Изобразительное искусство реализма. Презентация - Реализм-художественный стиль эпохи (10 класс) Скачать презентацию к уроку изобразительное искусство реализма

Комнатные растения 30.07.2021
Комнатные растения

Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане. В 1839 году переехал в Париж. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты. Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Благодаря выбору предметов из обычной жизни, упрямству, смелости художника, его работы часто оскорблялись. Наслаждаясь трагедией, Курбе со временем дорос до того, чтобы защищать свои произведения, выражения вновь обретенного политического радикализма. В 1855 году Курбе представил свету работу «Painter’s Studio» (Лувр). Оспариваемый академическими художниками, он организовал свой собственный зал, где выставил 40 картин, а также издал манифест реализма. Продолжая провоцировать, Курбе дважды пытался выставить свои полотна в салоне в 1860х годах, ему было отказано. Тем не менее за это десятилетие биография Густава Курбе стала известна как лидера реалистической школы живописи. Его влияние стало громадным. В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией.

Слайд 1

Изобразительное искусство реализма

Слайд 2

Что такое РЕАЛИЗМ?
Реализм – направление в культуре и искусстве середины XIX века, выразившееся в стремлении к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.

Слайд 3

Главные темы творчества:
Интерес к жизни простого человека Бытовые картины жизни Реалистический пейзаж История и реальность

Слайд 4

Западно-европейские художники-реалисты
Гюстав Курбе Теодор Руссо Шарль Добиньи Джон Констебл Жюльен Дюпре Жюль Бретон Леон Лермитт Жюль Бастьен-Лепаж Джон Эверетт Милле

Слайд 5

Гюстав Курбе
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла Тур-де-Пей, Во, Швейцария) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Слайд 6

Работы Курбе

Слайд 7

Работы Курбе

Слайд 8

Работы Курбе

Слайд 9

Работы Курбе

Слайд 10

«Дробильщики камней»

Слайд 11

Описание картины «Дробильщики камней»
Работа Гюстава Курбе» Дробильщики камней» повествует о глубокой нищете, какая только может встретиться на пути за городом. Сам же художник рассказывал, что возвращался из поездки, когда увидел этих двоих. Первым, кто из персонажей бросается в глаза – это старик в широкополой шляпе. Занимаясь постройкой дороги, которая требует материала, он размельчает крупные булыжники в мелкие камни свои молотом. Из под шляпы можно заметить, к чему приводит такая работа. Худые щеки, острый нос и нездоровый цвет кожи. Его ботинки имеют дыры, из которых выглядывают обнаженные пятки. Размолотив очередной булыжник, старик отдает его остатки молодому рабочему – второму персонажу картины. Того ждет еще больший труд – донести корзину с камнями на строящуюся дорогу. У него нет ни тележки, ни какого другого приспособления, чтобы транспортировать груз. Остается только таскать одну тяжелую корзину за другой. Его одеяние мало чем отличается от старика. Порванные лохмотья обнажают его худое загорелое тело. Рядом с молодым человеком лежат уже порванные корзины. Это еще раз подчеркивает, насколько тяжек труд этих двоих.

Слайд 12

Теодор Руссо

Слайд 13

«Рынок в Нормандии»

Слайд 14

«Утро в лесу Фонтенбло»
Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари.

Слайд 15

Шарль Добиньи

Слайд 16

Работы Добиньи

Слайд 17

Работы Добиньи

Слайд 18

Джон Констебл
Констебл, Констебль Джон (Constable John) (1776-1837), английский живописец. В 1800-1805 посещал Академию художеств в Лондоне, но как художник, крупнейший в 19 веке пейзажист Великобритании, Констебл сложился, в основном, самостоятельно, изучая произведения Якоба ван Рейсдала, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Томаса Гейнсборо. Работал в Лондоне и Суффолке. Отказавшись от многих условностей, свойственных пейзажной живописи 18 века, Констебл обратился к непосредственному наблюдению природы, первым из европейских мастеров стал писать пейзажи полностью с натуры. Свои картины, простые по мотивам, естественные и вместе с тем величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, Констебл писал на основе исполненных им на открытом воздухе этюдов, смелыми беспокойными мазками воссоздавая свежесть и живую динамику красок, градации света, изменчивое состояние световоздушной среды

Слайд 19

Пейзажи Костебла

Слайд 20

Пейзажи Костебла

Слайд 21

Жюльен Дюпре
Жанр: Пейзаж, портрет Жюльен Дюпре (фр. Julien Dupré)- французский художник, представитель реализма. Родился 19 марта 1851 в Париже. Живописи обучался у Изидора Пиля и Анри Лемана. Участник Парижского Салона с 1876 по 1899. Скончался в апреле 1910..

