенности налоговых вычетов с выручки.

Несколько слов про отчетную документацию

По итогам проводимой аудиторской проверки налогов заказчику выдается заключение, которое хоть и является официальным документом, но, по сути, не содержит никакой полезной информации для пользователя.

По этому, к аудиторскому заключению обязательно должен прилагаться подробный отчет о результатах проведенного налогового аудита, в котором содержится информация обо всех выявленных ошибках и нарушениях в учете организации, а также замечания с рекомендациями по их устранению и оптимизации налогового учета.

В результате проведенного налогового аудита руководство компании заказчика вместе с официальным заключением получает уверенность в правомерности всех начислений и выплат за проверенный период, предложения и рекомендации по принятию мер в целях повышения качества расчетов по налогам и сборам, например, создание системы налогового планирования с учетом предстоящих изменений в налоговом законодательстве.

В конечном итоге, налоговый аудит – это отличный инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства.

Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процесс по сбору и анализу разных данных на фирме позволяет определять, насколько достоверным является ее финансовое положение.

Для этого проводят ряд мероприятий, в том числе и аудиторскую проверку. При такой проверке анализируется бухгалтерская и финансовая отчетность и иные документы.

Что нужно знать

Налоговый аудит является отдельным направлением в системе отечественных проверок такого плана.

Понятие возникло не так давно, и до сих пор остаются споры относительно того, имеет ли оно право существовать. Не совсем ясна ситуация и с самим содержанием аудита.

Основные понятия

Налоговый аудит – это выполнение аудиторским предприятием специальных аудиторских заданий по рассмотрению отчетности экономических субъектов.

Цель – выразить мнение об уровне достоверности и соответствии нормативам, что установлены законодательными актами, порядке формирования и отражения в учете налоговых сумм.

Подобные проверки проводят как на малых предприятиях, так и в больших организациях. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие фирмы, что заняты не одним видом деятельности сразу.

Чтобы не допустить ошибок при подготовке отчетов, стоит детально изучить законодательные положения. А для этого нужно знать, что такое налоги, аудит, отчеты налогового характера.

Выполняемые задачи

Налоговый аудит проводят, чтобы:

  • снизить налоговые риски;
  • выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;
  • сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;
  • определить, насколько правильно исчислена сумма налогов, что должны уплачиваться в госорганы;
  • предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.

Проводя налоговый аудит, компания сможет решить такую задачу:

Действующие нормативы

На данный момент актуальна Методика деятельности аудиторов, что была одобрена Комиссией аудиторской деятельности при .

Стоит учитывать положения таких документов:

  1. Определение Президиума ВАС №ВАС-12510/12 от 8 ноября 2012.

Налоговый аудит предприятия

Определенные фирмы должны каждый год проводить аудит отчетности ().

Проверка обязательна для:

  • акционерных обществ;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • страховых предприятий;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитными компаниями.

Иные компании должны проводить аудит в таких случаях:

  • если фирма подает консолидированные отчеты;
  • если объемы выручки компании от продажи товара более 400 млн. рублей;
  • если размер активов баланса более 60 млн.;
  • если такое обязательство устанавливается иными законодательными нормами.

Полный список ситуаций, когда аудит обязателен, содержится в ФЗ № 307.

Кто осуществляет процедуру?

Налоговый аудит проводит:

  • работник компании;
  • специальная подрядная компания.

Периодически необходимо проводить внутренние проверки. На крупных предприятиях может быть создан специальный отдел, которые занимается осуществлением аудита.

Но более частая ситуация, когда предприятие составляет , что специализируется на проведении проверки.

Обязательная проверка проводится не только аудиторской фирмой, но и индивидуальными аудиторами ( , —).

Выбирая аудитора, стоит убедиться:

  • что компания является членом саморегулирующих фирм аудиторов;
  • что компания является независимой.

Аудитор должен иметь представление о том, чем на самом деле занимается организация. Часть предприятия составляют ряд фиктивных договоров, которые в дальнейшем приведут к неприятным последствиям.

