Художественные приёмы. Презентация - художественные средства выразительности Средства художественной выразительности ppt

Декоративные 30.07.2021
Декоративные

1 из 54

Презентация - Художественные средства выразительности

Текст этой презентации

Cредства выразительности, или Капкана задания №24
Презентацию подготовила Дружинина Светлана Анатольевна, Пермский край, МБОУ Григорьевская СОШ

К анализу средств изобразительности обращаются выпускники, выполняя задание 24. Необходимо внимательно прочитать фрагмент текста, в котором содержится лингво –стилистический анализ использованных в исходном тексте изобразительно –выразительных средств и на месте пропуска – пробела поставить цифру, соответствующую правильному ответу из предложенных в списке 9–ти терминов, называющих то или иное понятие из области стилистических ресурсов языка – источников речевой выразительности. В задании № 24 проверяется умение соотнести функции изобразительно – выразительного средства, используемого в тексте, и термин, указанный в списке (4 из 9 предложенных).
Для чего необходимо знать средства выразительности

Какие бывают средства художественной изобразительности:
звуковые - благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм и интонация; словесные – эпитет, сравнение, аллегория, перифраза, метафора, гипербола, олицетворение, ирония, антитеза; синтаксические – градация, параллелизм, повторение, риторическое обращение. Примером синтаксического параллелизма может быть порядок следования главных членов предложения. Например: Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шороха леса.

Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение.
Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.

сравнение
ирония
метонимия
эпитет
синекдоха
литота
гипербола
перифраза
метафора
олицетворение
аллегория
символ
гротеск
сравнение
ирония
метонимия
эпитет
синекдоха
перифраза
метафора
олицетворение
аллегория
символ

Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.
Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов

эпифора
параллелизм
умолчание
эллипсис
инверсия
оксюморон
антитеза
риторический вопрос
риторическое восклицание
риторическое обращение
повтор
Сочетания слов, основанные на повторе
повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания
градация
бессоюзие
парцелляция
ряды однород- ных членов
Сочетания слов, основанные на соотношении значений
анафора
многосоюзие

УПРАЖНЕНИЯ Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

Задание 1 (с подсказкой)
1. Сменит не раз младая деваМечтами легкие мечты;Так дерево свои листыМеняет с каждою весною. (А.Пушкин) 2. Мело, мело по всей землеВо все пределы... (Б.Пастернак) 3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов) 4. Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) 5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок) а) Оксюморон, б) гипербола; в) парцелляция; г) сравнение; д) анафора.
далее

Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого
Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону? снежный огонь (А.Блок) грустная радость (С.Есенин) Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.

парцелляция
Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение. Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость». Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция? Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)

анафора
Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк): Август – астры, Август – звёзды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август. (М.Цветаева).

гипербола
Преувеличение; Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия. Примеры:
Сидит милый на крыльце С выраженьем на лице, А у милого лицо Занимает всё крыльцо. в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

Задание 2 (с подсказкой)
1. И наше северное лето,Карикатура южных зим,Мелькнет и нет... (А.Пушкин) 2. Уж вечер... Облаков померкнули края,Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский) 3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев) 4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь) 5. Не умрет твой стих могучий,Достопамятно-живой,Упоительный, кипучий,И воинственно-летучий,И разгульно-удалой. (Н.Языков) а) Антитеза; б) олицетворение; в) эпитет; г) синекдоха; д) перифраза.
Задание 3

Антитеза – контраст, противопоставление
Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры? Кто создан из камня, кто создан из глины –А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (А.Некрасов)

перифраза (перифраз)
Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом: Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»; Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. (М.Лермонтов)

Называют прилагательные, существительные- приложения, наречия
Бродяга-ветер
Мороз-воевода

Задание 3
1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) 2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) 3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок) 4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) 5. О Русь, покойный уголок,Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин) а) Градация; б) литота; в) метонимия; г) оксюморон; д) перифраза.