Слайд 22

«Молочница», «Пастушка»

Слайд 23

«На лугу». «С поля».

Слайд 24

«Сенокос»

Слайд 25

Жюль Бретон
01 мая 1827 - 05 июля 1906 французский художник, жанрист и пейзажист Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. ИЗВЕСТНЫЕ КАРТИНЫ «Возвращение с жатвы» (1853) «Песня жаворонка» (1885) «Первое причастие» (1886)

Слайд 26

«На отдыхе»

Слайд 27

«Женские портреты»

Слайд 28

«В поле», «Прачки»

Слайд 29

Жюль Бастьен-Лепаж
Французский живописец Бастьeн-Лепаж родился 1 ноября 1848 года в Данвиллере в Лотарингии. Учился у Александра Кабанеля, затем с 1867 года в Школе изящных искусств в Париже. Регулярно участвовал в выставках Салона и впервые обратил на себя внимание критиков как создатель картины “Весенняя песня” (1874).

Слайд 30

Бастьeн-Лепаж писал портреты, исторические композиции (“Видение Жанны д"Арк”, 1880, Метрополитен-музей), но наиболее известен картинами со сценами из жизни лотарингских крестьян. Для усиления лирической выразительности образов людей и природы Бастьен-Лепаж нередко прибегал к пленэру (“Сенокос”, 1877, Лувр, Париж; “Деревенская любовь”, 1882, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В произведениях художника, изображающих во всех подробностях сцены сельской жизни, простота и неискушенность нравов деревенских жителей восхваляются с сентиментальностью, свойственной этой эпохе. Бастьен-Лепаж умер 10 декабря 1884 в Париже.

Слайд 31

«Жанна д, Арк»

Слайд 32

«Деревенская любовь»

Слайд 33

Сельские будни

Слайд 34

Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829-1896) - великий английский художник, живописец. Прославился не только своей потрясающей живописью, но также и как один из основателей Братства прерафаэлитов или движения прерафаэлитов

Слайд 35

Работы Милле

Слайд 36

Работы Милле

Слайд 37

Работы Милле

Слайд 38

Леон Лермитт и его работа «Расплата со жнецами»

Слайд 39

«Девушка-водонос», «Урок чтения»

Слайд 40

«Семья», «Жатва»

Слайд 41

Выдающиеся художники русского реализма:
А. Г. Венецианов И. Н. Крамской Н. А. Ярошенко П. А. Федотов В. Г. Перов Ф. А. Васильев И. И. Шишкин И. И. Левитан Н. Н. Ге И. Е. Репин В. И. Суриков

Слайд 42

П. А. Федотов
Н. Н. Ге
И. Н. Крамской
И. И. Левитан
В. Г. Перов
И. Е. Репин
И. И. Шишкин
В. И. Суриков
Ф. А. Васильев
А. Г. Венецианов

Слайд 43

Интерес к жизни простого человека
Обыденная, прозаическая, но в то же время возвышенно-прекрасная судьба На первый план не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия

Слайд 44

А. Г. Венецианов Весна. Пашня

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Крамской Полесовщик
Пасечник

Слайд 50

Н. А. Ярошенко Кочегар

Слайд 51

И.Е Репин
выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Первой самостоятельной работой художника является картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873. ГРМ). Во время поездки на пароходе по Неве в 1863 году Репин впервые увидел бурлаков. Люди, впряженные в лямки, как скот, тянули баржу, в то время как на берегу беззаботно гуляли нарядные господа. Этот контраст поразил художника. У него родилась идея написать эту сцену, построенную на противопоставлении. Известный пейзажист Ф. А. Васильев заметил: «Картина должна быть шире, проще, что называется сама по себе...Бурлаки, так бурлаки!». И Репин отказался от прямолинейной тенденциозности. Он поехал на Волгу, желая лучше изучить своих будущих героев. .

