Ii. индивидуальное развитие школьника. Диагностика индивидуального развития младшего школьника Этапы работы над программой

Зелень и травы 17.12.2023

МОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР

ученика МБОУ «Среднекибечская СОШ»

Семёнова Дмитрия Евгеньевича

Классный руководитель

Спиридонова Лиана Александровна

Актуальность.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Семенова Дмитрия. Этот ученик выбран не случайно. Уже с начала 1 класса я заметила, что Диме трудно управлять своими чувствами, он слишком эмоциален. К тому же у него наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Также есть подозрения, что мальчик страдает дислексией и дисграфией.

Обоснованность программы .

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:

Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.

Цель программы:

Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.

Задачи:

Воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

Создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок;

Стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы;

Формирование потребности к здоровому образу жизни;

Привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.

2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.

3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.

4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Этапы и сроки реализации программы:

I этап – организационно-подготовительный (сентябрь, 2012 – декабрь, 2012)-1 класс;

III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь, 2013 - март, 2016)-2,3, 4 класс;

IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2016 - май, 2016)-4класс.

Основными принципами работы программы являются:

Учёт современных требований;

учёт возрастных особенностей;

Доступность;

последовательность;

системность;

эффективность;

личностно-ориентированный подход;

сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Основные методы работы по реализации программы:

  1. беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
  2. анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
  3. Упражнения по развитию специфических качеств;
  4. Экскурсии, походы с классом;
  5. Посещение уроков предметников целью наблюдения;
  6. Индивидуальные и групповые занятия;
  7. Беседы с родителями, посещение семьи;
  8. Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
  9. Риски в процессе реализации программы

1.Снижение успеваемости ученика.

2.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.

3. Излишняя психологическая напряженность ученика.

4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.

Стратегия устранения рисков

1.Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.

2.Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом школы и другими специалистами.

4. Использование здоровьесберегающих технологий.

Направления работы по коррекции дисграфии:

Развитие пространственных и временных представлений

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов

Количественное и качественное обогащение словаря

Совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов

Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений

Обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимами и др.

Этапы реализации программы.

I этап – организационно-подготовительный

Цель : сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.

Методы : собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.

Деятельность на данном этапе :

Мероприятие

Ответственные

Сроки проведения

Ознакомление с медицинской картой ребёнка.

Классный руководитель

Сентябрь 2012

Оформление личного дела учащегося.

Классный руководитель

Сентябрь 2012

Беседа с родителями.

Классный руководитель,

социальный педагог

Сентябрь 2012

Посещение на дому.

Октябрь 2012

Наблюдение «адаптация ребёнка к школе», на уроках, во время перемен, прогулок, внеклассных мероприятий.

Классный руководитель, социальный педагог

Сентябрь - декабрь 2012

Поручения в классе.

Классный руководитель

Октябрь 2012

Ожидаемый результат : полное представление о личности ребёнка.

II этап - диагностический

Цель :психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка.

Методы : анкетирование, тестирование, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение.

Деятельность на данном этапе :

Выявление индивидуальных особенностей личности ребёнка

Состояние здоровья

Физически здоров, но наблюдается гиперактивность.

Состав семьи

Семья полная, благополучная, материально обеспеченная.

Учебно-познавательные возможности

Любознателен, стремится много узнать.

Отношение к учебной деятельности

Не любит чтение и письмо.

Тревожность

Средняя

Волевые качества

Слабоволен, поддаётся чужому влиянию.

Темперамент

Сангвиник.

Внимание

Неустойчивое

Память

Медленно запоминает, преобладает зрительная память.

Мышление

Есть задатки креативного мышления.

Речь

Медленная

Воображение и творчество

На высоком уровне

Положение в коллективе

Принят

Трудовая активность

Снижена

Поведение в школе

Нарушает дисциплину, бегает, кричит.

Отношение к окружающим

Толерантен

Психолого-педагогическая карта учащегося

1.Общие сведения о ребенке:

Семёнов Дмитрий, 8 лет

Дата рождения29.06.2005.

Ученик 2 класса

Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастной норме;

Состояние здоровья: в норме, основная группа здоровья

Психологическая атмосфера в семье:

  1. Родители: мать –Семёнова Татьяна Александровна, образование высшее; отец – Семёнов Евгений Валерьевич, милиционер.
  2. Тип семьи – полная, благополучная.
  3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: доверительный.
  4. Организация режима труда: мама контролирует сына, так как он сам постоянно забывает все поручения.

2. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:

  • В данной школе Дима обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, но не явный лидер;
  • Отношение с одноклассниками: общается со всеми, но особенно дружит с Костей Александровым. Своим положением в классе доволен.
  • На замечания учителей реагирует адекватно.

3. Учение:

Дима может учиться на хорошо по всем предметам, кроме русского и родного языка. Дима может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашнее задание, но не любит читать. Предпочитает конструировать из бумаги, заниматься оригами, но у мальчика пропала мотивация к учебе. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого. Письменные задания может выполнять самостоятельно, но с грамматическими ошибками, а за устными заданиями нужен контроль, так как читает с трудом.

4. Труд:

Отношение к труду уважительное, выполняет все поручения, но требует внимание и одобрения. К общественным поручениям относится добросовестно, но в силу неустойчивости внимания быстро забывает про них.

5. Особенности поведения:

Ведет себя подвижно, может подраться с одноклассниками сам того не замечая, но на замечания реагирует адекватно;

6. Особенности характера и темперамента:

Диме присущи такие черты направленности личности: по отношению к труду- добросовестность , по отношению к учебе – может забыть сделать домашнее задание или сделать его небрежно, забыть тетрадь или дневник, по отношению к людям - доброта, отзывчивость, уважение к старшим и девочкам. Проявляет черты холерика-сангвиника, очень подвижен и эмоционален, требует внимания, одобрения и контроля со стороны взрослых, устает от длительной однообразной деятельности.

Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом,

хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.

  1. Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности.
  2. Воспитывать уверенность и самостоятельность.
  3. Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе.
  4. Стараться помочь развивать устную и письменную речь.
  5. Поощрять за личную инициативу.

III этап - коррекционно-развивающий

Цель : реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)

  • Методы : методы формирования сознания - Убеждение:
  • Рассказ;
  • Объяснение;
  • Разъяснение;
  • Этическая беседа;
  • Инструктаж;
  • Пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - Упражнения :

  • Приучение;
  • Педагогическое требование;
  • Поручение;
  • Воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования - Мотивация:

  • Поощрение;
  • Наказание;
  • Соревнование.

