Можно ли держать ураза время месячных. Какие важные даты есть во время и после Рамазана, которые нельзя пропустить? Что делать нельзя - запреты

Многолетники 23.09.2021

Поскольку многие сестры уже начали задавать нам вопросы, касающиеся особенностей поста для женщин, мы решили посвятить отдельный раздел ответам на самые распространенные вопросы женщин относительно обязательного поста.

Держит ли женщина пост во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Нет, это не разрешается. Если женщина будет держать пост во время таких состояний, на ней будет грех.

Должна ли женщина восполнять пропущенные по таким причинам дни поста?

Да, в хадисе, переданном от Аиши (да будет доволен ей Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что женщинам не нужно восполнять молитвы, пропущенные во время месячных, но нужно восполнять посты, пропущенные по этой причине (И’ляус-Сунан, т. 1, с. 372).

Не хочется прерывать пост из-за месячных. Можно ли принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?

Это допустимо, но считается нежелательным. Прием таких лекарств может иметь побочные эффекты, как смещение цикла, что может привести к проблемам с совершением намаза (или совершением хаджа и умры) в будущем. Тем более, эти лекарства не безвредны с медицинской точки зрения.

Хотелось бы разъяснить вопрос поста для беременных и кормящих женщин. Можно ли им отложить пост на другое время, если они чувствуют, что это повредит их здоровью?

Беременным и кормящим женщинам следует посоветоваться с надежным врачом (желательно, мусульманином), не повредит ли им и их ребенку пост. Нужно иметь в виду, что если женщина будет держать пост в таком состоянии, и впоследствии окажется, что от поста ухудшилось ее здоровье или здоровье ребенка, на ней будет грех.

Можно ли кормить грудью ребенка во время поста?

Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако, см. выше – нужно стараться, чтобы это не повредило состоянию женщины или ребенка.

Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?

Традиционно исламские ученые считали, что введение лекарств или инструмента, смоченного лекарством, в интимные органы нарушает пост, поскольку считалось, что половые органы связаны с пищеварительной системой. Однако, поскольку современная медицина установила, что такой связи между этими органами нет, исламские ученые решили, что посещение врача или введение лекарств в интимные органы пост не нарушает.

Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?

Если у нее начались месячные во время поста, ей можно поесть, но нужно стараться делать это так, чтобы этого не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить после Рамадана (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара).

Вообще, считается нежелательным (макрух) есть на виду у постящихся , даже тем людям, кто не держит пост по каким-то уважительным причинам (беременные женщины, женщины во время хайда, путники).

Если у женщины, напротив, кончились, месячные во время светового дня (когда обязателен пост), ей следует держать пост до конца дня из уважения к Рамадану, хотя этот день нужно будет все равно восполнить после.

Можно ли женщине, совершающей путешествие, отложить пост на другое время?

Согласно ханафитскому мазхабу, сокращение 4-х ракаатных намазов до двух ракаатов, а также возможность отложить пост на другое время, если тяжело держать его в пути, относится ко всем путникам без исключения, независимо от того, дозволенное это путешествие или запретное.

Так что женщина, вышедшая в сафар, может отложить пост на другое время, если ей тяжело его держать в пути.

Женщина во время поста готовит еду для своей семьи, можно ли ей пробовать пищу, к примеру, на соль?

Это дозволено, если женщина готовит пищу, и нет никого, кто мог бы попробовать её, кроме неё самой, (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда). Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Jamiatul Ulama и книги «Пост по ханафитскому мазхабу»

Менструация - естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью - примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).

В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада - это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас) .

Отличия хайда от истихады:

1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.

2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда - сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.

3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.

Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки - это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу - это истихада, а по маликитскому - это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.

Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.

Совершение намаза в период хайда и истихады

В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено . Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.

В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).

  • использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
  • предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
  • по возможности сохранять одежду чистой.

Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.

В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько . Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.

При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве - переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).

Запреты во время месячных (хайда)

1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.

Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).