Задание 4 (с подсказкой)
1. Рассвет рукой прохлады роснойСшибает яблоки зари. (С.Есенин) 2. Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат. (С.Орлов) 3. В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин) 4. Нужны мне разомЮг и север,Восток и запад,Лес и степь;Моря и каменные горы,И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский) 5. И только сбруя золотаяВсю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок) а) Антитеза; б) парцелляция; в) синекдоха; г) метафора; д) перифраза.
далее

1. Жить, храня веселье горя,Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов) 2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц) 3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) 4. Ты все пела? – Это дело!Так поди же попляши. (И.Крылов) 5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин) а) Олицетворение; б) оксюморон; в) ирония; г) градация; д) гипербола.
Задание 5

Задание 6 (с подсказкой)
1. На реке форелевой, в северной губернии,В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин) 2. Анчар, как грозный часовой,Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин) 3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак) 4. Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина. (М.Лермонтов) 5. И воск слезами с ночникаНа платье капал. (Б.Пастернак) а) Гипербола; б) эпитет; в) метафора; г) оксюморон; д) метонимия.
далее

Метонимия (с греч. - переименование) -перенос значения по смежности явлений
выпить бокал вина (с содержимого на содержащее); эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду); собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт); прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).

Задание 7
1. Я обручился с тишиной,Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт) 2. Так вокруг него непоправимо тихо,Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова) 3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин) 4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин) 5. И очи синие, бездонныеЦветут на дальнем берегу. (А.Блок) а) Гипербола; б) антитеза; в) метафора; г) метонимия; д) оксюморон.

Задание 8
1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов) 2. И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин) 3. Быть может, в Лете не потонетСтрофа, слагаемая мной. (А.Пушкин) 4. Я видывал, как она косит:Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов) 5. Изначальней всего остального – любовь,В песне юности первое слово – любовь,О, несведущий в мире любви горемыка,Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям) а) Сравнение; б) инверсия; в) эпифора; г) гипербола; д) перифраза.

Задание 9
1. Как ночи УкрайныВ сиянии звезд незакатных,Исполнены тайныСлова ее уст ароматных. (М.Лермонтов) 2. В темной роще на полянеПлачет смехом бубенец. (С.Есенин) 3. Эх, суконная, казеннаяВоенная шинель,У костра в лесу прожженная,Отменная шинель.Знаменитая, пробитаяВ бою огнем врагаДа своей рукой зашитая,Кому не дорога! (А.Твардовский) 4. Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась. (М.Цветаева) 5. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная... (Н.Некрасов) а) Метафора; б) антитеза; в) сравнение; г) оксюморон; д) эпитет.

Задание 10
1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин) 2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) 3. И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком. (С.Есенин) 4. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте. (Б.Пастернак) 5. Посадили деревья в саду.Тихо, тихо, чтоб их ободрить,Шепчет осенний дождь. (Басе) а) Антитеза; б) градация; в) олицетворение; г) перифраза; д) парцелляция.

Задание 11
1. Ветер, ветер!На ногах не стоит человек,Ветер, ветер –На всем Божьем свете. (А.Блок) 2. Голос безгласия;Чтоб он молчаньемСлаву пел мою. (К.Бальмонт) 3. Война – жестче нету слова.Война – печальней нету слова.Война – святее нету слова. (А.Твардовский) 4. Театр уж полон; ложи блещут;Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин) 5. Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин) а) Метонимия; б) олицетворение; в) оксюморон; г) параллелизм, анафора, эпифора, д) гипербола.

Задание 12

Задание 12
1. За ним вослед неслись толпойСии птенцы гнезда Петрова...Его товарищи, сыны:И Шереметьев благородный,И Брюс, и Боур, и Репнин,И, счастья баловень безродный,Полудержавный властелин. (А.Пушкин) 2. Из ненавидящей любви,Из преступлений, исступлений –Возникнет праведная Русь. (М.Волошин) 3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов) 4. Будет льдом покрываться река,Будут ночью поскрипывать двери,Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов) 5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов) а) Метонимия; б) антитеза; в) оксюморон; г) перифраза; д) анафора.