Деятельность на данном этапе :

п/п

Основные направления развития уч-ся

Формы, приёмы, методы работы

Предполагаемый результат

Формирование познавательного интереса

  • помощь в выборе книг для самостоятельного чтения,
  • регулярное посещение школьной и сельской библиотек,
  • участие в конкурсах рисунков и поделок, чтецов, сочинений,
  • диагностика по выявлению предпочтений учащегося во внеурочное время
  • тест «Какой у тебя характер?»
  • рост познавательной активности,
  • самостоятельность в подборе художественной литературы,
  • развитие навыков чтения, повышение читательской активности,
  • активность во внеурочное время,
  • развитие творческих способностей

Формирование специфических качеств.

  • Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики;
  • Упражнения, способствующие устранению дисграфии и дислексии.
  • Улучшение каллиграфии,
  • Улучшение навыков чтения,
  • Улучшение грамотности.

Развитие способностей к учебным предметам

  • кружки по интересам,
  • статистический анализ текущей и итоговой успеваемости, беседы с родителями;
  • анкетирование « Моё учение»,
  • организация практической помощи в учебной деятельности,
  • рекомендации к изучению электронных энциклопедий ,
  • закрепление за учеником сильного ученика для помощи в учебе,
  • интеллектуальные марафоны,
  • предметные олимпиады.
  • развитие интереса к учёбе,
  • повышение престижности хорошей учёбы,
  • увлечение каким – либо предметом

Развитие речи. Учимся говорить по-русски

Работа по учебнику:

  • аудирование,
  • ответы на вопросы по картинам,
  • чтение и пересказ текстов
  • развитие речи, совершенствование навыков выразительного чтения,
  • пополнение словарного запаса,
  • развитие умения видеть орфограммы в словах

Развитие коммуникативных умений, формирование толерантности

  • работа в органах самоуправления: дать постоянное поручение – игровик,
  • индивидуальная беседа «Как вести себя во время конфликта и завершать, справедливо без насилия»
  • контроль над поведением и посещаемостью.
  • повышение ответственности за порученное дело,
  • приобретение опыта управленческой работы

Воспитание коллективизма

  • индивидуальная беседа об активной жизненной позиции,
  • участие в классных и школьных мероприятиях, концертах,
  • организация общих коллективных дел,
  • коллективные поздравления с днём рождения учащихся,
  • совместные поездки – экскурсии, походы.
  • активность во внеурочное время
  • улучшение взаимоотношений в классе и улучшение психологического климата

Воспитание трудолюбия

  • участие в уборке класса,
  • общешкольные субботники,
  • дежурство в классе.
  • повышение активности в делах класса,
  • воспитание трудолюбия

Приобщение к здоровому образу жизни

  • участие в спортивных мероприятиях класса,
  • участие в школьных соревнованиях «День бегуна», «День прыгуна» и.т.д.
  • проведение бесед о безопасном поведении,
  • беседы о здоровом образе жизни, режиме дня,
  • спортивные викторины,
  • Утренняя зарядка перед началом уроков, пятиминутки-разминки .
  • Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья,
  • стремление к выполнению режима дня, правильному питанию, безопасному поведению,
  • развитие интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

IV этап – заключительный

Цель : обобщение результатов, анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.

  • Методы : анализ, сравнение, сопоставление. Карта творческих достижений учащегося, промежуточное диагностирование, мониторинг успеваемости, собеседование с родителями, создание ситуации успеха.

Деятельность на данном этапе :

Составление карты достижений ученика:

диагностика познавательной деятельности ученика;

диагностика межличностных отношений;

диагностика психологического здоровья;

исследование эмоционально-личностной сферы;

Ожидаемый результат :

  • Участие в классных, общешкольных мероприятиях;
  • Повышение качества знания по предметам;
  • Развитие навыков чтения;
  • Улучшение грамотности;
  • Приобретение навыков общения в коллективе;
  • Увеличение уровня воспитанности;
  • Приобщение к здоровому образу жизни.

    Цель программы Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.

    воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию; создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок; стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы; формирование потребности к здоровому образу жизни; привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности Задачи программы:

    1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе. 2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора. 3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности. 4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях. прогнозируемые результаты

    ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: Организационно-подготовительный диагностический Коррекционно-развивающий заключительный

    ЗАДАЧИ ЭТАПОВ 1 ЭТАП 2 ЭТАП 3 ЭТАП 4 ЭТАП сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка. психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка. реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей) обобщение результатов

    МЕТОДЫ ЭТАПА ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ СОБЕСЕДОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

    МЕТОДЫ ЭТАПА психолого-педагогическая диагностика тестирование НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

    Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства. Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.

    Рекомендации: 1. Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности. 2. Воспитывать уверенность и самостоятельность. 3. Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе. 4 .Стараться помочь развивать устную и письменную речь. 5 .Поощрять за личную инициативу.

    Методы этапа: Убеждение: Рассказ; Объяснение; Разъяснение; Этическая беседа; Инструктаж; Пример. - Упражнения: Приучение; Педагогическое требование; Поручение; Воспитывающие ситуации. - Мотивация: Поощрение; Наказание; Соревнование.

    Формирование познавательного интереса Формирование специфических качеств Развитие способностей к учебным предметам Развитие речи Развитие коммуникативных умений Воспитание коллективизма Воспитание трудолюбия Приобщение к ЗОЖ

    МЕТОДЫ ЭТАПА мониторинг успеваемости собеседование с родителями промежуточное диагностирование сопоставление анализ

    Промежуточное диагностирование диагностика познавательной деятельности ученика; диагностика межличностных отношений; исследование эмоционально-личностной сферы; диагностика психологического здоровья;


    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Школа №10» г. Ростова-на-Дону

    Рассмотрено Согласовано Утверждаю

    на методическом объединении заместитель директора по УВР директор школы

    учителей русского языка и литературы ____________ ______

    протокол № Приказ №

    « « 201 г. « « 201 г.

    «Прояви себя»

    ученицы 7 Е класса

    Ковалёвой Валерии

    на 2014-2017 годы

    Составила Данцова Л.А., учитель русского языка и

    литературы, педагог д/о.

    г. Ростов-на-Дону

    2016 г.

    Пояснительная записка.

    Чтобы человек развивался, его надо узнать во всех отношениях и задать траекторию развития – это аксиома развивающей педагогики. Предметом изучения личности должны стать особенности учащегося. Задачи: осуществить индивидуально-личностную диагностику, выявить природные задатки, способности, возможности каждого и на основе строить образовательный процесс, максимально стимулируя самовыражение личности.

    Провести психолога - педагогические исследования относительно личностных качеств. С учетом полученных данных проанализировать пути конструирования воспитательного процесса в творческом и исследовательском направлении. Учитель последовательно изучает многообразие особенностей личности ученика и обоснованно осуществляет индивидуальный подход к его развитию.

    Изучение личности ученика учителем, педагогом д/о строится индивидуально. Своеобразие личности, ее способности, интересы и склонности, опыт общения, самопознания понятны в контексте реальной жизнедеятельности: учебной и дополнительном образовании.

