Максимович амбодик биография. Значение максимович нестор максимович (амбодик) в краткой биографической энциклопедии. «Искусство повивания или наука о бабичьем деле»

Зелень и травы 10.08.2021

История развития отечественного акушерства (Крассовский, Снегирев, Отт, Лазаревич)

Вклад В.Ф. Снегирева в развитие гинекологии в России.

В.Ф. Снегирев (1848–1916) являлся представителем московской школы гинекологии; Заслуги:

– организовал в России массовую подготовку врачей по гинекологии;

– основатель Гинекологической клиники Московского университета (1889);

– основатель Гинекологич. института усовершенствования врачей (1896);

– основатель Московского акушерско-гинекологического общества (1887);

Как врач: – создание искусственного влагалища из прямой кишки;

– внебрюшинное вскрытие гнойников в полости;

Монографии: – «Маточные кровотечения»;

Подчеркивал необходимость изучения физиологических и патологических функций женского организма, функциональных нарушений половой сферы, начиная с детского возраста и периода полового созревания. Он является основателем отечественной детской гинекологии.

Крассовский А.Я. – выдающийся отечественный А.-Г., ученик Пирогова.

Крассовский А.Я. (1821–1898) заведовал кафедрой акушерства, женских и детских болезней. Основоположник оперативного А. Первый выполнил операцию овариотомии. Первым осуществил экстирпацию матки.

Заслуги: – основатель первого в России А.-Г. общества в Петербурге.

Как врач: – успешная овариотомия.

Издатель: – «Журнал акушерства и женских болезней».

Монография: «Об овариотомиях». Издал 3-х томник – «Курс оперативного и практического акушерства (включил понятия неправильного женского таза).

Д.О. Отт, его вклад:

Отт Д.О. (1855–1929) директор Повивального института в Петербурге. Это был первый родильный дом в СПб. Он ввел в практику оперативное акушерство, разработал его методики. Наложение акушерских щипцов, и др. Внедрил метод кольпоскопии. Сформировал показания для операции Кесарева сечения.

Заслуги: – создатель нового направления в оперативной гинекологии.

Как врач: – усовершенствовал технику многих гинекологических операций.

– разработал методику влагалищного подхода при полостных операциях.

– сконструировал новые мед. инструменты для гинекологических операций.

Груздьев, его вклад: воспитанник ВМА – школа А.-Г. в Казани. Один из первых в России онкогинекологов. Его монографии: «развитие маточной мускулатуры», «руководство по А. и женским болезням».


Организация и принципы работы акушерского стационара

Родильное отделение оказывает стационарную акушерскую помощь по территориальному принципу. Помощь беременным, обратившимся в роддом, оказывается вне зависимости от места жительства и подчиненности учреждения здравоохранения. В родильном отделении подлежат госпитализации беременные при наличии показаний, а также роженицы и родильницы в течение 24 часов после родов, в случае родов вне лечебного учреждения. Для госпитализации беременные должны иметь направление, выписку из карточки и обменную карту после 28 недель беременности. Беременные предъявляют паспорт и обменную карту.

Организация родильного дома

1) Стационар (на 150–100 коек).

3) Лечебно-диагностические подразделения.

4) Административно-хозяйственная часть.

Стационар – сложное ЛПУ, для оказания А.-Г. помощи беременным, родильницам, роженицам, н/р. Включает в себя:

1. Приемно-смотровое помещение.

2. Дородовое отделение.

3. Родильное отделение (род. блок в многопрофильных больницах).

4. Отделение патологии беременных.

5. Послеродовые отделения (их 2 – физиологич. и отд-е послерод. заб-й).

6. Гинекологическое отделение.

7. Отделение новорожденных.

8. Обсервационное отделение.

1. Включает: Приемную.

Комната – фильтр. Оценка общего состояния, измерение температуры, осмотр кожных покровов, зева, определение пульса, АД, знакомство с обменной картой беременной.

Смотровые. Индивидуальные комплекты для роженицы, весы, ростомер, тазомер, тонометр, сантиметровая лента, набор сывороток для определения группы крови, стерилизатор.

Сбор анамнеза, объективное исследование, тазоизмерение, измерение окружности живота, положение и предлежание плода, наличие отеков, санобработка рук, ног, переход в родовой блок в сопровождении персонала.

3. Состоит из: родовых палат, малой (для осмотра мягких родовых путей)

и большой (для Кесарева сечения) операционной, комнаты обработки н/р., палаты интенсивной терапии (их 2 – для послеоперационных и для ♀ с тяж. осложнениями), комнаты для переливания крови (кровь у беременных берут на дородовом отделении).

Организация и принципы работы ЖК

Задачи ЖК: участок – 5000 ♀ (из них 3000 – детородного возраста) – плановые осмотры – 1 р/год. Работа с беременными (психопрофилактика).

Беременная должна посещать ЖК: на сроке до 28 нед. – 1 р./месяц. До 36 нед. – 2 р./мес. До 36 нед. – 2 р./мес. Более 36 нед. – 4 р./мес.

Работа ЖК оценивается по: осложнениям, показателям материнской и антенатальной смертности, % невынашиваемости.

ЖК: 1. Профилактика, направленная на предупреждение осложнений беременности, гинекологических заболеваний.

2. Оказание квалифицир. А.-Г. помощи населению прекрепл. территории.

3. Массовая работа с населением по планированию семьи, контрацепции.

4. Внедрение в работу современных методов диагностики и лечения.

5. Проведение сан. – просветительской работы.

6. Обеспечение ♀ правовой защиты в соответствии с законом.

Базовая схема наблюдения за беременной в ЖК.

