Какое 4 состояние вещества. Общая характеристика агрегатного состояния вещества. Существуют ли межмолекулярные взаимодействия в газах

Выращивание 19.09.2024

Любое вещество состоит из молекул, а его физические свойства зависят от того, каким образом упорядочены молекулы и как они взаимодействуют между собой. В обычной жизни мы наблюдаем три агрегатных состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное.

Например, вода может находиться в твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар) состояниях.

Газ расширяется, пока не заполнит весь отведенный ему объем. Если рассмотреть газ на молекулярном уровне, мы увидим беспорядочно мечущиеся и сталкивающиеся между собой и со стенками сосуда молекулы, которые, однако, практически не вступают во взаимодействие друг с другом. Если увеличить или уменьшить объем сосуда, молекулы равномерно перераспределятся в новом объеме.

В отличие от газа при заданной температуре занимает фиксированный объем, однако и она принимает форму заполняемого сосуда - но только ниже уровня ее поверхности. На молекулярном уровне жидкость проще всего представить в виде молекул-шариков, которые хотя и находятся в тесном контакте друг с другом, однако имеют свободу перекатываться друг относительно друга, подобно круглым бусинам в банке. Налейте жидкость в сосуд - и молекулы быстро растекутся и заполнят нижнюю часть объема сосуда, в результате жидкость примет его форму, но не распространится в полном объеме сосуда.

Твердое тело имеет собственную форму, не растекается по объему контейнера и не принимает его форму. На микроскопическом уровне атомы прикрепляются друг к другу химическими связями, и их положение друг относительно друга фиксировано. При этом они могут образовывать как жесткие упорядоченные структуры - кристаллические решетки, - так и беспорядочное нагромождение - аморфные тела (именно такова структура полимеров, которые похожи на перепутанные и слипшиеся макароны в миске).

Выше были описаны три классических агрегатных состояния вещества. Имеется, однако, и четвертое состояние, которые физики склонны относить к числу агрегатных. Это плазменное состояние. Плазма характеризуется частичным или полным срывом электронов с их атомных орбит, при этом сами свободные электроны остаются внутри вещества.

Изменение агрегатных состояний вещества мы можем наблюдать воочию в природе. Вода с поверхности водоемов испаряется, и образуются облака. Так жидкость переходит в газ. Зимой вода в водоемах замерзает, переходя в твердое состояние, а весной вновь тает, переходя в обратно в жидкость. Что происходит с молекулами вещества при переходе его из одного состояния в другое? Меняются ли они? Отличаются ли, например, молекулы льда от молекул пара? Ответ однозначный: нет. Молекулы остаются абсолютно теми же. Меняется их кинетическая энергия, а соответственно и свойства вещества.

Энергия молекул пара достаточно велика, чтобы разлетаться в разные стороны, а при охлаждении пар конденсируется в жидкость, и энергии у молекул все еще достаточно для почти свободного перемещения, но уже недостаточно, чтобы оторваться от притяжения других молекул и улететь. При дальнейшем охлаждении вода замерзает, становясь твердым телом, и энергии молекул уже недостаточно даже для свободного перемещения внутри тела. Они колеблются около одного места, удерживаемые силами притяжения других молекул.

Агрегатным состоянием вещества принято называть его способность сохранять свою форму и объем. Дополнительный признак – способы перехода вещества их одного агрегатного состояния в другое. Исходя из этого, выделяют три агрегатных состояния: твердое тело, жидкость и газ. Видимые свойства их таковы:

Твердое тело – сохраняет и форму, и объем. Может переходить как в жидкость путем плавления, так и непосредственно в газ путем сублимации.
- Жидкость – сохраняет объем, но не форму, то есть обладает текучестью. Пролитая жидкость стремится неограниченно растечься по поверхности, на которую вылита. В твердое тело жидкость может перейти путем кристаллизации, а в газ – путем испарения.
- Газ – не сохраняет ни формы, ни объема. Газ вне какого-нибудь вместилища стремится неограниченно расшириться во все стороны. Помешать ему в этом может только сила тяжести, благодаря чему земная атмосфера не рассеивается в космос. В жидкость газ переходит путем конденсации, а непосредственно в твердое тело может перейти путем осаждения.

Фазовые переходы

Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое называется фазовым переходом, так как научный агрегатного состояния – фаза вещества. Например, вода может существовать в твердой фазе (лед), жидкой (обычная вода) и газообразной (водяной пар).

