Казанская икона пресвятой божией матери. Чудотворная казанская икона божией матери. О чем молятся иконе Казанской Божьей Матери

Болезни 06.12.2023
Болезни

Чудотворная икона Казанской Божьей Матери – одна из самых почитаемых у православных верующих России. Одигитрия (с греческого Путеводительница), изображенная в образе Казанской Богоматери, многие века помогает людям найти свой путь к просветлению, обрести веру, избавиться от хвори и одержать победу над врагами.

Значение Святыни связано с историей ее появления. Икона открылась людям в 1579 году двадцать первого июля. В это смутное время жители Казани страдали от масштабного и разрушительного пожара. Люди терпели большие убытки, теряли крышу над головой и от отчаяния их вера в Бога стала ослабевать. Многие думали, что Всевышний прогневался на горожан и оставил их.

Матрона Анучина – девочка десяти лет, жила в семье одного из погорельцев — стрельца Даниила. Именно она поведала родителям о своем видении, в котором к ней пришла Богородица и настоятельно просила достать из погоревшей земли икону с ее изображением.

Слова Матроны приняли всерьез только после третьего видения девочке. Она настояла, чтобы родители отвели ее на место пожара и указала место находки. Извлекая из земли Икону, верующие удивились ее красоте, сиянию и совершенству.

Почему Святой Образ не пострадал, осталось загадкой, но то, что Икона обладает чудотворной силой, поняли сразу, пока несли в Казанский Благовещенский Собор. Во время крестного хода прозрели два слепца и воскликнули о своем исцелении. Православные, утратившие свою веру в слезах стали молиться о прощении, избавлении от бед и болезней, защите от всех невзгод.

Победы русского ополчения, благословленного Иконой

Шесть столетий 21 июля отмечают «Явление образа Богоматери» — один из самых именитых дней для православных России и верующих других стран. Во всех храмах проходит служба, читают молитву Патриарха всея России Гермогена и тропарь иконе.

Оригинал Святыни был украден во времена бедности и отчаяния крестьянского (1904 году). По одной из версий, вор распродал драгоценные украшения с иконы, а сам лик Богоматери на деревянной подложке сжёг в печи. Но, известная икона обрела сотни списков, разъехавшихся по всему миру и хранившихся по сей день.

Считается, что самые ранние списки Казанской Богоматери обладают такой же исцеляющей силой. Самая ранняя работа шедевра хранится в Московской Третьяковской галерее и датирована 1606 годом.

Другой экземпляр, более приближенный к старинному образу Иконы, хранится в Санкт-Петербурге в Соборе Князе-Владимирском. Сравнительно недавно Православная Церковь России обрела новую копию Иконы Казанской Божьей Матери в подарок от Католической Церкви Ватикана.

Образ Святыни в истории России

Значение Иконы многогранно, как уже было сказано, она считается Путеводительницей. Ее благодать распространяется, как на простых людей, так и знатных особ. У ее образа молят о защите, здоровье детей (ведь не даром видение было ребенку), благословляют молодые пары перед обрядом венчания.

В ее покровительство верят простые солдаты и именитые генералы. В период захвата Москвы (1612 год) польскими и литовскими оккупантами, русские войска просили помощи у Богоматери о заступничестве. В решающем бою во главе с князьями Мининым и Пожарским полка одержали победу.

Датой победы с 1649 года принято считать 4 ноября, когда в России отмечается праздник – День народного единства. И каждый раз в этот день вспоминают божественный образ Казанской иконы. Во всех храмах проводят службы и молятся на лик «…Пречистой Богородицы, предваряющей на помощь и избавляющей от всяких бед и зол…».

Молился перед ликом Богоматери Первый, веря, что Божья Матерь поддержит его реформы и укажет верный путь для России. Просил благословения у Казанской Путеводительницы Кутузов, чтобы отвадить от российских земель Наполеона и французскую армию.

О чем просят у чудотворных списков и где хранят

Благодатную силу от лика Казанской Богоматери верующие могут почувствовать не только в храме, но и стенах собственного дома. Часто, после утренней или вечерней молитвы, образ Святой приходит во сне.

После, людям приходит озарение, они знают ответы на свои вопросы, не сомневаются в своих действиях, поступках. Многие просят не только за себя, но и за близких, родных. Чудотворная икона сохраняет гармонию и стабильность в семье.

Хранят Казанскую икону у постели с младенцем, в спальне молодоженов, в столовой, где собираются за обедом все родные. Святыня бережет домашний очаг, благосклонна к детям, покровительствует молодым девушкам, вступающим в брак.

Путеводительница подскажет дорогу и мужчинам, потерявшим уверенность в себе, в завтрашнем дне. Она излечивает от телесных страданий, в особенности, заболеваний зрения, устраняет боль душевную, подсказывая выход и направление.

Икона уберегает от ошибок и дерзких решений подростков, стремящихся быстро самоутвердиться среди сверстников. Уберегает от напастей, дарует просветление и наводит на добрые цели тех юношей и девушек, которых окружение считает смешными, убогими, чудными.

Обращаясь к Чудотворному образу Богородицы, следует успокоиться и быть максимально отрешенным от негативных мыслей или раздражающих воспоминаний. Начиная свое общение с иконой, следует зажечь свечи и опуститься на колени.

Утренняя молитва – самая действенная и сильная. Проснувшись, умойтесь святой водой и перекреститесь, настройте себя на позитивное общение с близким и лучшим другом (Казанской Богоматерью).