1) При первой явке:

· Установление срока беременности 2 врачами

· Группа крови и резус фактор, RW, ВИЧ, tbc

· Осмотр терапевта, окулиста, ЛОР

· Санация полости рта

2) В 20 недель – кровь на сахар

3) В 23 – 30 недель:

· ОАК + время свертывания + тромбоциты

· Мазок из «С» и «И» на гонорею, мазок на степень чистоты, мазок с ШМ на атипичные клетки

· Посев выделений из ШМ на стафилококки

· Посев выделений из носа на стафилококки

· Кровь на RW, HBs-АГ, ВИЧ

· Осмотр специалистов

4) В 37 недель:

· ОАК + время свертывания + тромбоциты

· Мазок из «С» и «И» на гонорею, мазок на степень чистоты, мазок с ШМ на атипичные клетки

· Осмотр терапевта.

Критические периоды онтогенеза

Критический период развития характеризуется наибольшей чувствительностью к воздействию вредных факторов внешней среды. Биологический смысл критических периодов – это обеспечение восприятия зародышем и его частями сигналов, ответом на которые явл. определенные процессы индивидуального развития. Критические периоды:

1. Имплантация (7–8 день эмбриогенеза). На этом периоде повреждающее воздействие оказывает эмбриотоксическое действие. Зародыш либо погибает, либо эмбриональный цикл не нарушается.

2. Плацентация (3–8 неделя эмбриогенеза). На этом периоде повреждающее воздействие оказывает тератогенное действие. Это проявляется возникновением уродств.

Критические периоды фетального развития:

3. Усиленный рост головного мозга (15–20 неделя).

4. Формиров-е основных функц. систем организма (20–24 неделя).

6. Изменения в организме ♀ при беременности

Все изменения во время беременности носят адаптационный характер.

Акушерская терминология

1. Членорасположение – отношение головки, конечностей плода к его туловищу. В N – головка согнута, прижата к туловищу. Верхние конечности – прижаты к груди, согнуты в локтевом суставе. Нижние – согнуты в коленных, тазобедренных суставах, прижаты к животу.

2. Положение – отношение продольной оси тела плода к продольной оси матки. Продольное – 99,5%; Косое – 0,5%; Поперечное – абсолютное показание к Кесареву сечению.

3. Предлежание – отношение крупной части плода ко входу в полость малого таза. Может предлежать головка – 96%, тазовый конец – 3–4%.

4. Позиция – отношение спинки плода к боковым стенкам матки. Первая позиция – спинка слева. Вторая – справа. Поперечное/косое положение – в 0,5% сл. – позицию в этом случае определяют по головке (справа-2, слева-1).

5. Вид плода – отношение спинки плода к передней и задней стенке матки. Выделяют передний и задний вид.

Во время беременности плод находится в продольном положении, головном или тазовом предлежании, в нижней или боковой позиции и с согнутым членорасположением. Во время родов эти взаимоотношения меняются и плод проникает в тазовую полость в верхней позиции и в расправленном членорасположении. Позиция изменяется под влиянием сокращений матки и брюшного пресса, самораскручивание матки, истечений плодных вод.

Метод Пискачека.

Определение нахождения головки в полости малого таза. Между большой и малой половой губой через салфетку по ходу родового канала пытаемся достичь предлежащей части. Головка может быть: не достижима; достижима; легко достижима.

Метод Гентера – попытка достичь предлежащую часть через прямую кишку.

Интранатальная охрана плода

Влияние родов на состояние плода: плод испытывает нарастающее д-е гипоксии, гиперкапнии, ацидоза. Схватка сопровожд. снижением маточой гемодинамики. Осложненный родовой акт усугубляет внутриутробную гипоксию. В родах состояние плода ухудшается параллельно фармакологической нагрузки, причем некоторые пр-ты оказ. не прямое токсич. д-е, а опосредованное.

Значение полож-я тела роженицы: положение беремен. на спине предъявл. дополнит. нагрузку на ССС, и дыхат. систему женщины. Для исхода родов и состояния плода, а затем для н/р. полож-е матери имеет немаловажное значение. Наиболее физиологич. во вр. потуг – полусидячее или сидячее полож-е, а также полож-е на боку. Роды в горизонтальн. полож-и чаще сопровожд. травматизацией плода и большей физиологич. кровопотерей.

Оперативное родоразрешение: Все операции характ. травматичн-тью для плода. В тоже время они помогают ↓ перинатальную смертность. Налож-е А. щипцов – может привести к родовой травме н/р. Кесарево сечение – позволяет сущ. ↓ перинатальную смертность. Решающее значение имеет своевременность проведения операции, когда удается избежать затяжных родов, длительного безводного промежутка и начавшейся гипоксии плода. Отрицательное влияние п\на плод могут оказать неправильно выбранная анестезия, технические погрешности.

Особенности ухода: после извлечения из матки ребенку проделывается обычный круг реанимационных мероприятий, назначается аэрозоль терапия, нередко – стимуляторы дых. и серддеч. деят-ти. Частота осложнений – достигает 10,9% (операция в родах) и 1,7% (плановая). Прогноз зависит от характера А. патологии. Прогноз улучшается, если операция была произведена в плановом порядке.

Родовая травма: различают родовую травму, родовые повреждения и акушерскую травму. Первые возник. под д-ем физич. нагрузок, свойств. осложн. родам. Вторые чаще легче возник там, где имеется фон неблагоприятного внутриутроб. развития, усугубленный гипоксией в родах. При острых или хронич. заб-ях ♀, отравлениях, патологич. течении беременности, многоводии, многоплодии, перенашивании / недонашивании беременности, быстрых / затяжных родах, создаются условия для возникновения родовой травмы.

Причины внутриутроб гипоксии и гибели плода в родах: Различают острую и хронич. гипоксию плода: Хроническая – 1. Заб-я матери (декомпенс. пороки сердца, СД, анемия, бронхолегоч. патология, интоксикации, инф-я). 2. Осложнения беременности: поздний гестоз, перенашивание, многоводие. 3. Заб-я плода: гемолитич. болезнь, генерализов. ВУИ, пороки развития.

Острая – 1. Неадекватная перфузия крови к плоду из материнской части плаценты. 2. Отслойка плаценты. 3. Пережатие пуповины. 4. Неспособность переносить изменения оксигенации, связ. с сокращением матки.

