Есть ли язычники в наше время. Трудно быть русским. Россия и новое язычество. Международные языческие организации и ресурсы

Ягоды 02.10.2021
Ягоды

Вместе с тем необходимо указать на ряд явлений, препятствующих подлинному возрождению языческого духа в современной России. Помимо внешних причин (социально-политических), существует целый ряд внутренних причин (духовно-психологических) медленного и порой весьма противоречивого по форме возрождения Традиционной русской духовности.

Печально наблюдать, что многие наши современники, формально причисляющие себя к язычникам (родолюбам, родноверам, традиционалистам), на деле уделяют очень мало внимания собственно религиозным аспектам язычества. Порой политические, экономические, экологические и иные цели выдвигаются ими на первый план, заслоняя собой САМ О- и БОГО- познание, а чрезмерная увлеченность внешней атрибутной становится препятствием для получения и углубления внутреннего - духовного опыта.

Язычество (Родолюбие, Традиционализм), будучи системой миросозерцания, рассматривающей жизнь человека во всей ее целостности, указывает на важность неразделяющего взгляда на действительность. Согласно Родо-любию, современный язычник должен не уклоняться от решения политических, экономических, экологических и иных проблем, которые ставит перед ним реальность, а рассматривать их преодоление как своеобразное религиозное действо, как метод познания мира и Природы, как средство для САМО- и БОГО-познания. Преодолевая всякую двойственность внутри себя. Язычник должен вырабатывать целостный взгляд на действительность, видя божественное во всем, и все как проявление божественного. При этом всякое действие, совершаемое язычником, должно опираться на его духовный опыт и не вступать в противоречие с Мировой Гармонией.

Язычество, являясь универсальной и всеобъемлющей философией, остается при этом глубоко национальным явлением. Это Традиция, проявляющаяся через совокупность традиций каждого конкретного народа, изложенная понятным и характерным для него языком, учитывающая всю специфику национального мировосприятия. В связи с вышеизложенным, необходимо указать на опасность абсолютизации национального начала, способного превратить здоровый патриотизм (то есть естественную для человека любовь к родному народу) в ант и- Природный нацизм, характеризующийся не столько любовью к своему народу, сколько ненавистью ко всем остальным народам (иудаизм с его догматически прописанной неприязнью к иным народам, а также квазирелигия фашизма, преведшая в недавнем прошлом немецкий народ к войне и поражению).

Любовь к родному народу ни в коем случае не должна измеряться степенью ненависти к людям иных национальностей (тем более, что отрицательные эмоции - ненависть в том числе - попросту неконструктивны; в первую очередь для того, кто их испытывает). Бездумный нацизм некоторых современных язычников противоречит принципам Язычества (Родолюбия) и является прискорбным фактом нашей современной действительности. Всякий язычник, проявляющий ненависть ко всем инородцам, сам становится проводником анти-языческих идей и анти-языческой философии, попирая тем самым Законы Прави Небесной и бросая оскорбление Родным Богам.

Одной из характерных черт современной России является наличие известных различий между городским и сельским образом жизни. Эти различия так или иначе проявляются и в особенностях мировосприятия городских и сельских язычников. Особенно хорошо это заметно при сравнении программных принципов, исповедуемых языческими движениями и общинами, основанными в крупных городах, и принятых сельскими языческими объединениями.

Современные городские Язычники, как правило, больше внимания уделяют концепциям, философско-историческим разработкам, литературно-научной деятельности и т.п., в то время как сельские Язычники отдают предпочтение преимущественно практической стороне дела (обрядности, обустройству капищ, сопутствующей ремесленной деятельности и т.п.). И тот, и другой подход имеют свои преимущества, но ни один из них не может претендовать на полноту религиозной практики.

Современные люди в большинстве своем утеряли ощущение своей целостности, развивая какую-либо одну сторону своей природы за счет всех остальных. Это их состояние усугубляется деятельностью многочисленных современных религиозных движений, анти-языческих по сути. Жесткая специализация людей мешает им воспринимать мир во всей его полноте, видеть божественное во всем многообразии форм. Помочь им восстановить утраченную гармонию целостности может лишь приобщение к Традиции, обладающей всеобъемлющим Знанием и имеющей целостный взгляд на мир.

Человек, воспринимающий действительность преимущественно как совокупность идей, постигаемых разумом, равно как и тот, кто во всем привык доверять одним лишь свои чувствам и инстинктам - в равной степени далеки от целостного восприятия мира. Человек, для которого религия есть всего лишь свод догматов, равно как и тот, кто увлечен одной лишь внешней обрядностью - в равной степени далеки от получения целостного религиозного опыта.