2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать , поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.

Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).

3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками (в данном случае подразумеваются девушки на выданье - прим. Islam . Global ), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).

Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.

4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу - прим. ред. ) » (Бухари, Муслим).

5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:

  • если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
  • для Его восхваления и поминания;
  • во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
  • перед тем как приступить к какому-либо важном делу.

6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.

В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы - прим. Islam . Global ) , а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).

При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).

7. Развод . Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс , то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.

Прерывистая менструация

У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?

Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.

Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.

В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни - это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.

Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.

После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.

Это должна знать каждая женщина! Всевышний Аллах не возложил на Своего раба более того, чем он сможет вынести. В этом смысле Ислам является религией облегчения. Таким периодом, т. е. в котором ограничиваются некоторые виды поклонения, для женщины является менструальный цикл.

В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Это боль и выделения" ».

Запреты в поклонении в это время:

1. Совершать молитву. Несовершённые молитвы не требуют восполнения позже.

2. Соблюдать пост. Обязательные посты должны быть возмещены позже.

3. Совершать обхода вокруг Каабы во время хаджа. Другие обряды хаджа допустимы.

Передают, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Мы отправились в путь вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и не говорили ни о чём, кроме паломничества. Когда мы достигли местечка Сариф, у меня началась менструация, и я заплакала.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), зашёл ко мне и спросил: "Отчего ты плачешь?"

Я ответила: "Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году".

Он сказал: "Наверное, у тебя началось кровотечение".

Я сказала: "Да".

Тогда он сказал: "Воистину, Аллах предписал это всем дочерям Адама, посему делай всё, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься"» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

4. Вступать в половую связь.

5. Находиться в мечети.

6. Притрагиваться до Корана.

Каждая женщина должна знать график своего цикла и следить за ним . Продолжительность менструального периода может быть разной. Учёные считают, что нормальный период длится 6–7 дней, минимальный – один день и одну ночь (сутки), максимальный – 15 дней.

Любое кровотечение более этого срока рассматривается как ненормальное, имеющее неменструальный характер (истихада). На 16-й день, если не прекратились выделения, надо искупаться и начинать исполнение регулярных обязанностей. А если выделение крови длилось меньше чем сутки, женщина возмещает в качестве долга пропущенный пост и намаз, и ей не нужно совершать полное омовение, так как эти выделения не считаются менструацией, потому что не достигли минимума. Если после истечения 24 часов выделения прекратились, женщина делает полное омовение тела, совершает намаз, держит пост.

Для женщины, у которой болезненные выделения, такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не оставляет намаз. Но для этого она прежде всего очищает место выделения крови. Затем ставит внутрь ватный тампон, после чего ставит чистую прокладку и надевает чистое бельё.

Коричневые выделения, которые появляются перед менструацией
Вопрос:У меня стоит спираль, из-за чего до начала менструации у меня выходяткоричневые выделения. Нарушает ли это пост и могу ли я в эти днивосполнять пропущенные дни поста? Очень нужен ваш совет, да наградитАллах вас за это .

Ответ: Хвала Аллаху.

Шейх Мухаммадибн Усеймин (да будет милостив к нему Аллах) сказал: "Если этикоричневые выделения предшествуют менструации, то они считаютсяменструацией. Вы знаете, что они означают начало регулярных выделений,если сопровождаются болями и спазмами. А если эти коричневые выделенияидут после ментруации, то женщина должна ждать, пока они не закончатся,потому что эти коричневые выделения после менструации также являютсяменструальными на основании слов Аиши (да будет доволен ей Аллах): "Неспеши, пока не увидишь белых выделений".

(Risaalat ad-Dima" al-Tabi"iyyah, 59).

Согласноэтому, если вы считаете, что эти коричневатые выделения являютсявестником начала менструации, то это и есть менструация, и вы должныпрекратить поститься и молиться, а также возмещать пропущенные днипоста по окончании менструации.