Немного фактов

  • 21 июля и 4 ноября проходят праздничные богослужения в честь Чудотворной Иконы Казанской Божьей Матери, покровительницы России;
  • Одигитрия – Путеводительница – образ, изображенный на Святыне. Он считается один из наиболее распространенный среди иконописцев, изображающих Божью Матерь с младенцем Иисусом;
  • Казанская икона открыла свой чудотворный лик в 1579 году и с тех пор стала самой почитаемой в Православном мире России;
  • Пречистая Богородица благословляет молодоженов на счастливый брак, избавляет от слепоты, указывает путь духовного просветления, придает сил и храбрости солдатом-освободителя земель русских от недругов, настраивает на гармонию и любовь детей и родителей, способствует примирению поссорившихся супругов,
  • 1904 года 29 июня из Казанского Богородицкого монастыря подлинник иконы похитили вместе с ликом Иисуса Спасителя, украшенного драгоценными камнями и золотом. Вором оказался крестьянин двадцати восьми лет по имени Варфоломей Чайкин. Он продал драгоценности, а божественный образ сжег в печи собственного дома. Но следователей смущал тот факт, что вор впоследствии несколько раз менял свою версию показаний;
  • Чудотворный подлинник сохранился и находится на Арском кладбище в Ярославском храме Чудотворцев – именно так гласит одна из версий, согласно которой настоятельница Казанского монастыря каждую ночь подменяла оригинал одинаковым списком, тем самым сохранив Святыню на Родине.

Традиции и приметы на день памяти Чудотворной иконы

С древности Иконе предавали сакральный смысл. Необъяснимая сила святого лика была всеобъемлющая. Все удивительное в день памяти Казанской Богоматери (4 ноября) люди пытались связать в народные приметы, суеверия.

Крестьянам в этот день было принято разбрасывать соль на полях и в собственном огороде. Это обещало щедрый урожай от земли-матушки, хорошую погоду для посева зерна. После этого владения обходили с иконой и устраивали сытую обедню на поляне.

Молодые девушки могли в этот день гадать на суженого. Для этого нужно было выйти в березовую рощу и отыскать на ветках лист, покрытый инеем. Обладательницу листа ожидали смотрины и богатый выбор хороших женихов.

Ясный солнечный день в эту дату обещал дальнейшее похолодание, а морозное утро наоборот скорую оттепель. Желательно, чтобы в этот день пошел дождь или морось – значит следующий год будет очень урожайным.

Посетить службу, причаститься и исповедаться было самым важным условием традиционного праздника. Это обещало благополучие и здоровье всем близким, радость и пополнение в семье, достаток и гармонию.

Сыграть свадьбу четвертого ноября – отличный повод увериться в долголетии брака. Семейный союз должен быть крепким и счастливым. Знакомиться в этот день с противоположным полом тоже хороший знак. Возможно, этот человек не станет спутником жизни, но верного и надежного друга вы точно обретете.

Чего стоит остерегаться

В день памяти Казанской Божьей Матери не стоит выполнять тяжелой физической работы, если она не срочная и ее можно отложить на другой день. Даже простым хобби (вязание, рукоделие) не рекомендуется заниматься на праздник. Посвятите это время молитве, созерцанием святого лика, общению с близкими.

Женщинам, ухаживающим за младенцами или тяжело больными разрешается в этот день заниматься своими повседневными делами, требующими сил и энергии. Бог увидит эту необходимость и простит согрешивших.

В этот день особенно грешно затевать генеральную уборку или ремонт. Это следует сделать до праздника или после памятной даты. Не стоит четвертого ноября планировать путешествие или командировку. Поездка может оказаться весьма неудачной. Новый знакомства в пути могут отвести от вас благополучие.



В ЧЕМ ПОМОГАЕТ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Молитвы перед образом Казанской иконы Божией Матери могут помочь Вам во многих жизненных делах, а кроме того Ей молятся при унынии, печали и бедствиях, когда с напастями уже не хватает сил бороться.
С помощью молитв перед образом Казанской Божией Матери, можно излечиться от любых, а особенно от глазных болезней и даже от слепоты, причем не только физической, но и духовной.
Образ Богородицы и молитвы Ей помогают найти правильное решение сложных вопросов.
«Казанскую» икону люди много веков ставили возле детской кроватки, зная о том, что Богородица присмотрит за ребенком и защитит его, при необходимости.
Также с давних времен Казанской иконой благословляли молодоженов на долгую и счастливую жизнь. А, если бракосочетание приходится на день празднования этой иконы, семейная жизнь должна быть долгой и счастливой.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ОБРЕТЕНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года, через несколько десятилетий после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство.
В июне 1579 года в Казани случился большой пожар, который уничтожил значительную часть деревянных городских построек, сгорела половина Казанского Кремля.
Мусульмане радовались бедам и говорили, что этот русский Бог прогневался на христиан. Но, как это и бывает обычно с Божиимпромыслом, пожар на самом деле стал началом распространения Православия в ханстве.
При пожаре пострадал и дом стрельца Даниила Онучина, который на прежнем месте собрался строить новое жилье. Работы уже практически начались, но его дочке Матроне, которой тогда было десять лет, во сне было явление Самой Божией Матери, Которая указала место, где под слоем земли лежала Ее икона, которая таким образом была спрятана православными исповедниками, чтобы уберечь образ от надругательства мусульманами. Богородица велела найти эту икону, но на слова девочки никто не обратил внимания, взрослые были заняты своими делами.
Три раза Святая Матерь являлась Матроне, снова и снова Она указывала место, где была спрятана чудесная икона. Девочке все-таки удалось уговорить свою мать помочь в поисках, и вот, наконец они вместе начали копать в указанном месте. И случилось чудо, икона была найдена!
На место, где была чудесным образом обретена святыня, прибыло все духовенство. Архиепископ Иеремия взял обретенный образ Богоматери и торжественно перенес Его в близлежащий храм во имя святителя Николая, а из него, отслужив молебен, святыня была перенесена Крестным ходом в самый первый православный храм Казани, который был построен по распоряжению Иоанна Грозного.
Сразу же Казанская икона Божьей Матери начала творить чудеса, во время Крестного хода прозрели два слепца –Никита и Иосиф.
Обретенной иконе Богоматери совсем скоро случилось стала народной святыней, ведь таким образом Святая Мария показала знамение всей Русской Церкви. Не единожды «Казанская» показывала дорогу к славе и победе православным воинам, защитникам земли русской, которые исполняли свой долг перед Богом и Родиной.