Лишь язычество, лишенное каких-либо жестких систем догм и предписаний, обязательных для выполнения всеми людьми без учета их личных свойств, способно вернуть современному человеку целостный взгляд на мир, стимулируя его личный духовный поиск и не подгоняя его под узкие догматические рамки. Лишь язычество способно, не разделяя единое Знание на фрагменты (как это делают все упа-дхармы), использовать его во всей полноте на благо человека, не превознося какую-либо одну его часть посредством принижения значимости всех остальных.

Перед нами, современными русскими язычниками (родолюбами, родноверами, традиционалистами), сейчас как никогда остро стоит проблема возрождения искалеченной многовековым засилием чужебесия духа нашего народа. Начать это поистине священное дело каждый из нас должен с возрождения и очищения собственной души, с преодоления внутренней двойственности и восстановления изначальной гармонии, утерянной современным "цивилизованным человеком", с разрушения того внутреннего барьера, которым мы отгораживаемся от лучей света не-смертного духа - Природы Рода, составляющей нашу истинную Суть. Воистину, наше будущее и будущее России - в наших руках.

Разговоры о Перуне, «русских богах», «Велесовой книге» и «дохристианском православии» с серьезным лицом вызывают желание ущипнуть себя… или того, кто это говорит. Что же стоит за современным язычеством, родноверием? Неоязычники», клянущиеся в любви к русскому народу, на самом деле этот народ презирают. Язычников правильнее называть «неоязычниками» - как их религиоведы и этнографы обычно и именуют. Все языческие народы широко и постоянно заимствовали друг у друга обряды, культы, верования. На Украине славянское язычество представлено «РУНВерой» и Объединением единоверцев Украины и диаспоры, известным как «Украинские Язычники».

Россия и новое язычество

Правда», точнее «правь», – это, по мнению новых язычников, законы, якобы управляющие вселенной. Эти «законы» безразличны к добру или злу, ибо по мнению неоязычников ни добра, ни зла как таковых не существует. Так считают новые язычники. При чем здесь разговоры о традиционализме», о «восстановлении древней исконной веры славян, Родной Веры»? Родная вера новых язычников – это сатанизм. Потому, что даже многие православные христиане таковы только по наружности. ЯД пишет, что новый сатанизм будет «далеко не тем чисто-философским сатанизмом, который мы знаем сегодня». Раскрещивание – это когда люди сознательно отказываются от своего христианского Крещения.

II. Где искать «русских богов»?

Сами язычники отказались от язычества. 5. Если славянское язычество — религия сильных, то почему оно проиграло христианству, религии слабых? Вывод однозначный — раз сам Иисус Христос сказал, что язычникам севера христианство нести не нужно, то значит славянам эта религия и не нужна. Ведь сам Христос же сказал… Эта цитата прямо противоречит второму популярнейшему утверждению неоязычников, что «мы не рабы божии, мы дети богов». Видите? До Крещения Руси еще ого-го сколько, а славян уже называют православными, а значит православие — название исконной, дохристианской веры славян! Он защищал Русь от поганых (язычников), молился на иконы (в былине «На заставе богатырской»), что также не вяжется с образом борца с христианством. На самом деле Иван Сергеевич писал об одном конкретном селе, где распространилась секта про очередное пришествие «антихриста» и сами себя нередко сектанты называли «совершенными христианами».

Древнегреческий историк Геродот писал, что они пришли на земли Среднего Поднепровья за тысячу лет до Дария, то есть за полторы тысячи лет до Рождества Христова. И их боги – это именно боги сколотов, венедов, антов и так далее. Но это ни в коей мере не русские боги. Да и о богах этих сохранилось крайне мало сведений. Тогда, еще до своего обращения ко Христу, он пытался привести всех языческих богов разных славянских племен к одному знаменателю. Любителям язычества нельзя выбрать ни русских, ни славянских богов «вообще». Древняя земля Вятичей дольше всех сопротивлялась христианству (до XII века), и она же стала первой землей, начавшей путь к освобождению от христианского чужебесия. Этот народ, придя на новые земли, уже был христианским. А были ли человеческие жертвоприношения в культах славянских племен? Был варяг один, христианин… и был у него сын… на которого пал жребий зависти диавола». Аркона – это город балтийских славян. В Арконе кроме Свентовита почитался и языческий бог Радегаст.