Задание 13 (с подсказкой)
1. Ты, брат, – это батальон.Полк. Дивизия. А хочешь –Фронт. Россия!.. (А.Твардовский) 2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) 3. Гвоздин, хозяин превосходный,Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин) 4. Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег. (С.Есенин) 5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов) а) Гипербола; б) метафора; в) инверсия; г) градация; д) ирония.
Задание 14

градация
Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости: Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.

Задание 14 (с подсказкой)
1. Не нужно мне солнце чужое,Чужая земля не нужна. (М.Исаковский) 2. Старик с морозца вносит в домОхапку дров продрогших. (Д.Самойлов) 3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин) 4. Собирались на работу ночью. ЧиталиДонесенья, справки, дела.Торопливо подписывали приговоры.Зевали. Пили вино. (М.Волошин) 5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак) а) Парцелляция; б) метафора; в) сравнение; г) лексический повтор; д) эпитет.
Задание 15

повтор (лексический повтор)
Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев) Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Задание 15
1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:Лета и лица. Мысли. Каждый случай,Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак) 2. Око зрит – невидимейшую даль,Сердце зрит – невидимейшую связь.Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева) 3. Но степь поет. (И.Бунин) 4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова) 5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин) а) Метонимия; б) оксюморон; в) сравнение; г) параллелизм; д) парцелляция.

Задание 16
1. Девушка пела в церковном хореО всех уставших в чужом краю,О всех кораблях, ушедших в море,О всех, забывших радость свою. (А.Блок) 2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов) 3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов) 4. Пусть громы небо потрясают,Злодеи слабых угнетают,Безумцы хвалят разум свой!Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин) 5. Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья.Свет ночей, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица. (А.Фет) а) Градация; б) бессоюзие; в) гипербола; г) антитеза; д) анафора.

Задание 17
1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,Если я позову Тебя, стоны услышишь,А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям) 2. Он человек! Им властвует мгновенье,Он раб молвы, сомнений и страстей;Простим ему неправое гоненье:Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин) 3. Золотое сердце РоссииМерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев) 4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов) 5. Вся жизнь, ненужно изжитая.Пытала, унижала, жгла. (А.Блок) а) Перифраза; б) метафора; в) метонимия; г) градация; д) эпифора.

Задание 18
1. Целый день спят ночные цветы,Но лишь солнце за рощу зайдет,Раскрываются тихо листы,И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет) 2. О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле. (А.Блок) 3. Шепот ли, шорох иль шелест –Нежность, как песни Саади. (С.Есенин) 4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов) 5. Гремят отдвинутые стулья;Толпа в гостиную валит;Так пчел из лакомого ульяНа ниву шумный рой летит. (А.Пушкин) а) Градация; б) звукопись; в) сравнение; г) метафора; д) парцелляция.

Задание 19
1. Таскали – то кирпичик, то полено,То бревнышко. И прятались. (А.Блок) 2. Снег, словно мед ноздреватый,Лег под прямой частокол. (С.Есенин) 3. Двери вдруг заляскали,будто у гостиницыне попадает зуб на зуб. (В.Маяковский) 4. Дрожат на люстрах огоньки...Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана, КюиЯ узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева) 5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт) а) Сравнение; б) парцелляция; в) оксюморон; г) звукопись; д) метонимия.

Задание 20
1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин) 2. На улице, шагах в пяти,Стоит, стыдясь, зима у входаИ не решается войти. (Б.Пастернак) 3. Мы – из Вильяма ШекспираДва стиха. (М.Цветаева) 4. Забуду год, день, число.Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский) 5. Он не пришел, кудрявый наш певец,С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин) а) Метонимия; б) эпитет; в) градация; г) метафора; д) перифраза.

Задание 21
1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов) 2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов) 3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С.Есенин) 4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов) 5. Меж тем как сельские циклопыПеред медлительным огнемРоссийским лечат молоткомИзделье легкое Европы. (А.Пушкин) а) Олицетворение; б) метонимия; в) литота; г) перифраза; д) метафора.