Во время защиты Руси от бесчинств поляков, князь Дмитрий Михайлович Пожарский начал собирать войско. В Ярославле к ополчению присоединились и казанские воины с Казанской иконой (с ее списком), которые которую они передали князю. С иконой и молитвами Божьей Матери русские войско двинулось в направлении столицы. А в это время, в захваченной поляками Москве, находился плененный греческий архиепископ Арсений († 1626; 13 апреля). Однажды ночью в его келии возник яркий свет и он увидел . Святой сказал Арсению, что Божия Матерь заступилась за наше Отечество и скоро, по Божией милости, Россия будет спасена.
Пресвятая Богородица взяла русские войска под Свой покров, с Ее помощью через два дня поляки были изгнаны из Кремля и разбиты, а Ее заступничеством Русь была спасена.

На следующий день после этой победы, в благодарность о помощи в изгнании врагов, с чудотворной Казанской иконой был совершен Крестный ход, навстречу которому, из Кремля вышел архиепископ Арсений. На своих руках он держал чудотворную , сохраненную им в своем плену. По описаниям, весь народ преклонил колена перед образом своей Заступницы.

После того, как польские захватчики были изгнаны из Москвы, Дмитрий Пожарский установил святую Казанскую икону в церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы, которая находилась в Москве на Лубянке.
Через некоторое время князь стал строить Казанский собор на Красной площади и в 1636 году, когда собор был воздвигнут, святыня была перенесена на новое место.
4 ноября (22 октября по старому стилю) было объявлено днем празднования Казанской иконы Божией Матери в память об освобождении от поляков. Сначала этот день праздновали только в Москве, а с 1649 года этот праздник стал государственным.

Перед битвой под Полтавой Петр Великий молился перед иконой Казанской Божией Матери (в селе Каплуновка).
В 1812 году Казанским образом Божией Матери было обретено покровительстово русским воинам, которые защищали русскую землю от французских интервентов. Первый крупный военный успех русских солдат в этой войне случился как раз на праздник «осенней» Казанской иконы, в этот день (22 октября, старый стиль) был разбит арьергард французской армии, наполеоновская армия потеряла около семи тысяч своих солдат.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Эта икона почитается по всей России, нет ни одной церкви, где не было бы Казанской иконы. Этот образ почитали во все времена и если в семье есть образ Божией Матери, который передается по наследству, это в большинстве случаев будет именно Казанская икона Божией Матери.
Сейчас этой чудотворной иконе определили местонахождение в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

Казанская Тобольская икона Божией Матери была обретена в 1661 году, находится в городе Тобольске в кафедральном храме. История обретения этой иконы следующая.

Иеродиакону Иоанникию было явление , который открыл ему, что в чулане Трехсвятительской церкви, лицом к стене находится образ Казанской Божией Матери. По велению Божиему, они должны рядом построить церковь в честь этой иконы, освятить ее и внести в новый храм, как престольную. Но иеродиакон не сказал никому об этом видении. Через некоторое время святитель снова посетил его и спросил того, почему он не рассказал об этом архимандриту. После этого вопроса видение исчезло, а сам иеродиакон от страха повалился на землю, прославил Бога, но сказать об этом все равно убоялся, «чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что не поверят «. Не сказал об этом и после следующего, третьего видения святителя.
И вот во время праздника Казанской иконы, на утрене иеродиакон Иоанникий вдруг потерял сознание и упал. Как потом рассказывал, среди людей он снова увидел святого, который сказал:

«Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?»

И он, погрозив мне рукою, сказал:

«Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело».

Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

После того, как люди узнали об этом, тут же Богородице воздали почести, икону освятили и построили церковь. Рассказчик при этом заметил, что до этого момента были дожди, которые залили поля, реки стали разливаться, как весной, затапливая дома, а только стали строить храм, все успокоилось, «хлебы и овощи с того времени поправились».

Каплуновская Казанская икона Божией Матери находится в селе Каплуновка, Харьковской области.
В 1689 году благочестивому священнику этого села, Иоанну Уманову, во сне явился седой старец, который наказал ему, чтобы тот купил у московских иконописцев, которые скоро приедут, восьмую по счету Казанскую икону Пресвятой Богородицы.

«От нее вы получите милость и благодать »

– сказал этот старец. После того, как икона была приобретена, священнику во сне явилась Сама Богородица и велела поставить эту икону в храм. Иоанн рассказал об этом народу и все люди с торжеством исполнили это повеление.
После этого от этой иконы стали происходить чудеса.
В 1709 году император Петр I перед сражением со шведами молился Божьей Матери о помощи именно этому образу, эту икону носили перед всеми полками. По преданиям, шведские солдаты попробовали сжечь Каплуновскую церковь, но не смогли это сделать. И тогда Карл сказал:

«Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет».

Так все и произошло, в Полтавской битве победил российский народ.

Нижнеломовская Казанская иконаявилась в 1643 году недалеко от города Нижнего Лома Пензенской области. Сначала на этом месте была выстроена часовня, а позже здесь был образован монастырь.

Вознесенская Казанская икона находится в московском Вознесенском женском монастыре, в Кремле.
В первый раз икона была прославлена в 1689 году. После молебна Казанскому образу не погасили свечку. Она упала и от нее разгорелся огонь, от которого сгорел аналой, а сама икона, невзирая на то, что была написана на полотне, не пострадала. В 1701 году случился большой пожар от огня которого сгорел Вознесенский монастырь, а сама икона совсем не пострадала. При этом она сама каким-то чудесным образом оказалась сначала среди вынесенных икон, а потом, после пожара она самостоятельно, без чей-либо помощи вновь оказалась на своем месте. Кроме этого, от этой иконы случалось много исцелений.