Смотреть что такое «Язычество в России» в других словарях:

Все остальные т.н. «русские язычники» или «неоязычники» — не более чем шарлатаны или просто откровенные сектанты, надёргавшие для своих «религий» знаний и богов с бору по сосенке. ТО,что они праздновали пасху, ничего не значит. Там нет ничего схожего с православием. Вот как раз то, что они для вида праздновали Пасху, поклоняясь при этом свои богам, и называется «внешним православием». Они считают, что поддерживают настоящие традиции Руси, на самом же деле придумают кому что нравится. Потому что все официальные церкви за непротивление злу насилием.

ЯЗЫЧЕСТВО - термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» нехристианские «народы», враждебные православию. ЯЗЫЧЕСТВО - (от церковно славян ского языцы народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле политеистических.

Однако, всякое действие язычника должно также опираться и на его личный духовный опыт, при этом не вступая в дисбаланс с Мировой Гармонией. Стоит отметить, что язычество в России сегодня является не каким-то культом, а уникальной и всеохватывающей философией, которая продолжает оставаться при этом национальным явлением. Особенно ярко выражено это различие при сравнении программных принципов, которые исповедуют язычники в крупных городах, а также язычники сельских языческих объединений.

Ярые зоозащитники, все они ставят животных выше человека и не допускают их умерщвления лишь потому, что, по их мнению, это «неправильно». Это ни что иное, как скотопоклонство.

После снятия запрета на религиозность люди получили возможность веровать во что угодно или не веровать вообще. Кто-то открыл для себя Православие, кто-то — иные религиозные конфессии и культы, однако многие решили заняться поиском дохристианских верований. Если Родноверие — это субкультура, построенная на языческих воззрениях, то помимо него существует еще огромное количество язычников, которые не относятся к родноверам. Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству.

Православие не нужно и не возможно придумывать. Даже нецерковные люди представляют, что именно христианство оценивает как грех. И в ответ говорят (устами некоей певички) – «Мне так тяжело! И тут ничего лучше «древних русов» не придумаешь. Это и наше Евангелие тоже!». Да, было и двоеверие.

Некоторые родноверы называют себя «православными». По их мнению, из «Влес-Книговойтриады: Яво, Право, Наво» и словосочетания «Правь славить» возникло понятие «православие».

Говорят, можно вернуться в дохристианские времена, потому что там тоже Россия. Но неужели православное христианство – это действительно религия рабства, религия непротивления злу силой? Такой взгляд на христианство является совершенно ошибочным. Христианство лучше язычества не потому, что создало такую Империю, и не потому, что мы к нему за тысячу лет привыкли. Только христианство объясняет смысл жизни человека и смысл истории.

Оказывается, у язычников-германцев, как и у язычников-славян, источник власти один и тот же. Это – царство смерти. Все остальное – мертво и чуждо. Остальное – мир чужой, как я уже писал выше – мир мертвых. А если язычество утверждается в настоящем, то все христианское наследие должно быть уничтожено. Иначе триумф язычества невозможен, ибо оно и христианство – противоположности. Но не думайте, что христианство – это только храмы, духовенство, культура, вообще – всяческое «наследие».

В этом новом обществе православному христианству не будет места. Не будет потому, что реальность, которую они строят, не имеет ничего общего с исторической Россией. И вообще, по словам того же господина Бжезинского, мы – «черная дыра». Отсюда – неизбежность цивилизационных конфликтов. Может быть, кто-то из нас считает, что государства на рубеже XXI века руководствуются нормами международного права и свято соблюдают права всех, даже самых малых народов? Вся русская история свидетельствует, что эта вера – православное христианство.

Они очень любят называть себя патриотами и клеймить врагов «Светлой Руси», под которыми в первую очередь подразумевают христиан. Издревле русские люди воспринимали свое Отечество и свою государственность как богоданный сосуд, который призван сохранить православную веру до Второго пришествия Христова. На Западе христианство сначала было искажено в католицизме и протестантизме. А что же у новых язычников?

Что такое современное язычество

Я без достаточных на то оснований отождествляют только с политеизмом. Из осознания родства человека с вечно возрождающейся обожествленной природой развился оптимистический жизнеутверждающий тип пантеистического мироощущения.

Язычество и его формы в современном миреинтересный вопрос, исследуемый многими религиоведами и теологами по всему свету. Как так вышло, что язычество не отошло в историю, а продолжает существовать? Видимо, всему виной его закоренелая мифологическая традиция, от которой невозможно избавиться, так как генетическая и историческая память народа довольно сильны.

Любая языческая религия базируется на основной категории – категории рода, благодаря чему также продолжает существовать. В каждой семье и в каждом роде традиции и религия передаются по наследству, поэтому продолжают существовать испокон веков и по сей день. Любые действие, мысли и желания человека должны расцениваться исключительно в контексте его родства с семьей и всеми людьми-братьями на земле, а также в контексте его взаимоотношений с окружающей его природой и ее одухотворенными частями.

