Джон локк краткая биография презентация. Презентация на тему джон локк. Основные философские труды

Зелень и травы 30.07.2021
Зелень и травы

Джон Локк Биография

  • Родился Джон Локк 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Воспитывался он в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовавшей в стране английской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I. В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.
Хронология жизни Локка
  • 1632 г. - Джон Локк родился в Сомерсете, Англия.
  • 1642 г. - Начало гражданской войны в Англии. Отец Локка покидает дом, чтобы присоединиться к сторонникам Парламента.
  • 1647–1652 гг. - Учеба в школе при Вестминстерском аббатстве.
  • 1652 г. - поступает в колледж Христовой церкви в Оксфорде, где позже становится преподавателем.
  • 1663 г. - Локк пишет, но не публикует, свой труд «Естественный закон».
  • 1665 г. - член дипломатической миссии Англии в Бранденбурге.
  • 1667 г. - поступает на службу к лорду Эшли (позже - граф Шефтсбери).
  • 1668 г. - выбран членом Королевского общества, первого великого научного учреждения.
  • 1675 г. - предпринимает путешествие во Францию.
  • 1683 г. - после вступления на престол Якова II Локк бежит в Голландию.
  • 1689 г. - после вступления на престол Вильгельма Оранского возвращается в Англию. Публикует свой труд«Опыт о человеческом разумении».
  • 1691 г. - уходит от дел и переезжает жить к лорду и леди Мешэм в Эссекс.
  • 1704 г. - смерть Локка. Он погребен в церкви деревни Хай-Лэвер.
Библиография
  • Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентльмену. 1703.
  • Те же «Мысли о воспитании» с испр. замеченных опечаток и работающими сносками
  • Исследование мнения отца Мальбранша…1694. Замечания к книгам Норриса… 1693.
  • Письма. 1697-1699.
  • Предсмертная речь цензора. 1664.
  • Опыты о законе природы. 1664.
  • Опыт веротерпимости. 1667.
  • Послание о веротерпимости. 1686.
  • Два трактата о правлении. 1689.
  • Опыт о человеческом разумении. (1689) (перевод: А. Н. Савина)
  • Элементы натуральной философии. 1698.
  • Рассуждение о чудесах. 1701.
Важнейшие сочинения
  • Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689).
  • Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690).
  • Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690).
  • Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).
  • Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Ряд работ был издан Локком под чужими именами (он всегда опасался, что его может постичь судьба Олжернона Сиднея, повешенного во времена Карла II за то, что в его бумагах нашли рукопись «Рассуждения о правительстве», где защищалась теория общественного договора).
Учения
  • Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление (направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания)в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений.
  • Теория Локка гласила:
  • 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.
Влияние на философию Локка
  • На философию Локка чрезвычайно сильное влияние оказал Декарт; учение Декарта о знании лежит в основе всех гносеологических взглядов Локка. Достоверное знание, учил Декарт, состоит в усмотрении разумом ясных и очевидных отношений между ясными и раздельными идеями; где разум через сравнение идей не усматривает таких отношений, там может быть только мнение, а не знание; достоверные истины получаются разумом непосредственно или через вывод из других истин, почему знание бывает интуитивным и дедуктивным; дедукция совершается не через силлогизм, а через приведение сравниваемых идей к такому пункту, посредством которого отношение между ними становится очевидным; дедуктивное знание, слагающееся из интуиции, вполне достоверно, но так как оно в то же время зависит в некоторых отношениях и от памяти, то оно менее надёжно, чем интуитивное знание. Во всем этом Локк вполне соглашается с Декартом; он принимает Декартово положение, что самая достоверная истина - это интуитивная истина нашего собственного существования.
Рене Декарт Влияние на философию Локка
  • В учении о субстанции Локк соглашается с Декартом в том, что явление немыслимо без субстанции, что субстанция обнаруживается в признаках, а не познается сама по себе; он возражает лишь против положения Декарта, что душа постоянно мыслит, что мышление есть основной признак души. Соглашаясь с Декартовым учением о происхождении истин, Локк расходится с Декартом в вопросе о происхождении идей. По мнению Локка, подробно развитому во второй книге «Опыта», все сложные идеи постепенно вырабатываются рассудком из простых идей, а простые происходят из внешнего или внутреннего опыта. В первой книге «Опыта» Локк подробно и критически объясняет, почему нельзя предположить иного источника идей, как внешний и внутренний опыт. Перечислив признаки, по которым идеи признаются врождёнными, он показывает, что эти признаки вовсе не доказывают врождённости.
Влияние на философию Локка
  • Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса, у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие. В трактате о языке, то есть в третьей книге «Опыта», Локк развивает мысли Гоббса. В учении о воле Локк находится в сильнейшей зависимости от Гоббса; вместе с последним он учит, что стремление к удовольствию есть единственное проходящее через всю нашу психическую жизнь и что понятие о добре и зле у различных людей совершенно различно. В учении о свободе воли Локк вместе с Гоббсом утверждает, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле.
Томас Гоббс Влияние на философию Локка
  • Наконец, следует признать ещё и третье влияние на Локка, а именно влияние Ньютона. Итак, в Локке нельзя видеть самостоятельного и оригинального мыслителя; при всех крупных достоинствах его книги в ней есть некоторая двойственность и незаконченность, происходящая от того, что он находился под влиянием столь различных мыслителей; оттого-то и критика Локка во многих случаях (например, критика идеи субстанции и причинности) останавливается на полпути.