Павловская Казанская иконанаходится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Ее явление произошло возле села, на дереве, рядом с которым выстроили часовню.
От этой иконы сразу же случилось первое чудо, исцеление крестьянина, который сильно заболел в результате своей грешной жизни. Богородица во сне явилась к его соседу и сказала, что больной может выздороветь, если оставит грешить в своей жизни и сходит к святому колодцу и умоется святой водой. С большими трудностями больной добрался до этого колодца, умылся — и тут же выздоровел.

Ярославский образ Казанской иконы находится в женском Казанском монастыре города Ярославля.
В 1588 году благочестивый человек Герасим пожелал приобрести икону Божией Матери, после чего ему было чудесное видение Богородицы, которая сказала где это необходимо было совершить и что нужно было сделать потом. Когда Герасим нашел эту икону, то сразу, после того, как взял ее в руки, тут же исцелился от долго мучившей его болезни. Далее он пошел, по наставлениям Богородицы, в город Романов, где передал эту икону его жителям с тем условием, чтобы для нее был воздвигнут храм. Церковь была построена и икона находилась в ней до 1604 года, пока город не взяли литовцы. Тогда чудотворная икона была перевезена в Ярославль, где в честь Богородицы был воздвигнут храм, а позже и монастырь. Жители Романова хотели возвратить себе икону, и написали челобитную царю Василию Иоанновичу. Но и ярославцы тоже хотели оставить святыню у себя. Тогда для жителей Романова был сделан точный список иконы, а саму чудотворную икону ежегодно носят крестным ходом из Ярославля в Романов.

Кроме этих перечисленных икон, существует еще много образов и списков Казанской иконы Божией Матери, и в любом из них Богоматерь явит нам свою любовь и защиту перед любыми бедами, является нам Утешительницей в наших скорбях и радуется вместе с нами нашим радостям.

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПРЕД ЕЯ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.

ВИДЕОФИЛЬМ О КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

1579 год был для Казани тяжелым. Стояла страшная жара и засуха, из-за которой произошел пожар. Половина города сгорела, многие жители потеряли свои дома. В их числе была семья девятилетней девочки Матроны. Ее отец и мать пытались наладить быт в новом жилище. Однажды Матрона увидела сон, в котором Богородица велела ей достать из земли икону и указала место, где она лежит, как раз там, где стоял их сгоревший дом. Родители сначала не послушали дочь, но когда видение повторилось, все-таки пошли на пожарище. Там, где было указано, они нашли образ Божией Матери. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу. Воеводы и архиепископ пришли к дому Матроны. Первым достал из земли икону и перенес в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря простой священник по имени Гермоген. Через несколько лет он стал Патриархом всея Руси.

Явление Казанской иконы Божией Матери помогло людям укрепиться в православной вере. До 1552 года здесь было распространено мусульманство. Казанское ханство совершало набеги на Русь до тех пор, пока царь Иван Грозный не захватил город. После того как Казань вошла в состав России, местные жители стали принимать христианство. После чудесного обретения образа Богородицы в православный храм пришли даже те, кто все еще оставался приверженцем иной веры.

Никому неизвестно, как икона Божией Матери оказалась в земле. Предполагают, что она является списком с иконы, написанной апостолом Лукой. В Казань ее мог привести и закопать либо русский пленный, либо мусульманин, принявший христианство, но вынужденный скрываться.

После того как образ был найден, о случившемся доложили царю Ивану Васильевичу Грозному. Им был издан указ – поставить на месте обретения иконы храм и основать женскую обитель.
Казанско-Богородицкий женский монастырь строился уже при царе Федоре Ивановиче. Первой его инокиней стала та самая Матрона, которая обрела святыню. После пострига она получила имя Мавра и спустя несколько лет стала настоятельницей монастыря.

По просьбе царя Федора Ивановича митрополит Казанский Гермоген написал книгу «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». (Издание: Творенiя святейшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Съ приложенiемъ чина поставленiя въ Патрiарха. – Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейныхъ событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. – М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 1–16.). В ней рассказывается о том, что чудеса от иконы стали происходить сразу после того, как ее извлекли из земли. По дороге в храм прозрел участвовавший в шествии Иосиф, который до этого три года ничего не видел. Также обрел зрение слепец Никита.

Слава о Казанской иконе Божией Матери росла. С образа делались списки и отправлялись по разным епархиям. В 1904 году оригинальный лик был похищен из казанского храма. В настоящее время неизвестно, где он находится.

Особо почитаемые списки с явленной Казанской иконы Богоматери

Широко известны несколько особо чтимых образов Божией Матери «Казанская» – списков с явленной иконы.

Два из них пребывают в Казани, городе, в котором мирно сосуществуют две религии: христианство и мусульманство. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Несмотря на свои скромные размеры, храм является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города, церковь Ярославских чудотворцев - единственная в городе, не закрывавшаяся в советские годы (в связи с этим с 1938 по 1946 год храм имел статус кафедрального). В Крестовоздвиженском соборе города (бывшем Казанско-Богородицком монастыре) находится еще один Казанский образ Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию – «на место своего обретения».

Особо чтится также чудотворный Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Москве. До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, затем в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского, при содействии казны, на Красной площади начали возводить Казанский собор. После разрушения собора в 1936 году и по настоящее время этот чудотворный список хранится в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга и его Покровительницей считается Казанская икона Божией Матери, привезенная Петром I из Москвы. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 2001 году Казанский образ Божией Матери вернулся в Казанский собор города, где находится и в настоящий момент. Чтимый список с петербургского образа находится в Свято-Троицком соборе.

В настоящее время трудно восстановить все достоверные исторические факты, связанные с чудотворными образами Божией Матери «Казанская», однако в церковной истории утвердились некоторые версии.

События из истории «московского» образа Казанской Богородицы


иконописец Юрий Кузнецов

В 1598 году умирает наследник Ивана Грозного – Федор Иванович, прерывается правящая династия России. С этого момента для России наступает «темная полоса» – Смутное время. Государство раздирает политический, экономический, государственный и социальный кризис.