Причины гибели плода в родах: 1. Асфиксия плода. 2. Гемолитич. болезнь. 2. Родовые травмы. 3. ВУИ. 4. Пороки развития плода.

18. Перинатология, определения, задачи

Перинатология (антенатальный п. – п. с 28 недель до начала регулярной родовой деят-ти; интранатальный – роды; постнатальный – 7 суток после рождения). Задачи: 1. Профилактика патологии в родах.

2. Профилактика пороков развития.

3. Диагностика пороков развития.

4. Диагностика и лечение дистресса плода.

Диагностика пороков плода

Широко применяется пренатальная диагностика плода с целью решения вопроса от прерывании беременности или оперативного лечения плода. Диагностика таких заб-й, как муковисцедоз, фенилкетонурия, гемофилия, б. Вилленбранда, миодистрофия Дюшена, спинальная амиотрофия Вердинга-Гофмана, адреогенитальный синдром, хромосомных болезней в ранние сроки беременности позволяет предотвратить рождение больного ребенка. Все беременные женщины должны пройти обследование на содержание альфа – фетопротеина в сыворотке крови при сроке беременности 15–19 нед, УЗИ при сроке 20–21 нед. Эти исследования явл. скрининговыми и проводятся всем беременным. С помощью УЗИ можно обнаружить пороки развития ЦНС, сердца, брюшной полости, почек. Повышение содержания альфа-фетопротеина может указывать на возможное поражение ЦНС.

Все женщины, > 35 лет, а также – имеющие в анамнезе самопроизвол. выкидыши и рождение детей с различными дефектами, должны пройти генетическое обследование. Генные и хромосомные болезни плода можно диагностировать при сроке беременности 8–9 нед методом биопсии плодных оболочек.

Периоды родов.

I период – раскрытия. I фаза – латентная – от начала родовой деятельности до раскрытия 4 см. безболезненная, длительность – до 6 часов (у юных первородящих укорочена в 2 раза). Скорость раскрытия ШМ у первородящих – 3,5 мм/час, у повторнородящих – 5 – 7 мм/час.

Ведение периода изгнания

Ведение периода изгнания плода: Роженицу помещают на специальную кровать (А.Н. Рахманова). Лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, роженица во время потуг ступнями упирается в кровать, руками держится за специальные ручки. Плод чаще страдает именно в этот период родов, т.к. сдавливается его головка и повышается внутричерепное давление, а при сильных и длительных потугах нарушается маточно-плацентарное кровообращение. Cледует выслушивать его сердечные тоны и подсчитывать ЧСС после каждой потуги (не реже чем кажд. 10–15 мин).

Момент врезывания головки плода. Наружные половые органы обмывают дезинфицирующим раствором. Правой рукой осуществляют защиту промежности, поддерживая ее ладонью, а левой (при переднем виде затылочного предлежания плода) задерживают преждевременное разгибание головки. В паузах между потугами пальцы левой руки лежат на головке плода, а правой рукой он устраняет чрезмерное растяжение тканей для этого клитор и малые половые губы «спускают» с рождающегося затылка плода. С момента рождения затылка плода и до момента выведения всей головки роженице запрещают тужиться. Если возникает угроза разрыва промежности (побледнение кожи, появление трещин), ее рассекают (Перинеотомия). Сразу после рождения головки электроотсосом, удаляют содержимое полости рта и носовых ходов плода.

Родившаяся головка плода поворачивается личиком к правому или левому бедру матери (в зависимости от позиции). Сначала способствуют рождению верхней трети плечика, обращенного кпереди, а затем заднего, осторожно «сводя» с него промежность. После рождения плечевого пояса плода обеими руками осторожно обхватывают его грудную клетку и направляют туловище кверху, при этом рождение нижней части туловища происходит без затруднений.

Обезболивание родов

Медикаментозные ср-ва применяемые для обезболивания родов должны оказывать транквилизирующее и анальгетическое д-е; устранять нежелательные рефлектоные р-и, возник. при болях во вр. схваток. Они не должны угнетать родовую деятельность, и оказывать отрицательное влияние на организм матери и плода, должны быть простыми и доступными.

Обезболивание родов фармакологич. ср-вами начинается в 1 периоде родов при наличии регулярной родовой деятельности и раскрытии шейки матки на 3–4 см.

Сейчас используют комбинированные методы аналгезии с применением нескольких в-в, облад. определ. направл. д-ем:

Транквилизаторы: нормализуют функционал. сост-е коры большого мозга. У рожениц ↓ острата р-ии на окружающие раздражители, ↓ волнение, беспокойство. При норм. течении родов, роженицам без выраж. нервно-психич. р-ий назнач. транквилизаторы (триоксазин, мепробамат в дозе 300 мг). При раскрытии шейки матки на 3–4 см и хорошей род. деят-ти в/мышеч. вводят 20 мг промедола и 50 мг пипольфена. Одновремен. ввод. в/мышеч. спазмолитики.

У рожениц с нервно-психич. р-ми дозу в 2 раза (триоксазин – 0,6г, мепробамат – 0,4). В/мышеч. ввод. промедол, пипольфен, димедрол. Для аналгезии обезболивающ. пр-ты можно повторить в ½ дозы через 3–4 ч.

Нейролептаналгезия (сочетание дроперидола и фентанила) – наступает выраженное обезболивание и сост-е психич. покоя.

При наличии регуляр. род. деят-ти, раскрытии маточ. зева не менее чем на 3–4 см, выраж. болях, в/мышеч. в 1 шприце ввод. смесь из 2–4 мл дроперидола и 2–4 мл фентанила. Повторное введ-е – не ранее чем через 2–3 ч. Фентанил – угнетает дых. центр плода, поэтому – за 1 час до оконч-я родов его прекращ-ют вводить.

Для обезбол-я с успехом примен. сочетание седуксена и промедол. Роженицам с выраж. р-ей тревоги и страха, седуксен назнач. в дозе 10 мг в/в.

Неингаляционные анаестетики: ГОМК, виадрил.