    Я считаю, что каждый ребёнок имеет творческие задатки, а задача взрослых: учителей, педагогов д/о, родителей- помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, знание своих возможностей, смелость и настойчивость в следовании в нужном направлении. Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью развития его творческих и исследовательских способностей. Это приведет к успешности в жизни.

    Изменить полностью личность ребенка в процессе обучения, конечно, нельзя, но можно создать условия и дать толчок к развитию, к творческому росту и наметить пути духовного развития.

    Программа индивидуального развития ребёнка разработана в связи с высокой самооценкой, уверенностью в себе и своих знаниях ученицы 7Е класса Ковалёвой Валерии. У Валерии проявляются творческие и исследовательские способности и есть желание их развивать. Она любит выступать на публике. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления индивидуальной программы для ученицы на 2014-2017 учебный год, т.е. на период обучения в 6-7 классах. Программа направлена на развитие способностей и успешную их реализацию.

    Цель программы:

      создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, опираясь на сильные стороны личности;

      обеспечить условия для самореализации ребенка, уверенного в себе.

    Задачи программы:

      создание условий для развития творческих способностей;

      создание условий для развития и совершенствования интеллектуальных умений;

      создание условий для развития исследовательских способностей и умений;

      создание для ребёнка ситуации успеха;

      создание условий к пересмотру ориентиров в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.

    Методы работы реализации программы :

      индивидуальная работа

      психологические тренинги

    • тестирование

      анкетирование

      наблюдение

      диагностирование

      внеурочная деятельность

    Программа индивидуального развития

    1. Я – творческий и уверенный в себе человек.

    Этапы и сроки реализации программы

    1.Подготовка к работе над программой развития – октябрь, 2014г.

    2. Диагностирование – ноябрь, 2014г.

    3. Разработка программы – октябрь- декабрь, 2014г.

    4. Реализации программы – январь- май, 2015-2017 г.

    5. Обобщение результатов – апрель, 2017 г.

    Наблюдение

    Работу начала с наблюдения, т.к. наблюдение является одним из главных методов изучения личности ребёнка.

    Схема наблюдения «Особенности поведения ребенка на уроке и во внеурочной деятельности (кружок)».

    Цель: зафиксировать особенности, интересы и поведенческие проявления Ковалёвой Валерии в ходе общения на уроке и внеурочной деятельности.

    Время проведения: октябрь- декабрь 2014 – 2015 учебного года.

    В результате наблюдений мной были замечены интерес к учёбе, исполнительность, аккуратность, творческие способности и желание их реализовывать. А также адекватная самооценка: об этом свидетельствует рефлексия, самоанализ ответов на уроке, объяснение мотивов поступков. Эта особенность проявилась в тесте «Десять моих Я».

    По результатам наблюдений была составлена «Характеристика учащегося».

    Характеристика

    Состояние здоровья Ковалёвоё Валерии удовлетворительное. По результатам медицинского обследования у нее основная группа здоровья.

    Наблюдаются признаки уверенности, рассудительности, адекватная самооценка, интерес к познанию нового.

    Мать – Галина Евгеньевна, высшее образование, работает.

    Отец - средне - специальное, водитель.

    В семье два сына.

    Валерия очень любит свою семью и дорожит ею.

    Помогает маме во всем. Валерия успевает по всем учебным предметам на «4» и «5». Отношение к учению хорошее. Любимые предметы: ИЗО и литература.

    Нелюбимых предметов нет.

    Валерия умеет распределять свою работу во времени. На уроках сосредоточена, аккуратна. Проявляет самостоятельность в работе, помогает одноклассникам. Любит читать и пересказывать, а также анализировать. Стремится к успеху в какой-либо деятельности.

    Маша проявляет инициативу, к учебе проявляет интерес.. В общественных делах класса участвует.

    Интерес к разным видам деятельности устойчивый, занимается в кружке «Литературное краеведение» второй год.

    Дружеские связи – соседка по парте, одноклассники.

    Адекватная самооценка, уверена в себе.

    У Валерии устойчивое внимание, собранность, организованность. Неравнодушна к несправедливости..

    Диагностика самооценки.

    Десять моих «Я»

    Данная диагностика, проводилась мной с целью определения уровня самооценки ребёнка. Валерия давала определения каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах:

    Я - целеустремлённая.

    Я - подвижная.

    Я - добрая.

    Я - скромная.

    Я - честная.

    Я - творческая.

    Я - аккуратная.

    Я - трудолюбивая.

    Я - умная.

    Таким образом, можно сделать вывод, что Валерия давала себе характеристику искренне и адекватно. Желание добиваться успеха в учёбе она объясняет интересом к учёбе.

    Методика «Настроение»

    Данная методика позволила увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Был предложен список учебных предметов, которые она изучает. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ребёнку предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета. Результаты таковы:

    Алгебра –

    Геометрия –

    Русский язык –

    Литература –

    Английский язык –

    История –

    Биология –

    Технология -

    Физическая культура

    Изобразительное искусство -

    Информатика –

    География –

    Физика –

    Изучение учебной мотивации по Н.Г. Лускановой

    Вывод: Проведённое исследование позволило выявить высокий уровень школьной мотивации. Валерия учебный материал усваивает хорошо, проявляет интерес к самостоятельным занятиям.

    Методика исследования уровня межличностных отношений ребёнка с родителями (автор Г. Т. Хоментаускас)

    Цель: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

    Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.

    Ход исследования.

    Валерия в своём рисунке первым изобразила свою маму. Это говорит о том, что она для Валерии наиболее эмоционально значимый член семьи. Изображение всей семьи можно рассматривать как один из показателей благоприятной семейной ситуации. Себя Валерия изобразила равной со взрослыми, что свидетельствует о чувстве уверенности и значимости.

    Изучение уровня воспитанности Ковалёвой Валерии

    и ее самооценки

    Уровень воспитанности – 92 %.

    Средний балл – 2,8 (высокий уровень самооценки)

    Индивидуальная программа развития учащегося

    Цель: с оставление траектории индивидуального развития ребёнка

    Учитывая, все данные полученные в результате наблюдений и диагностик, выявлены основные характеристики личностного развития Валерии:

      желание проявлять себя;

      адекватная самооценка;

      стремление к самореализации.

    Программа рассчитана на два года, но остается открытой, т.к. работа продолжается.

    «Я - творческий и уверенный в себе человек»

    Цель: развитие в ребёнке творческих и исследовательских способностей.

    Задачи:

      Создание условий.

      Развитие интеллекта.

      Отработка ораторских навыков.

      Творческая деятельность.

      Исследовательская деятельность.

    Кружок «Литературное краеведение»

    Ожидаемый результат:

      Участие в конкурсах.

      Призовые места.

    Результат реализации программы

    индивидуального развития ученика .

    1) Увлекается чтением, рисованием.

    2) Владеет навыками самостоятельной организации деятельности.