Традиционно большинство языческих религий ограничиваются одной нацией или одним народом, который мыслится в качестве надродовой структуры, имеющей главенствующее значение. Большинство ученых и исследователей предполагают, что со временем и процессами глобализации в мире нивелируются такие понятия, как нация или этнос. Вследствие этого произойдет вымирание этнических религий в рамках язычества. Но пока этого не произошло, несмотря на все перемены в общественной жизни большинства языческих народов.

По мнению меньшинства, предположительно процессы глобализации наоборот – подстегивают языческие религии к развитию в современном мире. Некоторые язычники стараются оставаться староверами и отчаянно противостоят глобализации, некоторые же наоборот – изо всех сил помогают этому процессу и стремятся принять в нем участие. Так или иначе, и те, и другие помогают сохранить язычество, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь основой для любой языческой религии является ее традиция, то есть, тот набор установок и моделей поведения, которые помогают человеку адаптироваться и гармонично существовать в этом мире. Но традиция не является тождественной культуре народа, так как она не такая явная и предпочитает быть скрытой от любопытных глаз. Таким образом, язычники считают свою традицию расположенной над всем, а это значит, что к ней можно относиться как в реставрационном духе, так и в духе инноваций и нововведений.

В подтверждение предыдущим мыслям достаточно привести в пример современную Японию или страны Западной Европы, которые довольно либерально относятся к своей религии и даже наличию нескольких религий – монотеистических и языческих. Что же касается Восточной Европы и нашей страны в частности, то здесь пока что преобладают националистические консервативные тенденции, не позволяющие религии языческой выделиться из общего православного пласта и стать более податливой к переменам. Поэтому на данной территории продолжает существовать православная монотеистическая религия с отчетливыми элементами язычества и поклонения силам природы. Чего только стоят ежегодные празднования Масленицы или Ивана Купала. Язычеству на Руси требовалось время, оно ему требуется и сейчас.

Язычество в современной России имеет целый ряд движений и общин, которые сделали своей целью возрождением Родноверия (язычества) — исконно русской веры, которая была широко распространена до крещения Киевской Руси князем Владимиром. Однако, не смотря на то, что численность современных русских языческих общин значительно меньше христианских и других религиозных направлений, численность единомышленников растет с каждым годом. Язычество сегодня имеет ряд явлений, которые препятствуют подлинному возрождению веры на территории РФ. Существует два вида причин:

  1. Внешние: социально-политические;
  2. Внутренние: духовно-психологические.

Очень печально наблюдать, что язычество в современном мире имеет в своих рядах единомышленников, которые относят себя к данной вере лишь формально, так как они выделяют очень мало внимания основным религиозным аспектам язычества. Иногда политические, социальные, финансовые и иные цели выдвигаются на передний план, тем самым заслоняя собой самопознание и богопознание. Таким образом, они преодолевают всякую действительность внутри себя. Язычество сейчас должно выработать в своих последователей целостный взгляд на действительность, тем самым позволив видеть божественное проявление во всем нас окружающем. Однако, всякое действие язычника должно также опираться и на его личный духовный опыт, при этом не вступая в дисбаланс с Мировой Гармонией.

Стоит отметить, что язычество в России сегодня является не каким-то культом, а уникальной и всеохватывающей философией, которая продолжает оставаться при этом национальным явлением. Если сказать одним словом, то это Традиция, которая проявляется в совокупности традиций каждого конкретного народа, а также изложенная понятным и характерным для него языком, учитывающая все специфические аспекты национального мировоззрения.

Стоит кратко отметить опасность абсолютизации национального начала, которое может превратить здоровый патриотизм (естественная любовь человека к родному народу) в анти-природный национализм, который характеризуется не столько своей любовью к народу, сколько ненавистью ко всем остальным национальностям. Такими, к примеру, являются иудаисты с догматически прописанной неприязнью к иным национальностям, или же квазирелигия фашизма, которая несколько десятков лет назад привела Германию к поражению в Мировой войне.

Современное язычество учит, что любовь к родному городу ни в коем случае не должна измеряться уровнем ненависти к людям другого народа. Бездумный нацизм некоторых из современных языческих общин напрямую противоречит самым главным принципам Родолюбия (язычества).каждый русский язычник, который проявляет неприязнь и ненависть к инородцам, становится анти-языческим проводником, который принимает анти-языческую философию, тем самым попирая Законы Прави Небесной и в то же время бросая огромное оскорбление родным славянским богам.