На примере воды также хорошо демонстрируется . Вывешенное во дворе на просушку в морозный безветренный день тут же промерзает, но спустя некоторое время оказывается сухим: лед сублимирует, непосредственно переходя в водяной пар.

Как правило, фазовый переход из твердого тела в жидкость и газ требует нагрева, но температура среды при этом не повышается: тепловая энергия уходит на разрыв внутренних связей в веществе. Это так называемая скрытая теплота . При обратных фазовых переходах (конденсации, кристаллизации) эта теплота выделяется.

Именно поэтому так опасны ожоги паром. Попадая на кожу, он конденсируется. Скрытая теплота испарения/конденсации воды очень велика: вода в этом отношении – аномальное вещество; именно поэтому и возможна жизнь на Земле. При ожоге паром скрытая теплота конденсации воды «прошпаривает» обожженное место очень глубоко, и последствия парового ожога оказываются куда тяжелее, чем от пламени на такой же площади тела.

Псевдофазы

Текучесть жидкой фазы вещества определяется ее вязкостью, а вязкость – характером внутренних связей, которым посвящен следующий раздел. Вязкость жидкости может быть очень высокой, и такая жидкость может течь незаметно для глаза.

Классический пример – стекло. Оно не твердое тело, а очень вязкая жидкость. Обратите внимание, что листы стекла на складах никогда не хранят прислоненными наискось к стене. Уже через несколько дней они прогнутся под собственной тяжестью и окажутся непригодными к употреблению.

Другие примеры псевдотвердых тел – сапожный вар и строительный битум. Если забыть угловатый кусок битума на крыше, за лето он растечется в лепешку и прилипнет к основе. Псевдотвердые тела отличить от настоящих можно по характеру плавления: настоящие при нем либо сохраняют свою форму, пока враз не растекутся (припой при пайке), либо оплывают, пуская лужицы и ручейки (лед). А очень вязкие жидкости постепенно размягчаются, как тот же вар или битум.

Чрезвычайно вязкими жидкостями, текучесть которых не заметна на протяжении многих лет и десятилетий, являются пластики. Высокая их способность сохранять форму обеспечивается огромным молекулярным весом полимеров, во многие тысячи и миллионы атомов водорода.

Структура фаз вещества

В газовой фазе молекулы или атомы вещества отстоят друг от друга очень далеко, во много раз больше, чем расстояние между ними. Взаимодействуют они между собой изредка и нерегулярно, только при столкновениях. Само взаимодействие упругое: столкнулись, как твердые шарики, и тут же разлетелись.

В жидкости молекулы/атомы постоянно «чувствуют» друг друга за счет очень слабых связей химической природы. Эти связи все время рвутся и тут же опять восстанавливаются, молекулы жидкости непрерывно перемещаются относительно друг друга, поэтому жидкость и течет. Но чтобы превратить ее в газ, нужно разорвать все связи сразу, а на это нужно очень много энергии, потому жидкость и сохраняет объем.

Вода в этом отношении отличается от прочих веществ тем, что ее молекулы в жидкости связаны так называемыми водородными связями, довольно прочными. Поэтому вода и может быть жидкостью при нормальной для жизни температуре. Многие вещества с молекулярной массой в десятки и сотни раз больше, чем у воды, в нормальных условиях – газы, как хотя бы обычный бытовой газ.

В твердом теле все его молекулы прочно стоят на своих местах благодаря сильным химическим связям между ними, образуя кристаллическую решетку. Кристаллы правильной формы требуют для своего роста особых условий и потому в природе встречаются редко. Большинство твердых тел представляют собой прочно сцепленные силами механической и электрической природы конгломераты мелких и мельчайших кристалликов – кристаллитов.

Если читателю доводилось видеть, например, треснувшую полуось автомобиля или чугунный колосник, то зерна кристаллитов на сломе там видны простым глазом. А на осколках разбитой фарфоровой или фаянсовой посуды их можно наблюдать под лупой.

Плазма

Физики выделяют и четвертое агрегатное состояние вещества – плазму. В плазме электроны оторваны от атомных ядер, и она представляет собой смесь электрически заряженных частиц. Плазма может быть очень плотной. Например, один кубический сантиметр плазмы из недр звезд – белых карликов, весит десятки и сотни тонн.