    4) Родители заинтересованы в развитии познавательных способностей своего ребенка.

    2015 г. -- Грамота Ковалевой Валерии, учащейся МБУ ДО ЦДЮТур (МБОУ «Школа №10»), занявшей 2 место в городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» в номинации «Топонимика», 2015 г.

    2016 г.- Свидетельство о публикации исследовательской работы Ковалёвой В. «Что в имени тебе моём» в электронном СМИ проекте «Алые паруса»,

    2016 г. http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna

    2016 г. - Грамота за 3 место Ковалёвой В. в Городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в номинации «Литературное краеведение», младшая группа, 2016 г.

    2016 г. – 1 место в Городском конкурсе «Мой друг-книга», 2016 г.

    2017 г.- Грамота за 2 место Ковалёвой В. в 4 (заочном) Городском конкурсе детского литературного творчества, в номинации «Моя сказка» средняя группа, 2017 г.

    Министерство образования молодежной политики

    Чувашской Республики

    МОУ «Малокарачкинская ООШ» Ядринского района

    Чувашской Республики

    Программа индивидуального развития ученика

    Составитель учитель МОУ «Малокарачкинская ООШ»

    Ядринского района Чувашской Республики

    Салтыкова Ирина Вениаминовна

    С. Малое Карачкино, 2010 г.
    Пояснительная записка.

    Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Педагог-профессионал – духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры , накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности.

    Из стен школы должен выйти социально адаптированный человек, способный быть успешным в жизни. Можно ли человека научить быть успешным? Определённо, да. Быть успешным – это быть здоровым. Успешный стремится к претворению в жизнь своей мечты и выстраивает свою жизнь так, чтобы не мешать самому себе идти к заветной цели.

    Я провела опросы среди школьников и их родителей, задав им вопрос - чему бы они хотели обучать своих детей, чтобы они стали успешными по жизни? И вот что выяснилось - нашей молодежи не хватает навыков делового воспитания, целеустремленности, целеполагания. Я начала разрабатывать программу индивидуального развития «Успешный ученик», которая была бы интересна родителям и детям.

    Суть программы в том, что успеху нужно учиться со школьной скамьи. Навыки общения, уверенности в себе, управления своим временем - то есть те проблемы, с которыми дети сталкиваются каждый день. В то же время программа учит ответственности за свои поступки.

    Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи :


    • Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

    • Изучение и анализ направленности интересов учащегося.

    • Взаимодействие с педагогами, с семьей учащегося; индивидуальная работа с родителями

    • Составление программы индивидуального развития школьника.

    • Формирование образовательных, социальных, коммуникативных и нравственных компетенций: т.е. способность применять свои знания в жизни; способность действовать в социуме, в обществе с учетом интересов своих и людей; способность вступать в контакт с людьми; умение формулировать перед собой цели и задачи для становления успешным.

    • Нахождение путей представления детских творческих достижений.
    В ходе реализации программы осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, велись индивидуальные личные беседы с педагогами, координировалась работа

    Паспорт программы индивидуального развития ученика

    Наименование программы «Успешный ученик»

    Основания для разработки программы


    • Закон РФ «Об образовании» (от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ);

    • Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа»;

    • Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г. (утверждена Указом Президента ЧР от 21.03.2008 г.)

    • Концепция модернизации Российского образования до 2010г.;

    • Послание Президента Чуваши Государственному Совету Чувашии 2010 года "Чувашия из будущего и для будущего" 14.12.2009;

    • Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Кабинета Министров ЧР от 20.03.2006 № 55);
    Участники программы

    • Комиссаров Маркс Владимирович, учащийся 7 класса

    • классный руководитель 7 класса Салтыкова Ирина Вениаминовна

    • ученический коллектив 7 класса

    • родительский комитет 7 класса

    • социальный педагог Тобоева С. И.

    Цель программы: создать условия для развития личностных качеств учащегося, сохранить его неповторимость, раскрыть в нем потенциальные способности . Формирование образовательных, социальных, коммуникативных и нравственных компетенций: т.е. способность применять свои знания в жизни; способность действовать в социуме, в обществе с учетом интересов своих и людей; способность вступать в контакт с людьми; умение формулировать перед собой цели и задачи для становления успешным.

    Задачи:


    • организация условий для самостоятельного свободного выбора учеником содержания своего образования на основе склонностей и способностей;

    • воспитание у ребенка конструктивного отношения к своему здоровью, развитие потребности в ЗОЖ;

    • воспитание духовно-нравственных качеств, гражданской позиции и позитивного отношения к труду;

    • создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, лидерских качеств;

    • формирование культуры общения, толерантного поведения.

    Методы работы при реализации программы

    Ожидаемые результаты :


    • формирование познавательного интереса;

    • развитие способностей к учебным предметам;

    • сохранение здоровья;

    • формирование образовательных, социальных, коммуникативных и нравственных компетенций;

    • развитие творческих способностей.

    Срок реализации 2009 – 2010 , 2010 - 2011 учебные годы


    Перечень приоритетных направлений воспитания:

    гражданское, правовое, нравственное, патриотическое, валеологическое, художественно-эстетическое, воспитание семейной культуры и культуры жизненного самоопределения

    Работа проводится в четыре этапа:

    1 этап – информационно-аналитический

    3 этап – коррективно-развивающий

    4 этап – подведение итогов

    1 этап - информационно – аналитический

    Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

    На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:

    Наблюдение

    Анкетирование (ученика, его родителей)

    Изучение документации (характеристики, личного дела, медицинской карты и т.д.)

    Тестирование

    Диагностика

    Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявление ее индивидуальности (ход развития). Это дает возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми . Для изучения интересов и увлечений учащегося, взаимоотношений его со сверстниками, родными, взрослыми людьми, для изучения особенностей характера, эмоционального состояния я использовала некоторые психолого-педагогические методы изучения личности ребенка.

    Основные задачи диагностики:

    Определить уровни развития ребенка

    Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую стороны

    Увидеть норму и отклонения

    Проанализировать полученные факты

    Установить причины изменений

    Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
    Методы и приемы при диагностике личности ребенка:

    Педагогическое наблюдение

    Социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование)

    Тестирование

    Создание педагогических ситуаций

    Методы индивидуальной и групповой самооценки

    Изучение продуктов творческой деятельности ребенка.

    Схема изучения процесса развития ребенка


    1. Сбор общих сведений о ребенке: пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни в семье

    2. Знакомство с режимом дня ребенка, использованием свободного времени, участием в домашнем труде.

    3. Выявление основных характерологических особенностей ребенка (преобладающее настроение, проявление самостоятельности, воли, трудолюбия, любознательности, общительности)

    4. Выявление (путем наблюдения) основных реакций ребенка на различный тон и характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований.

    5. Определение (путем наблюдения) способности ребенка руководить своими чувствами, желаниями, потребностями в конфликтных ситуациях и ситуациях свободного выбора.