К современным методам обезболивания относят перидуральную анестезию. Катетеризация перидурального пр-ва (ур-нь L1–2; 3–4) дает возмож-ть длит. управляем. эффективн. анальгезии. В кач-ве анестетика – тримекаин / лидокаин. Это серъезное вмешательство и выполн. она только при определ. А. патологии.

Ингаляционные анестетики – закись азота. Ее сочетают с анальгетиками и нейротропными пр-ми (пипольфен).

Тазовое предлежание плода

Этиология: Со стороны матери: аномалии развития, АУТ, опухоли, изменение тонуса матки, опухоли костного таза.

Со стороны плаценты, пуповины, вод: многоводие, маловодие, предлежание плаценты, короткая пуповина, кисты и опухоли плаценты, отек плаценты. Со стороны плода: многоплодие, гипоксия плода, крупный плод, гидроцефалия, аномалии разв-я плода, опухоли плода (щитовидной железы).

Классификация: 1) Ягодичное: а) неполное; б) смешанное.

2) Ножное: а) полное; б) неполное.

3) Коленное.

Клиника и диагностика.Жалобы. Акушерский анамнез. Наружное обследование: сердцебиение (140 – 180 уд/мин), точка наилучшего выслушивания – выше пупка. Влагалищное исследование – пальпация тазового конца. Высокое стояние дна матки. Приемы Леопольда Левицкого. ЭКГ, ФКГ, УЗИ

Ведение беременных.Раннее вставание на учет. Профилактические мероприятия: 22 – 24 недели – профилактика ФПН; 28 – 32 недели – максимальное растяжение матки и максимальный тонус – профилактика преждевременных родов; госпитализация на роды в 36 – 38 недель для полного обследования и выбора тактики родоразрешения.

Показания к плановому КС:(не ранее 39 недель)

Вес плода более 3,6 кг

Разгибание головки 2 и 3 степени

Обвитие пуповиной

Гипоксия плода (нарушение ДМИ 2–3 степени)

Тяжелый гестоз

Ножное предлежание

Многоплодие при тазовом предлежание хотя бы одного плода.

Задний вид. Но если плод менее 32 недель, менее 2 кг, то родоразрешение через естественные родовые пути.

Биомеханизм родов при тазовом предлежании:

1.внутренний поворот ягодиц и опускание их на тазовое дно.

2.первая точка фиксации – середина между передней верхней остью и вертелом бедренной кости. Боковое сгибание туловища в поясничном отделе.

3.внутренний поворот плечиков и опускание их на дно.

4.вторая точка фиксации – передняя плечевая кость. Боковое сгибание в грудном отделе.

5.внутренний поворот головки.

6.третья точка фиксации – подзатылочная ямка. Сгибание и рождение головки.

Проводящая точка – передняя ягодица. Размер, которым рождается плод, – Distantia trochanterica.

План ведения родов:

Роды вести консервативно-выжидательно. Подведение фона готовности. Рациональное применение анальгетиков, спазмолитиков, профилактика раннего излития вод. КТГ и профилактика гипоксии плода.

II период вести с иглой в вене. Эпизиотомия при рождении плода до угла лопаток. В/в атропин с целью профилактики спазма ШМ. Оказание пособий по Цовьянову I, классического пособия. ППК (1 мл метилэргометрина в 20 мл физраствора в момент рождения головки, в/в капельно окситоцин 5 ЕД в 400 мл физраствора в III и раннем послеродовом периодах. ДК 0,5% от массы тела. В послеродовой период – антибактериальная и сокращающая терапия. Народы иметь свежезамороженную плазму.

При отклонениях от нормального течения родов, упорной слабости родовой деятельности, угрожающей асфиксии плода, ПОНРП роды закончить КС.

Н. Максимович-Амбодик и его роль в акушерстве

Зарождение А. – в середине 18в. – в Московском Университете – медицинский факультет. Врач, ученый, педагог, Н. Максимович-Амбодик (1744–1812) – основоположник отечественного А. и педиатрии. Он первым получил звание профессора А. Основал клиническую кафедру.

Создал первую энциклопедию по А. с атласом – первое пособие, по подготовке акушеров. Он первый проводил практические занятия со студентами на «фантомах». Вел занятия в условиях родильного дома. Одним из первых выполнял сложные операции (наложение акушерских щипцов). Хотя – оставался сторонником естественного родоразрешения.

, магистр богословия . Выпускник Страсбургского университета , доктор медицины, профессор. Почётный член Медицинской Коллегии Российской империи, член Императорского Вольного экономического общества .

Один из основоположников российской акушерской и педиатрической школ. Автор первого русскоязычного руководства по фитотерапии .

Псевдоним Амбодик , с латинского «скажи дважды» (лат. ambo dic ), был взят им в знак того, что его отчество и фамилия совпадают .

Нестор Максимо́вич родился в селе Веприк (совр. Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина) и принадлежал к православному казацкому духовенству . Родился в семье священника Максима Максимо́вича -- настоятеля церкви Веприцкой сотни Гадячского полка. После окончания сельской приходской школы он продолжил духовное образование в Киево-Могилянской академии , где обучался словесным наукам, философии и богословию. С окончанием в 1768 году академии Нестор Амбодик отправился в Москву в распоряжение учреждённой годом раньше по инициативе императрицы Екатерины II законодательной «Комиссии о сочинении проекта нового Уложения » .

Комиссия оценила высокий уровень подготовки юного богослова и направила его студентом на медицинский факультет Московского университета . На следующий год Нестор Максимо́вич волонтером перевелся в Санкт-Петербургскую хирургическую школу при адмиралтейском и сухопутном военных госпиталях , в стенах которой проучился всего 1 год.