Современное язычество в России имеет одну из характерных черт – это различие между сельским и городским образом жизни. Подобное различие тем или иным образом проявляется также и в языческих общинах села или города. Особенно ярко выражено это различие при сравнении программных принципов, которые исповедуют язычники в крупных городах, а также язычники сельских языческих объединений.

Язычество в России, а именно языческие общины крупных городов, уделяют большое внимание концепциям, литературно-научной деятельности, философско-историческим разработкам и т.д. Деревенские общины же предпочитают практическую сторону веры (обряды, ритуалы, обустройство капищ, сопутствующая ремесленная деятельность и т.д.). Оба этих движения имеют ряд своих преимуществ, однако это не дает им права становиться примером полной религиозной практики.

К сожалению, современное общество утратило ощущение своей целостности, развивая лишь одну сторону своей природы принося в жертву все остальные. Это состояние усугубляется деятельностью огромным количеством современных религиозных движений, которые, по сути, являются анти-языческими. Человек, который воспринимает действительность преимущественно как совокупность идей, постигаемых разумом, фактически такой же человек, который привык доверяться лишь своим чувствам и инстинктам, что в равной степени очень далеко от целостного восприятия мира.

Преимущество язычества перед другими религиями заключается в том, что у него нет каких-либо жестких систем предписаний и догм, которые обязательны для безоговорочного выполнения всеми последователями. Язычество возвращает современному человеку целостный взгляд на мир, а также стимулирует его личный духовный поиск и не подгоняет под узкие догматические рамки.

(с) «У славянского язычества и РПЦ одна аудитория»
Если бы еще несколько десятилетий назад штатному пропагандисту научного атеизма из общества «Знание» сообщили, что сотни жителей мегаполисов почитают Перуна и Сварога, проводя обряды перед их резными изображениями, тот покрутил бы пальцем у виска и тут же донес в КГБ. Сегодня это реальность: обратите внимание на молодых людей с рунами и коловратами в виде татуировок или принтов на черных футболках, в один клик можно найти сотни роликов о славянском неоязычестве, а группы верующих есть во всех крупных городах России.

В этом и парадокс - на протяжении столетий язычество стойко держалось в сельской местности, уступая христианству право быть религией горожан. Сейчас же львиная доля его приверженцев живет именно в городах. Что собой представляет славянское неоязычество? Кто становится его приверженцами и откуда они черпают знания о том, как верили наши предки тысячу лет назад? Способно ли неоязычество стать реальной политической силой и почему дошедшие до нас из седой старины крупицы в нем щедро сдабривают написанным в 1990-е суррогатом? Об этом «Обзор» подробно поговорил с автором лекций по современному язычеству - преподавателем Русской христианской гуманитарной академии, кандидатом исторических наук Дмитрием Гальциным :

Почему в наше время с его диджитализацией и искусственным интеллектом все больше людей практикуют язычество, возвращаясь в «детство человечества»?

По моему убеждению, современное язычество как живая религиозность является продуктом современности. Сформировать из огромного количества различных культовых практик, мифологий, пантеонов и философских систем некую общую область с единым, так сказать, знаменателем, противопоставив ее другим « мировым религиям », можно было только при наличии, собственно, « мировых религий », в первую очередь христианства.


Для верующего привлекательность обряда важнее его исторической "достоверности.

Чтобы это начинание не было уничтожено господствующей религией, необходима была минимальная гарантия свободы совести и слова (потому язычество появляется не на исламском Востоке, а на христианском Западе, уже перешагнувшем рубеж средневековья). Чтобы довольно сложные идеи древности были усвоены достаточным количеством людей, необходимы были соответствующие медиа и грамотное население. Наконец, чтобы возникла идея о некоем идиллическом прошлом, куда можно вернуться хотя бы на время ритуала, необходима достаточная критическая дистанция по отношению к современности и определенная художественная культура, которая предоставит эстетическое воплощение.

Кстати, как вы относитесь к самому термину «неоязычество»?
Знаю, что даже в научной среде он воспринимается неоднозначно.

Я не очень люблю термин неоязычество, потому что только в XX веке впервые возникают люди, согласные сами себя называть язычниками , возникает язычество как религиозное самоопределение. Прежде никто себя так не называл, а главное - не чувствовал себя частью одной общечеловеческой религиозной стихии. Сегодня же, при всех своих внутренних расхождениях и даже конфликтах, последователь, например, литовской религии « Ромува » скорее увидит близкого по духу человека в российском родновере, чем в соплеменном католике. В той культурной реальности, к которой обращаются современные язычники - реальности античного полиса, раннефеодальной Руси, Скандинавии эпохи викингов и тем более племенной « доистории » - вообще не существовало религии как сферы жизни в нашем современном понимании.