    6. Выявление самооценки ребенка, степени удовлетворенности собой, своим поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны.

    7. Выявление культуры речи, общего кругозора ребенка, круга чтения и интересов, склонностей. Отношения к музыке, кино, театру, к разным событиям.

    8. Выявления отношения к учебному труду (активность, настойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным учебным предметам, ответственность в выполнении домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам своих товарищей.

    9. Выявление отношения ребенка к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя, интерес к выполнению трудовых поручений, проявление добровольности, инициативы, самостоятельности, точности, быстроты в выполнении трудовых дел, умение работать индивидуально и в коллективе).

    10. Определение наиболее выраженных специальных способностей ребенка (по результатам деятельности и ведущих занятий, особенно в свободное время).

    11. Особенности общения ребенка (отношение с близкими, старшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми; за что ценит взрослых, товарищей, друзей: способен ли к сопереживанию к другим людям; конфликтность в общении, степень авторитарности, положение в коллективе; основные симпатии и антипатии ребенка в общении).

    12. Проявление нравственных качеств в поступках и поведении ребенка (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках).

    13. Выявление общей направленности и уровня притязаний личности (личная, общественная, деловая направленность в деятельности и отношениях ребенка; ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности; адекватность, завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и общении).

    14. Выявление особенностей темперамента (проявление в деятельности и общении эмоций, частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания, темп деятельности; слабость, сила, уравновешенность, подвижность, инертность высшей нервной деятельности).
    Диагностику в классе я проводила по следующим группам

    1.Диагностирование индивидуально-психологических способностей личности учащегося:


    • уровень логического и пространственного мышления; уровень математического мышления;

    • уровень зрительной и слухо-речевой памяти;

    • уровень словарного запаса;
    2.Исследование самооценки школьника

    3.Диагностирование социального развития школьника:


    • уровень развития социальных качеств школьника;

    • ценностные ориентации.
    4.Диагностирование уровня общего физического развития школьника

    5 .Диагностирование состояния учебного процесса


    • определение уровня познавательной деятельности;

    • определение мотивации учащихся в познавательной деятельности .
    6.Диагностирование воспитательных возможностей семьи;

    • определение уровня педагогической культуры родителей;

    • определение психологической коммуникабельности членов семьи.

    Общие сведения

    Комиссаров Маркс Владимирович родился 29. 01. 1998 г.

    Место жительства с. Малое Карачкино, ул. Спортивная, д.5 а

    Родители: отец Владимир Вениаминович закончил Ядринское профтехучилище №25,

    мать Евгения Ивановна имеет среднее специальное образование, закончила филиал Курского техникума Аксенова в г. Чебоксары (бухучет)

    Другие члены семьи: младший брат Роман, учится в 5 классе

    Состояние здоровья: здоров, основная группа здоровья.

    Без уважительных причин занятия не пропускает, на занятия не опаздывает.

    Дополнительное образование: хореографический кружок при ДШИ

    Анализ ситуации выявил следующее. Марксу нравится учиться в школе, к нему хорошо относятся одноклассники. Маркс никогда не опаздывает на уроки, без уважительных причин не пропускает учебные занятия.

    Комиссаров Маркс хорошо успевает по всем предметам, ему нравятся подвижные игры и уроки физкультуры. Свободно рассуждает на различные темы, техника чтения высокая, легко пересказывает содержание текстов, на уроках не отвлекается, внимателен и активен. старателен и аккуратен при выполнении заданий, самостоятелен, переживает неудачи в учении.

    Итоги прошлого учебного года за 6 класс следующие:


    Чувашский язык

    4

    Обществознание

    5

    Чувашская литература

    5

    География

    5

    Русский язык

    4

    Биология

    5

    Русская литература

    5

    Физика

    -

    Английский язык

    5

    Музыка

    5

    Алгебра

    4

    Изо

    5

    Информатика

    4

    Физкультура

    5

    История

    5

    Технология

    5

    Средний балл 4,73

    Итоги 1 четверти в 7 классе


    Чувашский язык

    4

    Обществознание

    4

    Чувашская литература

    5

    География

    5

    Русский язык

    4

    Биология

    4

    Русская литература

    5

    Физика

    5

    Английский язык

    4

    Музыка

    5

    Алгебра

    4

    Изо

    5

    Информатика

    4

    Физкультура

    5

    История

    5

    Средний балл 4,53
    Итоги 3 четверти в 7 классе

    Чувашский язык

    4

    Обществознание

    4

    Чувашская литература

    5

    География

    5

    Русский язык

    4

    Биология

    5

    Русская литература

    5

    Физика

    5

    Английский язык

    4

    Музыка

    5

    Алгебра

    4

    Изо

    5

    Информатика

    4

    Физкультура

    5

    История

    4

    Средний балл 4,53

    Из диаграммы видно, что в 7 классе средний балл стал немного ниже: на «4» стал успевать по английскому языку, обществознанию, истории. Маркс старается подтянуться по этим предметам. Мотивация к учению выражена достаточно (Маркс набрал 20 баллов), более выражены мотивы долга и самосовершенствования. (Приложение 3)


    Характеристика учащегося по уровню сформированности умений, навыков

    и способам познавательной деятельности


    I

    группа


    Легко и быстро усваивает материал в максимальном объеме

    +

    Отличается способностью к обобщению материала, гибкостью мышления

    +

    Свободно переключается с одной умственной операции на другую

    -

    группа


    Овладевает основным объемом знаний, определенной программой

    +

    Выполняя самостоятельные задания, работает чаще всего по образцу, необходимо более длительное объяснение, выделяет главное лишь под руководством учителя

    -

    Умеет анализировать, делать несложные выводы на основе изученного

    +

    К обобщению материала в состоянии подойти лишь с помощью учителя

    -

    III

    группа


    С большим трудом и не всегда в полном объеме усваивает материал

    -

    Работает под руководством учителя, но ориентир на самостоятельную работу должен быть

    -

    Не может выделить главное, воспроизводит и обобщает материал плохо

    -

    Отличается инертностью мышления, затруднен переход от одного вида мышления к другому

    -

    Мною были проведены анкетирования «Назови любимые цвет, имя, дерево и т.д.», «Расскажи о себе», дав определение каждому из «Я». (Приложение 1). Рассказывая о своих качествах, Маркс назвал только положительные качества: добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, хорошо учусь, хороший приятель, имею много друзей. Из черт характера, которые ему мешают, Маркс назвал вспыльчивость.