Правило, которое применяется к коричневым выделениям, которые появляются после окончания менструации
Вопрос:Каждый месяц Рамадан мне приходится сталкиваться с одной и той жепроблемой. Когда у меня заканчивается менструация, на седьмой день, ямоюсь, чтобы начать поститься и молиться, у меня снова выходиткоричневая жидкость. Я читала в ваших ответах, что можно начинатьмолиться, но могу ли я держать пост в этом состоянии и должна ли яделать вуду? Я спрашивала у многих людей, но все дают разные ответы. Япрошу вас помочь мне разрешить мои сомнения. Должна ли я поститься имолиться или должна возместить пропущенные дни после? Есть ли какое-тоособое дуа, которое женщина должна сказать, чтобы снова стать чистой,после омовения? Я знаю, что говорят науайту тахаратуль хайди.Достаточно ли этого?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: Еслиу женщины регулярный цикл и эти выделения появляются по его окончании,то они не являются его частью, а называются истихаада (неменструальноекровотечение или метроррагия), поэтому вы должны игнорировать их исовершать вуду перед каждой молитвой, а также поститься.

Еслиженщина видит, что она уже очистилась, то есть, если она увидела белыевыделения, которые означают конец менструации, и эти коричневыевыделения появляются потом, также не нужно обращать на них внимания,как и в первом случае. Если это происходит во время самого периода, тоони являются его частью, поэтому она не должна молиться и поститься.

Во-вторых:Нет никакого специального дуа, которое женщина должна произносить длятого, чтобы очиститься и окончить свой период. См. вопрос номер 12897.

В-третьих:Место, в котором находится намерение, это сердце; не разрешаетсяпроизносить его вслух. Поэтому это не правильно говорить вслух: Янамереваюсь совершить то-то и то-то, так как Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) этого не делал. Лучшим путем является его путь, илюбые другие разновидности являются нововведением (бид`а) и как таковыеявляются отклонением от прямого пути. См. вопрос номер 13337.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Нет похожих записей.

На вопросы отвечает исламовед Шерзод Пулатов.

Считанные часы остаются до начала священного для всех мусульман месяца Рамадан. В этом году он продлится с 27 мая по 25 июня 2017 года.

В эти дни мусульмане всего мира будут держать пост (на тюркских и персидском языках - Ураза, а на арабском произносится - Саум), то есть воздержание в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора.

Информационно-консультативный центр «Горячая линия 114» по вопросам религии собрал для вас самые распространенные вопросы, касающиеся выполнения этого столпа ислама.

На вопросы отвечает Шерзод Пулатов, исламовед, член Ассамблеи народа Казахстана, эксперт АЦИР, сертифицированный медиатор (Peace Institute New York).

Какое значение поста в месяц Рамазан для мусульман?

Мусульманский пост делится на два вида: обязательный и добровольный. К обязательным постам относится пост в месяц Рамазан. А к добровольным относятся посты, которые соблюдал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другое от месяца Рамазан время и советовал мусульманам его соблюдение.

Необходимо отметить, что важную значимость поста в Рамазан, придает именно тот факт, что в этом месяце Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться откровение – это первые стихи (аяты) Корана.

Известно, что в один из последних десяти дней месяца Рамазан наступает ночь предопределения. Мольбы в эту ночь принимаются, а поклонение приравнивается к поклонению тысячи месяцев, что примерно составляет 83 года. Многие ученные предполагают, что она наступает в ночь с 26 на 27 месяца Рамазан, даже при наличии в достоверных хадисах сведений о ее признаках, никто не может с уверенностью сказать о точной дате наступления данной ночи.

В Коране об этом говорится в суре "Предопределение": "Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джабраил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари".

О значимости поста имеется множество хадисов (изречений) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Так в широко известном хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", в котором Абу Хурайра передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вознаграждение за каждое деяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз". Великий и Могучий Аллах сказал: "Кроме поста. Поистине, пост - для Меня, и Я вознаграждаю за него. Раб оставляет свою страсть и еду ради Меня, и постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом».