Задание 22
1. Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок. (М.Лермонтов) 2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин) 3. Придет шарманщик хмурый,Заплачет на дворе...О той свободной доле, Что мне не суждена. (А.Блок) 4. Свеча горела на столе,Свеча горела. (Б.Пастернак) 5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов) а) Лексический повтор; б) перифраза; в) градация; г) синекдоха; д) парцелляция.

Задание 23
1. Младший сын был ростом с пальчик –Как тебя унять,Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,Я дурная мать. (А.Ахматова) 2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.Не сплю.Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,Ни к кораблю. (М.Цветаева) 3. В небе такая луна,Словно дерево спилено под корень:Белеет свежий срез. (Басё) 4. Я сидел у окна в переполненном зале.Где-то пели смычки о любви. (А.Блок) 5. Невыразимая печальОткрыла два огромных глаза. (О.Мандельштам) а) Литота; б) метафора; в) градация; г) сравнение; д) метонимия.

Задание 24
1. Одноэтажные дома,Где однодумы-генералыСвой коротают век усталый,Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам) 2. Еще недавно ласточкой свободнойСвершала ты свой утренний полет,А ныне станешь нищенкой голодной,Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова) 3. И путешествия ему,Как все на свете, надоели,Он возвратился и попал,Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин) 4. Река раскинулась. Течет, грустит ленивоИ моет берега.Над скудной глиной желтого обрываВ степи грустят стога. (А.Блок) 5. Легче весеннего дуновенияПрикосновениеПальцев тонких. (М.Кузмин) а) Антитеза; б) гипербола; в) олицетворение; г) метонимия; в) сравнение.

Задание 25
1. Морозные белые пальмыНа стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич) 2. И как могла я ей проститьВосторг твоей хвалы влюбленной?Смотри, ей весело грустить,Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) 3. Суровый Дант не презирал сонета;В нем жар любви Петрарка изливал;Игру его любил творец Макбета;Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин) 4. Это было у моря, где ажурная пена,Где встречается редко городской экипаж...Королева играла в башне замка Шопена,И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин) 5. И что ж от долгого мученья,Как пепл, сберечь ей удалось?Боль, злую боль ожесточенья,Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев) а) Метонимия; б) перифраза; в) оксюморон; г) лексический повтор; д) метафора.

Задание 26
1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн) 2. Пусть уснет океан на песке и щебне.Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс) 3. Как чудеса твои прекрасны,Кудесница любви, весна! (М.Кузмин) 4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ синий кругозор.Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ выси гор. (К.Бальмонт) 5. В морозном тумане белеет Исакий.На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов) а) Перифраза; б) олицетворение; в) градация; г) анафора, параллелизм; д) метонимия

Задание 27
1. Вчера еще в глаза глядел,А нынче – все косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел, –Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева) 2. Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт) 3. Больной, усталый лед,Больной и талый снег. (Д.Мережковский) 4. Он в том покое поселился,Где деревенский старожилЛет сорок с ключницей бранился,В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин) 5. Мою любовь, широкую, как море,Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой) а) Гипербола; б) перифраза; в) антитеза; г) эпитеты; д) звукопись.

Задание 28
1. Подруга думы праздной, чернильница моя;Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин) 2. Летят они, написанные наспех,Горячие от горечи и нег.Между любовью и любовью распятМой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева) 3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн) 4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь) 5. Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам) а) Метонимия; б) сравнение; в) градация; г) перифраза; д) гипербола.