Слайд 52

Слайд 54

О картине «Крестный ход в курской губернии»
Используя сюжет Крестного хода, Репин в своей картине стремился создать образ всей страны, дать обобщённую, целостную панораму российской жизни. По пыльной дороге, вдоль косогора с остатками пней от вырубленного перелеска медленно движется Крестный ход. Художник мастерски передал разнообразие характеров участников этого театрализованного действа. Справа группа солидных пожилых крестьян в добротной одежде с окладистыми бородами идёт с украшенным ленточками стеклянным церковным фонарём. Две немолодые мещанки с жеманными полупоклонами несут киот от иконы. Следом шагают дети-певчие под присмотром учителя и регента. Далее румяный дьякон с рыжеватой шевелюрой, и, наконец, главное действующее лицо шествия - низенькая пухлая барыня, которая несёт чудотворную икону. Все привилегированные участники процессии полны самодовольного сознания собственной значимости от причастности к торжественному действию и изображены художником с грустной иронией. Лишь немногие участники Крестного хода избегают стрел авторской насмешки.

Слайд 55

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 56

Бытовые картины жизни
Повседневная жизнь людей Федотов П. А. показал купеческое и мещанское сословие

Слайд 57

О художнике П.Федотове
В историю русской живописи Павел Андреевич Федотов вошёл как выдающийся художник-реалист, живописец ироничный и тонкий. Современный исследователь Д.В. Сарабьянов справедливо отмечал: "Он рисовал всё: как люди садятся и как сидят в присутствии начальства, как они ходят по улицам или ведут себя за карточным столом, как разворачиваются фигуры в сложнейших ракурсах, каков человеческий глаз или нос. Он рисовал портреты чуть ли не всех своих знакомых. Казалось, ему не хватало моделей, времени, бумаги, карандашей, чтобы утолить свою беспредельную жажду наблюдения. Это была страсть". Пёстрый калейдоскоп типов и характеров П.А. Федотов наблюдал в реальной жизни.

Слайд 58

Слайд 59

О картине «Свежий кавалер»
Второе название картины - "Утро чиновника, получившего первый крестик". Это первое живописное произведение художника, и в нем уже видны все особенности творчества П.А. Федотова. В основе искусства Федотова - умение строить занимательный рассказ с помощью выразительных деталей. На картине - чиновник в позе римского оратора. Свой рваный халат он поддерживает как тогу, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Рукой он указывает на орден Станислава, в ответ бойкая кухарка демонстрирует ему рваный сапог. Перед нами пародия на героические сцены в античном духе, по-прежнему популярные в академической исторической картине. Как самостоятельные персонажи трактованы вещи, которые подробно комментируют происходящее: сломанный стул, битая посуда, пустые бутылки, даже таракан на столе. На гитаре порваны струны, потягивающаяся кошка рвет когтями обивку дешёвого стула. Предельно конкретные детали дают характеристику интересам и духовному миру героя: колбаса завёрнута в газету "Ведомости полиции", под стулом лежит низкопробный роман Ф.В. Булгарина "Иван Выжигин". Собранные вместе, предметы выполняют ещё одну очень важную роль. Художник изображает их с такой вещественной выразительностью, что они прекрасны сами по себе, вне зависимости от того, что именно они должны рассказать о беспорядочной жизни "свежего кавалера".

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

В.Г.Перов
Художника Василия Григорьевича Перова называют бытописателем русской действительности. Его кисти принадлежит немало произведений, в которых он сочувствует представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Особенный успех художнику принесли полотна, с бытовыми сценами народной жизни: "Проповедь на селе", "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862), "Тройка" (1866), "Утопленница", "Последний кабак у заставы" (1868), "Сельский крестный ход на Пасху" (1861).

Слайд 63

В. Г. Перов Тройка

Слайд 64

О картине «Тройка»
Картина имеет под собой реальную бытовую основу: в XIX веке Москва снабжалась водой через специальные фонтаны, из которых её развозили по домам. Дети на полотне В.Г. Перова везут воду, взятую из фонтана на Трубной площади. Их путь лежит по Рождественскому бульвару, мимо заиндевелых стен Рождественского монастыря. Обыденная сцена стала для В.Г. Перова поводом к обличению типичного для тогдашней России и "вопиющего к небу" явления - непосильного детского труда. По крутому подъёму через вьюгу дети волокут непосильную обледенелую бочку. Они движутся почти прямо на зрителя, так что их лица обращены на нас и оказываются в центре внимания. В облике своих персонажей художник акцентировал черты кротости, милого детского обаяния. Подчеркивая их светлую и добрую сущность, Перов стремится заразить зрителя чувством сострадания к безвинно страдающим героям. Художественный язык Перова предельно аскетичен. Сдержанная колористическая гамма, в которой преобладают серо-коричневые тона, отсутствие выразительных фактур, красивых деталей (даже сосульки на поверхности бочки кажутся подтеками, иней на монастырской стене - пылью, а снег имеет неприятный бурый оттенок) - сознательные выразительные средства: ничто не должно отвлекать внимания от рассказа об "униженных и оскорблённых".