Плазму выделяют в отдельное агрегатное состояние потому, что она активно взаимодействует с электромагнитными полями из-за того, что ее частицы заряжены. В свободном пространстве плазма стремится расшириться, остывая и переходя в газ. Но под воздействием электромагнитных полей она может вне сосуда сохранять форму и объем, как твердое тело. Это свойство плазмы используется в термоядерных энергетических реакторах – прообразах энергоустановок будущего.

В этом разделе мы рассмотрим агрегатные состояния , в которых пребывает окружающая нас материя и силы взаимодействия между частицами вещества, свойственные каждому из агрегатных состояний.


1. Состояние твёрдого тела ,

2. Жидкое состояние и

3. Газообразное состояние .


Часто выделяют четвёртое агрегатное состояние – плазму .

Иногда, состояние плазмы считают одним из видов газообразного состояния.


Плазма - частично или полностью ионизированный газ , чаще всего существующий при высоких температурах.


Плазма является самым распространённым состоянием вещества во вселенной, поскоьку материя звёд пребывает именно в этом состоянии.


Для каждого агрегатного состояния характерны особенности в характере взаимодействия между частицами вещества, что влияет на его физические и химические свойства.


Каждое вещество может пребывать в разных агрегатных состояниях. При достаточно низких температурах все вещества находятся в твёрдом состоянии . Но по мере нагрева они становятся жидкостями , затем газами . При дальнейшем нагревании они ионизируются (атомы теряют часть своих электронов) и переходят в состояние плазмы .

Газ

Газообразное состояние (от нидерл. gas, восходит к др.-греч. Χάος ) характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами.


Образующие газ молекулы или атомы хаотически движутся и при этом преобладающую часть времени находятся на больших (в сравнении с их размерами) растояниях друг от друга. Вследствие этого силы взаимодействия между частицами газа пренебрежимо малы .

Основной особенностью газа является то, что он заполняет все доступное пространство, не образуя поверхности. Газы всегда смешиваются. Газ - изотропное вещество , то есть его свойства не зависят от направления.


При отсутствии сил тяготения давление во всех точках газа одинаково. В поле сил тяготения плотность и давление не одинаковы в каждой точке, уменьшаясь с высотой. Соответственно, в поле сил тяжести смесь газов становится неоднородной. Тяжелые газы имеют тенденцию оседать ниже, а более легкие - подниматься вверх.


Газ имеет высокую сжимаемость - при увеличении давления возрастает его плотность. При повышении температуры расширяются.


При сжатии газ может перейти в жидкость , но конденсация происходит не при любой температуре, а при температуре, ниже критической температуры. Критическая температура является характеристикой конкретного газа и зависит от сил взаимодействия между его молекулами. Так, например, газ гелий можно ожижить только при температуре, ниже от 4,2 К .


Существуют газы, которые при охлаждении переходят в твердое тело, минуя жидкую фазу. Превращения жидкости в газ называется испарением, а непосредственное превращение твердого тела в газ - сублимацией .

Твёрдое тело

Состояние твёрдого тела в сравнении с другими агрегатными состояниями характеризуется стабильностью формы .


Различают кристаллические и аморфные твёрдые тела .

Кристаллическое состояние вещества

Стабильность формы твёрдых тел связана с тем, что большинство, находящихся в твёрдом состоянии имеет кристалическое строение .


В этом случае расстояния между частицами вещества малы, а силы взаимодействия между ними велики, что и определяет стабильность формы .


В кристаллическом строении многих твёрдых тел легко убедиться, расколов кусок вещества и рассмотрев полученный излом. Обычно на изломе (например, у сахара, серы, металлов и пр.) хорошо заметны расположенные под разными углами мелкие грани кристаллов, поблескивающие вследствии различного отражения ими света.


В тех случаях, когда кристаллы очень малы, кристаллическое строение вещества можно установить при помощи микроскопа.


Формы кристаллов


Каждое вещество образует кристаллы совершенно определённой формы.


Разнообразие кристаллических форм может быть сведено к семи группам:


1. Триклинная (параллелепипед),

2. Моноклинная (призма с параллелограммом в основании),

3. Ромбическая (прямоугольный параллелепипед),

4. Тетрагональная (прямоугольный параллелепипед с квадратом в основании),

5. Тригональная ,

6. Гексагональная (призма с основанием правильного центрированного
шестиугольника),

7. Кубическая (куб).