Несомненно, там налицо большинство компонентов « религиозного », к которым мы привыкли: есть культ, есть пантеон и зачастую довольно развитые представления о богах и прочих сакральных персонажах, существует институт служителей культа, есть свои специалисты по самым разным религиозным и магическим вопросам. Но все это, по-видимому, совершенно не дифференцировалось в сознании в отдельную идентичность, не было чем-то, с чем человек готов был себя ассоциировать в первую очередь.

Именно поэтому древние типы религиозности на большей части земного шара оказались поглощены и вытеснены « новыми », или, как их чаще называют, « мировыми » религиями , в которых появилась собственно религиозная идентичность, не зависящая от прочих идентичностей и их рядом с собой допускающая. Современный мир это мир идентичностей. Люди стремятся « изобрести » себя, выбрать свою собственную среду, окружение, свою собственную систему ценностей. Язычество в этом смысле - одна из опций, связанная с рядом ценностей, о которых я говорил выше - ностальгическое любование историческим прошлым, тяга к Природе (что бы под ней ни понималось), стремление к « духовному », которое выходит за рамки конвенционной религиозности. Поскольку практически все разновидности современного язычества отказываются жестко предписывать своим последователям набор вероучительных или этических положений, здесь также предполагается достаточно высокий уровень самостоятельного религиозного творчества со стороны практика. Такая активная позиция, позиция, если угодно « искателя » и даже « изобретателя » - очень современное явление, которое мало связано с главным принципом традиционного общества - консервативным конформизмом.

В этом отношении славянское неоязычество отличается от аналогичных западных культов?

Славянское язычество в литературе часто относят к « реконструкционистскому » типу - это значит, что главной целью здесь считается « возрождение » религиозных практик славянских народностей эпохи раннего средневековья. Аналогичные движения существуют во всем мире. Славянское современное язычество имеет достаточно длинную историю в таких странах как Польша, Чехия и Украина - в России, как ни странно, оно появляется только во второй половине XX века. И этому есть причины: « славянство » для таких наций, как чехи, поляки и украинцы было символом борьбы за освобождение, культурное и политическое, а в России оно с XIX века, в связке с « православием » и « самодержавием », было встроено в имперский дискурс - религиозная ниша тут была уже занята.

Если говорить о социальном портрете российского язычника, кто он?

Как указывает в монографии один из исследователей Роман Шиженский, современное славянское язычество пока еще малоизучено: отсутствует корпус эмпирических сведений, собранных в процессе полевых исследований. Но на основании тех данных, которые уже получены социологами, можно утверждать следующее: славянское язычество, как и другие виды современных язычеств - религия горожан . Чаще всего, это горожане образованные, имеющие среднее специальное или высшее образование, работающие более или менее по специальности. В 1990-е годы однозначно говорили о научно-технической интеллигенции как о характерной среде для распространения языческой идентичности. Про политические пристрастия сказать довольно сложно, но в целом, славянские язычники так или иначе ценят автохтонное и традиционное выше, чем глобалистское и революционное, поэтому вряд ли среди них можно найти сторонников глобализации.

Когда в 1990-е годы формировались группы славянских язычников в России, практически все они заявляли симпатии к имперской государственности и воспринимали распад СССР и появление в России капитализма, общества потребления, как катастрофу. Часто это было связано также с приверженностью политическому коммунизму и почти всегда - с национализмом различной степени тяжести. Этот период истории язычества оказался отраженным в научной литературе и популярных обзорах язычества (втч прессе), и это обстоятельство до сих пор служит славянским язычникам довольно плохую службу: с тех пор многое изменилось, и сегодня уже нельзя говорить о том , что славянское язычество - религиозное продолжение агрессивного национализма. Уже в 2000-х годах основные силы развивающегося славянского язычества были направлены « внутрь » - на развитие религиозных картин мира, практик, построение связей между язычниками и их группами . Политическая риторика к 2010-м годам практически исчезла.


Збручский идол на фоне миниатюрю «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV века

Недавно патриарх Кирилл выразил обеспокоенность повышенным интересом к язычеству спортсменов и военнослужащих, в том числе спецназовцев. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор также сообщил о «проявлении элементов язычества» среди кубанского казачества. На ваш взгляд, почему люди именно этих категорий интересуются язычеством?