Слайд 65

Перов Проводы покойника

Слайд 66

Приезд гувернантки»

Слайд 67

Утопленница

Слайд 68

«Последний кабак у заставы»

Слайд 69

О картине «Последний кабак у заставы»
Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. В одноэтажном и двухэтажном домиках уже зажглись огни. Дальнее строение погружено в полную тень. На изрытой колеями снежной дороге стоит пара саней. Одни пустые, в углу других примостилась иззябшая молодая крестьянка. Рядом, на снегу, - собака. Лошадь жует брошенный на землю клок сена. Вдали - обелиски заставы. За ними - едва различимые, уезжающие из города сани. Небо, жгуче-лимонного чистого тона, контрастирует с темным покровом, уже легшим на землю. Это - все, что изобразил художник, но небольшая картина полна такой щемящей тоски…

Слайд 70

Сельский Крестный ход на Пасху»

Слайд 71

«Сельский крестный ход на Пасхе»
Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище: шествие пьяных людей с хоругвями и иконами по раскисшей деревенской улице. Собирая их в таком количестве в пределах одной композиции, Перов создает картину беспросветной жизни, где попраны все святыни. Художник уподобляет изображение сценической площадке, на которой представлены сразу все действующие лица. Он сам и зрители отделены от происходящего, выступая беспристрастными судьями несовершенной жизни. Безотрадности изображённого полностью соответствуют художественные средства: строгий рисунок, резкое, словно искусственное освещение, цвет, который лишь "окрашивает" поверхности, совершенно не передавая богатство и разнообразие их фактур. Обличительная сила "Крестного хода" была столь очевидна, что картину немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Картина ещё до выставки была приобретена П.М. Третьяковым, в связи с чем художник В.Г. Худяков писал ему: "...слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете их публично... Перову, вместо Италии, как бы не попасть в Соловецкий!"

Слайд 72

«Чаепитие в Мытищах»
Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевом лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного монаха, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. Единственно, что он присочинил – старого воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка.

Слайд 73

«Родители у могилы сына»

Слайд 74

«Охотники на привале»

Слайд 75

Г.Г.Мясоедов
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

Слайд 76

«Косцы»

Слайд 77

«Земство обедает»

Слайд 78

В.В.Маковский
Владимир Егорович Маковский принадлежит к крупнейшим мастерам бытового реалистического жанра. По его картинам, как по документальному материалу, можно изучать события, сцены повседневной жизни и характеры людей. Темы его картин во многом перекликаются с произведениями Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова. Продуманная до мельчайших деталей композиция, отбор наиболее выразительных подробностей, умение мастерски передать все тонкости психологического состояния персонажей – вот характерные черты его полотен. В середине 1870-х годов определяется главная тема Маковского - городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях

Слайд 79

«Свидание», «Объяснение»

Слайд 80

«На бульваре»

Слайд 81

И.Н.Крамской
русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) в бедной мещанской семье. С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии (“бунта четырнадцати”), отказавшихся писать картины (“программы”) на заданный Советом мифологический сюжет.

Слайд 82

«Неизвестная»

Слайд 83

«Мина Моисеев», «Христос в пустыне»

Слайд 84

Мастера реалистического пейзажа
Погружают зрителя в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях Стремление художников проникнуть в тайну тональных гармоний, достичь богатства полутонов в пределах суженной цветовой гаммы

Слайд 85

Ф. А. Васильев Оттепель

Слайд 86

Васильев Мокрый луг

Слайд 87

И.И.Шишкин
Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

Слайд 88

И. И. Шишкин Сосновый лес

Слайд 89

Шишкин Рожь

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

«Дубы», «Обрыв»

Слайд 93

«Пейзаж с озером»

Слайд 94

И.И.Левитан
Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Был членом “Товарищества передвижников”. Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь при этом в отделку подробностей, он верно и смело схватывал в ней то, от чего возникает такое настроение. Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия


Реализм Реализм в искусстве- правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 1718 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Жюльен Дюпре


Реализм История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. Теодор Руссо


Гюстав Курбе Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. Гюстав Курбе


Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык.» «Веяльщицы»


Гюстав Курбе Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все пять в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня», «Пожар», «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи- Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. «Похороны в Орнане»




Теодор Руссо Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В гг. он впервые вышел на пленэр. Зиму гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848г. окончательно переселился туда со своей женой. Вид на Барбизон


Теодор Руссо Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег- художников, как и он писавших природу на природе Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа. Наиболее известные картины Теодора Руссо: «Выход из Фонтенблосского леса», «Старый Дормуар в Ба-Брео», «Болото в ландах», «Берег реки», «Буря», «Пажити, с протекающей среди них рекой», «Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой», «Коровы, пасущиеся у лесной лужи», «Заход солнца» и «Весенний полдень», «Рынок в Нормандии», «Конец октября» и «Каменные дубы» (гравированы самим художником). В лесу Фонтенбло


Шарль Добиньи Шарль-Франсуа Добиньи (15 февраля 1817, Париж 19 февраля 1878, там же) французский художник, участник барбизонской школы. Добиньи стремился освободить пейзаж от поэтических и субъективных компонентов, и отображать природу непосредственно и без прикрас. Личное восприятие художника, считал Добиньи, не должно участвовать в отражении виденного.


Шарль Добиньи Публика и художественная критика называли эскизные акварели Добиньи «прелестными, привлекательными и поэтичными». Хотя Добиньи к этому и не стремился, пейзажи, созданные на основе этих предварительных эскизов, также были признаны «поэтичными». Добиньи не пытался привнести в них поэтического настроения, и чтобы, в конце концов, избавиться от подозрений в намеренной поэтичности, он стал выбирать самые непривлекательные и невзрачные мотивы, стремясь только к абсолютной правдивости. «Вечер»


Шарль Добиньи Примечательными были старания Добиньи сохранить в своих произведениях спонтанность и непосредственность пленэра. За это он, в свое время, получил как похвалу, так и суровую критику. Но Добиньи остался верным своей технике письма, его объёмное нанесение красок и резкие мазки кистью тем самым оказали в 60-х гг. XIX в. влияние на импрессионистов. «Крестьянский двор»




Джон Констебль «Землей Констебла» стала долина реки Дедам в Саффолке. Его лучшие работы, включая знаменитые «Собор в Солсбери», «Белый конь», «Плотина в Дедаме», «Телега сена», связаны с этими местами и созданы в десятилетие зрелого творчества между 1815 и 1825 годом. В 1819 Констебл побывал в Венеции и Риме. В 1824 несколько его работ были выставлены в парижском Салоне, а «Телега сена» получила золотую медаль выставки. «Телега сена»


Жюльен Дюпре Жюльен Дюпре (19 марта апреля 1910) французский художник. Жюльен Дюпре - один из главных художников-реалистов конца 19 века. Его пейзажи отличаются реализмом и отчетливостью. Он изображал тяготы жизни французских крестьян, а сельских женщин рисовал в героическом стиле. Картины Дюпре о жизни французского села наполнены уникальной живостью и свежестью.




Жюль Бретон Жюль Адольф Эме Луи Бретон (1 мая 1827, Па-де-Кале 5 июля 1906, Париж) французский художник, жанрист и пейзажист. Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. «Первое причастие»


Леон Лермитт Леон Лермитт ()- французский художник-реалист. Все картины Лермитта посвящены жизни крестьян. Лермитт был сыном крестьянина и на собственном опыте испытал всю тяжесть крестьянского труда. В его картинах деревенский быт увиден как бы изнутри жесты работающих людей убедительны, а отношения между ними достоверны. «Жнецы»


Жюль Бастьен-Лепаж Жюль Бастьен-Лепаж (1 ноября 1848, Данвилье, Мёз 10 декабря 1884, Париж) французский художник, представитель натурализма в живописи как составной части реализма. Это был один из первых французских художников, наряду с великим Жюлем Бретоном, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма. «День всех святых»


Критический реализм Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Джона Э́веретта Милле.́ Наиболее известная картина «Офелия», где изображена возлюбленная Милле Россетти. «Офелия»

Реализм, символизм. Презентация познакомит с творчеством французских художников Курбе, Домье, Милле.