В стране действуют противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами, усиливают общий хаос ватаги разбойников и мародеров – холопы и слуги, выгнанные из усадеб из-за невозможности их прокормить. С 1607 года начинаются различные интервенции на территорию России, разоряются целые области.

К 1610 году многие русские города находятся под властью поляков, московские бояре присягают польскому королевичу Владиславу, и в сентябре этого года польские войска вступают в столицу. Однако грабежи и насилие польско-литовских отрядов, совершаемые в русских городах, и межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызывают у ряда русских городов отказ на присягу Владиславу.

В 1611 году первое ополчение пытается положить конец интервенции поляков в Москве, но им это не удается. Россия, продолжая сражаться с поляками, одновременно пытается дать отпор татарам, разоряющим Рязанский край, и шведам, захватывающим северные города. Кажется, что православная Русь стоит на краю своей гибели.

Нижний Новгород в то время – один из ключевых стратегических пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город становится инициатором всенародного патриотического движения, нижегородцы включаются в освободительную борьбу против интервентов за несколько лет до образования второго ополчения.

Патриарх Гермоген (тот самый, что присутствовал при явлении иконы Божией Матери в Казани), находящийся во время польской интервенции в темнице Чудова монастыря, призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он тайно отправляет в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, …везде говорите моим именем».

После получения грамоты бесстрашного старца в Нижнем Новгороде возникает новый подъем патриотического движения. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавляет князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины приносят с собой список с Казанской иконы Божией Матери и передают князю Дмитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство.

В осажденном Кремле находится в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года ему в видении является преподобный Сергий Радонежский: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получает исцеление от болезни. Это радостное известие разлетается по войскам ополчения. Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный Казанский образ Божией Матери, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года берет приступом Китай-город. Князь Пожарский вступает в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и клянется построить храм в память этой победы. Спустя несколько дней польский гарнизон капитулирует из Кремля.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, идут в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход встречает вышедшего из Кремля архиепископа Арсения, который несет Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молится Небесной Заступнице. В 1613 году избирается законный царь Михаил Романов, и Россия начинает возрождаться.

Царь Михаил Федорович отдает повеление установить второй ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, назначив его на 22 октября – день освобождения Москвы от иноземных захватчиков (8 июля празднуется день явления иконы в Казани). А в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Богородицы «Казанская» не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

Согласно Никоновской летописи, князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Позже стараниями князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда в 1636 году и была перенесена Казанская икона Божией Матери. После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Богоявленский Елоховский собор, где он находится и в настоящее время.

События из истории «питерского» образа Казанской Богородицы


иконописец Юрий Кузнецов
История «петербургского» Казанского образа Божией Матери тесно связана с именем Петра I. Нововведения Петра тяжело приживались на Руси, не снискали они и особенного одобрения у служителей Церкви. Исключением, пожалуй, были два великих святителя: святой Димитрий Ростовский и святой Митрофан Воронежский, которые горячо поддержали идею обучения русских людей на Западе, но открыто выказывали свое негативное отношение к европейским обычаям, к распространению западных ценностей.

Особенные отношения сложились у царя с Митрофаном Воронежским. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой епископ способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Святому Митрофану Воронежскому принадлежат слова, обращенные к Петру: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь – я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога» (по статье протоиерея Василия Швеца «Казанская Божья Матерь – благословение России и Петербургу»).

Исполняя пророчество Митрофана Воронежского, в 1703 году Петр I начал строительство Санкт-Петербурга, а в 1709 году накануне Полтавского сражения неоднократно молился о победе над врагом перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так называемой «Каплуновской». Перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. После одержанной победы икону вернули в село Каплуновка Харьковской области, где она была обретена в 1689 году.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы Божией Матери был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне близ старого Гостиного двора в деревянной часовне.

Первый список с Казанской иконы был привезен в Москву царю Ивану Грозному в 1579 году (вскоре после обретения иконы). Скорее всего, в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу. Большинство мнений склоняется к тому, что в Петербург была привезена обетная икона, выполненная по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича – брата Петра I.

С 1737 года Казанская икона Божией Матери находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Для прославленной Казанской иконы Божией Матери в 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за началом строительства. В 1811 году Казанская икона Божией Матери была перенесена в Казанский собор. В 1812 году началась Отечественная война. Накануне отъезда в действующие войска главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов молился перед чудотворным списком Божией Матери «Казанская» о победе над врагом и за спасение России. А к концу 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой Божией Матери служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков».

За разгром армии Наполеона М.И. Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером (награжденным орденами всех четырех степеней). Казанский собор в Петербурге стал храмом – памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий полководец и воин – М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери, которую он так почитал всю жизнь.

В двадцатых годах XX века Казанский собор перешел в подчинение обновленческих структур, Казанскую икону Божией Матери успели перенести в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

События из истории «ватиканского» образа Казанской Богородицы


иконописец Юрий Кузнецов
С «ватиканским» образом связана широко нашумевшая в средствах массовой информации история возвращения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Россию в 2004 году. Этот чудотворный образ 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II кардиналом Вальтером Каспером, по распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии.

Попытку проследить путь «ватиканского» Казанского образа Божией Матери в своей работе «Казанская икона Божией Матери» делает Владимир Бровко. По словам автора, первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам – в 1919) году. В этом году сделка не состоялась, и где была икона следующие годы, неизвестно. По косвенным признакам, ее вывозят из России в 1928 году.

В 1953 году в Англии ее приобретает коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес и начинает активно рекламировать в целях коммерции. В каталогах русских икон этот образ получает название «Казанская Богородица замка Фарлей», по имени замка, в котором проживал коллекционер.