    Наблюдения и тестирование показали, что Маркс интроверт – «обращенный внутрь», он ограничивает свои контакты (как экстраверт Маркс набрал 7 баллов, как интроверт – 9). У него дома из одноклассников бывал только Матвеев Константин, в основном он общается со своими двоюродными братьями. В 6-ом классе у Маркса были проблемы в общении с одноклассницами, он мог быть с ними довольно грубым, довести до слез. В прошлом году произошел также конфликт с педагогом хореографом: на его замечания Маркс отреагировал возмущенными криками, заявил, что больше не будет посещать занятия, и демонстративно покинул помещение. С ним состоялась беседа, он принес свои извинения педагогу. После беседы с матерью Евгенией Ивановной Маркс продолжил заниматься хореографией. Такие проявления грубости говорят о неуравновешенности характера и недостаточном уровне воспитанности в 6 классе. В 7-ом классе таких проявлений грубости и вспыльчивости не было, то есть Маркс осознал свои недостатки и работает над ними.

    Тип темперамента: подвижный, неустойчивый.

    Черты характера: старается быть тактичным со взрослыми, активен в достижении своей цели.

    Особенности памяти, речи: память хорошая, запоминает материал быстро (Приложение 2). Речь выразительная, читает быстро, с интонацией. Голос спокойный, говорит неторопливо, грамотно.

    Творческие характеристики: любознателен, проявляет интерес ко всем предметам, любит рисовать, занимается в хореографическом кружке, посещал кружки выпиливания и деревообработки.

    Характеристика ученика как лидера: член редколлегии класса, может высказать свое мнение, ровные отношения с одноклассниками и учителями .

    Со сверстниками – активно участвует в играх. Активнее стало Маркса участие во внеклассных мероприятиях.


    Я определила уровень воспитанности по следующей методике:

    Определение уровня воспитанности Комиссарова Маркса в 6 классе


    Качества

    Самооценка ученика

    Оценка родителей



    Оценка

    класса


    Средний балл

    Вежливость

    5

    4

    3

    4

    4,25

    Гуманность

    5

    4

    3

    4

    4

    Трудолюбие

    5

    5

    4

    4

    4,5

    Честность

    4

    4

    4

    4

    4

    Бережливость

    5

    5

    5

    5

    5

    Активность

    5

    5

    4

    5

    4,75

    Любознательность

    5

    5

    5

    5

    5

    Дисциплинированность

    5

    4

    5

    4

    4,5

    Отношение к спорту

    5

    5

    5

    5

    5

    Терпеливость

    4

    5

    4

    4

    4,25

    Определение уровня воспитанности Комиссарова Маркса в 7 классе

    Качества

    Самооценка ученика

    Оценка родителей

    Оценка классного руководителя

    Оценка

    класса


    Средний балл

    Вежливость

    5

    4

    4

    4

    4,25

    Гуманность

    5

    4

    4

    4

    4,25

    Трудолюбие

    5

    5

    4

    5

    4,75

    Честность

    4

    4

    4

    4

    4

    Бережливость

    5

    5

    5

    5

    5

    Активность

    5

    5

    5

    5

    5

    Любознательность

    5

    5

    5

    5

    5

    Дисциплинированность

    5

    4

    5

    5

    4,75

    Отношение к спорту

    5

    5

    5

    5

    5

    Терпеливость

    4

    5

    4

    5

    4,25


    Исследование уровня воспитанности показало, что самооценка ученика выше, чем оценки родителей, актива и классного руководителя.

    Уровень воспитанности Маркса (в 6 классе 4,525 балла, в 7 - 4,575 балла) стал выше.

    Формы работы: индивидуальная работа с учеником, проведение бесед, анкетирование, вовлечение во внеклассные мероприятия и задания к ним.

    Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн (Приложение 4) показало 80 баллов. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определённые отклонения в формировании личности . Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Вывод: надо научить ученика критически оценивать свои возможности и способности.


    На вопросы теста «Конфликтная ли вы личность?» (Приложение 5) Маркс ответил следующим образом: 1а, 2б,3в, 4б, 5а,6б, 7б, 8б, набрав при этом 18 баллов.

    Выводы: Комиссаров Маркс может отстаивать свое мнение в споре. Конфликты Маркс научился избегать


    Мною составлен социально-демографический паспорт семьи, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.

    Семья, где воспитывается Маркс полная, благополучная, трудолюбивая. Родительские собрания посещает мать, т. к. отец постоянно выезжает на заработки.

    Дома у Маркса есть своя отдельная комната, где он делает уроки.

    Маркс проявляет интерес к делам семьи, к ее проблемам, он выполняет поручения старших по уходу за домашними животными, трудолюбив, бережно относится к имуществу Дома он - помощник, любит мастерить своими руками. Маркс целеустремленный человек. Для дома он приготовил на уроках труда набор досок для нарезания – не у каждого 6-классника хватило терпения довести дело до конца. Вырезание, теннис – любимые занятия Маркса

    Микроклимат в семье благополучный. Родители поощряют успехи сына в учебе в основном материальными подарками, в конце прошлого учебного года отец подарил Марксу мопед. Наказания, которые применяются в семье (со слов матери и Маркса) – порицание, запрещение смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.

    Изучение родительско-детских отношений показал следующее (Приложение 6). Более высокие тестовые баллы были по следующим шкалам. 1)Принятие – отвержение . Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка. Симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы и планы. Действительно, мама Маркса Евгения Ивановна является активным родителем, постоянно принимает участие в мероприятиях, проводимых в классе школе, поддерживает сына. 2) Авторитарная гиперсоциализация отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. За проявления своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами

    Маркс хочет быть успешным, у него есть цель – стать инженером-механиком.

    2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося

    На основе диагностических данных мною совместно с учеником и родителями определены цели развития ученика. При разработке программы старалась учитывать

    основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе :

    Ребёнок - субъект собственной жизни.

    Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать.

    Каждый ребёнок талантлив.

    Задача педагога - помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.

    «Ситуация успеха" - дополнительный стимул к самосовершенствованию.

    Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

    Принцип толерантности.

    Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением.

    Принцип создания воспитывающей среды.

    Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности

    Принцип индивидуализации воспитания.

    Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации. При планировании традиционных воспитательных мероприятий в классе планировалась и деятельность каждого ребенка (в том числе и Маркса) в процессе подготовки к нему. На стенде «Классный уголок» бала размещена матрица коллективных дел, где фиксировался уровень участия каждого школьника: 3 балла – организатор дела; участник – 2 балла; зритель – 1 балл. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводился анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый мог видеть свой фактический результат на стенде «Классный уголок».

    3 этап коррекционно-развивающий. Его цель – реализация программы индивидуального развития школьника.

    На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

    Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

    Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

    Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.

    «Хочу быть успешным»

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков»

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    РАЗВИТИЯ

    учащегося 5 Б класса

    ПЕТРОВА НИКОЛАЯ

    классный руководитель 5Б

    ПОЛАЗАНОВА Ю.С.

    ПРОГРАММА

    ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    «Путь к успеху»

    ученика 5 Б класса

    Петрова Николая

    Основание для разработки программы:

    В настоящее время духовно-нравственный потенциал определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Задача классного руководителя как воспитателя – помочь сориентироваться учащимся в этом водовороте, помочь рождению индивидуальности.