Исаак Ньютон Философские учения
  • Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет своё определённое назначение. Назначение человека - познание и прославление Бога и благодаря этому - блаженство в этом и в ином мире.
Философские учения
  • Большая часть «Опыта» имеет теперь только историческое значение, хотя влияние Локка на позднейшую психологию несомненно. Хотя Локку как политическому писателю часто приходилось касаться вопросов нравственности, но специального трактата об этой отрасли философии у него нет. Мысли его о нравственности отличаются теми же свойствами, как и его психологические и гносеологические размышления: много здравого смысла, но нет истинной оригинальности и высоты. В письме к Молинэ (1696 год) Локк называет Евангелие таким превосходным трактатом морали, что можно извинить человеческий разум, если он не занимается исследованиями этого рода.
Педагогические идеи
  • Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт - рефлексию.
  • Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы - утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.
Педагогические идеи
  • Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):
  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
  • Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Педагогические идеи
  • Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.
  • Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика - вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.
Политические идеи
  • Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Право на собственность является естественным правом; при этом под собственностью Локк понимал жизнь, свободу и имущество, в том числе, интеллектуальную собственность. Свобода, по Локку, представляет собой свободу человека располагать и распоряжаться, как ему угодно, своей личностью, своими действиями... и всей своей собственностью». Под свободой он понимал, в частности, право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
  • Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
  • Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчётность короля и лордов закону).
  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
  • Государство создано для гарантии естественного права (жизнь, свобода, имущество) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на естественное право и на закон, должно быть организовано так, чтобы естественное право было надёжно гарантировано.
Политические идеи
  • Свобода, поясняет Локк, существует там, где каждый признается «владельцем собственной личности». Право свободы, таким образом, означает то, что в праве на жизнь лишь подразумевалось, присутствовало в качестве глубинного его содержания. Право свободы отрицает всякое отношение личной зависимости (отношение раба и рабовладельца, крепостного и помещика, холопа и хозяина, патрона и клиента). Если право на жизнь по Локку запрещало рабство как экономическое отношение, даже библейское рабство он истолковывал только как право хозяина поручить рабу тяжёлую работу, а не право на жизнь и свободу, то право свободы, в конечном счёте, означает отрицание политического рабства, или деспотизма. Речь идёт о том, что в разумном обществе ни один человек не может быть невольником, вассалом или прислужником не только главы государства, но и самого государства или частного, государственного, даже собственного имущества (то есть, собственности в современном понимании, отличающемся от понимания Локка). Человек может служить только закону и справедливости.
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
Основы правового государства По Локку, государство получает власть:
  • Издавать законы, определяющие размер наказаний за различные преступления, то есть власть законодательную;
  • Наказывать преступления, совершаемые членами союза, то есть власть исполнительную;
  • Наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами, то есть право войны и мира.
  • Всё это, однако, даётся государству единственно для охранения достояния граждан.
Основы правового государства Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:
  • Она не имеет абсолютной, произвольной власти над жизнью и имуществом граждан. Это следует из того, что она облечена лишь теми правами, которые перенесены на неё каждым членом общества, а в естественном состоянии никто не имеет произвольной власти ни над собственной жизнью, ни над жизнью и имуществом других. Прирождённые человеку права ограничиваются тем, что необходимо для охранения себя и других; большего никто не может дать государственной власти.
  • Законодатель не может действовать путём частных и произвольных решений; он должен управлять единственно на основании постоянных законов, для всех одинаковых. Произвольная власть совершенно несовместна с существом гражданского общества, не только в монархии, но и при всяком другом образе правления.
  • Верховная власть не имеет права взять у кого бы то ни было часть его собственности без его согласия, так как люди соединяются в общества для охранения собственности, а последняя была бы в худшем состоянии, нежели прежде, если бы правительство могло распоряжаться ею произвольно. Поэтому правительство не имеет и права взимать подати без согласия большинства народа или его представителей.
  • Законодатель не может передавать свою власть в чужие руки; это право принадлежит одному только народу. Так как законодательство не требует постоянной деятельности, то в благоустроенных государствах оно вверяется собранию лиц, которые, сходясь, издают законы и затем, расходясь, подчиняются собственным своим постановлениям.
Основы правового государства
  • Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому оно вручается постоянным органам. Последним большею частью предоставляется и союзная власть («federative power» , то есть право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы. Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества.
  • Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной.