Ещё обучаясь в Московском университете, Н. М. Амбодик обратил на себя внимание особыми способностями, высокой работоспособностью и хорошим знанием иностранных языков. Эти качества стали определяющими, когда в 1770 году в числе троих студентов он по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир был направлен учиться медицине и главным образом повивальному делу в Страсбургский университет :

«Страдая неизлечимой болезнью, от которой не помогали ни тёплый климат, ни воды Пломбьера и Бережа, княгиня Голицина интересовалась медициной и по духовному завещанию оставила крупное пожертвование в пользу акушерского дела в России. На проценты с завещанного ею капитала в 20000 руб. должны были отправляться через каждые 6 лет трое из питомцев Московского университета, природные русские, в Страсбургский университет, славившийся в то время лучшим преподаванием повивального искусства. На эти средства получили своё образование известные доктора Н. М. Максимо́вич-Амбодик, автор многих научных трудов на русском и немецком языках, А. М. Шумлянский и другие первые представители акушерства в русских школах.»

Н. М. Амбодик оказался автором капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» - первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. По этому руководству обучались несколько поколений русских акушеров. Многие положения до сих пор не утратили своей актуальности, например, описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами.

Нестор Макси́мович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода, при котором первой вставляется передняя часть или задняя часть теменной кости. Он одним из первых в России внедрил в практику наложение акушерских щипцов при операциях. Принцип операции при ножном предлежании плода актуален и сегодня.

Н. М. Амбодик был сторонником по возможности естественного протекания родов, он основоположник бережного ведения родового процесса, в основе которого лежит выжидательная тактика. Её придерживаются и многие современные акушеры. Нестору Макси́мовичу принадлежит следующее выражение:

Особое значение учёный придавал патологии беременности, а также образу жизни будущей матери. Широкое распространение получил предложенный им метод массажа матки на кулаке с целью её сокращения, предупреждающий возможное послеродовое кровотечение . Подобный массаж применяется и в современной акушерской практике.

В отечественную историю Н. М. Амбодик-Максимо́вич вошёл как «отец русского акушерства».

Пятая часть труда Н. М. Амбодика «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» объёмом в 140 страниц содержит:

Предшествовали написанию этой части книги переводы на русский язык двух руководств, изданных в Европе. Выполнил переводы и опубликовал их в 1781 году в России сам Нестор Макси́мович.

Руководство И. Штейбера с прибавлениями П. И. Погорецкого в переводе Н. М. Максимовича-Амбодика «Manuductio ad cognoscendos et curandos morbos, cui accedit appendix de morbis sexus sequioris atque infantum» Свой перевод руководства И. Шрейбера Нестор Максимович Максимович-Амбодик делал уже по переводу П. И. Погорецкого и с его прибавлением. Он увидел свет под названием. «Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих наружных и внутренних, с прибавлением главных немощей женскаго пола и малолетных детей»

И труд профессора Л. С. Сосерота и руководство И. Шрейбера, а главное прибавление к нему П. И. Погорецкого, содержали значительные сведения о развитии, заболеваниях, уходу и лечению детей первых лет жизни и стали органичной основой для написания Нестором Макси́мовичем пятой части своего руководства.

(совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина), в семье священника, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Он получил домашнее начальное образование, затем учился в Киевской духовной академии, которую закончил в 1768 году. На следующий год Нестор поступил в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив 26 сентября 1775 года докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии , посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

По возвращении в Санкт-Петербург в сентябре 1776 года и сдачи экзамена в Медицинской Коллегии Н. Максимович получил право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург. 10 мая 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года - в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Профессиональная и научная деятельность

Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям. Фантом женского таза с деревянной куклой-ребёнком, а также прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам.

27.03.2015

Лаврецкий нашел также несколько старых календарей и сонников
и таинственное сочинение г-на Амбодика;
много воспоминаний возбудили в нем давно забытые, но знакомые
«Символы и эмблемы»…
И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»

Этот, по свидетельствам современников, остроумный и жизнерадостный человек при любом подходящем случае шутил и острословил и даже придумал себе необычный псевдоним – Амбодик. Латинское «дважды скажи» (ambo dic) звучало как вежливое напоминание окружающим о том, что и отчество, и фамилия Нестора Максимовича Максимовича тождественны.

От Веприка до Страсбурга
Нестор Максимович родился 27 октября 1744 г. в селе с уменьшительно-ласкательным звериным названием Веприк на Полтавщине. Как сын священника Максима, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадяцком полку, Нестор получил домашнее начальное образование и поступил в Киево-Могилянскую академию, которую окончил в 1768 г.
В середине ХVІІІ в. Российская империя начала ощущать катастрофическую убыль своего народонаселения. Пытливый ум юноши с добрым сердцем и чувствительной душой не мог не заинтересоваться причиной бедности, бескультурья, чрезмерной заболеваемости и смертности среди простого народа. Желание узнать законы, по которым должны жить российские подданные, привело юного Нестора в юридическую комиссию по составлению проекта «Уложения новых законов». Причина высокой детской смертности вырисовалась перед юношей быстро: «Крайнее в повивальном деле незнание многих неученых русских бабок, кои повсюду в России, а особливо между простым народом свободно исправляют повивальное дело к собственному их стыду, общей гибели и явному вреду всего государства… Сколько могу из детства вспомнить, тогда мне и на мысль не приходило, чтобы когда ни есть обучаться врачебной науке, а еще и того менее, чтобы быть для других путеводителем в повивальном деле». Так позднее писал лекарь Максимович в своей книге «Искусство повивания».
В свои 25 лет Нестор Максимович решил посвятить жизнь медицине, азы которой начал постигать в медицинской школе морского госпиталя Петербурга, куда он поступил в 1769 г. Однако и здесь молодой человек не задержался надолго. Постановка обучения в госпитальной школе не устраивала выпускника престижной Киево-Могилянской академии. Учебных заведений, дающих высшее медицинское образование, в то время в России не было, но аттестат Киевской академии открывал перед молодым человеком двери университетов Западной Европы. Он отправился во французский Страсбург, где в местном университете с 1728 г. врачи могли получать специальную теоретическую и практическую подготовку по акушерству. Во время обучения Максимович получал стипендию из фонда княгини Е.Д. Голицыной-Кантемир, завещавшей свой капитал для постоянного обучения за границей «природных россиян» по акушерской специализации. После пятилетней учебы 26 сентября 1775 г. он защитил докторскую диссертационную работу «О печени человека», получив восхищенный отзыв самого декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана.