Проверяющая компания должна рассмотреть все проблемные и рисковые сделки. А для этого руководство предприятия должно подать все необходимые фактические сведения.

Компания и аудитор должны взаимодействовать и потому, что так возможно своевременно исправление ошибок, что выявляются.

Нужно ли заключать договор?

Специализированные организации осуществляют аудит на основании заключенных контрактов на выполнение аудиторских заданий, где отражают все моменты, по которым требуется дать независимое мнение.

Часто договора заключаются на ряд услуг по аудиту. Осуществляют проверку не только учета готового товара, но и проводят иные мероприятия.

По какой программе?

В отличие от обязательных проверок, что проводятся за год, инициативная проверка осуществляется за любой временной отрезок и с углубленным аудитом определенного участка учета.

Инициативную проверку осуществляют с целью:

Налоговый аудит – проверка и анализ таких сведений:

  • существующей системы и вида деятельности фирмы;
  • , сделок, документооборота;
  • принципов использования базы налогообложения;
  • расчетов налоговых платежей;
  • оформления налоговой декларации;
  • своевременности и полноты уплаты налоговых сумм.

При проведении аудита используются методы, что схожи с проверками, которые проводятся представителями налоговой службы . Расчет и уплата налоговых сумм проверяется в тематическом разрезе.

Но в том случае, когда предприятие имеет сложную и объемную систему налоговых обязанностей, что имеет обособленное подразделение, применяющие разные налоговые режимы, проверка будет сплошной.

Этапы проведения

Универсальной методики проведения аудиторской проверки не существует. Проверка проводится в несколько этапов, на каждом из которых проводится ряд мероприятий.

Рассмотрим, какие этапы проведения аудита на предприятии:

  • проводят экспертизу налоговой системы, что используется в компании;
  • проверяют, правильно ли произведено расчеты и уплачено налог;
  • оформляют результаты осуществления налогового аудита;
  • выдают рекомендации.

Первый этап включает такие мероприятия:

  • осуществляется анализ;
  • изучаются элементы налоговой системы аудируемого предприятия;
  • определяется, как влияют налоговые показатели основных факторов;
  • проверяется методика расчетов налоговых сумм, что должны перечисляться;
  • оценивается документальный оборот;
  • изучается работа службы, что ответственна за расчеты и перечисление налоговых сумм;
  • оцениваются налоговые показатели аудируемой организации.

На основном этапе определяют, на каком участке налогового контроля нужно провести углубленную проверку. Предварительный анализ позволит определить все проблемные места налоговой системы компании.

А это говорит о том, что проведение полноценного является не всегда оправданной процедурой.

К примеру, уже на первой стадии можно определить, что проблемы могут возникать с экспортным , если фирма продает товар за границу, с , поскольку учет затрат и прибыли не был организован надлежащим образом.

При аудите того, правильно ли произведено расчеты налогов:

  • исследуют отчеты – декларации, расчеты по налоговым платежам, справки по ;
  • проверяют правомерность применения льгот;
  • проверяют, правильно ли определены числовые показатели;
  • анализируют, вовремя и в полной мере ли уплачено налоговые суммы;
  • оценивают корректность учетов налогов.

При оформлении результатов:

  • производится оценка результатов проверки;
  • готовятся соответствующие документы.

Формирование отчета

Результат обязательного аудита – или отчетности аудиторов, а инициативного – только отчетность.

Аудиторская отчетность – данные, что получена по итогам проверки. Она отражает данные, что стали известны аудиторам при проверке. Аудиторы не будут исправлять ошибки. Они только выявляют их.

Готовится в 2 экземплярах, один из которых остается в аудиторской компании. В отчете будет отражаться:

  • характеристика системы налогового учета предприятия и факторов, что влияют на величину налоговых платежей;
  • обнаруженные несоответствия и нарушения законодательных положений со ссылками на соответствующие законы;
  • сумма доначисленного налога, величина пени и штрафа;
  • сумма недоплаченного или переплаченного налога;
  • список налоговых деклараций, что должны быть исправлены;
  • информация о способе исправления обнаруженного нарушения и снижения налогового последствия.

