Интересы и занятия дворянской молодежи (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Образ Евгения Онегина (по первой и второй главам романа) Евгений онегин как представитель высшего общества

Овощи 25.04.2022

Упражнение 1. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь );

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов );

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев );

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин )

Перечислите на основе этих определений нормы ее основные признаки. Запишите их. Какие еще признаки вы могли бы назвать?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2. Заполните пропуски в таблице. Определите, в каких отношениях находятся между собой языковые единицы:

Упражнение 3. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях:

А. Фонетический. Б. Лексический. В. Морфологический.

Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой. 2. Что качается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем.

4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля. 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков. 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна. 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкОвого центра приехал сам президент. 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя. 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, а создавался и публиковывался по частям.

Упражнение 4. В соответствии с основными уровнями языка и сфера­ ми использования языковых средств впишите типы норм в таблицу:

Правила

Нормы

Постановка ударения

Произношение

Употребление слов

Употребление устойчивых сочетаний

Образование слов

Образование грамматических форм

Образование словосочетаний и

предложений

Написание слов

Постановка знаков препинания

препинания в предложении

Употребление языковых единиц в

функциональных стилях

Упражнение 5. Определите, какие нормы нарушены в предложениях:

1. Онегин относится к категории людей дворянского общества. 2. Таких результатов он добился тем, что роман нам подан в виде записок из дневника Гринева. 3. Печерин предается страсти с дикаркой Беллой. 4. Автор пытается направить читателей немного в другую колею. 6. Как уже не раз писал «МК», нынешняя пирамида российской власти заточена под Путина. 7. Гастарбайтерша Ира Филиппова, приехавшая с Украины, чтобы работать концертные номера в одном из многочисленных питерских шапито. 8. Видимо при этих скоростях материя перестанет быть собой дезинтегрируется. 9. Удивило и то, что разноцветные нитки, которыми вышито изображение, не поблекли и не потеряли своей прочности за более чем пять столетий. 10. На языке актёров «номерной» означало способность спеть, сиграть, рассказать, симпровизировать, симитировать кого-нибудь. 11. В Новосибирском Государственном Техническом Университете с 2002 г. работает Народный факультет.

Упражнение 6. Прочитайте отрывки из произведений Л.Н. Толстого и М.Ю. Лермонтова. Определите, что не соответствует современным нормам.

1. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали. 2. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь. 3. Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками…4. Он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой. 5. Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру. 6. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно полюбила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи.

7. Печорин бросился к дверям…перед ним человека за четыре мелькнул розовый салоп, шаркнули ботинки… лакей подсадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба… 8. Когда она села в карету, то отец ее начал длинную диссертацию насчет молодых людей нынешнего века. 9.Частые прогулки сблизили еще более Жоржа и Верочку; несмотря на толпу мадамов и детей тетушки, они как-то всегда находили средство быть вдвоем: средство, впрочем, очень легкое, если обоим этого хочется.

Д/З: Подготовьте ответы на вопросы:

1. Что понимается под кодификацией языка?

2. Какие нормы называются кодифицированными?

    Назовите основные способы кодифицирования языка.

    В чем опасность установления только жестких, незыбле­мых норм?

    Приведите примеры исторической изменчивости норм.

    Какова основная задача культуры речи.

Интересы и занятия дворянской молодежи (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») .

Роман «Евгений Онегин» - одно из лучших произведений А.С. Пушкина.

В нем поэт рисует картины жизни и светского общества, и провинциального дворянства, и крестьянства. Роман «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это произведение и об умственной жизни дворянской молодежи, типичными представителями которой являются герои романа Евгений Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга Ларины.

В лице Онегина Пушкин изобразил тот тип просвещенного дворянства, который сложился в 20-е годы Х1Х века. Онегин родился в семье богатого дворянина. Отец его «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Как и вся аристократическая молодежь того времени, Онегин получил домашнее воспитание и образование под руководством француза-гувернера. Он ведет типичную для «золотой молодежи» праздную жизнь: каждый день балы, прогулки по Невскому проспекту. Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает в нем «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. И Онегин не мог не разочароваться в светской жизни. Он критически относится к укладу жизни дворянского общества. Таких людей, как Онегин, оно приводило к «душевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, но он … очень хорошо знает, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

На примере Онегина Пушкин показал тот путь, по которому шла часть дворянской интеллигенции его времени. Пушкин осудил этот путь, делающий героя общественно бесполезным, «лишним человеком».