Многие вещества, в частности железо, медь, алмаз, хлорид натрия кристализуются в кубической системе . Простейшими формами этой системы являются куб, октаэдр, тетраэдр .


Магний, цинк, лёд, кварц кристализуются в гексагональной системе . Основные формы этой системы – шестигранные призмы и бипирамида .


Природные кристаллы, а также кристаллы, получаемые искусственным путём, редко в точности соответствуют теоретическим формам. Обычно при затвердевании расплавленного вещества кристаллы срастаются вместе и потому форма каждого из них оказывается не вполне правильной.


Однако как бы неравномерно не происходило развитие кристалла, как бы ни была искажена его форма, углы, под которыми сходятся грани кристалла у одного и того же вещества остаются постоянными.


Анизотропия


Особенности кристаллических тел не ограничиваются только формой кристаллов. Хотя вещество в кристалле совершенно однородно, многие из его физических свойств – прочность, теплопроводность, отношение к свету и др. – не всегда одинаковы по различным направлениям внутри кристалла. Эта важная особенность кристаллических веществ называется анизотропией .


Внутреннее строение кристаллов. Кристаллические решётки.


Внешняя форма кристалла отражает его внутреннее строение и обусловлена правильным расположением частиц, составляющих кристалл, - молекул, атомов или ионов.


Это расположение можно представить в виде кристаллической решётки – пространственного каркаса, образованного пересекающимися прямыми линиями. В точках пересечения линий – узлах решётки – лежат центры частиц.


В зависимости от природы частиц, находящихся в узлах кристаллической решётки, и от того, какие силы взаимодействия между ними преобладают в данном кристалле, различают следующие виды кристаллических решёток :


1. молекулярные ,

2. атомные ,

3. ионные и

4. металлические .


Молекулярные и атомные решётки присущи веществам с ковалентной связью, ионные – ионным соединениям, металические – металам и их сплавам.


  • Атомные кристаллические решётки

  • В узлах атомных решёток находятся атомы . Они связаны друг с другом ковалентной связью .


    Веществ, обладающих атомными решётками, сравнительно мало. К ним принадлежат алмаз, кремний и некоторые неорганические соединения.


    Эти вещества характеризуются высокой твёрдостью, они тугоплавки и нерастворимы практически ни в каких растворителях. Такие их свойства объясняются прочностью ковалентной связи .


  • Молекулярные кристаллические решётки

  • В узлах молекулярных решёток находятся молекулы . Они связаны друг с другом межмолекулярными силами .


    Веществ с молекулярной решёткой очень много. К ним принадлежат неметаллы , за исключением углерода и кремния, все органические соединения с неионной связью и многие неорганические соединения .


    Силы межмолекулярного взаимодействия значительно слабее сил ковалентной связи, поэтому молекулярные кристаллы имеют небольшую твёрдость, легкоплавки и летучи.


  • Ионные кристаллические решётки

  • В узлах ионных решёток располагаются, чередуясь положительно и отрицательно заряженные ионы . Они связаны друг с другом силами электростатического притяжения .


    К соединениям с ионной связью, образующим ионные решётки, относится большинство солей и небольшое число оксидов .


    По прочности ионные решётки уступают атомным, но превышают молекулярные.


    Ионные соединения имеют сравнительно высокие температуры плавления. Летучесть их в большинстве случаев не велика.


  • Металлические кристаллические решётки

  • В узлах металлических решёток находятся атомы металла, между которыми свободно движутся общие для этих атомов электроны .


    Наличием свободных электронов в кристаллических решётках металлов можно объяснить их многие свойства: пластичность, ковкость, металлический блеск, высокую электро- и теплопроводность


    Существуют вещества, в кристаллах которых значительную роль играют два рода взаимодействия между частицами. Так, в графите атомы углерода связаны друг с другом в одних направлениях ковалентной связью , а в других – металлической . Поэтому решётку графита можно рассматривать и как атомную , и как металлическую .


    Во многих неорганических соединениях, например, в BeO, ZnS, CuCl , связь между частицами, находящимися в узлах решётки, является частично ионной , а частично ковалентной . Поэтому решётки подобных соединений можно рассматривать как промежуточные между ионными и атомными .

    Аморфное состояние вещества

    Свойства аморфных веществ


    Среди твёрдых тел встречаются такие, в изломе которых нельзя обнаружить никаких признаков кристаллов. Например, если расколоть кусок обыкновенного стекла, то его излом окажется гладким и, в отличие от изломов кристаллов, ограничен не плоскими, а овальными поверхностями.