Первая официальная экспертиза Казанского образа Богородицы предпринимается Сирилом Бантом, специалистом по иконографии из Великобритании. Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. «За более чем восемь лет исследования этой иконы я много раз пытался опровергнуть ее возраст, ее ценность и ее идентичность, так как в этом состоит работа хорошего исследователя предметов искусства. Но мои исследования только больше и больше подтверждали невозможность опровергнуть подлинность этой иконы. Эта икона в своей целостности является величественным произведением искусства». Не раз еще подвергалась Казанская икона Божией Матери экспертизе. Из-за своего темного лика икона приобрела в Англии название «Черной Казанской Богородицы».

Казанскую икону Божией Матери унаследовала приемная дочь коллекционера. Поскольку икона была признана высокочтимым религиозным объектом и считалась экспертами бесценной, мисс Анна Митчелл-Хеджес предложила выкупить икону Американской православной церкви только за стоимость драгоценных камней в окладе (примерно 500 тыс. долларов).

По стечению обстоятельств она так и не была продана и хранилась несколько лет в Америке в сейфе управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. В 1970 году было решено выставить икону на аукцион, где ее могли бы купить частные лица. Ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, отец Карл Пацельт, создал компанию по сбору средств, которые помогли бы сохранить святыню для всех христиан. В результате образ был выкуплен за три миллиона долларов США и размещен в церкви города Фатима. В 1993 году икону передали Папе Римскому, а спустя несколько лет она вернулась в Россию.

Это случилось после того, как в Ватикан приехала делегация, состоящая из жителей Казани и мэра города. Их принял Папа Иоанн Павел II, признавший после беседы, что Казанская икона Божией Матери является духовной собственностью Русской Православной Церкви.

В 2004 году святой образ был доставлен в Россию. Принимая ее из рук делегатов Римско-католической Церкви, Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Сегодня Россия встречает один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. Этот образ совершил долгий и нелегкий путь по многим странам и городам. Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий. Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к ее культуре и ее духовному наследию. По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой».

Экспертиза, которая проводилась специалистами Министерства культуры России и Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в присутствии представителей Ватикана показала, что икона, хранившаяся у Папы Римского, написана в XVIII веке в Москве или неподалеку от нее.

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне


иконописец Юрий Кузнецов
Православная литература конца XX века рассказывает нам историю, которая связывает Казанскую икону Божией Матери с событиями, произошедшими в ходе Великой Отечественной войны.

В 1941 году Патриарх Антиохии Александр III воззвал ко всем христианам обратиться с молитвой о помощи России.

Митрополит гор Ливанских Илия затворился на трое суток в уединении. Он молился, и Богородица явилась ему в видении. Она передала послание для российского народа: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

Митрополит Илия передал эти слова Иосифу Сталину. Главнокомандующий дал обещание и действительно выполнил наказ в точности. В блокадном Ленинграде жители совершили крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Вот как описано это на сайте Князь-Владимирского собора: «Стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане».

Богослужения в храме, где хранилась Казанская икона Божией Матери, проходили ежедневно дважды в день – утром и вечером, несмотря на то что люди страдали и погибали от голода. Вместе с ними все тяготы блокады разделял митрополит Ленинградский Алексий. Молитвой и словом он поддерживал прихожан. «Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского», «Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы – русские, мы – православные христиане», – говорил митрополит и молился о даровании победы.

В 1943 году митрополит Алексий и три священнослужителя Князь-Владимирского собора были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Это был первый случай в истории советской России, когда государственные награды получили представители духовенства.

Ленинград отстояли. После того как в Москве отслужили молебен, чудотворный Казанский образ Божией Матери увезли в Сталинград. Перед ним служили молебны и панихиды. Там, где была икона, враг не прошел. После Сталинграда святой образ перемещался по стране вместе с нашими войсками, которые пошли в наступление и освобождали один город за другим.

В октябре 1947 года Сталин пригласил в Москву митрополита гор Ливанских Илию. По совету Патриарха Алексия, ему были переданы в дар Казанская икона Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценными камнями. По приказу правительства за помощь стране митрополит награждался премией, но Владыка отказался от нее, сказав, что монаху деньги не нужны. Он попросил передать средства на помощь сиротам, а к ним добавил крупную сумму денег, собранных Антиохийской церковью.

Визит митрополита гор Ливанских Илии в Россию действительно произошел. Но было ли ему в начале войны видение Богородицы, передавал ли он указания Сталину, говорить на этот счет с уверенностью нельзя. Сомнения в этом выражают не только историки, но и служители церкви, например, диакон Андрей Кураев в статье «Война: чудо и сказки». Неоспоримо одно – для русских православных христиан Казанская икона Божией Матери была и остается заступницей и хранительницей мира.

Какое чудо произошло


иконописец Юрий Кузнецов
Первое чудо описано выше – об обретении первоначального списка, который, впрочем, тоже не самый первый. Считается, что Казанская Одигитрия имеет своим прототипом Влахернский список, который, в свою очередь, восходит к одному из изображений Богородицы, написанному евангелистом Лукой по благословению Ее с Ее лика при земной жизни Пречистой. Все более поздние списки «Казанской» тоже часто оказывались чудотворными, и о том есть также свидетельства.

Казанский горожанин Герасим долго страдал от паралича правой руки. В сновидении он однажды услышал голос, который велел ему идти в церковную лавку и купить там Казанскую икону Божьей Матери. Так он и поступил. И как только он коснулся купленной им иконы, его до того времени долго неподвижная рука тут же была исцелена и обрела движение.

Помимо списков были и новые обретения иконы. В 1643 году неподалеку от села Павловского под Звенигородом Казанскую икону Божьей Матери нашли на дереве над источником. В том селе болел крестьянин, думали, что он уже не выживет. Но его соседу явилась во сне Богородица, которая велела передать, чтобы больной добрался до источника и умылся водой из него.

На четвереньках крестьянин дополз до святого источника, умылся той водой с молитвой к Богородице и ушел уже на своих ногах, а вскоре исцелился полностью.