Особенности проведения и оформления результатов

При проведении аудита на предприятии нужно учитывать ряд нюансов. Определим самые важные.

Налоговой политики аудируемого лица

Проверка учетной политики с целью бухучета – важный раздел аудита. Его результаты могут влиять на мнение аудиторов о достоверности финансовых отчетов компании.

Задачи:

О понятии учетной политики сказано в . Ее утверждают приказами. Системой налогового учета обеспечиваются правила первичного регистрирования фактов деятельности.

Рассматриваются организационно-технические и методологические разделы. Анализируют ряд вопросов:

  • кто проводит налоговый учет в компании;
  • как составляются формы первичных документов;
  • какие технологии используются при обработке данных для налогового учета;
  • как составляются формы аналитического регистра по налоговому учету;
  • устанавливается ли список лиц, что вправе подписывать налоговые регистры.

В учетной политике по обложению налогами выясняют:

Результат проверки учетной политики отражается в аналитических частях аудиторских заключений и является конфиденциальным. Несоответствие указывается в итоговых частях заключений.

Предприятия, что осуществляют облагаемый и необлагаемый НДС вид деятельности, и фирмы, что продают товар за границу и в пределах страны, должны предусматривать параграфы, что посвящаются организации раздельного учета НДС.

Основные нарушения:

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

Деятельность аудиторов может включать 2 компонента – обязательную проверку и сопутствующие услуги. Последние занимают все более значительное место по количеству и виду предоставляемых .

Чтобы выполнять сопутствующие услуги, исполнитель должен быть компетентным в отрасли аудита, бухучета, обложения налогами, экономики.

Сопутствующими услугами называют отличные от аудита услуги, когда выражается независимое мнение о данных предприятия.

Имеют в виду:

  • постановку, восстановление и ведение бухучета, подготовку отчетов, предоставление консультаций по бухгалтерским операциям;
  • консультации относительно налоговых платежей;
  • анализ деятельности организации и ИП;
  • консультации в отрасли экономики, финансов и управления, также относительно реорганизации и приватизации фирм;
  • автоматизацию бухучету и внедрение ИТ;
  • оценку стоимостных показателей имущественных объектов, оценку компании как имущественного комплекса и предпринимательского риска;
  • разработку и анализ инвестиционного проекта, составление бизнес-плана;
  • проведение мероприятий аудита финансовых данных и иных данных;
  • обучение согласно законодательству России специалистов в отраслях, что связаны с деятельностью аудиторов;
  • предоставление иных услуг.

Аудиторское предприятие не может вести деятельность, что влечет возникновение конфликтной ситуации с аудируемой организацией.

Сопутствующие услуги делятся на такие группы:

Сопутствующие услуги могут быть совместимыми и несовместимыми. В первом случае они предоставляются в то же время, когда проводится обязательный аудит.

Если оказываются несовместимые услуги, стоит помнить, что аудит не может быть проведен аудитором, что занимался в течение 3 лет восстановление и ведением бухучета, составлял отчеты.

Предоставляя сопутствующие услуги аудиторское предприятие должно придерживаться порядка определения степени существенности на базе системы базовых показателей

Субъекты ответственны:

  • за выполнение норм законодательства;
  • полноту и юридическую подготовку документации;
  • точность подачи документов и данных.

Результат – документ. Это расчет, консультация, письменный первичный документ, регистр учета, отчеты и справки.

При аудите предприятия дается оценка работы фирмы, проверяется отчетность и выражается мнение о том, насколько она достоверна.

Налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита отдельно не выделяют. Его относят к категории сопутствующих услуг. А значит, он инициативный, то есть не обязательный.

Аудит предприятия – важная процедура. По итогам проведенной проверки будет определено существующие ошибки.

Станет ясно, есть ли риски того, что предприятие будет привлекаться к ответственности. Руководители получат данные о внутренних системах налогового контроля.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Рекомендуем почитать

Наверх