    Именно эти предпосылки послужили разработкой индивидуальных программ моих учеников.

    Большее внимание я в своей работе уделила своему ученику Петрову Николаю. Основное направление - самораскрытие ребенка как личности, индивидуальности в творчестве, раскрытие лидерских качеств, умении отстаивать своё мнение.

    Что было предпосылкой в моей работе? Во– первых это результаты наблюдений, во-вторых – анкетирования разных уровней, характеристика учителя начального звена и других педагогов. Всё это показало, что Петров Николай не участвовал в общественной жизни школы, в классных мероприятиях, неуверенный в себе, стеснительный, неусидчивый, но при этом он общительный, спокойный мальчик.

    Сроки реализации программы: 3 года (2008 г -2011г)

    Цель программы : Развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности и раскрыть её индивидуальные особенности, создавая условия для самоопределения и самореализации.

    Задачи программы:

      разностороннее развивать у ребенка познавательные интересы, творческие способности

      обучать навыкам самообразования, способствующих самореализации личности.

      Создавать условия для самостоятельного свободного выбора учеником содержания своего образования на основе склонностей и способностей; воспитывать у ребенка конструктивное отношение к своему здоровью;

    Ожидаемые результаты:

    Что я могу ожидать от своей реализованной программы? Конечно, предполагать, что мальчик станет идеалом для других это утопически. Но, возможное достижение промежуточных результатов, должно будет послужить для моей дальнейшей работы. Что же можно ожидать?

    В результате тесной творческой работы школы, семьи, школьного психолога, ребёнка и классного руководителя, возможно, будут сформированы и расширенны познавательные интересы ребёнка, которые позволят ему повысить качество знаний , расширить круг общения . Это будет способствовать сохранению здоровья, творческие способности позволят участвовать в мероприятиях разного рода, будут сформированы навыки самоорганизации самоуправления . Именно это поможет ученику в дальнейшем духовно-нравственном росте и полноценном становлении гражданина России.

    Ход реализации программы:

    1 этап - диагностический (5 класс)

    2 этап – коррекционно-развивающий (5 и 6 классы)3 этап – саморазвитие (7 класс) Основные направления :
      диагностика психологического здоровья; исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей; диагностика познавательной деятельности;
    Формы работы : анкетирования, тестирования, наблюдения.
    Основные направления:
      творческие способности здоровье учёба самопознание, саморазвитие
    Формы работы : тесное сотрудничество классного руководителя и школьного психолога, семьи.

    3 этап – саморазвитие (7 класс)

    «ХОЧУ БЫТЬ УСПЕШНЫМ» Основные направления :
      самостоятельные исследования в научно-практической деятельности; расширение самообучения; активация творческих способностей
      участие в спортивных мероприятиях школы и города; формирование культуру межличностных отношений.
    Формы работы : коллективно-творческая деятельность, исследовательская деятельность, развитие организаторских качеств, через проведение классных часов, классных мероприятий.

    Характеристика

    ученика

    МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков»

    г. Новочебоксарск ЧР

    Петрова Николая

    Александровича

    Петров Николай, 17.10.97 года рождения, проживает в г. Новочебоксарск,

    ул. Комсомольская 16-51. Воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи ровные, спокойные, уважительные.

    В данной школе Петров Николай обучается с 1–го класса. За годы учебы в школе показал средние способности и хорошее поведение. Учится в основном на оценку «3» и «4». Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе его привлекает в основном возможность общения, на втором месте стоит учеба. Любит предметы: русский, литературу. Трудно даются такие предметы, как математика и английский язык.

    Плохо осуществляет самоконтроль, не проявляет настойчивости в достижении поставленной цели. Не стремится преодолевать трудности.

    В общественной жизни класса Николай активного участия не принимает. Он не любит быть в центре внимания, малоактивен. Николай имеет постоянное общественное поручение- член редколлегии. От временных поручений Коля никогда не отказывается и выполняет их добросовестно.

    В коллективе к Николаю относятся уважительно. У него есть постоянные друзья: Петрова Карина, Краснова Евгения, Тарасов Дмитрий, Васильев Дмитрий. В области межличностных отношений проявляет искренность, отзывчивость, доброжелательность. Со взрослыми вежлив, приветлив. На критику реагирует адекватно. В конфликты не вступает.

    Здоровье удовлетворительное, физически развит. Уроки физкультуры посещает охотно. Считает, что для соревнований он не подготовлен.

    За время учебы в начальной школе посещал кружки: «Батик», экологический кружок «Муравейник» при ЦТДиЮ.

    Дисциплинирован, аккуратен, общителен, выполняет все требования, предъявляемые к учащимся, забывчив.

    Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.

    Карта психолого-педагогического сопровождения

    Фамилия, имя, отчество: Петров Николай Александрович Дата рождения: 17 октября 1997 года Место рождения: г. Новочебоксарск Чувашской Республики Домашний адрес: ул.Комсомольская д.16 кв.51

    Основные направления

    Реализация программы

    1 этап - диагностический (5 класс)

    Исследование эмоционально-личностной сферы

    Методика

    Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности-

    эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения

    в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

    Методика


    Методика


    Методика


    2 этап – коррекционно-развивающий (5 и 6 классы)

    Показатели результативности программы

    Учеником определены цели собственного развития





    ВЫВОДЫ:

    Отмечается положительная динамика личностного роста ученика.

    Учитывая положительный результат работы, считаю, что представленная программа эффективна.

    Поставленная цель: развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, раскрывая индивидуальные особенности, достигается.

    В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

      Вырабатывается личностно-ориентированное отношение к учебе

      проявляет инициативу в общественных делах и творческой деятельности;

      повысил самооценку;

      активизировался интерес к спортивным мероприятиям;

    Приложение № 1

    Тест школьной тревожности Филлипса

    Ф.И.О. _____________________________ Класс ___________
    1.Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит. Что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала. Пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому, что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами. Что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение. Что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. боишься ли ты временами вступать с спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей. Что хочешь выслужиться? 30. хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что0то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики каким-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. хорошо ли ты себя чувствуешь. Когда остаешься один на один с учителем? 45. высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают. Чувствуешь ли ты. Что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

    Приложение №2

    Тест по определению уровня самооценки.

    Ф.И.О. _________________________ Класс _________

    Суждения

    Приложение № 3

    Тест по определению уровня воспитанности

    Ф.И.О. _____________________ Класс __________

    Показатели Воспитанности

    I. Свобода личности

    Оценивается по 5–балльной системе.

    Высокий уровень – 5 баллов (проявляется ярко и есть стремление к этому).

    Выше среднего уровень – 4 балла (в целом проявляется).

    Средний уровень – 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно).

    Низкий уровень – 2 балла (не проявляется совсем).