    Подобная же картина наблюдается при раскалывании кусков смолы, клея и некоторых других веществ. Такое состояние вещества называется аморфным .


    Различие между кристаллическими и аморфными телами особенно резко проявляется в их отношении к нагреванию.


    В то время как кристаллы каждого вещества плавятся при строго определённой температуре и при той же температуре происходит переход из жидкого состояния в твёрдое, аморфные тела не имеют постоянной температуры плавления . При нагревании аморфное тело постепенно размягчается, начинает растекаться и, наконец, становится совсем жидким. При охлаждении оно также постепенно затвердевает .


    В связи с отсутствием определённой температуры плавления аморфные тела обладают другой способностью: многие из них подобно жидкостям текучи , т.е. при длительном действии сравнительно небольших сил они постепенно изменяют свою форму. Например, кусок смолы, положенный на плоскую поверхность, в теплом помещении на несколько недель растекается, принимая форму диска.


    Строение аморфных веществ


    Различие между кристаллическим и аморфным состоянием вещества состоит в следующем.


    Упорядоченное расположение частиц в кристалле , отражаемое элементарной ячейкой, сохраняется на больших участках кристаллов, а в случае хорошо образованных кристаллов – во всём их объёме .


    В аморфных телах упорядоченность в расположении частиц наблюдается только на очень малых участках . Кроме того, в ряде аморфных тел даже эта местная упорядоченность носит лишь приблизительный характер.

    Это различие можно коротко сформулировать следующим образом:

    • структура кристаллов характеризуется дальним порядком ,
    • структура аморфных тел – ближним .

    Примеры аморфных веществ.


    К стабильно-аморфным веществам принадлежат стекла (искусственные и вулканические), естественные и искусственные смолы, клеи, парафин, воск и др.


    Переход из аморфного состояния в кристаллическое.


    Некоторые вещества могут находиться как в кристаллическом, так и в аморфном состоянии. Диоксид кремния SiO 2 встречается в природе в виде хорошо образованных кристаллов кварца , а также в аморфном состоянии (минерал кремень ).


    При этом кристаллическое состояние всегда более устойчиво . Поэтому самопроизвольный переход из кристаллического вещества в аморфное невозможен, а обратное превращение – самопроизвольный переход из аморфного состояния в кристаллическое – возможно и иногда наблюдается.


    Примером такого превращения служит расстеклование – самопроизволная кристаллизация стекла при повышенных температурах, сопровождающаяся его разрушением.


    Аморфное состояние многих веществ получается при высокой скорости затвердевания (остывания) жидкого расплава.


    У металлов и сплавов аморфное состояние формируется, как правило, если расплав охлаждается за время порядка долей-десятков миллисекунд. Для стёкол достаточно намного меньшей скорости охлаждения.


    Кварц (SiO 2 ) также имеет низкую скорость кристаллизации. Поэтому отлитые из него изделия получаются аморфными. Однако природный кварц, имевший сотни и тысячи лет для кристаллизации при остывании земной коры или глубинных слоёв вулканов, имеет крупнокристаллическое строение, в отличие от вулканического стекла, застывшего на поверхности и поэтому аморфного.

    Жидкости

    Жидкость – промежуточное состояние между твёрдым телом и газом.


    Жидкое состояние является промежуточным между газообразным и кристаллическим. По одним свойствам жидкости близки к газам , по другим – к твёрдым телам .


    С газами жидкости сближает, прежде всего, их изотропность и текучесть . Последняя обуславливает способность жидкости легко изменять свою форму.


    Однако высокая плотность и малая сжимаемость жидкостей приближает их к твёрдым телам .


    Способность жидкостей легко изменять свою форму говорит об отсутствии в них жёстких сил межмолекулярного взаимодействия.


    В то же время низкая сжимаемость жидкостей, обусловливающая способность сохранять постоянный при данной температуре объём, указывает на присутствие хотя и не жёстких, но всё же значительных сил взаимодействия между частицами.


    Соотношение потенциальной и кинетической энергии.


    Для каждого агрегатного состояния характерно своё соотношение между потенциальной и кинетической энергиями частиц вещества.


    У твёрдых тел средняя потенциальная энергия частиц больше их средней кинетической энергии. Поэтому в твёрдых телах частицы занимают определённые положения друг относительно друга и лишь колеблются относительно этих положений.