В другом хадисе, также приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи».

Какие имеются доказательства, предписывающие мусульманам обязательное соблюдение поста?

Пост в месяц Рамазан является одним из пяти столпов ислама и обязателен к исполнению для всех мусульман. Однако соблюдение поста не является новым обязательством для мусульман, пришедшим с приходом ислама, так как его соблюдение предписывалось народам, жившим и в прежние времена, называемым в Коране народами писания (иудеи и христиане).

Об этом говорится в Коране в суре "Корова" стих 183: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь".

Соблюдая пост в этот месяц, мусульмане испытывают силу своей веры и проявляют терпение и умение совладать над своими желаниями и страстями. Прямые доказательства об обязательном соблюдении поста имеются как в Коране, так и в изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Таким образом, мы можем наблюдать предписание об обязательном посте в месяц Рамазан в суре "Корова" в 185 стихе, где говорится: "В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны".

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамазан».

Кроме приведенных выше доказательств, существуют множество стихов в Коране, в которых говорится о том, какие правила предписаны для соблюдения поста и существует ряд достоверных хадисов, где показано как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдал пост во время месяца Рамазан, а также соблюдал добровольные посты в другие месяцы года.

Кому положено соблюдать мусульманский пост, и есть ли исключение из правил?

Соблюдение поста в месяц Рамазан является обязательным предписанием для каждого здорового, сознательного, совершеннолетнего мусульманина.
Пожилые люди и хронически больные, которые не способны соблюдать пост в течение года, освобождаются от поста. Они обязаны выплачивать (т.н. фидйю-садака), то есть накормить одного бедного мусульманина за каждый день поста. Разрешается накормить 30 человек одновременно либо в разное время. Женщины в положении и кормящие грудью могут не соблюдать пост, но обязаны восполнить его позже.

Путешественникам или путникам разрешается не соблюдать пост в месяце Рамадан, но они также обязаны возместить утраченный пост в течение года. Согласно норм исламского права (шариата), путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км в соответствии с правилами ханафитской правовой школы. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр (утренней молитвы), не разрешается разговляться, т. е. прерывать пост.

Пост в Рамазан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет также восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Однако пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).
Если у человека имеется какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи), и установлено врачами, что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему дозволено не держать пост.

В стихе 184 суры "Корова" об этом говорится следующим образом: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!"

Какие действия нарушают пост и как его восполнять?

Как мы говорили ранее, пост нарушают менструация и послеродовое кровотечение (если наступает до захода солнца), восполняется другим днем в течение года.

Половое сношение (совершивший его днем в месяц Рамадан обязан поститься 60 дней подряд для искупления греха; нарушивший пост в один из этих дней обязан начать этот пост заново; женщина, вступившая в подобную связь не по своему желанию должна только возместить пост без искупления).

Преднамеренная рвота.

Отклонение от намерения держать пост, даже если не разговелся.

Еда и питье (если постящийся поел или выпил по забывчивости, то его пост не нарушается).

Курение, жевание жевательной резинки, уколы с целью парентерального питания.

Преднамеренное возбуждение с выделением спермы.

Все указанные выше нарушения поста, которые не носят в себе искупление, восполняются другим днем в течение года.

Какие действия не нарушают пост?

Купание для очищения от осквернения либо с другой целью. Уколы (кроме питательных и витаминов) и закапывания в глаз. Прием пищи или воды по забывчивости. Полоскание рта и носа без проглатывания воды. Определение кончиком языка вкуса пищи при ее приготовлении. Использование сурьмы. Глотание слюны, пыли и дыма. Кровопускание в лечебных или других целях. Поцелуй жены (для тех, кто в состоянии контролировать себя). Выделения из половых органов без семяизвержения. Ночью в месяц рамазан разрешается, есть, пить и совершать половой акт с супругой.

Что такое фитр-садака и как его выплачивать?