1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь) 2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер) 3. Было горе, будет горе,Горю нет конца,Да хранит святой ЕгорийТвоего отца. (А.Ахматова) 4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева) 5. Смотрите, первенцы свободы:Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус) а) Лексический повтор; б) оксюморон; в) ирония; г) перифраза; д) метафора.
Задание 29

Задание 30
1. Эти ивы и березы,Эти капли – эти слезы,Этот пух – не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы,Этот зык и свист. (А.Фет) 2. Привычные к степям – глаза,Привычные к слезам – глаза,Зеленые – соленые –Крестьянские глаза! (М.Цветаева) 3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь) 4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн) Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю.Трифонов) а) Парцелляция; б) анафора, эпифора; в) бессоюзие; г) метонимия, метафора; д) литота, гипербола.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.

успешной сдачи экзамена!

ИСТОЧНИКИ В тесте использованы строки из произведений И.Бунина, В.Маяковского, А.Грибоедова, С.Есенина, А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Суркова,И.Крылова, А.Блока, Б. Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 448 с. (Б-ка поэта. Большая серия). Анна Ахматова. Стихотворения. Поэмы: Анна Ахматова - Москва, Эксмо, 2013 г.- 704 с Борис Пастернак. Избранное: Борис Пастернак - Москва, Детская литература, 2011 г.- 304 с. С. А. Есенин. Стихотворения и поэмы: С. А. Есенин - Москва, Мир книги, Литература, 2007 г.- 336 с. А. А. Блок. Стихотворения. Поэмы: А. А. Блок - Санкт-Петербург, ДРОФА, 2013 г.- 416 с. Фон - http://www.tvoyrebenok.ru/fon-dlya-prezentacii.shtml Картинка - http://xn--34-dlcefq3a4n.xn--p1ai/news/mikhailovka/dlya_vypusknikov_proshlykh_let_zhelayushchim_sdavat_edinyy_gosudarstvennyy_ekzamen_dalee_ege_prodlya/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Cлайд 1

Cлайд 2

Тропы (лексические средства) ТРОП (от греч. tropos – «поворот») – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении.

Cлайд 3

Виды тропов эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синéкдоха, олицетворение, гипербола, литота, оксю׳морон, каламбу׳р, перифра׳з(а), ирония.

Cлайд 4

Синтаксические средства необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Cлайд 5

Синтаксические средства Инверсия, параллелизм, антитеза градация, парцелляция, эллипсис, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос (восклицание, обращение), повторы: анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов.

Cлайд 6

Эпитет (от греч. epitheton – «приложение») – образное определение предмета или действия: грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь, таинственный свет. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Cлайд 7

Сравнение Уподобление одного предмета другому: обороты со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский); существительные в творительном падеже: В голове его молнией сверкнула мысль; с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).

Cлайд 8

Метафора (от греч. metaphora – «перенос») – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства: В саду горит костер рябины красной (С. Есенин).

Cлайд 9

Метони׳мия (от греч. metonymia – «переименование») перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (какой-либо связи между ними).

Cлайд 10

Разновидности метонимии содержимое → содержащее: Съел две тарелки. Аудитория смеется; жители → населенный пункт: Москва встречает гостей; произведение →

Cлайд 11

Синекдоха (разновидность метонимии) Часть ↔ целое: Шаляпин - лучший бас России; Это подтвердят все лучшие умы; Что волнует зрителя? (= зрителей); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов).

Cлайд 12

Олицетворение наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи…(А.Солженицын).

Cлайд 13

Гипербола (от греч. нyperbolē – «преувеличение») – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

Cлайд 14

Литота (от греч. litotēs – «простота, малость») – образное выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его, как шелковая шёрстка (А. Грибоедов).

Cлайд 15

Оксю´морон (окси морон) (от греч. оxymōron – «остроумно-глупое» – оборот, состоящий в соединении противоречащих друг другу признаков, логически несовместимых понятий: Люблю я пышное природы увяданье (А. Пушкин). Ср. также: живой труп, грустная радость, красноречивое молчанье и т.п.

Cлайд 16

Каламбур (франц. calembour – «игра слов») – шутка, основанная на смысловом объединении в одном контексте либо разных значений одного слова, либо омонимов Испорченный кран считал себя первоклассным оратором. Целыми днями он лил воду (Ф. Кривин).