Cлайд 1

Cлайд 2

Родился Джон Локк 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Воспитывался он в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовавшей в стране английской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I. В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.

Cлайд 3

1632 г. - Джон Локк родился в Сомерсете, Англия. 1642 г. - Начало гражданской войны в Англии. Отец Локка покидает дом, чтобы присоединиться к сторонникам Парламента. 1647–1652 гг. - Учеба в школе при Вестминстерском аббатстве. 1652 г. - поступает в колледж Христовой церкви в Оксфорде, где позже становится преподавателем. 1663 г. - Локк пишет, но не публикует, свой труд «Естественный закон». 1665 г. - член дипломатической миссии Англии в Бранденбурге. 1667 г. - поступает на службу к лорду Эшли (позже - граф Шефтсбери). 1668 г. - выбран членом Королевского общества, первого великого научного учреждения. 1675 г. - предпринимает путешествие во Францию. 1683 г. - после вступления на престол Якова II Локк бежит в Голландию. 1689 г. - после вступления на престол Вильгельма Оранского возвращается в Англию. Публикует свой труд«Опыт о человеческом разумении». 1691 г. - уходит от дел и переезжает жить к лорду и леди Мешэм в Эссекс. 1704 г. - смерть Локка. Он погребен в церкви деревни Хай-Лэвер. Хронология жизни Локка

Cлайд 4

«Элементы натуральной философии», «Опыт о веротерпимости», «Два трактата о государственном правлении», «Некоторые мысли о воспитании», знаменитый трактат «Опыт о человеческом разумении». Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Ряд работ был издан Локком под чужими именами (он всегда опасался, что его может постичь судьба Олжернона Сиднея, повешенного во времена Карла II за то, что в его бумагах нашли рукопись «Рассуждения о правительстве», где защищалась теория общественного договора). Духовное наследие Локка весьма впечатляет. В число трудов, написанных им, входят:

Cлайд 5

Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление (направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания)в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.

Cлайд 6

Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях.

Cлайд 7

Локк подразделяет все идеи (представления на простые и сложные.) Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Таким путем, по Локку, образуются даже самые сложные, абстрактные идеи. Идеи по Дж. Локку

Cлайд 8

Локк был одним из первых философов, рассмотревших чувственные восприятия, вызванные внешним миром, как исходный момент всей психической жизни. Это одно из основных положений материалистической теории познания. Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции).

Cлайд 9

мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга. Можно выделить следующие основные положения философии Джона Локка:

Cлайд 10

Английский философ-эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Джон Локк был уверен, что сознательным воздействием на разум и душу человека можно добиться от него чего угодно: человек в его представлении был некой tabula rasa – чистой доской, на которой образование и воспитание пишут свои письмена.