Мечты сбываются
На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка. В сентябре 1776 г. Максимович вернулся на родину. После сдачи экзамена в Медицинской Коллегии он получил право практиковать в качестве младшего доктора адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей Петербурга. Кажется странным, что для доктора медицины с дипломом Страсбургского университета была устроена подобная «переэкзаменовка», которую он, кстати, выдержал блестяще. Такому строгому испытанию подвергались тогда все возвращающиеся из-за рубежа после университетских студий. И так продолжалось до тех пор, пока не ослабло иностранное засилье в медицинской науке России. Западноевропейских медиков московские цари начали приглашать еще в ХVI в. С восшествием же на царский престол Романовых, особенно после «прорубленного» Петром I «окна в Европу», зарубежных специалистов в этой сфере человеческой деятельности стало гораздо больше. Польза от «фрязинов» и немцев, несомненно, была, но далеко немногие из них искренно стремились помочь народу чужой для них страны, к тому же взаимопонимание между страждущим и лечащим осложняли языковой барьер и ментальные отличия. В своей книге «Врачебное веществословие» Нестор Максимович писал: «Хотя врачебная наука повсюду есть единая и та же самая, однако, кажется, она мнит некоторое различие в том, что врач и лекарь, единоземец, сооттич и друг, почитаются для больного и лучше, и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришелец и иноземец, коему и сложение тела и свойства и род жизни больного неизвестны».
Одновременно с практическим трудом в лечебных учреждениях Нестор Максимович преподавал «Акушерскую науку», читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях. Мечта начинающего доктора медицины посвятить себя делу помощи «благословенным плодом любви женщинам благополучно разрешиться таковым» осуществилась. В своей книге «Искусство повивания» (1784) Н.М. Максимович с большой любовью обосновал приоритетность акушерской науки в медицине, полагая ее «нужною и полезною, поелику главным предметом себе поставляющию соблюдение полезных обществу членов … едваль есть другая, которая была бы более важною и человеческому роду многополезною, как повивальная, отсюда яствует, сколь благородный есть повивальной науки предмет».
До середины ХVIII в. родовспомогательных учреждений в России не существовало. Младенцы появлялись на свет божий, как правило, дома с помощью повитух, в основном неграмотных и невежественных, нередко причиняющих вред как матери, так и ребенку. В 1757 г. по предложению первого организатора отечественного здравоохранения П. Кондоиди в Москве и Санкт-Петербурге были открыты первые «бабичьи школы». Однако до тех пор, пока преподавание там велось на иностранных языках (первыми руководителями этих школ были немцы И. Эразмус и А. Линдеман) и при отсутствии практической базы, подготовка отечественных акушерских кадров не имела надлежащего развития. Только с появлением при Госпитательном доме в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) родовспомогательных отделений появилась возможность практического обучения акушерок.
В 1777 г. Нестор Максимович вновь «по высочайшему повелению» отправился за границу для углубления знаний по акушерскому делу. Однако после возвращения в Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Максимович, ссылаясь на то, что всегда готовился быть акушером, подал прошение о переводе его в Петербург. 10 мая 1781 г. он был назначен профессором Санкт-Петербургской «бабичьей школы» вместо вышедшего в отставку доктора А. Линдемана. Медицинская Коллегия оценила выдающиеся заслуги Нестора Максимовича в развитии акушерского образования в России: в октябре 1972 г. он стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства.
Возглавив петербургскую школу, Нестор Максимович первым из акушеров начал читать лекции на русском языке, что открывало путь в науку соотечественникам, интересующимся медициной. Однако этот процесс тормозило отсутствие в русском языке научной медицинской терминологии. Эту проблему успешно разрешил Нестор Максимович, который написал несколько медицинских терминологических словарей, тем самым став пионером русской медицинской номенклатуры.
Не останавливаясь перед материальными затратами, Максимович, не обладая большим капиталом, многие из своих работ издавал на собственные средства. Владея французским, немецким и латинским языками, он с целью пропаганды среди простых людей медицинских работ, способствующих повышению их культурного и санитарного уровня, постоянно эти работы переводил. В 1784 г. Петербургская школа была преобразована в Повивальное училище, а через два года – в Повивальный институт. Профессор Максимович, который читал в институте повивальное дело, был освобожден от работы в госпитальных школах. В 1793 г. за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почетным членом Медицинской коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