Про спортсменов, военных и казаков могу сказать только, что эти страты традиционно ассоциируются с консервативными взглядами. В сегодняшней России « консервативный » скорее означает политически правый. Славянское язычество, завязанное на представлении о важности этнического, несомненно, хорошо сочетается с подобными симпатиями. Важен также момент этико-эстетический: в славянском язычестве очень развита « воинская » тематика, прославляется как высшая ценность защита отечества, а зачастую и просто война с « не нашими», «мужские » ценности - физическая сила, храбрость, доминирование. Часть славянского языческого ритуала зачастую -потешные бои или активные спортивные игры состязательного характера. На родноверческих праздниках физическое действие вообще преобладает, а словесная составляющая (главный компонент ритуала « больших религий ») ей в целом подчинена. Понятно, чем такая « телесная » религия может приглянуться людям, ориентированным по роду деятельности на физическое действие.

Однако высказывания любых церковных должностных лиц по этому поводу нельзя воспринимать иначе, как факт внутрицерковной жизни: церковный язык гибок и метафоричен, и, например, « неоязычеством » можно назвать практически что угодно, с чем данный иерарх не согласен. В своем высказывании патриарх Русской православной церкви Московского патриархата Кирилл обратил на связь спорта и язычество такое внимание, что некоторым российским язычникам показалось, что он спорт к язычеству приравнял.

Нужно помнить, что славянские язычники, наверное, единственные настоящие оппоненты РПЦ (МП) в религиозном поле, потому что ориентированы как раз на ту аудиторию, к которой обращается современная православная церковь в России - это русские люди, для которых важна их « русскость », их « историческая память » и « традиции ». Я ставлю эти слова в кавычки, потому что в данном контексте воспринимаю их как пропагандистские концепты. Страх православных функционеров перед славянским язычеством, на мой взгляд, вызван тем, что последним удается даже успешнее чем православию разыграть эти три козыря - в конце концов, в славянском язычестве все это совершенно явно функционирует как сакральное само по себе. При этом в обычной жизни интерес православных к современному язычеству явление довольно частое. Я сам был свидетелем ситуации (дело было на публичной лекции в одном из питерских вузов), когда православный монашествующий, в полном согласии с присутствующими здесь же славянскими язычниками (судя по всему, « ведистами »), говорил о том, что русское православие органично вобрало в себя древнюю веру предков, и даже подарил выступавшему лектору гвоздь, на шляпке которого выбит солярный символ (это действительно аутентичный магический артефакт с русского Севера) в знак признательности.

Если античные мифы мы изучаем еще в школе, а с мировоззрением древних германцев можем познакомиться по средневековым эпосам, то с восточнославянским культом источников не так много. Обычно его противники приводят в качестве аргумента - покажите хотя бы один источник о язычестве Древней Руси (за исключением уже христианских летописей и «Слова о полку Игореве»), существовавший раньше второй половины XX века. Сегодня мы действительно не знаем, как верили и совершали обряды в дохристианской Руси, какой был пантеон?

По сравнению с античными культурами, все данные, которыми мы обладаем о дохристианских верованиях Европы, скудны. Славянам повезло даже меньше, чем кельтам и германцам - если в Ирландии и Исландии христиане проявляли к старым преданиям известный интерес и даже их записывали (пусть и подвергая цензуре), в славянских землях положение было другим. Источников мало, все, что мы можем из них почерпнуть - имена богов, отдельные элементы ритуала и единичные культовые предписания.

Последователь, например, литовской религии «Ромува» скорее увидит близкого по духу человека в российском родновере, чем в соплеменном католике

Однако скудость источников свидетельствует скорее о силе дохристианских традиций на протяжение средневековья. О язычестве было бессмысленно писать, потому что оно по-прежнему окружало жителей Древней Руси. Если же говорить о западнославянских землях, то там борьба с язычеством была также войной за германизацию, частью феодально-церковного Drang nach Osten . Тем не менее, реконструкция пантеона и верований славян возможна , как это показывает богатейшая исследовательская литература по этой теме с XVIII века до наших дней. Помимо письменных источников, здесь невозможно обойтись без археологии, данных исторической лингвистики, фольклора, антропологии, кросс-культурных исследований. Картина, которую мы получим на выходе, будет, безусловно, только наброском. Тем не менее, в этом смысле, любая древняя религиозность для нас в значительной степени книга за семью печатями. Даже античная религиозность, о которой мы столько знаем, далеко не так хорошо нам понятна, как многие предполагают.

Еще расхожее благодаря христианству представление о язычестве - его кровавый характер и необходимость жертвоприношений. Как современные язычники относятся к этим обрядам древности и обходятся без жертв?

Нелишне также упомянуть, что еврейская религиозность вплоть до II века также была сосредоточена вокруг кровавых жертв - жертв тому самому Богу, которого христиане считают также своим. До сих пор кровавое жертвоприношение сохраняется в исламе и, насколько я понимаю, в армянском христианстве. Мне кажется, это и здесь в первую очередь связано с определенным экономическим укладом.