    Для газов соотношение энергий обратное , вследствии чего молекулы газов всегда находятся в состоянии хаотического движения и силы сцепления между молекулами практически отсутствуют, так что газ всегда занимает весь предоставленный ему объём.


    В случае жидкостей кинетическая и потенциальная энергия частиц приблизительно одинаковы , т.е. частицы связаны друг с другом, но не жёстко. Поэтому жидкости текучи, но имеют постоянный при данной температуре объём.


    Стуктуры жидкостей и аморфных тел схожи.


    В результате применения к жидкостям методов структурного анализа установлено, что по структуре жидкости подобны аморфным телам . В большинстве жидкостей наблюдается ближний порядок – число ближайших соседей у каждой молекулы и их взаимное расположение приблизительно одинаковы во всём объёме жидкости.


    Степень упорядоченности частиц у различных жидкостей различна. Кроме того, она изменяется при изменении температуры.


    При низких температурах, незначительно превышающих температуру плавления данного вещества, степень упорядоченности расположения частиц данной жидкости велика.


    С ростом температуры она падает и по мере нагревания свойства жидкости всё больше и больше приближаются к свойствам газа . При достижении критической температуры различие между жидкостью и газом исчезает.


    Вследствии сходства во внутренней структуре жидкостей и аморфных тел последние часто рассматриваются как жидкости с очень высокой вязкостью, а к твёрдым телам относят только вещества в кристаллическом состоянии.


    Уподобляя аморфные тела жидкостям, следует, однако, помнить, что в аморфных телах в отличие от обычных жидкостей частицы имеют незначительную подвижность – такую же как в кристаллах.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Вещество - это совокупность большого количества частиц (атомов, молекул или ионов).

    Вещества имеют сложное строение. Частицы в веществе взаимодействуют между собой. Характер взаимодействия частиц в веществе определяет его агрегатное состояние.

    Виды агрегатных состояний

    Выделяют следующие агрегатные состояния: твердое, жидкое, газ, плазма.

    В твердом состоянии частицы, как правило, объединены в правильную геометрическую структуру. Энергия связей частиц больше, чем энергия их тепловых колебаний.

    Если температуру тела увеличивать, увеличивается энергия тепловых колебаний частиц. При некоторой температуре энергия тепловых колебаний становится больше, чем энергия связей. При такой температуре связи между частицами разрушаются и образуются снова. При этом частицы совершают различные виды движений (колебания, вращения, перемещения друг относительно друга и т.д.). При этом они еще контактируют между собой. Правильная геометрическая структура нарушена. Вещество находится в жидком состоянии.

    При дальнейшем росте температуры тепловые колебания усиливаются, связи между частицами становятся еще слабее и практически отсутствуют. Вещество находится в газообразном состоянии. Самой простой моделью вещества является идеальный газ, в котором считается, что частицы движутся в любых направлениях свободно, взаимодействуют между собой только в момент соударений, при этом выполняются законы упругого удара.

    Можно сделать вывод о том, что с ростом температуры вещество переходит от упорядоченной структуры в неупорядоченное состояние.

    Плазма - это газообразное вещество, состоящее из смеси нейтральных частиц ионов и электронов.

    Температура и давление в разных агрегатных состояниях вещества

    Разные агрегатные состояния вещества определяют: температура и давление. Низкое давление и высокая температура соответствуют газам. При низких температурах, обычно вещество находится в твердом состоянии. Промежуточные температуры относят к веществам в жидком состоянии. Для характеристики агрегатных состояний вещества часто применяется фазовая диаграмма. Это диаграмма, отражающая зависимость агрегатного состояния от давления и температуры.

    Основной особенностью газов является их способность к расширению и сжимаемость. Газы не обладают формой, принимают форму сосуда, в который помещены. Объем газа определяет объем сосуда. Газы могут смешиваться между собой в любых пропорциях.

    Жидкость не имеет формы, но имеют объем. Сжимаются жидкости плохо, только при высоком давлении.

    Твердые вещества имеют форму и объем. В твердом состоянии могут находиться соединения с металлическими, ионными и ковалентными связями.

    Примеры решения задач

    ПРИМЕР 1

    Задание Изобразите фазовую диаграмму состояний для некоего абстрактного вещества. Объясните ее смысл.
    Решение Сделаем рисунок.