Вклад Н. Максимовича в акушерство
Нестора Максимовича Максимовича, автора капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» – первого отечественного руководства по акушерству, по праву называют отцом русского акушерства. Не одно поколение врачей и акушерок училось по нему на протяжении почти 100 лет. Многие положения гениального полтавчанина не утратили своей актуальности и в наши дни.
Описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами. Необычное положение головки плода при узком тазе, осложняющее течение родов, теоретически отмеченное Максимовичем, в дальнейшем получило развитие как учение о клинически узком тазе в работах М. Малиновского, И.А. Покровского, Р.И. Калганова и др.
Нестор Максимович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода. Его зарубежные коллеги-современники утверждали, что основным назначением щипцов является сжатие головки плода, вследствие чего она может успешно миновать узкий таз, на что Максимович аргументировано возражал, утверждая, что эта процедура не может спасти плод, но ставит под угрозу материнскую жизнь. Блестящий акушер-практик Нестор Максимович одним из первых в России применил наложение акушерских щипцов при операциях. А принцип операции наложения щипцов при ножном предлежании плода не утратил своей актуальности и сегодня.
Сторонник по возможности естественного протекания родов, Максимович положил начало бережному ведению родового процесса, в основе которого лежала выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры. Особое значение ученый придавал патологии беременности, т. е. описанию болезней, сопутствующих периоду вынашивания ожидаемого ребенка, а также образу жизни будущей матери. Широкое распространение получил предложенный Нестором Максимовичем метод массажа матки на кулаке с целью ее сокращения, который предупреждает возможное послеродовое кровотечение. Подобный массаж применяется и в современной акушерской практике. Исторический интерес представляет предложение Максимовича лечить внематочную беременность оперативным путем. В этом он почти на 100 лет опередил свое время. Его уверенность в необходимости хирургического лечения внематочной беременности подтвердилась диссертациями И.В. Склифосовского (1863) и В.Ф. Снегирева (1873).
Нестор Максимович первым в России начал проводить занятия на акушерском фантоме, применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приемам и операциям.
Стремясь увеличить количество обучающихся «бабичьему делу», Максимович подал в Медицинскую коллегию прошение об обнародовании расписания своих лекций через «Санкт-Петербургские ведомости».
В годы Великой Отечественной войны для реституции эпидермального слоя кожи раненого пациента в качестве трансплантатов при плохо заживающих ранах с успехом применялись химически обработанные кусочки околоплодных оболочек. Как тут не вспомнить оценку оболочки амниона, которую дал Нестор Максимович на заре становления отечественного акушерства в своем «Искусстве повивания»: «Весьма тонкая, нежная, мягкая, белая, прозрачная и довольно крепкая».
Затронув военную тематику, стоит отметить, что войны, как правило, обусловливали всплеск венерических заболеваний. По заказу военного ведомства Н. Максимович перевел на русский язык труд И.И. Пленка «Врачебные наставления о любострастных болезнях», как обычно при переводах с иностранного привнося в текст немало своих интересных мыслей. Объем книги, повествующей о болезнях, поражающих организм человека в результате любовных утех сомнительного свойства, переводчик увеличил на треть за счет своих материалов. Эта книга только при его жизни переиздавалась трижды (1790, 1796 и 1800 гг.).

Первое руководство по педиатрии
Часть 5 «Искусства повивания» Нестора Максимовича, по сути, является первым руководством по педиатрии на русском языке. Стоит остановиться на моментах, поучительных и для современных детских врачей.
Максимович ратовал за грудное вскармливание детей. Рекомендовал в случае болезни матери пользоваться свежим нежирным молоком, разбавленным водой с небольшим добавлением сахара. Прикармливать младенца советовал начинать постепенно, избегая резкой перемены пищи.
«Неумеренная теплота, духота расслабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело. Кроватка ребенка не должна стоять возле печки и на сквозняке», – эти слова Нестора Максимовича звучат как заботливый своевременный совет из глубины ушедших столетий нынешним молодым мамам.
Учил он вырабатывать у детей выносливость, ласковость, жалость и человеколюбие. Категорически возражал против телесных наказаний, указывая, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои без сомнения обращаются вовред здоровью». И это было написано во времена, когда телесные наказания считались обязательным элементом воспитания. Жаль, что подобные раритетные издания в наше время не переиздаются.

Отечественный фитотерапевт
«Энциклопедия питания и врачевания, составленная личным лекарем Ее Императорского величества Екатерины II в 1784 году профессором Н. Амбодиком» – единственная недавно переизданная книга Нестора Максимовича. Она представляет собой богатейшее собрание описаний лекарственных растений, многие из которых еще можно встретить на нашей земле. Ценность этого труда не преходяща, особенно для современной фитотерапии. Особенно много было написано Нестором Максимовичем в последние годы жизни: «Врачебное веществословие, или Описание целительных растений» в 4 томах, «Первоначальные основания ботаники», «Новый ботанический словарь». Эти труды дают основания утверждать, что их автора можно считать одним из основоположников отечественной фармакогнозии.
Однако не всегда очевидные заслуги оценивались современниками. Так, коллега Нестора Максимовича, московский акушер Вильгельм Рихтер, написавший первую «Историю медицины в России», даже не упомянул имени основателя отечественного акушерства. И не случайно. Смелый Максимович никогда не скрывал своего отношения к немецкому засилью в отечественной медицине. Эпиграфом к своему «Искусству повивания» он поставил выведенные жирным шрифтом слова: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами».
Днем и ночью, в любую погоду Нестор Максимович спешил туда, где нуждались в его навыках и знаниях, часами мог читать лекции слушателям. Своего здоровья не щадил, без остатка сгорая на работе. В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. К сожалению, подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. История только сохранила сведения о скромном месте консультанта в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой его кончины 24 июля 1812 г. Неизвестно даже место захоронения Великого Акушера на все времена.

Литература
1. Груздев В.С. Краткий очерк истории акушерства и гинекологии в России. – СПб., 1906.
2. Дроздова З.А. Н.М. Максимович-Амбодик. – М.: Медицина, 1950.
3. Чистович Я.А. Очерки по истории русских медицинских учреждений ХVIII столетия. – СПб., 1870.

Подготовил Лукьян Маринжа Роль йоду у гармонійному розвитку дитини та профілактиці патології молочних залоз у матері

Йододефіцит є однією з актуальних медико-соціальних проблем у багатьох країнах світу. Це зумовлено тим, що йододефіцит, навіть легкого ступеня, є причиною низки патологічних станів, найбільш тяжкі та незворотні з яких формуються внаслідок недостатнього надходження мікронутрієнту на етапі внутрішньоутробного розвитку та раннього дитинства. Саме тому вагітні, жінки, що годують грудьми, та діти належать до категорії максимально високого ризику розвитку йододефіцитних захворювань ....

09.12.2019 Акушерство/гінекологія Клінічні аспекти синдрому гіперпролактинемії

Гіперпролактинемія є найбільш поширеною нейроендокринною патологією та маркером розладів гіпоталамо-гіпофізарної системи. Синдром гіперпролактинемії розглядається як симптомокомплекс, що виникає на фоні стійкого підвищення рівня пролактину, найбільш характерним проявом якого є порушення репродуктивної функції ....