Ряд исследователей говорят о «фэнтезийном язычестве», не связывающим себя необходимостью хотя бы примерно соотноситься с древнерусскими реалиями. Почему приверженцы этого направления крайне некритичны к источникам, принимая на веру не только религиозные новоделы, но и расхожие мифы фолк-хистори, альтернативной хронологии?

Потому что религиозное поведение человека довольно опосредовано связано со сферой научной рациональности. Куда важнее не фактическая « достоверность » истории, а ее привлекательность для практика. Говорят о том, что в 1990-е годы доверие к откровенным фейкам в области славянских древностей было связано с чудовищной неграмотностью людей, ими интересовавшихся, их низким образовательным уровнем. Однако, мы видим, что многократно «разоблаченные » мотивы « фэнтезийного язычества » пользуются популярностью и сегодня, когда доступен огромный объем информации о том, что мы достоверно знаем о древних славянах. Это значит, что подобные версии истории, мифологии, подобные религиозные тексты находят отклик в душах их « потребителей ».

Яркий пример - «Велесова книга», которая, несмотря на то, что, подавляющее большинство, как я думаю, славянских язычников признает ее подделкой, тем не менее, в целом продолжает влиять на движение. Характерный для ритуальных текстов современного славянского язычества стиль - я бы назвал его « псевдоархаическим » - во многом был задан именно этим произведением (а не, допустим, манерой репрезентации древнерусской речи в произведениях советского искусства). Мне уже приходилось говорить, что я вижу здесь определенное влияние Велимира Хлебникова и близких к нему некоторых «архаизирующих» поэтов-футуристов, стремившихся в начале XX века создать новый старый язык, вернув его к магическим, первобытным корням.

Несмотря на скепсис ученых и даже многих верующих, "Велисова книга" продолжает влиять на славянское неоязычество

Что касается псевдоистории, то здесь срабатывает потребность иметь « свою » историю славян и/или русских, которая бы позволяла легитимировать языческую религию. В официальной, клишированной версии отечественной истории язычество воспринимается как нечто « снятое », оставленное в прошлом, как нечто, с чем покончено раз и навсегда . Основной импульс славянского язычества - как раз в несогласии с таким видением истории. Соответственно, сообщество стремится обрести свою историю - учитывая, как мало мы знаем о дохристианской религиозности славян, откровенное изобретение прошлого в этом смысле представляется рабочей альтернативой.

Есть ли у российского неоязычества шанс вырасти в достаточную крупную и единую структуру, способную влиять на общественные и политические процессы, стать идеологией значительной части россиян? Почему?

Мне кажется, это невозможно. Ни сейчас, ни в будущем. Язычество по своему характеру - протестная религия, религия меньшинства. Можно вместе с Павлом Носачевым говорить о « маргинальной религиозности ». Язычество существует не столько в устойчивых общинах, сколько в амофрной «культовой середе » (cultic milieu), по Колину Кэмпбеллу. Политические возможности такой среды как отдельной группы ограничены - тем более, туда неизбежно будут входить люди разных социальных групп с разными интересами в социальной, экономической и политической сферах.

«Идеология » - это в первую очередь четкая и связная программа, касающаяся того, что люди хотят видеть вокруг себя, какие изменения в мире им нужны. Славянских язычников объединяет любовь к этническому - но эта любовь может проявляться в диаметрально противоположных, скажем, политических позициях. Так, для одного родновера, это выльется в имперство, в мечты о территориальной экспансии России, для другого - в обожание локального, верности «малой родине ». Один славянский язычник может быть последовательным ксенофобом и считать любые отношения (а тем более брачные) с «неславянами » религиозным преступлением, а другой, наоборот, стремиться к созданию нового этноса и даже новых религиозных традиций на основе синтеза славянской традиции и традиций других народов России (и даже зарубежья). Есть славянские язычники, воспевающие научный прогресс и его технические достижения, а есть совершенно все это отвергающие и ратующие за «отказ от цивилизации». Все оправдывают свои позицию теми же самыми исходными установками.

Совместные проекты различных славянских языческих общин сейчас направлены в большей степени на выработку единого смыслового поля, в котором можно решать собственно религиозные задачи - демаркация жречества и «мирян» , унификация источников традиции, правила взаимодействия между различными языческими группами и механизмы репрезентации славянского языческого сообщества в СМИ и в интернете. О централизованной выработке единой идеологии речи не идет.

Рекомендуем почитать

Наверх