Cлайд 17

Перифраз (перифраза) (от греч. peri – «вокруг», phrasō – «говорю») – замена названия предмета описательным оборотом: солнце русской поэзии (А.С. Пушкин); автор «Мертвых душ» (Н. В. Гоголь); чёрное золото (нефть).

Cлайд 18

Ирония употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение: Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков (А.Пушкин).

Cлайд 19

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов).

Cлайд 20

Синтаксический параллелизм одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшую молвь (М. Цветаева).

Cлайд 21

Ана´фора (разновидность повтора) (греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет (Э. Багрицкий).

Cлайд 22

Эпи´фора (разновидность повтора) (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста: Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов).

Cлайд 23

Парцелляция (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные (Д. Гранин).

Cлайд 24

Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

Cлайд 25

Риторический вопрос вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа): Какой же русский не любит быстрой езды?

Cлайд 26

Риторическое обращение обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу: Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).

Cлайд 27

Риторическое восклицание восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора: Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин).

Cлайд 28

Вопросно-ответная форма изложения автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает: Что плохого в насмешливом взгляде?А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко).

Cлайд 29

Эллипсис (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Татьяна – в лес. Медведь – за ней (А. Пушкин).

Cлайд 30

Умолчание оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном: У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).

Cлайд 31

Антитеза (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин).

Cлайд 32

Бессоюзие Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).

Cлайд 33

Многосоюзие намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).

Cлайд 34

Назовите выделенное средство выразительности Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании (В. Харченко).

Cлайд 35

Назовите выделенное средство выразительности Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными (Н. Гоголь).

Cлайд 36

Назовите выделенное средство выразительности При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский).

Cлайд 37

Назовите выделенное средство выразительности Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве. краткое содержание презентаций

Средства языка

Слайдов: 30 Слов: 2122 Звуков: 0 Эффектов: 168

Изобразительно-выразительные средства языка. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины). Тропы. Фигуры речи. Средства художественной выразительности. Цель презентации: Сфера применения материала. В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами). В начало. Средства речи. Олицетворение. Перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. - Средства языка.ppt

Средства выразительности

Слайдов: 10 Слов: 358 Звуков: 0 Эффектов: 8

Лексические средства выразительности речи. Дитмар Эльяшевич Розенталь. Работы учеников. Лексические средства. Широкое звездное небо. А.И.Куинджи « Березовая роща» 1879. Три секрета выразительности русской речи. Был прекрасный июльский день. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно. Мудрым познанием жизни отзовётся слово британца. - Средства выразительности.ppt

Средства речевой выразительности

Слайдов: 42 Слов: 2348 Звуков: 0 Эффектов: 0

Речевые средства выразительности. Образность художественной речи. Тропы. Эпитет. Сравнение. Способы выражения сравнения. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Художественные символы. Метонимия. Основные виды метонимии. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Перифраз. Стилистические фигуры. Антитеза. Инверсия. Оксюморон. Градация. Синтаксический параллелизм. Лексический повтор. Анафора. Эпифора. Умолчание. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. Парцелляция. Фонетические средства выразительности речи. Средства речевой выразительности. Антонимы. Архаизм. - Средства речевой выразительности.pptx

Средства художественной выразительности

Слайдов: 17 Слов: 785 Звуков: 2 Эффектов: 129

Картинная живопись слова. Художественный образ. Воображение. Вспомните стихотворение. Месяц. Образ зимы. Образы радости и печали. Простор изображенной картины. Эпитеты. Действие. Служебное слово. Орлица. Неодушевленные предметы. Закончить предложения. Изобразительно-выразительные средства языка. Восточная мудрость. Тайны словесного искусства. - Средства художественной выразительности.pptx

Выразительные средства языка

Слайдов: 59 Слов: 3940 Звуков: 0 Эффектов: 0

Выразительные средства языка. Тропы и фигуры. Метафора – перенос имени на основе сходства. Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора. Олицетворение – разновидность метафоры. Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее. Эпитет – яркое определение, признак предмета. Метонимия – перенос наименования по смежности. Синекдоха – особая разновидность метонимии. Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении. Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе. Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения. - Выразительные средства языка.ppt