04.12.2019 Діагностика Онкологія та гематологія Урологія та андрологія Скрининг и ранняя диагностика рака предстательной железы

Популяционный, или массовый, скрининг рака предстательной железы (РПЖ) – ​это определенная стратегия организации здравоохранения, включающая систематическое обследование мужчин группы риска без клинических симптомов. В отличие от него раннее выявление, или оппортунистический скрининг, состоит в проведении индивидуального обследования, которое инициируется самим пациентом и/или его врачом. Основными задачами обеих скрининговых программ являются снижение смертности вследствие РПЖ и поддержание качества жизни пациентов....

«Искусство повивания или наука о бабичьем деле»

Курсовая работа выполнил студент лечебного факультета группы 124 Сорокин Павел Игоревич

Омская государственная медицинская академия

Введение

Нестор Максимович Максимович- Амбодик – крупнейший учёный второй половины ХVIII века – является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположником медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии и медицинской ботаники были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров в России были бы невозможны.

Словари, составленные Н. М. Максимовичем – Амбодиком, положили начало разработке русской медицинской номенклатуры.

Н. М. Максимовичу – Амбодику принадлежит также ряд крупных переводных работ, способствовавших популяризации медицинских знаний среди широких слоёв населения.

Черты культурной и экономической жизни в России XVIII века

Развитие феодального общества в России XVIII века вступило в новую стадию, характеризующуюся господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного общества.

Основную роль в преобразовании экономической, государственной и культурной жизни в стране сыграли реформы Петра I. Эти реформы коснулись медицины, в частности, вопроса о медицинском образовании. Открываются первые госпитальные школы, систематизирующие обучение отечественных врачей.

Однако, подготовка русских врачей шла медленно и неэффективно. Преподаватели-иностранцы видели в отечественных врачах соперников, из-за чего старались всячески помешать их развитию.

В связи с очень высокой заболеваемостью и смертностью населения, Россия испытывала нужду в медицинских кадрах. Особенно велика была материнская и детская смертность из-за отсутствия качественной акушерской помощи. Не происходил и прирост населения. Ломоносов видел в этой проблеме один выход – создание программы мероприятий повышения рождаемости, снижение смертности и заболеваемости детей.

В середине XVIII века по предложению П.З. Кондоиди открываются бабичьи школы, где стали обучать акушерству повивальных бабок.

БИОГРАФИЯ

Нестор Максимович Максимович-Амбодик родился 7 ноября (27 октября) 1744 года в селе Веприк (совр.Гадячский р-н, Полтавская обл., Украина) в семье священника Максима, настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадячском полку. Получив домашнее образование, будущий ученый поступил в Киевскую духовную академию. В 1768 году оканчивает обучение в академии и через год поступает в Петербургскую медицинскую школу морского госпиталя.

В 1770 году Нестор был направлен по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир на медицинский факультет Страсбургского университета. В Страсбурге он пробыл четыре с половиной года, защитив в 1775 году докторскую диссертацию «О печени человека», которая получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета И. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка.

В 1776 году Амбодик возвращается в Петербург, сдает экзамен в Медицинской Коллегии и получает право практиковать в качестве младшего доктора Петербургских адмиралтейского (морского) и сухопутного госпиталей. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать акушерство, читая лекции о «женском повое» в лекарских школах при госпиталях.

В 1777 году Нестор Максимович вновь был направлен за границу для углубления знаний по акушерскому делу. После возвращения в Санкт-Петербург он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Н. Максимович подал прошение о переводе его в Санкт-Петербург.

В 1781 года он был назначен профессором «повивального искусства» в Санкт-Петербургскую акушерскую школу («бабичью школу»), возглавив которую первым из акушеров начал читать лекции на русском языке. В октябре 1782 года Н Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства. Одно время Нестор Максимович был также преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В 1784 году Петербургскую школу преобразовали в Повивальное училище, а через два года - в Повивальный институт. Нестор Максимович, читавший в институте повивальное дело, был освобождён от работы в госпитальных школах.

В 1793 году за заслуги в медицине Нестор Максимович избран почётным членом Медицинской Коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

В возрасте 54 лет Нестор Максимович Максимович прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет не известны. Сохранились только сведения о том, что он работал консультантом в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой кончины 5 августа (24 июля) 1812 года. Место захоронения Н. М. Максимовича также неизвестно.

Научная деятельность

Нестор Максимович ввёл новые наглядные методы преподавания, первым в России начав проводить занятия на акушерском фантоме и применяя его для изучения механизма как нормальных, так и патологических родов, а также для обучения различным акушерским приёмам и операциям.

Амбодик издал множество сочинений, большинство из них переводные. Он автор капитального труда «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» - первого российского руководства по акушерству, который считался лучшим трудом XVIII века в этой области. В «Искусстве повивания» он подробно описывает анатомическое строение женских половых органов и внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. Многие положения, высказанные Амбодиком, были прогрессивными и не потеряли своей актуальности в наши дни.

«Искусство повивания» Нестора Максимовича также является первым руководством по педиатрии на русском языке. В пятой части этой книги даются определения доношенного и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, имеются сведения об антропометрических данных ребенка. В «Искусстве повивания» дается классификация детских болезней.

Нестора Максимовича считают также основоположником российской фитотерапии. Он придавал большое значение лекарственным растениям при лечении многих заболеваний. Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике. Ему так же принадлежит первое русское руководство по лекарственным растениям «Врачебное веществословие, или описание целительных растений» - первое обобщающее руководство по лекарственным растениям, включающее 134 оригинальных цветных рисунка.

Заключение

Вся жизнь Н.М. Максимовича-Амбодика, его огромный талант и эрудиция, необычная энергия и работоспособность были отданы делу развития отечественной медицины и созданию отечественных акушерских кадров, практически до него не существовавших. Он был истинным патриотом Родины, мечтавшим о России как о центре мировой науки и культуры, и он сделал немало для осуществления своей мечты. Его достижения были признаны только после его смерти.

Н.М. Максимович-Амбодик, работая в трудных условиях своего времени, внес неоценимый вклад в развитие медицинской науки.

Список литературы

Е.И. Данилишина, Е.С. Обысова «Н.М. Максимович-Амбодик», 1976

Рекомендуем почитать

Наверх