Впрочем, не все свидетельства принимались на веру, ибо богата народная фантазия. В качестве подлинных признавались свидетельства о чудесах, которые происходили при многолюдных собраниях. Например, известно, что на богослужении в Казанском соборе города Тобольска диакон Знаменского монастыря внезапно потерял сознание.

Когда он пришел в себя, то рассказал, что уже много времени утаивал видения, бывшие ему, в которых являлись святые и повелевали построить за три дня новую церковь для Казанской иконы Божьей Матери и перенести туда образ из местного собора, причем в постройке должен был участвовать весь Тобольск. Это должно было послужить наукой за повсеместное сквернословие (в наше бы время – да такое знамение!), которое было названо ими «зловонием Богу и людям», и тяжкие грехи. Кроме того, над Тобольском те дни шли непрекращающиеся дожди, вода в Тоболе поднялась, поля затопило. И людей, и скот поразила мучительная язвенная болезнь. Пока диакон каялся в своем молчании перед братией, лицо его распухало, он дряхлел на глазах и затем слег.

Испуганные горожане принялись за дело, построили церковь за три дня и торжественно, с крестным ходом, перенесли в нее икону. После освящения церкви дожди прекратились, поднявшаяся в реках вода спала и освободила поля, исправились хлеба, а дьякон выздоровел.

По Своей беспредельной любви к человеческому роду Богородица близко к сердцу принимает всякую нашу беду и непрестанно молит Своего Божественного Сына, чтобы был Он милостив к людям и избавил их от всякого зла.

Значение иконы


иконописец Юрий Кузнецов

Казанская икона Божьей Матери, ее чудесное обретение – это особый символический знак покровительства Царицы Небесной нашей Родине. Ее обретение после пожара в Казани, на новых землях, завоеванных Иоанном Грозным, означало, что Она принимает под свой присмотр и эти земли как земли, принадлежащие России, и первые чудеса, которые начали сразу же случаться от нее, едва икону поместили в храме, – еще одно тому доказательство.

Образ почитался повсеместно. По всей России не было церкви, где не было бы Казанской иконы Божьей Матери. В более-менее крупных городах всегда было Казанские соборы, выстроенные в честь Богородцы, чествуя этой иконе.

Казанская икона Божьей Матери, ее роль в истории освобождения Руси от иноземцев, ее особая миссия как указующей путь Одигитрии-Путеводительницы в самом прямом проявлении сделали «Казанскую» знаменным символом русских побед и предметом особого почитания среди российского воинства. И во все времена, если нашему государству посмеет угрожать кто-то, «кто с мечом к нам войти» захочет, этот образ будет нам духовной опорой и поддержкой, указывая верный путь к победе, как это было во все прошлые времена начиная со времен Ивана Грозного.

Считается, что по молитвам перед этой иконой прозревают слепцы, и не только считается – тому есть установленные свидетельства, но перед нею же происходит духовное прозрение сердец, что гораздо важнее для спасения человеческой души.

Казанская Икона Божией Матери на протяжении нескольких веков почитается как Покровительница и Заступница земли русской и народа русского. Верующие обращаются к ней, чтобы просить помощи и защиты для своего дома и своих семей. Именно этой иконой во время таинства венчания чаще всего благословляют молодых на крепкий и счастливый брак. Образ Казанской Богоматери часто помещают рядом с кроваткой детей, ибо верят и знают, что Пречистая не покинет чадо, но будет милостиво зреть за ним.

Прославилась эта икона и многочисленными чудесными исцелениями. Молитва перед ней не раз помогала людям вновь стать на ноги и прозреть, причём не только физически, но и духовно. Заблудшие души, преклоняющие колени перед Казанской иконой Богоматери, вновь обретали веру и возвращались к благочестивой жизни, ибо Богородица откликается на зов всякого, кто жаждет Ея помощи и прощения всем сердцем и душой.

Православные христиане два раза в году отмечают великий праздник иконы Казанской Божией матери – 21 июля и 4 ноября, причем эти праздничные дни никогда не переносились, как бывает с другими церковными праздниками. В эти дни, вознеся молитву Божией матери, грешник попадет на путь к спасению. Через эту икону Богородица становится Целительницей и Помощницей.

История появления этой иконы оплетена необъяснимыми тайнами и загадками. Тысячи паломников идут к ней за помощью с глубокой верой в сердце – молитва перед этим ликом исцеляет больных, дарует зрение слепым, калек становит на ноги, оберегает семейный очаг, защищает детей. Чудотворная икона благословляет молодые пары на крепкий и счастливый брак.
28 июня 1579 года возле храма святителя Николая Тульского произошел ужасный пожар, который стер с лица земли часть города и половину Казанского

Кремля. Исламисты потирали руки, распространяя слухи о том, что это Бог таким образом наказал христиан. Но в итоге этот пожар предвестил полный распад ислама и укрепление позиций Православия на будущем востоке Русского государства.
В скором времени погорельцы начали восстанавливать город по кирпичику. Одним из таких погорельцев был Даниил Онучин, так же восстанавливающий свой дом после пожара. Однажды его дочь Матрона рассказала о вещем сне, в котором явилась ей Божия Матерь и указала на место сокрытия Ее иконы. Но никто не придал значения словам девочки, а Божия Матерь еще трижды являлась в ее сны, и тогда Матрона со своей матерью своевольно отрыли святую икону.

Тут же на это священное место прибыл архиепископ Иеремия и торжественно переместил икону в ближайший храм имени святителя Николая. После молебна Крестным ходом икону переместили в Благовещенский собор, который построил Иоанн Грозный в Казани. В ходе этого шествия два слепца Иосиф и Никита чудесным образом исцелились от недуга. А на том месте, где нашли чудотворную икону, был построен Богородицкий девичий монастырь, где Матрона стала первой монахиней.