Иной путь, по которому шла некоторая часть дворянской молодежи 20-х годов, раскрыт на примере жизни Ленского. Ленский получил образование и воспитание в «Германии туманной». Оттуда он привез «вольнолюбивые мечты …и кудри черные до плеч». Пушкин указывает на присущее Ленскому «благородное стремление и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых». Ленский воспринимает людей и жизнь как романтик- мечтатель. Непонимание людей, восторженная мечтательность приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Он видит цель жизни в любви к Ольге, считает ее совершенством, хотя она обыкновенная девушка. «Всегда скромна, всегда послушна», она ни о чем не задумывается глубоко, а следует принятым жизненным правилам. Ее чувства не отличаются глубиной и устойчивостью. Она «недолго плакала» о Ленском и скоро вышла замуж.

Устойчивостью и глубиной чувств отличалась сестра Ольги - Татьяна. Татьяна Ларина воспитывалась на французских романах, поэтому она была так же, как и Ленский, романтична. Но Татьяна близка к народу. Татьяна мечтает о таком человеке, который был бы похож на героев ее любимых романов. Такого человека, как ей кажется, она нашла в Онегине. Но он отвергает любовь Татьяны. Судьба ее трагична, но характер не изменился.

Роман «Евгений Онегин» имеет огромное историческое и общественное значение. Белинский предсказал роману историческое бессмертие: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи: пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор …».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Первую главу можно назвать и экспозицией романа, в которой в наиболее выразительной и полной форме обрисовывается молодой человек, являющийся типичным представителем столичной дворянской среды 10-20-х гг. XIX века. Когда-то семья Онегина была богата, но вследствие беспечной и разгульной жизни помещика-отца она разорилась. Онегин был воспитан гувернером-французом, как и полагалось по традициям светского общества. Иными словами, такое воспитание было ограждено от какого-либо влияния чего-то национального, истинно русского. Вот почему читатель не встречает никакого упоминания ни о крепостном дядьке, ни о няне, которые ходили за Онегиным.

Что касается образования героя, то строки «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь» вовсе не говорят о жалком образовании Онегина. Иначе бы здесь не было употреблено местоимение «Мы». Ведь известно же, что Пушкин достаточно серьезно относился к самообразованию и был одним из образованнейших людей своего времени.

Достаточно широк и круг чтения самого героя, который, по словам автора, отлично знал как древнюю, так и современную историю. Онегин отрицательно относится к таким древнегреческим поэтам, как Гомер и Феокрит, первый из которых воспевает царей, а второй изображает действительность в идиллических тонах. И то и другое было чуждо для критически мыслящей молодежи эпохи. Наряду с этим среди предпочитаемых им авторов есть и имя известного прогрессивного политико-эконома - англичанина Адама Смита. Нельзя не заметить, что среди предпочитаемых им книг нет ни одного, написанного русским автором. Но и существующего перечня достаточно, чтобы понять: в его мировоззрении чувствуется свободолюбие.

В круг интересов Онегина входит и характерная для светской молодежи той эпохи «…наука страсти нежной, Которую воспел Назон…». Но не смотря на типичное волокитство, Онегин относится к типу более содержательных молодых представителей светского общества. Иначе бы не чувствовалось положительное отношение автора к его желчным шуткам и мрачным эпиграммам.

Много места автор отводит изображению одного дня героя. Разные эпизоды этого дня передаются так ярко, что в воображении читателя образ Онегина словно оживает. В одном из эпизодов читатель узнает, что другом Онегина является Каверин, молодой гусарский офицер, который в жизни был приятелем Пушкина и состоял в «Союзе благоденствия». Он был также близким другом декабриста Н.И. Тургенева. Вот, оказывается, какие у Онегина друзья.

Одним из великолепных мест первой главы является изображение Пушкиным спектакля, посещенного Онегиным. Картина окончания спектакля передана с особым динамизмом посредством одного сложноподчиненного предложения, составившим 14 строк. Чувствуется трепетное отношение поэта к русскому балету и театру.

Примечательно, что изображая жизнь светского общества, Пушкин не оставляет вне поля зрения и простой народ. Господа сидят в креслах и наслаждаются спектаклем, а крепостные слуги вынуждены ждать их на морозе. А ведь раньше галерки посещала весьма демократическая публика.