Слайд 2

План

1. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства. 2. Интерпретация равенства. 3. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении” 4. Проблема веротерпимости Заключение

Слайд 3

ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия - 28 октября 1704, Эссекс, Англия) «Причина, по которой люди создают общество,- сохранность их собственности»

Слайд 4

Конструкция “естественного права” и концепция происхожде- ния государства.

Политические взгляды Локк обосновывал учениями о естественном праве и общественном договоре. взаимная доброжелательность (т.к. каждому хватало земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность) Естественное состояние людей частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей.

Слайд 5

Обосновывающая учение об общественном договоре теория естественного права содержалась в незавершенном наброске “Опытов о законе природы”. «Никаких политико-моральных врожденных идей нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей» В этой работе: свободная воля господа (источник благочестивых социально значимых моральных предписаний) естественный закон самосохранения (необходимо возникший) конкурируют Победа законов природы т.к. требования человеч. природы диктуют все «Первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества»

Слайд 6

Соотношение естественного и общественных состояний в философии Локка:

Общество сложилось или складывалось до появления государства; Государство призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их; Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация; Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию.

Слайд 7

Интерпретация равенства

естественное равенство постепенное развитие неравных способностей и задатков разные возможности перспективы “...Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его”

Слайд 8

Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Равенство, как его трактует Локк Суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физич. силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами. РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРИТЯЗАНИЙ. “равенство без уравнивания” Классовое неравенство вполне нормальное явление, объяснимое различной эффективностью личного труда ввиду неравенства людских талантов.

Слайд 9

Три (прирожденных) права личности

право на жизнь, свободу и собственность образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу. Право на свободное распоряжение собственностью выступает при этом как итоговое, результирующее, а право на свободу и жизнь - как предпосылка. Труд, нацеленный на достижение индивидуального благополучия и выгоды Определяющая форма человеческой жизнедеятельности, которая в первую очередь имеет ввиду право на жизнь

Слайд 10

Проблема веротерпимости

“Опыты о законе природы “ истинной моралью считалась та, что заложена в божьих заповедях “Опыт о человеческом разумении” “Разумность христианства” Оправдать веру могло бы только соотнесение ее с подлинной моралью Для возникновения морали в боге нет необходимости, хотя для ее укрепления вера в бога может пригодиться.

Слайд 11

Локк сторонник идеи отделения церкви от государства. Сторонник веротерпимости,однако советует не предоставлять полноты гражданских прав католикам и атеистам. Что касается общего принципа веротерпимости, то он соответствовал политической линии нового режима на прекращение религиозных распрей.

Слайд 12

Заключение

Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип «Разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную. Ограничивает человека естественный закон, который гласит, что “никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе”. Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Поэтому власть правителя, полученная на основе” договора”, не может быть абсолютной. Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона. Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности класса, от имени которого он выступал.

Слайд 13

Литература

История политических и правовых учений. Часть 1 / Под ред. О.Э.Лейста.-М.: Юридическая литература,1997. Шляхтун П.П. Політологія (теорія та історія політичної науки)- К.:Либідь, 2002. Политическая концепция в учении Джона Локка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/C1EC5D0B8F814D608674DCFABBE0274D Джон Локк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_30.php Джон Локк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikiquote.org/wiki/Джон_Локк

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление (направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания)в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление (направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания)в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.

Слайд 6

Описание слайда:

Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Можно выделить следующие основные положения философии Джона Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Слайд 10

Выполнила:
студентка 1 курса
факультета Менеджмента и Маркетинга
специальности 073
группы 6.03.073.010.17.1
Михайлова Е. С.
Проверила:
кандидат социальных наук, доцент
Жеребятникова И.В.
Харьков 2017

Цель моей работы:
Ознакомить слушателей с английским педагогом и
философом Джоном Локком, его философскими
идеями. Донести важную роль и вклад в мировую
культуру выдающегося философа.

План: 1. Краткая биография философа. 2. Философское учение Локка. 3. Основные философские труды. 4. Философия познания. 5.

Краткая биография

Выдающийся
английский философ,
педагог, ученый, врач и
политик родился в
семье состоятельного
адвоката. Джон Локк
окончил Оксфордский
университет, в котором
позже стал профессором
греческого языка и
риторики.
Рис.1 Оксфордский университет

Краткая биография

Значительным
философским
достижением
философа было его
учение о познании,
которому он посвятил
свое главное
произведение:
"Очерки о
человеческом разуме".