Осенью 1612 года во время борьбы против боярского правительства королевича Владислава Казанская икона крепко сплотила весь народ. После таких фактов икона по праву стала считаться заступницей русской земли. Сам Петр Великий в 1709 году перед Полтавской битвой молился перед иконой, а во время французского нападения в 1812 году Казанский образ Божией Матери благословлял русских военных, в том числе пресловутого князя Михаила Кутузова.

Казанская икона Божией Матери невелика по размерам, на ней изображена Богородица, склоняющая голову к Младенцу Христу. Из всех икон Богородицы, почитаемых в Православной церкви, Казанская икона самая известная и уважаемая.

Находится в Богоявленском Кафедральном Соборе, г.Москва.


— одна из самых почитаемых икон в России. Именно эту икону, обычно, вешают у детских кроваток и этой иконой благословляют молодых. Многим страждущим помогала молитва перед Казанской иконой: слепые обретали зрение, а немощные исцелялись.
Образ Казанской Богородицы относится к иконам Одигитрии – Путеводительницы и многим людям она не раз указывала верный путь.

История обретения

После того, как войска Иоанна Грозного взяли Казань в 1552 году, по царскому повелению, в городе был заложен Благовещенский собор Пресвятой Богородицы, и после учреждена Казанская епархия.

Спустя почти тридцать лет после этого знакового для Российской истории события, в 1579 году в Казани произошёл сильнейший пожар, который тушили целую неделю, и который уничтожил больше половины всех строений кремля и прилегающих к нему городских строений. Многие люди остались без крова или погибли в огне. Мусульмане поговаривали, что пожар — это знак русского Бога, который показал Свой гнев людям, из-за чего, как говорил летописец, «Вера Христова стала притчею и поруганием».

Однако, именно в это время Господь показал людям Своё милосердие. Маленькой девочке Матрёне, дочери стрельца, во сне явилась Богородица, повелевшая той искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке никто не верил и не брался ей помочь. Однако, сон девочке всё повторялся. Тогда родители Матрёны сами решили проверить слова дочери, отправившись на поиски.

Каково было удивление, когда указанном Божией Матерью месте и вправду была найдена икона, завернутая в рукав мужской одежды из вишнёвого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Чудесную икону благоговейно принял архиепископ Иеремия и перенёс её в храм святителя Николая, откуда после молебна с крестным ходом была она перенесена в Благовещенский собор.
Во время крестного хода от иконы Божией матери было явлено первое чудо, когда обрели зрение два слепца: Иосиф и Никита.

После явления чуда, те, кто насмехался над верой православной, уже спешили к чудотворной иконе с мольбой – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

История обретения иконы так поразила царя Иоанна Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. В том монастыре спустя время приняли монашеский постриг Матрона и её мать.

Казанская икона и освобождение Москвы

К концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным: правительство было парализовано, в столице хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву, а Новгород был захвачен шведами.

Зимой 1611 года, чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращалась в Казанский Благовещенский собор. На пути, в Ярославле, икону встретило ополчение, шедшее из Нижнего Новгорода на Москву. Ополчение было собрано Мининым, а начальство над ним принял князь Пожарский. Узнав о чудесах, произошедших от иконы, ополченцы взяли её с собой и молились перед нею, прося о ниспослании им помощи.

Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяв под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощью Россия была спасена от своих врагов.

4 ноября 1612 года (по новому стилю) ополчение освободило Китай-город, и через два дня был взят и сам Кремль, обратив поляков в бегство. Этот день в настоящее время является государственным праздником России — днём народного единства .

В память об избавлении Москвы от поляков, по указу царя Михаила Феодоровича и благословению патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом.

Храмы в честь Казанской иконы Божией матери

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века. Строился собор на средства князя Пожарского, возглавлявшего освободительное ополчение в благодарность за помощь и заступничество Пресвятой Богородицы.

Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского. Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

История Казанского собора Санкт-Петербурга начинается в 1710 году, когда на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. В 1733 году по указу императрицы Анны Иоанновны на месте деревянной церкви была заложена каменная Рождественская церковь. По окончании строительства, из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери, и Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание Казанского собора обветшало, и было принято решение построить новый храм. Император Павел I пожелал, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового здания собора. В конкурсе на выиграл проект молодого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, бывшего крепостного. В присутствии императора Александра I закладывается новый храм, строительство которого было завершено в 1811 году.

Храмы России в честь Казанской иконы

Казанская икона Божией матери почитается во всём Православном мире, и по всей территории России есть множество храмов, посвящённых чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Среди этих храмов есть как кафедральные соборы, так и маленькие церкви, построенные на средства верующих.

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Александровка

На севере Волгоградской области, в селе Александровка находится маленькая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей матери, которую установили в честь избавления села от губительного пожара, который охватил весь север Волгоградской области в 2010 году.
Службы в этом храме проводятся по средам, субботам и воскресеньям.

В этом храме через сервис можно заказать и молебны о вас и ваших близких.

Утрата Казанской иконы Божией Матери

В ночь на 29 июня 1904 года несколько грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в Казанский собор и выкрали Казанскую икону вместе с богато украшенной ризой. Когда же грабители были пойманы, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Чайкин уверял, что риза была распилена и продана ювелирам, а икона была сожжена в печи, куда он её бросил, чтобы проверить, действительно ли она чудотворная. Многолетнее следствие так и не смогло установить, была ли, действительно, икона сожжена, либо продана купцу Шевлягину, после революции уехавшему в Англию и продавшим её там в частные руки.

В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная - та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Несмотря на противоречивость версий о судьбе Казанской Иконы Божией матери, доподлинно известно то, что с тех пор как она бесследно пропала, Россию постигло множество горестей: поражения в войнах и две революции. Однако, любые смутные времена по милости Божией кончаются, и мы с вами надеемся, что благодать Его снова коснётся России.

Молитвы

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Рекомендуем почитать

Наверх