    Диаграмма состояния приведена на рис.1. Она состоит из трех областей, которые соответствуют кристаллическому (твердому) состоянию вещества, жидкости и газообразному состоянию. Данные области разделяются кривыми, которые обозначают границы взаимно обратных процессов:

    01 - плавление - кристаллизация;

    02 - кипение - конденсация;

    03 - сублимация - десублимация.

    Точка пересечения всех кривых (О) - тройная точка. В этой точке вещество может существовать в трёх агрегатных состояниях. Если температура вещества выше критической () (точка 2), то кинетическая энергия частиц больше потенциальной энергии их взаимодействия, при таких температурах вещество становится газом при всяком давлении. Из фазовой диаграммы видно, что если давление больше, чем , то при увеличении температуры твердое тело плавится. После расплавления, рост давления ведет к увеличению температуры кипения. Если давление меньше, чем , то увеличение температуры твердого тела ведет к его переходу непосредственно в газообразное состояние (сублимация) (точка G).

    ПРИМЕР 2

    Задание Объясните, что отличает одно агрегатное состояние от другого?
    Решение В различных агрегатных состояниях атомы (молекулы) имеют разные расположения. Так атомы (молекулы или ионы) кристаллических решеток расположены упорядоченно, могут совершать небольшие колебания около положений равновесия. Молекулы же газов находятся в неупорядоченном состоянии и могут перемещаться на значительные расстояния. Кроме того, внутренняя энергия веществ в разных агрегатных состояниях (для одинаковых масс вещества) при разных температурах различна. Процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое сопровождаются изменением внутренней энергии. Переход: твердое вещество - жидкость - газ, означает увеличение внутренней энергии, так как происходит увеличение кинетической энергии движения молекул.

    Разделы: Физика

    Цели урока:

    • Учащимся необходимо научиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Называть три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры из учебника, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения. Знать основные положения МКТ.
    • Учащимся необходимо систематизировать имеющиеся знания о силах взаимодействия молекул и расширить их.
    • Ученик должен учиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению агрегатных состояний вещества. Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях.

    Задачи урока:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    • Назвать физическую величину, определяющую агрегатное состояние вещества. Проиллюстрировать это.
    • Сформировать у учащихся понятие об агрегатных состояниях вещества, сравнить физические свойства тел в различных агрегатных состояниях, познакомить учащихся с кристаллическими и аморфными телами, показать зависимость линейных размеров тел от температуры;
    • Показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов. Продолжить работу по выделению основного содержания материала при работе с научно-популярной литературой по нескольким источникам.
    • Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул при объяснении перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию свойств данного агрегатного состояния вещества. Формировать навыки самоконтроля.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • Подчеркнуть значение моделирования строения вещества в познаваемости явлений окружающего мира, противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать, что моделирование и описание выступают как методы изучения фактов при обобщении явлений на разных уровнях.
    • Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели строения вещества. Развить интеллект и речь учащихся, навыки аналитической работы, навыки применения знаний на практике.

    РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ:

    • Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению учащимися знаний в различных ситуациях. Продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о строении вещества.
    • Работать над формированием умений, анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат, выделять признаки сходства в описании явлений при их обобщении.
    • Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Высказать свое суждение о роли теоретических знаний в познании человеком природы.
    • Воспитать интерес к изучению предмета и чтению литературы

    Тип урока: комбинированный урок.

    Оборудование урока: классная доска, заранее подготовленная к уроку; карточки-задания для самостоятельной работы.

    Физика – это наука понимать природу.
    Э.Роджерс

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    Примерный перечень вопросов:

    1. Что вам известно о строении вещества?
    2. Какие явления доказывают, что молекулы вещества движутся?
    3. Приведите примеры подтверждающие, что между молекулами существуют силы взаимодействия.
    4. Что доказывает явление смачивания?
    5. Положите в воду кусочек мела. Что наблюдается? Объясните.

    Почему трудно оторвать друг от друга две смоченные пластины полированного стекла?

    3. Самостоятельная работа по карточкам.

    Вариант 1.

    1. Вещество – это...

    а) воздух; б) то, из чего состоят тела; в) вода.

    а) состоит из молекул; б) это наименьшая частица; в) состоит из воздуха.

    3. Чего больше – тел или веществ?

    а) тел; б) веществ; в) одинаково.