Все мусульмане обязаны выплачивать фитр-садака (закят аль-фитр), которое выплачивается за мужчину, женщину, маленького, взрослого и даже за плод во чреве матери (только за мусульман). Закят аль-фитр нужно выплачивать в количестве одного са" фиников, ячменя, пшеницы, кишмиша, риса или сыра. Один са" равен 2,4 кг. Выплачивается до выхода людей на праздничную молитву (айт намаз). Можно его выплачивать и за два дня до праздника. Глава семьи выплачивает закят аль-фитр за себя, своих детей, своих жен и даже за ребенка в чреве матери и распределяет среди бедных, нищих, сирот и нуждающихся.

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается что Ибн ‘Умар рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву".

На заседании президиума Духовного управления мусульман Казахстана, прошедшего в Усть-Каменогорске, был установлен размер закят-уль-фитра для мусульман в период Рамадана в 2017 году. Сумма закят-уль-фитра определена с учётом средней цены за пшеницу на рынках каждой области страны. Единогласным решением членов заседания президиума установлена сумма в размере 300 тенге.

Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свои страсти и желания (нафс), воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, то есть не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым повеление Всевышнего, будет неправильным.

Необходимо ли во время Рамазана исключать использование Интернета и мобильных приложений?

В наши дни среди мусульман, которые намереваются соблюдать пост, гуляет такое мнение, что во время поста необходимо отгородить себя от всего мирского, например, не использовать Интернет и удалить все мобильные приложения, которые могут отвлекать постящегося.

Да, конечно, как мы говорили ранее, пост включает в себя воздержание от мирских благ в определенный период времени, которое включает в себя отказ в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора, в общем временный отказ от всего того, что любит человеческая душа, и от чего человек получает наслаждение и удовольствие.

Однако это не значит, что человек должен полностью отключаться от повседневной жизни. Мусульманин во время поста должен продолжать работать, трудиться и заниматься другими своими делами, как это он делал в обыденные дни, но придерживаясь правил, которые прописаны для постящегося. Необходимо отметить, что мусульманин, придерживающийся поста, должен в первую очередь поменять свое мировоззрение вместе с образом своей жизни, должен стараться стать лучше, исправить свои недостатки.

Так же обстоит дело и с использованием Интернета или мобильных приложений. Если в обычные дни мусульманин бессмысленно и бесполезно для себя и окружающих проводил время в Интернете или в использовании приложений, то во время поста нужно пересмотреть свои интересы и приложить максимум усилий для направления данного времени и тех ресурсов, которые он имеет, во благо своего духовного совершенствования и пользы окружающих. Например, эти же ресурсы можно использовать для самообразования, совершенствования своих моральных качеств и духовного обогащения. Общаясь в тех же мобильных приложениях - не впадать в бессмысленную беседу, как он делал ранее, а наоборот применить эту возможность для совершения благих дел. Во время поста мусульманин должен сделать работу над своими ошибками, и так настроить себя, чтобы в течение последующего года, он смог продолжить вести себя так же, как он это делал на протяжении месяца Рамазан.

Можно ли держать пост три дня в начале месяца, три дня в середине и три дня в конце?

Пост в месяц Рамазан обязателен мусульманам для соблюдения в полном объеме, и исключения существуют для отдельных случаев, которые мы описали в предыдущих вопросах.

В народе существует мнение о том, что в Рамазан разрешается поститься по три дня, однако никаких доводов, дозволяющих поститься таким методом, в священном месяце не существует. Такое мнение у мусульман, скорее всего, образовалось в связи с существованием хадисов, которые гласят о ежемесячном трехдневном добровольном посте, которые пророк совершал и советовал своим сподвижникам. Например, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи" Пророк (мир ему и благословение) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост в каждом месяце.

Другой пример, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи", сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Зарру "Если ты будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа".

Необходимо разъяснить, что указанные хадисы были сказаны о добровольных постах в другие месяцы года. Эти хадисы не имеют отношения к месяцу Рамазан, так как поститься в нем нужно весь месяц.

Рекомендуем почитать

Наверх