Изобразительные средства языка

Слайдов: 32 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительность речи. Условия выразительности речи. Изобразительные языковые средства. Тропы. Эпитет. Слово, образно определяющее предмет. Сравнение. Способы сравнения. Метафора. Метонимия. Связь. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Аллегория. Перифраз. Анафора. Повторение слов или оборотов. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. - Изобразительные средства языка.ppt

Изобразительно-выразительные средства языка

Слайдов: 61 Слов: 3491 Звуков: 0 Эффектов: 3

Изобразительно-выразительные средства. Изобразительно-выразительные средства языка. Умение оценивать письменные высказывания. Лексические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности. Синонимы. Контекстные (контекстуальные) синонимы. Многозначные слова. Просторечная лексика. Устаревшие слова. Новые слова. Диалектизмы. Заимствованная лексика. Термин. Жаргонизмы. Фразеологизмы. Термины лексических средств. Лексический повтор. Фонетические средства. Звукоподражание. Ассонанс. Аллитерация. Благозвучие. Поэтические тропы и фигуры. Троп. - Изобразительно-выразительные средства языка.ppt

Метафора

Слайдов: 16 Слов: 391 Звуков: 0 Эффектов: 45

Метафора. Созданные одним человеком, обычно писателем или поэтом, и не ставшие общеупотребительными. Общеязыковые. Индивидуальные. Метафоры Сергея Есенина. Костёр рябины красной; Берёзовый весёлый язык рощи; Ситец неба. Метафоры Бориса Пастернака. Очеловечивание мира. Бывает и наоборот – некоторые свойства и явления неживой материи переносят в мир человека. Золотая листва. Зеркальная рябь водоёма. Золотые руки. Горит восток зарёю новой... Горбатая планета. - Метафора.ppt

Метафора в языке

Слайдов: 18 Слов: 1526 Звуков: 0 Эффектов: 0

Метафоры эмоций человека в китайском и русском языке. Теория метафоры. Метафора предполагает перенос признаков одного предмета на другой. Многие слова. Слово ВОЛНОВАТЬСЯ этимологически связано со словом ВОЛНА. Метафоры в китайском языке. Метафорические единицы. Некоторые эмоции ассоциируются с представлениями об огне. «Огненные» метафоры. Метафоры в русском языке. Поклонник славы и свободы, в волненьи бурных дум своих. Придет ли час моей свободы. Метафора – поэтический прием. «Водная» и «огненная» метафоры. Метафорические выражения. Метафорические выражения, обозначающие «радость». - Метафора в языке.ppt

Метонимия

Слайдов: 8 Слов: 210 Звуков: 0 Эффектов: 24

Метонимия. Слова золото, хрусталь, фарфор могут обозначать материал: изделия из золота, хрусталя или фарфора. На полках – сплошной хрусталь. Слова тарелка, стакан обозначают и определённые виды посуды (тарелка супу, стакан воды) и содержимое, влитое в посуду. например: Съел две тарелки. Выпил стакан. Сравните: изделия из фарфора и хрусталя – выставка фарфора и хрусталя. У тебя голова прошла? Сердце шалит. Успехов в определении метонимий! - Метонимия.ppt

Сравнение

Слайдов: 11 Слов: 472 Звуков: 0 Эффектов: 27

Сравнение как средство выразительности речи. Строение сравнений. Сравнения в романе «Герой нашего времени». Сравнение людей. Сравнения людей и животных с явлениями природы. Особенно важны они при описании портрета. Усы и брови были чёрные. Чувство природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Описание природы в романе «Герой нашего времени». «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный». Спасибо всем за внимание. - Сравнение.ppt