После балета Онегин возвращается к себе и начинается готовиться к балу. Из описания комнаты следует, что она обставлена по последнему слову моды. Чувствуется горький сарказм поэта по поводу того, что заморские непрактичные украшения обмениваются «за лес и сало…».

Читая первую главу, перед глазами читателя проносятся разнообразные стороны жизни в России. Так что, нельзя не согласиться с Белинским, назвавшим роман Александра Сергеевича «энциклопедией русской жизни».

Вот уже герой одет и готов ехать на бал. Щегольской наряд Онегина напоминает поэту Чаадаева. Пусть эта ассоциация чисто внешняя, но примечательно, что имя Чаадаева, адресата известного послания Пушкина, и Онегина произносятся рядом.

После бала Евгений возвращается домой как обычно под утро. Перед читателем встает картина пробуждающейся от ночного сна столицы. После изображения светского Петербурга эта утренняя, будничная трудовая столица составляет ярко выраженный контраст.

Ложится Онегин после полудня, а после пробуждения все повторяется вновь. Еще с посещения героем театра читатель почувствовал, что эта однообразная жизнь начинала Евгению надоедать. Усталость и разочарование овладели героем. Он все с большей неохотой появляется в кругу светских красавиц и пытается обратиться к книгам. Но и это не приносит желаемого облегчения. И красавицы, и книги оставлены.

Вскоре известие о смертельной болезни дяди вынуждает Евгения отбыть в деревню и вступить во владение дядиным имением. Но даже уединение на лоне красот природы не смогли отогнать смертельную тоску его.

Так заканчивается первая глава, рассказавшая о происхождении, воспитании и образовании Онегина; о среде, сформировавшей его взгляды на жизнь; о круге его интересов; определившая отношение самого автора к герою произведения. Становится ясным, что жизнь народа заслонена от Онегина праздностью его существования. Автор дает понять, что в этом и заключается главная беда Евгения. Но вместе со всем этим ясно и другое: беззаботная и лишенная трудовой деятельности жизнь тоже не удовлетворяет героя. Это заставляет симпатизировать Онегину.

Литература

Ответ на билет №5

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” - “энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение” (В. Г. Белинский). Чтение наизусть отрывка из романа.

1. История создания романа.

2. Энциклопедичность и народность романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”: социальная обусловленность характеров; воспитание; образование; культура; распорядок жизни; политические и экономические сведения; петербургский свет и патриархальная Москва; жизнь поместного дворянства; декабристское движение (X глава).

3. Значение романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

1. Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом в стихах “Евгений Онегин”. Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен в Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание “Евгения Онегина” вышло в 1833 году. В поэтическом предисловии к роману автор, обращаясь к читателю, говорит:

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет, У

ма холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

2. По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века “Евгений Онегин” - явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени.) Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.

В “Евгении Онегине” с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому “свету”, а Татьяна - к патриархальному дворянству. Ленский занимает промежуточное положение между “светским денди” и “уездной барышней”: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды. Судьба героев романа - гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с “постылой жизни мишурой”, - свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье:

Француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил,

И в Летний сад гулять водил...

о моде в высшем свете для молодых людей:

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет...

об образовании, которого было достаточно, чтоб “свет решил, что он умен и очень мил”:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь...

о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина...

Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что “украшало кабинет философа в осьмнадцать лет”, чем и скем торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с “необходимыми” глупцами, клеветниками, чопорными “бальными диктаторами”, Пушкин не забывает “о соли светской злости”, о “накрахмаленных нахалах”, о характерах и нравах высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных “бессвязный пошлый вздор”, “ярмарку невест”, Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их “патриархальная” строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам. Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой - “свежие мечтанья” истлевают, “как листья осенью гнилой”. Широкое и правдивое изображен”? этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод:

“Человек родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумное законное наслаждение благами бытия, его стремления справедливы... Зло скрывается не в человеке, но в обществе...” (В. Г. Белинский). В этом заключается и гуманизм романа, и народность его. Отрывки Х главы “Евгения Онегина”, дошедшие до нас, посвящены характеристике движения декабристов, в круг которых попадает Онегин. По-видимому, она содержала широкую панораму общественно-политической жизни России со времен войны 1812 года до восстания декабристов.

3. “Евгений Онегин” - уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе.

Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, “в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением”. Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Рекомендуем почитать

Наверх