Реализм во французской живописи

Стиль классицизм, царивший в искусстве эпохи Просвещения, уже в конце XVIII столетия был потеснён новым стилем, явившимся следствием потрясений, вызванных буржуазной революцией во Франции и разочарованием в её итогах. Этим стилем стал романтизм. Искусству романтизма я посвятила несколько записей. Сегодня поговорим о реализме , который начал формироваться в недрах романтического искусства. Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял его символизму и романтизму. Но, реалистическое художественное направление не стало абсолютным антагонистом романтизма, а скорее явилось его продолжением.

Французский реализм, стремясь к правдивому отображению действительности, закономерно оказался связан с революционным движением и получил название «критический реализм». Обращение к современности во всех её проявлениях, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах с опорой на жизненную достоверность изображения – основное требование реализма.

«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником, … художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи»
Гюстав Курбе

Вряд ли я смогла бы рассказать о творчестве и судьбе Гюстава Курбе, которого часто называют основоположником реализма во французской живописи , лучше, чем это сделали создатели фильма «Свобода Курбе» из серии «Мой Пушкинский»

В своей презентации «Реализм во французской живописи» я постаралась представить также творчество замечательных французских художников Франсуа Милле и Оноре Домье . Для тех, кто заинтересуется этой темой, хочу рекомендовать заглянуть на сайт Gallerix.ru

Как всегда, небольшой список книг , в которых можно почитать о французском реализме и французских художниках-реалистах:

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть вторая. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.


Изобразительное искусство реализма

Презентацию подготовила

ученица 11 класса

МОУ СОШ с. Б-Лука

Вадинского района

Пензенской области

    Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.




Из истории реализма



    Советское реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и высокопрофессионального мастерства. Отсюда особое внимание к художественной школе, к методам овладения языком изобразительного искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно доступно людям всего земного шара и стремится отображать реальную действительность правдиво, без искажений. Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста.

    Советский художник также должен хорошо владеть реалистическим рисунком, чтобы суметь запечатлеть образы своих современников, чтобы и потомки наши смогли получить правильное представление о нас. Народный художник СССР Т. Салахов пишет: «Если художник создает зашифрованные ребусы и шарады, то это говорит о его замкнутости и оторванности от жизни... Молодые художники не могут не задумываться об изобразительной форме, которая лучше всего передавала бы индивидуальность современных героев, их духовную наполненность, преклонения художника перед красотой реального мира».

  • Объективное познание натуры дает возможность художнику реалистически убедительно изобразить ее на плоскости, а эти объективные знания художник может приобрести только с помощью науки. Изучение перспективы, анатомии, теории теней имеет тесную связь с искусством, хотя искусство и наука по разным законам познают природу.



    Теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.



Художники - реалисты

  • Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в тоже время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. На первый план выдвигается не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств событий.


Гюстав Курбе (1819-1877гг.)

  • Густав Курбе (1819–77) – французский художник, родился в городе Орнане.

  • В 1839 году переехал в Париж. Именно там проходило обучение живописи в биографии Курбе. В основном, он учился путем копирования шедевров В Лувре. В 1847 его произведение «Wounded Man» (Лувр) раскритиковали, не приняв в салон. Тем не менее, две более ранних картины Курбе были приняты.

  • Он впервые получил внимание публики благодаря «After Dinner at Ornans» (Лилль) в 1849. В следующем году были выставлены «Funeral at Ornans» (1849–50, Лувр), «Stonebreakers» (1849, Лувр). Благодаря выбору предметов из обычной жизни, упрямству, смелости художника, его работы часто оскорблялись. Наслаждаясь трагедией, Курбе со временем дорос до того, чтобы защищать свои произведения, выражения вновь обретенного политического радикализма.

    В 1855 году Курбе представил свету работу «Painter’s Studio» (Лувр). Оспариваемый академическими художниками, он организовал свой собственный зал, где выставил 40 картин, а также издал манифест реализма. Продолжая провоцировать, Курбе дважды пытался выставить свои полотна в салоне в 1860х годах, ему было отказано. Тем не менее за это десятилетие биография Густава Курбе стала известна как лидера реалистической школы живописи. Его влияние стало громадным.

    В Парижской коммуне (1871) Курбе был президентом федерации искусств. После падения Вандомской колонны Курбе был несправедливо осужден, заключен в тюрьму. В 1873 году он бежал в Швейцарию, где провел несколько лет в нищете. Не смотря на это, его эстетические теории не предназначались для распространения. Картины Курбе восхищают откровенностью, энергией, прочной композицией.