Сравнение как средство выразительности

Слайдов: 22 Слов: 595 Звуков: 0 Эффектов: 110

Изобразительно-выразительные средства. Цели урока. Задачи урока. Оглавление. Листопад. Характеристика предмета (физические признаки). Сравнения (визуальные образы). Сравнение. А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные спят. Осыпался с берёзы лист и устлал дорогу. Иван Алексеевич Бунин. «Листопад». Объясните значения. Ответьте на вопросы. Сравнения в художественном тексте. Найдите в стихотворении сравнение по картинке. Найдите в тексте сравнение, соответствующее данным картинкам. Найдите в тексте соответствующее сравнение. Найдите и объясните сравнение. Подумайте, какую роль играют сравнения в художественном тексте. -

Коршунова Люба, Богаткина Кристина

Презентация используется на уроках русского языка и литературы, помогает в подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фонетические средства Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха. Пример: Гр ом гр емит, гр оза гр охочет.

Ассонанс – повторение гласных звуков Пример: «Е», «И», «Ю» - изображют нежность, ласку, плачь (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»).

Лексические средства Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом. Пример: Радость – горе. Друг- враг.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя. Пример: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский) Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал

Художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет,сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,перифраз,гипербола, литота.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами. Пример: В сто сорок солнц закат пылал.

Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Пример: В больших сапогах, в полушубке овчинном,/В больших рукавицах … а сам с ноготок.

Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева; в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…

Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

Ирония - Троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. Пример: Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков.

Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: 1) существительное: болтушка сорока. 2) прилагательное: роковые часы. 3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные. Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие,эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия,

Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать – летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, предающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. Пример: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет.

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. Пример: Зверю – берлога, страннику – дорога, мертвому – дроги, каждому – свое.

Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. Пример: Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающие поэтической речи нужную интонацию: Торжественную, политическую, ироническую и т.д. Пример: А вы, надменные потомки известный подлостью прославленных отцов…

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Риторические вопросы –

Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д. Пример: Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт…

Синтаксический параллелизм- – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора. « 1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАБЛИЦА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» № 73 г. Саратова

Родина Жанна Геннадиевна

Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)

Аннотация

Изобразительно-выразительные средства

в русской речи

Фигуры речи

(От др.-греч. τρόπος - оборот) -

слова и выражения,

используемые

в переносном значении с целью

усилить образность языка,

художественную

выразительность речи.

Термин риторики и стилистики ,

обозначающий обороты речи,

которые изменяют

эмоциональную

окраску предложения.

Фигуры речи часто

используются в поэзии .

Метафоры

Сравнение

Олицетворение

Гипербола

Метонимия

Синекдоха

Перифраз

Аллегория

ФИГУРЫ РЕЧИ

Антитеза

Оксюморон

Синтаксический параллелизм

Бессоюзие

Градация

Инверсия

Многосоюзие

Риторический вопрос

Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

… Вечерняя заря Бледнеющим румянцем одевает вершины гор… На ней рябая блещет чешуя Серебряным отливом…

М. Лермонтов

метафора

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве. (Нет сравнительных союзов.)

«В саду горит костёр рябины красной».

«В багрец и в золото одетые леса».

«Янтарь кленового листа блестит на солнце».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Разновидность метафоры – перенос признаков живого существа на явления природы, предметы, понятия.

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес… А. Фет

метонимия

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по их сходству.

«Шляпа исчезла в толпе»

(вместо слова «человек» - «шляпа»)

«Ты вёл мечи на пир обильный...»

(«мечи» - это воины)

«Розы в хрустале»

(Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза).

СИНЕКДОХА

Синекдоха - разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.

К нему и птица не летит.

И зверь нейдёт…

А. Пушкин

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

М. Лермонтов

оксюморон

Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.

Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Н. Кривцов

Синтаксический параллелизм

Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений.

Я звал тебя, но ты не оглянулась.

Я слёзы лил, но ты не снизошла…

А. Блок

парцелляция

Стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова.

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

(А. Грибоедов).

Я счастлив от любви. Безмерно. Безвозвратно.

градация

Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.

... Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Наверх