    Приложение №4

    Анкета школьной мотивации

    Н.Г. ЛУСКАНОВОЙ

    Ф.И.О. __________________________ Класс ________ 1.Как ты чувствуешь себя в школе? 1. Мне в школе нравится 2. Мне в школе не очень нравится 3. Мне в школе не нравится 2. С каким настроением ты идешь утром в школу? 1.С хорошим настроением 2.Бывает по –разному 3.Чаще хочется остаться дома 3.Если бы сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? 1.Пошел бы в школу 2.Не знаю 3.Остался бы дома 4.Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? 1.Мне не нравится, когда отменяют уроки 2.Бывает по-разному 3.Мне нравится, когда отменяют уроки 5.Как ты относишься к домашним заданиям? 1. Я хотел бы, чтобы домашние задания были 2. Не знаю, затрудняюсь ответить 3. Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было 6.Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? 1.Нет, не хотел бы 2.Не знаю 3.Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены 7.Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? 1. Рассказываю часто 2. Рассказываю редко 3. Вообще не рассказываю 8. Как ты относишься к своему классному руководителю? 1.Мне нравится наш классный руководитель 2.Не знаю, затрудняюсь ответить 3. Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель 9. Есть ли у тебя друзья в классе? 1. У меня много друзей в классе 2. У меня мало друзей в классе 3. У меня нет друзей в классе 10. Как ты относишься к своим одноклассникам? 1. Мне нравятся мои одноклассники 2. Мне не очень нравятся мои одноклассники 3. Мне не нравятся мои одноклассники Максимальная возможная оценка равна 30 баллам. Установлено 5 основных уровней школьной мотивации. 5-уровень. 25-30 баллов. Максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной деятельности. 4-й уровень. 20-24 балла. Хорошая школьная мотивация. 3-йй уровень. 15-19 баллов. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 2-й уровень. 10-14 баллов. Низкая школьная мотивация 1-й уровень. Ниже 10 баллов. Негативное отношение к школе, школьная дезаптация.

    Литература

      Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.

    2. Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./

    3. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.

    4. Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс», Москва, 2003 г

    5. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.

    6. Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40

    с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»

    Программа

    индивидуального развития младшего школьника

    «Я – перспективная личность»

    Из опыта работы

    классного руководителя

    3в класса МОУ «СОШ №40»

    Даниловой Ларисы Яковлевны

    Чебоксары- 2011 год

    ПРОГРАММА

    ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других. Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий - целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.

    Цель программы:

    1. формирование здоровой, компетентной, социально активной личности,
      имеющей определенную гражданскую позицию.

    Задачи:

    1. Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала ученика, повышение его общественного и личностного статуса;

    2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

    3. Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;

    4. Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.

    Для достижения цели воспитательная работа строится по следующим направлениям:

    1. «Интеллект»

    1. формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования

    Формы внеклассной работы:

    Интеллектуальные конкурсы, викторины;

    Интеллектуальные бои, ранги, дебаты.

    2. «Здоровье»

    Вид работы классного руководителя:

    1. показать значимость физического и психического здоровья

    Формы внеклассной работы:

    Спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;

    Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;

    Дни здоровья.

    3. «Гражданин»

    Вид работы классного руководителя:

    1. формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах

    Формы внеклассной работы:

    Конкурсы, викторины по правовой тематике;

    4. «Общение»

    Вид работы классного руководителя :

    1. передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .

    Формы внеклассной работы:

    Тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;

    Тренинги общения учащихся и их родителей;

    Праздники, конкурсы, дебаты.

    5. «Нравственность»

    Вид работы классного руководителя:

    1. помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.

    Формы внеклассной работы:

    Тренинги нравственного самосовершенствования;

    Классные часы по теме нравственность.

    6. «Досуг»

    Вид работы классного руководителя:

    1. создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

    Формы внеклассной работы:

    Посещение разных кружков;

    Посещение театров, музеев, выставок;

    Празднование памятных дат календаря.

    7. «Экология»

    Вид работы классного руководителя:

    1. формирование экологического мировоззрения.

    Формы внеклассной работы:

    Благоустройство нашей улицы;

    Работа на пришкольной территории, на клумбах;

    Изготовление скворечников, кормушек.

    8. «Семья»

    Вид работы классного руководителя:

    1. максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.

    Формы внеклассной работы:

    Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;

    Дни открытых дверей;

    Тренинги родительского взаимодействия.

    Виды деятельности учащегося:

    1. Учебная деятельность;
    2. Познавательная деятельность;
    3. Общественно-полезная деятельность;
    4. Творческая деятельность;
    5. Спортивно - оздоровительная;
    6. Экологическая деятельность.

    Предполагаемые результаты:

    Физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;

    Компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;

    Культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;

    Творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;

    Гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;

    Этапы индивидуального развития ребенка:

    1 этап - Информационно – аналитический

    Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

    На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:

    Метод анализа документов;

    Метод независимых характеристик;

    Наблюдение;

    Беседа;

    Анкетирование (самого подростка, его родителей)

    Тестирование

    По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.

    1. Общие сведения об ученике
    1. Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
    1. Взаимодействие с классом:
    1. Учебная деятельность
    1. Направленность личности учащегося и специальные способности:
    1. Здоровье школьника:

    2 этап- Диагностический

    Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

    Задачи:

    1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:

    Диагностика познавательной деятельности учащихся;

    Исследования эмоционально-личностной сферы;

    Диагностика межличностных отношений;

    Диагностика психологического здоровья;

    2. Компьютеризация полученных результатов.

    Карта личностного развития ученика...

    1.Здоровье

    2. Успеваемость - хорошая

    3. Внешкольные занятия - спортивная секция

    4. Развитие познавательных способностей

    5.Социально- личностное развитие

    Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:

    1. 3 балла - высокий
    2. 2 балла - средний
    3. 1 балл - низкий

    Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям:

    1. Умственное
    2. Физическое
    3. Нравственное
    4. Эстетическое
    5. Экономическое
    6. Экологическое
    7. Правовое

    Посещение группы продленного дня.

    Подготовка и участие в интеллектуальных играх и НПК

    Беседа «Без труда и рыбки из пруда…»

    Уборка кабинета

    Посещение кружка по борьбе

    Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы

    Уроки санитарии

    Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен»

    Беседы по этическим темам


    Привитие привычки бережно относиться к другим людям.

    Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность

    Чтение художественной литературы

    Посещение театров и выставок

    Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам

    Уборка территории вокруг школы

    Соблюдение «Правил для учащихся» и

    «Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня .

    В конце 1 полугодия 2010-2011 учебного года были получены следующие результаты:

    1. Активное участие во всех мероприятиях;
    2. Имеется желание получать хорошие оценки;
    3. Больше доброжелательности по отношению к окружающим.

    Основываясь на данных по итогам 1 полугодия, программа развития была дополнена.

Рекомендуем почитать

Наверх