Картины Гюстава Курбе


Франсуа Милле (1814-1875гг.)

  • Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.

  • Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй - священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

  • Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

  • Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.

  • 1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Его работы пользовались большим спросом у коллекционеров.

  • 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

  • Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.


Картины Франсуа Милле


  • Реалистическая направленность изобразительного искусства нашла яркое воплощение в творчестве русских художников XIX в. Следует прежде всего назвать Алексея Гавриловича Венецианова


Алексей Гаврилович Венецианов

    Венецианов Алексей Гаврилович - живописец (1780 - 1847). Пользовался уроками Боровиковского. Был почетным вольным общником Академии Художеств. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Был первым, по времени, русским живописцем натуралистического направления и родоначальником русской бытовой живописи. Завел у себя, в Вышневолоцком уезде, нечто вроде художественной школы, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев (Г. Михайлов, А. Тыранов, С. Зарянко и др.). Кроме деревенских типов и сцен их простонародного быта, Венецианов писал портреты и картины религиозного содержания. Из жанровых его произведений наиболее известны: "Приобщение умирающей", "Старуха-крестьянка, опирающаяся на клюку" (обе в Румянцевском музее), "Мальчик-крестьянин, надевающий себе на ноги лапти" (в Эрмитаже), "Гумно", "Спящий пастушок", "Помещица, занятая хозяйством" и "Группа крестьян" (в музее Александра III), "Лето" и "Этюд крестьянина" (в Третьяковской галерее), "Балерина одевающаяся к балу" (у М.П. Фабрициус в СПб.), а из религиозных картин - "Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря" (в соборе всех учебных заведений, в СПб.). В 1911 г. Обществом защиты и сохранения в России памятников искусства и старины была устроена отдельная выставка его произведений. - См. барон Н.Н. Врангель "А.Г. Венецианов в частных собраниях"


Картины Венецианова


Иван Николаевич Крамской

  • Иван Николаевич Крамской (1837 , Острогожск - 1887 , Санкт - Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, художественный критик.

  • Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Он стал одним из основных организаторов и идеологов общества подвижных выставок искусств Передвижники.

  • Художник умер 24 марта 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса , когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.


Картины Крамского


Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

    ФЕДОТОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ - известный русский живописец и рисовальщик, основоположник критического реализма в бытовом жанре, aкадемик живописи (1849г.), aвтор поэмы «Женитьба майора» (1847г.). П. А. Федотов - одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в. Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни простых человеческих радостей, ни даже смерти достойной. А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями бытового жанра разрушить броню академической эстетики классицизма и проложить путь новому направлению в русском искусстве.



Шедевры реализма П.А.Федотова


Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

  • Кто шагнул совсем юным в искусство России на пороге XIX века и буквально в десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в Петербурге появился талант силы необычайной?

  • Это был Орест Кипренский, первый из наших соотечественников, чей автопортрет вошел в коллекцию знаменитой флорентийской галереи Уффици и потряс итальянских коллег мощной светоносной живописью, настолько неожиданной и непривычной для той эпохи, что маститые мастера приняли однажды его картину за работу Питера Пауля Рубенса. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство.

    Входишь в музейный зал, где висят полотна Ореста Адамовича Кипренского, и сразу попадаешь в особый мир. Хочется понять: чем же отличаются его портреты, почему возникает это ощущение особого, своего мира? Исследователи творчества художника приходят к мысли, что именно Кипренскому удалось в живописи приблизиться к тому методу отображения жизни, который в литературе «открывали» Пушкин, Баратынский, Батюшков, в музыке - Глинка, Алябьев... Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности.



Карандашная работа


Портретное искусство О.А.Кипренского


Василий Григорьевич Перов

  • Перов Василий Григорьевич. (2 января 1834 – 10 июня 1882). Перов Василий Григорьевич. (2 января 1834 – 10 июня 1882).

  • Художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист, и как автор выдающихся портретов.


Картины Перова




Портретная живопись реализма


  • Реалистические пейзажи, созданные французскими и русскими живописцами, погружают зрителей в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях. Несмотря на то, что жанр пейзажа издавна считался академическим и далёким от реальной жизни, именно в нём были сделаны наиболее яркие открытия.


Природа в изображении реалистов



Рекомендуем почитать

Наверх