Философское учение Локка

воплотило в себя
основные черты философии Нового времени:
противостояние схоластики, ориентированность
знания на связь с практикой.
Целью его философии является человек и его
практическая жизнь, что нашло своё выражение в
локковских концепциях воспитания и социального
устройства общества. Назначение философии он
видел в выработке средств для достижения
человеком счастья.
Локк разработал основанный на чувственных
восприятиях истод познания и систематизировал
эмпиризм Нового времени.

Основные философские труды

«Два трактата о правлении»
«Опыты о законе природы»
«Письма о веротерпимости»
«Мысли о воспитании»

Философия познания

Главным орудием познания Локк считает разум,
который «ставит человека выше остальных
чувствующих существ».
Предмет философии английский мыслитель
видит
прежде
всего
в
исследовании
закономерностей
человеческого
разумения.
Определить возможности человеческого разума, и,
соответственно, определить те области, которые
выступают в качестве естественных пределов
человеческого познания в силу самой его
структуры, значит направить усилия человека на
решение
реальных
проблем,
связанных
с
практикой.

Философия познания

Единственным объектом человеческого мышления
является идея. В отличие от Декарта, стоявшего на
позиции «врождённости идей», Локк утверждает, что
все без исключения идеи, понятия и принципы (как
частные, так и общие), которые находим в
человеческом уме, берут своё начало в опыте, а в
качестве одного из важнейших источников их служат
чувственные впечатления. Такая познавательная
установка получила название сенсуализма.
Сенсуализм - направление в теории
познания, согласно которому ощущения и
восприятия - основная и главная форма
достоверного познания.

Философия познания

Фундаментальная для всей эмпирической
философии мысль о том, что опыт столь
неотделимый предел всякого возможного
познания.
Опыт состоит из внешнего и внутреннего:
1) мы чувствуем материальные объекты
2) воспринимаем деятельность нашего ума,
движение наших мыслей.
Наше познание может простираться так далеко,
насколько это позволяет нам опыт

Философия познания

ИДЕИ
Простые
Простые идеи служат
материалом всего нашего
знания; они образуются
посредством ощущений и
размышлений. От
соединения ощущения с
рефлексией возникают
простые идеи чувственной
рефлексии, например,
удовольствия, боли, силы и
др.
Сложные
Чувства сначала дают толчок
к рождению единичных
идей, и, по мере того, как
разум осваивается с ними,
они помещаются в памяти.
Соответственно, сложные
идеи возникают, когда
простые идеи обретают
более высокий уровень за
счёт действий человеческого
разума.Локк стал одним из основателей «Договорной»
теории происхождения государства.
Именем Джона Локка назван один из ключевых
персонажей культового телесериала «Остаться в
живых».
Также фамилию Локк в качестве псевдонима взял
один из героев цикла фантастических романов
Орсона Скотта Карда «Игра Эндера». В русском
переводе англоязычное имя «Locke» неверно
передано как «Локи».
Фамилию Локк носит главный герой в фильме
Микеланджело Антониони «Профессия: репортер»
1975 года и главный герой одноименного фильма 2013
г. выпуска (реж. Стивен Найт) в исполнении Тома
Харди.

Литература:

1. Блауг М. Локк, Джон // 100 великих экономистов до Кейнса =
Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of
one hundred great economists of the past. - СПб.: Экономикус, 2008.
- С. 175-177. - 352 с. - (Библиотека «Экономической школы», вып.
42). - 1 500 экз. - ISBN 978-5-903816-01-9.
2. Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк,
Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. -
1985. - № 4. - С. 98-109.
3. Локк, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Локк Джон / Субботин А. Л. // Куна - Ломами. - М. : Советская
энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] /
гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 14).
4. Нуреев Р. М. Теоретические основы критики меркантилизма.
Дж. Локк // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах /
Гл. ред. В. Н. Черковец. - М.: Мысль, 1987. - Т. I. От зарождения
экономической мысли до первых теоретических систем
политической жизни. - С. 414-418. - 606 с. - 20 000 экз. - ISBN 5244-00038-1.

Рекомендуем почитать

Наверх