    4. Из каких атомов состоит молекула воды:

    а) 1 атом оксигена и 1 атом гидрогена; б) 2 атомов оксигена и 1 атома гидрогена; в) 1 атома оксигена и 2 атомов гидрогена.

    5. Вещества называются простыми, если они состоят из:

    а) двух атомов; б) одного химического элемента; в) двух и более атомов.

    6. Как называется мир молекул и атомов?

    а) Микромир; б) Мегамир; в) Макромир.

    Вариант 2.

    1. Примером физического тела может быть:

    а) сталь; б) температура; в) планета.

    2. Все вещества состоят из...

    а) воды; б) воздуха; в) молекул и атомов.

    3. Молекулы:

    а) состоят из атомов; б) наименьшая частица; в) состоят из воздуха.

    4. Сколько веществ может входить в состав тела?

    а) одного; б) двух; в) множества.

    5. При увеличении температуры скорость движения молекул:

    а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.

    6. Вирус, атом, молекула относятся к:

    а) микромиру; б) виртуальному миру; в) макромиру.

    4. Актуализация опорных знаний.

    Вопрос : какие агрегатные состояния вещества вы знаете из курса природоведения?

    Рассмотрим три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газ. Мы привыкли, что железо твердое, ртуть жидкая, а кислород газообразный. Но есть хорошо известное нам вещество, которое при обычных условиях можно наблюдать сразу в трех состояниях. Что это за вещество? Это вода. И ее состояния имеют свои специфические названия: лед, вода и водяной пар.

    Как вы считаете. Какая из известных вам физических величин больше всего влияет на агрегатное состояние вещества? Это температура. Вследствие нагревания вещество может переходить из твердого состояния в жидкое, а потом в газообразное. При охлаждении процессы идут в обратном направлении.

    5. Изучение нового материала.

    Оглашение темы урока.

    Сравним основные свойства тел в различных агрегатных состояниях и заполним сравнительную таблицу. Заполнения таблицы сопровождается демонстрациями (сжатие железного бруска, переливание воды в сосуды разной формы, сжатие надутого шара).

    Агрегатное состояние Свойства
    форма объем Сжатие
    Твердое Сохраняет Сохраняет Практически невозможно
    Жидкое Не сохраняет Сохраняет Практически невозможно
    газообразное Не сохраняет Занимает весь объем Легко сжимается

    Газ легко сжимается и расширяется. А заметного сжатия твердых тел и жидкостей не наблюдается. Но это совсем не означает, что их нельзя сжать. Просто это требует значительных усилий.

    Так почему же существует такое отличие в свойствах твердых тел, жидкостей и газов? Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул воды, но они по разному расположены и по разному двигаются.

    Заполнение сравнительной таблицы.

    Физкульминутка.

    Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили в каких агрегатных состояниях находятся вещества и на каком расстоянии располагаются молекулы делаем упражнение:

    Газообразное – руки вверх и в стороны;

    Жидкое – руки вверх;

    Твердое – руки вверх кулачки касаются друг друга.

    Перечень: дерево, морская вода, кислород, яблоко, сок, азот, железо, молоко. чай, золото.

    Объяснение свойств веществ в различных агрегатных состояниях на основе их строения

    Есть тела, которые по признакам относятся к твердым телам, а по расположению молекул больше напоминают жидкости. Такие тела называют аморфными.

    Твердые тела бывают кристаллические и аморфные (демонстрация решеток).

    Твердые тела при нагревании расширяются (демонстрация с шариком и кольцом).

    6. Закрепление изученного материала.

    Ответьте на вопросы:

    1. Наименьшая частица вещества?

    2. Алмаз представляет собой...?

    3. Состояние вещества, которое легко сохраняет объем, но не сохраняет форму?

    4. Состояние вещества, у которого тяжело изменить форму?

    5. Что необходимо сделать, чтобы расплавить олово?

    6. Что необходимо сделать, чтобы пар стал водой?

    7. Самое распространенное вещество на Земле?

    8. Газообразное состояние воды?

    9. При замерзании вода превращается в...?

    10. Сколько есть состояний вещества?

    7. Итоги урока и оценивание.

    8. Домашнее задание: проработать соответствующие параграфы учебника, ответить на вопросы, составить список веществ, относящихся к твердому, жидкому и газообразному состоянию, нарисовать модели строения этих веществ, подготовиться к лабораторной работе.

    Рекомендуем почитать

    Наверх